Медиаобразовательные функции социальных проектов в становлении психологической культуры личности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики 7
1.2. Социальные проблемы, отражаемые в СМИ 13
1.3. Способы отражения социальных проблем в СМИ 20
1.4. Медиаобразовательные функции и психологические особенности личности 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О НАСИЛИИ 37
2.1. Публикация «Мне казалось, что любой может подойти и стукнуть» 37
2.2. Публикация «Правда на моей стороне» 43
2.3. Публикация «Кто-то ломается, а кто-то терпит весь срок службы» 48
2.4. Публикация «Тебе никто не поверит» 52
2.5. Публикация «Ну, раздевайся: как мужчины становятся жертвами сексуального насилия» 56
2.6. Публикация «Мне удалось сбежать: меня пытались изнасиловать в такси» 58
2.7. Публикация «Я ждала, когда глотну свежего воздуха: меня избивали родители» 62
2.8. Публикация «Однажды ночью» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики 7
1.2. Социальные проблемы, отражаемые в СМИ 13
1.3. Способы отражения социальных проблем в СМИ 20
1.4. Медиаобразовательные функции и психологические особенности личности 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О НАСИЛИИ 37
2.1. Публикация «Мне казалось, что любой может подойти и стукнуть» 37
2.2. Публикация «Правда на моей стороне» 43
2.3. Публикация «Кто-то ломается, а кто-то терпит весь срок службы» 48
2.4. Публикация «Тебе никто не поверит» 52
2.5. Публикация «Ну, раздевайся: как мужчины становятся жертвами сексуального насилия» 56
2.6. Публикация «Мне удалось сбежать: меня пытались изнасиловать в такси» 58
2.7. Публикация «Я ждала, когда глотну свежего воздуха: меня избивали родители» 62
2.8. Публикация «Однажды ночью» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность. В условиях современного мира привычным явлением стали огромные потоки информации. К её источникам традиционно относят прессу, телевидение, радио, книги, кино, интернет, которые объединяются общим термином «медиа». Довольно значительное место в медиапространстве занимают фейковые сообщения, призывы к агрессии, насилию, противоправным действиям, экстремизму, буллингу и т.п. В связи с этим существует необходимость развивать аналитические способности, критическое мышление аудитории, ее медиаобразовательные компетенции
Полезным навыком будет и умение ориентироваться в масштабах современного медиапространства, быстро находить необходимую информацию, грамотно пользоваться всеми возможностями медиа и применять их на практике в профессиональной деятельности, творчестве, образовательном процессе и в повседневной жизни. Следовательно, на сегодняшний день вопрос медиаобразования в достаточной степени актуален.
Основные задачи медиаобразования:
- обучение способам общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
- обучение методам понимания основ современного общения,
осознания последствий воздействия медиапространства на психику человека;
- подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и фильтрации различной информации.
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей по поиску информации и выражению собственной позиции, формированию навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей при помощи технических средств, в том числе интернета. С помощью медиаобразовательных методик человек учится грамотно находить информацию в различных источниках, включать ее в систему имеющихся знаний, использовать эти навыки при восприятии и критическом осмыслении информации, систематизировать её по заданным признакам и понимать цель информирования. В ходе образовательных процессов человек формулирует личностные позиции, которые может аргументированно защищать, привыкает устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи, учится создавать авторский медийный контент и продвигать его в сети Интернет. К медиаобразовательным компетенциям относится и повышение цифровой грамотности населения, умение взаимодействовать с информацией в условиях и рамках современного цифрового общества. Таким образом, без медиаобразования нельзя говорить о гармоничном социально-культурном развитии личности.
Целью нашей работы - выявить типичные медиаобразовательные функции публикаций, посвященных проблеме насилия, на информационном портале «Такие дела» и их воздействие на становление психологической культуры целевой аудитории.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики.
2. Охарактеризовать основные социальные проблемы, отражаемые в СМИ и особенности отражения этих проблем.
3. Проанализировать медиаобразовательные функции социальной журналистики.
4. Охарактеризовать основные критерии психологической культуры личности.
5. Проанализировать публикации о проблемах насилия на портале «Такие дела», выявить их основные особенности и определить медиаобразовательные функции.
6. Смоделировать возможности воздействия публикаций на становление психологической культуры личности читателя портала.
Объект исследования - социальные проекты, посвященные проблеме насилия, в издании «Такие дела».
Предмет исследования - медиаобразовательные функции публикаций о проблеме насилия в издании «Такие дела» и их воздействие на психологическую культуру целевой аудитории.
Методы исследования - анализ научной литературы, контент-анализ, сравнительный анализ публикаций, контекстуальный и жанровый анализ текстов, метод моделирования.
Материалом для работы послужили 20 публикаций за 2018-2020 гг. о проблемах насилия на информационном портале «Такие дела».
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды М.А. Бережной, И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, Т.И. Фроловой, И.Г. Ясавеева и других отечественных и зарубежных исследователей социальной журналистики.
Гипотеза исследования: на сегодняшний день в России среди социальных проблем значительное внимание уделяется проблеме насилия. И СМИ помогают обратить внимание общества на проблему насилия, сформировать общественное мнение, оценку. На основе анализа публикаций о насилии на информационном портале «Такие дела» мы можем выявить основные медиаобразовательные функции публикаций и предлагаемые журналистами модели решения проблемы насилия . Кроме того, попытаться смоделировать, на какие особенности психологической культуры целевой аудитории журналисты пытаются оказать влияние.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении медиаобразовательных функций социальных публикаций и их воздействии на психологическую культуру целевой аудитории. Результаты могут быть полезны как практикующим журналистам, так и студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Полезным навыком будет и умение ориентироваться в масштабах современного медиапространства, быстро находить необходимую информацию, грамотно пользоваться всеми возможностями медиа и применять их на практике в профессиональной деятельности, творчестве, образовательном процессе и в повседневной жизни. Следовательно, на сегодняшний день вопрос медиаобразования в достаточной степени актуален.
Основные задачи медиаобразования:
- обучение способам общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
- обучение методам понимания основ современного общения,
осознания последствий воздействия медиапространства на психику человека;
- подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и фильтрации различной информации.
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей по поиску информации и выражению собственной позиции, формированию навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей при помощи технических средств, в том числе интернета. С помощью медиаобразовательных методик человек учится грамотно находить информацию в различных источниках, включать ее в систему имеющихся знаний, использовать эти навыки при восприятии и критическом осмыслении информации, систематизировать её по заданным признакам и понимать цель информирования. В ходе образовательных процессов человек формулирует личностные позиции, которые может аргументированно защищать, привыкает устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи, учится создавать авторский медийный контент и продвигать его в сети Интернет. К медиаобразовательным компетенциям относится и повышение цифровой грамотности населения, умение взаимодействовать с информацией в условиях и рамках современного цифрового общества. Таким образом, без медиаобразования нельзя говорить о гармоничном социально-культурном развитии личности.
Целью нашей работы - выявить типичные медиаобразовательные функции публикаций, посвященных проблеме насилия, на информационном портале «Такие дела» и их воздействие на становление психологической культуры целевой аудитории.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики.
2. Охарактеризовать основные социальные проблемы, отражаемые в СМИ и особенности отражения этих проблем.
3. Проанализировать медиаобразовательные функции социальной журналистики.
4. Охарактеризовать основные критерии психологической культуры личности.
5. Проанализировать публикации о проблемах насилия на портале «Такие дела», выявить их основные особенности и определить медиаобразовательные функции.
6. Смоделировать возможности воздействия публикаций на становление психологической культуры личности читателя портала.
Объект исследования - социальные проекты, посвященные проблеме насилия, в издании «Такие дела».
Предмет исследования - медиаобразовательные функции публикаций о проблеме насилия в издании «Такие дела» и их воздействие на психологическую культуру целевой аудитории.
Методы исследования - анализ научной литературы, контент-анализ, сравнительный анализ публикаций, контекстуальный и жанровый анализ текстов, метод моделирования.
Материалом для работы послужили 20 публикаций за 2018-2020 гг. о проблемах насилия на информационном портале «Такие дела».
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды М.А. Бережной, И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, Т.И. Фроловой, И.Г. Ясавеева и других отечественных и зарубежных исследователей социальной журналистики.
Гипотеза исследования: на сегодняшний день в России среди социальных проблем значительное внимание уделяется проблеме насилия. И СМИ помогают обратить внимание общества на проблему насилия, сформировать общественное мнение, оценку. На основе анализа публикаций о насилии на информационном портале «Такие дела» мы можем выявить основные медиаобразовательные функции публикаций и предлагаемые журналистами модели решения проблемы насилия . Кроме того, попытаться смоделировать, на какие особенности психологической культуры целевой аудитории журналисты пытаются оказать влияние.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении медиаобразовательных функций социальных публикаций и их воздействии на психологическую культуру целевой аудитории. Результаты могут быть полезны как практикующим журналистам, так и студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Современное медиапространство - очень масштабное, постоянно развивающееся поле, несущее огромные потоки информации среднестатистическому индивиду. Без специальной подготовки и навыков достаточно сложно эффективно ориентироваться в СМИ, анализировать, выбирать и фильтровать информацию, на это уходит огромное количество времени и сил. Медиаобразование помогает решить эту проблему, обеспечивает человека необходимым набором инструментов и помогает успешно отличать фейковую информацию от реальной, выражать собственное мнение по поводу тех или иных новостей, формулировать и ставить четкие задачи, решения которых человек ожидает от СМИ.
Наиболее эффективной в вопросах снабжения и удовлетворения человека информацией о самом себе является социальная журналистика. Она освещает конфликты и противоречия, с которыми общество сталкивается в ходе своего развития, это всегда ярко и провокационно, чем привлекает внимание человека. Благодаря грамотной социальной журналистике люди могут кооперироваться и объединяться для решения проблем, заниматься благотворительностью и взаимопомощью, брать пример со знаменитостей и т.д. Но к любому освещению острых общественных проблем необходимо подходить осторожно, чтобы не спровоцировать конфликт в обществе. Именно поэтому все ещё считается, что нам необходима профессиональная, а не гражданская журналистика. Только образованный и всесторонне развитый человек может посмотреть на проблему под разными углами и предложить её корректное освещение, которое поможет привлечь всеобщее внимание и направить все усилия на благополучное разрешение ситуации. Благодаря активным социальным действиям СМИ можно говорить о формировании всесторонне развитого гражданского общества, которое не молчит о существующих проблемах и задается поиском конкретных путей их решения. Именно СМИ помогают формировать активное общественное мнение, позволяют людям высказывать о своих проблемах и переживаниях, выполняя при этом не только информационную, но и образовательную функцию. Полноценно эта функция раскрывается в развитии медиаобразования. Благодаря этому феномену у общества появилась возможность стать более интегрированным в разросшуюся информационную сеть, грамотно использовать все предлагаемые интернетом механизмы, создавать авторский качественный медийный контент.
Медиаобразование формирует сознательных участников коммуникационных процессов, которые знают, как донести свою мысль до широкой аудитории, и в результате не боятся быть вовлеченными в любые проявления социальной активности, будь то реклама, проекты, акции, шествия, демонстрации и волонтерские собрания. Через участие в социальных проектах молодежь может научиться сочувствию, взаимопомощи, раскрыть свои лучшие нравственные качества и создать комфортную для взаимного сосуществования различных групп среду. СМИ как главный координатор этих процессов может создавать специальные образовательные площадки, способствующие консолидации различных общественных движений и непосредственному развитию психологической культуры личности. Человек, живущий в информационном вакууме, при всем желании будет неспособен развиваться наравне со своими «собратьями», а значит, и не сможет эффективно интегрироваться в общество. Таким образом, СМИ выполняют ещё и адаптивную функцию, помогая людям успешно взаимодействовать друг с другом.
Наиболее эффективной в вопросах снабжения и удовлетворения человека информацией о самом себе является социальная журналистика. Она освещает конфликты и противоречия, с которыми общество сталкивается в ходе своего развития, это всегда ярко и провокационно, чем привлекает внимание человека. Благодаря грамотной социальной журналистике люди могут кооперироваться и объединяться для решения проблем, заниматься благотворительностью и взаимопомощью, брать пример со знаменитостей и т.д. Но к любому освещению острых общественных проблем необходимо подходить осторожно, чтобы не спровоцировать конфликт в обществе. Именно поэтому все ещё считается, что нам необходима профессиональная, а не гражданская журналистика. Только образованный и всесторонне развитый человек может посмотреть на проблему под разными углами и предложить её корректное освещение, которое поможет привлечь всеобщее внимание и направить все усилия на благополучное разрешение ситуации. Благодаря активным социальным действиям СМИ можно говорить о формировании всесторонне развитого гражданского общества, которое не молчит о существующих проблемах и задается поиском конкретных путей их решения. Именно СМИ помогают формировать активное общественное мнение, позволяют людям высказывать о своих проблемах и переживаниях, выполняя при этом не только информационную, но и образовательную функцию. Полноценно эта функция раскрывается в развитии медиаобразования. Благодаря этому феномену у общества появилась возможность стать более интегрированным в разросшуюся информационную сеть, грамотно использовать все предлагаемые интернетом механизмы, создавать авторский качественный медийный контент.
Медиаобразование формирует сознательных участников коммуникационных процессов, которые знают, как донести свою мысль до широкой аудитории, и в результате не боятся быть вовлеченными в любые проявления социальной активности, будь то реклама, проекты, акции, шествия, демонстрации и волонтерские собрания. Через участие в социальных проектах молодежь может научиться сочувствию, взаимопомощи, раскрыть свои лучшие нравственные качества и создать комфортную для взаимного сосуществования различных групп среду. СМИ как главный координатор этих процессов может создавать специальные образовательные площадки, способствующие консолидации различных общественных движений и непосредственному развитию психологической культуры личности. Человек, живущий в информационном вакууме, при всем желании будет неспособен развиваться наравне со своими «собратьями», а значит, и не сможет эффективно интегрироваться в общество. Таким образом, СМИ выполняют ещё и адаптивную функцию, помогая людям успешно взаимодействовать друг с другом.
Подобные работы
- ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАПРОДУКЦИИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА СЕМЬИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2025 - СМИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



