Глава 1 Теоретико - методологические основания изучения агрессивного поведения студентов в контексте социально¬психологической адаптации 7
1.1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, его причин и
проявлений 7
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у лиц юношеского
возраста 12
1.3. Взаимосвязь социально - психологической адаптации и агрессивного
поведения 17
Глава 2 Эмпирическое исследование агрессивного поведения в контексте социально - психологической адаптации студентов 27
2.1 Организация и методика исследования 27
2.2 Результаты эмпирического исследования агрессивного поведения в
контексте социально - психологической адаптации студентов 32
2.3 Программа тренинга социально - психологической адаптации
студентов 52
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 73
Актуальность выбранной нами темы обусловлена интересом не только клинических психологов, но и юристов, социологов, работников медицинской сферы, педагогов. В настоящее время агрессивное поведение все чаще проявляется в конфликтных ситуациях в школах, колледжах, университетах. Способы решения спорных вопросов всерьез насторожили педагогов. Работники правоохранительных органов изучают рост преступлений против личности, работники медицинской сферы - заболевания, как психические, так и соматические. Социологов волнуют социальные причины агрессивного поведения. Важной особенностью подросткового и юношеского возраста является эмоциональная неустойчивость. Как известно, этот возраст является сложным и трудным, агрессивность на данном этапе выступает в роли средства самоутверждения. На сегодняшний день большое количество работ посвящено изучению подросткового возраста, но юношеский возраст также требует особого внимания. Парни и девушки склонны вести себя вызывающе и демонстративно. Их поведение имеет социальный характер действий - это проявляется в отсутствии уважения к старшему поколению, хулиганстве, вандализме и т.д. Описанная выше ситуация не приемлема для общества и настораживает. В данной работе мы рассмотрим агрессивное поведение, касающееся юношеского возраста, а конкретно - студентов. Для предотвращения и корректировки агрессивного поведения нужно для начала выявить причины агрессии. Важно учесть, что при сложности и множестве понятий «агрессия» и «агрессивное поведение» ни одно из них не может быть общеупотребительным и исчерпывающим. Отечественные и зарубежные авторы, такие как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Е.Ф. Рыбалко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие другие относят юношеский возраст к разряду периодов с устойчивым эмоциональным и интеллектуальным развитием. Однако, исследования последних лет (Р. Вельдер, Г.Шихи, Ф. Райе, М.С Калистратова, А.А. Реан и другие) показывают, что проблема агрессивного поведения не менее актуальна в юности.
Проблема агрессивного поведения рассмотрена в работах Бэрона Р., Лоренца К., Паренса Г., Можгинский Ю. Б.
Проблема социально-психологической адаптации студентов изучены в работах Алехина И. В., Архипова А.А., Беребина М. А., Бисалиева Р. В., Кузьминой В. М.
В.А. Аверин убежден в том, что агрессия свойственна каждому человеку, так как это инстинктивная форма поведения, цель которой - самозащита и выживание. Многие факторы влияют на проявление агрессии: возраст, индивидуальные особенности, социальные факторы. Но важную роль в формировании агрессивного поведения личности играет социальное окружение.
Таким образом, чрезмерное проявление агрессивного поведения в юношеском возрасте является настораживающим фактором, т.к. негативно сказывается на взаимодействии с родными, друзьями, накладывает отпечаток на учебный процесс и индивидуальное развитие.
Цель исследования: изучение особенностей проявления агрессивного поведения студентов в контексте социально- психологической адаптации.
Объектом исследования является агрессивное поведение студентов.
Предметом исследования - особенности проявления агрессивного поведения у студентов в контексте социально - психологической адаптации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления агрессивного поведения у студентов;
2. Проанализировать роль агрессивного поведения студентов в контексте социально - психологической адаптации;
3. Спланировать и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения студентов в контексте социально - психологической адаптации.
4. Выявить взаимосвязи агрессивного поведения с параметрами социально-психологической адаптации студентов.
5. Предложить программу психологического тренинга для снижения агрессивного поведения студентов и повышения параметров социально-психологической адаптации.
Теоретико-методологические основания исследования:
культурно-исторический подход Л.С. Выготский, нейропсихологический подход Т.В. Ахутиной, когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Гипотеза исследования основана на следующем предположении: Существует взаимосвязь между агрессивным поведением и характеристиками социально-психологической адаптации студентов.
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;
2. Эмпирические методы: анкетирование;
3. Психологическая диагностика, опросник склонности к агрессии Басса - Перри, опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса, Методика «Шкала социально - психологической адаптивности» К. Роджерса и Р. Даймона;
4. Методы математико-статистической обработки данных однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, корреляционный анализ Спирмена.
5. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS. 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе АлтГУ г. Барнаула. В исследовании приняли участие 72 студента 1 курса института гуманитарных наук в возрасте от 17 до 20 лет.
В ходе данной выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические и эмпирические работы, посвященные изучению агрессивного поведения и адаптации студентов. Были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь были операционализированы понятия «Агрессивность» и «Агрессивное поведение», которые рассматривались нами в контексте адаптации студентов к новым условиям.
Проведенный нами анализ литературы явился основанием для формулировки проблемы.
Наше исследование проводилось на выборке студентов, количество которых составило 72 человека. Возраст испытуемых от 17 до 22 лет. Возрастной диапазон подходит под понятие «юность». Именно поэтому в нашей работе юношеский и студенческий возраст являются равнозначными.
По результатам работы можем сделать следующие выводы:
1. Агрессивное поведение имеет прямое влияние на развитие личности, взаимодействие со сверстниками, родственниками и т.д., формирование профессиональных качеств. Агрессивность часто определяют, как личностную характеристику, которая приобретается и фиксируется в процессе личностного развития. Агрессивное поведение - это поведение, результатом которого является нанесение преднамеренного вреда. Целью является осуществление своих личных целей, желаний, интересов и др. Юношеское агрессивное поведение зачастую связано с эмоциями и особенностями социально-психологической адаптации.
2. В результате проведенного теоретического исследования было выявлено, что в результате проявления агрессивного поведения студенты испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, родственниками, окружающими. Это сказывается на адаптационном процессе студентов.
3. Мы выявили, что агрессивное поведение имеет определенную взаимосвязь с социально - психологической адаптацией. А именно, агрессивное поведение влияет на способность личности регулировать взаимодействие со средой. Студенты, показатели агрессивности которых выше допустимой нормы, имеют трудности с установлением коммуникативных связей в новой для него социальной среде. Трудности возникают и при адекватном восприятии предлагаемой социальной роли, также, происходит непринятие себя, других, появляются такие стратегии поведения как «бегство - избегание» и «уход от проблем». В связи с этим, проявление агрессивного поведения влияет на благоприятное течение социально - психологической адаптации студентов
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.
4. Исходя из результатов исследования нами была составлена программа тренинга социально - психологической адаптации для студентов, которая направлена на снижение уровня агрессивности путем тренировки межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия, развития способности адекватного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
Гипотезы, выдвигаемые в ходе работы, подтверждены, задачи выполнены, цель работы достигнута.
1. Аверин В.А. Психология личности / СПб: Изд-во Михайлова В.А.,1999. 89 с.
2. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. С. 366-368.
3. Алтынова Н.В., Панихина А.В., Анисимов Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. 2009. С. 99-103.
4. Андрющенко А.В. Алкогольная зависимость и депрессия: подходы к диагностике и лечению // Медицинский совет. 2016. № 19. С. 28-36.
5. Антипова Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2008. С. 52-56.
6. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. 2007. С.173-177.
7. Асланова Р.Ф., Рубашенко С.А. Условия успешной адаптации студентов. С. 159.
8. Бабаев Т. М., Каргина Н.В. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи // Акмеология. 2015. С. 54.
9. Бабаев Т. М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе // Вестник РУДН. 2014. С. 55-59.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /СПб. Прайм-Еврознак, 2001. С. 512.
11. Безусова Т.А. Пути организации компетентного подхода в сфере высшего профессионального образования. 2018. С. 137-141.
12. Беребин, М. А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. С 155.
13. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2007. 82-83 с.
14. Бочарникова Я. В. Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса // Первое сентября № 1. 2010. С. 138.
15. Буянова Г.В. К вопросу об исторических предпосылках создания института кураторства в вузе. 2018. С. 171-175.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Питер, 2001. С. 352.
17. Бютнер. К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М.: Просвещение, 1991. 144 с.
18. Варламова, А.Я. Школьная адаптация. 2-е изд., перераб. и доп. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. 204 с.
19. Величко Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже. 2012. С. 97-100.
20. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2008. 37-48 с.
21. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. 1984. 442 с.
22. Гончикова О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. 69-73 с.
23. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. С. 60-72.
24. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Академический проект. 2006. 336 с.
...