Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика освещения экстремальных ситуаций современными российскими СМИ

Работа №90868

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ 8
1.1. Понятие экстремальной ситуации 8
1.2. Исторические аспекты возникновения экстремальной журналистики в России 15
1.3. Проблемы освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ОСВЕЩЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЙ РОССИЙСКИМИ СМИ 35
2.1. Российская печатная пресса как источник освещения экстремальных ситуаций 35
2.2. Технологии освещения экстремальных ситуаций на телевидении, в
информагентствах, соцсетях 41
2.3. Направления совершенствования освещения экстремальных ситуаций в СМИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Актуальность темы исследования. С недавних пор понятие «экстремальная ситуация» прочно укрепилось в массовом и индивидуальном сознании. Сообщения о них постоянно фигурируют в сводках информагентств, а данная тема получает развитие в многочисленных публикациях средств массовой информации (СМИ). Для понимания важности и актуальности изучаемой темы, необходимо определить понятие, сферу так называемой экстремальной журналистики. Данный термин появился в исследованиях российских ученых различных областей знания в начале 90 -х годов прошлого века, когда после распада Советского Союза на его бывших окраинах начали вспыхивать политические конфликты, часто переходившие в кровопролитные межэтнические столкновения.
Данное понятие, как правило, подразумевает ситуацию повышенной социальной напряженности, крайне необычную по трудности, сложности [Амиров 2015, с. 58]. Экстремальная журналистика - это одно из направлений журналистики, в котором сбор и анализ информации для подготовки публикаций в средствах массовой информации ведется непосредственно в зонах боевых действий, этно-религиозных и иных вооруженных конфликтов, районах чрезвычайных положений, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналиста осложнена самой ситуацией, в которой он выполняет свои профессиональные обязанности, а также риском для его жизни и здоровья.
Ряд источников, относит криминальную журналистику к экстремальной, однако, нам представляется, что ее корректнее классифицировать как расследовательскую журналистику.
Благодаря СМИ любая экстремальная ситуация получает информационно - коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы. Информация об экстремальной ситуации, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в экстремальной ситуации.
Журналистика экстремальных ситуаций является самостоятельным направлением журналистики, требующим специальных знаний, навыков, овладения особыми методиками сбора, проверки, обработки и анализа информации, а также умения минимизировать угрозы, возникающие при работе в зонах повышенной опасности.
Степень изученности темы. Обращение к проблеме освещения экстремальных ситуаций, безусловно, не является беспрецедентным. Об особенностях функционирования СМИ в условиях конфликта написано немало работ отечественными и зарубежными исследователями. Работы по данной тематике охватывают не только журналистский, но и психологический, социологический, правовой, этический, культурологический аспекты. Однако сегодня нельзя говорить о доскональной изученности проблемы. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего тем, что проблема освещения экстремальных ситуаций сравнительно нова для российских СМИ.
Существует много работ, в которых рассматриваются определенные аспекты журналистской деятельности во время освещения вооруженных конфликтов, последствий террористических актов, других экстремальных ситуаций. Но пока еще в теории отечественной журналистики не была написана концептуальная работа, объединяющая данную проблематику. В частности, совсем небольшой пласт работ посвящен методологии исследования этих узловых для современной практики масс-медиа вопросов.
Совершенно не изученной пока остается проблема профессиональной культуры журналиста. Ведь, с одной стороны, важна объективная оценка деятельности СМИ в экстремальных ситуациях. С другой - масс-медиа и конкретные журналисты должны владеть творческими технологиями, уметь преподносить информацию таким образом, чтобы не способствовать разжиганию разного рода конфликтов. Необходимо выяснить, насколько современные СМИ удовлетворяют предъявляемым им требованиям на практике. Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ.
Первую составляют те из них, которые посвящены исследованиям в области журналистских традиций. Среди отечественных авторов необходимо выделить труды Амирова В.М. [6], Е. Вартановой [12], С.В. Дашковой [23], Я.Н. Засурского [23], А.В. Колесниченко [34], М.А. Ледовских [47].
Вторая группа работ посвящена оценке сегодняшнего состояния периодической печати. Здесь мы руководствовались прежде всего публикациями современных теоретиков и практиков журналистики, как отечественных, так и зарубежных. Следует особо отметить труды Г.Ю. Араповой [7], Е.А. Барановой [8], А.А. Ивановой [27], С.Н. Ильченко [28,29, 30] и других исследователей.
К третьей группе относятся работы, в которых в той или иной мере исследуются социально-психологические составляющие проблемы восприятия информации об экстремальных ситуациях, в частности, изучающие характер российской ментальности. Здесь мы опирались на труды С.А. Зелинского [26], И. Калимовской [32], Е.В. Литвиновой [43].
Четвертая группа включает в себя исследования, посвященные особенностям журналистской деятельности в условиях экстремальных ситуаций, а также в целом анализу работы конкретных СМИ.
Цель исследования - выявить и проанализировать особенности освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Определить понятие экстремальной ситуации.
2. Исследовать исторические аспекты возникновения экстремальной журналистики в России.
3. Выявить специфику и проблемы освещения российскими СМИ экстремальных ситуаций.
4. Охарактеризовать российскую печатную прессу как источник освещения экстремальных ситуаций.
5. Выявить проблемы освещения экстремальных ситуаций на телевидении.
6. Сформировать направления совершенствования освещения экстремальных ситуаций в СМИ.
Объект исследования - процесс освещения экстремальных ситуаций российскими СМИ.
Предмет исследования - специфика, особенности и проблемы освещения экстремальных ситуаций российскими СМИ.
Эмпирическую базу работы составили: опубликованные и размещенные в печатных и телевизионных СМИ материалы, освещающие экстремальные ситуации: федеральная пресса: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», региональная пресса, а также материалы телевизионных каналов НТВ, СТС, ТВЦ, Россия 1, Россия 2 за 2018-2019 гг.
Методы исследования. Мы в своем исследовании руководствовались диалектическим методом (всесторонность, противоречивость, изменчивость), направленным на выявление объективных результатов исследуемой проблемы. Среди других методов, использованных в работе, можно также отметить:
- системный (рассмотрение СМИ в качестве самостоятельно функционирующей системы);
- структурный - СМИ как неотъемлемый элемент общественно - политической жизни;
- сравнительный (сравнение освещения экстремальных ситуаций федеральными и региональными СМИ).
В исследовании применялись также теоретико-журналистская методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, группировка, типологический анализ и контент-анализ, а также качественный анализ текстов материалов, освещающих экстремальные ситуации.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования - новизна связана с современным эмпирическим материалом, взятым для исследования, т.к. приведенное исследование является не единственным на тему освещения экстремальных ситуаций СМИ, а практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны журналистам, освещающим экстремальные ситуации в СМИ, а также - студентам в рамках изучения данной темы .

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, информация об экстремальных случаях, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.
Таким образом, налицо противоречие между ростом стрессогенных факторов для массового сознания, обусловленных увеличением масштабов ЧС, и снижением компенсаторных возможностей СМИ, обеспечивающих достаточный уровень его стабильности. Отсутствие равновесного соотношения между реальным уровнем ЧС и характером их отображения в информационном пространстве приводит к тому, что граждане попадают под двойной психологический пресс: самой ситуации и ее отражениям в масс-медиа. СМИ, являясь по сути своей социальным регулятором общества, не способствуют социально-психологической стабильности общества в момент ЧС и не выполняют одного из своих главных назначений - психокоррекции массового сознания.
Это требует, с одной стороны, изучения механизмов воздействия СМИ, а с другой - регулирования информационных процессов с целью минимизации социально-политических последствий ЧС для общества.
Следует отметить, что роли СМИ в условиях экстремальной ситуации уделено недостаточно внимания. В литературе она присутствует внутри других проблем и направлений - в журналистике, где акцент делается на этическую сторону подачи информации, в психологии, где прослеживаются попытки выявить степень информационного воздействия на психическое состояние населения, в теории рисков, где процесс информирования населения рассматривается как чисто технологический. Помимо этого, недостаточно изучены возможности, алгоритмы действия средств массовой информации, качественные и количественные параметры информации, ее социально - психологическая и политическая направленность, а значит и специфика управления информацией в условиях чрезвычайного характера.
Приходится признать, что информационный обмен в кризисной ситуации бывает затруднен как объективным конфликтом интересов профессионалов- отраслевиков, ликвидирующих причины и последствия кризиса, с одной стороны, и журналистов, стремящихся удовлетворить информационные запросы массовой аудитории - с другой. Тем важнее быстро наладить управление информационным обменом, поставив этот процесс под контроль государства в лице административного органа.
СМИ рассматриваются как основной субъект формирования общественного мнения. Компетентность общественного мнения зависит от меры гласности и свободы информации в обществе. Отсутствие достоверной информации приводит к тому, что общественное мнение формируется на базе недостоверных данных, например, слухов.
Экстремальные ситуации в журналистике находятся в том же семантическом поле, что и скандальные происшествия. Механизм выстраивания текста, сюжета при описании катастрофы и скандала одинаков - нарушение привычного состояния вещей. Характер события влияет на его презентацию и рефлексию в СМИ. Рефлексия не конструктивная, а провоцирующая, заставляющая искать в катастрофе подробности, последствия; даже причины, спровоцировавшие бедственное событие, часто рассматриваются как «катастрофические»: неадекватная власть, техногенные «коллапсы», неизбежность все большего экономического кризиса. Созданные в подобной логике аналитические и псевдоаналитические сюжеты воссоздают катастрофу, описывая ее во вновь созданном контексте.



1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 143 с.
2. Амиров В.М. Журналистика экстремальных ситуаций (конспект лекций). Саратов: УРГУ, 2015. 300 с.
3. Арапова Г.Ю. Освещение журналистами экстремальных ситуаций / Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев. Воронеж: ООО Фирма «Элист», 2012.
4. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика, теория и практика: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Люберцы: Юрайт, 2016. 269 с.
5. Березин В.М. Фотожурналистика: Учебник. Люберцы: Юрайт, 2016. 226 с.
6. Богомолова Н. Социальная психология печати, радио, и телевидения. М.: Издательство Московского университета, 1991. 120 с.
7. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РиполКлассик. 2016. 200 с.
8. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2003. 200 с.
9. Васильева Т.С. Основы качественного исследования: обоснованная теория: Методология и методы социологических исследований. М.: ИС РАН, 1996.
10. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.,1981. 190 с.
11. Гакаев Д.Д. Чеченский кризис: новая фаза развития и терроризм // Современный терроризм. Состояние и перспективы. М., 2002. С.97-103.
12. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура». М., 1991. 220 с.
13. Гордиенко Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 176 с.
14. Гришаев А.В. Анализ терроризма с точки зрения социологической теории риска. М., 2000. 290 с.
15. Гришаев, В.В. Социальный риск: концептуальные модели и анализ терроризма в городской среде. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата социол. н. М., 2001. - 40 с.
16. Грушин Б. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 290 с.
17. Гурба В.Н. Терроризм в контексте социальных процессов современности. - Новочеркаск, 2000. 100 с.
18. Давыдов И. Жизнь в зоне риска // The new times. №38. 2015. С.12-22.
19. Дашкова С.В. Экстремальная ситуация как ресурс развития личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(43). Новосибирск: СибАК, 2014. С.101-115.
20. Декларация Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 года // СЗ РФ. 2005. №14. С.10-25.
21. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года (ст. 79) // СЗ РФ. 1977. №11. С.7-15.
22. Журналистское расследование: история метода и современная практика / Под общ. ред. А.Д. Константинова. СПб. издательский дом «Нева»; издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. 190 с.
23. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-во: Аспект пресс, 2008. 243 с.
24. Зелинский С.А. Современное российское телевидение через призму
психологического анализа. Электронный ресурс. [URL:
http : //psyfactor. org/lib/telezomby2. htm].
25. Иванова А.А. Правовое регулирование журналистской деятельности в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. №2. С.217-220.
26. Ильченко С.Н. Фейк - новый формат шоу-цивилизации // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой информации». 15-16 мая 2015 г. Часть. Под общей редакцией профессора В.В. Тулупова. Воронеж, 2015. 144 с. - С. 122-123.
27. Ильченко С.Н. Фейк как политический формат в современной медиасреде // Гуманитарный вектор. 2015. Серия «История. Политология». № 3 (43). С. 98-101.
28. Ильченко С.Н. Шоу-цивилизация: конец реальности? СПб., 2014. 100 с.
29. Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. М.: Машиностроение, 2016. 260 с.
30. Калимовская И. Оптимизация организации работы информагентств в условиях мегаполиса: автореф. дис. ...канд. психол.наук. М., 2010. 165 с.
31. Кокошин А.А. Заметки о проблеме ядерного терроризма в современной мировой политике: монография. М.: Едиториал УРСС, 2016. 266 с.
32. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов.
Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2016. - 112 с.
33. Константинов В. Отношение к проявлениям экстремизма в разных социальных группах. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 156 с.
34. Конюкова М. Журналистика для всех. СПб. Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. 224 с.
35. Корконосенко С.Г. Политическая журналистика: Учебник для бакалавриата и магистратуры. Люберцы: Юрайт, 2016. 319 с.
36. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама: Учебное пособие; Под ред. Я.Н. Засурского. М.: ЮНИТИ, 2013. 338 с.
37. Кошель П. История российского терроризма. М.: Голос, 2017. 376 с.
38. Крусанов П. Действующая модель ада. Очерки о терроризме и террористах М.: АСТ, Астрель-СПб, 2015. 224 с.
39. Куксин И.А. Освещение чрезвычайных ситуаций в СМИ: от
информирования к восприятию // Успехи современной науки. 2016. Т.6. №12. С.33-35.
40. Лилли Питер Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег, международной преступности и терроризме. М.: Феникс, 2016. 400 с.
41. Литвинова Е.В. Оказание экстренной психологической помощи в
чрезвычайной ситуации / Е.В. Литвинова, Р.Н. Либертас, Н.В. Шевко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 11¬15.
42. Национал-экстремизм и пресса. М.: ОФ Антифашист, 2015. 785 с.
43. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. М.: ОФ Антифашист, 2017. 121 с.
44.Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 128 с.
45.Освещение журналистами экстремальных ситуаций / авт.-сост. Г.Ю. Арапова, С.И. Кузеванова, М.А. Ледовских, Б.Н. Пантелеев. - 2-ое изд., испр . и доп. Воронеж: ООО Фирма« Элист», 2012. 160 с. (Справочная серия. Юристу и руководителю СМИ).
46.Освещение журналистами экстремальных ситуаций: учебное пособие. Воронеж: ООО Фирма« Элист», 2012. 300 с.
47. Панарин Н.И. Информационные войны, PR и мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2006. 301 с.
48. Правила профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции 2003. [Электронный ресурс]. (URL: http://ruj.ru/ter-rules.htm1).
49. Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: учебное пособие. М.: Издательство «Флинта», 2017. 240 с.
50. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1706 (2005) «Средства массовой информации и терроризм» // СЗ РФ. 2005. №30. С.5-12.
51. Соколинский В.М. Журналистика: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. 496 с.
52. Стихийные бедствия, техногенные и социальные катастрофы: история, классификация, преодоление последствий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. 350 с.
53. Стровский Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2014. 359 с.
54. Трунов И.Л. Компенсация вреда жертвам терроризма / И.Л. Трунов, Л.К. Трунова. М.: Мир, 2015. 112 с.
55. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 495 с.
56. Цуриков А.Н. Ограниченное социологическое исследование отношений респондентов к работе средств массовой информации при чрезвычайных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5.
57. Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм. Сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика. М.: Высшая школа, 2016. 196 с.
58. Lenta.Ru[Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/.
59. «Ореп0ешосгасу» [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. ope пбешосгасу. net/.
60. «Daily Storm» [Электронный ресурс]. URL: https://dailystorm.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ