ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1 Робототехника и роботы в современном мире 6
1.1.1 Промышленные роботы 10
1.1.2 Бытовые роботы 12
1.1.3 Военные роботы 12
1.1.4 Роботы - андроиды 14
1.2 Нейроинформационные технологий в робототехнике 15
1.2.1 Искусственный интеллект 18
1.2.2 Интеллектуальные роботы 19
1.2.3 Органы чувств человека 23
1.2.4 Вывод по главе 24
ГЛАВА2. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИСПОЛЗУЕМЫЕ В
РОБОТОТЕХНИКЕ 25
2.1 Распознавание визуальных образов 25
2.1.1 Общая характеристика задач распознавание визуальных
образов 29
2.1.2 Методы распознавание визуальных образов 31
2.2 Распознавание речевых команд 33
2.2.1 История распознавание речи 39
2.2.2 Классификация систем распознавание 40
2.2.3 Методы распознавание речи 41
2.2.4 Архитектура систем распознавание речи 42
2.2.5 Механизмы распознавание речи 44
2.2.6 Типовые задачи распознавание речи 45
2.3 Распознавание тактильных образов 46
2.3.1 Типы сенсоров для измерения сил механических величин.. ..57
2.3.2 Использование нейросетевых технологий при распознавании тактильных образов 58
2.4 Вывод по главе 62
ГЛАВА3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.63
3.1 Разработка лабораторного практикума по теме «Распознавание
речевых образов 63
3.2 Разработка лабораторного практикума по теме «Распознавание
тактильных образов 70
3.3 Отладочная плата Миландр 1986ВЕ91Т 76
3.2 Вывод по главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
В настоящее время в прикладных целях актуальным становится использование визуальных, речевых, тактильных технологий и прежде всего таких, как распознавание, анализ речи, автоматизированная постановка произношения и проч. Совершенно очевидно, что в дальнейшем сфера применимости технологий по распознанию будет только расширяться. Ведь с помощью этих технологий можно решать разнообразные идентификационные задачи по выявлению социальных, национальных, профессиональных, гендерных и возрастных особенностей человека в правоведческих, педагогических или медицинских целях.
Научная новизна
Научная новизна работы заключается в предложении использования распознавания визуальных, речевых и тактильных образов в робототехнике.
Цель работы. Разработать тематику лабораторного практикума и программно- аппаратную часть лабораторных стендов по дисциплине «Сенсорные системы в робототехнике».
Задачи исследований:
1. Выполнить аналитический обзор существующих лабораторных практикумов по дисциплине «Сенсорные системы в робототехнике».
2. Разработать тематику лабораторного практикума по данной дисциплине.
3. Осуществить практическую реализацию лабораторного практикума.
В ходе выполнения работы были изучены необходимые аспекты, связанные с распознаванием визуальных, речевых и тактильных образов.
Были разработаны задания к лабораторным работам и осуществлена их практическая реализация с подробным описанием хода выполнения. Обозначены перспективы развития лабораторного практикума и учебных стендов.
По работе сделана научная публикация и выступление на IX Международная научно-практической конференции «Высокопроизводительные вычислительные системы и технологии научных исследованиях, автоматизации управления и производства» в АГУ в 2019 году.
1. ЧТО ТАКОЕ РОБОТ? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roboreview.ru/nauka-o-robotah/chto-takoe-robot.html, свободный.
2. Робототехника в России: развитие и применение [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.techno-
guide.ru/robototekhnika/robototekhnika-v-rossii-razvitie-i-primen enie.html, свободный.
3. Пусть всегда будет робот: как развивается образовательная
робототехника в России и в мире [Электронный ресурс] / П. Фролов. — Электрон. журн. — Режим доступа:
http://www.forbes.ru/tehnologii/341813-pust-vsegda-budet-robot-kak- razivaetsya-obrazovatelna ya-robototehnika-v-rossii-i-v, свободный.
4. Что такое робот-андроид? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //robonovosti.ru/texnologii/1399-roboty-androidy.htm, свободный. - Загл. с экрана.
5. Робототехника: Учебное пособие. — Томск: Томский государственный универ-ситет систем управления и радиоэлектроники, 2012. — 99 с. (ТУСУР) [1]
6. Воротников С.А. Информационные устройства робототехнических систем. Издательство: МГТУ им. Н. Э. Баумана. Год: 2005. Страниц: 384. ISBN: 5-7038-2207-6.
7. Эльяш Н.Н. Основы робототехники: учебное пособие (конспект лекций). Екатеринбург.2016. 49с.
8. Смирнов А., Тытюк С. Военные роботы на защите жизни // Армейский сборник : Научно-методический журнал МО РФ. — М.: Редакционноиздательский центр МО РФ, 2016. — № 09. — С. 70-79
9. Философия моделирования как метаметодология в
нейроинформационных технологиях и искусственном интеллекте И. Ю. Алексеева, Ю. Ю. Петрунин, А. В. Савельев // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 2007. - №2. - С. 47-60 . - ISSN 02017385
10. Хайкин С. Нейронные сети. Полный курс. 2-е изд / С. Нейронные сети. Полный курс. Хайкин. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - С.1104
11. Федотова Елена Леонидовна Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с
12. Цыганков В. Д. Нейрокомпьютер и его применение - М.: СолСистем,
2003. С.89
13. Спицин В. Г. Алгоритм обнаружения лиц на основе сверточной нейронной сети / В. Г. Спицин // Нейрокомпьютеры: разработка, применение, № 10, 2013. С. 48-52
14. Смолин Д. В. Введение в искусственный интеллект: конспект лекций. — М.: ФИЗМАТЛИТ. — 208 с. — ISBN 5-9221-0513-2.
15. Ноткин Л.И. Искусственный интеллект и проблемы обучения.
16. Рыжков В. А. Эволюция человеко-машинных интерфейсов / В. А. Рыжков // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. - 2005. - № 8-9. - С. 119-136...