Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения эффекта близнецовости в развитии самосознания близнецов дошкольного возраста 8
1.1 Эффект близнецовости как клинико-психологический феномен 8
1.2 Самосознание у детей дошкольного возраста 15
1.3 Особенности развития самосознания близнецов дошкольного
возраста 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самосознания близнецов дошкольного возрастного периода 32
2.1 Программа эмпирического исследования. Описание и обоснование
методов исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
особенностей развития самосознания близнецов в дошкольном
возрасте 35
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Актуальность рассматриваемой проблемы обоснована тем, что в ней рассматриваются важные вопросы, имеющие высокую значимость, как для психологической науки, так и для общества в целом, - аспекты развития личности. Можно с уверенность говорить о том, что исследование развития самосознания личности является очень многогранной, важной и сложной задачей психологической науки и проблема самосознания неоднократно выступала предметом обсуждения и споров в научных сообществах, как в отечественных, так и зарубежных. Несмотря на это, в современном мире, значимость и интерес к данной проблематике как никогда высок, это происходит из-за актуализации вопроса относящегося к свободе личности, который тесно связан с гуманизацией прав человека, человеческого познания и социальных связей. Следует также отметить популяризацию значимости заботы о психическом здоровье в современном обществе, которое движется быстрыми темпами в понимании важности обращения внимания не только на свое физическое состояние.
Самосознание является сложным психологическим явлением, и, в свою очередь, выступает центральным образованием психики, а также ведущим фактором формирования и развития личности. Самосознание - сравнительно стабильная система установок и представлений о самом себе, осознания себя, своего места, своих телесных и психологических ощущений. Оно связано со всеми психическими компонентами личности и определяет все формы общения, деятельности, поведения и т.д. Способность самоосознавать себя начинает формирование в раннем детстве, и на протяжении всей жизни эта система развивается, расширяется и изменяется. Естественно, самосознание выходит из сознания, развитие которой происходит в ходе взаимодействия человека с социумом.
Необходимо отметить, что проблема понимания самосознания, как психологического феномена, в отношении определения и представления особенностей его структуры, у различных представителей психологической науки имеет самобытный и исключительный характер, в котором он понимается и интерпретируется.
В отечественной науке, изучением данной проблематики занимались по- настоящему выдающиеся авторы, такие как В.В. Столин, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркина и многие другие. Зарубежная литература, так же богата исследованиями, разрабатывающие данную проблематику, такие ученные как У. Джеймс, К. Роджер, Р. Бернс, Э. Эриксон, касались вопроса самосознания личности.
Различные возрастные периоды характеризуются определенными особенностями самосознания. Дошкольный возраст выступает важнейшим периодом для формирования и развития личности, а именно для осознания самого себя, как отдельного и отличного от других субъекта, который имеет свои потребности и отличается от других субъектов. В этом возрасте ребенок осознает факт своего существования, поэтому значение дошкольного возраста и правильно сформированные основы для формирования и развития самосознания, имеют несомненную важность для дальнейшего развития [33,36,37,64].
Психологическая природа близнецов, вызывает невероятный интерес в научном сообществе. На современном этапе существует достаточное количество исследований близнецов, такие ученые, как А.Р Лурия. Т.А. Пантелеева, Т.М. Марютина, Б.И. Кочубей. Н.М. Зырянова, С.Б. Малых, и др. занимались разработкой данного вопроса [64,74].
Близнецовая ситуация развития или же «Эффект близнецовости» в значительной степени определяет собой, особенности развития самосознания у близнецов-дошкольников. Стоит отметить, что в первую очередь феномен «Эффекта близнецовсти» выступает как специфическая социальная ситуация развития. Само становление и развитие дошкольников в данной особой ситуации развития, определяется и обуславливается определенным положением близнецов по отношению к друг другу, а именно нахождении в одном периоде психического развития, а также физического. Неизменное пребывание в обществе друг друга, непрерывное взаимодействие, переживание примерно похожего опыта у близнецов дошкольного возраста, определяет понимание себя как не отдельной личности, а единого целого со своим близнецом. Эти особенности, несомненно, значительно влияют, на выделение собственного Я, и развития самосознания в целом.
Психолог Р. Заззо, значительно внесший вклад, в понимание проблематики близнецов, акцентирует свое внимание на том, что близнецы зачастую склонны иметь довольно тесное и близкое взаимодействие, которые нехарактерно для «сиблингов» разного пола и возраста. Именно такие тандемные, тесные и близкие взаимоотношения у близнецов, называют «Эффект близнецовости», следствием которого выступает понимание себя, как единого целого, и отождествлением себя с другим близнецом, и это оказывает сильное воздействие на развитие из самосознания.
Актуальность нашей работы, заключается в исследовании влияния эффекта близнецовости на развитие самосознания у близнецов дошкольного возраста.
Цель: изучить эффект близнецовости в развитии самосознания
близнецов дошкольного возраста.
Объект исследования: самосознание у близнецов-дошкольников.
Предмет исследования: эффект близнецовости в развитии
самосознания близнецов дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ категории самосознания в психологии и эффекта близнецовости как клинико-психологического феномена;
2. Изучить особенности самосознания близнецов дошкольного возраста;
3. Определить роль эффекта близнецовости в развитии самосознания близнецов дошкольников;
4. Спланировать и провести эмпирическое исследование особенностей влияния эффекта близнецовости на особенности развития самосознания у близнецов дошкольного возраста;
5. Выявить возможные особенности самосознания в зависимости от ди- и монозиготности, половой принадлежности и очередности рождения близнецов дошкольного возраста;
6. Разработать коррекционно-развивающую программу развития самомознания близнецов дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Методы анализа литературы: сравнительный метод, обобщение, классификация.
2. Методы психологического обследования: беседа, наблюдение, эксперимент:
1. Стандартизированное наблюдение за игровой и совместной деятельностью близнецов.
2. «Методика выявления содержания и функционирования образа самого себя у детей дошкольного возраста» И.Т. Димитрова, разработанная для изучения когнитивного (знание о себе) и аффективного (отношение к себе) компонентов образа самого себя у детей 3-7 лет.
3. Методика изучения самооценки В.Г. Шура - «Лесенка», в которой детям предлагалось оценить самого себя и поставить на определенную ступеньку, так как бы он себя поставил, как поставила бы воспитательница, а также мама с папой.
3. Математические методы обработки данных: использование пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS. Метод однофакторного дисперсионного анализа - ANOVA. Метод факторного анализа главных компонентов с применением Varimax-вращения, с целью построения факторной модели.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существуют различия в развитии самосознания у ди- и монозиготных близнецов.
2. Вероятно, существуют различия в самосознании близнецов дошкольного возраста в связи с очередностью рождения.
Теоретико-методологические основания исследования: культурно-исторический подход, раскрывающий роль социальной ситуации в развитии ребенка Л.С. Выготский, концепция самосознания дошкольника В. В. Столин, Е. Т. Соколова, М. И. Лисина, близнецовые исследования Р. Зазо.
Эмпирическая база исследования: в данной работе, были исследованы сто близнецов дошкольного возраста, с письменного согласия родителей. Средний возраст исследуемых - 6 лет 4 месяца. Выборка представлена 84 дизиготными близнецами и 16 монозиготными близнецами.
Целью выпускной квалификационной работы выступало изучение особенностей влияния близнецовой ситуации развития и эффекта близнецовости на развитие самосознания у близнецов дошкольного возраста.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы такие категории как: эффект близнецовост», близнецовая ситуация развития, самосознание, самосознание в дошкольный возрастной период.
Таким образом, на основании теоретико-методологического анализа литературы получены достоверные результаты о том, что эффект близнецовости в близнецовой ситуации развития дошкольников влияет на развитие самосознания.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Воздействие «эффекта близнецовости» проявляется в формировании самосознания близнецов и их личностных психологических черт. Это явление обусловлено тем, что главнейшей проблемой формирования самосознания у близнецов дошкольников выступает их взаимосвязь. Отделение образа «Я» от «Мы», происходит значительно труднее, нежели чем у одиночнорождённых. Также возможно приписывание своих качеств и свойств близнецу, называние себя общим именем, иногда даже смешивание событий, происходящих у разных близнецов. Эти факты вызывают невероятное затруднение в процессе индивидуализации, развитии самосознания и выделении собственного образа «Я».
2. Формирование образа «Я» отличаются у монозиготных и дизиготных близнецов. Монозиготные пары показали более высокие показатели, в сравнении с дизиготными. В связи с эффектом близнецовости идентичные близнецы, более аргументированно высказывают ожидания относительно своего результата в сравнении со сверстниками, опираясь на возраст и прошлый опыт, также, следует отметить, что эмоциональные проявления при высказывании и аргументации прогноза у них более спокойные, открытые в сравнении с дизиготными сверстниками, при этом отношение к отрицательным оценкам взрослого, у монозиготных приобретает характер выраженной чувствительности, обидчивости, в отличии от дизиготных, которое ближе к поверхностно отрицательным эмоциям.
3. В связи с особой ситуацией развития и влияния эффекта близнецовости в близнецовой паре формируется определенный тип взаимодействия, в котором один из близнецов занимает главенствующую позицию, второй же находится на втором месте. Часто бывает, что ведущим становится близнец рожденный первым. Выявлено, что уровень притязаний выше у перворожденных близнецов. При этом также определено, что близнецы, рожденные вторыми, сильнее переживают свои собственные неудачи.
4. Определены факторы, оказывающие значительное влияние на близнецов дошкольников, находящихся в особой близнецовой ситуации развития.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы о том, что эффект близнецовости оказывает влияние на развитие самосознания у монозиготных близнецов, а также, гипотеза о том, что очередность рождения, оказывает влияние на особенности развития самосознания у близнецов дошкольного возраста, подтверждены, цель работы достигнута.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 288 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Развитие и воспитание личности. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2007. 546 с.
3. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека. М., 2004. 190 с.
4. Бернс Р. Развитие я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
5. Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
7. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 108-117.
8. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-125.
9. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология. М.: Просвещение, 2013. 335 с.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
11. Выготский Л.С. Лекции по педологии. И.: Удмуртский университет, 2001. 304с.
12. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста. Психология. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. 1006 с.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2001. 366 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982¬1984. 467 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Просвещение,
1997. 323 с.
17. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2003. 503 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2003. 1134 с.
20. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо: Юрайт, 2015. 352 с.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. Ребенок в семье. М.: АСТ, Времена, 2020. 159 с.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. О воспитании ребенка: беседа и ответы на вопросы. М.: АСТ, 2020. 158 с.
23. Джеймс У. Психология. М.: Гаудеамус: Акад. Проект., 2011. 316 с.
24. Джеймс У. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001. 150 с.
25. Егорова М.С., Черткова Ю.Д. Академическая успеваемость близнецов и одиночно рожденных детей: кросс-культурное исследование. Психологические исследования, 2016. Том 9, № 48.
26. Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Динамика близнецовой рождаемости в России. Психологические исследования, 2010, №. 5.
27. Зверева Н. В., Т. Г. Горячева. Клиническая психология детей и подростков. М: Академия, 2015. 270 с.
...