ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие и формирование статуса главы муниципального
образования 7
1.2. Компетенция главы муниципального образования 18
1.3. История становления статуса главы муниципального образования
(дополнения и изменения) 24
Глава 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Взаимодействие с органами муниципального образования 35
2.2. Взаимодействие с органами государственной власти 53
2.3. Проблема организации и деятельности муниципального
образования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Актуальность работы. На современном этапе развития Российской Федерации (далее-РФ) тенденции социально-экономического развития в изменяющихся условиях обозначили проблему поиска новых подходов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для обеспечения высокой конкурентоспособности экономики страны, роста качества жизни населения.
В системе местного самоуправления установлена высшая должность, замещение которой предполагает особую ответственность. Речь о главе муниципального образования. Порядок избрания и полномочия этого лица закрепляются в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставе муниципального образования (далее-МО).
Представительный орган и глава муниципального образования находятся в постоянном тесном контакте. Руководитель муниципалитета может руководить местной думой и решать, кроме прочего, вопросы, связанные с ее деятельностью.
Безусловно, глава МО в системе территориальной власти занимает ведущее место. Этот высокий статус гарантируется законом, поддерживается обществом.
Местное самоуправление представляет собой механизм решения широкого круга насущных проблем, имеющих большое значение для жизни и деятельности населения. Вопросы жилищно-коммунального хозяйства, охраны общественного порядка, социального обеспечения и организации культурного досуга граждан - все это находится в ведении муниципалитетов.
Изучение правового статуса МО представляет несомненный интерес в доктринальном плане, являясь предметом многочисленных споров, как среди специалистов-практиков, так и ученых, специализирующихся на данной проблематике. Продолжается научная дискуссия о правовом статусе главы МО, являющегося главой администрации, а также активно обсуждаются вопросы, которые возникают в процессе применения отдельных норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные вопросы регламентируют функции, компетенцию и ответственность главы МО, являющимся главой администрации.
Особую актуальность рассматриваемой теме «Правовой статус главы муниципального образования. Особенности и проблемы (на примере г. Алейск)» придает так же то, что в РФ недостаточно, несмотря на внесение в последние годы ряда изменений, урегулированы вопросы, регламентирующие правовой статус главы МО, являющимся главой администрации в частности, порядок ответственности данных лиц. Это становится причиной:
• снижения эффективности их практической деятельности;
• создания неоднородности судебной практики в данной сфере.
Эти и другие факторы служат достаточно вескими основаниями актуальности критического исследования имеющейся теоретической базы, а также законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус главы МО, являющимся главой администрации.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения с участием главы муниципального образования, а также главы муниципального образования г. Алейск...
Изучение теоретических источников, а также действующего законодательства, практической деятельности главы города Алейска, позволяет мне сделать следующие выводы.
1. Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место обусловлено, прежде всего, тем, что существование органов самоуправления обеспечивает перераспределение функций системы управления, которая создает эту систему на местах с учетом исторических и иных местных особенностей.
2. Глава муниципального образования - это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Помимо статуса высшего должностного лица, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он наделяется организационно-распорядительными (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительными полномочиями (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения. Глава самоуправляющейся территории занимает особое место в структуре любой модели муниципальной власти. Такая высокая должность гарантируется ему законом, устанавливающим его компетенцию, и поддерживается общественным мнением, всегда склонным персонифицировать муниципальную власть.
3. Термин «Глава муниципального образования» был введен в оборот в 1995 г. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия этого федерального закона использовались понятия «Глава местной администрации», «Глава местного самоуправления». Но ни одно из них не имело четкого толкования. Огромное количество авторов в своих трудах использовали термин «Глава местного самоуправления» как синоним определения «Глава муниципального образования», остальные же различали содержание данных определений. Учреждение такой должности изначально связывалось только с уставом самоуправленческой территории. С одной стороны, статус высшего должностного лица, которое возглавляет всю деятельность по практической реализации местного самоуправления, определял сферу влияние в хозяйственных делах и политической сфере. С другой стороны, потребность в такой должности определялась в самом муниципальном образовании, где решался вопрос о целесообразности ее введения. Совсем иначе подошел к данной проблеме ФЗ 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Должность главы муниципального образования стала обязательной в органах местного самоуправления и единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание. Сохранение выборного порядка формирования высшего звена муниципальной власти соответствует природе местного самоуправления, его теоретической концепции, международно-правовым стандартам в самоуправленческой сфере.
4. Существует три способа формирования главы муниципального образования: населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом из своего состава; третий способ- из претендентов, представленных конкурсной комиссией. Выбор одного из этих способов зависит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления. Исходя из способа избрания главы, можно сделать вывод, что избрание народом многократно подтверждает законность его полномочий, это дает ему возможность чувствовать себя на равных с выборным представительным органом, в отличие от главы, избранного из состава представительного органа или из кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Законом субъекта определяется наименование главы муниципального образования. Уставом муниципального образования определяется срок его полномочий. Он не может быть менее 2 и более 5 лет. Полномочия начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообразных атрибутов власти.
5. Круг полномочий глав муниципальных образований достаточно обширный. Они делятся на несколько крупных направлений: представительские, нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т. д.). Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием различных постановлений и распоряжений по вопросам организации и деятельности представительного органа.
Изучение и рассмотрение вопросов темы «Правовой статус главы муниципального образования. Особенности и проблемы» позволило мне внести следующие предложения:
1. Нецелесообразно проводить выборы главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Целесообразнее, на мой взгляд, проводить муниципальные выборы главы муниципального образования и наделить его полномочиями по руководству местной администрацией;
2. Необходимо увеличивать количество кандидатур на должность главы муниципального образования, это позволит усилить взаимосвязь местного самоуправления с гражданами;
3. Думается, что важно постоянно повышать профессиональный и квалификационный уровень глав муниципальных образований, в связи с постоянно изменяющимся законодательством.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003г. №131 ФЗ (по состоянию на 1 мая 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №40. - Ст.3822.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ (по состоянию на 04.11.2014г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №48. - Ст. 5733.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 №361-ФЗ (по состоянию на 29.12.2017г.) // Российская газета. - 2011. - № 275.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ (по состоянию на 29.07.2017г.) // Российская газета. - 2009. - № 252.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (по состоянию на 19.07. 2018 г.) // Российская газета. - 2018. - № 97.
7. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 5.06.1995 г. №3 -ЗС (по состоянию на 7.05.2019)// "Алтайская правда". - 1995. - № 100.
8. Устав Муниципального образования города Алейск Алтайского Края от 23.12.2015 № 58 (по состоянию на 30 мая 2018г) // Сборник муниципальных правовых актов города Алейск Алтайского края. - 2016. - №1.
9. Решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края
«Об отчете главы города о результатах деятельности, деятельности администрации города и иных подведомственных главе города органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных городским Собранием депутатов за 2018 год» от 20.03.2019г. № 08// Официальный сайт ад
министрации города Алейска [Электронный ресурс]. - Электр, дан. -2019. - Режим доступа http://aleysk22.ru/about/city_duma/pravovye_akty/2018/2019/. - Загл. с экрана.
10. Решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края «О принятии решения «Об утверждении приложения к решению Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 10.07.2012 № 19-ГСД «Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Алейска Алтайского края» от 20.03.2019 № 14 // Официальный сайт администрации города Алейска [Электронный ресурс]. - Электр, дан. -2019. - Режим доступа http://aleysk22.ru/about/city_duma/pravovye_akty/2018/2019/. - Загл. с экрана.
Статья из журнала
11. Бурова, А. Ю. Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения /А.Ю. Бурова // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 28-30.
12. Воронин, Н. М. Особенности функционирования муниципальных образований в современных социально-экономических условиях: исторические и правовые характеристики / Н.М. Воронин // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 642-644.
13. Гайфуллин, А. Ю. Методический подход к оценке социальной устойчивости территориальных образований /А.Ю. Гайфуллин // Известия Уфимского научного центра РАН. -2016. - № 1. - С. 104-109.
14. Гладков, А. В. Социальные проблемы муниципальных образований в России/А.В. Гладков // Молодой ученый. - 2018. - №47. - С. 225-227.
15. Горнев, Р.В. Формы взаимодействия общественных объединений и органов местного самоуправления: понятие и виды / Р.В. Горнев, Е.И. Белоусов// Современное право. - 2017. - № 2. - С. 36 - 40...