Введение 3
Глава I. История создания и развития музея истории православия на алтае . 16
1.1. Создание музея 16
1.1. Формирование фондов музея 22
Глава II. Основные направления современной деятельности музея 28
2.1. Современная экспозиция и культурно-образовательная деятельность
музея 28
2.2. Научно-фондовая работа 35
2.3. Новые возможности дополнения и представления экспозиций Музея истории Православия на Алтае: создание аудиогида и временной выставки 41
Заключение 49
Список литературы и источников 53
Список сокращений 61
Приложение 1 62
Приложение 2 63
Приложение 3 64
Приложение 4 65
Последний лист ВКР 80
Актуальность. Православное наследие — это уникальное явление в мировой культуре, включающее в себя движимые и недвижимые объекты культурного наследия, такие как: зодчество, иконопись, литье, шитье, миниатюра, пластика, фреска и др.
В последние десятилетия доминирует тенденция повсеместного возрождения православных храмов и святынь. На государственном уровне происходит процесс передачи Русской Православной Церкви объектов ее культурного наследия. Несчетное количество древних памятников возвращается на свои места. Широкое распространение получают церковные музеи.
«Сохранение и передача грядущим поколениям бесценного духовного наследия Русской Православной Церкви, запечатленного в памятниках архитектуры, иконописи, произведениях изобразительного и ювелирного искусства, скульптуры, всегда было очевидной и насущной задачей Церкви».
Русская Православная Церковь, выполняя эту задачу, приняла ряд необходимых мер. Прежде всего, это создание Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В епархиальных управлениях стало обязательным введение должности древлехранителя (лица, ответственного за сохранение культурного наследия и церковных памятников архитектуры и искусства в своем регионе).
Одним из самых эффективных способов сохранения культурного наследия является музеефикация, под которой понимается комплекс мероприятий по приведению объектов наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения. Она включает в себя исследование, реставрацию, консервацию и популяризацию памятников.
Музеефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта. Переход православных архитектурных памятников, в том числе комплексных, в состояние музейного объекта для территории юга Западной Сибири явление совершенно не типичное. Более приемлемой и характерной формой является музеефикация отдельных православных предметов - церковной утвари, икон, богослужебных книг, облачений. Такие коллекции комплектуются и создаются в алтайском регионе, прежде всего, в фондах государственных и муниципальных музеев. В большинстве случаев такие церковные предметы включают в экспозиции, представляют на тематических выставках, как предметы искусства и культуры определенного исторического периода. Для современной православной церкви, необходимым и существенным критерием является получение, через церковный предмет-экспонат или группу предметов, информации для понимания общей картины православной жизни населенного пункта или отдельного региона, а также по истории храма, монастыря, святого места, биографии подвижника или святого.
Такой востребованной формой музеефикации несомненно могут и должны стать православные музеи: епархиальный, благочинный, городской, монастырский, приходской, музей-квартира святого, воскресной школы.
В последнее десятилетие в сибирском регионе стали создаваться и открываться в основном епархиальные музеи, призванные собирать, сохранять и популяризировать самобытную историю епархий. Такие музеи в настоящее время действуют в основном при духовных семинариях, но только в некоторых епархиальных центрах, столичных, областных и краевых городах - Новосибирске, Томске, Барнауле, Тобольске, Кемерово. Мы остановимся на рассмотрении Музея истории Православия на Алтае в г. Барнауле.
Рассмотрев проблемы понимания православного наследия, отметим некоторые аспекты.
Во-первых, православное наследие становится все более популярным у разных слоёв населения. В Музее истории Православия на Алтае сконцентрировано многообразие церковного культурно-исторического наследия. Как следствие этого - музей принимает свыше 70 групп и около 2000 человек за год. Данная статистика является ярким показателем необычайно возросшего значения музея, как в культурно-просветительской, так и в научной жизни Церкви.
Во-вторых, история православной культуры в рамках развития Алтайского края является неотъемлемой составляющей изучения жизни региона. Поэтому комплектование и развитие фондов епархиального музея можно рассматривать, как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования исторической действительности.
В-третьих, с точки зрения музеологической науки, открываются перспективы внедрения новых методов работы с экспозицией и аудиторией для православного культурного наследия.
Отметим, что актуальность исследования еще усиливается не прекращающейся дискуссией вокруг законопроекта о возвращении церкви принадлежащих ей святынь.
Цель работы выявление особенностей хранения и презентации христианского наследия в Музее истории православия на Алтае.
Задачи:
1. Рассмотреть этапы создания музея;
2. Ознакомиться с концепцией и этапами формирования фондов указанного музея;
3. Описать современную экспозицию;
4. Оценить влияние систематизации фондов на условия хранения экспонатов;
5. Изложить опыт создания временной выставки и аудиогида по материалам музея.
Объект исследования: православное наследие региона,
аккумулированное в Музее истории Православия на Алтае.
Предмет исследования: особенности накопления, хранения, учета и презентации православного наследия Алтайского края.
Хронологические рамки охватывают период с 2004 г. - года основания музея по май 2019 г. (дата последнего обращения к источникам).
Территориальные рамки выпускной работы ограниченны Алтайским краем, из разных населенных пунктов которого в Музей истории православия на Алтае в г. Барнауле поступили предметы, отражающие особенности христианского наследия.
Степень изученности темы. Интерес к теме музеев в храме или же церковным музеям появился в России еще в 1920-е годы. Такие музейные организации пережили на своем веку много потрясений. Например, к 1927 г. происходит закрытие большинства памятников культового зодчества «как идеологически вредных учреждений» . Здесь теперь с церковной утварью и иконами размещаются агитационные плакаты, в алтарных частях храма - авангардистские выставки, оскверняются облачения священнослужителей. В связи с этим, данная категория объектов имеет огромную потребность в развитии, изучении и популяризации в XXI в.
При подготовке нашей работы привлекался широкий круг отечественных изданий, посвящённых общеисторическим церковным вопросам, созданию и развитию церковных музеев, способам классификации музеев данного типа, детальному описанию коллекций и отдельных экспонатов. Все эти работы можно разделить на четыре блока: общая музеология; общецерковная тематика; православное наследие; опыт деятельности Музея истории православия на Алтае.
Первую группу составляют работы Т.Ю. Юреневой, С.В. Карпова, В.Ю. Дукельского, А.С. Давыдовой, В.Ф. Козлова, М.Е. Кучеренко.
В учебном пособии «Музееведение» Т.Ю. Юренева освещает историю музеев-храмов, их уничтожение в 1920-1930-е гг. и восстановление на рубеже XX-XXI вв. . В методическом пособии М.Е. Кучеренко «Научно¬фондовая работа в музее» предоставлена подробная информация о хранении, упаковки и транспортировки музейных предметов, что применительно и к предметам, хранящихся в церковных музеях . Статья «Памятник архитектуры как объект музеефикации» С.В. Карпова повествует о задачах и способах консервации и реставрации объектов архитектуры для их последующей музеефикации . Исследователь В.Ю. Дукельский характеризует категории и специфику историко-культурных памятников и важность их прямого задействования в музейной среде.
Из работы А.С. Давыдовой «Вопросы сохранения и использования интерьеров памятников древнерусской архитектуры в музейных целях» нами была использована методика сохранения интерьеров в объектах культового зодчества . Помимо этого, автор поднимает вопросы о необходимости популяризации этих памятников с помощью музейного контента. В своем исследовании В.Ф. Козлов предпринял попытку освещения политики органов государственной власти 1920-1930-х гг. по отношению к культурному наследию .
Наибольший интерес во второй группе изданий, объединяющих публикации на общецерковные вопросы, представляют работы святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского, Ю.А. Крейдуна, Н.П. Железниковой.
Труды святителя Макария (Невского) представляют значительный важный пласт литературы, необходимой для подробного исследования вопросов становления и развития Алтайской духовной миссии. В исследовании были использованы «Советы для миссионеров Алтайской духовной миссии и инструкция для учителей миссионерских школ». Данная работа содержит информацию о деятельности, трудностях и успехах алтайских миссионеров XIX в. .
Изучением историии деятельности Алтайской миссии в современное время занимается секретарь Барнаульского Епархиального Управления протоиерей Георгий Крейдун. Его книга «Алтайская духовная миссия в 1830 - 1919 годы: структура и деятельность» является результатом детального рассмотрения вопросов о миссионерах . В другой работе этого автора развиваются идеи, что храм - не только организующий центр культурного ландшафта, но и образ модели гармоничного мироустройства, способствующего гуманизации общества .
Освещением процесса миссионерства на Алтае занимается Н.П. Железникова (директор Музея истории православия на Алтае). Одна из ее работ посвящена деятельности одного из первых миссионеров Макария (Глухарева) .
Третий блок формируют труды о православном наследии ряда авторов: М.Е. Каулен, П.С. Коваленко, В.Г. Бондарчук, Епископ Барнаульский и Алтайский Максим.
В статьях М.Е. Каулен 1990 г. и 1997 г. представлен сложный для светского обывателя церковный понятийный аппарат, обоснована актуальность создания музеев религии и их востребованность в современном обществе. Алтайским исследователем в области православного наследия является П. С. Коваленко. Его работы «Музей истории Алтайской духовной миссии в Бийске» и «Музеефикация православной истории Бийска посредством создания музея истории Алтайской духовной миссии» являются главными источниками изучения православного наследия города. Практический опыт деятельности Павла Сергеевича оказался востребованным при создании и восстановлении православных музеев в других регионах страны.
В статье В.Г. Бондарчука «Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий» представлен историографический обзор значительного круга работ современных авторов по созданию, ислледованию, реконструкции, музеефикации и популяризации памятников культового зодчества; подчеркивается важность их сохранения в первозданном виде .
Духовно-нравственные и религиозно-патриотические аспекты создания музеев православной веры рассматривает Епископ Барнаульский и Алтайский Максим в работе «На пути к храму» .
Особую группу работ, выявленных по теме исследования составляют труды, посвященные опыту деятельности Музея истории православия на Алтае.
Первые публикации о работе указанного музея принадлежат Т.С. Ильиной (2006 г.) и (2010 г.) . Н.П. Железникова опубликовала результаты изучения фондового собрания Епархиального музея . В последствии, названной исследовательницей был подготовлен ряд статей, посвященных отдельным коллекциям. Например, в цикле работ 2010 г. , 2011 г. и 2013 г. представлен стилистический анализ, композиционное построение икон и их значимость в православной культуре.
Исследования Г.Д. Замолотских составляют весомый вклад в изучении, классификации и документировании экспонатов и коллекций Музея истории православия на Алтае. Особое значение представляет статья «Первые иконы в музее Истории Православия на Алтае», посвященная иконописным памятникам XIX в. .
Труды Н.Г. Велижаниной «О своеобразии иконописи Западной Сибири» (1999 г.) , «К истории иконописания в Западной Сибири» (1987 г.) посвящены детальному изучению техники написания икон мастерами Западно-Сибирского региона и вводят в научный оборот отдельные экспонаты музея Барнаульской Епархии.
Исследователь Р.Р. Кожакулов осветил особенности научно-фондовой работы Музея истории православия на Алтае .
Несмотря на разнообразие выявленных работ, к настоящему времени нет ни одной исчерпывающей, обобщающей публикации по изучению становления, развития и способах презентации православного наследия.
Традиция создания церковных музеев своими корнями уходит еще в глубокую древность. При монастырях и епархиях создавались места для хранения церковных предметов - ризницы. Изначально в них хранились предметы, по своей ветхости вышедшие из богослужебной эксплуатации. Позднее ризницы стали не только местом хранения, но и презентации предметов старины.
В связи с административно-территориальным делением Церкви на епархии возникла потребность в создании местных православных музеев для сохранения культурного религиозного прошлого данной области.
Одним из таких примеров стало создание в 2004 г. Музея истории православия на Алтае в г. Барнауле, котором изначально комплектовались предметы религиозного назначения, поступающие из Томской и Новосибирской областей, Алтайского края и Республики Алтай, по причине существования до революции Барнаульского викариатства, входившего в состав Томской епархии.
В данный период времени на территории Алтайской митрополии и Горно-Алтайской епархии Музей истории Православия на Алтае является единственным местом хранения, изучения и представления православного наследия. По этой причине данный музей был выбран базой для написания Выпускной квалификационной работы.
При изучении материалов музея нами была поставлена цель - выявить особенности хранения и презентации христианского наследия, в рамках которой сформировались задачи по рассмотрению этапов создания и формирования фондов музея, описанию основных направлений современной деятельности и изложению приобретенного опыта создания временной выставки и аудиогида.
В процессе исследования темы были сделаны выводы относительно поставленных задач.
1. Музей истории Православия на Алтае - это уникальное явление в региональной музейной сети, по средствам которого осуществляются функции комплектования, хранения, изучения, описания и презентации культурного христианского наследия. На сегодняшний день фонды данного музея включают в себя все виды предметов религиозного назначения (иконы, богослужебные книги, церковная утварь, облачения священнослужителей, архивные документы и фотоматериалы, предметы декоративно-прикладного искусства).
2. Посредством комплектования фондов епархиального музея памятники духовной и материальной культуры перешли в статус источников информации по истории развития православной культуры региона. В связи с этим следует сказать о том, что деятельность, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов рассматривается как способ осуществления музеем функции документирования исторической действительности.
Систематизация фондов Музея истории Православия на Алтае позволяет фиксировать не только юридическое положение предмета, но и его культурное и научное значение. В результате этой деятельности стало возможно осуществление сравнительного анализа многогранных сторон культурной жизни в контексте влияния православных традиций.
3. В настоящий период времени популярность набирают мемориальные церковные музеи и археологические кабинеты - Музей истории Православия не исключение. К идее разделения музея Алтайская митрополия пришла в 2016 г., когда состоялась передача исторического здания Барнаульского духовного училища и последующий переезд Барнаульского Епархиального Управления. Археологический кабинет при Барнаульской духовной семинарии и Музей истории Барнаульской епархии ведут активную совместную культурно-образовательную деятельность, выполняя при этом ряд социокультурных, научно-просветительских, образовательных функций. Оба подразделения ведут разработки многочисленных программ для школьников и студентов. Музей выступает площадкой для проведения конференций различного уровня. Посредством сотрудничества Музея истории Барнаульской епархии и Барнаульским Епархиальным Управлением осуществляются паломнические поездки по святым местам Алтайского края и Республики Алтай.
4. В процессе работы над проектом «Тропою миссионера Василия
Ивановича Вербицкого...», были проведены архивные поиски. Найдены подробные сведения о биографии священника, его письма и поучения. В связи с данными открытиями выдвинуты предложения привнести в экспозицию, посвященную Алтайской Духовной Миссии фотографию Василия Ивановича, биографическую справку, а также два рукописных документа: личную переписку с родственниками и друзьями и
катехизические поучения.
Благодаря подробному изучению второго зала Музея истории
Православия на Алтае был претворен в жизнь проект по созданию аудиогида на международной платформе izi.TRAVEL. По нашему мнению, использование современной системы аудиогидов в православном музее решает несколько проблем: во-первых, посетитель сможет сам выбрать маршрут осмотра экспозиции и прослушать информацию об интересующих его экспонатах; во-вторых, экскурсант имеет возможность получить краткую информацию о предмете, затрачивая минимальное количество времени; в- третьих, при помощи использования современных технологий, музей автоматически увеличивает рейтинг музея; в-четвертых, использование аудиогида является неотъемлемым атрибутом при проведении экскурсий у иностранных посетителей в ситуации неимения экскурсовода, владеющего языками или переводчика; в-пятых, увеличивается процесс популяризации православного наследия, что ведет не только к привлечению посетителей, но и приобретению новых экспонатов.
5. Исходя из опыта организации и проведения временной выставки
можно говорить о том, что совместные проекты, осуществляющиеся путем сотрудничества православных храмов города и музея, способствуют популяризации всего мирового христианского наследия.
Таким образом, в ходе работы были выявлены особенности сохранения, локализации и популяризации православного наследия в музейных комплексах Алтайского края.
Вкладом в развитие Музея истории Православия на Алтае является разработка и опубликование на международной платформе izi.TRAVEL аудиогида по экспозиции Алтайская Духовная Миссия, организация и проведение временной выставки, посвященной празднику Пасхи в Александро-Невском Соборе, а также предоставление музею и издание архивных рукописных документов В.И. Вербицкого.
14. Антонова В.И. «Одигитрия Смоленская» раннего XIV г. и ее владелец Иван Мамонов // Средневековая Русь / отв. ред. Д.С. Лихачев. — М., 1976. С. 258 - 271.
15. Бетин Л.В. К вопросу об организации работ древнерусских живописцев // Средневековая Русь / отв. ред. Д.С. Лихачев. — М., 1976. С. 278 - 284.
16. Бондарчук В.Г. Анализ литературы о музеефикации российских культовых зданий. // Музей в храме-памятнике. / отв. ред. Н.В. Нагорский. — СПб., 2005. С. 11 - 16.
17. Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири // Сибирская икона. - Омск, 1999. С.40.
18. Велижанина Н.Г. К истории иконописания в Западной Сибири // Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. — Новосибирск, 1987. С. 125 - 141.
19. Горбунов В.В. Научно-фондовая работа в музее: учебное пособие // В.В. Горбунов, А.А. Тишкин. — Барнаул, 2015. С. 19.
20. Граф Ю.А. Олсуфьев. Икона в музейном фонде. □ М., 2005. С. 76 - 139.
21. Давыденко М.В. Музеи Барнаула и их роль в городском художественном образовании / М.В. Давыденко, В.С. Мининкова // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула. — Барнаул, 2005. С. 179 - 181.
22. Давыдова А.С. Вопросы сохранения и использования интерьеров памятников древнерусской архитектуры в музейных целях. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. — М., 1979. С.45 - 49.
23. Донская К.М. Метрические книги как источник по изучению территории приходов церквей Алтайского горного округа второй половины XVIII в. // Молодежь - Барнаулу: материалы XVII-XIX городской научно¬практической конференции молодых ученых / гл. ред. Ю.В. Анохин. □ Часть XIX. □ Барнаул, 2018. С. 719 - 720.
24. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности. // Памятниковедение: Теория, методология, практика.: сб. науч. тр. — М., 1986. С. 98.