Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (на примере материалов интернет-изданий «Нож», «Такие дела» и «Meduza»)

Работа №90860

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО МЕДИАКОНТЕНТА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ 8
1.1. Фактический материал в современном медиаконтенте 8
1.2. Содержание понятия «невербальный медиатекст» и
«креолизованный медиатекст» 16
1.3 Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-СМИ НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ «НОЖ», «ТАКИЕ ДЕЛА» И «MEDUZA» 37
2.1. Краткая характеристика интернет-изданий «Нож», «Такие дела»,
«Meduza» 37
2.2. Способы визуализации фактического материала в современном
медиаконтенте (на материале интернет-изданий «Нож», «Такие дела» и «Meduza») 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что объемы информации в современном мире принимают просто глобальные масштабы. В связи чем, среди основных тенденций развития медиасферы сегодня можно выделить компактификацию информации, фиксацию главного в материале и максимальное его упрощение для облегчения восприятия аудитории. Последняя тенденция связана с тем, что у читателя (зрителя, слушателя) все более вырабатывается привычка получать всю необходимую информацию не в вербальном, а в визуальном формате, более экономном и легком для восприятия в виде ярких, привлекающих внимание образов и простейшего визуального ряда.
Визуализация позволяет современному пользователю сразу же «схватывать» достаточно большие объемы информации, самостоятельно моделировать картину происходящего, опираясь на реалистичные фотографии, выразительные иллюстрации и доходчивую инфографику, а также соотносить представленный визуальный контент с текстовым компонентом журналистского материала.
Всесторонним изменениям подвергаются и сами средства массовой информации. Как в электронных, так и в печатных СМИ доля визуальной составляющей все более возрастает. Визуальные элементы не только дополняют текстовую информацию, «расцвечивают» ее с помощью дизайнерских методов, но и изменяют вербальное содержание, а также становятся самостоятельным контентом. Более того, в случаях, когда журналистский материал посвящен описанию динамики каких-либо процессов, сравнительному анализу различных факторов или характеристике масштабных явлений, то есть представлению достаточно большого объема статистических и иных данных, визуальный ряд начинает играть первоочередную роль.
Наиболее ярко тенденция визуализации информации проявлена в интернет-СМИ, что обусловлено рядом достаточно очевидных факторов, прежде всего, наличием соответствующих технических возможностей, а также особенностями восприятия интернет-аудитории, когда потребители лишь просматривают тексты, заголовки и изображения. В традиционных медиа усилению тенденции визуализации способствует компьютерная верстка: тексты становятся короче, словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической, повышается роль абстрактных визуальных элементов.
Под влиянием цифровых технологий в интернет-СМИ появляются новые форматы передачи информации. Благодаря таким специфическим свойствам интернет-среды, как мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, появилась возможность создавать оригинальные проекты, основанные на синтезе разных медийных платформ (текст, фото, видео, аудио, инфографика и т.п.), а также по-иному взаимодействовать с аудиторией. Популярность приобрели такие мультимедийные форматы, как лонгриды, истории, игровые проекты.
В целом медиапотребление все больше смещается в Интернет. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2019 год, для 62% россиян в возрасте от 18 до 24 лет основным источником информации является Интернет. При этом российская интернет-аудитория увеличивается за счет жителей регионов, небольших населенных пунктов, представителей старших возрастных групп.
Степень изученности исследуемой проблемы. На мировом уровне в научной литературе феномен визуализации информации и ее проявления в массовой коммуникации довольно подробно рассмотрены в работах М. Маклюэна, Р. Арнхейма, Ж. Бертена, М. Лимы, П. Штомпки. В работах Р. Барта, Ж. Дерриды, Г. Дебора, Ж. Бодрийяра отмечается доминирующая роль визуальных средств в создании новой коммуникации. В отечественной науке исследования по данной теме проводились В. В. Лаптевым, В. П. Зинченко, С. Г. Ушкиным, Г. А. Никуловой, В. В. Тулуповым.
Такие авторы, как Н. Г. Лосева, С. В. Федорова, С. И. Симакова, С. Р. Сулейманова, И. В. Голубятникова, И. В. Мильчакова, В. Е. Шевченко, И. И. Доброва, М. М. Лукина, С. Э. Некляев, С. С. Распопова, описали тенденции визуализации в современных медиа, ее типы и формы. Конкретные формы визуализации информации в печатных и онлайн-изданиях рассмотрены в статьях и монографиях Я. В. Лайковой, В. В. Лаптева, С. Э. Некляева, Е. А. Смирновой, С. В. Федоровой, А. А. Градюшко, С. Р. Сулеймановой.
В процессе написания работы мы обращаемся к исследованиям в области коммуникативной сущности прессы и журналистики в целом, в особенности, исследований, касающихся визуальной журналистики (Е. П. Прохоров, С. М. Гуревич, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко, А. А. Тертычный, Я. Н. Засурский, В. В. Тулупов, В. Е. Шевченко и С. И. Симакова). Высокую ценность представляют собой работы журналистов -практиков (А. А. Мирошниченко, В. Л. Касютин, А. В. Колесниченко, В. В. Скоробогатько, А. А. Амзин, О. М. Силантьева).
В то же время следует отметить, что исследований, касающихся визуализации информации в региональной и муниципальной прессе, а также основных проблем в данной сфере, с которыми сталкиваются редакции муниципальных газет, на наш взгляд, недостаточно, с чем и связан выбор темы исследования.
Объектом исследования являются процессы визуализации информации в средствах массовой информации.
Предметом исследования являются основные формы и функции визуализации информации в современных русскоязычных интернет-СМИ.
Цель исследования - выявление основных форм и функций визуализации информации в современных русскоязычных интернет-СМИ.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть место фактического материала в современном медиаконтенте.
2. Проанализировать содержание понятий невербальный «медиатекст» или креолизованный медиатекст.
3. Рассмотреть способы (формы) визуализации фактического материала в современном медиаконтенте.
4. Провести эмпирический анализ инструментов визуализации информации в интернет-СМИ на примере материалов «Нож», «Такие дела» и «Мсби/а».
5. Выявить способы визуализации фактического материала в современном медиаконенте (на материале интернет-изданий «Нож», «Такие дела» и «Мес1и/а»).
Гипотеза исследования: использование средств визуализации
медиаконтента обусловлено стилистикой и ценностными ориентациями конкретного интернет-издания.
Методы исследования. Для написания выпускной квалификационной работы имеет наибольшее значение структурно-функциональный метод, который предполагает рассмотрение медиатекста как многослойной системы, но при этом обладающей единой структурой, целостным единством функционирования его вербальных и визуальных компонентов. Кроме того, в ходе исследования использованы следующие методы: анализ научной литературы, типологизация, контент-анализ, сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала были выбраны публикации в интернет-СМИ «Нож», «Такие дела» и «Мсс1и/а». В рамках каждого издания производилась сплошная выборка визуальных элементов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности журналистов, работающих в СМИ различного уровня и формата.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современного человека постоянно окружает информация, которая зачастую усваивается в сознании индивидуума в виде отрывков, фрагментов. В связи с быстрым темпом и огромным потоком информации в эпоху высоких технологий меняется мышление аудитории, информация воспринимается по принципу клипа. В связи со сменой восприятия появилась необходимость фильтрации фактов, обстоятельного рассмотрения сути вопроса, что создало условия для поиска новых жанров, форматов и способов подачи фактического материала. Технические новшества позволили создать более совершенный и удобный для восприятия медиаконтент с учетом особенностей современного потребителя. Особенность заключается в том, что объемные тексты больше не привлекают внимания, человек перестал углубляться в информацию, все чаще ограничиваясь поверхностными фактами, поэтому появилась необходимость дополнять материал визуальной составляющей.
Визуализация стала ключевой характеристикой массмедийных средств информации, а креолизация вербальных и медийных элементов стала основополагающей их чертой. Комбинация различных способов представления современного фактического материала в виде взаимосвязанных модулей ослабляет границы жанров, форматов и платформ. Для журналистов поиск интересных сочетаний вербальных и аудиовизуальных компонентов превращает работу над материалом в настоящее творчество, а аудитории такой материал помогает выйти на более совершенный уровень восприятия и понимания медиаконтента.
Отличительная черта новых медиа - обилие интерактивных элементов, а также современный дизайн, красивая визуальная «упаковка». Рассматриваемые нами интернет-СМИ «meduza», «Нож», «Такие дела» соответствуют требованиям своей целевой аудитории и умело используют визуализацию в целях воздействия (иногда манипуляции) на неё. Популярными способами визуализации фактического материала стали фотогалереи, видеоматериалы, карточки, интерактивные карты, инфографика. Благодаря которым автор может направить внимание читателя на нужный ему фрагмент, то есть повлиять на его восприятие.
Популярность выбранных нами медиаплатформ обусловлена предметом отображения, в качестве которого могут выступать резонансные события, интересные судьбы, загадочные происшествия, необычные объекты действительности, общественно важные проблемы и так далее. Анализируемые интернет-СМИ отличаются детальным, разносторонним рассмотрением тем, они сочетают фактологичность и художественность, выполняют информативную и экспрессивную функцию.
Грамотный дизайн, продуманная драматургия способны увлечь читателя, создать яркие визуальные образы, которые служат «крючком», цепляясь за который человек принимает решение интересен для него такой контент или нет. В большинстве случаев изображения иллюстрируют вербальную часть, но в некоторых случаях являются самостоятельным компонентом, дополняющим текстовый блок. Изображения в основном несут информативную, экспрессивную и эстетическую функцию. Интерактивной графики пока не так много: в основном это карты и схемы, служащие для систематизации информации.


1. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Москва, 2003. 174 с.
2. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник / Ред. А. П. Сковородников / Красноярск: КГУ, 2000. Вып. 3 (11). С. 104-110.
3. Бойко М. А. Функциональный анализ средств создания образа страны (на материале немецких политических креолизованных текстов): автореф. дис... канд. филол. наук. - Воронеж, 2006. 28 с.
4. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке:
учебное пособие // Московский государственный институт печати [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-
books/xbook050/01/about.htm(дата обращения: 23.04.2020).
5. Валуенко Б. В. Выразительные средства набора в книге. Москва, 1976. 128 с.
6. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, № 10. С. 6-12.
7. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый, 2012. С. 152-155.
8. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги / Ю.Я. Герчук. Москва, 1984. 207 с.
9. Грахова И. А. Анализ социальной сети INSTAGRAM как инструмента формирования общественного сознания / И. А. Грахова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2017. № 3. С.175 - 177.
10. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Москва: Книжный дом «Либроком», 2014. 344 с.
11. Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. Москва: Наука, 1989. 356 с.
12. Дженнингз Б., Сузан Т. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. Москва: Вильяме, 2004. 432 с.
13. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. Москва: Флинта: Наука, 2008. 264 с.
14. Журналист в поисках информации / отв. ред. А. Симонов. - 2-е изд., испр. и доп. Москва: Галерия, 2000. 112 с.
15. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат, 1986. 223 с.
16. Зенкова А. Ю. Визуальная метафора в социально -политическом дискурсе: методологический аспект // Многообразие политического дискурса. Екатеринбург, 2014. С. 39-54.
17. Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации. Вестник Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2008. № 2. С. 6-16.
18. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. Москва: Новое издательство, 2011. 464 с.
19. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Гуманитарный центр "Монолит", 1998. 80 с.
20. Калмыков А. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие. Москва: Юнити-Дана, 2005. 383 с.
21. Карабина Ю. С. Эталон физической привлекательности как социокультурный фактор образа телесного «Я» у женщин / Ю. С. Карабина // Вестник КГУ им. Некрасова, 2010. № 4. С. 144-148.
22. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Москва: Алгоритм, 2004. 528 с.
23. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения: [Монография] / Ким М. Н. СПб. : Михайлов, 2001. 319 с.
24. Киуру К. В. Жанрообразование в современных массовых коммуникациях: от признаков жанрообразующих к дискурсивным / К. В. Киуру // Актуальные проблемы современной лингвистики, 2016. С. 24-29.
25. Клюканов И. Э. Русский язык и языковая личность / И. Э. Клюканов. Москва, 1997. 261 с.
26. Коньков В. И. Как изучать поликодовый текст на факультетах журналистики// Дизайн СМИ: тренды XXI века. Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 50-54.
27. Коньков В. И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос. Общество. Знак (к исследованию проблем дискурса): сб. науч. тр. / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. Санкт-Петербургб: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 38-45.
28. Крипке С. А. Тождество и необходимость // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIII. Москва: Прогресс, 1982. С. 340-376.
29. Кубрякова Е. С., Цурикова Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Москва Изд-во Московского ун-та им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 126-159.
30. Лайкова Я. В. Медиаинфографика как актуальный формат медиатекста // Медиадизайн: история, теория, практика: межвузовский сборник научных статей. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. С. 70-83.
31. Лайкова Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.10; Москва, 2016. - 25 с.
32. Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х т. Т. 4 / Г.В Лейбниц. Москва: Изд-во Мысль, 1989.
33. Лениздат.ру: информационный портал медиасообщества Санкт- Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenizdat.ru/articles/1142787(дата обращения 01.04.2020).
34. Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета. Москва: Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 87 с.
35. Мансурова А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - Казань: Изд- во КГУ, 2009. №1. С. 69-73.
36. Медиариторика и современная культура общения: наука - практика - Обучение: сб. статей XXII международной научной конф. (30 января - 1 февраля 2019 г.). Москва: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019. 604 с.
37. Поелуева Л. А. Массовая информация в культурной парадигме переходного периода. Саранск, 2005. 305 с.
38. Попова Е. С. Факторы формирования общественного мнения // Студенческая наука XXI века: материалы V и Междунар. студенч. науч. -практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 189-191.
39. Порозов Р. Ю. Визуальные коммуникации как «Period Eye» // Дискуссия: Журнал научных публикаций, № 7. Екатеринбург, 2012. С. 21-24.
40. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. Москва, 2002. 327 с.
41. Распопова С. С. Основы журналистской деятельности. М., 2017. 270 с.
42. Рэндалл Д. Универсальный журналист. Санкт-Петербург, 1999. 120 с.
43. Самосват О. И. Лайк в социальных сетях как показатель социального одобрения // Казанский педагогический журнал, 2015. № 6. С. 148-150.
44. Тарасов Е. Ф. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. Москва: Наука, 1990. 170 с.
45. Темнова Е. В. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. Москва: МАКС Пресс, 2004. Вып. 26. С. 24-32.
46. Тертычный А. А. Антикоррупционные журналистские расследования на региональных сайтах // Вестник Московского университета.
Сер. 10, Журналистика, 2014. № 6. С. 77-88.
47. Тертычный А. А. Сатирические интернет - сайты: типологические особенности // Вестник Воронежского государственного университета, 2015. № 4. С. 37-42.
48. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2000. 312 с.
49. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. Учебное пособие для вузов. Москва: Аспект пресс, 2002. 351с.
50. Тортунова И. А. О работе в современных популярных журналах: с точки зрения практика //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003. С. 447-455.
51. Федотов М. А. Правовые основы журналистики. Учебник для вузов. М.: ИМПЭ им. А. С Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 432 с.
52. Фоминых В. Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналиста. Красноярск, 1987. 124 с.
53. Чемякин Ю. В. Концепция «Общественной журналистики» и традиции российской печати [Электронный ресурс] // Дискурс-Пи. 2002. Т. 2, № 1. С. 121-122. Режим доступа: http://discourse-pm.ur.ru/avtor/chemakin.php. (дата обращения 02.04.2020).
54. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие. Москва: Гардарики, 2005. 287 с.
55. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2008. Т. 5. № 2. С. 37-67.
56. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал, 1982. Т. 3. № 5. С. 135-146.
57. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ.: Науч. ред. Я. Н. Засурский. Москва: Мысль, 1980. 287 с.
58. Якобсон Р. О. Язык в отношении к другим системам коммуникации / Р. О. Якобсон // Избранные работы / Р. О. Якобсон. Москва, 1985. 460 с.
59. Ямпольский М. Б. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. Москва, 1988. 314 с.
60. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система (монография). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 98 с.
61. Fowler R. Language in the News. Discourse and Ideology in the Press. London, 1991. 272 p.
62. Teun A Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2004. 365 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ