Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарушения в системе привязанностей и агрессия в общении со сверстниками в контексте социальной тревоги у подростков

Работа №90992

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к определению нарушений в системе привязанностей и агрессии в общении со сверстниками в контексте социальной тревоги у подростков 7
1.1 Клинико-психологическая характеристика феномена нарушений в
системе привязанностей у подростков 7
1.2 Агрессия в общении со сверстниками как составляющая нарушения в
системе привязанностей и способ компенсации социальной тревоги 17
1.3 Когнитивно-поведенческий подход к психологическому вмешательству
при проблеме нарушений в системе привязанностей с сопутствующими проявлениями агрессии как компенсации тревоги в общении с другими 29
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению нарушения в системе привязанностей и агрессия в общении со сверстниками в контексте
социальной тревоги у подростков 41
2.1 Программа и методики эмпирического исследование нарушения в
системе привязанностей и агрессия в общении со сверстниками в контексте социальной тревоги у
подростков 41
2.2 Анализ эмпирических данных исследования нарушения в системе
привязанностей и агрессия в общении со сверстниками в контексте
социальной тревоги у подростков 46
2.3 Разработка программы коррекции нарушения в системе
привязанностей и агрессии в общении со сверстниками в контексте
социальной тревоги у подростков с помощью методов КБТ 59
Заключение и выводы 68
Список использованной литературы 71
Приложения 80


Актуальность проблемы исследования. Подростковый возраст - самый ответственный период, так как в нем закладываются основы моральных ценностей, формируются социальные нормы и отношение к себе, людям и обществу. Это также возраст, в котором закладываются черты характера и основы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с окружающими его людьми. Общение, по возрастной периодизации личности Э.Б. Эльконинина [80] и Л.С. Выготского [23], становится ведущей деятельностью подростка. Согласно культурно-историческому подходу оно играет очень важную роль в формировании и развитии самосознания, и правильный образ "Я" формируется у ребенка только в том случае, если окружающие его люди искренне заинтересованы в этом. В противном случае, как показали в своей классификации теории привязанностей и их стилей Д.Боулби [15] и П. Криттенден [86], подросток начинает чувствовать себя нежеланным и отвергнутым, что может привести к агрессивному поведению и тревоге по отношению к семье, друзьям и окружающим в целом.
Подростки не успевают осознать происходящие с ними изменения и у них нет времени на то, чтобы приспособиться к ним. Д. Ричардсон [18] и С.Н. Ениколопов [32] в своих работах указывали на то, что данные изменения зачастую приводят к неуверенности в себе, повышенной конфликтности, недоверию к окружающим, депрессии, агрессивному, жестокому поведению и тревоге.
Авторы Файфер Л. У., Краудер А. К., Галл Р., Элсенраат Т. отмечают, что состояние тревоги мешает самореализации подростка, нормальной жизни и эффективной деятельности человека , может приводить к вторичным клинико-психологическим симптомам [76]. Также тревога, по мнению М.С. Неймарка [100], приводит к прерыванию социальных контактов с другими людьми.
П. Криттенден [86] и С.Н. Ениколопов [32] указывали на то, что тревожные и неуверенные в себе подростки часто развивают в себе определенные черты характера и выбирают определенные стратегии поведения, чтобы компенсировать эти чувства. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова, В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин [24] в своих исследованиях указывали на копинги, которые несут в себе качества приближения к стрессовой ситуации. Ими выделялась агрессия в сторону окружающих людей или причинение вреда себе и избегание стрессовой ситуации в виде игнорирования, отвлечения или ухода. Данные копинги проявляются на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.
И.А. Фурманов [78], изучая компенсацию социальной тревоги путем проявления агрессии показал, что подросток может стать агрессивным и имеет потребность в причинении боли тем, кто, по его мнению, плохо с ним обошелся. Таким образом, подросток компенсирует чувство беспомощности, находя выход в враждебности, и может совершать действия, отклоняющиеся от нормы. В.Р. Петросянц [64] и Е.В. Змановская [38] изучали одно из проявлений такого поведения - буллинг.
Я. И. Гилинский [25], Э. Г Юзиханова [81] и М. Е. Позднякова [66] отмечают рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющееся в антисоциальном поведении (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и т.д.). Помимо количественного роста агрессивно-насильственных действий, агрессия среди подростков углубилась в направлении увеличения жестокости.
В образовательной среде среди подростков все чаще встречаются формы агрессии - буллинг и кибербуллинг, а также феномен уязвимости в отношении психологической травли ряда подростков, в связи с чем учеными анализируются психологические закономерности возникновения и усиления агрессии, рассматривается роль психологической травмы, характерологических особенностей в формировании проблемного поведения, последствий насилия для самого агрессора и др. (С.Н. Ениколопов, Е.Г. Дозорцева, Г.В. Солдатова, А.А. Бочавер, Ф.С. Сафуанов, Н.В. Тарабрина и др.).
Отмеченное диктует необходимость разработки мер профилактики развития агрессивного поведения, изучения психологических источников и механизмов развития агрессии с учетом закономерностей возрастного развития подростков, психологических последствий проблемного поведения. Подростковая агрессия может вторично усугублять нарушения в системе привязанностей и способствовать дальнейшей патологии личности подростка, повышать вероятность поведенческих рисков.
Цель: анализ особенностей дисфункций в системе привязанностей и агрессии в общении со сверстниками у подростков при разной социальной тревоги.
Объект: нарушения в системе привязанностей и агрессия в коммуникации.
Предмет: особенности дисфункций в системе привязанностей и агрессия в общении со сверстниками у подростков при социальной тревоге.
Задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ по проблеме исследования особенностей дисфункций в системе привязанностей и типичных проявлений агрессии в общении со сверстниками у подростков (в том числе - психологической травли) в контексте социальной тревоги.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования изучения дисфункций в системе привязанностей и агрессии в общении со сверстниками у подростков при социальной тревоге, провести математический анализ данных.
3. Определить и проанализировать взаимосвязь нарушения в системе привязанностей с типами агрессивного поведения у подростков при социальной тревоге.
4. Разработать протокол психологического вмешательства (в рамках когнитивно-поведенческого подхода) при проблеме нарушений в системе привязанностей и сопутствующего агрессивного поведения у подростков (в том числе с проявлениями буллинга среди сверстников) с учетом социальной тревоги.
Гипотезы:
1. Дисфункции в системе привязанностей (нарушения в системе базовых взаимоотношений) в подростковом возрасте взаимосвязаны с особенностями проявления агрессии среди сверстников (в том числе возможны проявления буллинга).
2. Подростки, имеющие нарушения в системе привязанностей, склонные к агрессии в общении со сверстниками, характеризуются выраженной социальной тревогой; проявления агрессии выступают дисфункциональным способом контроля тревоги в общении.
Теоретико-методологические основания исследования
составили: возрастная периодизация личности Э.Б. Эльконина, возрастная периодизация личности Л.С. Выготского, психодиагностика и коррекция подростковой агрессивности И.А. Фурманова, психология
закономерностей формирования агрессивного поведения
(С.Н. Ениколопов), теория привязанности Дж. Боулби, модель социальной тревоги Р. Френда и Д. Уотсона, когнитивно-поведенческий подход в работе с детьми и подростками, принципы и приемы работы с проблемным поведением у подростков (А. Бек, Л.У. Файфер, А.К. Краудер, Р. Галл, Т. Элсенраат).
Методики исследования: 1) анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования; 2) анкетирование (Анкета «Основные сведения о респонденте»); тестирование (Опросник уровня агрессивности Басса - Перри (адаптирован С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским); Опросник страха негативного оценивания, разработанный Д. Уотсоном и Р. Френдом; Опросник «Детско- родительские отношения подростков», разработанный
П. Трояновской; Опросник социальной тревоги и социофобии, разработанный О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцевым; Опросник «Буллинг», разработанный Д. Олвеусом); методы математико¬
статистической обработки данных (дисперсионный анализ f-критерий, корреляционный анализ Пирсона, корреляционный анализ Кендалла (непараметрическая корреляция), U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок).
Обработка данных проведена с использованием компьютерной программы SPSS 23.0.
Эмпирическая база: 72 школьника (девушки и юноши) в возрасте от 14 до 17 лет, обучающиеся в МБОУ «Завьяловская СОШ №1».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В подростковом возрасте закладываются основные черты характера подростка, а также основные формы взаимоотношений с окружающими. В данный период привязанность к семье и сверстникам играет наиболее важную и значимую роль. При ситуации ненадежной привязанности с тревожным или агрессивным типом подросток выбирает неадаптивные стратегии избегания, либо агрессивного поведения. Рассматривая тему нарушения привязанности в подростковом возрасте, мы выяснили, что подросток, который недополучает необходимый ему уровень общения со сверстниками и семьей или подвергается жестокому обращению и насилию со стороны окружающих его людей, выбирает избегающие или агрессивные стратегии поведения.
Работа с подростками, которые испытывают трудности во взаимоотношениях с другими людьми из-за агрессивного поведения или тревоги, нужна для того, чтобы подросток смог не только понять причины своего поведения, но и найти наиболее эффективные способы коммуникации и достижения собственных потребностей. Эффективнее всего с данными поведенческими проблемами работает когнитивно-¬поведенческая терапия подростков. Она направлена на изменение дезадаптивных установок, мешающих подростку коммуницировать с окружающими, на оценку собственных эмоции и их влияние на поведение, на нахождение более адаптивных стратегий преодоления эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
Функциональность в системе привязанностей выступает важнейшим предиктором адаптивной реализации мотивов и потребностей, опосредствования эмоций гнева, преодоления враждебности и непосредственных реакций. Нормативная система привязанностей взаимосвязана с низким шансом проявления буллинга и подверженности к нему (виктимизации). При усилении социальной тревоги, несформированности социальных навыков коммуникации, переживании интенсивного стресса в ситуациях общения подростки склонны к проявлению аффективно-когнитивного паттерна агрессии - подростки оценивают ситуацию как фрустрирующую и ущемляющую их права, обидную и несправедливую (что может провоцировать накопление негативного аффекта с последующим реагированием) и переживание интенсивного гнева.
Вследствие этого нами была разработана программа коррекции этих нарушений с целью проработки тех проблем, которые мешают подростку эффективно коммуницировать с окружающими людьми. Агрессия и тревога формируются впоследствии нарушения привязанности и первостепенно необходимо работать именно с ним. Необходимо научить подростка выбирать адаптивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, понимать и принимать свои чувства и мысли и не боятся их, помочь сформировать позитивную картину об окружающих. Работа с агрессивными и тревожными подростками, имеющими проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, должна производиться с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии, так как данная терапия включает в себя проработку автоматических мыслей, эмоций и поведения с разных сторон, что способствует наилучшему результату.
Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:
1. В подростковом возрасте, при наличии нарушении в системе привязанности в семье и группе сверстников, формируется агрессивное поведение, включающее в себя возможные проявления буллинга.
2. Подростки с нарушениями в системе привязанностей имеют специфические проявления социальной тревоги, при которой агрессивное поведение выступает в качестве дисфункционального способа контроля.
3. Враждебность, как когнитивный компонент агрессии, а также проявление активного косвенного буллинга наиболее характерно для девушек из-за способности обдумывать негативные ситуации и формировать убеждения и оценки, которые затем применяются в сторону других людей.
4. Физическая агрессия, как поведенческий компонент агрессии, наиболее характерна для юношей из-за выбора стратегии выражения своих эмоциональных реакции путем физической силы против другого лица и готовности к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении.
5. При усилении социальной тревоги в стрессовых ситуациях подростки склонны к проявлению враждебности и переживанию интенсивного гнева, но не имеют склонности к проявлению физической агрессии.
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, были выполнены, выдвинутые гипотезы подтверждены, а цель работы была достигнута.



1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей, М.: Академия, 2016. 190с.
2. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: 2007. 336 с.
3. Айзенк Х. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность: Хрестоматия / Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2011. 247 с.
4. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2017. С. 112-115.
5. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения, СПб.: Изд-во РГПУ, 2016. 171 с.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕРСЭ, 2008. 160 с.
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений, М.: Просвещение, 2017. 480с.
8. Бандура А., Уотерс, Р. Подростковая агрессия, М: Апрель Пресс, 2016. 508 с.
9. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2015. С. 42-45.
10. Басс А.Г. Психология агрессии //Вопросы психологии. 2016. С. 60-67.
11. Беляев В.П. Тревоги прожитого дня. М.: Граница, 2011. 488 с.
12. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль, Спб.: Прайс-Еврознак, 2016. 210с.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Изд-во МПСИ, 2015, 390 с.
14. Большев Л. Н. Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. Москва: Советская энциклопедия. 2007. 502 с.
15. Боулби Дж. Привязанность, М.: Гардарики, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.), 447 с.
16. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149-159.
17. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов, СПб.: Речь, 2017. 320с.
18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СПб: Питер, 2016. 290 с.
19. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 2 (15). С. 26.
20. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19-29.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ