Аудиоподкасты как современная разновидность аналитической журналистики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДКАСТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Аналитическая журналистика: понятие и основные характеристики 7
1.2. Покастинг в российском медиапространстве: история и
современность 21
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В
СОВРЕМЕННЫХ ПОДКАСТАХ 36
2.1. Аналитические подкасты в общественно-политических массмедиа («РИА
Новости», «Медуза», «Сноб», «ТАСС») 36
2.2. Аналитические подкасты в специализированных СМИ («АТ1пбех», «N+1») 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1. ПОДКАСТЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 7
1.1. Аналитическая журналистика: понятие и основные характеристики 7
1.2. Покастинг в российском медиапространстве: история и
современность 21
ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В
СОВРЕМЕННЫХ ПОДКАСТАХ 36
2.1. Аналитические подкасты в общественно-политических массмедиа («РИА
Новости», «Медуза», «Сноб», «ТАСС») 36
2.2. Аналитические подкасты в специализированных СМИ («АТ1пбех», «N+1») 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность. Современная журналистика очень разнообразна и многослойна. В ней ежегодно возникают новые направления и новые форматы журналистской работы. Тем не менее, состав ключевых направлений журналистики на протяжении многих лет в целом остается константным. Это означает, что в мире существовала и продолжает существовать новостная, расследовательская, научно-познавательная журналистика и пр. Среди всех направлений по-прежнему востребованной остается и аналитическая журналистика.
За рубежом аналитическая журналистика ^alyhc journalism) нередко именуется «critical thinking using tools», т.е. как журналистика, основанная на критическом мышлении, опирающаяся на использование определенных инструментов анализа социальной реальности. Поскольку изучение социальных проблем и противоречий, тенденций развития общества, причин и последствий тех или иных социальных явлений является актуальным во все времена, аналитическая журналистика также не теряет своей актуальности и злободневности.
В то же время по мере развития и трансформации социальной реальности в аналитической журналистике происходят неизбежные изменения. Они касаются как выбора проблематики для журналистского анализа (формирования аналитической повести дня), так и методов аналитической работы журналистов, и форматов представления журналистских материалов. В целом такую тенденцию следует оценивать позитивно, т.к. трансформация аналитической журналистики свидетельствует о ее жизнеспособности, о готовности и умении меняться в соответствии с изменением технологий СМИ, а также социального поведения людей, их установок, ожиданий и пр. Появление новых форматов в аналитической журналистике также можно только приветствовать, поскольку это означает, что аналитическая журналистика идет в ногу со временем и учится говорить со своей аудиторией на том языке и в том формате общения, который публике интересен и понятен.
Одним из новых форматов в современной аналитической журналистике являются так называемые подкасты. Сам термин возник от контаминации двух англоязычных слов («iPod» и «broadcast») и впервые был применен в 2004 году журналистом Guardian Т. Хаммерсли. Подкастом называют отдельный аудио - или видеофайл либо серию таких файлов, публикуемых в интернете на определённом сайте с возможностью подписки. На Западе о феномене подкастинга заговорили совсем недавно. Однако благодаря тем уникальным возможностям, которые он предоставляет, подкастинг быстро завоевал себе популярность во всем мире, в том числе в сфере аналитической журналистики.
Степень изученности темы. В настоящее время только формируется научное понимание того, что представляет собой подкастинг и формат подкастов, чем подкасты отличаются от традиционных форматов радиожуналистики, какой потенциал они в себе несут. Исследование подкастов сегодня идет по нескольким направлениям. Некоторые авторы рассматривают подкастинг в широком плане, в том числе как особую технологию в сфере образования (С.Г. Климченко). Другие исследователи изучают подкастинг как особый канал маркетинговых коммуникаций (Саганович Д.О., Коршик Т.Ч.). Стали появляться и специализированные работы, посвященные изучению подкастинга в современной аналитической журналистике (Шавров Д.). Однако пока целостного понимания феномена подкастинга в аналитической журналистике еще не сложилось.
Объект исследования в работе - аудиоподкасты как разновидность аналитической журналистики.
Предмет исследования - признаки аналитических жанров в современных аудиоподкастах общественно-политических и специализированных СМИ.
Цель работы - проанализировать аудиоподкасты как современную разновидность аналитической журналистики в российском медиапространстве.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности аналитической журналистики;
2) представить основные этапы развития формата покастинга в российском медиапространстве;
3) выделить отличительные черты аналитической журналистики;
4) проанализировать современные подкасты общественно-политических и специализированных СМИ на наличие признаков аналитических жанров.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты, как со специализирующихся порталов, так и многопрофильных. Сетевое издание «РИА Новости», информационное агентство «ТАСС», информационное издание «АйХпйех», «Медуза», «Сноб», научно-популярное издание «N+1». Всего было проанализировано семь подкастов.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и базируется на реализации общенаучных (аналитический, сравнительно - сопоставительный) методов и частных методов, обусловленных задачами и спецификой объекта и предмета исследования, - компонентного, контекстуального, функционально-стилистического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет по-новому взглянуть на формат аудиоподкаста. Исследование позволяет рассматривать подкасты, как следующую ступень развития СМИ, исследовать особенности восприятия аудиоматериала.
Практическая значимость видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и библиографический список. Объем 69 страниц, 60 источников литературы.
За рубежом аналитическая журналистика ^alyhc journalism) нередко именуется «critical thinking using tools», т.е. как журналистика, основанная на критическом мышлении, опирающаяся на использование определенных инструментов анализа социальной реальности. Поскольку изучение социальных проблем и противоречий, тенденций развития общества, причин и последствий тех или иных социальных явлений является актуальным во все времена, аналитическая журналистика также не теряет своей актуальности и злободневности.
В то же время по мере развития и трансформации социальной реальности в аналитической журналистике происходят неизбежные изменения. Они касаются как выбора проблематики для журналистского анализа (формирования аналитической повести дня), так и методов аналитической работы журналистов, и форматов представления журналистских материалов. В целом такую тенденцию следует оценивать позитивно, т.к. трансформация аналитической журналистики свидетельствует о ее жизнеспособности, о готовности и умении меняться в соответствии с изменением технологий СМИ, а также социального поведения людей, их установок, ожиданий и пр. Появление новых форматов в аналитической журналистике также можно только приветствовать, поскольку это означает, что аналитическая журналистика идет в ногу со временем и учится говорить со своей аудиторией на том языке и в том формате общения, который публике интересен и понятен.
Одним из новых форматов в современной аналитической журналистике являются так называемые подкасты. Сам термин возник от контаминации двух англоязычных слов («iPod» и «broadcast») и впервые был применен в 2004 году журналистом Guardian Т. Хаммерсли. Подкастом называют отдельный аудио - или видеофайл либо серию таких файлов, публикуемых в интернете на определённом сайте с возможностью подписки. На Западе о феномене подкастинга заговорили совсем недавно. Однако благодаря тем уникальным возможностям, которые он предоставляет, подкастинг быстро завоевал себе популярность во всем мире, в том числе в сфере аналитической журналистики.
Степень изученности темы. В настоящее время только формируется научное понимание того, что представляет собой подкастинг и формат подкастов, чем подкасты отличаются от традиционных форматов радиожуналистики, какой потенциал они в себе несут. Исследование подкастов сегодня идет по нескольким направлениям. Некоторые авторы рассматривают подкастинг в широком плане, в том числе как особую технологию в сфере образования (С.Г. Климченко). Другие исследователи изучают подкастинг как особый канал маркетинговых коммуникаций (Саганович Д.О., Коршик Т.Ч.). Стали появляться и специализированные работы, посвященные изучению подкастинга в современной аналитической журналистике (Шавров Д.). Однако пока целостного понимания феномена подкастинга в аналитической журналистике еще не сложилось.
Объект исследования в работе - аудиоподкасты как разновидность аналитической журналистики.
Предмет исследования - признаки аналитических жанров в современных аудиоподкастах общественно-политических и специализированных СМИ.
Цель работы - проанализировать аудиоподкасты как современную разновидность аналитической журналистики в российском медиапространстве.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности аналитической журналистики;
2) представить основные этапы развития формата покастинга в российском медиапространстве;
3) выделить отличительные черты аналитической журналистики;
4) проанализировать современные подкасты общественно-политических и специализированных СМИ на наличие признаков аналитических жанров.
Эмпирическую базу исследования составили аудиоподкасты, как со специализирующихся порталов, так и многопрофильных. Сетевое издание «РИА Новости», информационное агентство «ТАСС», информационное издание «АйХпйех», «Медуза», «Сноб», научно-популярное издание «N+1». Всего было проанализировано семь подкастов.
Методы исследования. Работа носит аналитико-обобщающий характер и базируется на реализации общенаучных (аналитический, сравнительно - сопоставительный) методов и частных методов, обусловленных задачами и спецификой объекта и предмета исследования, - компонентного, контекстуального, функционально-стилистического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет по-новому взглянуть на формат аудиоподкаста. Исследование позволяет рассматривать подкасты, как следующую ступень развития СМИ, исследовать особенности восприятия аудиоматериала.
Практическая значимость видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение и библиографический список. Объем 69 страниц, 60 источников литературы.
С развитием технологий в современном мире меняется восприятие информации, а соответственно и способы ее подачи. Формат подкастинга для современного человека является одним из самых удобных способов получения информации. Это способствует постоянной модернизации и расширению жанровых характеристик данного формата. Внутри тематических подкастов часто поднимаются спорные вопросы, темы для обсуждения. Эти особенности позволяют рассматривать подкасты, как новый формат аналитической журналистики.
Аналитическая журналистика, наряду с информационной стала преобразовываться в формат подкастов. Аудиоформат позволяет сохранить все жанровые особенности аналитической журналистики. Нами было выделено несколько таких особенностей: наличие проблемы, авторской оценки, тезисов и аргументов, пространственно-временное развитие проблемных ситуаций и их прогнозы, использование методов познания, объяснение сложных тем посредством наглядно-конкретного способа подачи материала.
Впервые в постсоветском пространстве о подкастах заговорили в 2005г. Данный формат не сразу раскрыл себя и не был востребован аудиторией. Однако с течением времени различные тематические или специализированные ресурсы стали публиковать аудио- и видеоподкасты. Сейчас аудиоподкасты базируются на сайтах крупных СМИ или других ресурсах, направленных на аудиоформат контента.
На основании проведенного исследования было выявлено, что современный подкаст всегда поднимает важные актуальные проблемы общества, подразумевает представление нескольких точек зрения на ту или иную ситуацию, что позволяет слушателям более детально разобраться в теме. Представление методов познания стимулирует аудиторию не слепо верить фактам, а анализировать и делать собственные выводы. Частое использование наглядно-конкретного способа изложения материалов позволяет без ущерба для восприятия материала, рассказать простыми словами о сложном. Таким образом цель данной работы, а именно исследование особенностей и специфики подкастов в аналитической журналистике России достигнута.
Тема модернизации подкастов и их жанрового расширения будет актуальна еще долгое время. В ходе развития технологий передачи информации, все форматы журналистского творчества претерпевают изменения. Этот процесс требует углубленного изучения для формирования представления о том, к чему движется журналистика.
Аналитическая журналистика, наряду с информационной стала преобразовываться в формат подкастов. Аудиоформат позволяет сохранить все жанровые особенности аналитической журналистики. Нами было выделено несколько таких особенностей: наличие проблемы, авторской оценки, тезисов и аргументов, пространственно-временное развитие проблемных ситуаций и их прогнозы, использование методов познания, объяснение сложных тем посредством наглядно-конкретного способа подачи материала.
Впервые в постсоветском пространстве о подкастах заговорили в 2005г. Данный формат не сразу раскрыл себя и не был востребован аудиторией. Однако с течением времени различные тематические или специализированные ресурсы стали публиковать аудио- и видеоподкасты. Сейчас аудиоподкасты базируются на сайтах крупных СМИ или других ресурсах, направленных на аудиоформат контента.
На основании проведенного исследования было выявлено, что современный подкаст всегда поднимает важные актуальные проблемы общества, подразумевает представление нескольких точек зрения на ту или иную ситуацию, что позволяет слушателям более детально разобраться в теме. Представление методов познания стимулирует аудиторию не слепо верить фактам, а анализировать и делать собственные выводы. Частое использование наглядно-конкретного способа изложения материалов позволяет без ущерба для восприятия материала, рассказать простыми словами о сложном. Таким образом цель данной работы, а именно исследование особенностей и специфики подкастов в аналитической журналистике России достигнута.
Тема модернизации подкастов и их жанрового расширения будет актуальна еще долгое время. В ходе развития технологий передачи информации, все форматы журналистского творчества претерпевают изменения. Этот процесс требует углубленного изучения для формирования представления о том, к чему движется журналистика.
Подобные работы
- Популяризация научных достижений ученых в сетевых изданиях
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - ПОДКАСТ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ИСТОРИКО-
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО ПРОЕКТА)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Особенности подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2025



