ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДКАСТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Аналитическая журналистика: понятие и основные характеристики 7
1.2. Покастинг в российском медиапространстве: история и
современность 21
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В
СОВРЕМЕННЫХ ПОДКАСТАХ 36
2.1. Аналитические подкасты в общественно-политических массмедиа («РИА
Новости», «Медуза», «Сноб», «ТАСС») 36
2.2. Аналитические подкасты в специализированных СМИ («АТ1пбех», «N+1») 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность. Современная журналистика очень разнообразна и многослойна. В ней ежегодно возникают новые направления и новые форматы журналистской работы. Тем не менее, состав ключевых направлений журналистики на протяжении многих лет в целом остается константным. Это означает, что в мире существовала и продолжает существовать новостная, расследовательская, научно-познавательная журналистика и пр. Среди всех направлений по-прежнему востребованной остается и аналитическая журналистика.
За рубежом аналитическая журналистика ^alyhc journalism) нередко именуется «critical thinking using tools», т.е. как журналистика, основанная на критическом мышлении, опирающаяся на использование определенных инструментов анализа социальной реальности. Поскольку изучение социальных проблем и противоречий, тенденций развития общества, причин и последствий тех или иных социальных явлений является актуальным во все времена, аналитическая журналистика также не теряет своей актуальности и злободневности.
В то же время по мере развития и трансформации социальной реальности в аналитической журналистике происходят неизбежные изменения. Они касаются как выбора проблематики для журналистского анализа (формирования аналитической повести дня), так и методов аналитической работы журналистов, и форматов представления журналистских материалов. В целом такую тенденцию следует оценивать позитивно, т.к. трансформация аналитической журналистики свидетельствует о ее жизнеспособности, о готовности и умении меняться в соответствии с изменением технологий СМИ, а также социального поведения людей, их установок, ожиданий и пр. Появление новых форматов в аналитической журналистике также можно только приветствовать, поскольку это означает, что аналитическая журналистика идет в ногу со временем и учится говорить со своей аудиторией на том языке и в том формате общения, который публике интересен и понятен.
Одним из новых форматов в современной аналитической журналистике являются так называемые подкасты. Сам термин возник от контаминации двух англоязычных слов («iPod» и «broadcast») и впервые был применен в 2004 году журналистом Guardian Т. Хаммерсли. Подкастом называют отдельный аудио - или видеофайл либо серию таких файлов, публикуемых в интернете на определённом сайте с возможностью подписки. На Западе о феномене подкастинга заговорили совсем недавно. Однако благодаря тем уникальным возможностям, которые он предоставляет, подкастинг быстро завоевал себе популярность во всем мире, в том числе в сфере аналитической журналистики.
Степень изученности темы. В настоящее время только формируется научное понимание того, что представляет собой подкастинг и формат подкастов, чем подкасты отличаются от традиционных форматов радиожуналистики, какой потенциал они в себе несут. Исследование подкастов сегодня идет по нескольким направлениям. Некоторые авторы рассматривают подкастинг в широком плане, в том числе как особую технологию в сфере образования (С.Г. Климченко). Другие исследователи изучают подкастинг как особый канал маркетинговых коммуникаций (Саганович Д.О., Коршик Т.Ч.). Стали появляться и специализированные работы, посвященные изучению подкастинга в современной аналитической журналистике (Шавров Д.). Однако пока целостного понимания феномена подкастинга в аналитической журналистике еще не сложилось.
Объект исследования в работе - аудиоподкасты как разновидность аналитической журналистики.
Предмет исследования - признаки аналитических жанров в современных аудиоподкастах общественно-политических и специализированных СМИ.
Цель работы - проанализировать аудиоподкасты как современную разновидность аналитической журналистики в российском медиапространстве.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности аналитической журналистики;
2) представить основные этапы развития формата покастинга в российском медиапространстве;
3) выделить отличительные черты аналитической журналистики;
4) проанализировать современные подкасты общественно-политических и специализированных СМИ на наличие признаков аналитических жанров.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты, как со специализирующихся порталов, так и многопрофильных. Сетевое издание «РИА Новости», информационное агентство «ТАСС», информационное издание «АйХпйех», «Медуза», «Сноб», научно-популярное издание «N+1». Всего было проанализировано семь подкастов.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и базируется на реализации общенаучных (аналитический, сравнительно - сопоставительный) методов и частных методов, обусловленных задачами и спецификой объекта и предмета исследования, - компонентного, контекстуального, функционально-стилистического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет по-новому взглянуть на формат аудиоподкаста. Исследование позволяет рассматривать подкасты, как следующую ступень развития СМИ, исследовать особенности восприятия аудиоматериала.
Практическая значимость видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и библиографический список. Объем 69 страниц, 60 источников литературы.
С развитием технологий в современном мире меняется восприятие информации, а соответственно и способы ее подачи. Формат подкастинга для современного человека является одним из самых удобных способов получения информации. Это способствует постоянной модернизации и расширению жанровых характеристик данного формата. Внутри тематических подкастов часто поднимаются спорные вопросы, темы для обсуждения. Эти особенности позволяют рассматривать подкасты, как новый формат аналитической журналистики.
Аналитическая журналистика, наряду с информационной стала преобразовываться в формат подкастов. Аудиоформат позволяет сохранить все жанровые особенности аналитической журналистики. Нами было выделено несколько таких особенностей: наличие проблемы, авторской оценки, тезисов и аргументов, пространственно-временное развитие проблемных ситуаций и их прогнозы, использование методов познания, объяснение сложных тем посредством наглядно-конкретного способа подачи материала.
Впервые в постсоветском пространстве о подкастах заговорили в 2005г. Данный формат не сразу раскрыл себя и не был востребован аудиторией. Однако с течением времени различные тематические или специализированные ресурсы стали публиковать аудио- и видеоподкасты. Сейчас аудиоподкасты базируются на сайтах крупных СМИ или других ресурсах, направленных на аудиоформат контента.
На основании проведенного исследования было выявлено, что современный подкаст всегда поднимает важные актуальные проблемы общества, подразумевает представление нескольких точек зрения на ту или иную ситуацию, что позволяет слушателям более детально разобраться в теме. Представление методов познания стимулирует аудиторию не слепо верить фактам, а анализировать и делать собственные выводы. Частое использование наглядно-конкретного способа изложения материалов позволяет без ущерба для восприятия материала, рассказать простыми словами о сложном. Таким образом цель данной работы, а именно исследование особенностей и специфики подкастов в аналитической журналистике России достигнута.
Тема модернизации подкастов и их жанрового расширения будет актуальна еще долгое время. В ходе развития технологий передачи информации, все форматы журналистского творчества претерпевают изменения. Этот процесс требует углубленного изучения для формирования представления о том, к чему движется журналистика.
1. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов [и др.]. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
2. Аналитическая журналистика [Электронный ресурс]. //
LiveInternet.ru: ин-т портал, 2007. Режим доступа:
www.liveinternet.ru/community/1484273/post32419271(дата обращения: 28.03.2020).
3. Арсеньева Т. Е. Новые медиа и новые тексты: к вопросу о специфике / Т. Е. Арсеньева, С. В. Фащанова // Казанская наука. 2018. №12. С. 97-100.
4. Ахмеджанова О. 20 полезных подкастов для предпринимателей и
маркетологов [Электронный ресурс] // Издательство «МИФ», 2019. Режим доступа: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/18/20-poleznyx-podkastov-
dlya-predprinimatelej-i-marketologov (дата обращения: 02.04.2020).
5. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 269 с.
6. Белякова Л. Аналитическая журналистика в системе социального
самопознания [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mediana.by/rubriki/issledovaniya/209-analiticheskaya-zhurnalistika-v- sisteme-sotsialnogo-samopoznaniya.html(дата обращения: 25.03.2020).
7. Белякова Л. П. Аналитическая журналистика в системе информационного обеспечения инновационных проектов. Минск: БГУ, 2013. 215 с.
8. Белякова Л. П. Аналитическая журналистика печатной периодики. Минск: БГУ, 2012. 167 с.
9. Болотова Е.А. Радиовещание в эпоху новейших технологий / Е. А. Болотова, Л. А. Круглова // Вестник московского университета. Журналистика. 2009. №4. С. 57-65.
10. Браславец Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. Воронеж, 2010. 169 с.
11. Бычкова М. Б. Трансформация основных функций журналистики в современной отечественной вещательной модели (на примере телеканала «Первый») / М. Б. Бычкова, А. А. Рябочкин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016. № 3. С. 179-186.
12. Вдовин. Ю. Кризис российской журналистики [Электронный ресурс] //Lenizdat.ru - информационный портал медиасообщества Санкт- Петербурга, Ленобласти и Северо-Западного региона, 2005. Режим доступа: https://lenizdat.ru/articles/1030552(дата обращения: 20.03.2020).
13. Воинова Е. А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. 2018. №12. С. 104-120.
14. Володенков С.В. Особенность Интернета как современного пространства политических коммуникаций // PolitBook. 2018. №3. С. 6-21.
15. Волоцкий М. Где слушать подкасты: 5 отличных Android- приложений [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: https://lifehacker.ru/5-android-prilozhenij-dlya-podkastov(дата обращения: 29.03.2020).
16. Волнухина В. И. Подкаст как самостоятельная единица в современном культурном медиапространстве // Культура и гуманитарные науки в современном мире: сб. ст. СПб.: «Реноме», 2019. С. 41 -49.
17. Гагарина А. Подкастинг сегодня и завтра [Электронный ресурс] // tvkinoradio.ru- портал для работников телевидения, кино и радиовещания, 2016. Режим доступа: https://tvkinoradio.ru/article/ article9964-podkasting- segodnya-i-zavtra (дата обращения: 22.01.2020).
18. Герасименко А. С. Радио в сети Internet и подкастинг: Создание собственного подкастинга и радиостанции в сети Internet. М.: Триумф, 2007. 176 с.
19. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учеб. пособие. Часть 2 / Под ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского университета, 2004. С. 68-83.
20. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. М.: УРСС, 2005. 286 с.
21. Дорофеева А. А. Подкастинг: новое радио в Интернете // Век информации. 2018. №1. С. 192-199.
22. Дорощук Е. С. Инновационный потенциал подкаста как интегрированной медиатехнологии / Е. С. Дорощук, П. В. Трифонова // МНИЖ. 2020. №2. С.35-37.
23. Дуцик Д. Что такое аналитическая журналистика и как стать
журналистом-аналитиком? [Электронный ресурс] // CABAR.asia - образовательная платформа медиаорганизации IWPR Central Asia, 2018. Режим доступа: https://school.cabar.asia/ru/video/diana-ducik-chto-takoe-
analiticheskaja-zhurnalistika-i-kak-stat-zhurnalistom-analitikom (дата обращения: 22.03.2020).
24. Егорова Л. А. Особенности функционирования звучащего научно - популярного дискурса в гипермедийной среде // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2008. № 3. С. 98-103.
25. Енбаева А. П. Сторителлинг - тренд современной журналистики / А. П. Енбаева, И. В. Топчий // Медиасреда. Челябинский государственный университет. Челябинск. 2018. № 14. С. 27-31.
26. Журавлева А. А. Аудиодневник как "народный" жанр российской радиожурналистики // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2014. № 1. С. 41-46.
27. Журавлева А. А. Подкастинговое вещание:структура, жанрово - тематическое разнообразие, особенности развития в социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1. С. 112-119.
28. Зверева Е. А. Новые медиаформаты трансляции контента журнальных изданий // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12. Вып. 10. С. 49-55.
29. Исследование: аудитория, рейтинги подкастов и подкастеров
[Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://vc.ru/media/107902- issledovanie-auditoriya-reytingi-podkastov-i-podkasterov (дата обращения:
02.04.2020)
30. Карпенко И. И. Радиовещание в Интернете: теория, типология, специфика журналистской деятельности: дис. канд. филолог. наук: 10.01.10. Белгород, 2009. 221 с.
31. Климченко С. Г. Использование технологии подкастинга при обучении иностранному языку // Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя
иностранного языка: материалы II общеуниверситет. семинара. Минск, 2015. С. 58-61.
32. Клюев Ю. В. Радиожурналистика в социуме: ее современное состояние и прогноз // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. №5. С. 109-114.
33. Краткий курс молодого подкастера по версии ИтриШи
[Электронный ресурс], 2018. Режим доступа:
ййрз://р.итри1ии.сот/111е5/Краткий%20курс%20 молодого%20подкастера.рй1‘ (дата обращения: 20.04.2020)
34. Круглова Л. А. Российские аудиоподкасты: становление и специфика развития// МедиаАльманах. 2018. №1 (84). С. 89-101.
35. Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Пятигорск, 2011. 25 с.
36. Литвиненко И. «Ройстанция» первый российский подкаст- терминал для профессиональных радиожурналистов / И. Литвиненко // МедиаАльманах. 2012. №2. С. 36-42.
37. Лошак В. Пластмассовые мальчики [Электронный ресурс] // Известия, 2005. Режим доступа: 1111[^:/л/.П|/пеА299691 (дата обращения: 20.03.2020).
38. Лукина М. М. СМИ в пространстве Интернета: учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 87 с.
39. Лучшие подкасты жанра. Философия [Электронный ресурс], 2020.
Режим доступа: https://www.1isteииotes.com/rи/best-philosophy-podcasts-
126/?гедюи=ги (дата обращения: 20.03.2020).
40. Лучшие подкасты на тему «Новости политики» [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://ru.player.fm/ru/featured/politics -roundup (дата обращения: 03.04.2020).
41. Нестерова Н. Г. Интернет-радио как новый тип медиа и основа новых дискурсивных практик // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 20-24.
42. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М.: Высшая школа, 2009. 83 с.
43. Перевалов В. В. Аналитическая журналистика. М.: МГУП им. И.Федорова, 2014. 104 с.
44. Подкаст - что это такое? [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://proslo.ru/podkast-chto-jeto-takoe(дата обращения: 01.04.2020).
45. Подкастинг сегодня и завтра [Электронный ресурс], 2016. Режим
доступа: https://tvkinoradio.ru/article/article9964 -podkasting-segodnyai-zavtra
(дата обращения: 03.04.2020).
46. Познер В. В чем причина кризиса российской журналистики?
[Электронный ресурс], 2014. Режим доступа:
https://pozneronline.ru/2014/09/9110/(дата обращения: 20.03.2020).
47. Распопова С. С. Подкастинг: учебное пособие для вузов / С. С. Распопова, Т. А. Саблина. М.: Аспект Пресс, 2018. 112 с.
48. Рожкова М. А. Право в сфере Интернета: сборник статей. М.: Статут, 2018. 740 с.
49. Саганович Д. О. Подкасты как новый канал маркетинговых коммуникаций / Д. О. Саганович, Т. Ч. Коршик; науч. рук. Н. В. Казаченко // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. 2019. Вып. 8. C. 207-211.
50. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: учебное пособие. М.: «Аспект-пресс», 2002. 288 с.
51. Тулупов В. Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества // Комментатор. 2006. № 4. С. 115-117.
52. Чижик А. В. Новые медиа форматы в массовой культуре эпохи цифровых технологий: культурологический анализ : дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. 180 с.
53. Что такое подкаст и для чего он нужен [Электронный ресурс],
2019. Режим доступа: https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/podkast-chto- ehto-takoe.html(дата обращения: 29.03.2020).
54. Шавров Д. Подкастинг как новый формат аналитической журналистики // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 249-254.
55. Шерель А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Москва: Прогресс - Традиция, 2004. 576 с.
56. Шмидт Э. Новый цифровой мир / Э. Шмидт, Дж. М. Коэн. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. 588 с.
57. King L. The Internet and the Mass Media / L. King, R. Picard, R. Towse. Sage Publications Ltd., 2008. 200 p.
58. Podcast [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/ definition/podcast (дата обращения: 03.04.2020).
59. Porter J. Lost sound: the forgotten art of radio storytelling. Chael Hill: UNC Press. 2016. 296 p.
60. Johnson J.T. Institute for Analytic Journalism [Электронный ресурс].
Режим доступа: www.bu.edu/iaj/Pubs/IAJProposal-20010327.PDF(дата
обращения: 23.03.2020).