Введение 3
Глава 1. Теоретические основания исследования постправды как феномена современной журналистики 7
1.1. Характеристики феномена постправды, его истоки 7
1.2. Проблема взаимосвязи феноменов постправды и
постжурналистики 31
Глава 2. Эмпирическое исследование феномена постправды в освещении резонансных событий 59
2.1. Ситуация постправды в освещении проблемы вируса COVID-19 59
2.2. Ситуация постправды в освещении проблемы сбитого под
Донецком малазийского Боинга MH17 77
Заключение 103
Библиографический список 105
Актуальность темы. Двадцать первый век стал эпохой нового коммуникативного пространства, с обилием новых форм и видов подачи информации. Сегодня общество постоянно находится на перекрестке циркулирующей и кратно возросшей в объёме информации. Глобальная медиатизация сделала СМИ вездесущим и всеобъемлющим звеном, сопровождающим жизнь людей. Теперь не представляется трудным узнавать самые свежие новости со всех уголков планеты за считанные секунды, достаточно лишь включить телевизор или зайти в интернет. Однако наряду с очевидными на первый взгляд преимуществами современного коммуникативного пространства, есть и обратная его сторона.
В настоящее время, в связи с интенсивным развитием информационных технологий, способы манипуляции общественным сознанием приобретают все больше уникальных особенностей, постепенно увеличивая свой потенциал воздействия на общество. Степень влияния средств массовой информации на общество увеличивается в прогрессии, в особенности тех изданий, которые считаются авторитетными, подают проверенную информацию и потому пользуются большим доверием со стороны общественности. В современных реалиях медиа являются главным источником информации и зеркалом реальности для граждан, так как люди не могут стать очевидцами происходящих событий в мире, и все еще действует максима: если пресса не освещает определенное событие, то его вроде бы и не было. Но СМИ не только информируют и предоставляют аудитории объективную картину происходящего, но также формируют альтернативную искаженную реальность и изменяют взгляды, мнения, представления, вкусы и модели поведения в обществе, преследую политические или иные интересы.
Комплекс подобных манипулятивных технологий в настоящее время определяется исследователями как явление постправды, которое, в свою 3
очередь, повлияло на видоизменение самой журналистики. Теперь одна из самых древнейших профессий и сфер человеческой деятельности именуется постжурналистикой и является актуальной проблемой современности.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. Работа формирует целостное представление о феномене постправды, её характеристиках и разнообразии.
2. В работе проведен качественный анализ взаимосвязанности сферы журналистики с феноменом постправды, а также определена суть постжурналистики.
3. В работе дана классификация актуальных приёмов постправды, употребляемых в журналистских текстах.
Степень изученности проблемы
Журналистика современного образца имеет немало негативных номинаций - журналистика «секонд хэнд» (Короченский А.П.), фейковая журналистика (Ильченко С.Н.), журналистика постправды (Чугров С.В.). Все эти определения в той или иной степени связаны с категорией достоверности журналистского текста, а точнее - с нарушением базовых принципов и постулатов теории и практики журналистики, таких как достоверность, объективность, точность, полнота информации. В последние годы проблеме постправды, искажению реальности в медийном пространстве и технологиям манипуляции над сознанием человека были посвящены работы многих известных теоретиков, среди которых Поцепцов Г.Г, Яковлева М.Г, Хорольский В.В, Кара-Мурза С., Смаль С.В., Кастельс М., Маркузе Г., Луман Н., и многих других. Однако стоит отметить, что сейчас существует не так много трудов, посвященных прикладным аспектам постправды в сфере журналистики.
Проблема исследования состоит в изменении публичного дискурса и общественного сознания, определяемого специалистами как постправда. На сегодня существует острая необходимость исследовать сущностные причины возникновения и проявления этого феномена в журналистской практике.
Цель работы исследование феномена постправды в СМИ и выявление его признаков в публикациях по проблемам сбитого Боинг MH17 над Украиной и распространения COVID-2019.
Для достижения поставленных целей в исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать феномен постправды.
2. Показать его проявления в журналистской сфере.
3. Исследовать освещение трагедии сбитого Боинг MH17 над Украиной с целью идентификации элементов постправды.
4. Обнаружить и выявить признаки постправды в публикациях про COVID-2019.
Объектом исследования являются материалы СМК, посвященные обсуждению резонансных событий (сбитый Boeing MH17 над Украиной, коронавирус).
Предмет исследования - признаки феномена постправды в публикациях, посвященных таким резонансным событиям как сбитый Боинг MH17 над Украиной и распространение COVID-2019.
Методы исследования. Работа базируется на методологии технологического детерминизма, системно-структурного и структурно-функционального анализа. При проведении эмпирического исследования использовались методы классификации, интерпретации, а также дискурс- анализ содержания.
Эмпирической базой для исследования послужили материалы средств массовой коммуникации, посвященные таким резонансным событиям как сбитый Боинг MH17 над Украиной и распространение COVID- 2019.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности ситуации постправды в современном общественном сознании, а также в выявлении причины появления постжурналистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты способствуют лучшему пониманию журналистами социально-культурной ситуации и помогают нивелировать негативные влияния феномена постправды на нее.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, и библиографического списка.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были определены основные критерии феномена постправды в СМИ, а также выявлены публикации, отвечающие этим критериям, в освещении проблем сбитого Боинг МН17 над Украиной и распространения СОУГО-2019. Кроме того, нам удалось охарактеризовать феномен постправды и показать его проявления в журналистской практике.
Таким образом, можно подытожить, что ситуация постправды в современном информационном пространстве занимает одно из важнейших мест. Посредством приёмов феномена постправды СМИ могут целенаправленно искажать суть происходящих событий в выгодную вышестоящим инстанциям сторону. Особенно такая практика применяется в кризисные моменты, когда требуется сформировать положительный имидж определенным политическим субъектам, или наоборот, - создать им негативный образ в общественном сознании. В современной коммуникативной среде огромная доля журналистских материалов опирается на дискурс постправды, в котором апелляция к интерпретациям или авторскому видению мира является более «сильной» конструкцией текста. Публикации зачастую не содержат логических выводов и доказательств, в их основе лежит некоторый набор посылов, направленных на эмоциональное восприятие массового потребителя информации, не знакомого с реалиями или их исторической и политической канвой.
Ключевыми знаменателями среди всех проанализированных приёмов постправды в журналистских текстах являются экспрессивность, выборочное освещение тех или иных фактов, замалчивание, искаженная трактовка сведений, опора на псевдо-источники, стереотипизация, направленная на подсознание, а также использования методов противопоставления и обобщенности («фургон с оркестром»). Сенсационность, идеологическая направленность и ангажированность выступают тональным фундаментом в дискурсе средств массовой информации, которые создают мозаичную картину мира в общественном сознании и отодвигают объективную реальность на второй план. В развитом глобализированном и медиатизированном пространстве феномен постправды, как никогда прежде, становится актуальной проблемой для человечества.
1. Ашманов И. С. Информационный суверенитет России: новая реальность [Электронный ресурс]. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/948/(Дата обращения: 21.11.2019)
2. Баранов Н. А. Возрождение популизма: европейский опыт и российские практики // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 3. С. 25-36.
3. Барбрук Р. Интернет-революция. М.: Ад Маргинем, 2015. 128 с.
4. Бернейс Э. Пропаганда / под ред. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010. 176 с.
5. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Домино, 1995. 172 с.
6. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 425 с.
7. Бурдье П. О. телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 157 с.
8. Володенков С. В. Киберсимулякры как инструмент виртуализации современной массовой политической коммуникации. // Информационные войны. 2014. № 4 (32). С. 18-21.
9. Гидденс Э. Последствия современности / под ред. А. А. Веретенникова. М.: Праксис, 2011. 343 с.
10. Гололобов И. В. Теория политического дискурса Эрнесто Лаклау: введение // Бюллетень: антропология, меньшинства, мультикультурализм. Краснодар, 2003. Вып. 3. С. 129-136.
11. Грамши о Гегемонии // Альманах «Восток». 2004. Вып. 9.
12. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретико¬
методологический анализ: Автореф. дис. ... докт. пол. наук. М., 2005. 52 с.
13. Грищенко Е. В. Фейк-ньюз как жанр новостного дискурса / Е. В. Грищенко // Науковий вюник Мiжнародного гумаштарного ушверситету. Сер.: Фшолопя. - 2014. - № 13. - С. 220-222.
14. Дерябина А. С. Правдивость, объективность и гуманизм в восприятии журналистов различных СМИ [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. ИВЕ: ййр://’№№№.шеШазсоре.ги/?д=побе/2133 (Дата обращения: 17.10.2019).
15. Журналисты Первого отвечают на обвинения во лжи в связи с
сюжетом про убийство ребенка в Славянске [Электронный ресурс] // Первый канал. ИВЕ: https://www.1tv.ru/news/2014-12-21/31502-
zhurnalisty_pervogo_otvechayut_na_obvineniya_vo_lzhi_v_svyazi_s_syuzhetom_ pro_ubiystvo_rebenka_v_ slavyanske (Дата обращения: 13.12.2019).
16. Засурский И. И. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Часть I // Трансформация глобального информационно-коммуникационного пространства в интернете. Сборник Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий / Под ред. И. Засурского. М.: Изд-во МГУ, 2007. 262 с.
17. Зорина Е. Г. Технологии подрыва легитимности государственной власти, используемые в Интернетпространстве // Информационные войны. 2016. № 1 (37). С. 78-80.
18. Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2016. Вып. 4. ИВЕ: http://www.шediascope.ru/2237 (Дата обращения: 16.12.2019).
19. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 3 (153). С. 14-18.
20. Интервью проф. С. П. Расторгуева «Голосу России». Дата: июль 2013, радиопрограмма «Мировая политика» [Электронный ресурс] // ПВЕ: http://www.iwars.su/untitled-c8js(Дата обращения: 5.10.2019).
21. Интервью с Умберто Эко [Электронный ресурс] // сайт газеты «Коммерсант». ИВЕ: https://www.kommersant.ru/doc/198748(Дата обращения:
17.11.2019) .
22. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2004. 832 с.
23. Караян А. Г. Слухи как средство информационно-психологического
противодействия [Электронный ресурс] // Психологический журнал. Т. 24. № 6. 2003. ЦКС: http://psyfactor.org/lib/rumours4.htm/(Дата обращения:
15.11.2019)
24. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. под науч. ред. А. И. Черных. - М.: Издательский дом ВШЭ, 2016. - 564 с.
25. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: НИУ ВШЭ, 2000. 606 с.
26. Белоедова А. В. Категория достоверности в современных журналистских текстах: теоретический и практический аспекты [Электронный ресурс] // ПВЬ: https://www.dissercat.com/content/kategoriya- dostovemosti-v-sovremennykh-zhumalistskikh-tekstakh-teoreticheskii-i-praktiches (Дата обращения: 25.10.2019).
27. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. М.; Берлин: Директ Медиа, 2016. 263 с.
28. Короченский А. П. Мировая журналистика: история, теория, практика: сборник науч. и публицистич. работ. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. 240 с.
29. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. На пути к реализации национальной идеи страны // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 17-21.
30. Лакан Ж. Психозы (семинар, книга III (1955/1956)) / пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис, 2014. 432 с.
31. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
32. Луман Н. Дифференциация / Пер. с нем. Б. Скуратова. М.: Издательство "Логос", 2006. 320 с.
33. Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М: Издательство "Логос", 2004. 232 с.
34. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с
35. Майданова Л. М., Чепкина Э. В. Проблема достоверности информации в журналистских практиках: речевой аспект // Этика речевого поведения российского журналиста: коллективная монография / Ред. сост. д. филол. н., проф. Л. Р. Дускаева. СПб.: Астерион, 2009. С. 135-166.
36. Манжуева О. М. Философская парадигма информационной безопасности: дисс ... [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана]. М., 2016. 452 с
37. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности [Электронный ресурс] / В. Д. Мансурова //автореферат дисс... [Место защиты: АлтГУ]. Барнаул, 2003. 38 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/95663/a?#?page=1(Дата обращения: 23.10.2019).
38. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994. 368 с
39. Мартьянов Д. С. Анонимность как политическая ценность киберкультуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-3 (38). С. 116-119.
40. Мартьянов Д. С. Политический бот как профессия // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12. № 1. С. 74-89.
41. Мединский назвал «кончеными мразями» сомневающихся в подвиге панфиловцев [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20161004/1478502045.html(Дата обращения: 20.09.2019).
42. Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: «ФАИР», 1998. 352 с.
43. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. М.: АСТ; CORPUS, 2014. 528 с.
44. Мусихин Г. И. Популизм: структурная характеристика политики или «ущербная идеология»? // Полития. 2009. № 4. С. 40-53.
45. Норман Б. Ю. Лексические фантомы с точки зрения лингвистики и культурологии // Язык и культура: третья международная конференция. Киев, 1994. С. 53-60.
46. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / под ред. Н. С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия, 1996. 352 с.
47. Познин В. Ф. Современные СМИ: между правдой и вымыслом [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2014. Вып. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/?q=node/1513(Дата обращения: 27.11.2019).
48. Поликарпова Е. В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-Дону: ИППК при РГУ, 2002. 237 с.
49. Пономарев Н. Ф. Политическая коммуникативистика. Информационные стратагемы власти. Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2010. 187 с.
50. Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 300 с.
51. Расторгуев С. П. Почему Россия проигрывает в информационной
войне. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.gorchakovfund.ru/news/13578/(Дата обращения: 1.02.2020).
52. Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. М.; Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. 289 с.
53. Россияне хотят посадить «Pussy Riot» в тюрьму [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://rg.ru/2012/03/30/opros-site.html(Дата обращения: 11.11.2019.
54. Савчук В. Компьютерная и масс-медиальная реальность // Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001. 288 с.
55. Смаль С. В. Неразрешимые противоречия политического развития // Актуальные вопросы гуманитарного знания: политико-конфликтологические аспекты сборник научных трудов /отв. ред. С. В. Смаль. СПб.: Элексис, 2015. C. 272-275.
56. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012. 280 с.
57. Сморгунов Л. В. Сетевые политические партии// Политические исследования. 2014. № 4. С. 21-37.
58. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М.: МГУ, 2000. С. 3¬11.
59. Соловьев А. Fake News как средство пропаганды: фальшивые новости признаются правдивыми, а реальные фейками // Международная журналистика-2017: идея интеграции интеграций и медиа. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16 февр. 2017 г. / сост. Б.Л. Залесский; под общ. ред. Т. Н. Дасаевой. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 296-301.
60. Степанов В. Копировать, вставить, Пулитцер. Откуда берется и к чему приводит плагиат в журналистике [Электронный ресурс] // Lenta.Ru. 2014. URL: http://lenta.ru/articles/2014/02/11/cutpastepulitzer/(Дата обращения:
20.12.2019) .
61. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999. 261 с.
62. Тульчинский Г. Л. Хоррор как компонент современной культуры // Террор и культура. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. С. 74-80.
63. Фаликман М. В., Койфман А. Я. Виды прайминга в исследованиях восприятия и перцептивного внимания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 3. С. 86-97.
64. Хилгартнер С., Боск Ч. Рост и упадок социальных проблем:
концепция публичных арен // Социальная реальность. Журнал
социологических наблюдений и сообщений. 2008. № 2. С. 73-94.
65. Хорольский В. В. Журналистская ложь и ее профилактика в СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 1. С. 141-146.
66. Чевозерова Г. В. Проблемы познания в журналистике. Достоверность журналистской информации [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2016. Вып.1. URL: http://mediascope.ru/?q=node/2090(Дата обращения: 10.11.2019).
67. Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59.
68. Шабанов Л. В. Общая конфликтология. СПб.: НИЦ АРТ, 2017. 268 с.
69. Шерстобитов А. С., Брянов К. А. Технологии политической мобилизации в социальной сети «ВКонтакте»: сетевой анализ провластного и протестного сегментов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1. С. 196-202.
70. Широкорад А. Б. Русские пираты. М.: Вагриус, 2007. 430 с.
71. Яковлева М. Г. Объективное vs реальное: критические замечания к концепции объективной журналистики [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2208(Дата обращения:
13.12.2019) .
72. Якушевский Е. Феномен популизма в историческом контексте // Вестник ЧелГУ. 2002. № 2. С. 170-171.
73. Al-Rodhan N. Post-Truth Politics, the Fifth Estate and the Securitization
of Fake News [Электронный ресурс] // Global Policy. URL:
http://www.globalpolicyjournal.com/blog/07/06/2017/post-truth-politics- fifthestate-and-securitization-fake-news(Дата обращения: 1.12.2019).
74. Anderson L. P. Evidentials, Paths of Change and mental maps: typologically regular asymmetries // Evidentiality, the Linguistic Coding of Epistemology in Language. Norwood, N.Y.: ablex from Chafe and Nicholas, ed., 1986.
75. Barlow J. P. A Declaration of the Independence of Cyberspace [Электронный ресурс] // URL: https://www.eff.org/cyberspaceindependence(Дата обращения: 05.12.2019).
76. Baudrillard J. Simulacres et simulation. P.: DITIONS GALILE, 1981. 230 р.
77. Burton M., Higley J. Political Crises and Elite Settlements // Elites, crises, and the origins of regimes / M. Dogan & J. Higley (Eds.). NY. 1998.
78. Boorstin D. The Image, or What Happened to the American Dream. N. Y.: Atheneum, 2010. 338 р.
79. Bottici C. A Philosophy of Political Myth. New York: Cambridge University Press, 2007. 286 р
80. Castells М. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2009. 608 p.
81. Dearing J., Rogers E. Agenda-setting, Where Has It Been, Where Is It Going? / Anderson, J.A. (Ed.). Communication yearbook 11. Newbury Park, CA: Sage, 1988. Р. 555-594.
82. Entman R. M. Democracy without citizens: Media and the decay of American politics. Oxford: Oxford University Press, 1989. 256 p.
83. Fiske J. Television: Polysemy and popularity//Critical Studies in Media Communication 3-4, 1986. Р. 391-408.
84. Gray R. Lies, propaganda and fake news: a challenge for our age
[Электронный ресурс] // URL: www.bbc.com/future/story/20170301-lies- propaganda-and-fake-news-a-grand-challenge-of-our-age (Дата обращения:
14.12.2019) .
85. Green D. The Language of Politics in America: Shaping the Political Consciousness from McKinley to Reagan. Ithaca, 2012. 300 p.
86. Kenterelidou Clio. Public Political Communication and Media. The case of contemporary Greece [Электронный ресурс] // Economist, Communications
M.A. URL: https://www.litres.ru/fil-barden/vzlommarketinga-nauka-o-tom-
pochemu-my-pokupae (Дата обращения: 25.12.2019).
87. Kiousis S., McCombs M. Agenda setting article // MT Journal. 2003. Vol. 142. P. 145-150.
88. Laclau E. The Impossibility of Society // Canadian Journal of Political and Social Theory.1991. Vol. 15. N 1-2, 3. P. 24-27.
89. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Public Opinion Quarterly.1972. Vol. 36. N 2. P. 176-187.
90. Melucci A. Challenging codes. Collective action in the information age. Cambridge: Press Syndicate of the University of Cambridge, 2003. 441 p.
91. Willis J. The Shadow World: Life Between the News Media and Reality. New York: Praeger Publishers, 1991. 264 p.