Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая адаптация работников локомотивных бригад

Работа №90991

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования социально-психологических особенностей адаптации работников локомотивных бригад 12
1.1 Анализ подходов к изучению особенностей социально-психологической адаптации и факторов, способствующих ее формированию 12
1.2. Специфика трудовой деятельности работников локомотивных бригад в
контексте социально-психологической адаптации 29
1.3. Психологический портрет мужчин молодого и взрослого возраста 41
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад 56
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 56
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад .59
2.3. Программа по профилактики дезадаптации работников локомотивных
бригад 77
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 103


Актуальность темы исследования. Повышение темпа изменений социально-экономических условий требует от формирующейся личности более быстрой физической и психической перестройки, большой динамичности процессов адаптации. Сегодня человеку приходится сталкиваться с большим количеством трудных ситуаций, к таким ситуациям можно отнести и адаптацию к профессиональной деятельности, которая оказывает значимое влияние на его дальнейшую жизнь и нормальное функционирование в социуме. Поэтому проблема адаптации - одна из актуальных междисциплинарных проблем, исследующаяся в настоящее время достаточно интенсивно. Проанализировав литературу по теме адаптации, мы пришли к выводу, что в настоящее время имеется огромное количество исследований данной проблемы. Но недостаточно изученным на наш взгляд остаётся вопрос социально-психологической адаптации такой категории, как машинист локомотива. А именно железнодорожный транспорт обеспечивает свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок в России и является её основной транспортной инфраструктурой, а профессия машиниста локомотива играет большую роль в обеспечении безопасности движения поездов. Поэтому нерешённым остаётся вопрос особенностей социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день в психологии не существует единой классификации видов адаптации. Каждый автор создаёт свою концепцию и разрабатывает соответствующую ей типологию, исходя из построенной им методологии. После проведения теоретического анализа литературы по теме адаптация, мы пришли к выводу, что наиболее часто у отечественных учёных встречаются следующие виды адаптации: социальная (Д.А. Андреева, И.А. Милославова, Л.Л. Шпак и др.); психологическая (А.Г. Абрумова, Ю.А. Александровский, В.Д.. Тихоненко и пр.); социально-психологическая (Н.Н. Мельникова, А.А. Налчаджян, В.С. Олейников, А.И. Жмыриков и др), но такое разделение возможно лишь в теории, в реальной жизни это невозможно.
Ф.З. Меерсон рассматривает адаптацию как поэтапный процесс, переход обеспечивающий фиксацию адаптационных схем. В.Г. Березиным адаптация показана через процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды, в процессе свойственной сотруднику деятельности.
А.И. Жмыриков определяет социально-психологическую адаптацию как многоуровневый и организованный процесс взаимодействия личности и социальной среды, что приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды организации - это возможно только при условии реализации внутриличностного потенциала, при комфортном эмоциональном самочувствии. Социально-психологическая адаптация включает мотивацию к деятельности, выстраивание новых межличностных отношений в освоении функционала и заинтересованность в определении собственной позиции внутри организации, в служебной иерархии. Все это позволяет выделить значение адаптации как взаимоотношения личности с малой группой [27].
Большой вклад в исследование адаптации внёс А.Г. Маклаков. В своей работе «Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях» он приводит следующее определение адаптации - это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. А.Г. Маклаков говорит, что адаптационные способности человека во многом зависят от психологических особенностей, которые определяют возможность адекватной регуляции функционального состояния организма. Он вводит такое интегративное понятие как личностный адаптационный потенциал, который состоит из психологических характеристик, которые являются значимыми для регуляции психической деятельности и процесса адаптации.
К таким характеристикам относится: нервно-психическая устойчивость, морально-нравственная ориентация, коммуникативные и адаптивные способности. Личностный адаптационный потенциал даёт возможность прогнозирования эффективности деятельности в условиях адаптации [62].
С позиций социальной психологии - адаптация понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоение существующих норм, отношений, определенное место в структуре отношений между ее членами трудового коллектива. Выделяя особенности изучения социально-психологической адаптации можно выделить, во-первых, отношения индивида и общества через опосредованные малые группы, членом которых является индивид, во-вторых, малая группа сама выступает одной из ключевых сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду как сферу ближайшего окружения, к которой приспосабливается человек.
Таким образом, адаптация рассматривается как процесс изменения взаимодействующих сторон. Вместе с тем можно назвать работы по проблеме адаптации, объектом исследования которых является группа как активный участник адаптивного взаимодействия, а не как среда, к которой приспосабливается человек. А.А. Налчаджян говорит о том, что человек, оказывающийся в различных проблемных ситуациях в сфере межличностных отношений, приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы, которые несут адаптивное значение. Каждый раз при преодолении сложных жизненных ситуаций происходит процесс социально-психической адаптации личности, вследствие чего она приобретает навыки, новые формы поведения, планы
внутрипсихических процессов, программы и новые способы решения задач [73].
В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции А.А.
Налчаджян, который определяет социально-психологическую адаптацию как процесс взаимоотношения личности и группы, в котором личность без 5
длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражает свои творческие способности [73].
О.И. Зотова и И.К. Кряжева, логически продолжая разработку данной проблемы, отмечают, что социально-психологическая адаптация
осуществляется на разных уровнях общества, трудового коллектива, непосредственного социального окружения, личностной адаптированности. По их мнению, важным фактором, влияющим на адаптационный процесс, являются условия жизни и деятельности. Оценка и восприятие этих условий опосредованы отношением к содержанию труда и целям деятельности. Однако в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей мотивационной сферы личности, условия деятельности способны оказывать ощутимое влияние на характер, скорость и результат адаптации. В коллективе адаптация выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, а социальная активность, в свою очередь, не может существовать без адаптации личности в данной социальной среде. Умение быстро находить свое место в совместной деятельности, в новом коллективе, проявление своих способностей и интересов является основным условием для адаптации человека в новой по отношению к нему социальной среде. Причем, чем выше это умение, тем выше скорость адаптации [37].
Важно отметить, что «адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» [37]. Социально-психологическая адаптация личности в данном случае определяется «степенью реализации личностного потенциала в конкретных условиях деятельности, наличием условий (в том числе психологических) для свободного проявления сущностных сил» [48].
Для того чтобы подчеркнуть результат адаптации, нередко употребляется такое понятие, как «адаптированность» личности или группы [49].
Шпак Л.Л. (1992) выделяет адаптированность как такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально-культурной среде, включаться в основную деятельность, углубляться во внутриличностные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия. Состояние адаптированности как результат адаптации, встает вопрос определения критериев адаптированности или показателей адаптации. Субъективные критерии: удовлетворенность, отношения,
ценностные ориентации, направленность, социальные установки и т.д. Выявленные субъективные критерии адаптированности личности отражают изменения на всех уровнях личностной сферы - когнитивном (информированность о новой среде), эмоциональном (удовлетворенность различными сторонами жизни), ценностном (изменении в системе отношений), поведенческом (достижения в области деятельности и общении, социальной активности и т.д.).
В частности, И.К. Кряжева подчеркивает «в феномене социально-психологической адаптированности психологическую включенность личности в производственную деятельность, а также оптимальное эмоциональное самочувствие личности» и считает, что ведущими социально - психологическими показателями адаптированности личности на производстве являются ее «диспозиционные характеристики, ценностно-ориентационная направленность, а также социально-психологический климат производственного коллектива» [48].
Проблема социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад является актуальной на сегодняшний день, поскольку профессия машиниста накладывает груз огромной ответственности, требуя постоянной готовности к принятию решений, выполнению 7
квалифицированных и быстрых действий в нестандартных ситуациях для обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивные бригады в процессе своей деятельности подвергаются психологическим перегрузкам, стрессам, перегрузкам сенсорных систем, влиянию монотонности, шума, вибрации, электромагнитного излучения, статического электричества.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы предопределяют наш интерес к выявлению особенностей социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад (РЛБ) в современных условиях работы на предприятии ОАО «РЖД».
Цель исследования - показать особенности социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад.
Объект: социально-психологическая адаптация.
Предмет: социально-психологическая адаптация работников
локомотивных бригад.
Для достижения цели эмпирического исследования и проверки выдвинутых гипотез решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основания социально-психологической адаптации, провести анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать программу эмпирического исследования по изучению социально-психологической адаптации на примере работников локомотивных бригад, подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Эмпирически показать особенности социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад. Провести интерпретацию и анализ полученных результатов проведенного исследования.
4. Разработать программу по профилактики дезадаптации работников локомотивных бригад.
Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что существуют содержательные особенности социально-психологической
адаптации работников локомотивных бригад профессиональной деятельности.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- концепция адаптационного потенциала А.Г. Маклакова;
- субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна;
- теория социально-психологической адаптации личности A.A. Налчаджян;
- исследования по железнодорожной психологии Л.С. Нерсесян;
- периодизация развития человека Е.Е. Сапоговой.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методики исследования: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» - разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным; опросник Б.Н. Смирнова «Структура темперамента»; методика «УСК» Е.Ф. Бажина.
3. Статистический анализ (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена).
4. Качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа IBM SPSS Statistics 23.
Эмпирическая база исследования.
Исследование было организовано и проведено на базе «Локомотивное депо Барнаул». В нём приняли участие 2 группы мужчин молодого и взрослого возраста, имеющие различное семейное положение:
1. Машинисты и помощники машинистов локомотивного депо Барнаул ОАО «РЖД» в возрасте от 19 до 50 лет, в количестве 54 человека.
2. Группа мужчин молодого и взрослого возраста, которые не работают в данной организации и не являются РЛБ, в количестве 55 человек.
Общее количество участников исследования - 109 человек.
Новизна исследования
В ходе проведенного исследования выявлено, что социально - психологическая адаптация определяется индивидуально -типологическими особенностями личности.
Выявлено своеобразие качеств личности работников в контексте социально-психологической адаптации к учреждению.
Отсутствуют исследования по данному вопросу у работников локомотивных бригад.
Теоретическая значимость
Дана содержательная характеристика качеств личности в контексте социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад.
Определены особенности социально-психологической адаптации, а также их влияние на адаптивные способности работников локомотивных бригад в разном возрасте.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования будут способствовать решению прикладных задач в области организации работ по социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад и могут быть использованы психологами и психофизиологами лабораторий психофизиологического обеспечения на сети железных дорог для профилактики и коррекции дезадаптации у работников локомотивных бригад.
Положение, выносимое на защиту:
Выделены содержательные особенности социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад в условиях работы в депо.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на ежегодной студенческой конференции, в рамках дней молодежной науки в АлтГУ на секции «Психология глазами молодых учёных» в 2020 году.
По теме диссертации опубликована статья: «Сартакова, А.В.
Социально-психологическая адаптация работников локомотивных бригад / А.В. Сартакова, М.В. Шамардина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 130.», в которой нашли отражение теоретические принципы и
результаты работы.
Данные исследования были внедрены в работу психологов лаборатории психофизиологического обеспечения локомотивного депо Барнаул, с целью повышения эффективности психологического сопровождения работников и, для профилактики возможных дезадаптивных состояний.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Содержание работы излагается на 133 странице, включая 9 рисунков. Список литературы содержит 137 наименований, из которых 3 на иностранном языке.
Структура диссертации соответствует изложенным целям и задачам, поставленным в диссертационном исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе нами были рассмотрены следующие понятия: социально-психологическая адаптация, молодость, взрослость эмоциональная устойчивость, локус контроля, пластичность.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретический анализ подходов зарубежной и отечественной литературы к определению понятия социально-психологической адаптация и факторов, оказывающих влияние на неё. Также была выделена специфика трудовой деятельности работников локомотивных бригад и определены психологические особенности мужчин взрослого и молодого возраста . На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены особенности социально-психологической адаптации у работников локомотивных бригад разного возраста.
Далее была разработана и проведена программа эмпирического исследования по изучению социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад с соответствующим диагностическим инструментарием.
По результатам проведенной программы можно сделать следующие выводы об особенностях социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад:
По результатам проведенного эмпирического исследования были выявлены достоверные различия по шкалам «Экстраверсия-Интроверсия», «Ригидность-пластичность», «Эмоциональная возбудимость-эмоциональная устойчивость», «Темп реакции», «Пассивность-активность», «Адаптивные способности», «Нервно-психическая устойчивость», «Коммуникативные 87
особенности», «Моральная нормативность», «Общая интернальность», «Интернальность в ситуациях достижений», «Интернальность в ситуациях неудач», «Интернальность в производственных отношениях» и «Интернальность в межличностных отношениях» между 2 группами мужчин: мужчины молодого возраста, которые являются работниками локомотивных бригад и мужчин молодого возраста, которые не являются работниками локомотивных бригад, а также мужчины взрослого возраста, которые являются работниками локомотивных бригад и мужчин взрослого возраста, которые не являются работниками локомотивных бригад.
В молодом возрасте для работников локомотивных бригад в большей степени характерна взаимосвязь эмоциональной устойчивости с адаптивными способностями. Это можно объяснить тем, что эмоциональная устойчивость является профессионально -важным качеством, которое определяет профессиональную пригодность к данной профессии. Именно эмоциональная устойчивость оказывает влияние на способность работников управлять своими эмоциями и противостоять различным трудностям в профессиональной деятельности, а их в работе машиниста большое количество. Поэтому в силу специфических особенностей молодого возраста, эмоциональная устойчивость является необходимым условием успешной социально-психологической адаптации на предприятии.
Во взрослом возрасте для работников локомотивных бригад характерна взаимосвязь адаптивных способностей с темпом реакции. Это объясняется тем, что вопрос скорости и темпа реакции остаётся актуальным на протяжении всей профессиональной деятельности, но с переходом во взрослый возраст происходит постепенное снижение сенсомоторных и других психофизиологических реакций. Поэтому именно в этом возрасте темп реакции является достаточно важным качеством для машинистов, поскольку оно также может способствовать более успешному процессу социально-психологической адаптации.
Имеющаяся взаимосвязь между пластичностью и адаптивными способностями работников локомотивных бригад молодого и взрослого возраста не случайна. Специфика работы машиниста заключается в постоянном поступлении новой информация извне, вследствие чего необходима легкость и быстрота корректировки субъективной модели среды, а также дальнейшее осуществление процесса ведения локомотива с учётом сложившейся обстановки. Поэтому важность пластичности нервной системы для работников локомотивных бригад трудно переоценить, и её роль в процессе социально-психологической адаптации к профессии.
Интернальный локус контроля влияет на социально-психологическую адаптацию работников локомотивных бригад, как в молодом, так и во взрослом возрасте. Это можно аргументировать тем, что профессия машиниста и помощника машиниста накладывает на человека груз огромной ответственности, которая распространяется от ответственности за работу локомотива до ответственности за жизни людей, являющихся пассажирами. Поэтому, если машинист не будет принимать ответственность за происходящие события в его жизни на себя, то ни о какой адаптации к данной профессиональной деятельности не может быть и речи. Поскольку именно локомотивная бригада, в первую очередь, в ответе за осуществляемую поездную работу и за происходящие в ней события.
Основываясь на теоретико-методологические основания и на полученные эмпирические результаты, была разработана и проведена программа профилактики с использованием метода порождающих игр, который будет способствовать более успешному процессу социально-психологической адаптации работников локомотивных бригад к профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута.



1. Авдеенко М.А. Современное понятие адаптации персонала и ее место в системе управления персоналом //Экономика устойчивого развития. 2015. №.
1. С. 8-12.
2. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А. Деркача.
- М.: Изд-во РАГС, 2006. - 424 с.
3. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии, М., 2011 - 132 с.
4. Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига, 2001. - 89 с.
5. Александрович П. И., Малютин А. Г., Сенокосов Ж. Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. Рига, 2001. - 89 с.
6. Амбрумова А. Г. Социальная дезадаптация и суицид // Труды НИИ психиатрии им. Асатиани. - 2004. - Т. 19-20. - С. 47-49.
7. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2 томах. Том 1 Изд: СПбУ, 2007 г.
8. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых //
Психология развития / Сост и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
9. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Свердловск, 1970. - 24 с.
10. Баксанский О.Е., Скоробогатова А.В. Психологические особенности развития личности в период молодости // Образовательные технологии. - М, 2020.
11. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2009. - N1. - С. 92-100.
12. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 2008. - 270 с.
13. Белопольский В.И., Белопольский А.В. Временная динамика эффекта предупреждающего сигнала в задаче обнаружения. // Психологический журнал, 2007, №6, С.51-58.
14. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. - C.67-73.
15. Бодалев А.А., Васина Н.В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? - СПб.: Речь, 2010. - 224с.
16. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. Ин-т психологии РАН., 2016. С. 623
17. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. Москва: ИПРАН, 1995. С. 136.
18. Борисов, Д. Поведение человека в условиях стресса // Аналитика культурологии, 2016, N 1, С. 135-138.
19. Бугачева В.М., Костецкий В.Э. Индивидуально-психологические особенности машинистов железнодорожного транспорта различных возрастных групп // Научный журнал КубГАУ, № 112 (08), 2015.
20. Ваничева А.Г. Подбор и адаптация персонала как основа реализации успешной кадровой стратегии // Наука в цифрах. 2016. № 1. С. 43-47.
21. Головкина А.И. Проблема адаптации персонала в современной организации // Эпомен. 2018. №. 10. С. 20-26.
22. Губинский А.И., Кобзев В.В. Оценка надежности деятельности человека - оператора в системах управления. - М.: Машиностроение, 2000. - 47с.
23. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методологические и социальные аспекты). - М., 2006. - 184 с.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Акад. проект, 2009. - 944 с.
24. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения : Дис. канд. психол. наук. - М., 2005.
25. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск., 2006. - 176 с.
26. Ермакова М.Л. Управление адаптацией новых сотрудников организации // Мир инноваций. 2015. С. 18-21.
27. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография / С.А. Ларионова. Белгород, 2002. - 200 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ