Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности стратегий восприятия произведений изобразительного искусства непрофессионалами

Работа №90923

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования стратегий восприятия произведений изобразительного искусства 8
1.1 Научные подходы к изучению восприятия и познания человеком
произведений искусства 8
1.2 Функции изобразительного искусства в формировании личности 21
1.3 Совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих восприятие
и познание человеком произведений живописи 29
Глава 2. Анализ стратегий восприятия произведений изобразительного искусства любителями и профессионалами 38
2.1. Подготовка и организация эмпирического исследования особенностей
восприятия живописи 38
2.2. Особенности стратегий восприятия произведений изобразительного
искусства непрофессионалами 42
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 71


Актуальность исследования. На протяжении всей истории человечества многие художники вносили свой вклад во всемирное культурное наследие очередным шедевром под влиянием событий и явлений так или иначе связанных с государством, как политической организацией общества, и правом в его широком значении. Искусство является одним из средств коммуникации. Процесс восприятия искусства предполагает под собой определенный контакт, в ходе которого проявляются психологические особенности личности. Естественно, что не каждый человек становится художником или специалистом в области живописи, но так или иначе каждый сталкивается с произведениями искусства в течение своей жизни. Приобщаясь к культуре, человек не только получает развитие, но и учится понимать окружающий его мир, а понимать и воспринимать невозможно без навыков художественного восприятия.
Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.
Актуальность исследования определяется наличием противоречия с одной стороны постоянно растущей потребности в познании живописи (в рамках учебных программ, программ саморазвития, психологической помощи и пр.) и отсутствием достоверных данных об особенностях и проблемах художественного восприятия у людей различного образа жизни и образования. Художественное восприятие является формой обновления опыта и передачи нового другим поколениям. Исходя из вышесказанного тема исследования «Особенности стратегий восприятия произведений изобразительного искусства непрофессионалами» является актуальным.
Степень изученности проблемы исследования. Несмотря на то, что понятие «художественное восприятие» достаточно актуально и часто используется в современном мире (не только мире искусств), сам процесс художественного восприятия остается малоизученным. При этом понятие «восприятие» достаточно широко представлено в работах современных психологов, социологов, педагогов.
Восприятие (или перцепция) рассматривается как познавательный процесс, который позволяет формировать субъективную картину мира.
Процесс художественного восприятия в своих работах рассматривали Б. Мещеряков, В. Зинченко, А. Леонтьев, Э. Блэйлер, К. Бюлер и др. В целом восприятие помогает осознавать и транслировать опыт, передаваемый художниками.
Целью данного исследования является определение ведущих стратегий восприятия произведений живописи у любителей и профессионалов, их художественной эрудиции и компетентности.
Объект исследования - процесс восприятия и описания произведений изобразительного искусства.
Предметом исследования являются различия стратегий восприятия произведений изобразительного искусства у профессионалов и непрофессионалов.
Исходя их поставленной цели, были сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть методологические и теоретические подходы к изучению взаимодействия личности и произведений искусства; изучить функции изобразительного искусства в формировании личности человека; проанализировать совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих восприятие личностью произведений живописи;
2. Разработать программу исследования, направленную на изучение особенностей восприятия живописи (методика свободных описаний Д.А. Леонтьева, анкета на художественную эрудицию и компетентность Ю.М. Петровой); проанализировать результаты исследования особенностей стратегий восприятия живописи;
3. Разработать программу прикладного мероприятия: мастер-класс по восприятию и описанию произведений живописи для непрофессионалов.
Гипотеза исследования: Ведущие стратегии восприятия произведений изобразительного искусства, уровень художественной эрудиции и компетентности будут различны у непрофессионалов и специалистов в данной сфере.
Теоретико-методическими основаниями исследования являются труды в области культурно-исторического подхода по психологии искусства Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Д. Логвиненко, В. И. Белопольского, А.А. Бодалева
Методы исследования:
- анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования;
- методы сбора эмпирических данных: анкетный опрос, психологическое тестирование (методика свободных описаний Д.А. Леонтьева, анкета на художественную эрудицию и компетентность Ю.М. Петровой;
- методы математико-статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента, факторный анализ).
Выборочная совокупность. Выборка составила 60 человек (50% мужчин и 50% женщин, средний возраст 30,6 лет). Респонденты были поделены на 2 группы по 30 человек. Группа 1: «наивные» зрители - любители искусства, без художественного образования (50% мужчин и 50% женщин, средний возраст 30,9 л.); Группа 2: люди с профессиональной художественной подготовкой - бакалавры-искусствоведы и педагоги художественного воспитания (50% мужчин и 50% женщин, средний возраст
30,3 л.).
База исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Новизна исследования.
1. Доказано, что уровень художественной эрудиции и компетентности, а также стратегии восприятия произведений искусства различаются у непрофессионалов и специалистов в художественной сфере.
2. Показано, что сформированная художественная эрудиция и
компетентность профессионалов сопряжена с выбором таких
стратегий восприятия живописи как авторская, стилистическая и культурная. В случае несформированного профессионального
художественного восприятия, характерного для любителей, ведущими стратегиями являются изобразительная и жизненная.
Теоретическое значение полученных результатов: Подтверждена целесообразность применения метода свободных описаний, который выявляет индивидуальную специфику восприятия живописи, для представителей, находящихся на возрастном этапе кризиса молодости; подтверждено, что профессиональный менталитет художника оказывает влияние на результат восприятия и описания картин.
Практическая значимость исследования результаты исследования могут использоваться в личностно-ориентированной практике специалистами по художественному обучению и воспитанию, а также психологами- консультантами, использующими в своей работе произведения живописи.
Достоверность и надёжность полученных результатов обусловлена применением апробированных тестовых методик и стандартных методов математической статистики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стратегии восприятия произведений изобразительного искусства у любителей и профессионалов различаются. Так, у непрофессионалов доминируют изобразительная и жизненная стратегии восприятия, а у профессионалов авторская, стилистическая и культурная. Восприятие любителей больше приближено к жизни, они описывают субъективные эмоции, тогда как профессионалы описывают картину с использованием как субъективных, так и объективных характеристик, а также подчёркивают её художественную ценность в отечественном и мировом искусстве.
2. Художественная эрудиция и компетентность существенно выше у профессионалов, по сравнению с любителями изобразительного искусства.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающий 100 источников, один из которых на иностранном языке и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное теоретическое и практическое исследование позволило нам взглянуть на проблему восприятия произведений искусства на примере восприятия и анализа живописи. В соответствии с поставленными задачами были рассмотрены вопросы восприятия как психологической характеристики, способностей личности и художественного восприятия, так и приобретенной характеристики индивида. Исходя из проведенного теоретического анализа можно сделать вывод о том, что восприятия произведений искусств зависит от структуры самих произведений, от объективных и субъективных факторов, психологических механизмов, характеризующих личность.
Особенностью восприятия произведений живописи является особенность художественного языка, которые отражаются в возможности передавать композицию, цвет, пространство, движение и настроение. В целом язык живописи считают сложным для понимания, он требует от человека в большей степени владения навыками отражения художественных образов и возможности взаимодействия с произведениями в жизни.
Само же взаимодействие с картинами рассматривается как процесс имеющий два направления. С одной стороны, это внутренняя способность личности к восприятию живописи. С другой стороны - это деятельностный подход, позволяющий воспринимать произведения живописи как художественно-эмоциональную составляющую жизни общества.
Исходя из проведенного теоретического анализа можно сделать вывод, что процесс восприятия художественных произведений зависит от объективных и субъективных причин и свойств личности. В связи с этим была предпринята попытка практического исследований направленного на изучение особенностей восприятия картин различными группами респондентов.
Эффективность данного рассмотрения была подтверждена результатами эмпирического тестирования, направленного на изучение особенностей восприятия произведений живописи. Данное исследование проводилось с использованием анализом описания картин, данных респондентами. В ходе исследования были выявлены индивидуальные особенности описания одних и тех же картин, и в большей степени они зависели от того насколько эрудированным является респондент в области искусства, имеет ли специальное образование в данной области или просто является любителем живописи. Особенности реципиентов характеризовались использованием стратегий, их сочетанием, частотой использования, различными вариантами их использования.
В исследовательской части были представлены и проанализированы различные способы и формы описания произведений. Оценка описания картин была произведена с помощью методики, которая позволяла выделять следующие стратегии:
- изобразительная стратегия описания картин,
- жизненная стратегия описания,
- авторская стратегия,
- культурная стратегия,
- импрессивная стратегия,
- ассоциативная стратегия описания,
- эмоциональная стратегия,
- стилистическая стратегия,
- резюмирующая стратегия,
- метафорическая стратегия описания,
- стратегия эстетической оценки (характерна чаще для художников).
Все эти способы описания произведений живописи отражают особенности восприятия картины в целостности, и являются неким последствием и итогом взаимодействия зрителя и картины (в нашем случае респондента и картины).
Особенности стратегий описания и восприятия картин людьми чаще зависят от индивидуальных особенностей личности, чем от самой картины, и отражает при этом особенности процесса восприятия и отражения информации.
Исследование, проведенное в работе с использованием метода свободных описаний, позволили изучить особенности восприятия различных картин разных жанров и авторов. Данная методика позволяет определять стратегии описания, которые зависят от глубинных процессов и вида искусства. На основании данного исследования появилась возможность сделать выводы о характеристиках личности и о особенностях восприятия произведений искусств.
Результатом исследования также стали выводы, говорящие о том, что имеющийся опыт или образование в области живописи и художественного искусства накладывают свой отпечаток на индивидуальные особенности художественного восприятия. Восприятие профессионалов - имеющих образование в области живописи, отличается целостностью, разнообразием осмысленностью и креативностью. Все это проявляется в конечном счете при выборе стратегии описания картин и использования для этого логических описательных конструкций.



1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 2019. 363с.
2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под. ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
3. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М., 1975. 291 с.
4. Афасижев М.Н. О природе художественной информации // Искусство в контексте информационной культуры, №2. 2004.С.7-16.
5. Баграмова Е.Г., Мочалова М.С. Синтез музыки и живописи как средство усиления эмоционального восприятия произведений искусства учащимися // Школьные годы. 2011. № 38. С. 49-53.
6. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств URL: https://clck.ru/UfHjj
7. Басин И.В. Живопись как интеллектуальная интуиция // Искусство в контексте информационной культуры / Ред. Ю.Н. Pare, В.М. Петров. М.: Смысл, 2018. С. 138-140.
8. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
9. Белая А. Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии/ М.: ИП Стрельбицкий, 2012. 250 с.
10. Белопольский В. И. Стабильность видимого мира как проблема визуальной экологии // Мен-тальная репрезентация: динамика и структу-ра. М.: Изд-во ИПРАН, 2019. 281 с.
11. Бердяев Н.А. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990.48 с.
12. Боброва Е.В. Развитие восприятия тона у студентов художественных специальностей на занятиях по живописи // Омский научный вестник. 2011. № 2 (96). С. 191-193.
13. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. М.: Академия, 2021. 318 с.
14. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. 321 с.
15. Бодалев А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Изд- во Института Психотерапии, 2019. 585с.
16. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 2013. 672 с.
17. Борев Ю. Б. Эстетика. Общение с искусством как сокровенный личностный процесс URL: https://clck.ru/UfHm5
18. Буякас Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. 1995.№ 2. С.21-23.
19. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 200с.
20. Васяева В.Д. Влияние современного изобразительного искусства на человека с психологической точки зрения // В сборнике: Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. материалы международной научной конференции. под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. 2019. С. 753 - 756.
21. Волков Б.С. Психология развития человека. М.: Академический проект, 2004. 224 c.
22. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. 240 с.
23. Волошина Л.А. Чувство искусства (из опыта восприятия искусства) // Klironomy Journal. 2021. № 2 (2). С. 88-136.
24. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
25. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 217 с.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
27. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. СПб.: Речь, 2014.176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ