Централизация государственных и муниципальных закупок в регионе в контексте совершенствования контрактной системы (на материалах Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 11
1.1 Социально-экономическая сущность механизма закупок 11
1.2 Особенности централизации государственных и муниципальных закупок в
рамках контрактной системы 25
2 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В АЛТАЙСКОМ
КРАЕ 35
2.1 Общая характеристика организации закупок в регионе 35
2.2 Анализ влияния централизации закупок на результативность обеспечения
товарами, работами и услугами государственного управления 48
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 11
1.1 Социально-экономическая сущность механизма закупок 11
1.2 Особенности централизации государственных и муниципальных закупок в
рамках контрактной системы 25
2 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ В АЛТАЙСКОМ
КРАЕ 35
2.1 Общая характеристика организации закупок в регионе 35
2.2 Анализ влияния централизации закупок на результативность обеспечения
товарами, работами и услугами государственного управления 48
3 ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
Сам факт существования государства как общественно необходимой организации подразумевает наличие у него некоторых потребностей, которые, в свою очередь, могут быть связаны с определенными государственными функциями.
Именно поэтому государство является отдельным субъектом рынка, который приобретает блага для своих нужд, создает рынок государственных закупок.
В процессе перехода Российской Федерации к рыночным отношениям случился глубокий пересмотр системы государственных закупок, была создана законодательная база, открыты электронные площадки для проведения аукционов и других закупочных процедур.
В настоящее время государство представляет собойнаиболее крупного заказчика и потребителя товаров, работ и услуг, что, безусловно, имеет огромное влияние на повышение эффективности экономики.
За годы существования контрактной системы, с учетом опыта зарубежных стран, была разработана структура, направленная на решение задач оптимизации государственных и муниципальных закупок. Одной из главных задач существования такой системы является борьба с коррупцией. Этот факт обуславливается законодательно закрепленным проведением открытых торгов с использованием информационных ресурсов. Так, одной из наиболее значимых функций правительства является координация процессов формирования и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственных закупок.
Нормативно-правовой базой, регулирующей отношения в сфере контрактной системы, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон выступает регулятором отношений, которые должны быть направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, прозрачности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, с целью предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.
Государственные и муниципальные закупки имеют значительное влияние для выполнения государственных функций. Контрактная система направлена на удовлетворение потребностей общества, осуществление наиболее значимых национальных проектов.
Контрактная система в сфере закупок - это механизм регулирования социальных и экономических процессов, роль которого достаточно важна при неустойчивой экономической ситуации.
Система государственных закупок в России за недолгий период своего развития преодолела несколько этапов: начиная от формирования принципа добровольности заключения контрактов между государственными заказчиками и поставщиками в начале 1990-х годов до реализации многоуровневой контрактной системы, которая основана на единых подходах и принципах.
За это время:
1. сформирована единая нормативно-правовая база для регулирования сферы контрактной системы на всех уровнях: на федеральном, региональном, местном уровнях;
2. обеспечена информационная прозрачность;
3. создана детальная регламентация процесса реализации закупок;
4. введена ответственность за нарушения в контрактной сфере;
5. установлен контроль над эффективностью расходования бюджетных средств;
6. введены положения, которые регулируют доступ иностранных
поставщиков к участию в закупочных процедурах.
Однако, правовое регулирование данной сферы -процесс динамичный, он постоянно находится в изменении и эволюционирует под влиянием мирового правоприменительного опыта.
Снижение барьеров бюрократии, формированиеблагоприятной среды для развития предпринимательства, повышение эффективности инновационной функции, а также обмен опытом в сфере нормативно-правового регулирования представляют собой важнейшие составляющие развития эффективной системы управления государственными закупками в Российской Федерации.
Однако, такая система появилась относительно недавно, что говорит о некоторых недоработках в данной области. Достаточно остро прослеживается вопрос централизации закупок, т.к. возрастают объемы проводимых закупок, их количество, многие заказчики не справляются с предложенной нагрузкой.
В связи с широкой направленностью потребностей одного и того же заказчика, различается и специфика закупок, проводимых организацией.
Так, одно и то же учреждение может нуждаться как в проведении ремонта, так и в закупке какого-либо товара. Данный факт говорит о том, что организация, проводящая достаточное количество различных закупок должна иметь соответствующее количество специалистов, являющихся профессионалами той или иной отрасли.
Однако, чаще всего, заказчики не имеют одновременно большого объема закупок в разных отраслях, что говорит о нецелесообразности содержания такого штата. В то же время, велика вероятность, что при необходимости проведения нетипичной для организации закупки, контрактный специалист не учтет все нюансы...
Именно поэтому государство является отдельным субъектом рынка, который приобретает блага для своих нужд, создает рынок государственных закупок.
В процессе перехода Российской Федерации к рыночным отношениям случился глубокий пересмотр системы государственных закупок, была создана законодательная база, открыты электронные площадки для проведения аукционов и других закупочных процедур.
В настоящее время государство представляет собойнаиболее крупного заказчика и потребителя товаров, работ и услуг, что, безусловно, имеет огромное влияние на повышение эффективности экономики.
За годы существования контрактной системы, с учетом опыта зарубежных стран, была разработана структура, направленная на решение задач оптимизации государственных и муниципальных закупок. Одной из главных задач существования такой системы является борьба с коррупцией. Этот факт обуславливается законодательно закрепленным проведением открытых торгов с использованием информационных ресурсов. Так, одной из наиболее значимых функций правительства является координация процессов формирования и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственных закупок.
Нормативно-правовой базой, регулирующей отношения в сфере контрактной системы, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон выступает регулятором отношений, которые должны быть направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, прозрачности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, с целью предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.
Государственные и муниципальные закупки имеют значительное влияние для выполнения государственных функций. Контрактная система направлена на удовлетворение потребностей общества, осуществление наиболее значимых национальных проектов.
Контрактная система в сфере закупок - это механизм регулирования социальных и экономических процессов, роль которого достаточно важна при неустойчивой экономической ситуации.
Система государственных закупок в России за недолгий период своего развития преодолела несколько этапов: начиная от формирования принципа добровольности заключения контрактов между государственными заказчиками и поставщиками в начале 1990-х годов до реализации многоуровневой контрактной системы, которая основана на единых подходах и принципах.
За это время:
1. сформирована единая нормативно-правовая база для регулирования сферы контрактной системы на всех уровнях: на федеральном, региональном, местном уровнях;
2. обеспечена информационная прозрачность;
3. создана детальная регламентация процесса реализации закупок;
4. введена ответственность за нарушения в контрактной сфере;
5. установлен контроль над эффективностью расходования бюджетных средств;
6. введены положения, которые регулируют доступ иностранных
поставщиков к участию в закупочных процедурах.
Однако, правовое регулирование данной сферы -процесс динамичный, он постоянно находится в изменении и эволюционирует под влиянием мирового правоприменительного опыта.
Снижение барьеров бюрократии, формированиеблагоприятной среды для развития предпринимательства, повышение эффективности инновационной функции, а также обмен опытом в сфере нормативно-правового регулирования представляют собой важнейшие составляющие развития эффективной системы управления государственными закупками в Российской Федерации.
Однако, такая система появилась относительно недавно, что говорит о некоторых недоработках в данной области. Достаточно остро прослеживается вопрос централизации закупок, т.к. возрастают объемы проводимых закупок, их количество, многие заказчики не справляются с предложенной нагрузкой.
В связи с широкой направленностью потребностей одного и того же заказчика, различается и специфика закупок, проводимых организацией.
Так, одно и то же учреждение может нуждаться как в проведении ремонта, так и в закупке какого-либо товара. Данный факт говорит о том, что организация, проводящая достаточное количество различных закупок должна иметь соответствующее количество специалистов, являющихся профессионалами той или иной отрасли.
Однако, чаще всего, заказчики не имеют одновременно большого объема закупок в разных отраслях, что говорит о нецелесообразности содержания такого штата. В то же время, велика вероятность, что при необходимости проведения нетипичной для организации закупки, контрактный специалист не учтет все нюансы...
Таким образом, сфера закупок представляет собой развивающееся направление не только в Алтайском крае, но и по стране в целом.
Так или иначе, с закупками связаны все сферы деятельности, а значит, процесс осуществления и проведения закупок требует постоянной оптимизации.
В ходе написания работы был проведен теоретический анализ механизма государственных закупок, рассмотрено понятие централизации, а также основные виды и подходы к осуществлению данного процесса, проанализирована текущая ситуация в области контрактной системы Алтайского края. Также рассмотрен процесс централизации государственных и муниципальных закупок Алтайского края и определены перспективы развития организации государственных и муниципальных закупок Алтайского края.
Процесс централизации осуществляется в крае уже порядка десяти лет и имеет положительную тенденцию.
Наибольший вклад по централизации закупок Алтайского края осуществляет уполномоченный орган - КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края».
Централизация закупок позволяет:
1. осуществлять экономию бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
2. достичь максимального эффекта от проведения закупки за счет высокого уровня квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличия у них узкоспециализированных знаний;
3. упростить процедуру проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов;
4. снизить коррупционную составляющую;
5. осуществлять поставку более качественного товара;
6. экономить бюджетные средства за счет проведения совместных закупок.
В связи с тем, что сфера закупок постоянно обновляется с учетом поправок законодательства, существуют некоторые недоработки, которые необходимо устранять в дальнейшем.
Таким образом, в ходе проведения анализа были выделены следующие отрицательные моменты в рамках централизации закупок:
1. объединение схожих нужд заказчиков в единую закупку влечет за собой существенное увеличение объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта (этот фактор становится причиной для отказа многих потенциальных исполнителей от участия в торгах, что влечет за собой снижение уровня конкуренции между участниками);
2. увеличение срока исполнения закупок;
3. срок рассмотрения заявок по закупкам до 3 миллионов рублей - 1 рабочий день, что в условиях объемного технического задания (с товаром) является достаточно трудоемким процессом;
4. отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации; необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.
Для решения данных вопросов были предложены следующие меры:
1. установление какого-либо лимита в объемах работ для одной закупки, методологически обоснованный расчет сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, обговоренный с заказчиком;
2. решение вопроса отсрочки проведения закупок возможно, по большей части, законодательном уровне, однако, в условиях особой срочности, возможно разделение большой закупки на несколько меньших по цене закупок для их единовременного проведения и сокращения сроков;
3. вопрос срока рассмотрения заявок с большим техническим заданием по закупкам до трех миллионов рублей также может быть решен только на законодательном уровне, однако, может быть рекомендовано установление единой формы технического задания или же требований к таким документам (например, только редактируемый документ), для удобства проверки;
4. повышение квалификации сотрудников заказчика с помощью обучающих курсов;
5. проведение совместных закупок для снижения срока ожидания необходимого количества товара для одного заказчика;
6. привлечение все большего количества заказчиков к работе через уполномоченный орган во избежание многих ошибок;
7. разработка регионального регламента для усовершенствования и упрощения порядка выделения бюджетных денежных средств заказчикам.
В целом, для решения проблем, мешающих развитию системы муниципального заказа в России, необходимо предпринять ряд действий как стратегического, так и тактического характера:
1. создание в субъектах РФ и муниципалитетах необходимых условий для развития электронной торговли, утверждение требований к ней, в том числе к электронной подписи;
2. поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) крупными партиями в целях увеличения экономии, связанной с объемом закупаемой продукции;
3. осуществление контроля за размещением муниципального заказа путем мониторинга электронных ресурсов, печатных изданий;
4. в целях повышения конкуренции среди поставщиков, рекомендуемой мерой может стать размещение муниципальными заказчиками извещения о проведении торгов не менее чем в трех средствах массовой информации: на официальном сайте РФ или на официальном сайте уполномоченного органа в субъекте РФ, в официальном печатном издании РФ или в официальном печатном издании субъекта РФ, а также в тиражном печатном издании.
Так или иначе, с закупками связаны все сферы деятельности, а значит, процесс осуществления и проведения закупок требует постоянной оптимизации.
В ходе написания работы был проведен теоретический анализ механизма государственных закупок, рассмотрено понятие централизации, а также основные виды и подходы к осуществлению данного процесса, проанализирована текущая ситуация в области контрактной системы Алтайского края. Также рассмотрен процесс централизации государственных и муниципальных закупок Алтайского края и определены перспективы развития организации государственных и муниципальных закупок Алтайского края.
Процесс централизации осуществляется в крае уже порядка десяти лет и имеет положительную тенденцию.
Наибольший вклад по централизации закупок Алтайского края осуществляет уполномоченный орган - КГКУ «Центр государственных закупок Алтайского края».
Централизация закупок позволяет:
1. осуществлять экономию бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
2. достичь максимального эффекта от проведения закупки за счет высокого уровня квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличия у них узкоспециализированных знаний;
3. упростить процедуру проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов;
4. снизить коррупционную составляющую;
5. осуществлять поставку более качественного товара;
6. экономить бюджетные средства за счет проведения совместных закупок.
В связи с тем, что сфера закупок постоянно обновляется с учетом поправок законодательства, существуют некоторые недоработки, которые необходимо устранять в дальнейшем.
Таким образом, в ходе проведения анализа были выделены следующие отрицательные моменты в рамках централизации закупок:
1. объединение схожих нужд заказчиков в единую закупку влечет за собой существенное увеличение объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта (этот фактор становится причиной для отказа многих потенциальных исполнителей от участия в торгах, что влечет за собой снижение уровня конкуренции между участниками);
2. увеличение срока исполнения закупок;
3. срок рассмотрения заявок по закупкам до 3 миллионов рублей - 1 рабочий день, что в условиях объемного технического задания (с товаром) является достаточно трудоемким процессом;
4. отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации; необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.
Для решения данных вопросов были предложены следующие меры:
1. установление какого-либо лимита в объемах работ для одной закупки, методологически обоснованный расчет сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, обговоренный с заказчиком;
2. решение вопроса отсрочки проведения закупок возможно, по большей части, законодательном уровне, однако, в условиях особой срочности, возможно разделение большой закупки на несколько меньших по цене закупок для их единовременного проведения и сокращения сроков;
3. вопрос срока рассмотрения заявок с большим техническим заданием по закупкам до трех миллионов рублей также может быть решен только на законодательном уровне, однако, может быть рекомендовано установление единой формы технического задания или же требований к таким документам (например, только редактируемый документ), для удобства проверки;
4. повышение квалификации сотрудников заказчика с помощью обучающих курсов;
5. проведение совместных закупок для снижения срока ожидания необходимого количества товара для одного заказчика;
6. привлечение все большего количества заказчиков к работе через уполномоченный орган во избежание многих ошибок;
7. разработка регионального регламента для усовершенствования и упрощения порядка выделения бюджетных денежных средств заказчикам.
В целом, для решения проблем, мешающих развитию системы муниципального заказа в России, необходимо предпринять ряд действий как стратегического, так и тактического характера:
1. создание в субъектах РФ и муниципалитетах необходимых условий для развития электронной торговли, утверждение требований к ней, в том числе к электронной подписи;
2. поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) крупными партиями в целях увеличения экономии, связанной с объемом закупаемой продукции;
3. осуществление контроля за размещением муниципального заказа путем мониторинга электронных ресурсов, печатных изданий;
4. в целях повышения конкуренции среди поставщиков, рекомендуемой мерой может стать размещение муниципальными заказчиками извещения о проведении торгов не менее чем в трех средствах массовой информации: на официальном сайте РФ или на официальном сайте уполномоченного органа в субъекте РФ, в официальном печатном издании РФ или в официальном печатном издании субъекта РФ, а также в тиражном печатном издании.
Подобные работы
- Учет, анализ и аудит внешних расчетов организации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021





