Трансформация жанра кинорецензии в условиях дигитализации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к анализу жанра кинорецензии 6
1.1. Кинорецензия в аспекте теории жанрообразования 6
1.2. Динамика жанра кинорецензии: от агитационного до масскультового
подхода 19
1.3. Особенности кинокритики в эпоху новых медиа 28
ГЛАВА 2. Процессы трансформации кинорецензии и новые форматы кинокритики в условиях дигитализации медиа и киноиндустрии 37
2.1. Адаптация журналов о кино к требованиям новых медиа 37
2.2. «Массовый критик»: специфические черты любительской
кинорецензии в блогосфере и социальных медиа 48
2.3. Кинорецензия как инструмент продвижения современных
киносервисов и онлайн-кинотеатров 58
2.4. Формат «народной рецензии» в трансмедийных проектах 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к анализу жанра кинорецензии 6
1.1. Кинорецензия в аспекте теории жанрообразования 6
1.2. Динамика жанра кинорецензии: от агитационного до масскультового
подхода 19
1.3. Особенности кинокритики в эпоху новых медиа 28
ГЛАВА 2. Процессы трансформации кинорецензии и новые форматы кинокритики в условиях дигитализации медиа и киноиндустрии 37
2.1. Адаптация журналов о кино к требованиям новых медиа 37
2.2. «Массовый критик»: специфические черты любительской
кинорецензии в блогосфере и социальных медиа 48
2.3. Кинорецензия как инструмент продвижения современных
киносервисов и онлайн-кинотеатров 58
2.4. Формат «народной рецензии» в трансмедийных проектах 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Система журналистских жанров с течением времени меняется и трансформируется. Исследователи говорят о том, что она утратила нормативность и зачастую не соответствует устоявшейся трехуровневой системе. Сегодня журналистские материалы меняют содержание родовых признаков в зависимости от влияющих факторов: от поставленной задачи, объема материала или особенностей стиля повествования. Важными факторами трансформаций стали также дигитализация медиа и новый тип медиапотребления. Медиа производят контент, ориентируясь на новые привычки пользователей социальных сетей.
Поэтому актуальной на сегодняшний день является проблема вытеснения художественно-литературной критики информационными форматами. Какие последствия это имеет для жанра кинорецензии - этот вопрос в научном дискурсе пока не освещён.
Степень изученности темы
Первые тексты, посвященные кинематографу, найдены в трудах А. Белого, М. Горького, А. Топоркова, И. Соколова, Т. Циперовича и Г. Болтянского. Понятие и история жанра рецензии, классификации рецензий, проблемы жанрообразования рассматриваются в трудах М.Н. Ким, Л.Е. Кройчик, Г.В. Лазутиной, С.Г. Корконосенко, Н.М. Зоркой, Е.А. Корниловой и других исследователей. Н.А. Агафонова изложили основные группы подходов к анализу кинофильмов. Л.П. Саенкова изложила ключевые цели кинокритики, выделила методологические подходы к изучению жанра. А.А. Тертычный предложил классификации рецензии по объему, количеству анализируемых произведений, тематике.
Разные аспекты влияния новых медиа на традиционные журналистские форматы освещены в работах Е.Л. Вартановой, О. Стинс (O. Styns), Д. Ван Фухт (D. Van Fucht), О.С. Рогалёва, Н.Л. Соколовой, Т.В. Шкайдеровой, Ю.О. Годик и других. Проблему адаптации кинорецензии к современных медиаусловиям изучала Е.С. Поданева. Исследовательница К.А. Карякина описала основные принципы создания и распространения контента нового типа. Исследователь Генри Дженкинс (Henry Jenkins) описал особенности трансмедиа и трансмедийного повествования.
Объект исследования: контент изданий, видеоблогов и Интернет- платформ, маркированный как кинорецензия.
Предмет исследования - трансформации жанровой формы кинорецензии под влиянием процессов дигитализации.
Цель данного исследования: выявить специфические современные форматы, функционирующие в новых цифровых медиа как кинорецензии, определить их отличие от классического жанра и причины деформации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить теорию жанра, определить факторы жанрообразования;
2) Обратиться к историческому аспекту: рассмотреть жанр рецензии в диахронии и выявить динамику жанра кинорецензии в разные культурно-исторические периоды;
3) Изучить особенности кинокритики в эпоху новых медиа;
4) Провести анализ процессов трансформации контента журналов о кино в условиях дигитализации;
5) Выявить специфические черты любительской кинорецензии в блогосфере и социальных медиа;
6) Проанализировать новые форматы кинокритики, появившиеся на волне новых киносервисов и трансмедийного сторителлинга;
Эмпирической базой исследования стали публикации журналов о кино «Искусство кино», «Сеанс» за период 2003-2020 гг., материалы ИД «Афиша» за 2019-2020 гг., видеоблоги YouTube каналов BadComedian, Sokol[off]TV, Kinomiraru, ANOIR, Cut the Crap; контент киносервисов Яндекса, трансмедийный проекты ТНТ, СТС, HBO.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: под влиянием процессов дигитализации и коммерциализации жанр кинорецензии сегодня продолжает подвергаться процессам эрозии и становится функционально инструментом продвижения (кино, платформ, блогов).
Новизна исследования состоит в следующем:
1. На основе разных теоретико-методологических работ составлена общая классификация этапов развития жанра кинорецензии в зависимости от изменения его функциональной направленности, тематики и авторских подходов.
2. Показан процесс адаптации традиционных киноведческих изданий к условиям дигитализации.
3. Выявлены специфические черты кинорецензий на киносервисах, посвящённых кино, позволившие сделать вывод о несоответствии их жанру и отнести этот контент к отзывам и анонсам.
4. Определены специфические формы функционирования минирецензии, такие как «народная кинорецензия» в трансмедийных проектах.
Методы исследования: На основе конкретно-исторического подхода проведён анализ кинорецензии как продукта творческой деятельности с учётом социального контекста, он позволил проследить закономерности развития жанра. Специфику содержания кинорецензий позволил выявить количественный социологический метод контент-анализа. Для анализа процессов тансформации применены сравнительно-типологический и системный подходы.
Теоретическая значимость: исследование дополняет общую теорию жанра кинорецензии.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе редакторов изданий и платформ о кино.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Поэтому актуальной на сегодняшний день является проблема вытеснения художественно-литературной критики информационными форматами. Какие последствия это имеет для жанра кинорецензии - этот вопрос в научном дискурсе пока не освещён.
Степень изученности темы
Первые тексты, посвященные кинематографу, найдены в трудах А. Белого, М. Горького, А. Топоркова, И. Соколова, Т. Циперовича и Г. Болтянского. Понятие и история жанра рецензии, классификации рецензий, проблемы жанрообразования рассматриваются в трудах М.Н. Ким, Л.Е. Кройчик, Г.В. Лазутиной, С.Г. Корконосенко, Н.М. Зоркой, Е.А. Корниловой и других исследователей. Н.А. Агафонова изложили основные группы подходов к анализу кинофильмов. Л.П. Саенкова изложила ключевые цели кинокритики, выделила методологические подходы к изучению жанра. А.А. Тертычный предложил классификации рецензии по объему, количеству анализируемых произведений, тематике.
Разные аспекты влияния новых медиа на традиционные журналистские форматы освещены в работах Е.Л. Вартановой, О. Стинс (O. Styns), Д. Ван Фухт (D. Van Fucht), О.С. Рогалёва, Н.Л. Соколовой, Т.В. Шкайдеровой, Ю.О. Годик и других. Проблему адаптации кинорецензии к современных медиаусловиям изучала Е.С. Поданева. Исследовательница К.А. Карякина описала основные принципы создания и распространения контента нового типа. Исследователь Генри Дженкинс (Henry Jenkins) описал особенности трансмедиа и трансмедийного повествования.
Объект исследования: контент изданий, видеоблогов и Интернет- платформ, маркированный как кинорецензия.
Предмет исследования - трансформации жанровой формы кинорецензии под влиянием процессов дигитализации.
Цель данного исследования: выявить специфические современные форматы, функционирующие в новых цифровых медиа как кинорецензии, определить их отличие от классического жанра и причины деформации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить теорию жанра, определить факторы жанрообразования;
2) Обратиться к историческому аспекту: рассмотреть жанр рецензии в диахронии и выявить динамику жанра кинорецензии в разные культурно-исторические периоды;
3) Изучить особенности кинокритики в эпоху новых медиа;
4) Провести анализ процессов трансформации контента журналов о кино в условиях дигитализации;
5) Выявить специфические черты любительской кинорецензии в блогосфере и социальных медиа;
6) Проанализировать новые форматы кинокритики, появившиеся на волне новых киносервисов и трансмедийного сторителлинга;
Эмпирической базой исследования стали публикации журналов о кино «Искусство кино», «Сеанс» за период 2003-2020 гг., материалы ИД «Афиша» за 2019-2020 гг., видеоблоги YouTube каналов BadComedian, Sokol[off]TV, Kinomiraru, ANOIR, Cut the Crap; контент киносервисов Яндекса, трансмедийный проекты ТНТ, СТС, HBO.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: под влиянием процессов дигитализации и коммерциализации жанр кинорецензии сегодня продолжает подвергаться процессам эрозии и становится функционально инструментом продвижения (кино, платформ, блогов).
Новизна исследования состоит в следующем:
1. На основе разных теоретико-методологических работ составлена общая классификация этапов развития жанра кинорецензии в зависимости от изменения его функциональной направленности, тематики и авторских подходов.
2. Показан процесс адаптации традиционных киноведческих изданий к условиям дигитализации.
3. Выявлены специфические черты кинорецензий на киносервисах, посвящённых кино, позволившие сделать вывод о несоответствии их жанру и отнести этот контент к отзывам и анонсам.
4. Определены специфические формы функционирования минирецензии, такие как «народная кинорецензия» в трансмедийных проектах.
Методы исследования: На основе конкретно-исторического подхода проведён анализ кинорецензии как продукта творческой деятельности с учётом социального контекста, он позволил проследить закономерности развития жанра. Специфику содержания кинорецензий позволил выявить количественный социологический метод контент-анализа. Для анализа процессов тансформации применены сравнительно-типологический и системный подходы.
Теоретическая значимость: исследование дополняет общую теорию жанра кинорецензии.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе редакторов изданий и платформ о кино.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В теоретико-методологической части исследования мы выделили факторы жанрообразования и основании, по которым проводили анализ процессов трансформации жанра. Мы пришли к выводам, что только кинорецензии, созданные профессиональными киноведческими изданиями, соответствуют жанровым стандартам. Все остальные тексты, которые позиционируют себя как рецензия, больше соответствуют жанру анонс или отзыв. Современные тексты, в отличие от текстов начала 2000-х, существенно изменились: в большинстве текстов снизилась степень аналитики, масштаба выводов; стали доминировать оценочная и развлекательная функции; изменилось качество языка, авторский стиль. Вместе с этим современные платформы и площадки породили явление массового критика, поэтому текстов подобного рода стало в разы больше. Мнение отдельных блогеров стало масштабным и значимым, в этих условиях киноритики ощутили, что теряют влияние.
Кинокритики, киноведческие журналы, как мы выяснили, смогли адаптироваться к условиям дигитализации и процессами новых медиа. Два старейших киноведческих издания России («Сеанс», «Искусство кино») завели каналы или страницы во всех популярных социальных сетях и даже мессенджерах. Но их деятельность сегодня является востребованной лишь у небольшой доли аудитории, предпочитающей элитарное искусство массовому продукту. Тем не менее, эти издания сохраняют свои традиции, профессиональный подход и качественный уровень киноанализа.
На массовую аудиторию серьёзное влияние имеет сегодня любительская кинокритика. Кинорецензии блогеров стали самостоятельным продуктом, существующим вне контекста фильма и кинопроцесса. Однако анализ этого типа рецензий показал, что они не соответствуют стандартам жанра, а имеют собственные специфические черты и особенности, в том числе ограниченный функционал и тематику.
Функционирование информации в цифровую эпоху, в первую очередь, связано с большими коммерческими отдачами. Информация стала одним из способов заработка. Поэтому киноиндустрия и кинокритика не становятся исключением. Кинорецензия как оценка или мнение стала инструментом продвижения кинофильмов или отдельных платформ. Это мы выясняли на примере трансмедийных проектов и сервисов Яндекса: представители телеканала привлекали блогеров и популярных личностей для продвижения новых кинопродуктов, а механизмы сервисов Яндекса делали все, чтобы пользователь посмотрел платный контент, оформил подписку или купил билет в кино.
Таким образом, жанр кинорецензии сегодня существует в трёх основных разновидностях: классическая форма кинокритики с её просветительской и образовательной функцией, аналитическим подходом, любительская кинорецензия и рекламные форматы, которые от кинорецензии имеют лишь название, по сути являясь анонсами или отзывами.
Дальнейшее исследование современного состояния жанра может быть связано с проблемой степени воздействия кинокритики, в том числе «народной», на киноиндустрию, её влияния на культурные процессы.
Кинокритики, киноведческие журналы, как мы выяснили, смогли адаптироваться к условиям дигитализации и процессами новых медиа. Два старейших киноведческих издания России («Сеанс», «Искусство кино») завели каналы или страницы во всех популярных социальных сетях и даже мессенджерах. Но их деятельность сегодня является востребованной лишь у небольшой доли аудитории, предпочитающей элитарное искусство массовому продукту. Тем не менее, эти издания сохраняют свои традиции, профессиональный подход и качественный уровень киноанализа.
На массовую аудиторию серьёзное влияние имеет сегодня любительская кинокритика. Кинорецензии блогеров стали самостоятельным продуктом, существующим вне контекста фильма и кинопроцесса. Однако анализ этого типа рецензий показал, что они не соответствуют стандартам жанра, а имеют собственные специфические черты и особенности, в том числе ограниченный функционал и тематику.
Функционирование информации в цифровую эпоху, в первую очередь, связано с большими коммерческими отдачами. Информация стала одним из способов заработка. Поэтому киноиндустрия и кинокритика не становятся исключением. Кинорецензия как оценка или мнение стала инструментом продвижения кинофильмов или отдельных платформ. Это мы выясняли на примере трансмедийных проектов и сервисов Яндекса: представители телеканала привлекали блогеров и популярных личностей для продвижения новых кинопродуктов, а механизмы сервисов Яндекса делали все, чтобы пользователь посмотрел платный контент, оформил подписку или купил билет в кино.
Таким образом, жанр кинорецензии сегодня существует в трёх основных разновидностях: классическая форма кинокритики с её просветительской и образовательной функцией, аналитическим подходом, любительская кинорецензия и рекламные форматы, которые от кинорецензии имеют лишь название, по сути являясь анонсами или отзывами.
Дальнейшее исследование современного состояния жанра может быть связано с проблемой степени воздействия кинокритики, в том числе «народной», на киноиндустрию, её влияния на культурные процессы.



