Введение 3
Глава 1. Экологическое сознание и медиасреда 5
1.1 Формирование экологического сознания 5
1.2 Экологическая коммуникация и её значение для общества 12
1.3 Участие СМИ в решении экологических проблем 21
Глава 2. Деятельность СМИ в области защиты природы 35
2.1 Экологическая тема в Российских СМИ 35
2.2 Характеристика и анализ новостей о современной экологии 47
Заключение 57
Библиографический список 60
Эмпирическая база 65
«Экологическая журналистика», как и экология в целом набирает популярность у всего человечества. Об экологии говорят, пишут и устраивают множество акций в поддержку «Зелёного движения».
Актуальность данной тематики с каждым годом становится всё больше и больше. Благодаря такой популярности появился термин «экожурналистика». Как жанр журналистики, экологическая пресса появилась совсем недавно. Уже в восьмидесятых можно было встретить первые материалы на природоохранную тематику. Как раздел, экологическая журналистика не определяется. Если руководствоваться таким мнением, то сюда можно включить абсолютно любые СМИ, ведь экология является сложной и многогранной темой, которая включает в себя не только освещение стихийных бедствий, но и сложную связь между человеком и природой.
Если рассматривать экожурналистику уже, то можно сказать, что она является отраслью журналистики, которая широко освещает вопросы глобальных и локальных экологических проблем, причем предметом экожурналистики могут быть не только глобальные или локальные экологические проблемы, но и позитивные события, связанные с экологией и природоохранной деятельностью.
Если смотреть на множество публикаций современных СМИ, которые знакомят читателей с экологией как областью знаний, нельзя не заметить взаимосвязь между экологической и социальной проблематикой. Экология, как говорится, почти в каждой публикации, в прессе - серьёзная область знаний, где второстепенных проблем нет.
Объект исследования: публикации современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Предмет исследования: анализ и характеристика публикаций современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Цель исследования - проанализировать специфику освещения экологических проблем СМИ.
Задачи исследования:
1. Исследовать разные подходы к пониманию экологических проблем
2. Изучить литературу, посвященную экологической журналистике и ее функциям, освещению социальных проблем в СМИ.
3. Исследовать созданные разными учеными классификации методов конструирования экологических проблем.
4. На примере материалов современных СМИ проанализировать
использование технологий проблематизации ситуаций в публикациях, посвященных проблемам экологической направленности: загрязнение воздуха, сортировка мусора и т.д
5. Проанализировать применение стратегий конструирования экологических проблем в материалах, посвященных природе.
Методология исследования, помимо общелогических методов, включает в себя анализ приемов конструирования экологических проблем в СМИ, сравнительный анализ и описательный метод.
Научная новизна исследования: в ходе исследования были выявлены и изучены характерные для современных изданий способы проблематизации экологической обстановки.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых и исследователей, как А.К. Цвик, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, Т.И. Фролова, С.И. Колесников, О.И. Лепилкина, В.М. Константинов и др.
Эмпирическую базу составили результаты контент-анализа популярных телеканалов, социологический опрос и материалы популярных изданий экологической направленности.
В ходе работы мы изучили историю и наполнение понятия «экологическая журналистика», особенности экожурналистики, различные классификации технологий конструирования экологических проблем в российских и зарубежных СМИ. Изучение разных подходов к пониманию природы экологических проблем позволило нам сделать вывод, что главной задачей экологической журналистики остаётся повышение уровня экологической осведомлённости и своевременное реагирование на экологические проблемы. Для этого журналисты должны создавать экологические СМИ и сеть своевременного экологического информирования населения. Также экожурналист должен создавать площадку для взаимодействия государственных, общественных и журналистских организаций. Это, наверное, главные условия развития экологических СМИ в России.
Взяв во внимание все точки соприкосновения экологии и журналистики мы пришли к пониманию главной цели экологической журналистики: экологическая журналистика - это не узконаправленная тема, а полноценное направление, которое развивается всё сильнее и сильнее с каждым годом. Предметом для обсуждения такой журналистики могут быть как проблемы, так и оптимистичные примеры в области экологии.
Мы изучили литературу, посвященную экологическим проблемам. Туда вошли труды А.К. Бродского, В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, Т.И. Фроловой, С.И. Колесникова, В.М. Константинова.
В результате проведенного анализа мы исследовали различные подходы к пониманию и решению экологических проблем и выделили типологию «зелёных» и массовых СМИ, которые занимаются такими проблемами. Мы выяснили, что сложностью для экожурналиста является получение доступа к общей природоохранной информации. Причем такая тенденция наблюдается чаще в региональной или «зелёной» прессе, чем в государственной. Часто региональная или «зелёная» пресса не может 57
получить достаточно информации, т. к такая информация находится в удаленных областных центрах и журналистам приходится обходиться информированием. У государственных СМИ доступ к информации значительно больше, но материалов по экологической повестке намного меньше, чем в региональных «зелёных» изданиях. Именно поэтому целью развития экологической журналистики является борьба за доступность и массовость экологической информации.
Мы провели исследование: социальный опрос и контент-анализ главных телеканалов страны. С помощью этого мы выяснили, на каком уровне на данный момент находится экологическая осведомленность у жителей России и каким образом экологическая повестка доходит до аудитории. Мы выяснили, что представители всех трех социальных групп осознают важность вопросов экологии и выражают озабоченность состоянием окружающей среды, стоит отметить, что для каждой группы существует собственный перечень важных экологических проблем, к примеру, пенсионеры больше озабочены качеством почвы и воды в силу своей садоводческой деятельности, в то время, как студентов волнует тема загрязнения воздуха по причине наличия неприятного запаха в районе общежитий в результате работы очистных сооружений.
С помощью проведенного анализа современных материалов мы выяснили, какие вопросы сейчас наиболее актуальны в экологической журналистике: раздельный сбор мусора, правильное природопользование, сохранение зелёных насаждений и редких животных.
Мы сделали вывод, что на данный момент, журналисты «зелёной» прессы переживают не лучшие времена. Перед ними стоит непростая задача: обеспечить массовость экологической периодики, говорить с читателем об экологии на понятном языке, привлекать читателя актуальностью тематики.
Также ещё остаются актуальными проблемы гражданских экологических прав. Часто такие проблемы происходит из -за недопонимания народа и власти. Именно поэтому работа экологического журналиста по сей день является незаменимой и актуальной. Такие проблемы экологические СМИ не могут обойти стороной. Каждая экологическая публикация представляет собой интерес и для властей и для народа. Задачей экожурналиста здесь является найти точки соприкосновения двух сторон и пути решения проблемы.
1. Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М.: Издательство Московского Университета, 2013. 120 с.
2. Агапова И. Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: автореф. дис. канд. психолог. наук: М., 2011. 320 с.
3. Алешина И. В. Поведение потребителей. М.: Проспект, 2014. 125 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 2012. 68 с.
5. Бродский А.К. Общая экология. М.: Академия, 2007. 256 с.
6. Вавилов И. О. Право человека на экологическую безопасность // Вестник Башкирского университета. 2014. № 4. 1565 - 1571 с.
7. Вершинин А. И. Деструктивность медиа агрессии в журналистском творчестве: к проблеме развития экологии зрительского восприятия // Экология человека. 2006. № 5. 48 - 51 с.
8. Воинов А. Е. Законодательство о СМИ и практика его применения в субъектах РФ М.: Журналистика, 2007. 310 с.
9. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика 1950-2000. СПб.: СПбГУ, 2006. 74-75 с.
10. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. Учебное по¬собие для высших и средних профессиональных учебных заведений физической культуры. М.: Пресс, 2015. 330 с.
11. Гарфилд Б. Десять заповедей рекламы. СПб.: Питер, 2012. 326 с.
12. Гельмгольц Г. О восприятии вообще. // Психология ощущений и восприятия: сб. ст. М.: Либроком, 2009. 325 с
13. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: РусПартнер, 2010. 122 с.
14. Геращенко Л. Л. Азбука рекламы. М.: Диаграмма, 2013. 340 с.
15. Геращенко Л. Л. Психология рекламы. М.: АСТ, 2012. 122 с.
16. Гринберг Т.Э. Коммуникационная концепция связей с обществен - ностью: модели, технологии, синергетический эффект // Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук// М.: Издательство Московского университета, 2008. 99 с.
17. Гунаре М. Принципы и технологии рекламы. М.: Рига, 2014. 91 с.
18. Гуревич П.С. Психология рекламы. М.: ЮНИТИ, 2010. 250 с.
19. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М.: Высш. шк. 2013. 120 с.
20. Дерябо С. Д. Экологическая психодиагностика / Дерябо С. Д., Ясвин В. А., М:. Дау-гавпилс, 1994. 29 с.
21. Иванян Р. Г. Журналист социальной сферы: личностные и профессиональные характеристики // Журналистика и социология: сб. ст. СПб., 2005. 58 с.
22. Ильин А. Н. Влияние культуры потребления на экологию // Век глобализации. 2013. № 2 (12) С. 113 - 129.
23. Калинина Н. В. Экологическая журналистика. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2012. 18 с.
24. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник. СПб.: Питер, 2011. 400 с
25. Корконосенко, С. Г. Социожурналистика: понятие, структура, практика. М: Издательство Юрайт, 2013. 135 -165 с.
26. Колесников С. И. Экологические основы природопользования. М:. «Дашков и К», 2010. 124 с.
27. Константинов В. М. Охрана природы: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.
28. Ковальчукова М. А. Анонс как речевой жанр (на материале интернет- дискурса) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2008. № 26. 54-58 с.
29. Корконосенко С. Г. Основы журналистской деятельности: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015. 332 с.
30. Корконосенко С. Г. Социожурналистика: понятие, структура, практика. М: Юрайт, 2013. 135 -165 с.
31. Корконосенко С. Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. М.: Логос, 2013. 248 с.
32. Коханова Л. А. Экологическая журналистика, РЯ и реклама: учеб. пособие для студентов вуза. М.: Юнити-Дана, 2007. 383с.
33. Куксин И. А. Ядерные технологии в отражении СМИ: поиск модели коммуникации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. С. 249 - 252.
34. Лепилкина О. И Способы актуализации социальных проблем в
современной газетной прессе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования 2010. №3. Режим доступа: http://www.science-education.ru/125-20221 (дата обращения 25.04.2020)
35. Мартынов А. С. Природа в сознании россиян // Гуманитарный экологический журнал. 1996. № 1. С. 10-16.
36. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М.: МГСУ «Союз», 1998. 339 с.
37. Малыгина Л. Е. Современный телевизионный анонс в коммуникативно-прагматическом аспекте: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.10. М., 2010. 22 с.
38. Мартынов А. С. Природа в сознании россиян // Гуманитарный экологический журнал. 1996. №1. С. 34-35.
39. Никитин А. Т. Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды / А. Т. Никитин, С. А. Степанов / М.: МНЭПУ, 2001. 232 с.
40. Полач Д. Социальные проблемы с конструкционистской точки зрения // Журнал исследований социальной политики. 2010. №1. С. 23.
41. Павелкина Л. С. Пресса как фактор экологического воспитания // Сборники конференций НИЦ Социосфера М., 2013. С. 11 - 12.
42. Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
43. Плюснин Ю. М. Конъюнктурность народного экологического мировоззрения // Экология и жизнь. 2005. № 4. С. 33-35.
44. Симонова, Т.М. Интегративный подход к исследованию социальных проблем // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. №1. С. 66-74.
45. Тулупов, В.В. Массовая социальная коммуникация и журналистика // Вестник Воронежского государственного университета. 2010. №2. С. 1-6
46. Старостенко Г. Экология против потребительства // Литературная газета. 2014. № 4. С. 33.
47. Тертычный А. А. Жанры периодической печати М.: Аспект Пресс. 2000. 313 с.
48. Цвик В.Л. Введение в журналистику: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд- во МНЭПУ, 2000. 128 с.
49. Федцов В. Г Экология и экономика природопользования: Учебно-методическое пособие / Федцов В. Г, Дрягилев Л. А / М.: Издательство РДЛ, 2002. 232 с.
50. Шумилина Т. В. Журналистика и концепция устойчивого развития // Вестник Моск. ун-та. № 10. 2006. С. 33.
51. Экологическая культура россиян [Электронный ресурс] - ИЖЕ:
йЛр://’№Сют.ги/шбех.рйр?1б=236&шб=111285
52. Экологическое сознание россиян [Электронный ресурс] - ПВЛ:
йЛр://’№Сют.ги/шбех.рйр?1б=238&шб=3702
53. Эпштейн М. Н. Экология мышления [Электронный ресурс] - ПВЛ:
йЛр://’№’№№.етогу.еби/1ЫТЕЬПЕТ/ез_есо1оду_1йшкшд.й1т1 (дата
обращения: 14.03.2020)
54. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: АСТ, 2000. 215 с.
55. Antonopoulos, Nikos; Karyotakis, Minos-Athanasios (2020). The SAGEInternational Encyclopedia of Mass Media and Society. Thousands Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. p. 551.
56. European Environment Agency. 2006 // Copenhagen, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007..
57. Dalton R. J., Rohrschneider, R. Transitional Environmentalism: Do Environmental Groups Cooperate Globally? // Center for the Study of Democracy. Research Monograph Series, 1999. 17
58. Murota Y. Global warming and developing countries: The possibility of a
solution by accelerating development // Energy policy. Vol. 24. 12.
Guildford, 1996. P. 1061-107.
59. Chapman Graham, Keval Kumar, Caroline Fraser, and Ivor Gaber. Environmentalism and the Mass Media. London; New York, 1997
60. McCombs M.E., Shaw D.L. The Evolution of Agenda-Setting Research: Twenty-Five Years in the Marketplace of Ideas // Journal of Communication. 1993. Vol. 43, no. 2. P. 58-67
61. Flor, Alexander Gonzalez (2004). Environmental Communication:Principles, Approaches and Strategies of Communication Applied toEnvironmental Management. Philippines: University of the Philippines Open University.