Медиатизация имиджа г. Барнаула (на материале городских и региональных медиа)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ
МЕДИАТИЗАЦИИ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1. Проблема медиатизации общественной жизни 7
1.1.1. Понятие «медиатизация» 7
1.1.2. Развитие каналов распространения информации 10
1.1.3. Медиатизация различных сфер жизни 13
1.2. Особенности формирования имиджа территорий 15
1.2.1 Понятие «имидж» 15
1.2.2. Развитие имиджелогии 18
1.2.3. Имидж территорий 21
1.2.4. Особенности формирования имиджа территорий 23
1.2.5. Роль медийных технологий в формировании имиджа 25
1.2.6. Функции имиджирования образа территорий 27
1.3. Методы исследования процесса медиатизации имиджа 30
1.3.1. Дискурс-анализ Т. ван Дейка 30
1.3.2. Метод анализа событийных данных 33
1.3.3. Метод контент-анализа 34
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАИМИДЖА Г. БАРНАУЛА 37
2.1. Образ исследуемых медиаплатформ г. Барнаула 37
2.2. Медиатизация имиджеобразующих факторов города Барнаула 39
2.2.1. Характеристика информационного медиапространства города 39
2.2.2. Сферы общественной жизни, отражаемые в СМИ 44
2.3. Дифференциация событийных публикаций в медиапространстве города 56
2.4. Медиаимидж Барнаула за пределами информационного поля города и его
репрезентация в местных медиа 62
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ
МЕДИАТИЗАЦИИ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1. Проблема медиатизации общественной жизни 7
1.1.1. Понятие «медиатизация» 7
1.1.2. Развитие каналов распространения информации 10
1.1.3. Медиатизация различных сфер жизни 13
1.2. Особенности формирования имиджа территорий 15
1.2.1 Понятие «имидж» 15
1.2.2. Развитие имиджелогии 18
1.2.3. Имидж территорий 21
1.2.4. Особенности формирования имиджа территорий 23
1.2.5. Роль медийных технологий в формировании имиджа 25
1.2.6. Функции имиджирования образа территорий 27
1.3. Методы исследования процесса медиатизации имиджа 30
1.3.1. Дискурс-анализ Т. ван Дейка 30
1.3.2. Метод анализа событийных данных 33
1.3.3. Метод контент-анализа 34
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАИМИДЖА Г. БАРНАУЛА 37
2.1. Образ исследуемых медиаплатформ г. Барнаула 37
2.2. Медиатизация имиджеобразующих факторов города Барнаула 39
2.2.1. Характеристика информационного медиапространства города 39
2.2.2. Сферы общественной жизни, отражаемые в СМИ 44
2.3. Дифференциация событийных публикаций в медиапространстве города 56
2.4. Медиаимидж Барнаула за пределами информационного поля города и его
репрезентация в местных медиа 62
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Динамичное непрекращающееся развитие технологий массовых коммуникаций порождает новые механизмы и законы общественной жизни. В настоящее время почти все сферы общественной жизни представлены в онлайн- пространстве. Процесс медиатизации отразился и на формировании имиджа территорий: важным имиджеобразующим инструментом становится медиасреда. Медиаплатформы не только вбирают в себя уже существующие функции, но и открывают новые возможности для создания необходимого образа города, региона или страны. Становится актуальным подробное изучение процесса медиатизации имиджа территорий и выявление ключевых принципов воздействия медиа на образ города. Внимание к этим процессам способно укрепить рекреационную функцию существующей городской среды и обеспечить увеличение туристических потоков на конкретных территориях.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью:
1) необходимостью корректировки теоретической базы имиджирования территорий и уточнения связанных с ней ключевых терминов;
2) расширением процесса медиатизации в различных сферах жизни города;
3) возникновением нового информационного медиапространства города;
4) все более усиливающимся воздействием информационных площадок на имидж территорий в целом и образ города в частности.
Объектом нашего исследования выступает информационное медиапространство города Барнаула, оказывающее значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и формируемый в нем образ города.
Предмет исследования - способы и средства медиатизации формирующих имидж г. Барнаула факторов.
Цель данного исследования - анализ процесса медиатизации городского имиджа, определение ключевых сфер жизни общества, участвующих в процессе формирования имиджа современного города, а также возможностей воздействия на медиаимидж.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «медиатизация» и охарактеризовать его роль в различных сферах жизнедеятельности общества;
2) раскрыть сущность понятий «имидж территорий» и «имидж города», выявить особенности формирования данных процессов;
3) выявить различные факторы медиатизации имиджа территории на информационных медиаплатформах города Барнаула;
4) проанализировать возможности сознательной трансформации медиаимиджа.
Степень изученности темы. Изучение процессов, связанных с формированием имиджа, к настоящему моменту приобрело качественно новую форму, в том числе благодаря стремительному развитию технологий. Научной базой для изучения процесса медиатизации общественной жизни послужили исследования Э. Бернейса, Е. Л. Вартановой, А. Н. Гуреевой, Ф. Кротца, М. Маклюэна, А. Моля, Е. Е. Прониной, Т. Рошака, Б. Томпсона, Г. А. Фоминой, А. И. Черных В. Шульца; для изучения процесса развития каналов распространения информации - Л. М. Земляновой, Р. Саловерии; для анализа алгоритмов медиатизации различных сфер общественной жизни - Е. А. Воиновой, С. Гарварда, Д. Маккуэйла, Р. Сильверстоуна, Р. Фокса, Т. В. Шмелевой. Изучение формирования имиджа территорий стало возможным благодаря научным трудам В. В. Белобрагина, К. Болдуинга, Э. А. Галумова, Г. В. Довжика, А. Ю. Панасюка, А. В. Петровского, Г. Г. Почепцова, З. Фрейда, М. Г. Ярошевского (определение понятия «имидж» и изучение процесса развития имиджелогии); Е. А. Васильконовой, Н. П Кравченко Т. А. Морозовой, Ю. В. Тарановой, И. В. Черняева, П. С. Чиркова и др.
Эмпирической базой исследования послужили публикации ключевых информационных медиаплатформ города Барнаула: altapress.ruи barneos.22.ru. В качестве иллюстративного материала были выбраны изображения, расположенные на тех же онлайн-ресурсах.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: развитие новых каналов распространения информации привело к медиатизации многих сфер общественной жизни, что, несомненно, повлияло и на процесс формирования имиджа территорий и в том числе способствовало трансформации некоторых имиджформирующих факторов.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе проводится детальное изучение различных точек зрения на определение понятия «медиатизация» и «медиаимидж», а также формируется специфика данных понятий в аспекте изучения процесса медиатизации имиджа территорий.
2. В работе подробно освещаются различные грани процесса медиатизации общественной жизни и обобщаются знания о степени взаимной включенности медиа и различных сфер жизнедеятельности друг в друга, а также раскрывается потенциал использования современных медиаплатформ для воздействия на конкретные общности
3. В работе представлен анализ информационных онлайн-платформ г. Барнаула, способствующих формированию и трансформации медиаимиджа города.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен междисциплинарным характером исследуемой нами темы. В научной работе были использованы методы контент-анализа, дискурс-анализа Т. ван Дейка, анализ событийных данных и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном изучении медиапроцессов, оказывающих влияние на формирование имиджа территорий и анализ степени их эффективности.
Практическая значимость исследования определяется проведением качественно нового исследования информационных платформ города как имиджформирующих и возможностью использования полученных данных в целях формирования определенного имиджа города, а также развития туристической отрасли города Барнаула и других территорий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью:
1) необходимостью корректировки теоретической базы имиджирования территорий и уточнения связанных с ней ключевых терминов;
2) расширением процесса медиатизации в различных сферах жизни города;
3) возникновением нового информационного медиапространства города;
4) все более усиливающимся воздействием информационных площадок на имидж территорий в целом и образ города в частности.
Объектом нашего исследования выступает информационное медиапространство города Барнаула, оказывающее значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и формируемый в нем образ города.
Предмет исследования - способы и средства медиатизации формирующих имидж г. Барнаула факторов.
Цель данного исследования - анализ процесса медиатизации городского имиджа, определение ключевых сфер жизни общества, участвующих в процессе формирования имиджа современного города, а также возможностей воздействия на медиаимидж.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «медиатизация» и охарактеризовать его роль в различных сферах жизнедеятельности общества;
2) раскрыть сущность понятий «имидж территорий» и «имидж города», выявить особенности формирования данных процессов;
3) выявить различные факторы медиатизации имиджа территории на информационных медиаплатформах города Барнаула;
4) проанализировать возможности сознательной трансформации медиаимиджа.
Степень изученности темы. Изучение процессов, связанных с формированием имиджа, к настоящему моменту приобрело качественно новую форму, в том числе благодаря стремительному развитию технологий. Научной базой для изучения процесса медиатизации общественной жизни послужили исследования Э. Бернейса, Е. Л. Вартановой, А. Н. Гуреевой, Ф. Кротца, М. Маклюэна, А. Моля, Е. Е. Прониной, Т. Рошака, Б. Томпсона, Г. А. Фоминой, А. И. Черных В. Шульца; для изучения процесса развития каналов распространения информации - Л. М. Земляновой, Р. Саловерии; для анализа алгоритмов медиатизации различных сфер общественной жизни - Е. А. Воиновой, С. Гарварда, Д. Маккуэйла, Р. Сильверстоуна, Р. Фокса, Т. В. Шмелевой. Изучение формирования имиджа территорий стало возможным благодаря научным трудам В. В. Белобрагина, К. Болдуинга, Э. А. Галумова, Г. В. Довжика, А. Ю. Панасюка, А. В. Петровского, Г. Г. Почепцова, З. Фрейда, М. Г. Ярошевского (определение понятия «имидж» и изучение процесса развития имиджелогии); Е. А. Васильконовой, Н. П Кравченко Т. А. Морозовой, Ю. В. Тарановой, И. В. Черняева, П. С. Чиркова и др.
Эмпирической базой исследования послужили публикации ключевых информационных медиаплатформ города Барнаула: altapress.ruи barneos.22.ru. В качестве иллюстративного материала были выбраны изображения, расположенные на тех же онлайн-ресурсах.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: развитие новых каналов распространения информации привело к медиатизации многих сфер общественной жизни, что, несомненно, повлияло и на процесс формирования имиджа территорий и в том числе способствовало трансформации некоторых имиджформирующих факторов.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе проводится детальное изучение различных точек зрения на определение понятия «медиатизация» и «медиаимидж», а также формируется специфика данных понятий в аспекте изучения процесса медиатизации имиджа территорий.
2. В работе подробно освещаются различные грани процесса медиатизации общественной жизни и обобщаются знания о степени взаимной включенности медиа и различных сфер жизнедеятельности друг в друга, а также раскрывается потенциал использования современных медиаплатформ для воздействия на конкретные общности
3. В работе представлен анализ информационных онлайн-платформ г. Барнаула, способствующих формированию и трансформации медиаимиджа города.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен междисциплинарным характером исследуемой нами темы. В научной работе были использованы методы контент-анализа, дискурс-анализа Т. ван Дейка, анализ событийных данных и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в подробном изучении медиапроцессов, оказывающих влияние на формирование имиджа территорий и анализ степени их эффективности.
Практическая значимость исследования определяется проведением качественно нового исследования информационных платформ города как имиджформирующих и возможностью использования полученных данных в целях формирования определенного имиджа города, а также развития туристической отрасли города Барнаула и других территорий.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Формирование имиджа территорий в условиях процесса медиатизации играет важнейшую роль в развитии города и региона как конкурентоспособных в различных областях. Медиаимидж Барнаула в разной степени отражает реальное положение в разных сферах городской жизнедеятельности.
Ориентируясь на общий эмоциональный характер публикаций городского медиапространства, можно сделать вывод о том, что внутренний имидж Барнаула негативен и транслирует преимущественно недостатки, существующие в различных сферах жизнедеятельности города. Также из исследования становится очевидно, что потенциал формирования медиаимиджа осознается участниками процесса не до конца.
Сферы жизнедеятельности в медиапространстве города транслируются с разной интенсивностью, глубиной и эмоциональной окраской. В существующем медиапространстве города практически не уделяется внимание «условно статичным» факторам, природному, культурному и национальному наследию территорий, сфере, которая имеет большой потенциал для формирования положительного образа города, в первую очередь с точки зрения развития внутреннего внешнего туризма. Практически без внимания остаются темы сохранения культурного и исторического наследия.
Виртуальная городская среда отдает предпочтение освещению «корректируемых условно-динамических социологических» факторов, социальной и политической сферам жизнедеятельности Барнаула. Публикации данного направления раскрывают существующее состояние конкретных областей, однако не несут в себе решения, не отражают связи между обществом и государством, а также участия жителей и политических деятелей в формировании качественной городской среды.
Освещение экономической ситуации и эффективности властной конструкции на основных городских медиаплатформах представлено в различной степени, однако в обоих случаях негативно. Развитие данного направления важно для расширения существующих инвестиционных возможностей.
При подробном рассмотрении степени представленности каждой из сфер становится понятно, что в медиапространстве катастрофически не хватает материалов, освещающих проблемы городской среды и урбанистики города.
Ценностный компонент проанализированных текстов медиаплатформ «Алтапресс» и «Барнаул22» заключается в трансляции преимущественно объективной картины происходящего в различных сферах городской жизнедеятельности. Однако транслируемый образ негативен и далеко не всегда представляет мнение жителей города. Существующие модели работы изданий с событиями, имеющими большую общественную значимость, ограничены и неявно отражают существующее множество мнений. Имидж города в событийных публикациях представлен несостоятельным и «не туристическим». Важная особенность таких публикаций: в них отражается имидж жителей города г. Барнаула, который заслуживает отдельного внимания и проработки.
Исследование показало возможности движения городского имиджа в онлайн-СМИ от образа с негативным эмоциональным характером к образу нейтральному и даже положительному. В частности, по этому направлению исследование выходит за рамки внутреннего имиджа и указывает на явную необходимость привлечения внимания жителей города к внешнему медиаимиджу и факторам, из которых он складывается. В настоящее время средства массовой информации не всегда качественно и полно способны представить существующие мнения о городе за его пределами.
Важным шагом в конституировании положительного имиджа является определение текущего представления территории в онлайне и создание матрицы позитивного позиционирования Барнаула во внутренней и внешней медиасреде. Исследование обнажает проблемы в конкретных сферах жизнедеятельности города и в их освещении, что служит основой для формирования четких мотивов дальнейшей работы по моделированию медиаимиджа. Разработка стратегии может начаться с конкретизации следующих уязвимых направлений:
1) в Барнауле есть необходимые условия для достойной жизни;
2) Барнаул может быть комфортным и безопасным;
3) Барнаул слушает и слышит своих граждан;
4) Барнаул заботится о своем культурном и историческом наследии.
Анализ существующей медиасреды Барнаула выявил еще одну характерную проблему, которая может послужить ориентиром для работы по формированию медиаимиджа: «отсутствие объединяющего проекта развития Барнаула». Медиапространство города нуждается в подробном и поэтапном освещении работы над созданием данного проекта. Это позволит создать дополнительные смыслы в заботе о различных сферах жизнедеятельности краевой столицы.
Ориентируясь на общий эмоциональный характер публикаций городского медиапространства, можно сделать вывод о том, что внутренний имидж Барнаула негативен и транслирует преимущественно недостатки, существующие в различных сферах жизнедеятельности города. Также из исследования становится очевидно, что потенциал формирования медиаимиджа осознается участниками процесса не до конца.
Сферы жизнедеятельности в медиапространстве города транслируются с разной интенсивностью, глубиной и эмоциональной окраской. В существующем медиапространстве города практически не уделяется внимание «условно статичным» факторам, природному, культурному и национальному наследию территорий, сфере, которая имеет большой потенциал для формирования положительного образа города, в первую очередь с точки зрения развития внутреннего внешнего туризма. Практически без внимания остаются темы сохранения культурного и исторического наследия.
Виртуальная городская среда отдает предпочтение освещению «корректируемых условно-динамических социологических» факторов, социальной и политической сферам жизнедеятельности Барнаула. Публикации данного направления раскрывают существующее состояние конкретных областей, однако не несут в себе решения, не отражают связи между обществом и государством, а также участия жителей и политических деятелей в формировании качественной городской среды.
Освещение экономической ситуации и эффективности властной конструкции на основных городских медиаплатформах представлено в различной степени, однако в обоих случаях негативно. Развитие данного направления важно для расширения существующих инвестиционных возможностей.
При подробном рассмотрении степени представленности каждой из сфер становится понятно, что в медиапространстве катастрофически не хватает материалов, освещающих проблемы городской среды и урбанистики города.
Ценностный компонент проанализированных текстов медиаплатформ «Алтапресс» и «Барнаул22» заключается в трансляции преимущественно объективной картины происходящего в различных сферах городской жизнедеятельности. Однако транслируемый образ негативен и далеко не всегда представляет мнение жителей города. Существующие модели работы изданий с событиями, имеющими большую общественную значимость, ограничены и неявно отражают существующее множество мнений. Имидж города в событийных публикациях представлен несостоятельным и «не туристическим». Важная особенность таких публикаций: в них отражается имидж жителей города г. Барнаула, который заслуживает отдельного внимания и проработки.
Исследование показало возможности движения городского имиджа в онлайн-СМИ от образа с негативным эмоциональным характером к образу нейтральному и даже положительному. В частности, по этому направлению исследование выходит за рамки внутреннего имиджа и указывает на явную необходимость привлечения внимания жителей города к внешнему медиаимиджу и факторам, из которых он складывается. В настоящее время средства массовой информации не всегда качественно и полно способны представить существующие мнения о городе за его пределами.
Важным шагом в конституировании положительного имиджа является определение текущего представления территории в онлайне и создание матрицы позитивного позиционирования Барнаула во внутренней и внешней медиасреде. Исследование обнажает проблемы в конкретных сферах жизнедеятельности города и в их освещении, что служит основой для формирования четких мотивов дальнейшей работы по моделированию медиаимиджа. Разработка стратегии может начаться с конкретизации следующих уязвимых направлений:
1) в Барнауле есть необходимые условия для достойной жизни;
2) Барнаул может быть комфортным и безопасным;
3) Барнаул слушает и слышит своих граждан;
4) Барнаул заботится о своем культурном и историческом наследии.
Анализ существующей медиасреды Барнаула выявил еще одну характерную проблему, которая может послужить ориентиром для работы по формированию медиаимиджа: «отсутствие объединяющего проекта развития Барнаула». Медиапространство города нуждается в подробном и поэтапном освещении работы над созданием данного проекта. Это позволит создать дополнительные смыслы в заботе о различных сферах жизнедеятельности краевой столицы.
Подобные работы
- Формирование медиаобраза политика в современном информационном пространстве
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020



