Особенности смысложизненных ориентаций, стратегий совладающего поведения и удовлетворенности жизнью студентов транспортного вуза (Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.
Выборка : 66 студентов, средний возраст – 19,9 лет, 26 юношей и 37 девушек.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 10
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ, СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 16
1.1 Смысложизненные ориентации личности как психологический конструкт 16
1.2 Психологический анализ копинг-стратегий 20
1.3 Сущность понятия удовлетворённости жизнью 27
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методология и организация исследования 32
2.2 Объем выборки и общая характеристика исследуемых 33
2.3 Характеристика методов исследования 33
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И СЧАСТЬЯ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА 39
3.1 Общая психологическая характеристика всей выборки 39
3.1.1 Общая психологическая характеристика студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью 47
3.1.2 Общая психологическая характеристика студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью 53
3.2 Значимые различия между показателями шкал исследования у студентов с низким и высоким уровнем удовлетворенности жизнью 59
3.3 Взаимосвязи между шкалами исследования студентов с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 92
Люди используют различные термины для описания субъективного благополучия человека: переживания (ощущения) счастья, удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия.
На современном этапе вопросы счастья, благополучия, удовлетворенности человека достаточно активно разрабатываются в трудах и зарубежных (М. Селигман, Дж. Вейланат, Э. Динер, М. Чиксентмихайли и др.) и отечественных психологов (И.А. Джидарьян, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин и др.). В то же время часто говорят, что требования к изучению счастья связаны с ростом стресса, сложностью собственной жизненной структуры и социальными трудностями, вызванными фундаментальными изменениями социальных норм и структур ценностей. Кроме того, только несколько работ связаны с отношениями между человеческим счастьем и благосостоянием, не связаны с «внешними» социальными условиями, но с субъективным восприятием счастья, его уровнем развития и решимости (Р. Эммонс, И.А. Джидарьян). Действительно, человек, который понимает жизнь и осознает свое положение, способности и жизненные перспективы, скорее всего, создаст более ясный образ счастья, и такой подход сделает его более довольным и процветающим.
Большое количество работ, связанных со смысложизненным ориентациям и способами совладающего поведения современного молодого поколения, показывают противоречивую картину влияния социальной трансформации на трансформацию личности, во-первых, эмпирические данные можно объяснить различными методами исследования и теоретической основой.
Цель исследования: определить особенности смысложизненных ориентаций, стратегий совладающего поведения и удовлетворенности жизнью студентов транспортного вуза.
Объект исследования: студенты транспортного вуза.
Предмет исследования: смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью студентов транспортного вуза с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия между показателями копинг-стратегий и смысложизненными ориентациями у студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
2. Существуют различия в структуре связей копинг-стратегий, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью у студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Подобрать необходимые методики.
3. Определить особенности удовлетворенности жизнью, смысложизненных ориентаций и стратегий совладающего поведения у студентов транспортного вуза.
4. Выявить различия между стратегиями совладающего поведения и смысложизненными ориентациями у студентов с разным уровнем уровлетворенности жизнью.
5. Определить взаимосвязи стратегий совладающего поведения и смысложизненных ориентаций у студентов транспортного вуза с разным уровнем удовлетворенности жизнью.
6. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил, что в психологии смысложизненные ориентации человека обусловлена осознанием ценности, цели и смысла его жизни, а также понятий «ценностная ориентация», «жизненная цель» и «жизненный смысл», это основано на том факте, что человек разделяет и принимает ценность своей жизни (Б.С. Братуь). Понятие «смысложизненные ориентации» имеет два основных значения. Его первое значение аналогично понятию «ценностная ориентация», оно представляет жизненную цель человека, которая выражает самые важные и лично значимые для него вещи (М.С. Яницкий, А.В. Серый). Второе значение этого понятия связано с тестом СЖО, разработанным Д.А. Леонтьевым, который был адаптирован из теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.
Основываясь на анализе работ разных авторов, можно выделить три метода концепции «совладания»: - определение стилей совладания, основанных на личностных качествах - как относительно постоянной тенденции справляться со стрессовыми событиями; копинг как возможность преодоления стресса; метод психологической защиты. Ученые, которые поддерживают этот подход, склонны определять способы борьбы с его результатами. Третий метод включает в себя Лазаруса и Фолкмана. Согласно этому методу его следует понимать как динамический процесс, постоянно меняющий когнитивные и поведенческие попытки контролировать внутренние и / или внешние потребности, Эти потребности оцениваются как напрягающие или ожидаемые личностные ресурсы.
Были подобраны методики, исследующие смысложизненные ориентации, копин-стратегии, удовлетворенность жизнью и счастье студентов.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что студенты с высоким уровнем удовлетворенности жизнью оценивают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом, также оценивают пройденный отрезок жизни как продуктивный и удовлетворены им, в отличии от студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью. Более высокие показатели по шкале «Осмысленность жизни» у студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью это говорит о том, что студенты с низким уровнем удовлетворенности жизни менее осмысленны.
Также было выявлено то, что существуют различия в выборе копинг-стратегий между студентами – студенты с высоким уровнем удовлетворенности жизнью в большей степени предпочитают стратегию «Планирование». Первая гипотеза подтверждена.
Корреляционный анализ результатов показал, что у студентов с низким уровнем удовлетворенности жизнью существует 5 взаимосвязей шкал исследования: все прямые. У смысложизненных характеристик 4 прямые связи с уровнем счастья и 1 прямая связь с копинг-стратегиями: счастье имеет прямую связь с осмысленностью, целями и результативностью жизни, локус контроля - Я также имеет прямую связь с счастьем, планирование имеет прямую связь с результативностью жизни.
У студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью существует 10 взаимосвязей шкал исследования: все прямые. У смысложизненных характеристик 7 прямых связей с счастьем и 2 прямые связи с копинг-стратегиями, удовлетворенность жизнью имеет 1 прямую связь с копинг-стратегиями: все шкалы СЖО имеют связь с счастьем, поиск социальной поддержки имеет прямую связь с процессом и результативностью жизни, планирование имеет прямую связь с удовлетворенностью жизнью в общем.
Организованность структуры личности студентов с высоким уровнем удовлетворенности жизнью в два раза выше. Вторая гипотеза подтверждена.
Рекомендации по результатам исследования:
1. Студентам обеих выборок необходимо планировать цели в жизни, адекватные их возможностям, так как была выявлена тенденция к прожектерству: цели намечались значительно более высокие по сравнению с оценкой себя как сильной личности, способной достичь этих целей.
2. Студентам с низким уровнем удовлетворенности жизнью необходимо искать ресурс во взаимодействии с людьми, в общении, в сотрудничестве, что может их поддержать и улучшить удовлетворенность жизнью.
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева. – Психол. журн. 1984. – Т. 5, – №5. – С. 63–70.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л.: Изд–во ЛГУ, 2008. – 228 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд – во МГУ, 1998. – 429 с.
4. Андреенкова, Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н. В. Андриенкова // Мониторинг, 2010. – №5 (99). – С. 189 – 215.
5. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Изд – во МГУ, 1990. – 367 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно–историческое понимание развития человека/ А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.
8. Асмолов, А.Г. Формирование установок толерантного сознания: Что могут СМИ? [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT–5–formirovanie.php?PrPage=VT (Дата обращения: 25.04.2020)
9. Баева, Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии/Л.В. Баева: Монография. – М.: Прометей. – МПГУ, 2003. – 240 с.
10. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореферат дис. канд. психол. наук / Н.К. Бахарева. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного института психологии и психоанализа, 2004. – 26 с.
11. Белинская Е.П. Система ценностей личности в перспективе толерантности. [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская. – Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT–5–sistema.php?PrPage=VT
12. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / Беличева С.А. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
13. Бенко, Е. В. Обзор зарубежных публикаций, посвященных исследованию благополучия / Е.В. Бенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2015. – Т.8. – №2. – С. 5 – 13.
14. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2013. – С. 30 – 35.
15. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
16. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 470 с.
17. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие / Л. В. Бороздина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 103 с.
18. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988.– 304 с.
19. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР Пер. С англ. / У. Бронфенбреннер. – М.: Прогресс, 1976. – 165 с.
20. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологически журнал, 1999. – Т. 20. – №1. – С. 36–44.
21. Будинайте, Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии, 1998. – № 5.– С. 99–105.
22. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
23. Волочков, А.А. Ценностная направленность как выражение смыслообразующей активности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал, 2004. – № 2. – Т. 25. – С. 1–33.
24. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения / Л.С. Выготский. – М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 520 с
25. Гончар, С.Н. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С.Н. Гончар // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. – М.: Буки – Веди, 2012. – С. 5–7.
26. Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 125 с.
27. Гуревич,П. С. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2017. – 479 с.
28. Джидарьян, И.А. Счастье в представлении обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал, 2000. – Т.21. – № 2. – С. 1 – 10.
29. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
30. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
31. Копинг – тест Лазаруса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/result?v=csl23cZ2_NPFn6
32. Крайг, Г. Психология развития: Пер. с англ. / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
33. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал, 2005.– Т. 26.– № 2.– С. 5 – 15.
34. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – М.: 2007. – № 3. – С. 93 – 112
35. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 476 – 510.
36. Куликов, Л.В. Факторы психологического благополучия личности / Л. В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина и др. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб.: СПбГУ, 1997. – № 3. – С. 42 – 46.
37. Ласточкина, М. А. Факторы удовлетворенности жизнью: оценка и эмпирический анализ / М. А. Ласточкина // Проблемы прогнозирования, 2012. – № 5. – С. 132 –141.
38. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
39. Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск, 1992. – 216 с.
40. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 162–171.
41. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: Из научного наследия / Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 228 с.
42. Леонтьев, Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д.А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2005. – С. 36–49.
43. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 14: Психология. – 1997. – № 1. – С. 20 – 27.
44. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
45. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. – 2 – е изд. – М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. – 22 с.
46. Либин, Д. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами / Д. Либин, А. Либина // Стиль человека: психологический анализ. – М., 1998. – 117 с.
47. Матвеева, Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий: Дисс. канд. психол. наук / Н.А. Матвеева. – Курск, 2010. – 254 с.
48. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Изд-во Прайм - Еврознак, 2007. – 672 с.
49. Муздыбаев, К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия / К. Муздыбаев // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов / Под ред. Л.А. Гордона, А.К. – М.: Политиздат, 1981. – С. 181 – 198.
50. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
51. Нартова–Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова–Бочавер // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 5. – С. 20–30.
52. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
53. Немов, Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 182–183.
54. Оксфордский опросник счастья OHQ М. Аргайла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psytests.org/emotional/ohq.html
55. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
56. Рахимгараева, Р. М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью / Р. М. Рахимгараев // КПЖ , 2009. – № 11 – 12. –С. 115 –122.
57. Рыбалко, Е.А. Становление личности / Е.А. Рыбалко // Социальная психология личности. – Л., 1974. – С. 20–31.
58. Семичев, С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика / С. Б. Семичев // Труды Ленингр. научно–исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. – Т. 63. – С. 96 – 99
59. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 125 с.
60. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
61. Сибгатуллина, И.Ф. Особенности копинг–поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы / И.Ф. Сибгатуллина, Л.В. Апакова, Л.Д. Зайцева // Прикладная психология. – 2002. – № 5–6. – 105 с.
62. Сибирев, В. А. Штрих к портрету поколения 1990-х гг. / В. А. Сибирев, И. А. Головин // Социологические исследования, 1998. – №3. – С. 106 – 117.
63. Сиерральта, З.Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (Копинг–стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект): Дисс. канд. психол. наук. / З. Х. Сиерральта. – СПб., 2000. – 163 c.
64. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 37 –49.
65. Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. / Дж. Флейвелл. – М.: Просвещение, 1967. – 623 с.
66. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
67. Чудновский, В.Э. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности / В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер и др. // Психологический журнал. – 2004. – Т.25. – № 1. – С. 50 – 59
68. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды / В.Э. Чудновский. – М.: Изд-во Моск. психолого- социального ин-та. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.
69. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 180 с.
70. Шамионов, Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р.М. Шамионова. – Саратов: СГУ им. Н.Г.Чернышевского, 2008. –С. 36 – 41.
71. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
72. Шариков, А.В. О связи ценностных и массово–коммуникационных ориентации / А.В. Шариков, Э.А. Баранова // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – № 3. – С. 28–47.
73. Шаров, А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук / А.С. Шаров. – Новосибирск, 2000. – 36 с.
74. Шерковин, Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – Т.3. – № 5. – С. 135–145.
75. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://experimental – psychic.ru/shkala – udovletvorennosti – zhiznyu/
76. Шматова, Ю. Е. Измерение уровня счастья: литературный обзор российских и зарубежных исследований/ Ю. Е. Шматова, М. В. Морев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 3 (39). – С. 141 – 162.
77. Яницкий, М.С. Ценностно–смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. – 2013. – № 1. – С. 175–186.
78. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
79. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. :Учебное пособие / М.Г. Ярошевский. – М., 1996. – 416 с.
80. Ященко, Е.Ф. Субъективная комфортность, копинг–стратегии и типы акцентуаций личности российских и индонезийских студентов университета/ Е.Ф. Ященко, Д.А. Лащенко, О.В. Лазорак // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019, 21(2). – С. 467 – 477.
81. Amirkhan J.H. Factоr analiticalydrived measure оf cоing: the strategy indicatоr / Amirkhan J.H. // J. оf Рersоnality and SоcialРsychоlоgy, 1990. – V. 59. – P. 1066 – 1074.
82. Diener, E. The satisfaction with life scale / E. Diener, R. Emmons, R. Larsen, S. Griffin // JournalofPersonalityAssessment, 1985. – Vol. 49. – P. 71 – 75.
83. Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / Lazarus R.S., Folkman S. // New York: Springer, 1984.
84. Lazarus R.S., The Concept of Coping. In A. Monat / Lazarus R.S., Folkman S. // Stress and Coping: An Anthology, New – York: Columbia University Press, 1991.