ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ - ОСНОВА
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ 8
1.1 Историография развития предпосылок появления национальных
проектов 8
1.2 Значение проектного подхода для реализации государственных
программ 19
1.3 Планирование среднесрочного федерального бюджета с помощью
национальных проектов 29
2 ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ С 2019-2024 ГГ 38
2.1 Распределение национальных проектов по государственным программам
в Алтайском крае 38
2.2 Формы и объемы финансирования национальных проектов в Алтайском
крае 71
3 ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ... 86
3.1 Возможные риски реализации региональных проектов в рамках
правительственных национальных проектов 85
3.2 Риски реализации национальных проектов в Алтайском крае 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102
В настоящее время в Российской Федерации приоритетной задачей бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств. Известно, что основа эффективного использования бюджетных ресурсов закладывается уже на стадии планирования расходов бюджета и зависит от метода бюджетной политики в бюджетном процессе.
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие началось в XX в., когда появилась необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью
регулирования рынка. Программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социальнокультурных организаций, органов управления экономикой страны и регионов, находит применение в мировых экономических, социальных,
природоохранных процессах.
В отличие от предыдущих этапов реформ, которые в основном предполагали внедрение стандартизируемых правил и механизмов, основной тенденцией текущего этапа, является повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе на основе внедрения программно-целевого планирования бюджета
Повышение роли программно-целевых методов планирования в государственном управлении обуславливает ориентиры самого управления на достижение конкретных результатов. При этом важным инструментом выступают целевые программы, которые позволяют в рамках организации программно-целевого планирования сконцентрировать усилия на реализации стратегии социально-экономического развития страны.
Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и принятия органами управления (с привлечением участников, исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением возникшей проблемы.
В современных условиях целевые программы выступают в качестве инструмента, который обеспечивает скоординированное развитие разных подсистем (экономической, социально-демографической, экологической).
Метод программно-целевого управления является одним из главных средств осуществления региональной политики и представляет собой систему централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития, активно влияющих на формирование территориальной структуры хозяйства. Использование программ (проектов) позволяет согласовать и скоординировать действия участников на достижение единой общей цели [15, с. 21].
В России доминирующую роль при использовании программно-целевых методов играют проблемы балансирования бюджета. Нацпроекты - это не только инструменты реального повышения качества жизни граждан, но и своего рода форма планирования и полигон по применению современных программно-целевых методов бюджетного финансирования, технологий эффективного использования государственных средств на стратегически значимых направлениях.
Актуальность темы исследования. Особенности Российской Федерации, такие, как масштабность территории и региональное многообразие, требуют от государства активной деятельности по устранению различий в национальном экономическом пространстве и созданию условий для устойчивого инновационного развития регионов, муниципальных образований и страны в целом. Поэтому роль программно-целевых методов в управление национальной и региональной экономикой будет неуклонно возрастать.
Процессы мировой экономической интеграции, глобализации, вовлекающие в свою орбиту разные страны, регионы, организации, социальные группы, могут быть скоординированы, упорядочены только на основе применения программной методологии.
Высокая актуальность и недостаточный уровень разработки проектного управления с помощью национальных проектов обусловили выбор темы диссертации, постановку ее цели, задач, объекта и предмета исследования.
Целью диссертационного исследования является всесторонний анализ национальных проектов России, как одной из форм государственного управления и инструментов программно-целевого планирования, а так же выявление рисков и проблем их реализации на региональном уровне.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• изучить историю развития национальных проектов, как инструмента стратегического управления;
• выявить суть проектного подхода для реализации государственных программ;
• рассмотреть планирование среднесрочного федерального бюджета с помощью национальных проектов;
• изучить особенности реализации приоритетных национальных проектов, формы и объемы их финансирования на уровне Алтайского края;
• выявить основные риски и проблемы реализации национальных проектов на региональном уровне.
Объект исследования - национальные проекты в системе программно-целевого планирования.
Предметом исследования являются национальные проекты, как форма государственного управления регионами и национальной экономикой.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды, публикации российских и зарубежных ученых, экономистов в области экономической теории, менеджмента, региональной экономики и бюджетного федерализма, диссертационные и монографические исследования, методические рекомендации научно-практических конференций и семинаров по проблемам программно-целевого планирования и управления экономикой на региональном уровне.
Информационно-аналитическую базу магистерской диссертации составили нормативно-законодательные акты и материалы Министерства экономического развития Алтайского края.
К основному положению научной новизны, раскрытому в диссертации, относится дополнение понятийного аппарата в категории «проектный подход».
В работе использовались методы: сравнительный анализ,
расчетно-аналитический, нормативный, статистический и иные методы, которые позволили с максимальной полнотой проанализировать теоретические и практические аспекты по теме исследования.
Работа имеет классическую структуру: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение и список литературы.
Роль приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития России состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.
Основная цель реализации национальных проектов - эффективность и результативность государственных вливаний, обеспечивающих качественный рывок не только в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и жилья, но и структурные сдвиги в экономике регионов в целом, снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов.
Сложившаяся финансово-экономическая ситуация, модернизация экономики и придание ей инновационного направления, реализация стратегий социально-экономического развития территорий, повышение уровня и качества жизни населения, поиск и внедрение эффективных моделей государственного управления, отвечающих современным вызовам и условиям хозяйствования побудили руководство Российской Федерации сделать приоритетом широкое внедрение проектного подхода как перспективного направления в управлении, который активно используется бизнес-сообществом и все шире применяется в государственной сфере деятельности различных стран.
Развитие проектного подхода, как перспективной формы управления, базируется на методологии и использовании инструментария менеджмента, в котором основой выступает понятие проекта, включающего содержательную характеристику предмета и объекта управления.
Проектный подход формируется на теории менеджмента, маркетинга, психологии и ряда других наук. Применение этого направления помогает в выработке правильного управленческого решения. Грамотное использование инструментария проектного менеджмента позволяет сформировать комплексную методологию реализации проектного подхода, постепенно реализовывать конкретные пути и средства, с помощью которых он может быть решен.
Базовой единицей, на которой строится проектный подход, является понятие проекта.
Сегодня существует немало определений понятия «проект».
К настоящему времени сложилось несколько принципиальных подходов к трактовке понятия «проект». Объединяющей чертой для всех определений является набор уникальных возможностей и ограничений, стремление к образованию системы, с помощью которых проявляется нацеленность на результат.
Большое значение имеет понятие проектного подхода.
Общей чертой всех имеющихся на сегодняшний день определений является рассмотрение проектного подхода, как формы управленческой деятельности. Однако, на наш взгляд, проектный подход заключается, прежде всего, в проектировании - выборе целей и приоритетов, формировании проектов, и лишь затем - в проектном методе организации деятельности, иначе говоря - в управлении проектами. На основе этого, мы сформулировали определение проектного подхода, которое наиболее точно отражает его содержание: «это уникальная совокупность действий, элементов, процессов, разворачивающихся и осуществляемых в течение ограниченного, заранее определенного промежутка времени, и направленных на достижение установленных целей и конечных результатов в данной конкретной ситуации, характеризующейся наличием ограниченных управленческих, финансовых и материальных ресурсов»...
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Заглавие с экрана (Дата обращения 26.11.2018).
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 18.04.2002 «России надо быть сильной и конкурентоспособной» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Заглавие с экрана (Дата обращения 28.11.2018).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 06.03.1997 «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Законодательство.
4. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Заглавие с экрана (Дата обращения
25.11.2018) .
5. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в
2006-2010 годах [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 № 221, от 10.03.2009 № 219) [Электронный ресурс] //
Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Заглавие с экрана (Дата обращения 05.12.2018).
6. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25
октября 2005 г. № 1789-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от
09.02.2008 № 157-р, Постановлений Правительства РФ от 28.03.2008 № 221, от 10.03.2009 № 219) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. - Заглавие с экрана (Дата обращения 07.12.2018).
7. Анцев, А.В. Техническая эксплуатация технологического
оборудования на основе проектного подхода // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2016. - №3. - С.331-338.
8. Афанасьев, К. С.Государственное регулирование экономики как
средство экономической политики: монография / К.С. Афанасьев, А.С. Казеннов, М.В. Попов. Издательство Ленинградского университета
Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина - М., 2017. - 148 с.
9. Белякова, Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства: Статья / Н.В. Белякова/ Юридическая мысль. - 2016. - № 6. - С. 19-41.
10. Бияк, Л. Л. Роль проектного управления в реализации приоритетных государственных проектов // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 12-15.
11. Васильев, А. И. Организация проектного управления в органах государственной власти // Управленческие науки. - 2016. - № 4. - С. 44-52.
12. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. - Введ.2011-12-22. - М.: Стандартинформ, 2016.
13. Дегтярев, А. Высказывания на научно-практическом семинаре
«Национальные проекты: тактическая технология или стратегический выбор?» (30 марта 2006) [Электронный ресурс] // Полития.ги: сайт. - Режим доступа: http://www.politeia.ru/politeia_seminar/10/39 (дата обращения:
04.12.2018).
14. Дойникова, О. Управление услугами организаций малого бизнеса: проектный подход.//РИСК. - 2016. - №4. - С. 217-222.
15. Доржиева, И.Ц. Целевые программы как инструмент реализации бюджетной политики // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - № 4. - С. 21-24...