Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ «СВЯЩЕННАЯ ГОРА СУЛАЙМАН-ТОО»: ИСТОРИЯ МУЗЕЕФИКАЦИИ

Работа №90847

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

археология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История священной горы Сулайман-Тоо 13
1.1. Использование горы Сулайман-Тоо в древности и средневековье 13
1.2. Функционирование горы Сулайман-Тоо в новое и новейшее время 22
Глава 2. Музеефикация объектов культурного наследия горы Сулайман-
Тоо 32
2.1. Природные объекты 32
2.2. Исторические объекты 33
2.3. Религиозные объекты 46
Заключение 57
Список источников и литературы 62
Список сокращений 67
Приложение 68


Сулайман-Тоо - это название священной горы, вокруг которой расположен город Ош. Название горы переводиться как «Трон Соломона». Эта гора одной из первых была внесена в список всемирного наследия ЮНЭСКО на территории Средней Азии (рис. 1-3). О горе Сулайман-Тоо существует много легенд, рассказов и приданий. Это обстоятельство связано с тем, что гора почиталась местными жителями различных вероисповеданий, сначала язычниками, потом зороастрийцами, затем мусульманами. Для мусульман трехразовое посещение горы приравнивается к хаджу - паломничеству в Мекку.
Г ора не очень высокая и на одном из ее склонов расположен крупный музей. Помимо этого, на ней имеется множество природных объектов и различных историко-архитектурных памятников. Сулайман-Тоо имеет пять вершин и известковую структуру, которая позволяет сохраняться многим древним пещерам на протяжении тысяч лет. Свое название гора получила от легендарного библейского царя Соломона. В древности на склоне горы когда-то был зороастрийский храм, где совершали свои обряды огнепоклонники.
Возможно, что название города Ош своим происхождением связано с деятельностью зороастрийцев. Значительная часть горы покрыта гротами и пещерами разных размеров. Внутри горе известно больше семи пещер, которые постоянно посещали и посещают паломники. О каждой пещере есть своя легенда, в силу чего они считаются священными.
Актуальность работы вытекает из высокого культурного и исторического значения сакрального комплекса Сулайман-Тоо в жизни современного общества не только Кыргызской Республики, но и других стран. Музеефикация, сохранение и популяризация этого объекта культурного наследия весьма актуальная задача.
По комплексу Сулайман-Тоо есть достаточно представительный корпус литературных источников и интернет ресурсов, начиная от знаменитого произведения 20-х годов XVI века Бабур-Намэ (Захириддин Бабур, 2011). Однако в научной литературе и публицистике до сих пор ведется дискуссия об особенностях охранных мероприятий и реконструкции объектов Сулайман-Тоо .
Степень изученности темы. Министерство культуры и информации Кыргызстана и Национальной академией наук (НАН) в 2008 году подготовило и направило необходимый пакет документов для номинации «Священная гора Сулайман-Тоо» в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО с целью внесения ее в список. Институт истории НАН на средства, выделенные ЮНЕСКО, осуществил данный проект. Гора хранит множество тайн и свидетельств своей богатой истории. Это 101 местонахождение наскальных рисунков-петроглифов, высеченных на стенах пещер и гротов, а также на открытых скальных плоскостях. Они изображают людей, животных, разные геометрические фигуры эпохи древности и средневековья. Также это десятки святилищ, которые соединяют друг с другом пешеходные тропы. Значительная их часть в наше время заброшена, но 17 святилищ по- прежнему посещаются верующими и туристами. В настоящее время здесь действует уникальный музей под открытым небом, включающий мечеть на вершине, святилища, гроты, пещеры, культовые места и другие объекты архитектуры, в том числе находящиеся у подножья горы. Среди них мечеть Абдулла-хана ХУХ/ХУП-ХУШ вв., мечеть Мухаммед Юсуф, начала ХХ в., мавзолей Асаф-ибн-Бурхия, построенный в Х1-Х11 вв. и перестроенный в ХУП-ХУШ вв., развалины средневекой бани Х1-Х1У вв. Все эти памятники входят в состав Национального музея-заповедника «Великий Шелковый путь». Комплекс «Сулайман-Тоо» можно определить как «музей под открытым небом» . В значительной степени это и позволило комиссии ЮНЕСКО включить его в список объектов всемирного культурного наследия в 2009 г. под номером 1230 по критериям пункта III: Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла) и пункта IV: Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории .
В последнее время, к большому сожалению, внешний облик священной горы Сулайман-Тоо изменился не в лучшую сторону. Уже советскую эпоху одну из пещер пытались приспособить под ресторан. Правда сейчас в этой «новостройке» размещаются музейные экспозиции. Также был план построить на вершину горы канатную дорогу, но включение Сулайман-Тоо во Всемирное наследие заставило от него отказаться.
Высокий статус полученный музейным комплексом «Сулайман-Тоо», можно надеяться, устранит и другие существенные угрозы: размещение у подножия горы современных захоронений, огородов, мусорных свалок, многоэтажных застроек. Важно, что в документах ЮНЕСКО территория объекта вместе с буферной зоной определена в 295 га - это существенно больше, чем площадь самой горы. Помимо этого, властями города создано специальное муниципальное управление, которое отвечает за охрану и благоустройство всей территории объекта.
Первые научные исследования в окрестностях Сулайман-Тоо были проведены в 1877 г. комплексной французской экспедициейпод руководством Е. де Южфалви де Мезо-Ковесд. Часть материалов была опубликована в книге этнографа французской экспедиции Мари Бурдон дс Южфалви «DE PARIS a SAMARKAND», которая вышла в свет 1880 году, в Париже. Там впервые научно описан комплекс горы Сулайман-Тоо и прилегающих территорий .
Первым предпринял попытку выяснить этимологию названия и причину становления горы Сулайман-Тоо как исламской святыни Василий Владимирович Бартольд (1869 - 1930) - российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог; один из основателей российской школы востоковедения.
Первые исследования петроглифов Сулайман-Тоо осуществил Александр Натанович Берн игам (1910 -1956) - советский археолог, доктор исторических наук (1942), профессор Ленинградского университета. Работы А.Н. Бернштама легли в основу дальнейшего выделения чустской культуры начала II тыс. до н. э. Один из базовых памятников этой культуры - Ошское поселение - расположено на восточном подножье горы Сулайман-Тоо .
Юрий Александрович Заднепровский (1924-1999) - один из основателей направления изучения археологии Средней Азии - начал изучение исследования Ошского поселения чустской культуры на склоне горы Сулайман-Тоо, открытого В.В. Бартольдом. Ю.А. Заднепровский разработал периодизацию древней и средневековой истории Южного Кыргызстана, которую подразделяет на тринадцать периодов, начиная от ашельской эпохи до XIV-XVI вв. Ему же принадлежит предположение о трехтысячелетнем возрасте Оша как крупного населенного пункта .
Рассмотрение данных археологии, как объекта культурного наследия, стало одним из приоритетов президентской программы «Ош-ЗООО», которая была ориентирована и на музеефикацию горы Сулайман-Тоо .
Большой интерес исследователей привлекает комплекс наскальных изображений Сулайман-Тоо. Интересные обобщения сделаны доктором исторических наук, профессором Е.Г. Дэвлет, Б.Э. Аманбаевой, А.Т. Сулеймановой, Ч.М. Жолдошевым
Исторические и археологические исследования проводит ИФ ОшГУ. Материалы этих работ не только пополняют фонды вузовского музея, но и активно используются в экспозиционных комплексах музеев Оша .
Следует также отметить активное включение комплекса исторических и природных объектов в туристско-экскурсионные проекты, что отражено в публикациях соответствующей направленности .
Вместе с тем единого исследования, которое бы отражало все аспекты и особенности объекта культурного наследия Сулайман-Тоо до сих пор нет. Каждая из отмеченных работ сосредоточена на каком-либо одном аспекте - исторических памятниках, петроглифах, природных комплексах и т.п. Отчасти это исправляют экспозиции Музея Сулайман-Тоо, а также исторического и археологический музея Ошского государственного университета.
Объектом исследования является историко-культурное наследие Ошской долины, предметом - музеефицированный культурный комплекс горы Сулайман-Тоо.
Целью исследования является всесторонняя характеристика истории формирования, музеефикация и современное рекреационное значение объекта всемирного значения «Священная гора Сулайман-Тоо» (год внесения в Список ЮНЕСКО 2009, № 1230). Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Проследить историю формирования комплекса и определить этапы этого процесса;
2. Охарактеризовать природные компоненты горы Сулайман-Тоо;
3. Охарактеризовать исторические объекты горы Сулайман-Тоо;
4. Проанализировать процесс музеефикации историко-культурного комплекса Священной горы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Музейный комплекс Сулайман-Тоо по всем своим признакам можно квалифицировать как Музей под открытым небом. Такие комплексы как правило создаются при наличии недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения в природном и ландшафтном окружении. На эту территорию может осуществляться перемещение и других памятников из других мест. Однако на Сулайман-Тоо таких прецедентов пока не было. Данный комплекс можно квалифицировать и как музей смешанного типа, который включает как музеефицированные на месте памятники, так и памятники перемещенные.
Наиболее ценным музеям под открытым небом может быть присвоен статус музеев-заповедников, что также подходит для комплекса Сулайман- Тоо. Термин «Музей под открытым небом» чаще всего употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или памятников смешанного типа. Музеи под открытым небом, которые создаются на основе музеефицированных архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений, в большинстве случаев, называют музеями- заповедниками.
Вариантом музеев под Открытым небом является историко-архитектурный музей. Это отдельный профильный тип. Исследователи под историко-архитектурными музеями обычно понимают музеи, содержащие недвижимые архитектурные объекты, которые отражают определенный исторический период развития. На Сулайман-Тоо такие объекты есть.
Особую разновидностью историко-архитектурных музеев
представляют музеефицированные дворцово-парковые комплексы. Их еще называют архитектурно-художественными. На основе таких комплексов часто создаются архитектурно-художественные музеи. В них сохраняются сооружения, постройки и малые архитектурные формы, которые подробно передают особенности различных архитектурных стилей. Значительное внимание уделяется сохранению историко-культурного ландшафта, когда создаются или восстанавливаются сады и парки исторического облика.
Важное значение имеет опыт музеефикации археологических памятников. Это выражается в создании археологических музеев- заповедников, которые организуют на месте поселений, городищ, могильников и других археологических объектов. База такого музея - это реальное историческое место, представляющее археологическую и историческую ценность для науки и культуры. Такие музеи чаще всего включают в себя территорию с музеефицированными участками археологических раскопок, плюс природный ландшафт. Они могут дополняться музейным зданием с экспозициями и выставками, на которых демонстрируются типовые и редкие археологические артефакты, а также различные реконструкции из научно-вспомогательных материалов. Среди последних могут быть не только вещи, но воссозданные объекты, например жилища, культовые постройки, модели погребений.
Комплекс «Сулейман-Тоо» попадает под все приведенные В.П. Глушковой и В.М. Кимеевым определения «Музея под Открытым небом», что стало решающим для решения комиссии ЮНЕСКО включить его в список объектов всемирного культурного наследия в 2009 г. под номером 1230 по критериям пункта III, когда «Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла», и пункта IV, когда «Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» .
В настоящее время на известняковом останце Сулейман-Тоо, расположенном в центре г. Ош зафиксирован целый комплекс как природных так и культурных объектов, многие из которых исторически связаны друг с другом .
Наиболее ранним объектом является поселение бронзового века, получившие название - Ошское поселение. Этот памятник, исследованный и опубликованный Ю.А. Заднепровским, стал одним из приоритетных объектов в президентской программе «Ош-3000». Эта программа ориентирована на музеефикацию горы Сулейман-Тоо. Поселение, имеющее ярко выраженные признаки на северном склоне возвышенности Сулейман- Тоо: террасы, руины глинобитных жилищ и хозяйственных построек, можно эффективно использовать для музеефикации и более успешно интегрировать в комплекс Музея под открытым небом. Эти мероприятия могут существенно дополнить имеющуюся экспозицию Музея Сулейман-Тоо, который находится на противоположном склоне. Здесь также важно расширить экспозиционную коммуникацию, обустроив пути для подхода посетителей к месту расположения археологического памятника.
Следующим объектом средовой системы Музея под Открытым небом Сулайман-Тоо могут стать природные вершины горы. На всех вершинах имеются петроглифы, эпиграфические надписи, пещеры с интересной мифологической историей и даже отдельные строения. На горе Буура-Таг или Сулайман-Тоо расположен так называемый «Домик Бабура» (однокамерная мечеть Тахт-и-Сулейман) и имеется арабская надпись, получившая наименование по первому исследователю «надпись Веселовского» (памятник эпиграфики XI в.).
Петроглифы, которые исследователи относят к периоду существования Ошского поселения (чутская культура бронзового века), имеют три типа изображений: антропоморфные, зооморфные и геометрические. Они нанесены на более-менее ровные вертикальные, наклонные и горизонтальные плоскости камня с помощью выбивки, скобления и подшлифовки, т.к. основа горы - достаточно мягкий известняк.
Очень впечатляющими природно-культурными объектами Музея под Открытым небом Сулейман-Тоо могут стать пещеры. В недрах первой вершины - две пещеры. Одна с северной стороны находится в недоступном месте, не изучалась и названия не имеет. Вторая пещера первой вершины - Чакатамар, от слова «чакка», протекать, капать. С потолка этой пещеры капала вода, проходившая по капиллярным трещинам горы. Вход - неглубокий грот, в глубине которого отверстие, в которое можно проникнуть только ползком. Выход из пещеры, такое же круглое отверстие в 6-7 м. от входа. Считалась целебной.
На склоне второй вершины находится пещера Тепеункур («пещера на верхушке»). Спуск в нее почти вертикален. К этой же вершине относится пещера Чильтен-хана или Тешик-таш («дырявый камень»), в ней 3 входа. К третьей вершине относится пещера Ишен-Ункур. Играет роль своеобразной худжры (домика для размышлений и медитаций). На третьей вершине находится пещера Руша-Ункур или пещера Орлов. Состоит из 2-х ярусов. Это самая большая из пещер и в настоящее время здесь устроен музей. У входа сохранились петроглифы.
Пещера пятой вершины - Хуркыз - обиталище «гурии». Имеет очень красивый свод, напоминающий каменное кружево. По преданию здесь обитает дух небесной гурии.
И с пещерами и с необычными скальными образованиями связаны культовые места различного периода. Некоторые почитаются до настоящего времени. Например, пещера Чакатамар, имеет предание, в котором говорится отом, что женщина может избавиться от бесплодия, если она совершит определенные обрядовые действия.
Основная проблема создания цельной музейной композиции на комплексе Сулейман-Тоо - создание доступной коммуникационной среды, так как музей, отражающий все сегменты (элементы) комплекса уже существует и размещен в одной из пещер. На наш взгляд может существовать несколько экскурсионных маршрутов, зависящих от интереса посетителей - археологический, исторический, религиозный, природный и искусствоведческий.
В окончании работы следует отметить, что все поставленные задачи (обобщение истории формирования комплекса и определение этапов этого процесса, характеристика природных и исторических компонентов горы Сулайман-Тоо, а также обобщение и анализ процесса музеефикации историко-культурного комплекса священной горы) решены, цель исследования достигнута.



1. Аманбаева Б.Э. Средневековая баня-хамам в Оше (предварительные итоги изучения) // Древняя и средневековая история Кыргызстана. - Выпуск 1. - Бишкек, 1998. - С.44-45.
2. Аманбаева Б.Э., Девлет Е.Г. Петроглифы Сулайман-Тоо // Ош и древности южного Кыргызстана. - Выпуск V. - Бишкек, 2000. - С.24-29.
3. Аманбаева Б.Э.,Сулейманова А.Т., Жолдошов Ч.М. Наскальное искусство Кыргызстана (аналитический и историографический обзор). - Бишкек: Бийиктик, 2009. - 80 с.
4. Бернадский Г. М. Маршруты Ферганской долины. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 120 с. (По родным просторам).
5. Ведутова Л.М. Изображения лабиринта в петроглифике Сулейман-Тоо // Ош и Фергана: археология, новое время, культурогенез, этногенез.- Бишкек: «МУРАС», 2000. - Вып. 4. - С.96-100.
6. Все про Ош...Вып. 1. (Из материалов международной конференции «Ош на пороге XXI века: Из глубин истории в цивилизованное будущее»). - Ош.,1998. - 124 с.
7. Галицкий В. Я., Плоских В. М. Старинный Ош: Очерк истории. - Фрунзе: Илим, 1987. - 176 с.
8. Дудашвили С.Д. Туристские ресурсы Кыргызстана. - Бишкек: «Раритет- Инфо», 2004. - 278 с.
9. Дэвлет Е.Г. Лабиринты Сулейман-Тоо // Ош и Фергана в исторической перспективе.- Бишкек, 2000. - Вып. 3. - С.42-43.
10. Загребальный А.А. Жемчужина бога - город Ош. - Ош: б/и, 2003. - 39 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ