Особенности современной экожурналистики
|
Введение 3
Глава 1. Экологическое сознание и медиасреда 5
1.1 Формирование экологического сознания 5
1.2 Экологическая коммуникация и её значение для общества 12
1.3 Участие СМИ в решении экологических проблем 21
Глава 2. Деятельность СМИ в области защиты природы 35
2.1 Экологическая тема в Российских СМИ 35
2.2 Характеристика и анализ новостей о современной экологии 47
Заключение 57
Библиографический список 60
Эмпирическая база 65
Глава 1. Экологическое сознание и медиасреда 5
1.1 Формирование экологического сознания 5
1.2 Экологическая коммуникация и её значение для общества 12
1.3 Участие СМИ в решении экологических проблем 21
Глава 2. Деятельность СМИ в области защиты природы 35
2.1 Экологическая тема в Российских СМИ 35
2.2 Характеристика и анализ новостей о современной экологии 47
Заключение 57
Библиографический список 60
Эмпирическая база 65
«Экологическая журналистика», как и экология в целом набирает популярность у всего человечества. Об экологии говорят, пишут и устраивают множество акций в поддержку «Зелёного движения».
Актуальность данной тематики с каждым годом становится всё больше и больше. Благодаря такой популярности появился термин «экожурналистика». Как жанр журналистики, экологическая пресса появилась совсем недавно. Уже в восьмидесятых можно было встретить первые материалы на природоохранную тематику. Как раздел, экологическая журналистика не определяется. Если руководствоваться таким мнением, то сюда можно включить абсолютно любые СМИ, ведь экология является сложной и многогранной темой, которая включает в себя не только освещение стихийных бедствий, но и сложную связь между человеком и природой.
Если рассматривать экожурналистику уже, то можно сказать, что она является отраслью журналистики, которая широко освещает вопросы глобальных и локальных экологических проблем, причем предметом экожурналистики могут быть не только глобальные или локальные экологические проблемы, но и позитивные события, связанные с экологией и природоохранной деятельностью.
Если смотреть на множество публикаций современных СМИ, которые знакомят читателей с экологией как областью знаний, нельзя не заметить взаимосвязь между экологической и социальной проблематикой. Экология, как говорится, почти в каждой публикации, в прессе - серьёзная область знаний, где второстепенных проблем нет.
Объект исследования: публикации современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Предмет исследования: анализ и характеристика публикаций современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Цель исследования - проанализировать специфику освещения экологических проблем СМИ.
Задачи исследования:
1. Исследовать разные подходы к пониманию экологических проблем
2. Изучить литературу, посвященную экологической журналистике и ее функциям, освещению социальных проблем в СМИ.
3. Исследовать созданные разными учеными классификации методов конструирования экологических проблем.
4. На примере материалов современных СМИ проанализировать
использование технологий проблематизации ситуаций в публикациях, посвященных проблемам экологической направленности: загрязнение воздуха, сортировка мусора и т.д
5. Проанализировать применение стратегий конструирования экологических проблем в материалах, посвященных природе.
Методология исследования, помимо общелогических методов, включает в себя анализ приемов конструирования экологических проблем в СМИ, сравнительный анализ и описательный метод.
Научная новизна исследования: в ходе исследования были выявлены и изучены характерные для современных изданий способы проблематизации экологической обстановки.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых и исследователей, как А.К. Цвик, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, Т.И. Фролова, С.И. Колесников, О.И. Лепилкина, В.М. Константинов и др.
Эмпирическую базу составили результаты контент-анализа популярных телеканалов, социологический опрос и материалы популярных изданий экологической направленности.
Актуальность данной тематики с каждым годом становится всё больше и больше. Благодаря такой популярности появился термин «экожурналистика». Как жанр журналистики, экологическая пресса появилась совсем недавно. Уже в восьмидесятых можно было встретить первые материалы на природоохранную тематику. Как раздел, экологическая журналистика не определяется. Если руководствоваться таким мнением, то сюда можно включить абсолютно любые СМИ, ведь экология является сложной и многогранной темой, которая включает в себя не только освещение стихийных бедствий, но и сложную связь между человеком и природой.
Если рассматривать экожурналистику уже, то можно сказать, что она является отраслью журналистики, которая широко освещает вопросы глобальных и локальных экологических проблем, причем предметом экожурналистики могут быть не только глобальные или локальные экологические проблемы, но и позитивные события, связанные с экологией и природоохранной деятельностью.
Если смотреть на множество публикаций современных СМИ, которые знакомят читателей с экологией как областью знаний, нельзя не заметить взаимосвязь между экологической и социальной проблематикой. Экология, как говорится, почти в каждой публикации, в прессе - серьёзная область знаний, где второстепенных проблем нет.
Объект исследования: публикации современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Предмет исследования: анализ и характеристика публикаций современных СМИ, посвященные проблемам экологической направленности.
Цель исследования - проанализировать специфику освещения экологических проблем СМИ.
Задачи исследования:
1. Исследовать разные подходы к пониманию экологических проблем
2. Изучить литературу, посвященную экологической журналистике и ее функциям, освещению социальных проблем в СМИ.
3. Исследовать созданные разными учеными классификации методов конструирования экологических проблем.
4. На примере материалов современных СМИ проанализировать
использование технологий проблематизации ситуаций в публикациях, посвященных проблемам экологической направленности: загрязнение воздуха, сортировка мусора и т.д
5. Проанализировать применение стратегий конструирования экологических проблем в материалах, посвященных природе.
Методология исследования, помимо общелогических методов, включает в себя анализ приемов конструирования экологических проблем в СМИ, сравнительный анализ и описательный метод.
Научная новизна исследования: в ходе исследования были выявлены и изучены характерные для современных изданий способы проблематизации экологической обстановки.
Теоретико-методологической основой данной работы являются труды таких ученых и исследователей, как А.К. Цвик, В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, Т.И. Фролова, С.И. Колесников, О.И. Лепилкина, В.М. Константинов и др.
Эмпирическую базу составили результаты контент-анализа популярных телеканалов, социологический опрос и материалы популярных изданий экологической направленности.
В ходе работы мы изучили историю и наполнение понятия «экологическая журналистика», особенности экожурналистики, различные классификации технологий конструирования экологических проблем в российских и зарубежных СМИ. Изучение разных подходов к пониманию природы экологических проблем позволило нам сделать вывод, что главной задачей экологической журналистики остаётся повышение уровня экологической осведомлённости и своевременное реагирование на экологические проблемы. Для этого журналисты должны создавать экологические СМИ и сеть своевременного экологического информирования населения. Также экожурналист должен создавать площадку для взаимодействия государственных, общественных и журналистских организаций. Это, наверное, главные условия развития экологических СМИ в России.
Взяв во внимание все точки соприкосновения экологии и журналистики мы пришли к пониманию главной цели экологической журналистики: экологическая журналистика - это не узконаправленная тема, а полноценное направление, которое развивается всё сильнее и сильнее с каждым годом. Предметом для обсуждения такой журналистики могут быть как проблемы, так и оптимистичные примеры в области экологии.
Мы изучили литературу, посвященную экологическим проблемам. Туда вошли труды А.К. Бродского, В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, Т.И. Фроловой, С.И. Колесникова, В.М. Константинова.
В результате проведенного анализа мы исследовали различные подходы к пониманию и решению экологических проблем и выделили типологию «зелёных» и массовых СМИ, которые занимаются такими проблемами. Мы выяснили, что сложностью для экожурналиста является получение доступа к общей природоохранной информации. Причем такая тенденция наблюдается чаще в региональной или «зелёной» прессе, чем в государственной. Часто региональная или «зелёная» пресса не может 57
получить достаточно информации, т. к такая информация находится в удаленных областных центрах и журналистам приходится обходиться информированием. У государственных СМИ доступ к информации значительно больше, но материалов по экологической повестке намного меньше, чем в региональных «зелёных» изданиях. Именно поэтому целью развития экологической журналистики является борьба за доступность и массовость экологической информации.
Мы провели исследование: социальный опрос и контент-анализ главных телеканалов страны. С помощью этого мы выяснили, на каком уровне на данный момент находится экологическая осведомленность у жителей России и каким образом экологическая повестка доходит до аудитории. Мы выяснили, что представители всех трех социальных групп осознают важность вопросов экологии и выражают озабоченность состоянием окружающей среды, стоит отметить, что для каждой группы существует собственный перечень важных экологических проблем, к примеру, пенсионеры больше озабочены качеством почвы и воды в силу своей садоводческой деятельности, в то время, как студентов волнует тема загрязнения воздуха по причине наличия неприятного запаха в районе общежитий в результате работы очистных сооружений.
С помощью проведенного анализа современных материалов мы выяснили, какие вопросы сейчас наиболее актуальны в экологической журналистике: раздельный сбор мусора, правильное природопользование, сохранение зелёных насаждений и редких животных.
Мы сделали вывод, что на данный момент, журналисты «зелёной» прессы переживают не лучшие времена. Перед ними стоит непростая задача: обеспечить массовость экологической периодики, говорить с читателем об экологии на понятном языке, привлекать читателя актуальностью тематики.
Также ещё остаются актуальными проблемы гражданских экологических прав. Часто такие проблемы происходит из -за недопонимания народа и власти. Именно поэтому работа экологического журналиста по сей день является незаменимой и актуальной. Такие проблемы экологические СМИ не могут обойти стороной. Каждая экологическая публикация представляет собой интерес и для властей и для народа. Задачей экожурналиста здесь является найти точки соприкосновения двух сторон и пути решения проблемы.
Взяв во внимание все точки соприкосновения экологии и журналистики мы пришли к пониманию главной цели экологической журналистики: экологическая журналистика - это не узконаправленная тема, а полноценное направление, которое развивается всё сильнее и сильнее с каждым годом. Предметом для обсуждения такой журналистики могут быть как проблемы, так и оптимистичные примеры в области экологии.
Мы изучили литературу, посвященную экологическим проблемам. Туда вошли труды А.К. Бродского, В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо, Т.И. Фроловой, С.И. Колесникова, В.М. Константинова.
В результате проведенного анализа мы исследовали различные подходы к пониманию и решению экологических проблем и выделили типологию «зелёных» и массовых СМИ, которые занимаются такими проблемами. Мы выяснили, что сложностью для экожурналиста является получение доступа к общей природоохранной информации. Причем такая тенденция наблюдается чаще в региональной или «зелёной» прессе, чем в государственной. Часто региональная или «зелёная» пресса не может 57
получить достаточно информации, т. к такая информация находится в удаленных областных центрах и журналистам приходится обходиться информированием. У государственных СМИ доступ к информации значительно больше, но материалов по экологической повестке намного меньше, чем в региональных «зелёных» изданиях. Именно поэтому целью развития экологической журналистики является борьба за доступность и массовость экологической информации.
Мы провели исследование: социальный опрос и контент-анализ главных телеканалов страны. С помощью этого мы выяснили, на каком уровне на данный момент находится экологическая осведомленность у жителей России и каким образом экологическая повестка доходит до аудитории. Мы выяснили, что представители всех трех социальных групп осознают важность вопросов экологии и выражают озабоченность состоянием окружающей среды, стоит отметить, что для каждой группы существует собственный перечень важных экологических проблем, к примеру, пенсионеры больше озабочены качеством почвы и воды в силу своей садоводческой деятельности, в то время, как студентов волнует тема загрязнения воздуха по причине наличия неприятного запаха в районе общежитий в результате работы очистных сооружений.
С помощью проведенного анализа современных материалов мы выяснили, какие вопросы сейчас наиболее актуальны в экологической журналистике: раздельный сбор мусора, правильное природопользование, сохранение зелёных насаждений и редких животных.
Мы сделали вывод, что на данный момент, журналисты «зелёной» прессы переживают не лучшие времена. Перед ними стоит непростая задача: обеспечить массовость экологической периодики, говорить с читателем об экологии на понятном языке, привлекать читателя актуальностью тематики.
Также ещё остаются актуальными проблемы гражданских экологических прав. Часто такие проблемы происходит из -за недопонимания народа и власти. Именно поэтому работа экологического журналиста по сей день является незаменимой и актуальной. Такие проблемы экологические СМИ не могут обойти стороной. Каждая экологическая публикация представляет собой интерес и для властей и для народа. Задачей экожурналиста здесь является найти точки соприкосновения двух сторон и пути решения проблемы.
Подобные работы
- Экологическая журналистика как сегмент современной медиасферы
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2024 - Российские экологические журналы для детей: концепция, формат, целевая аудитория
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - ОСВЕЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА В
ИНТЕРНЕТЕ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4440 р. Год сдачи: 2018



