Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конфликтный потенциал оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле

Работа №90895

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы социологического анализа конфликтного потенциала трансформаций учреждений социального института здравоохранения 10
1.1 Конфликтность населения города как социальный феномен 10
1.2 Процесс оптимизации учреждений социальных институтов в
контексте теорий социального конфликта 21
1.3 Социология конфликта как теоретическая основа исследования 31
Глава 2. Влияния оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле на социальную напряженность и конфликтность в социуме 38
2.1 Процессы оптимизации здравоохранения в городе Барнауле 38
2.2 Конфликтные последствия оптимизации учреждений
здравоохранения в городе Барнауле 59
2.3 Рекомендации по снижению социальной напряженности и
конфликтности в сфере здравоохранения города Барнаула 66
Заключение 80
Список литературы 89
Приложения 99


Актуальность темы исследования. Здоровье населения страны без преувеличения является основой национальной безопасности страны. Охрана жизни и здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, особенно в период проведения социально¬экономических реформ. Ответственность органов власти за обеспечение конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья и получение гарантированной медицинской помощи надлежащего качества является приоритетом государственной политики. Несмотря на попытки государственной власти стабилизировать экономическую ситуацию, негативные последствия экономических спадов нашли свое отражение в социальной сфере, которая испытывает трудности вследствие сложившихся экономических, демографических, территориальных, медицинских, организационных, управленческих факторов. В этой связи анализ состояния здравоохранения свидетельствует о жизненно важных проблемах, которые требуют пересмотра подходов к организации системы здравоохранения. В связи с этим актуальной проблемой является оценка оптимизации учреждений здравоохранения со стороны населения.
Степень разработанности проблемы. На сегодняшний день по данной проблеме высока. Существует достаточный объем как отечественной, так и зарубежной литературы по изучаемому вопросу.
Значительный вклад в понимание содержания основных принципов социальных институтов внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, Ф. Энгельс. Изучение проблемы социального конфликта получило широкое распространение в трудах многих классиков социологии, таких как К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Маркс, Г. Спенсер и др.
С позиций социал-дарвинизма социальный конфликт рассматривался в работах Г. Спенсера. В рамках теории конфликтного функционализма социальный конфликт рассматривался Г. Зиммелем, в работах которого 3
акцентируется внимание на конструктивных функциях конфликта. Представители теории насилия, такие как К. Маркс, Ч.Р. Миллс, Ф. Энгельс, считали, что конфликт воспроизводится в обществах с определенной социальной структурой. С позиций диалектической теории конфликт рассматривали К. Боулдинг, Р. Дарендорф и Л. Козер. Согласно их представлениям, конфликт является функциональны для общества, является частью целостности взаимоотношений между людьми внутри социальной системы.
Свое теоретическое обоснование проблема социального конфликта получила в конце 19 - начале 20 веков. Социальный конфликт
рассматривается с различных позиций. Одна из них - социально-биологическая. Ее представители считали, что в основе конфликта лежит присущее человеку агрессивное поведение. Так, Г. Спенсер рассматривал конфликт как неизбежное явление в истории общества, стимул общественного развития, согласно его представлениям, противоборство обеспечивает равновесие не только в обществе, но и между обществом и окружающей средой. Похожей точки зрения придерживался немецкий социолог Г. Зиммель, он считал, что конфликт - это универсальное явление, способствующее интеграции групп внутри социальной системы. Он считал, что бесконфликтное общество является недееспособным обществом.
Наиболее популярными концепциями конфликта являются диалектические, суть которых заключается в том, что конфликт является функциональным для социальных систем, обеспечивает их целостность. Самыми известными из них являются концепции Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга. Л. Козер считал конфликтом борьбу за ценности и претензию на определенный статус, власть и ресурсы, главной целью этой борьбы является нейтрализация, причинение вреда или уничтожение соперника. Конфликт неизбежен и без него общество не может существовать. Через разрешение конфликтов происходит трансформация социальной системы, ее приспособление к изменяющимся условиям.
Объектом исследования являются процессы оптимизация учреждений здравоохранения.
Предметом является конфликтный потенциал оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле.
Цель исследования: проанализировать конфликтный потенциал оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле .
Задачи исследования:
1. Изучить конфликтность населения города как социальный феномен.
2. Определить процесс оптимизации учреждений социальных институтов в контексте теорий социального конфликта.
3. Охарактеризовать социологию конфликта как теоретическую основу исследования.
4. Проанализировать процессы оптимизации здравоохранения в городе Барнауле.
5. Выявить конфликтные последствия оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле.
6. Разработать рекомендации по снижению социальной напряженности и конфликтности в сфере здравоохранения города Барнаула.
Гипотезы исследования:
1. Процессы оптимизации учреждений здравоохранения города Барнаула, происходящие последние 10 лет, породили высокий конфликтный потенциал в городском социуме.
2. Конфликтный потенциал - высокая вероятность возникновения в обществе таких критических явлений как напряженность и конфликтность, в результате которых происходит нарушение стабильного функционирования части учреждений или всей системы здравоохранения города.
3. Адекватной методологической основой исследования конфликтного потенциала оптимизации учреждений здравоохранения являются базовые положения теории конфликта.
4. Процессы оптимизации учреждений здравоохранения города Барнаула включали себя сокращение числа поликлиник, больниц, медицинских работников и т.п.
5. Конфликтные последствия оптимизации учреждений здравоохранения в городе Барнауле заключаются в ухудшении социально - психологического климата в медицинских коллективах, поя влением различных форм протеста работников, росте числа межличностных конфликтов с пациентами и уровне недовольства населением качеством медицинского обслуживания и т.д.
6. Комплекс рекомендаций по снижению социальной напряженности и
конфликтности в сфере здравоохранения города Барнаула должен содержать совокупность мер социально -экономического, организационно -
управленческого, технического и социально -психологического характера.
Теоретико-методологические основы исследования. Одним из главных теоретико-методологических оснований исследования будут выступать положения социологической концепции конфликтности в локальных социумах Ю.Е. Растова, его идея управляемой конфликтности в обществе. Кроме того, здесь нужно отметить работы таких авторов как О.Н. Колесникова, В.В. Нагайцев, Е.В. Пустовалова, В.А. Артюхина, развивающих названную концепцию в настоящее время и рассматривающих различные аспекты социологического анализа конфликтов в обществе.
Другими теоретико-методологическими основами исследования являются:
- изучение проблемы социального конфликта получило широкое распространение в трудах многих классиков социологии, таких как К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Маркс, Г. Спенсер и др.
- современная теория конфликта, раскрывающая «нормальность» феномена конфликта в жизни любого человеческого сообщества (В.Н. Шаленко, А.Я. Анцупов, Т.Н. Кильмашкина, А.И. Стребков, Д.Г. Скотт, Л. Козер и др.).
- конфликт как реакция на субъективное восприятие ситуации. Когнитивный подход направлен на изучение роли когнитивных процессов в возникновении субъективных переживаний и реакции на ситуацию (теории Ф. Хайдера, У. Клара).
Методы исследования. Для решения поставленных задач в данной работе использовалось несколько методов сбора информации: традиционный анализ научной литературы по теме магистерской диссертации, нормативно - правовых документов, вторичный анализ данных социологических исследований по теме конфликтного потенциала оптимизации учреждений здравоохранения; анализ статистических данных о негативном влиянии оптимизации учреждений здравоохранения в регионе; опрос жителей города Барнаула и специалистов, работающих в сфере здравоохранения.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в ходе опроса жителей города Барнаула в 2021 г. методом стихийного отбора с помощью стандартизированного интервьюирования (130 жителей города Барнаула). Выборка - целенаправленная методом стихийного отбора. Опрос населения проводился в городе Барнауле. Математико-статистическая обработка данных заключалась в расчете простых распределений ответов на вопросы интервью. Инструментарий опроса представлен в форме бланка интервью. С целью обеспечения надежности результатов исследования также был проведен экспертный опрос (экспертами выступили сотрудники медицинских организаций - всего 30 респондентов).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В городском социуме Барнаула наблюдается высокий конфликтный потенциал из-за оптимизации системы здравоохранения. Процессы оптимизации высказывают достаточно высокую степень недовольства населения в связи с тем, что ухудшилось оказание медицинской помощи. За последние 10 лет оптимизации с каждым годом только увеличивается конфликтность и проблемы в сфере здравоохранения.
7
2. В связи с нарастающей напряженностью и конфликтностью в сфере здравоохранения, может полностью дестабилизироваться ситуация и нарушится функционирование системы учреждений здравоохранения города Барнаула. Медицинские учреждения города испытывают такие негативные последствия оптимизации, как низкую заработную плату медработников, нехватку сотрудников, что напрямую отражается на качестве оказания медицинской помощи населению. Процессы оптимизации негативно сказываются на настроениях населения и медицинского персонала.
3. В основу методологии исследования конфликтного потенциала оптимизации учреждений здравоохранения должны быть положены такие базовые теории, как социологическая концепция конфликтности в локальных социумах Ю.Е. Растова и его идея управляемой конфликтности в обществе; современная теория конфликта, раскрывающая «нормальность» феномена конфликта в жизни любой социальной системы.
4. Конфликтные последствия оптимизации учреждений здравоохранения можно зафиксировать в том, как врачи стали относиться к своей работе, увеличение числа конфликтов с административной частью учреждений здравоохранения, что негативно отражается на здоровье населения города.
5. Рекомендации по снижению социальной напряженности и конфликтности в сфере здравоохранения города Барнаула направленны на улучшение оказания помощи населению города Барнаула и обеспечение достойного уровня труда для медицинского персонала - чтобы население своевременно и качественно получало медицинскую помощь, а медицинский персонал не уезжал из региона, получал хорошую заработную плату, достойные условия для работы в сфере здравоохранения.
Практическая значимость исследования определяется
содержащимися в работе рекомендациями по снижению социальной напряженности и конфликтности в сфере здравоохранения города Барнаула. Полученные результаты могут быть использованы при разработке 8
специального плана профилактики и предупреждению социальных конфликтов в сфере здравоохранения.
Апробация работы: результаты и выводы выпускной
квалификационной работы представлены в виде публикаций:
Климова Ю.А. Оптимизация системы здравоохранения // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сб. ст. Вып. 13 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. Барнаул, 2021. С. 91-93.
Нагайцев В.В., Климова Ю.А. Проблемы здравоохранения в России // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XXVII международной научно -практической конференции, North Charleston, USA, 22-23 ноября 2021 года. - North Charleston, USA: LuluPress, Inc., 2021. С. 95-97.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа каждый, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем текста диссертационной работы составил 105 страниц, включая 12 таблиц, 9 диаграммы и 2 приложения. Библиографический список содержит 96 наименований источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в России сформирована достаточно подробная законодательная база, которая регулирует основные вопросы развития здравоохранения. Это касается и законодательства по здравоохранению, и нормативно-правовых актов, которые регулируют другие сферы деятельности, но содержат положения, имеющие отношение к вопросам здоровья и здравоохранения.
Политика в области здравоохранения, очевидно, направлена на стабилизацию сложившейся системы, что на текущем этапе не предусматривает её существенных изменений. У политических сил отсутствует чёткое видение другой модели здравоохранения, она не сформирована на политическом уровне. Общие цели, выдвигаемые на политическом уровне, вполне соответствуют современным реалиям и мировой практике. Вместе с тем, в ряде случаев, выбор приоритетов, конкретные механизмы, которые применяются для этого, не обеспечивают наилучшее решение поставленных задач. Поэтому отмечаются расхождения между целями и задачами и теми методами, которыми предлагается их достигать. В этих условиях представляется целесообразным принять меры, которые бы максимально способствовали решению общих задач, стоящих перед российским здравоохранением, хотя вопрос о необходимости новой модели остаётся открытым.
В этом контексте следует подчеркнуть, что здравоохранительная политика выступает как важнейший детерминант развития современных систем здравоохранения. Для обеспечения здоровья граждан нужны целенаправленные усилия, а качество собственно политики, реализации политического цикла во многом определяют состояние и успехи развития системы здравоохранения. При этом государство по - прежнему рассматривается как лидер в вопросе формирования здравоохранительной
политики. Проблемы российской системы здравоохранения связаны, в том числе, с недооценкой её роли в развитии здравоохранения, что выражается в нарушении политического цикла и т. д.
Важно, что усиление социального неравенства в России ведёт к необходимости осознанной стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. Экономический рост и развитие непосредственно связываются с социальной справедливостью. В этих условиях система здравоохранения может выступить основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщённости современного российского общества. Очевидно, что политические решения в системе здравоохранения должны приниматься на основе общественного договора населения (в т. ч. пациентских организаций, представляющих больных), медицинского сообщества (в перспективе саморегулируемого), предпринимателей и органов власти (представительной и исполнительной) с учётом мнения и прогнозов политологов и экономистов. К сожалению, такой общественный договор в России пока не сформировался и решения в сфере здравоохранения носят либо вынужденный, либо спонтанный характер с последующим обоснованием уже принятых решений. В то же время наиболее правильный подход - это прогнозирование и социальное конструирование возможных социальных последствий принимаемых решений. Это тем более важно, поскольку предстоящие десятилетия будут проходить при интерференции различных новых и старых законов, резко усложняющих взаимоотношения общества и государственных институтов.
Необходимо открыто включить в обсуждение социальную составляющую здравоохранения, прежде всего неравенства в состоянии здоровья и доступа к системе здравоохранения, подчеркнуть важность подхода к охране здоровья как целостной системы с учётом широкого спектра факторов здоровья, в рамках которого отрасль оказания медицинских услуг (система здравоохранения) является лишь частью. Исследования не оставляют повода для сомнений в том, что социально-экономические 81
факторы являются мощными детерминантами здоровья. И поэтому реально проблема преодоления неравенства в состоянии здоровья находится во введении многих министерств и ведомств, которые не могут непосредственно предотвратить смертность и обеспечить здоровье, но могут воздействовать на лежащие в их основе причины.
В этом контексте представляются важными следующие направления деятельности:
На политическом уровне. Разработка новой концепции развития системы здравоохранения с учётом реалий текущей ситуации, ресурсного обеспечения и перспективного видения её целей и задач. Концепция должна содержать реальную оценку ситуации, сложившейся в отрасли, и на основе научного анализа предложить программу эффективных действий. Только так можно остановить истощение «запасов прочности» здравоохранения и понизить градус напряжения в обществе. Необходимо преодолеть узковедомственный подход, так как охрана здоровья требует межсекторных решений, не связанных напрямую с оказанием медицинской помощи населению. Главные из них: смягчение бедности и экономического неравенства, обеспечение доступности образования, адекватного жилья, занятости, улучшение условий труда, содействие выбору здорового образа жизни, наращиванию социального капитала. Необходимо отметить, что концепция здравоохранения, в основе которой лежит межсекторный подход, соответствует статье 7 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
На законодательном уровне. Кодификация законов о здоровье и его охране. Кодификация предусматривает деятельность, направленную на создание объединённого и упорядоченного свода законов, который бы заменял все предшествующие законодательные нормы, содержащиеся в российском законодательстве и содержание положения о здоровье
и здравоохранении в систематической и усовершенствованной форме. При этом важно, что кодификация - это не просто механическое объединение законов, она связана с их упорядочением, что важно в настоящее время для российского законодательства об охране здоровья. Разработка кодекса может способствовать систематизации и даже переоценке существующего законодательства. Однако важное условие для успеха такого начинания - чёткий запрос политического уровня, определяющий контуры модели здравоохранения.
На уровне управления представляется целесообразным создание специального межведомственного органа, который бы координировал здравоохранительную работу. Руководство таким органом целесообразно возложить на премьер-министра с тем, чтобы обеспечить контроль работы участвующих министерств и ведомств. Подобные предложения уже высказывались, например, Лигой защиты пациентов. В состав такого органа необходимо ввести представителей общественности. Первой его задачей могла бы стать разработка новой национальной стратегии в сфере здравоохранения. В этом плане следует поддержать инициативу «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» по разработке стратегии охраны
общественного здоровья и оказания медицинских услуг. Одновременно необходимо введение обязательной публичной отчётности Председателя Правительства Российской Федерации, глав субъектов Федерации, глав муниципальных образований за состояние охраны здоровья населения.
Целесообразно разработать межведомственные программы охраны здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований. Предлагаются следующие актуальные программы: «Здоровье российских мужчин»; по медико-социальному уходу и реабилитации (в том числе на дому) для старшего поколения российских граждан; «Здоровье детей и подростков», «Здоровый образ жизни - это наш стиль».
Это потребует объединения усилий Минздрава России, Минспорта России, Минобрнауки России, МВД России, Государственной Думы Российской Федерации, крупных работодателей (ОАО «РЖД», Сбербанк, Газпром и др.), объединений работодателей (РСПП, «Опора России», «Деловая Россия»), различных организаций в защиту детей и др. Необходимо сформировать вышеназванные программы, определив, какие ресурсы и механизмы, в том числе мотивации и контроля, необходимы для достижения поставленных Президентом России целей по увеличению ОПЖ до 76 лет.
В условиях рыночной экономики представляется неизбежным взаимодействие государства с негосударственными как частными, так и некоммерческими организациями, действующими в сфере охраны здоровья населения. В последнее время рост доли платных медицинских услуг практически свидетельствует о том, что государство устранилось из области контроля расходов граждан на медицинское обслуживание. Необходимо чётко определить позицию государства в сложившейся смешанной экономике и принять меры для обеспечения его лидирующей роли в системе здравоохранения. В этой связи возможно:
- укреплять роль государства в формировании цен на платные медицинские услуги. Возможный вариант - ценообразование по примеру ЖНВЛП;
- введение лимита трат семейного бюджета на оказание медицинских услуг (по примеру ЖКХ) на уровне не более 15 % бюджета домохозяйства. В противном случае предусмотреть специальные выплаты;
- увеличение лимита налоговых вычетов при оказании медицинских услуг, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- развитие государственно-частного партнёрства в оказании медицинской помощи населению (однако нужно понимать ограниченность решаемых им задач как вспомогательного механизма привлечения инвестиций в здравоохранение).
В соответствии с зарубежным опытом следует регулировать практику введения платных коек при реализации проектов ГЧП;
- льготное кредитование (по примеру ипотеки для молодых) и инвестиционных проектов в здравоохранении и льготное налогообложение медицинских услуг, как в частном, так и бюджетном секторах;
- полная отчётность негосударственных медицинских организаций и включение их в общую информационную базу с целью более рационального распределения медицинских организаций и врачебного персонала, независимо от принадлежности;
- возможно введение элементов софинансирования оказания медицинской помощи государством с учётом уровня дохода граждан. Однако такие со-платежи целесообразно устанавливать для медицинской помощи, основанной на принципиально новых медицинских технологиях, не входящих в существующие гарантии бесплатной медицинской помощи.
Большое значение в современных условиях имеет кадровое обеспечение здравоохранения, развитие человеческого потенциала отрасли. Для реализации этой задачи необходимо:
- реформирование системы медицинского и дополнительного профессионального образования, и порядка определения и подтверждения квалификационного уровня, реализации масштабных федеральных государственных программ повышения квалификации врачей, в первую очередь участковой службы;
- внедрение системы аккредитации специалистов, с набором требований к специалисту (знаний, навыков, компетенций), позволяющие осуществлять трудовую деятельность и отражать траекторию его дальнейшего профессионального роста и развития;
- развитие общественных медицинских организаций, сформированных по территориальному и профессиональному принципам, создание вертикальных профильных медицинских интеграционных систем.
Вместе с тем, необходимо ввести:
85
юридическую ответственность учредителей медицинских
организаций (а не врачей и медперсонала) за дефекты оказания медицинской помощи, связанные с необеспечением условий оказания медицинской помощи вследствие недостатка необходимых помещений, транспорта, расходных материалов, оборудования, лекарств и др.;
- обязательность обучения определённых законодательством контингентов работников (полицейские, пожарные, учителя, стюардессы, проводницы вагонов и др.) навыкам оказания первой доврачебной помощи с выдачей соответствующих сертификатов.
В области оплаты труда медицинского персонала должна ставиться многоплановая задача - и обеспечение достойной оплаты труда, и стимулирование ответственной и качественной работы, и обеспечение притока кадров на территории с нехваткой медицинских кадров. Многие регионы уже принимают соответствующие меры. Однако в настоящее время в этой области возникает напряжение, связанное с необходимостью повышения зарплаты в государственных медицинских организациях в соответствии с указами Президента России. Представляется необходимым:
- выйти с инициативой по переносу срока реализации положений, закреплённых в указе, предусматривающем повышение заработной платы работников бюджетной сферы или её корректировку, и оказать помощь регионам в выстраивании своей работы в этом направлении.
Для улучшения ситуации в данной сфере можно рекомендовать такие меры, как:
- введение стимулирующих надбавок в зависимости от потребности в медицинских кадрах;
- введение жёстких ограничений по уровню заработной платы руководителей медицинских организаций и органов здравоохранения;
- введение обязательности предоставления повышенных социальных гарантий для отдельных категорий врачей, прежде всего работающих в сельской местности, в соответствии с региональными потребностями.
В самой системе здравоохранения необходима концентрация усилий на нескольких направлениях:
- эффективная организация работы первичного звена здравоохранения. Для этого необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, создать условия для достойной оплаты их труда и повышения квалификации; укрепить участковую службу для повышения уровня доступности и качества первичной медико-санитарной помощи; восстановить фельдшерские пункты и врачебные амбулатории в сельской местности. Возможна или разработка специальной целевой программы по повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения и доступности медицинской помощи на селе, или усиление соответствующих разделов ГП «Развитие здравоохранения»;
- реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных
на создание интегрированной системы инновационной медицины и здравоохранения, на основе единых приоритетов, координации инновационной деятельности, общих принципов внедрения результатов исследований в практическое здравоохранение. Необходимо интегрировать медицинские научные исследования, инновационную клиническую деятельность и высокотехнологичную медицинскую помощь, что обеспечит включение результатов инновационных разработок в практическое здравоохранение, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Особую роль в этом процессе должна сыграть Национальная технологическая инициатива и развитие ориентированных на человека программ, таких как «Хелснет», «Нейронет», «Фуднет», направленных на ускорение трансляции научны разработок в здравоохранение, внедрение дистанционных методов диагностики и слежения за пациентом, в особенности для людей с ограниченными возможностями и проживающих в удалённых
и труднодоступных территориях:
- создание при федеральной поддержке самодостаточных региональных (федеральных) медицинских кластеров в составе крупных госпиталей, НИИ и вузов с централизацией высокотехнологической и специализированной медицинской помощи, диагностической
и консультативной амбулаторной помощи, что снимет ненужные потоки больных в мегаполисы и сделает медицинскую помощь более доступной.
Предложенные выше рекомендации свидетельствуют о том, что в российском здравоохранении существуют ещё возможности и резервы совершенствования действующего законодательства, что позволит обеспечить более полную реализацию права граждан на охрану здоровья, закреплённого в Конституции Российской Федерации.



1. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: концепты и российская практика. - М.: Альфа-М, 2018. - 368 с.
2. Авксентьев В.А. Блоковый конфликт как новый объект исследования конфликтологии и социологии конфликта // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2018. - 325 с.
3. Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. - М.: Альфа-М, 2017. - 208 с.
4. Аминов И.Р. Взаимосвязь региональных акторов как структурных элементов потокового сообщества в этнорегиональных конфликтах // Вопросы федеративных и национальных отношений. - 2016. - № 1(32). - С. 67-73.
5. Аминов И.Р. Кластерный анализ потокового пространства региона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. - 2017. - № 4. - С. 155-160.
6. Ачкасова А.В. Региональные политические конфликты: российский контекст: дис. ... д-ра полит. наук. - СПб., 2018. - 304 с.
7. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. - Минск: Тетра, 2019. - С. 64.
8. Баторняк, А.Ф. Анализ эффективности методов предупреждения межличностных конфликтов / А.Ф. Баторняк, А.С. Бажин // Исследователь. -
2018. - № 1. - С. 3-12.
9. Большаков А.Г. Региональные политические конфликты в государствах европейской периферии: концептуально-методологические параметры конфликтологического анализа // PolitBook. - 2017. - № 3. - С. 9-22.
10. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; АН СССР, Сиб. отд-ние. -Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 2016. - 141 с.
11. Валиулина Г.Р. Проблемы моделирования и экспертизы региональных конфликтов: дис. ... канд. соц. наук. - М., 2018. - 172 с.
12. Васильев А.В. Политические конфликты в современной России: опыт регионального исследования: дис. ... канд. полит. наук. - Уфа, 2021. - 174 с.
13. Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. - М.: Прогресс, 2012. - 808 с.
14. Викулова, С.К. Социологические концепции социального
взаимодействия: проблема определения социальной напряженности и
конфликтности / С.К. Викулов // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 3. - С. 4.-15.
15. Витковская, Г. Поведение нетитульного населения в российском обществе / Г. Витковская / Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы. - М., 2018. - С. 99-126.
16. Воронов, А.А. Оценка эффективности реализации стратегии управления конфликтами / А.А. Воронов, А.Р. Муратова // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - №14. - С. 2-9.
17. Галанина, В.М. Социальный конфликт и методы его разрешения / В.М. Галанина, К.А. Папоян // Актуальные проблемы современной науки. - Уфа, 2018. - С. 27.
18. Гилязова О. С. Основные проблемы современной российской системы здравоохранения в условиях оптимизации / О. С. Гилязова, Д. Д. Гравшина // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 1373-1384.
19. Глухова А.В., Кольба А.И., Соколов А.В. Городской конфликт как объект исследования и политического управления: проблемы концептуализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия История. Политология. Социология. - 2018. - № 4. - С. 5-12.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ