Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации 6
1.1. Понятие, место и роль конституционного права на социальное
обеспечение в системе социальных прав и свобод личности 6
1.2. Российское социальное государство как конституционная основа
обеспечения права на социальное обеспечение 13
Глава 2. Конституционно-правовые аспекты закрепления и реализации права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации 24
2.1. Конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации права
граждан на социальное обеспечение 24
2.2. Механизм реализации права граждан Российской Федерации на
социальное обеспечение 34
Глава 3. Актуальные проблемы реализации конституционного права на социальное обеспечение в России 47
3.1. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации: опыт Конституционного Суда РФ...47
3.2. Проблемы реализации в России права на пенсионное обеспечение в
свете конституционного принципа социального государства 58
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
Актуальность исследования. Развитие конституционного права за последние сто лет неуклонно шло по пути все большей социализации и гуманизации норм и принципов. В начале XX века в России и с середины прошлого века в странах Европы начали зарождаться элементы социального государства, важнейшей частью которого стало провозглашение социальноэкономических и культурных прав личности. Эти фундаментальные, базовые на сегодня права были закреплены в ряде международных документов в сфере прав человека, таких как Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, а также Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 года. Россия, имплементировав эти нормы в свое конституционное законодательство, взяла курс на обеспечение социальных прав личности на своей территории, важнейшее место среди которых занимает право на социальное обеспечение. Именно гарантирование этого права показывает заботу государства о своих гражданах, защиту витальных потребностей граждан. Особенно это касается социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, пенсионеры, беременные женщины и так далее.
Соответственно без полноценного обеспечения в Российской Федерации права личности на социальное обеспечение нельзя говорить о существовании в нашей стране социального государства. Учитывая негативные тренды, которые наблюдаются в нашей стране в последние десятилетия, можно констатировать постепенное сокращение государством своей социальной функции и отход от конституционной модели социального государства. По замечанию Председателя Конституционного суда РФ В.Д. Зорькина «в настоящее время главным источником напряженностей в российском обществе является нерешенность социально-экономических проблем, в том числе недостаточная защита социальных прав граждан»1.
Основной закон нашей страны в своих статьях закрепляет положения о социальной защите и социальном обеспечении, однако однозначного понимания и содержания этих категорий Конституция РФ не предлагает.
Корень указанных проблем кроется в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по нескольким статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий. Все это обусловливают актуальность данного исследования.
В связи с этим, приобретает актуальность изучения прав человека на социальное обеспечение в Российской Федерации как одного из составных элементов института социальных прав и свобод человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина.
Цель работы состоит в определении места и роли социального обеспечения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, в выявлении проблем их реализации, а также путей их решения.
Задачи исследования заключаются в необходимости:
• изучить понятие, место и роль конституционного права на социальное обеспечение в системе социальных прав и свобод человека и гражданина;
• рассмотреть российское социальное государство как конституционную основу обеспечения права на социальное обеспечение;
• изучить конституционно-правовое закрепление в Российской Федерации права граждан на социальное обеспечение;
• проанализировать механизм реализации права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение;
— выявить проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации через опыт Конституционного Суда РФ.
Объектом работы являются конституционно-правовые отношения, которые возникают и развиваются в процессе реализации прав на социальное обеспечение гражданин в России.
Предмет работы - доктринальные источники, нормативно-правовой массив, а также материалы правоприменительной практики по вопросу реализации прав на социальное обеспечение граждан России.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как: диалектический, сравнительно-правовой, историкоправовой, формально-логический и другие.
Нормативная база работы включает в себя нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления социального обеспечения граждан РФ, в частности, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и другие.
Степень научной разработанности темы. Работа включает анализ трудов ученых-правоведов, специалистов в рассматриваемой теме, таких как Авакьян С. А. Аверин А.Н., Аскназий С.И., Баглай М.В., Байматов П.Н., Безина А.К., Березина Т.А., Бароцкая К.Б., Богданова Н.А., Васильева Ю.В., Венгеров А.Б., Захаров М.Л., Иваненко В.А., Кальченко Н.В., Карданова И.В., Кузнецова О. В., Маленко О.О., Мирзоев П.З., Невинский В.В. Осадчих А.И., Петрова Л.Р. и др...
Признание государства социальным зависит, прежде всего, от степени эффективности механизма реализации социальных прав человека и гражданина, в том числе и основного среди них, определяющего в принципе социальный характер государства, - права на социальное обеспечение. Поэтому ключевым в дипломной работе стали вопросы механизма реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации, его законодательное закрепление, проблемы его практической реализации в современной России.
Исследование позволило сделать следующие выводы и предложения, направленные на повышения эффективности всего механизма реализации права на социальное обеспечение, нормативной правовой базы в сфере социального обеспечения населения.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что социальное обеспечение является ключевым в системе прав человека. Во-первых, потому, что оно направленно на реализацию достойной жизни человека их свободное и полноценное развитие. Во-вторых, в центре находится человек и его права. В-третьих, социально обеспечение является основой социального государства, которое в свою очередь есть способ и форма конституционноправового воплощения идеи справедливости.
На наш взгляд понятие «социальное обеспечение», стоит понимать как конкретные мероприятия проводимые государством по отношению к гражданам, по обеспечению их в старости или при потере кормильца, в связи с материнством и детством и другой правой помощи за счет бюджетов разных уровней страны.
На наш взгляд более удачно принцип социального государства сформулирован в конституции Республики Беларусь, которая закрепляет в статье 21 не только «право на достойный уровень жизни», но и раскрывает понятие подробнее: «включая питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».
Кроме того в статье 47 Конституции Республики Беларусь говорится, что особую заботу при социальном обеспечении проявляет государство о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов».
Более подробное указание в Основном законе на элементы социального государства, расшифровывающее смысл понятия достойная жизнь явилось бы прогрессивным шагом в развитии Конституции России в 21 веке. Более того, такое развитие также привело бы смысл конституционных положений в соответствие с нормами международного права, которые являются составной частью нашей правовой системы.
Поскольку внести изменения в статью 7 Конституции невозможно, представляется, что Конституционный суд РФ мог бы дать толкование данной статье Основного закона, дополнив ее содержание вышеуказанной смысловой составляющей. В частности он мог бы указать на то, что одной из составляющих принципа социального государства в России является направленность действий органов государственной власти на обеспечение такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Проведенный в исследовании анализ позволяет назвать элементы механизма реализации прав граждан на социальное обеспечение. Ими являются: конституционные нормы; правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина; гарантии; ответственность; субъективный состав.
Главными организационными институтами, обеспечивающими реализацию права граждан на социальное обеспечение, служат государственные и общественные органы и организации, как национальные, так и международные.
Ключевое значение в механизме реализации прав на социальное обеспечение занимает глава государства. Федеральное Правительство занимается вопросами регулирования в сфере социального обеспечения, также необходимо отметить важную роль федеральных и региональных законодателей, как субъектов механизма реализации права граждан на социальное обеспечение.
Кроме того стоит отметить, что проблема реализации прав граждан на социальное обеспечение заключается в том, что права и свободы, записанные в Конституции России, трактуются по-разному правоприменителем. Часто трактовка и реализация правоприменителем конституционных прав на социальное обеспечение противоречит конституционным принципам нашей страны.
Анализ проблем реализации прав на социальное обеспечение, через призму опыта Конституционного суда дает понять, что в современной России образовался тренд на уменьшение социальных благ для населения нашей страны.
В зону риска попадают особо незащищённые категории граждан, такие как: лица пострадавшие от радиоактивных излучений при ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской АЭС; пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, учителя, медработники и другие.
Конституционный суд России неоднократно судебными решениями отстаивал права простых граждан, признавая лишение их со стороны государства тех или иных социальных благ антиконституционным.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем стали нововведения в пенсионном законодательстве, а именно повешение возраста выхода на пенсию. На наш взгляд, такое решение властей является неконституционным, антисоциальным, а также ведет к серьезным социальным и экономическим последствиям. Неразрешенность особо острых социальных проблем ведет к риску возникновения политического кризиса, социально-политической дестабилизации страны.
Люди, находящиеся в зоне риска, а именно предпенсионеры, по-новому закону фактически лишены положенного им права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно данным Росстата, в более чем двух третях субъектов РФ мужское население не доживает до 65 лет, т.е. до нового возраста выхода мужчин на пенсию. Отмена же для части страны положенного права считается антиконституционным, противоречащим принципу запрета дискриминации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6— ФКЗ, от 30.12.2008 № 7— ФКЗ, от 05.02.2014 № 2— ФКЗ, от 21.07.2014 № 11— ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. - Ст. 4398.
2. Об экономических, социальных и культурных правах: международный пакт (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496— ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — 28 апреля.
3. О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения [Электронный ресурс]: Конвенция № 118 Международной Организации Труда (Женева, 28 июня 1962 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О минимальных нормах социального обеспечения [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ № 102 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1919— 1956. Том I. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Международный билль о правах человека. - Нью— Йорк, 1988. - 146 с.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Рез. ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. № Doc. A/RES/55/2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран: рекомендация МОТ от 22 июня 1970 г. № 135 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957— 1990. Том II. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Российская газета. - 2014. - 7 февраля.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. - 2011. - 23 ноября.
11. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122- ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - 2004. - 31 августа.
13. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2018) // Российская газета. - 2013. - 31 декабря.
14. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032- 1 (ред. от 11 декабря 2018) // Ведомости РФ - 1991. - № 18. - Ст. 566.
15. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации : федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Российская газета. - 2001. - 20 декабря.