ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА:
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 6
1.1. Вербальные и невербальные коммуникации в устном дискурсе 6
1.2. Понятие «имидж» и его речевая составляющая 10
1.3. Семантическое поле как способ презентации имиджа героев 18
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РЕЧЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА
ГЕРОЕВ РЕАЛИТИ-ШОУ «ТОП-МОДЕЛЬ ПО-УКРАИНСКИ 4» 21
ГЛАВА 3. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ИМИДЖА ПЕРСОНАЖА:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ 73
3.1. Структура семантических полей 73
3.2. Итоговая таблица характеризации семантических полей в презентации
стратегии героев 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
Актуальность работы обусловлена ее включением в актуальный научный контекст. Исследование методологически опирается на:
1) концепцию филологической теории коммуникации (см., например, работы Чувакина А.А.[83], Чернышовой Т.В. [82], Качесовой И.Ю. [35], Трубниковой Ю.В. [75], Hamilton C. [89], Wood Julia T. [90] и др.);
2) общую теорию коммуникации (см., например, работы Почепцова Г.Г. [54], Василика М.А. [13], Иванова В.Ф. [27] и др.);
3) теорию речевого воздействия (см., например, работы Стренина И.А. [71], Шелестюк Е.В. [85] и др.).
Объектом данного исследования являются стратегии речевого
поведения в устном публичном дискурсе.
Предмет - речевые приемы формирования имиджа при выборе стратегии воздействия в устном дискурсе.
Целью работы является исследование формирования имиджа и речевых инструментов, а также построение речевой стратегии на основе выявленных инструментов.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе был определен ряд задач:
1. Проанализировать все речевые высказывания, относящиеся к имиджу персонажей шоу «Топ-модель по-украински 4»
2. Определить, какие речевые средства реализуют семантическую доминанту имиджа.
3. Разработать структуру семантических полей имиджа героев.
4. Сформировать семантические поля и распределить по ним доминанты коммуникативного поведения.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что использование определенных типов семантик влияет на актуализацию инструментов формирования имиджа.
Работа состоит из трех глав, первая из которых (Речевые инструменты формирования имиджа: понятийный аспект) посвящена описанию
теоретического контекста, в котором обнаруживается тема исследования. В связи с тем, что проблема речевого построения имиджа располагается на границе разных областей наук, потребовалось изучить ее с психологической, социологической и лингвистической точек зрения. Таким образом, первая глава содержит в себе параграфы на следующие темы: вербальная и невербальная коммуникация; понятие «имидж» и его речевая составляющая; семантическое поле.
Вторая глава (Описание речевой составляющей имиджа героев реалити- шоу «Топ-модель по-украински 4») посвящена подробному анализу имиджеобразующих речевых доминант героев, взятых из контекста их высказываний о себе и друг о друге.
Третья глава - Семантические поля имиджа персонажа: функциональный аспект - включает в себя два параграфа: Структура семантических полей; Итоговая таблица характеризации семантических полей в презентации стратегии героев.
Таким образом, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Апробация работы. Результаты работы обсуждались на VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!» (24 апреля 2019 г., Барнаул, Факультет массовых коммуникаций, филологии и
политологии АлтГУ). По материалам конференции в печать сдана статья «Речевые инструменты формирования имиджа героев ток-шоу «Топ-модель по-украински 4».
Исходя из научной концепции, уместно утверждать, что цель нашей выпускной квалификационной работы - исследование формирования имиджа и речевых инструментов, а также построение речевой стратегии на основе выявленных инструментов - была достигнута. Стоит перечислить все задачи, которые необходимо было выполнить для ее достижения.
Материалом для анализа и разработки концепции послужило реалити- шоу «Топ-модель по-украински 4». В качестве начального этапа работы была проведена стенография всех выпусков. Далее из полученного текста выделялись доминанты высказываний, влияющие на формирование имиджа персонажей.
Следующим этапом являлась разработка классификации семантики. Было выявлено 4 типа - прямая, расширенная, переносная и семантика установки, которые послужили фундаментом для построения семантического поля. Стоит отметить, что предложенной нами классификации ранее не существовало в научном пространстве, и этим объясняется новизна нашей работы.
Чтобы поместить предложенные доминантные характеристики участников в пространство семантического поля, потребовалось определить, к каким типам относится то или иное понятие. Так, мы продемонстрировали, каким образом разработанная классификация работает на практике и какая логика рассуждений должна присутствовать при анализе разнообразных имиджеобразующих определений.
После совершения указанных действий стало возможно построение итоговой таблицы, отражающей распределение и частотность использования участниками того или иного типа семантики.
Таким образом, были решены все поставленные задачи, которые и подтвердили указанную вначале гипотезу. Мы проследили взаимосвязь использования определенных типов семантики и актуализации инструментов 97
формирования имиджа. Именно итоговая таблица показала, что место участников на проекте обуславливается использованием определенного семантического типа, поскольку данное предположение не могло иметь подтверждения на начальных этапах нашего исследования. Это позволило сделать вывод о том, что непрямые типы семантики влияют на заинтересованность зрительской аудитории в персонажах, их использующих. Прямой же тип семантики отражает серьезность намерений участников, а в сочетании с высокими профессиональными задатками может являться фактором длительного нахождения определенного участника в рамках проекта.
1. Анисина Н.В., Ганапольская Е.В., Степанова Л.В., Стычишина Л.П. Речевое общение: Искусство убеждать. СПб., 2000. 129 с.
2. Антинескул О. Л. Половая статусная роль говорящего как параметр текстообразования (методический аспект) // Университеты в формировании специалиста XXI века. Тезисы докладов Международной научно-методической конференции. Т. 2. Пермь, 1999. С. 173-174.
3. Антинескул О.Л. Гендер как параметр текстообразования. Пермь, 2000. 222 с.
4. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия РАН. Серия: Литературы и языка. - 1997. - Т. 55. - № 6.
5. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М., 2001. 360 с.
6. Берд П. Продай себя!: Тактика совершенствования вашего имиджа. — Минск, 1997. 208 с.
7. Берн Ш. Гендерная психология. СПб, 2001. 320 с.
8. Болинджер Д. Истина — проблема лингвистическая //Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. 464 с.
9. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики: введение. Аспектуальность. Врем. локализованность. Таксис. М., 2003. 348 с.
10. Борисов А. Роскошь человеческого общения. - М., 1998. 176 с.