Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы (на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула по Индустриальному району)

Работа №90902

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы 9
1.1. Теоретический анализ социальной работы с лицами, освободившимися из
мест лишения свободы 9
1.2. Правовые основы социальной работы, с лицами освободившимися из
мест лишения свободы 24
ГЛАВА II. Технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району 37
2.1. Технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест
лишения свободы 37
2.2. Результаты эмпирического исследования организации социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» по
Индустриальному району 53
Заключение 67
Список литературы 73
Приложение 1 80
Приложение 2 81
Приложение 3 82
Приложение 4 83

Актуальность. В комплексе мер политического, социально­экономического, нормативно-правового и организационно-воспитательного характера все большую значимость приобретает необходимость масштабной и целенаправленной деятельности государственных органов и общественных организаций, связанных с жизнеустройством бывших осужденных. Это обусловливается тем, что от решения структур власти, других субъектов помощи, реакции общества на такую помощь зависит судьба тех людей, которые могут быть вовлечены в преступную деятельность повторно.
Серьезную проблему современного общества представляет преступность. Статистические данные за 2018 год свидетельствуют, что на территории Алтайского края зарегистрировано более 20 тысяч лиц, совершивших преступления. Из общей численности осужденных 46,2 % составляют ранее судимые граждане, при этом больше половины из всех осужденных (61,8 %) - трудоспособные лица без определенных занятий. Такая ситуация вызвана тем, что после освобождения бывшие заключенные сталкиваются с рядом проблем, связанных с трудоустройством, получением рабочих специальностей, жилья и другое.
Российская пенитенциарная система в настоящее время находится на стадии реформирования и преобразований. Большинство исправительных учреждений сосредотачивают усилия на карательной функции, забывая о функции перевоспитании осужденного и подготовке его к жизни в социуме в качестве полноценного законопослушного гражданина. Оказывать помощь в направлении социальной адаптации, ресоциализации заключенных призваны социальные работники. Задачи данных направлений решаются социальными работниками в условиях исправительного учреждения, но отсутствует система поддержки, сопровождения для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Поэтому закономерно существует потребность в развитии и совершенствовании системы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также формировании мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения, восстановления утраченных социальных связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения, искоренения социальных отклонений и возвращения человека в общество.
Организация системной совместной работы специалистов различных ведомств и учреждений системы профилактики, направленная на социальную, вплоть до применения административных и уголовно-правовых мер принуждения, позволит не допустить становление лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на путь совершения повторных преступлений.
При этом важно учитывать применение мер профилактического воздействия: обеспечение их рабочими местами, комплексный подход к организации индивидуально-профилактической работы с данными лицами, их семьями и социальным окружением, своевременность и системность оказания социальной, материальной и медицинской помощи.
Степень научной разработанности. Проблема социальной работы с осуждёнными отражена в работах многих исследователей: Б.Н. Алмазова, Ю.А. Алферова, Т.С. Еремеевой, И.Г. Зайнышевой, С.А. Наумова, Е.И. Холостовой и др. Психологические аспекты социальной работы с осужденными рассмотрены в исследованиях Б.М. Левина, М.В. Фирсова, О.В Хухлаевой и др.
Объект исследования: социальная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Предмет исследования: технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Цель работы: рассмотреть технологии социальной работы и разработать практические рекомендации по улучшению организации социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по
Индустриальному району с лицами.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретические основы социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
2. Изучить правовые основы социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
3. Проанализировать основные направления и технологии социальной работы КГБУСО «Комплексного центра социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, провести эмпирическое исследование социального обслуживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
4. Проанализировать полученные результаты исследования и разработать рекомендации по улучшению социального обслуживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, методологической базой является системный и подход, так как он может определить взаимосвязь между субъектами профилактики повторных преступлений и выделить их основные проблемы в работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
2. Вероятно, недостаточно правовой базы для профилактики повторных преступлений среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы в законодательной базе Российской Федерации
3. Возможно, в городе Барнауле отсутствуют специализированные организации по социальной работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы и социальная работа с освободившимися осуществляется на основании индивидуальной нуждаемости.
4. Скорее всего, работа с осужденными в КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району направлена на профилактику не допущения совершения повторных преступлений среди осужденных, оказание социально-реабилитационных услуг осужденным.
Теоретико - методологическая основа работы составляет системный подход. Определение характеристик технологий социальной работы с одной стороны позволит рассмотреть структуру, программы, принципы управления, а с другой - предусмотреть определённый порядок взаимодействия и взаимосвязи учреждений социального обслуживания. В современных условиях социальное обслуживание выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организации этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых, документов, литературы, документов КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району анализ статистических данных по повторно совершенным преступлениям среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, опросный метод.
Эмпирическая база магистерского исследования составила:
• Нормативно-правовые документы (внутриведомственные
документы КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району: устав учреждения, положения отделений, должностные обязанности специалистов);
• Данные полученные в ходе проведения социологического исследования, экспертный опрос специалистов КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» по Индустриальному району...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования и теоретического анализа литературы можно сделать выводы, что нормативное регулирование социальной помощи заключенным осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов («Об основах социальных услуг в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи»), Уголовного кодекса РФ. Российской Федерации, а также в различных подзаконных актах и местных актах местных администраций и исправительных учреждений.
Социальные работники используют различные технологии для оказания социальной помощи заключенным. Наиболее популярными и применяемыми в практике работы с заключенными являются несколько технологий: социальная реабилитация, социальная диагностика, социальная терапия и социальное страхование.
Основными проблемами социальной адаптации лиц, отбывающих наказание, являются: их профессиональная ориентация и занятость, создание безопасных условий в семье, среди родственников и друзей, знакомых, соседей. Как уже упоминалось, в большинстве случаев у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он сталкивается со стеной отвержения и равнодушия.
Для осуществления мер по оказанию социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, существуют центры социальной адаптации, которые помогают заключенным в социальной реабилитации и адаптации после освобождения.
На основании исследования, выявив специфику деятельности КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» в промышленной зоне, проанализирована работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, виды услуг, которые может предоставить субъект социальной работы. Можно сделать следующие выводы:
1. Исследование показало, что осужденным требуются медицинские услуги, которые учитывают особенности состояния здоровья осужденного и действуют совместно с социальными учреждениями, занимающимися реабилитацией осужденного. В сотрудничестве с Комплексным центром социальных служб населения г. Барнаула для лиц с хронической зависимостью в наркологическом диспансере организуется работа по оказанию поддержки осужденным к проведению консультативных и корректирующих мероприятий индивидуального и группового характера. Целью этих мероприятий является формирование устойчивой мотивации для поддержания трезвого образа жизни.
2. Важно разработать механизм, чтобы помочь решить материальные проблемы осужденных, которые были освобождены из тюрьмы. Этот механизм работы может отличаться и иметь свою специфику при реализации государственных и негосударственных организаций. Нередко работа государственных органов с осужденными носит рекомендательный характер. Необходимо организовать консультативную и прямую помощь в порядке регистрации в Департаменте социальной защиты населения, при регистрации в пансионатах для престарелых и инвалидов.
В городе Барнауле отсутствует координирующий орган для организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, с целью привлечения и оказания благотворительной и гуманитарной помощи осужденным (материальной и натуральной).
3. Реорганизация и совершенствование деятельности Центров социального обслуживания населения Барнаула для решения проблемы трудоустройства осужденных:
• необходимо организовать консультации в порядке регистрации в Центре занятости населения г. Барнаула и в порядке занятости.
• при содействии Центра занятости населения города Барнаула осужденным оказывается помощь в поиске работы в подразделении.

переподготовки осужденных в соответствии с ситуацией на рынке труда на территории исправительной колонии.
4. Участие бывших заключенных с целью удовлетворения их интеллектуальных и культурных потребностей:
- необходимо проводить активное включение бывших осужденных в досуг, участие в художественной самодеятельности с учетом вкусовых предпочтений и культурных потребностей осужденных.
5. Рассмотреть вопрос о введении стимулов для экономических агентов, которые будут брать из числа заключенных, и учить наших будущих специалистов работать на своих предприятиях, участвовать в их судьбе, нанимать освобожденных.
Социальные работники используют различные методы оказания социальной помощи заключенным. Наиболее популярными и применяемыми в практике работы с заключенными являются две группы методов: социальная диагностика, социальная терапия.
Основными проблемами социальной реабилитации лиц, отбывающих наказание, являются их профессиональная ориентация и занятость, восстановление социального статуса, семейных функций, поддержание позитивных социальных связей с родственниками и друзьями. Как уже упоминалось, в большинстве случаев у бывшего осужденного складываются напряженные отношения с окружающими, как правило, он сталкивается со стеной отвержения и равнодушия.
При изучении опыта работы КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула» были выявлены недостатки в его деятельности, препятствующие решению фундаментальных проблем лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Исходя из опыта других государств и деятельности национальных учреждений, работающих с лицами, освобожденными из мест содержания под стражей, необходимо создать службу социальной поддержки в качестве учреждения, которое будет осуществлять реабилитационные мероприятия, и следить за гражданами, которые были освобождены условно-досрочно, вовлечение их в общественно полезную деятельность. В ее обязанности будет входить участие в подготовке к освобождению из тюрьмы путем взаимодействия с местными властями, органами социального обеспечения, органами внутренних дел и семьей, отбывающей наказание. Необходимо оставить службу и функции, которые она выполняет с момента ее создания, то есть восстановление документов, рабочих мест, разрешений на проживание и временное проживание, и дальнейший контроль, направленный на поддержание человеческой деятельности, предотвращение рецидивов и развитие социальных проблем.
Предлагается подчинить службу Министерству юстиции, создав юрисдикцию группы осужденных по социальной защите, и для большей эффективности выбрать специалистов, проработавших более одного года в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Приговоры. Эффективность этой услуги будет заключаться в долгосрочной поддержке граждан специалистами, вплоть до выхода из ситуации социального риска, например, до создания семьи, лица, которое было освобождено, трудоустроено и т. Д. На начальном этапе зона обслуживания должна быть расширена до Барнаула, но через некоторое время с положительными результатами, а именно: снижение частоты рецидивов среди освобожденных из мест лишения свободы, а также среди лиц, увеличение числа трудоустроенных граждан, необходимо будет создать в регионе ультратонкие услуги.
Считается неуместным переводить службу в Министерство социальной политики из-за наличия центров социальной адаптации и ориентации учреждений социального обслуживания на предоставление социальных услуг, которые не обеспечивают долгосрочную социальную поддержку и контроль над жизнью человека. Также наличие службы в заявлении Министерства юстиции предполагает, что специалистами учреждения станут пенсионеры ФСИН, имеющие опыт работы с этой группой и официальный уровень толерантности к стрессу.
Описанные меры социальной поддержки бывших осужденных в период социальной адаптации позволят сократить количество случаев повторных преступлений и увеличить процент людей, успешно прошедших социальную адаптацию после отбывания наказания.
Следующая проблема - отсутствие федеральных и региональных законов об учреждениях, работающих с лицами, освобожденными из мест содержания под стражей. По этой причине в регионах наблюдается дисбаланс из-за отсутствия таких учреждений в некоторых регионах, куда могут обращаться люди, освобожденные из тюрем и нуждающиеся в социальных услугах. Этот факт влияет на рост рецидивизма и увеличение
Таким образом, предоставление этих видов помощи может решить основные проблемы людей, которые только что были освобождены. Следует также добавить, что предоставление такой помощи не представляет трудностей, поэтому не должно быть никаких серьезных трудностей при создании таких учреждений.
Создание такого правового акта будет способствовать положительной динамике, связанной с уменьшением количества повторных преступлений, а также снижением социального недовольства в обществе, снижением безработицы и, в целом, окажет положительное влияние на социальную сферу.
Следующая рекомендация заключается в том, что граждане, которые были освобождены из тюрем, часто не имеют элементарных потребностей, без которых они не могут обойтись сегодня. Специалисты Федеральной службы исполнения наказаний были посвящены проблеме сезонной одежды на момент выхода из тюрьмы. Поскольку люди, отбывающие наказание, отправляются на свободу в форме, которые отбывали наказание из-за неспособности ФПС предоставить бывшему осужденному новые вещи. В случае отсутствия связи с родственниками или из-за их отсутствия человек должен носить такую одежду, пока он не заработает новую. Становится ясно, что это значительно усложнит социальную адаптацию человека в обществе, поэтому решение этой проблемы возможно в сотрудничестве с организациями социальной поддержки, которые собирают вещи у других граждан, включая одежду, мобильные телефоны и другие предметы повседневной жизни современного человека. Такая практика ускорит процесс социальной адаптации человека в обществе, так как он не будет чувствовать себя неудовлетворенным из-за своей внешности, а также предоставление других необходимых вещей повысит его мобильность в поисках работы, в восстановлении связей с родственники и т. д...


1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России: принята на внеочеред. седьмой сес. Верхов. Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г. с изм. и доп. - М.: Верхов. Совет РФ: Известия, 1992. - 110 с.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). М., 2016. - 108 с.
3. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014). - М., 2014. - 98 с.
4. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) ". - М., 2016. - 78 с.
5. Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости РФ. - 1993. - № 33. - ст. 1316.
Литература
6. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
7. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости /А.Е. Айвазова. - СПб. Издательство «Речь», 2003. — 120с.
8. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Издание третье,
стереотипное /Г.С. Абрамов. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 368 с.
9. Алферов, Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных /Ю.А. Алферов. - Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. - 205 с.
10. Аминев, Г.А. Инструментарий пенитенциарного психолога /Г.А. Аминев. - Уфа, 1997. - 168 с.
11. Андреева, Г.М. Психология социального познания /Г.М. Андреева. - Аспект-Пресс: Москва, 2000. - 246 с.
12. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. - М: Сварогъ., 1995. - 398 с.
13. Багат, А.В. Статистика: Учеб. пособие/ А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 368 с.
14. Баранов, Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы / Ю. В. Баранов: автореф, дис. док. юрид. наук. - М., 2008 - 253 с.
15. Беляева, Л.И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. - Белгород: «Высшая школа», 1998.
• 135 с.
16. Бодалев, А.А. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.
17. Бражник, Ф.С. Пенитенциарное право / Ф.С. Бражник. - М.: Норма, 1994. - 176 с.
18. Волгин, Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 736 с.
19. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
• 272 с.
20. Дедов, Н.П. Социальная конфликтологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ