Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования правовой грамотности населения 12
1.1. Правовая грамотность как объект исследования в социологии и других
науках 12
1.2. Социальные аспекты правовой грамотности участников дорожного
движения 22
1.3. Социально-правовые основы деятельности органов ГИБДД по повышению
правовой грамотности участников дорожного движения 32
Глава П.Социологический анализ проблемы повышения правовой грамотности участников дорожного движения 39
2.1. Методика социологического исследования деятельности Госавтоинспекции
УМВД России по городу Барнаулу в повышении правовой грамотности участников дорожного движения 39
2.2. Основные результаты социологического исследования деятельности Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу в повышении правовой
грамотности участников дорожного движения 47
Заключение 66
Список источников 69
Приложение 1 77
Актуальность темы обосновывается объективной необходимостью повышения уровня правовой грамотности участников дорожного движения.
Транспорт, дорожное движение, безусловно, является одной из важнейших составляющих жизни современного общества во всех отраслях и сферах. Невозможно переоценить его роль в экономике, где от ритмичности организации поставок сырья, запасных частей, готовой продукции зависит нормальное функционирование производственных комплексов, а зачастую и целых отраслей.
Бесперебойная работа транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров, крайне важна для нормальной работы производственных предприятий, учреждений здравоохранения, образования, для обеспечения общественной безопасности и борьбы с чрезвычайными ситуациями любого характера.
Таким образом, проблема безопасности дорожного движения сохраняет свою актуальность. Государством, органами власти всех уровней вопросам БДД уделяется значительное внимание. Принятые и реализованные государственные программы, направленные на повышение уровня безопасности дорожного движения, позволили переломить негативные тенденции аварийности в Российской Федерации. Несмотря на растущий год от года парк автотранспортных средств, на протяжении последних лет количество ДТП, зарегистрированных на дорогах страны заметно снижается. По данным Научного центра безопасности дорожного движения РФ в 2015 году было совершено 184 000 дорожно-транспортных происшествий, в 2016 году - 173 694, в 2017 году -169 432, в 2018 году - 168 099, в 2019 - 164 358, а в 2020 году - 145 075 [50]. И если снижение относительных показателей в сравнении лет выглядит не столь значительным, то в масштабах, взятых за период с 2015 по 2020 год, показатель снижения абсолютного числа происшествий составил практически тридцать девять тысяч фактов (21,2%). Динамика снижения
количества лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, тоже заслуживает внимания, поскольку если в 2015 году на дорогах нашей страны погибли 23 114 человека и были ранены 231 197 человек, то к 2020 году данные показатели составили 16 152 человека и 183 040 человек соответственно.
Поскольку еще десятилетие назад количество погибших на дорогах превышало 26 000 человек, то представляется возможным признать принятые органами государственной власти меры весьма действенными и эффективными и считать необходимым активно проводить работу в указанном направлении.
Меры, принимаемые органами власти, имеют комплексный характер. Безусловно, значительную их часть составляют мероприятия, направленные на повышение технического уровня обеспечения дорожного движения.
Сюда следует отнести реконструкцию и модернизацию дорожного полотна, обустройство технических средств организации дорожного движения (светофоров, дорожных знаков, разметки) оптимизацию дорожных потоков, организационные меры, принимаемые к обеспечению надлежащего технического состояния транспортных средств.
В то же время, соблюдение всеми участниками дорожного движения требований, установленных ПДД по-прежнему играет важнейшую роль в обеспечении БДД, причем отсутствие нарушений не может быть достигнуто только надзорными и карающими мерами уполномоченных органов, прежде всего полиции. Именно осознание того, что действительно нормы закона служат безопасности движения, а в конечном счете и личному благополучию каждого участника движения должно стать основой для формирования такого поведения на дорогах, которое бы практически полностью исключало аварийность вследствие их нарушений.
В то же время нельзя остановиться на достигнутом, поскольку в дорожно¬транспортных происшествиях все еще продолжают гибнуть и получать ранения, в том числе и тяжелые, люди. Предотвращение аварийности невозможно без анализа причин и условий, под воздействием которых стало возможно наступление событий ДТП, поскольку именно такой анализ позволяет выработать комплекс оптимальных мер, направленных на предупреждение совершения ДТП в будущем. Проводимые исследования неоднократно позволяли прийти к выводу о том, что основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий выступает нарушение установленных правил дорожного движения лицами, управляющими транспортными средствами.
Так по данным НИЦБДД МВД РФ в течении 2015 на территории РФ зарегистрировано 157943 ДТП по причине нарушения требований ПДД водителями транспортных средств, что составило 85,8 % от общего числа зарегистрированных происшествий, в течении 2016 года 86,9 % (150860)
происшествий произошли вследствие нарушения ПДД водителями, и эта тенденция в целом остается неизменной - подавляющее количество происшествий вызвано именно нарушением требований ПДД водителями (2017 год - 84,7 %, 2018 - 88,1 %, 2019 год - 89,2%, 2020 год - 88,6%).
Не стала исключением в указанном аспекте и территория Алтайского края. Так по итогам 2015 года на территории указанного субъекта РФ зарегистрировано 2890 ДТП по вине водителей ТС, что составило 82,7 % от общего числа в 3493 происшествия, имевших место на данной территории, в 2016 году из 3206 происшествий в Алтайском крае 2650 - 82,7 произошли вследствие нарушения ПДД водителями ТС, в 2017 - 81,7% (2539 из 3107), в 2018 - 86% (2496 из 2901), в 2019 - 86,3% (2412 из 3232), в 2020 доля таких происшествий составляла 87,3% (2193 из 2513).
Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению БДД» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - Положение), в соответствии с которым на Госавтоинспекцию МВД России возлагается весьма значительный круг задач, среди которых обеспечение юридическим и физическим лицам, гражданам и лицам без гражданства соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов по вопросам обеспечения БДД, а так же проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни и, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а так же интересов общества и государства. (п. 2 Положения).
Пунктом 11 Положения на ГИБДД наряду с задачами по осуществлению контрольно-надзорной и распорядительной деятельности возлагаются в том числе и обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения ТС и пешеходов, разъяснение законодательства РФ о БДД с использованием СМИ, а так же собственных изданий, проведение в этих целях соревнований, содействие соответствующих органов власти в организации обучения граждан ПДД на дорогах, в пропаганде БДД, выявление причин и условий, следствий совершений ДТП.
Значимой мерой профилактики дорожно-транспортных происшествий среди всех категорий участников дорожного движения выступает повышение правовой грамотности. Работа в данном направлении ориентирована на различные возрастные и социальные категории участников дорожного движения. Анализ аварийности и принимаемых мер в отношении нарушений ПДД взаимоувязаны и напрямую зависимы. Таким образом, исследование проблемы повышения правовой грамотности участников дорожного движения носит актуальный характер.
Состояние разработанности проблемы. Выбор темы настоящего исследования обусловлен не только актуальностью, но и тем, что хотя значимость тематики повышения правового сознания участников дорожного движения достаточно высоко оценена исследователями, спектр проблем в указанной области довольно широк и все еще не полностью охвачен имеющимися работами.
Кроме того, стремительные темпы развития техники, прежде всего самих транспортных средств, появление целых новых категорий ТС (электросамокаты) ранее не имевших широкого применения конструктивных элементов (беспилотные ТС) постоянно формирует новые проблемные вопросы.
Проблемы повышения правовой грамотности участников дорожного движения являются одной из важнейших тем, различные аспекты которой исследовались в трудах таких исследователей как: Э.Е. Кириллова, Г.Х. Гуменюк, Т.О. Арчакова, С.Е. Борисова, А.И. Быкова, К.Е. Игнатенкова, Т.Ю. Герцог, Е.Г. Капутиной, Е.С. Лимаревой, В.А. Лохбаум, Л.М. Матвиенко, А.П. Семитко, В. В.Стреляева, А.А. Сысолятина, К.А. Теодоридис, Ф.Э. Шереги, А.В. Яныхбаша и др.
Вопросам деятельности органов ГИБДД по повышению правовой грамотности участников дорожного движения посвящены труды таких авторов как М.П. Марина, Е.А. Левитская, А.Н. Дерюга, Л. Е. Кущенко.
Научные выводы и рекомендации этих исследователей, несомненно, оказали влияние на развитие и совершенствование деятельности органов ГИБДД по повышению правовой грамотности участников дорожного движения. Кроме того, их научные разработки позитивно послужили в сфере правоприменительной деятельности по борьбе с дорожно-транспортными происшествиями.
Вместе с тем следует отметить, что научные труды указанных авторов не закрывают тему исследования, так как теоретические и прикладные проблемы повышения правовой грамотности участников дорожного движения не исчерпаны, сохраняя свою актуальность. Далеко не все аспекты профилактики с дорожно-транспортных происшествий, которые происходят вследствие правовой неграмотности участников дорожного движения , получили должное освещение. Ряд вопросов в настоящий момент полностью не разработан, отдельные проблемы исследованы лишь в их части, другие остаются дискуссионными. Поэтому требуются новые научные исследования в сфере повышения правовой грамотности участников дорожного движения.
В настоящее время концептуальная база повышения правовой грамотности участников дорожного движения все еще находится в стадии становления, а реализация нормативной правовой базы в этом направлении основана во многом на традиционных методах и средствах социально-правового воздействия, которые уже не в полной мере соответствуют складывающейся обстановке на дорогах и в правовом поле.
Следует особо обратить внимание на тот факт, что с изменением социальных и экономических условий меняется и отношение государства и граждан к своей безопасности, а правительство берет курс на регулирование данной области общественных отношений.
Таким образом, анализ литературы показал, что тема недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем внимании со стороны социологической науки.
Объектом исследования является правовая грамотность участников дорожного движения.
Предмет исследования - особенности повышения правовой грамотности участников дорожного движения органами ГИБДД.
Цель исследования - выявить роль деятельности Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу в повышении правовой грамотности участников дорожного движения.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к определению правовой грамотности как объекта исследования в социологии и других науках;
2. Охарактеризовать социальные аспекты правовой грамотности участников дорожного движения;
3. Исследовать социально-правовые основы деятельности органов ГИБДД по повышению правовой грамотности участников дорожного движения;
4. Разработать методику эмпирического социологического исследования мнений участников дорожного движения и компетентных экспертов по проблеме повышения правовой грамотности участников дорожного движения.
В связи с этим выдвигаются следующие гипотезы исследования:
1. Оптимальным методологическим подходом к изучению правовой грамотности в современном обществе является аксиологический подход, применяемый в рамках социологии права.
2. Определяющим фактором, влияющим на аварийность на дорогах, является низкий уровень правовой культуры, несоблюдение требований Правил дорожного движения и требований безопасного поведения на дороге вследствие низкого уровня правовой грамотности.
3. Деятельность органов ГИБДД в сфере повышения правовой грамотности участников дорожного движения недостаточно эффективна и требует внедрения новых методов и подходов к решению задач стоящих перед ведомством.
4. Для полноценного эмпирического исследования состояния правовой грамотности участников дорожного движения требуется сочетание количественных и качественных методов исследования (анкетирование рядовых участников и экспертный опрос).
5. Результаты проведенного исследования деятельности
Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу показывают, что принимаемые должностными лицами указанного подразделения меры не обеспечивают повышения уровня правовой грамотности участников дорожного движения.
Методологическую основу исследования составляет описательный и аналитический методы исследования, которые позволили рассмотреть социально-правовой механизм повышения уровня правовой грамотности участников дорожного движения во взаимосвязи с деятельностью органов ГИБДД.
Теоретическую основу исследования составляют труды по социологии и праву таких авторов, как: В.П. Сальников, Ф.Э. Шереги, Т.В. Синюкова, В.К. Бабаев, В.В. Лапаева и другие, а так же, работы, затрагивающие в тех или иных аспектах вопросы, связанные с повышением уровня правовой грамотности участников дорожного движения: Д. Бачурин, Л. Е. Кущенко, С. В. Кущенко, А. А. Угольцов, Р. А. Дубров и др.
Для полного и всестороннего исследования обозначенной проблемы выбраны для использования такие методы эмпирического исследования, как анкетирование и экспертный опрос.
Эмпирической базой исследования послужили статистические данные о состоянии аварийности на дорогах Алтайского края и РФ в целом, количестве погибших и получивших ранения в результате ДТП.
Кроме того, в настоящей работе использованы статистические сведения полученные автором в ходе анкетного опроса жителей г. Барнаула и экспертного опроса сотрудников Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Правовая грамотность - это умения, навыки и установки, направленные на защиту прав человека.
2. Определяющим фактором, влияющим на состояние аварийности на дорогах края является низкий уровень правовой грамотности участников дорожного движения всех категорий.
3. Деятельность органов ГИБДД в повышении правовой грамотности участников дорожного движения недостаточно эффективна.
4. Улучшение деятельности органов ГИБДД в повышении правовой грамотности участников дорожного движения требует внедрения новых методов работы.
Апробация выпускной квалификационной работы:
Результаты выпускной квалификационной работы представлены участием в 8-й региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука», секция «Социология и мир» с докладом на тему: "Роль ГИБДД в повышении правовой культуры поведения граждан на дороге (на примере г. Барнаула)". Опубликованы статьи: "Роль ГИБДД в информировании населения по поведению на дороге (на примере г. Барнаула) в сборнике № 12 «Социология в современном мире: наука, образование, творчество». "Профилактическая работа Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу в повышении правовой грамотности участников дорожного движения" в журнале «Студенческий форум» №2(181) (14.01.2022).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения. Общий объем работы составляет 83 страницы. Список литературы включает 70 наименований источников.
В ходе проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов:
Правовая грамотность является объектом исследования многих наук, в том числе социологии, права, психологии и др. С точки зрения социологии правовая грамотность представляет собой ядро правосознания; с точки зрения права, правовая грамотность определяется через совокупность правовой культуры и правового воспитания; с точки зрения психологии, правовая грамотность - это воздействие на сознание. Однако все подходы в определении правовой грамотности можно объединить тем, что правовая грамотность, заключается, прежде всего в умениях, навыках и установках, направленных на защиту прав человека.
Участниками дорожного движения являются в соответствии с действующим законодательством водители транспортных средств, пешеходы, пассажиры транспортных средств. Анализ статистических данных об аварийности показал, что наиболее частыми виновниками дорожно-транспортных происшествий становятся водители транспортных средств, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, а также несовершеннолетние. В конечном итоге причинами травматизма на дорогах, в том числе можно назвать низкий уровень или отсутствие правовой грамотности, особенно это касается детей. Отсутствие же правовой грамотности в данном случае обусловлено низким уровнем правовой культуры, несоблюдением требований правил дорожного движения и общих принципов безопасного поведения на дороге, как детьми, так и взрослыми.
Ведущую роль в деятельности, связанной с пропагандой безопасности дорожного движения, а также профилактикой нарушений правил дорожного движения, следует отвести именно подразделениям Госавтоинспекции, которым в своей повседневной служебной деятельности необходимо использовать весь потенциал возможностей для проведения профилактической работы и пропаганды безопасности дорожного движения на основе принципов, позволяющих формировать новые подходы к ее содержанию.
Для получения целостного представления о повышении уровня правовой грамотности участников дорожного движения нами было проведено эмпирическое исследование на тему «Правовая грамотность участников дорожного движения».
Объектом исследования выступила правовая грамотность участников дорожного движения.
Предметом исследования стали особенности повышения правовой
грамотности участников дорожного движения органами ГИБДД.
Целью исследования было выявить уровень правовой грамотности участников дорожного движения и роль деятельности Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу в повышении правовой грамотности участников дорожного движения.
По результатам анализа проведенного анкетирования, следует сделать вывод о подтверждении гипотез, выдвинутых в начале исследования.
Как показало исследование, опрошенные участники дорожного движения обладают низким уровнем правовой грамотности, при разрешении ситуации на дороге они действуют, не исходя из буквы закона, а по ситуации, руководствуясь опытом. При этом закону отводится небольшая роль, респонденты признают их неэффективными, поэтому не считают нужным им следовать. Необходимость соблюдения законов респондентами обосновывается только тогда, когда за их несоблюдение могут наказать. Респонденты отводят значимую роль в пропаганде безопасности участников дорожного движения органам ГИБДД, однако, не вполне им доверяют. В то же время, деятельность органов ГИБДД по повышению правовой грамотности участников дорожного движения нельзя в полной мере назвать эффективной. Часть респондентов отметила, что вообще никогда не слышали о мероприятиях, проводимых ГИБДД. Респонденты ставят уровень аварийности в зависимость от правовой грамотности участников дорожного движения, не особо возлагая надежды на органы ГИБДД. Несмотря на то, что для себя респонденты ассоциируют безопасность, как защищенности, а право как закон, они сознательно допускают правонарушения в области дорожного движения, что подтверждает их собственные выводы об уровне собственной правовой грамотности. Предложенные поведенческие ситуации показали, что респонденты готовы нарушать правила дорожного движения и сознательно их нарушают, страшась только наказания. Таким образом, органы ГИБДД в первую очередь должны заострить внимание на повышении правовой грамотности участников дорожного движения через учебные заведения, СМИ, проведение различных мероприятий. Соблюдение закона должно быть обеспечено не угрозой наказания, а уверенностью в своей защищенности.
В ходе экспертного опроса подтвердилась гипотеза о том, что деятельность органов ГИБДД в сфере повышения правовой грамотности участников дорожного движения недостаточна, эффективна и требует модернизации. Неэффективность эта связана с тем, что в основном работа ориентирована на несовершеннолетних, а взрослому населению уделяется меньше внимания. Исследование деятельности Госавтоинспекции УМВД России по городу Барнаулу показало, что принимаемых мер для повышения правовой грамотности участников дорожного движения недостаточно, эксперты отметили недостаточное взаимодействие со СМИ, отсутствие официального сайта, необходимость использования в г. Барнауле опыта других регионов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета. - 2001. - N 256.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Российская газета.- 1995. - N 245.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.08.2021) // Российская газета. - 2011.- N 25.
5. Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 1 (Часть I). - Ст. 27.
6. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. - 2011. - № 151.
7. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российские вести. - 1993. - N 227.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018
№ 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в
Российской Федерации на 2018-2024 годы» // Российская газета. - 2018. - № 15.
9. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 5. - Ст. 774.
10. Приказ МВД России от 29.12.2018 N 903 «Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» // СПС Консультант плюс
11. Агарновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Агарновская. - М.: Наука, 2020. - 120 с.
12. Актуальные психолого-педагогические, философские,
экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография / Л.Ю. Айснер и др. Выпуск 4. Ульяновск: Зебра,
2019. 490 с.
13. Амеличкин, А.В. Особенности и проблемы административно- правового статуса пешеходов на современном этапе развития дорожного движения / А.В. Амеличкин // Социс. - 2018. - № 3. - С.21-27
14. Анализ показателей по состоянию безопасности дорожного движения. Меры снижения дорожно-транспортных происшествий / Л. Е. Кущенко, С. В. Кущенко, А. А. Угольцов, Р. А. Дубров. - Пенза, 2018. - 241 с.
15. Арчакова, Т.О. Безопасность дорожного движения: исследования с позиций возрастной психологии / Т.О. Арчакова // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 6. №1. - С. 29-37
16. Бачурин, Д. Дорожно-транспортные происшествия. Порядок действий при ДТП / Д. Бачурин. - М.: АСТ, Астрель-СПб, 2019. - 943 с.
17. Борисова, С. Е. Правовое воспитание и психологические качества водителей транспортных средств / С.Е. Борисова // Юридическая психология. - 2019. - № 4. - С. 25-28.
18. Быков, А. И. Предупреждение административных правонарушений в области дорожного движения: понятие и предложения / А.И. Быков, П.В. Молчанов // Административное право и процесс. - 2019. - № 10. - С. 38-40.
19. В ООН назвали основные причины смертности на дорогах
[Электронный ресурс]: [вебсайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/17/11/2019/5dd0abae9a79476b5615ea87 (дата
обращения 7.09.2021 г.).
20. Галко, И. К. Социология. Социология права: (лекционные материалы) / И. К. Галко, С. Ф. Сокол ; Белорусский негосударственный институт правоведения. - Барановичи : Укрупненная типография, 2020. - 268 с.
...