Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ОБПОУ «Курский Государственный Политехнический Колледж».
Выборка: 32 студента (18-19 лет).
Есть приложения (методические материалы).
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций современной обучающейся молодёжи………………………….……………….5
1.1. Понятие ценностных ориентаций в психологии…………………….5
1.2. Обзор литературы по проблеме исследования ценностных ориентаций современной обучающейся молодёжи………8
2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций современной обучающейся молодёжи………….……………………………………………..10
2.1. Программа практического исследования………………………...…10
2.2. Методологическая и ресурсная база исследования…………………11
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования……………….13
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………..21
Приложение……………………………………………………………….24
Цель исследования – изучение ценностных ориентаций современной обучающейся молодёжи.
Объект исследования – ценностные ориентации современной обучающейся молодёжи.
Предмет исследования – соотношение ценностных ориентаций в системе ценностей современной обучающей молодёжи.
Гипотезы исследования: конкретные терминальные ценности преобладают над абстрактными в системе ценностей современной обучающейся молодёжи.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу зарубежных и отечественных авторов, исследовавших проблему изучения ценностных ориентаций и произвести анализ и синтез информации, полученной из специальных литературных источников.
2. Дать характеристику понятию ценностных ориентаций в психологии.
3. Подобрать методику исследования, наиболее актуальную для работы с однородной группой испытуемых и разработать программу практического исследования.
4. Дать описание методологической и ресурсной базы исследования.
5. Провести исследование в группе испытуемых и проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теоретическое и методологическое изучение исследований, посвящённых изучению ценностных ориентаций современной молодежи, проведённые в разные годы, такими авторами, как Е.Е.Бочарова, В.Н. Власова, О.В. Митякина, Е.В. Молчанова, М.А. Силкова, Е.П. Сичянский, Д.В. Шалимова. Кроме того, для практического обоснования полученных результатов исследования мы опирались на концепцию М. Рокича, на основании которой все ценности делятся на терминальные и инструментальные и определяют содержание направленности личности, составляют ядро её мотивации, жизненной установки, отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям (психодиагностическая методика «Ценностные ориентации» М. Рокича).
Методы исследования: теоретические (анализ исследований по проблеме изучения ценностных ориентаций; синтез собранной информации; метод формализации; логический метод) и эмпирические (наблюдение; констатирующий эксперимент; сравнительный метод; психодиагностическое тестирование; измерение; иллюстративно-графический метод).
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Нами было высказано предположение, что для современной обучающейся молодёжи конкретные терминальные ценности более важны и значимы, чем абстрактные. Проведённое практическое исследование подтвердило состоятельность данной гипотезы, показав, что для респондентов важнее всего такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь и наличие хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей испытуемые особо выделили независимость, ответственность и образованность. Такие результаты говорят о том, что для студентов важны личные и социальные отношения, а также возможность чувствовать себя уверенно, независимо и самостоятельно.
В то же время можно отметить, что у студентов слабо развито понимание значимости эстетических ценностей.
Можно сказать, что у студентов, участвовавших в нашем исследовании сформировалась достаточно однородная система ценностей, однако нельзя не заметить состояние некоторого конфликта в инструментальных ценностях, где студенты одинаково значимо выделяют и альтруистические, и индивидуалистские, и ценности самоутверждения, и ценности принятия других людей. Из этого можно сделать вывод, что студенты одновременно хотят быть независимыми, самостоятельными и волевыми, но при этом чтобы к ним относились чутко и терпимо.
Таким образом, мы хотим отметить, что у студентов более чётко сформирована система терминальных ценностей, чем инструментальных.
1. Боткова В.К. Генезис понятия «карьерные стратегии молодежи»: социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 6 (74). С. 117–123
2. Бочарова Е.Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 2. С. 143-151.
3. Бочарова Е.Е. Универсальные и культурно-специфические особенности взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 4 (8). С. 387—391.
4. Васильева А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 128–133.
5. Власова В.Н., Щербакова Л.И., Самыгин С.И. Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 2. С. 22-25.
6. Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 2. С. 136-143.
7. Гафиатулина Н.X. ЗагироваЭ.М. Система ценностей российской молодежи в контексте обеспечения духовно-нравственной безопасности общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2017. № 2 (50). С. 143-157.
8. Зырянов С.Г. Место образования в системе ценностей студенческой молодежи / С. Г. Зырянов, Г. Г. Горелова // Социум и власть. — 2015. — № 8. — С. 7—14.
9. Иваненков С.П., Кострикин А.В. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Credonew. 2009. № 3 (59). С. 82—100.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
11. Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Подходы к изучению внутреннего благополучия человека //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 308–312
12. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2009. 478 с.
13. Молчанова Е.В. Психологические особенности молодежи в условиях мирового экономического кризиса: обзор зарубежных исследований // Мир образования — образование в мире. 2018. №2 (70). С. 37-45.
14. Молчанова Е.В. Ценностные ориентации как «проявитель» для самосознания // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: Материалы участников съезда. М.: Общероссийская общественная организация «Российское психологическое общество», 2012. С. 282-283.
15. Потёмкин В.К. Развитие личности как основание для достижения поставленных целей в профессиональной деятельности // Социология и право. 2017. 4 (38). С. 20-27.
16. Рокич М. Природа человеческих ценностей /М. Рокич. — Свободная пресса. — 1973. — № 5. — С. 20—28
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
18. СайгановаЕ.В. Трансформация роли молодежи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15. № 1. С. 19-22.
19. Сичинский Е.П. Профессиональное самоопределение молодежи: Ценностно-ориентационный контекст / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2 (10). — С. 9-12.
20. Слотина Т.В. Психология личности: уч. пособие. СПб.: Питер, 2017. 448 с.
21. Собчик Л.Н. Искусство психодиагностики. СПб.: Речь, 2014. 160 с.
22. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2008. 621 с.
23. Соколова С.Н. Духовная безопасность общества и культура современной личности // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2017. № 1.С. 48-56.
24. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.
25. Файнман И.А., Данчак И.Я. Проект профессиональной ориентации обучающихся «Взлётная полоса» // И.А. Файнман, И.Я. Данчак. Пермь, 2020. 48 с.
26. ФилясоваЮ.А. Моделирование конструкта личности перфекционистов // Системная психология и социология. 2020. 4 (36).
27. ХарлановаЕ.М. Исследование социальной активности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5 (10). С. 173—178.
28. Шалимова Д.В., Митякина О.В., Силкова М.А. Самооценка как личностный критерий конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 51 – 55.
29. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 213—219.
30. Швачко Е.В., Дуранов М.Е. Социальная активность как фактор формирования политической культуры студентов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 159—164.