Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоактуализация личности в контексте родительских предписаний

Работа №90988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
159
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения самоактуализации личности в контексте родительских предписаний 8
1.1. Самоактуализация личности в работах отечественных и зарубежных
авторов 8
1.2. Проблема самоактуализации в современной психологии 16
1.3. Возрастная периодизация личности и самоактуализация в разные
возрастные периоды онтогенеза 21
1.4 Родительские предписания в теории транзактного анализа 27
Pearl Drego в книге “Happy family - Parenting through Family Rituals” 35
1.5 Базовые убеждения личности как результат детского опыта 39
Глава 2. Анализ результатов исследования самоактуализации личности в контексте родительских предписаний 46
2.1. Программа и методика исследования 46
2.2 Результаты эмпирического анализа 51
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 82
Заключение 85
Список использованной литературы 87
Приложения 94


Актуальность исследования. Самоактуализация - это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью.
Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей.
Согласно ряду авторов, причиной многих трудностей людей являются полученные ими в детстве негативные родительские предписания. Они могут передаваться из поколения в поколение в виде трансгенерационных травм, приводящих к реализации дисфункциональных жизненных сценариев, что вероятней всего мешает полноценной самоактуализации личности.
Степень изученности проблемы. Феномен самоактуализации в основном изучался в гуманистической психологии, но также и в смежных и близких к ней направлениях - гештальттерапии Ф. Перлза, социокультурном психоанализе К. Хорни и Э. Фромма, философских работах М.К. Мамардашвили, экзистенциальной психологии Д. Бьюдженталя и Р. Мэя. Стоит отметить, что психологические аспекты личностного роста и самоактуализации в настоящее время изучаются все чаще (Е.Е. Вахромов, Л.А. Коростелева, Н.В. Ковалева, О.В. Немиринский).
В свою очередь родительские предписания подробно изучались в теории трансактного анализа Эриком Берном. Их изучение продолжили последователи и ученики Берна (Мэри Макклюр Гулдинг, Роберт Гулдинг, Клод Штайнер, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тайби Калер, Джули Хей).
На сегодняшний день взаимосвязь самоактуализации личности и родительских предписаний изучена не так глубоко, как эти феномены по отдельности, что объясняет актульность данной темы.
Исходя из вышеизложенных соображений, нам представляется крайне актуальным и своевременным исследовать связь родительских предписаний и особенностей самоактуализации личности.
Цель исследования - изучение особенностей самоактуализации личности в контексте родительских предписаний, базисных убеждений, половозрастных различий.
Объект исследования - самоактуализация личности.
Предмет исследования - самоактуализация личности и родительские предписания как сопряженные параметры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования самоактуализации личности и родительских предписаний.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования самоактуализации личности в контексте родительских предписаний.
3. Проанализировать результаты исследования самоактуализации мужчин и женщин молодого и зрелого возраста, в контексте родительских предписаний.
4. Разработать программу психологического тренинга “Жизнь, которую выбирают за нас”.
Гипотезы исследования:
1. Самоактуализация личности будет сопряжена с выраженностью базисных убеждений и давлением родительских предписаний.
2. Самоактуализация личности, базисные убеждения, родительские предписания, могут различаться взависимости от пола и возраста.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теоретико-методологические основания изучения взаимосвязи родительских предписаний, базисных убеждений и самоактуализации личности:
- психологические концепции самоактуализации личности А. Маслоу, Е.Е. Вахромов, Э. Шостром;
- родительские предписания в теории трансактного анализа Э. Берна,
М. Гулдинг, Р. Гулдинг;
- базисные убеждения как результат детского опыта Янофф-Бульман.
Методы и процедура исследования:
1. Теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных);
2. Методический инструментарий: анкетный опрос;
психологическое тестирование: Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) (Э. Шостром, в адаптации Н.Ф. Калиной, А.В. Лазукина), Шкала предписаний (П. Дрего), Шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, в адаптации О. Кравцовой).
3. Математико-статистический анализ: корреляционный анализ - Пирсона, U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскела-Уоллеса. Математико-статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS 23.0.
Описание выборки: в исследовании приняли участие 55 человек, проживающих в Алтайском крае. 75 % выборки составили женщины, 25% - мужчины. Возраст испытуемых: от 22 до 64 лет, при этом 44% в возрасте от 22 до 30 лет, 56% - от 31 до 64 лет. Высшее образование имеют 100% испытуемых.
Научная новизна:
Доказано, что в качестве фактора, блокирующего процесс самоактуализации личности выступает давление родительских директив. Определено, что осуществлению самоактуализации личности способствует выраженность базисных убеждений.
Выявлены различия в характере самоактуализации личности, выраженности базисных убеждений, доминировании тех или иных родительских предписаний в зависимости от возрастной категории (от 22 до 30 лет, от 31 до 64 лет)
Теоретическая значимость: расширены научные представления о родительских предписаниях и базисных убеждениях представителей возрастной категории от 22 до 64 лет; дополнено научное знание в отношении отдаленных последствий родительского воздействия в детском возрасте; выявлены различия базисных убеждений личности мужчин и женщин.
Практическая значимость: Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в психологическом консультировании, с целью повышения уровня самоактуализации, в тренингах личностного роста, в тренингах повышения психологической грамотности родителей по вопросу формирования личности ребенка. Возможно использование результатов исследования в деятельности психологических служб, образовательных учреждений, в оптимизации процесса обучения и профессионального роста личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самоактуализация личности и выраженность базисных убеждений являются тесно взаимосвязанными характеристиками. В частности вера человека в добрый мир, в возможность контроля происходящего, а также собственную ценность, имеют центральное значение для осуществления процесса самоактуализации.
2. Существует выраженная взаимосвязь самоактуализации личности и родительских предписаний. Чем сильнее давление родительских предписаний на личность, тем труднее проходит процесс самоактуализации.
3. Родительские предписания и базисные убеждения являются сопряженными параметрами в структуре личности.
4. В зависимости от пола, базисные убеждения личности имеют свои особенности. Для женщин больше характерна вера в благосклонность мира и доброту людей.
5. Характер самоактуализации личности, выраженность базисных убеждений, доминирование тех или иных родительских предписаний различаются в зависимости от возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ литературных источников по изучению понятий «самоактуализация», «родительские предписания», «базисные убеждения» позволил исследовать особенности самоактуализации личности в контекст родительских предписаний. В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования проведен анализ научной проблематики самоактуализации и деструктивного взаимодействия в семье, рассмотрены основные направления исследования связи родительских предписаний, базисных убеждений и структуры самоактуализации в трудах отечественных и зарубежных авторов. Определено понятие, структура самоактуализации личности, а так же феномен родительских предписаний и базисных убеждений. Обозначены основные особенности самоактуализации личности в контексте родительских предписаний. Использовано понимание самоактуализации как целостной динамической структуры личности, как непрерывный процесс реализации индивидуального потенциала, при котором самодетерминация преобладает над детерминацией из вне. Использованные методики позволили получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику особенностей самоактуализации личности и родительских предписаний полученных в детстве. В процессе выполнения данного исследования сформированы концептуальные основания работы, разработана и апробирована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого разносторонне проанализированы.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1) Родительские предписания и базисные убеждения личности (которые также формируются под влиянием родителей), проявляются в самоактуализации личности.
2) Влияние социокультурного контекста на воспитание детей проявляется в различиях базисных убеждений и родительских предписаний у мужчин и женщин.
3) Возраст человека (и жизненный опыт, который стоит за этим) отражаются в самоактуализации личности, базисных убеждениях и способности родительских предписаний влиять на поведение личности. Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута. Данная магистерская диссертация может служить очередным шагом на пути полноценного изучения родительских предписаний и их влияния на личность.


1. Альбуханова К. А. Жизненные перспективы личности. М., 1997. 145с.
Альбуханова К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 203с.
2. Ананьев В. А. Психология здоровья: симпозиум знаний о личностном
росте// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. №3. С. 61-70.
3. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности //
Психология личности в трудах отечественных психологов. 2000. С.207-213.
4. Арпентьева М. Р. Жизнеутверждающий потенциал личности и
профилактика психических расстройств // Международная научная школа «Парадигма». 2015. Т.4. С. 22-33.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1900. 363с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. М: «Эксмо», 2016. 352с.
7. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческих
взаимоотношений. М: «Эксмо», 2016. 350 с.
8. Берн Э. Групповая психотерапия (Principles of Group Tteatment). М.:
Академический проект, 2018. 384 с.
9. Берн Э. Лидер и группа (Структура и динамика организаций и групп).
М.: Литур, 2000. 320 с.
10. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии (Transactional analysis in psychotherapy). М.: Академический проект, 2001. 320 с.
11. Богозова Н. З., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Психологический словарь. М.: Магадан, 2005. 247с.
12. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1998. 345с.
13. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. 287 с.
14. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Изд-во «Мысль», 1998. 167с.
15. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2011. 182 с.
16. Вопросы воспитания в возрасте первого детства: сб. науч. труд. / Умом и сердцем; под ред. Н. И. Монахов. М.: Политиздат, 1982. 383 с.
17. Воронкина С.И., Кудрявцева М.В. Некоторые особенности
самоактуализационных характеристик студентов-психологов //
Российский Вуз: В Центре Внимания - Личность. 1999. №1. С. 34-36.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т6. Научное наследство / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1993. 344с.
19. Гиндилис Н. Л. Процесс индивидуализации как путь к себе // Психологический журнал. 1996. №1. С. 60-74.
20. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», 2002. 336 с.
21. Гозман Л. А., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995. 56с.
22. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. 239 с.
23. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт экспериментами. М., Универсал, 1993. 300 с.
24. Джонсон С. М. Психотерапия характера. Практическое руководство. М.: Центр психологической культуры, 2001. 355 с.
25. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
26. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1997. 40 с.
27. Калина Н. Ф. О самоактуализации личности. М., 1997. 245 с.
28. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 250 с.
29. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психодинамическая психотерапия трудных клиентов. М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016. 208 с.
30. Кошелев А. Образование и общество // Самоактуализация личности в условиях высшего профессионального образования. 2006. №2. С.26-29.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ