ВВЕДЕНИЕ............ 3
ГЛАВА 1. Понятие, содержание, факторы, причины, характеристика школьной неуспеваемости......... 5
1.1. Понятие школьной неуспеваемости в психолого-педагогической литературе.....5
1.2. Факторы неуспеваемости......... 8
1.3. Типология неуспевающих школьников.......... 11
1.4. Психологическая характеристика младших школьников и психофизиологические причины их неуспеваемости............ 13
Выводы по первой главе……………………………………… 16
ГЛАВА 2. Преодоление школьной неуспеваемости........ 19
2.1. Пути преодоления школьной неуспеваемости современных 19
обучающихся на примере уроков «Математики» и «Информатики».......26
2.2. Методические рекомендации учителям математики и информатики по коррекции школьной неуспеваемости........ 29
2.3. Методические рекомендации учителям математики и информатики по профилактике школьной неуспеваемости...........31
Выводы по второй главе………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................ 37
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Трудности, проявляющиеся еще в детском саду и начальных классах, значительно мешают освоению ребенком обязательной школьной программы. Именно в младших классах у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в процессе дальнейшего обучения, в то же время формируются умственные и практические действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, а точнее, владение начальными знаниями и умениями, приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой у детей в возрасте от 7 до 17 лет, в результате, такие дети нередко «выпадают» из обучения.
Главными причинами таких проблем являются неподготовленность к школьному обучению, которая, в своей крайней форме, выступает как социальная и педагогическая запущенность; соматическая обессиленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период, дефекты речи, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость, негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин неуспеваемости в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем школьникам, явно или скрыто, испытывающим трудности в обучении.
Цель курсовой работы – выявить психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости современных школьников и наметить пути их преодоления (на примере уроков «Математики» и «Информатики»).
Объект – психолого-педагогические причины неуспеваемости современных обучающихся (от 7 до 17 лет).
Предмет – пути преодоления школьной неуспеваемости современных обучающихся (на примере уроков «Математики» и «Информатики»).
В соответствии с целью выделим основные задачи исследования:
1. Теоретически изучить психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости современных обучающихся (от 7 до 17 лет).
2. Выявить пути преодоления современных обучающихся (на примере уроков «Математики» и «Информатики»).
3. Разработать методические рекомендации учителям математики и информатики по коррекции школьной неуспеваемости.
4. Разработать методические рекомендации учителям математики и информатики по профилактике школьной неуспеваемости.
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические исследования Н.И Новикова, Я.А. Коменского, Л.С. Славиной, П.П. Блонского и Ю.К. Бабанского.
Исследование носит теоретический характер в силу ограниченности экспериментального исследования.
Курсовая работа объёмом из 39 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
После определения причины неуспеваемости школьника необходимо применить систему мер по оказанию помощи ученику: планирование учебной деятельности, направленной на устранение пробелов в знаниях неуспевающего ученика; дополнительное инструктирование неуспевающего ученика в ходе учебного процесса; стимулирование мотивации школьника; мониторинг и контроль учебной деятельности неуспевающего школьника; проведение дополнительных занятий с неуспевающим учеником в индивидуальной или групповой форме.
Профилактика школьной неуспеваемости – это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение и нейтрализацию основных причин и условий проявления негативных влияний .
Продуманное и методически правильно организованное изучение конкретных вопросов учебной программы по «Математике» и «Информатике», привлечение каждого из учащихся к активному участию в работе, внимательное отношение к ученикам способствует более глубокому усвоению ими учебной программы по «Математике» и «Информатике». Но в любых случаях необходимо создание благоприятной атмосферы в отношении к учащимся. Важно, чтобы организация работы способствовала развитию самостоятельности, положительного отношения к изучению «Математики»,
«Информатики», и учебе вообще.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер, 2020. – 64 с.
2. Аверин, В.А. Психология личности. – М.: Просвещение, 2019. – 193 с.
3. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника. – М.: Молодой ученый, №14, 2018. с. 243-244.
4. Аристова, Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление. – М.: Вопросы психологии, №
5, 2018. – 83 с.
5. Ахметов, И.Г. Международный научный журнал. – М.: Молодой учёный, №13, 2018. – 267 с.
6. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения. – СПб.: Речь, 2018. с. 83-86.
7. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – СПб.: Советская педагогика, №1, 2018. с. 123-127.
8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М.:
Просвещение, 2020. – 380 с.
9. Балашова, Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика.
- М.: Генезис, 2018. – 177 с.
10. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды 2-е издание. – М.: Просвещение, 2021. с. 324 – 331.
11. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные труды. – М.: Просвещение, 2020. – 59 с.
12. Венгер, А.Л., Цукерман, А.Г. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Издательство Владос-пресс, 2018. – 226 с.
13. Вергелес, Г.И. Дидактика. – М.: Начальная школа, 2018. – 278 с.
14. Вергелес, Г.И. Неуспеваемость младшего школьника: причины, диагностика, предупреждение, преодоление. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2018. – 73 с.
15. Емельянова, Е. Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин. – М.: Эксмо, 2019. – 576 с.
16. Ермолаева, М.В. Психология развития. - М.: Воронеж: МОДЕК,
2019. - 376 с.
17. Иншанкова, О.Б. Специфические трудности обучения учащихся младших классов. – М.: Начальная школа, № 4, 2018. с. 12-13.
18. Калмыкова, З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Просвещение, 2019. с. 81-86.
19. Кумарина, Г.Ф. Индивидуализация обучения слабоуспевающих школьников. - М.: Просвещение, 2020. – 90 с.
20. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М.: Просвещение, 2020. – 47 с.
21. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2019. – 503 с.
22. Монина, Г.Б., Панасюк, Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2019. – 354 с.
23. Славина, Л.С. Трудные дети. – М.: Просвещение, 2019. – 467 с.
24. Славина, С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Просвещение, 2018. - 248 с.
25. Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2020. - 256 с.
26. Фотекова, Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для психологов и логопедов. - М.: Аркти, 2019. - 136 с.
27. Чудная, И. В. Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем. – М.: Психология образования, №54, 2019. – 147 с.