ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В
УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ 8
1.1 Проектный подход для реализации целей государственной политики .. 8
1.2 Программно-целевое планирование через национальные проекты 18
1.3 Анализ реализации национальных проектов 2005 года: проблемы и
возможные пути устранения 28
2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В РЕАЛИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 36
2.1 Характеристика применяемых в Алтайском крае национальных
проектов 36
2.2 Участие Алтайского края в реализации национальных проектов 41
2.3 Механизм финансовой поддержки Алтайского края в целях достижения
результатов федерального проекта 58
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ УМЕНЬШЕНИЯ В ЧАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 68
3.1 Трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях
реализации национальных целей развития 68
3.2 Особенности планирования и возможности реализации национальных
проектов в Алтайском крае 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Современный этап развития государственного управления характеризуется комплексным воздействием внутренних и внешних факторов, обусловливающих потребность поиска оптимальных и наиболее эффективных моделей управления. Возникновение нового формата общественных отношений требует внедрения новых, адекватных современным условиям, жизненных стандартов и целей. В то же время сложившиеся экономические условия, в которых оказалась Российская Федерация, диктуют необходимость внедрения инновационных методов государственного управления, развития территорий. В числе таких инструментов государственного и муниципального управления выступает проектный подход, нашедший свою реализацию в форме приоритетных национальных проектов. Внедрение проектного подхода для российской экономики имеет стратегическое значение, поскольку его применение способствует росту эффективности использования ресурсов, реализации целей модернизации экономики, стимулированию инновационной направленности, уменьшению уровня коррупции.
Приоритетные национальные проекты представляют собой инновацию государственного управления, внедренную инициативой Президента РФ. Курс на инвестиции в человеческий капитал был заложен в 2004-2005 годах, когда В.В. Путин своим Посланием Федеральному Собранию установил ряд социальных инициатив - ключевых аспектов государственной демографической политики, представляющих собой основу экономического курса в направлении повышения качества жизни граждан Российской Федерации. Указанные социальные инициативы Президента РФ послужили основой четырёх приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения и развития агропромышленного комплекса.
Итогом применения проектного метода в государственном управлении выступает наличие на настоящий момент уже двенадцати внедренных национальных проектов, разработка методологии достижения приоритетных целей посредством декомпозиции с общегосударственного уровня до уровня регионов и муниципалитетов.
Одновременно с этим, в реализации проектного подхода в Российской Федерации наблюдаются и негативные моменты, некоторые трудности, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления, население. Особенно актуальным в настоящее время является вопрос сохранения бюджетных ограничений, в условиях которых происходит реализация государственной политики посредством внедрения проектного управления.
Целью данной работы выступает выявление проблем планирования и реализации национальных проектов в условиях бюджетных ограничений.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
• рассмотреть теоретические аспекты применения проектного подхода для реализации целей государственной политики;
• изучить аспекты программно-целевого планирования через призму национальных проектов;
• провести анализ проблем реализации национальных проектов 2005 года;
• охарактеризовать применяемые в Алтайском крае национальные проекты;
• рассмотреть региональные проекты Алтайского края в рамках реализации национальных проектов;
• дать характеристику механизму финансовой поддержки Алтайского края в целях достижения результатов федерального проекта;
• выявить трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития;
• определить особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Алтайском крае.
Объектом исследования является государственная и региональная политика, предметом выступает реализация национальных проектов в условиях бюджетных ограничений.
Научная новизна работы заключается в осуществлении комплексного анализа внедрения проектного подхода в государственное управление через систему национальных проектов на материалах Алтайского края. Кроме того, для достижения целей исследования были сформулированы авторские определения понятий «проект», «проектное управление»
В целях исследования применяются такие методы, как анализ специальной и тематической литературы, законодательных и нормативных источников, методы статистического анализа, анализ и обобщение данных.
Для достижения цели данной выпускной работы, а именно выявления проблем планирования и реализации национальных проектов, нами были последовательно решены поставленные задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы применения проектного подхода в государственном управлении для реализации целей государственной политики. На основе анализа тематической литературы и с учетом поставленных в исследовании задач сформулировано определение понятия проектного подхода: это определенная система организации работы для решения конкретных проблем в условиях ограничения различных ресурсов (времени, финансов и т.д.). Также предложено авторское определение понятия проект: проект - это целенаправленное, управляемое мероприятие по изменению состояния системы или объекта, осуществляемое в условиях заданных ресурсных ограничений. Управляемость проекта подразумевает, что в отношении проекта происходят процессы планирования, организации и контроля, осуществляемые как изнутри, так и извне. Также в данной главе были изучены аспекты программно-целевого планирования через призму национальных проектов. В настоящее время приоритетные национальные проекты являются основным способом осуществления государственной политики, направленной на решение крупных социальноэкономических проблем. Выявлено, что в качестве механизма реализации приоритетных национальных проектов выступает формирование системы государственных программ, а именно федеральных целевых программ, региональных целевых программ и долгосрочных целевых программ.
Проведен анализ проблем реализации национальных проектов 2005 года. Определено, что на современном этапе процесс реализации национальных проектов осуществляется с учетом проблем и трудностей, возникших на предыдущих этапах внедрения проектного подхода, в частности, устраняются недочеты нацпроектов 2005 года. В связи с этим в настоящее время реализация национальных проектов осуществляется в несколько ином ключе: на более высоком уровне организовано правовое и методическое сопровождение реализации проектов, информированность населения о проектах выше, чем была на первом этапе, иначе организован механизм взаимодействия органов власти.
Во второй главе охарактеризованы применяемые в Алтайском крае национальные проекты и рассмотрены региональные проекты края, разработанные в рамках реализации национальных проектов. Выявлено, что регион в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 участвует в реализации всех 12 национальных проектов, в рамках которых разработано 52 региональных проекта. В целях организации проектной деятельности и эффективного взаимодействия с федеральным проектным офисом в субъектах создаются региональные проектные офисы. Анализ механизма финансирования края показал, что в целях достижения результатов федеральных проектов большая часть средств (97,42%), необходимых для реализации региональных проектов, поступит из федерального бюджета, также планируется привлечь внебюджетные источники и средства бюджетов края и муниципалитетов. Наибольший объем финансирования направлен на проекты «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные дороги».
В третьей главе выявлены трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития. При этом главной трудностью реализации национальных целей выступает существующие бюджетные ограничения, а также большой объем работы, который необходимо провести регионам для выстраивания эффективной и действенной системы проектов. Кроме того, существует необходимость повышения гибкости процесса реализации национальных проектов для своевременного реагирования на возникающие вопросы и искоренения формального отношения к насущным проблемам населения.
Далее были определены особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Алтайском крае. Выявлено, что планирование и реализация национальных проектов в Алтайском крае, как и в ряде других регионов, осуществляется с применением стандартов и методологии, разработанной Федеральным проектным офисом. Поскольку проектное управление в некотором смысле является новацией государственного управления, регионы, в том числе и Алтайский край, сталкиваются с некоторыми трудностями, в том числе с бюджетными ограничениями, необходимостью встраивания региональных проблем и особенностей в систему национальных проектов, сложностью долгосрочного и среднесрочного планирования в стремительно меняющихся условиях осуществления деятельности государственных органов и бизнеса. В то же время реализация национальных проектов позволяет региону решить системные проблемы социальной и экономической сферы, даёт возможность получить финансовую помощь федерального центра для решения ряда задач регионального управления.
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204// Собрание законодательства Российской Федерации. 2018.
2. Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума: поручение Президента Пр-1366 от 15.05.2015// Собрание законодательства Российской Федерации. 2015.
3. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Финансовая
поддержка семей при рождении детей»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития
Алтайского края. 2018.
4. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от
14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
5. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Разработка и
реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт
Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
6. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
7. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Борьба с
сердечно-сосудистыми заболеваниями»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития
Алтайского края. 2018.
8. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Борьба с
онкологическими заболеваниями»: протокол заседания Совета при
Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития
Алтайского края. 2018.
9. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
10. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Развитие
детского здравоохранения Алтайского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт
Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
11. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Алтайского края квалифицированными кадрами»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от
14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
12. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Алтайского края на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
13. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Развитие экспорта медицинских услуг»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от
14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
14. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Жильё»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018.
15. Паспорт регионального проекта Алтайского края «Формирование комфортной городской среды»: протокол заседания Совета при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и приоритетным проектам от
14.12.2018 №2 // Официальный сайт Минэкономразвития Алтайского края. 2018...