Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Медиаобразовательные функции социальных проектов в становлении психологической культуры личности

Работа №90874

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики 7
1.2. Социальные проблемы, отражаемые в СМИ 13
1.3. Способы отражения социальных проблем в СМИ 20
1.4. Медиаобразовательные функции и психологические особенности личности 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ О НАСИЛИИ 37
2.1. Публикация «Мне казалось, что любой может подойти и стукнуть» 37
2.2. Публикация «Правда на моей стороне» 43
2.3. Публикация «Кто-то ломается, а кто-то терпит весь срок службы» 48
2.4. Публикация «Тебе никто не поверит» 52
2.5. Публикация «Ну, раздевайся: как мужчины становятся жертвами сексуального насилия» 56
2.6. Публикация «Мне удалось сбежать: меня пытались изнасиловать в такси» 58
2.7. Публикация «Я ждала, когда глотну свежего воздуха: меня избивали родители» 62
2.8. Публикация «Однажды ночью» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 78

Актуальность. В условиях современного мира привычным явлением стали огромные потоки информации. К её источникам традиционно относят прессу, телевидение, радио, книги, кино, интернет, которые объединяются общим термином «медиа». Довольно значительное место в медиапространстве занимают фейковые сообщения, призывы к агрессии, насилию, противоправным действиям, экстремизму, буллингу и т.п. В связи с этим существует необходимость развивать аналитические способности, критическое мышление аудитории, ее медиаобразовательные компетенции
Полезным навыком будет и умение ориентироваться в масштабах современного медиапространства, быстро находить необходимую информацию, грамотно пользоваться всеми возможностями медиа и применять их на практике в профессиональной деятельности, творчестве, образовательном процессе и в повседневной жизни. Следовательно, на сегодняшний день вопрос медиаобразования в достаточной степени актуален.
Основные задачи медиаобразования:
- обучение способам общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
- обучение методам понимания основ современного общения,
осознания последствий воздействия медиапространства на психику человека;
- подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и фильтрации различной информации.
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей по поиску информации и выражению собственной позиции, формированию навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей при помощи технических средств, в том числе интернета. С помощью медиаобразовательных методик человек учится грамотно находить информацию в различных источниках, включать ее в систему имеющихся знаний, использовать эти навыки при восприятии и критическом осмыслении информации, систематизировать её по заданным признакам и понимать цель информирования. В ходе образовательных процессов человек формулирует личностные позиции, которые может аргументированно защищать, привыкает устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи, учится создавать авторский медийный контент и продвигать его в сети Интернет. К медиаобразовательным компетенциям относится и повышение цифровой грамотности населения, умение взаимодействовать с информацией в условиях и рамках современного цифрового общества. Таким образом, без медиаобразования нельзя говорить о гармоничном социально-культурном развитии личности.
Целью нашей работы - выявить типичные медиаобразовательные функции публикаций, посвященных проблеме насилия, на информационном портале «Такие дела» и их воздействие на становление психологической культуры целевой аудитории.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики.
2. Охарактеризовать основные социальные проблемы, отражаемые в СМИ и особенности отражения этих проблем.
3. Проанализировать медиаобразовательные функции социальной журналистики.
4. Охарактеризовать основные критерии психологической культуры личности.
5. Проанализировать публикации о проблемах насилия на портале «Такие дела», выявить их основные особенности и определить медиаобразовательные функции.
6. Смоделировать возможности воздействия публикаций на становление психологической культуры личности читателя портала.
Объект исследования - социальные проекты, посвященные проблеме насилия, в издании «Такие дела».
Предмет исследования - медиаобразовательные функции публикаций о проблеме насилия в издании «Такие дела» и их воздействие на психологическую культуру целевой аудитории.
Методы исследования - анализ научной литературы, контент-анализ, сравнительный анализ публикаций, контекстуальный и жанровый анализ текстов, метод моделирования.
Материалом для работы послужили 20 публикаций за 2018-2020 гг. о проблемах насилия на информационном портале «Такие дела».
Теоретической основой для написания выпускной квалификационной работы стали труды М.А. Бережной, И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, Т.И. Фроловой, И.Г. Ясавеева и других отечественных и зарубежных исследователей социальной журналистики.
Гипотеза исследования: на сегодняшний день в России среди социальных проблем значительное внимание уделяется проблеме насилия. И СМИ помогают обратить внимание общества на проблему насилия, сформировать общественное мнение, оценку. На основе анализа публикаций о насилии на информационном портале «Такие дела» мы можем выявить основные медиаобразовательные функции публикаций и предлагаемые журналистами модели решения проблемы насилия . Кроме того, попытаться смоделировать, на какие особенности психологической культуры целевой аудитории журналисты пытаются оказать влияние.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в выявлении медиаобразовательных функций социальных публикаций и их воздействии на психологическую культуру целевой аудитории. Результаты могут быть полезны как практикующим журналистам, так и студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное медиапространство - очень масштабное, постоянно развивающееся поле, несущее огромные потоки информации среднестатистическому индивиду. Без специальной подготовки и навыков достаточно сложно эффективно ориентироваться в СМИ, анализировать, выбирать и фильтровать информацию, на это уходит огромное количество времени и сил. Медиаобразование помогает решить эту проблему, обеспечивает человека необходимым набором инструментов и помогает успешно отличать фейковую информацию от реальной, выражать собственное мнение по поводу тех или иных новостей, формулировать и ставить четкие задачи, решения которых человек ожидает от СМИ.
Наиболее эффективной в вопросах снабжения и удовлетворения человека информацией о самом себе является социальная журналистика. Она освещает конфликты и противоречия, с которыми общество сталкивается в ходе своего развития, это всегда ярко и провокационно, чем привлекает внимание человека. Благодаря грамотной социальной журналистике люди могут кооперироваться и объединяться для решения проблем, заниматься благотворительностью и взаимопомощью, брать пример со знаменитостей и т.д. Но к любому освещению острых общественных проблем необходимо подходить осторожно, чтобы не спровоцировать конфликт в обществе. Именно поэтому все ещё считается, что нам необходима профессиональная, а не гражданская журналистика. Только образованный и всесторонне развитый человек может посмотреть на проблему под разными углами и предложить её корректное освещение, которое поможет привлечь всеобщее внимание и направить все усилия на благополучное разрешение ситуации. Благодаря активным социальным действиям СМИ можно говорить о формировании всесторонне развитого гражданского общества, которое не молчит о существующих проблемах и задается поиском конкретных путей их решения. Именно СМИ помогают формировать активное общественное мнение, позволяют людям высказывать о своих проблемах и переживаниях, выполняя при этом не только информационную, но и образовательную функцию. Полноценно эта функция раскрывается в развитии медиаобразования. Благодаря этому феномену у общества появилась возможность стать более интегрированным в разросшуюся информационную сеть, грамотно использовать все предлагаемые интернетом механизмы, создавать авторский качественный медийный контент.
Медиаобразование формирует сознательных участников коммуникационных процессов, которые знают, как донести свою мысль до широкой аудитории, и в результате не боятся быть вовлеченными в любые проявления социальной активности, будь то реклама, проекты, акции, шествия, демонстрации и волонтерские собрания. Через участие в социальных проектах молодежь может научиться сочувствию, взаимопомощи, раскрыть свои лучшие нравственные качества и создать комфортную для взаимного сосуществования различных групп среду. СМИ как главный координатор этих процессов может создавать специальные образовательные площадки, способствующие консолидации различных общественных движений и непосредственному развитию психологической культуры личности. Человек, живущий в информационном вакууме, при всем желании будет неспособен развиваться наравне со своими «собратьями», а значит, и не сможет эффективно интегрироваться в общество. Таким образом, СМИ выполняют ещё и адаптивную функцию, помогая людям успешно взаимодействовать друг с другом.



1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы
развития, поиски, перспективы. М.: Изд-во МГУ, 2003. 272 с.
2. Адамьянц Т.З. В поисках имиджа. М.: Добрая книга, 2012. 120 с.
3. Адамьянц Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередач: Формула успеха телепередачи. М.: ИПК, 2013. 121 с.
4. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект Пресс, 2011. 142 с.
5. Архангельский А. Тем временем: Телевизор с человеческим лицом. М.: АСТ, 2010. 318 с.
6. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учеб. пособие. Ростов-на- Дону: МарТ, 2008. 320 с.
7. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. 152 с.
8. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение. ХХ век: Политика, Искусство, Мораль. М.: Искусство, 2014. 304 с.
9. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления: М., 2008. 252 с.
10. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия // Виды текстов и каналов распространения: история и современность М.: РИП- холдинг, 2018. Р. III. С. 78-108.
11. Бочарский К. Медиаведение / Сайт журнала «Секрет Фирмы». 14.07.2008. Режим доступа: http://www.kommersant.ru(дата обращения: 12.05.2020).
12. Бухарцев Р. Г. Творческий потенциал журналиста / Р. Г. Бухарцев. М.: Мысль, 2014. 140 с.
13. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования // Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. Москва, 1995. 51 с.
14. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2018. 140 с.
15. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала. М.: ИМУ, 1984. 152 с.
16. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2011. 190 с.
17. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком: О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ: монография / под ред. Ю.А. Белянчикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: РУДН, 2010. 300 с.
18. Горюнова Н. Художественно-выразительные средства экрана: учеб. пособие. М.: ИПК, 2010. 97 с.
19. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: монография. М.: РИП-холдинг, 2011. 336 с.
20. Грабельников А.А., Волкова И.И., Гегелова Н.С. Организация
информационного производства на телевидении. М.: РУДН, 2012. 250 с.
21. Градюшко А. А. Основы интернет-журналистики: учеб.-метод,
комплекс для студ. Минск: БГУ, 2012. 152 с.
22. Гуревич С. М. Номер газеты: учеб. пособие М.: МГУ, 2001.
23. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 2018. 80 с.
24. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности работы журналиста // Российский журнал соц. работы. 2018. №1. С. 15-25.
25. Дзялошинская М.И. От информационного сопровождения к информационному партнерству // Вопросы теории и практики журналистики / Дзялошинская М.И., Дзялошинский И.М. 2015, Т.4. № 4. С. 250-276.
26. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Москва, 2008. 203 с.
27. Дзялошинский И.М. Какая журналистика может считаться социальной? // НКО и СМИ: мостик через пропасть. М., АСИ, 2002. 371 с.
28. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование (Томский институт информационных технологий, 2006) // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.- практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. С. 1-11.
29. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. М.: Томск: ТИИТ, 2009. 322 с.
30. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2018. 383 с.
31. Калмыков А.А. Медиалогия Интернета. М.: URSS, 2012. 271 с.
32. Капто А.С. Профессионально-этическое сознание. М.: РИЦ ИСПИРАН, 2014. 180 с.
33. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как
традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2018. 201 с.
34. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.:
Академии. Проект, 2005. 445 с.
35. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академии. Проект, 2007. 234 с.
36. Киричек П.Н. Факты и мысли разные нужны, или Кризис информационной культуры // Феникс Саранск. 2018. № 1. С. 158-162.
37. Колесник С.Г. Телевидение США в 90-е годы: основные тенденции развития: уч. пособие. М.: Перспектива, 2011. 120 с.
38. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018.
39. Константинов Ф.В. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2018. 280 с.
40. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Норма, 2016. 300 с.
41. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г.В. Лазутина. М.: Аспект Пресс, 2018. - 250 с.
42. Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста. М.: Норма, 2016. 201 с.
43. Лукина М. М., Фомичева И. Д. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. 87 с.
44. Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн, ун-та, 2016. 80 с.
45. Менеджмент СМИ в 2002 году: сборник статей / под ред. В.Л. Иваницкого. М.: МГУ, 2003.
46. Мироненко Н.Н. Лицензионные журналы: «Cosmopolitan» в условиях
рынка: Периодическая печать России: типологические и профильные
особенности: уч. пособие / под. ред. М.И.Шостак. М.: ИНФРА-М, 2003.
47. Палиева З.И. Природа современной журналистики: сущностные характеристики // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: сб. материалов науч.-практ. конф. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 178-179.
48. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Издательство «РИП-холдинг», 2018. 308 с.
49. Прохоров Е.П. Наглядное пособие по курсу «Основы журналистики» [Электронный ресурс] / Сайт ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Режим доступа: http://www.iile.edu/library_open_jur.html(дата обращения: 15.05.2020).
50. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. М.: Норма, 2018. 287 с.
51. Симанчук, И. «Рассуждения об обязанностях журналистов...», или 7 заповедей Ломоносова // Журналист. 2018. № 6. С. 35-37.
52. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.135 с.
53. Солоницына А.А. Профессионально-этическое сознание и этикет: учебник. Владивосток: Дальневосточный университет, 2017. 287 с.
54. Талалаева Е.М. Роль СМИ в системе массового медиаобразования детей//Журналистика и медиаобразование-2008: сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2008 г.): в 2 т. Т. 1. Белгород: БелГУ, 2008. С. 283-289.
55. Телевизионная журналистика: учебник / ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 4-е издание. М.: МГУ, Высшая школа, 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm(дата обращения: 15.05.2020).
56. Теплюк В. М. Журналист меняет профессию: необычные
перевоплощения во имя истины. М.: Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 2018. 207 с.
57. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: уч. пособие. 2 изд.,
испр. и доп. М.: Юнити, 2003. Режим доступа:
http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения: 20.04.2020).
58. Ушакова С.В. Роль журналистики в развитии медиакультуры аудитории // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: Сб. трудов I Междунар. науч.-практ. конф. Белгород: БелГУ, 2006. С. 222-226.
59. Фатеева И.А. Теория медиадеятельности как альтернатива традиционно выделяемых теорий медиаобразования // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов // II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 4-5 декабря, 2008. Томск: НОУ ВПО ТИИТ. С. 143.
60. Фирсов М.В. Теория работы журналиста: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2018. 257 с.
61. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: учебное пособие. М.: Пульс, 2003. 119 с.
62. Фролова Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. №1. С. 68-86.
63. Челышев В. Есть ли заповеди у второй древнейшей? // Журналист.
2018. № 6. С. 35-37.
64. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ: учебное пособие. 2003.
65. Шостак, М.И. Профессия журналист. Цикл лекций // Профессия журналист. № 2-12. 2013.
66. Яркина Т.Ф. Теория и практика работы журналиста: Отечественный и зарубежный опыт / Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова. М.: Норма, 2018. 148 с.
67. Ясавеев И. Г. Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2007. 275 с.
68. Ясавеев И.Г. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2000, 217 с.
69. Berelson B. Content Analysis in Communication Research / B. Berelson. Glencoe: The Free Press, 1952. P. 220.
70. Fedorov A.V. media Competence of the individual: from terminology to indicators [Text] / A.V. Fedorov // Innovations in education. 2007. № 10. C. 75¬108.
71. Khlyzova N. Yu. Media Education and media competence in the era of information society [Text] / N. Yu. Khlyzova // Bulletin of Tomsk state University. 2011. № 342. P. 188-191.
72. Rubington E., Beinberg M. The Study of Social Problems. NewYork; Oxford, 1995. 240 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ