ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В АЛТАЙСКОМ
ГОСуДАРСТВЕННО КрАЕВЕДЧЕСК0ММуЗЕЕ 21
1.1 Уникальные экспонаты по истории горного дела на Алтае XVIII-XIX вв. в собрании
Алтайского государственного краеведческого музея 21
1.2 Памятники науки и техники XX в.В собрании Алтайского государственного
краеведческого музея 32
ГЛАВА2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИВ ВЕДОМСТВЕННЫХ И
ОБЩЕСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ Г. БАРНАУЛА 36
2.1Интерактивный музей «Мир техники» 36
2.2 Музей Алтайского государственноготехнического университетаимени И.И.
Ползунова 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность. Музей является одним из важнейших культурных учреждений, так как он не только является центром сохранения культурного и исторического наследия, но и непосредственно способствует формированию культуры. Музей служит не только местом хранения и передачи знаний, полученных на основе информационного потенциала уникального объекта, но также является пространством для образовательной и рекреационной деятельностичеловека.
Конечно, музеи всегда имели определенное преимущество перед другими культурными учреждениями, поскольку, во-первых, они имеют возможность не только как-то, даже если очень интересно и увлекательно, рассказать, а именно «показать» какой-то подлинный предмет. Это не только может повысить непгсредственно интерн тосетитежи и слупателе^ но даже естественным образом служит сегодня особой визитной карточкой музея. Однако современный человек настолько привык к компьютерам, самым разнообразным гаджетам, то есть к интерактивному взаимодействию с окружающими предметами, что делает задачу музея в привлечении внимания аудитории все более сложной. В конце концов, посетитель музея сегодня, даже там, хочет такой же интерактивности. Поэтому в наше время музеи всеми возможными способами пытаются удовлетворить это желание, но многие из них ограничены в своей способности позволить посетителю трогать и поворачивать различные экспонаты, однако существуют и такие музеи, которые специально предназначены для этого - это научно¬технические музеи.
Научно-технические музеи представляют собой определенную группу музеев, специализирующихся на истории развития и современном состоянии науки и техники, а также на их влиянии на развитие человеческого общества. Существуют мгогопр^ильные муки, змим^щюся документарном истории науки и техники в целом и конкретной отрасли, наблюдением за
„ _ „ отдельными отраслями науки, техники, промышленного производства, например, музеи связи, авиации, транспорта, космоса и т. д. Существует
е
также большая группа мемориальных музеев науки и техники, она посвящена выдающимсяученым в области техники и естествознания.
Российская музейная энциклопедия представляет следующее определение этой категории музеев: музеи науки и техники - это специализированная группа музеев, которые документируют развитие науки и техники, выявляют и хранят памятники науки и техники, пропагандируют ’ ь и - т г.
л
истоРию техники и соответствующие фундаментальные и прикладные науки, популяризация основных научно -технических знаний, а также работа по д
непрерывному образованию.
вс у . ...
Одной из самых сложных задач научно-технических музеев является Р е
необходимость показать влияние науки и техники на развитие общества, раскрыть эволюцию системы «чел овек-техника-прир ода».
Выявление памятников науки и техники в качестве «свидетелей» значительных исторических и национальных событий в истории науки и 1
„ техники, деятельность выдающихся ученых и инженеров,
«демонстрирующих» свойства, характеристики и качества памятников неочевидным образом, подразумевает разработка соответствующих экспертных оценок. В научно-технических музеях хранятся образцы материалов и веществ, механизмов и инструментов, машин и агрегатов, моделей, демонстрирующих принципы работы устройств и воспроизводящих технические процессы.
Сложность сохранения памятников науки и техники определяется, с одной стороны, обилием материапов, образующих один объект. С другой стороны, сложностью или невозможность восстановления, или сохранения
„ „„ их первоначальных характеристик из-за отсутствия компонентов.
Начало музейного хранения памятников науки и техники восходит к лл,п,, в
XVIII в, когда стали появляться коллекции различных научных приборов, часов медицинских инструментов и т. д. В 1794 г. в Париже, в помещении аббатства Сен-Мартен-де-Шамп, был осгокш Национальный музей технологий, в котором собраны коллекции, устройства, созданные главным т образом для образовательных целей, для демонстрации технологий и ремесел-
Однако широка музейная технолог™ непосредственн° нэтишется только во второй половине XIX в. и оказывается, что это связано с появлением крупной прожпн.оноои, с ростом сети железных дорог- Научно -технические музеи появились в ряде городов Европы и США; 1857, Лондон; 1863, Вена; 1872, Москва и Лос-Анджелес; 1883, Будапешт; 1908, Прага и др . Они были сформированы как центры распро странения знаний о ремеслах, технологиях. В основе коллекций большинства из них лежат предметы, выставленные на выставках или сделанные для обучения. В музеи также поступили бразды оборудования, отражающие достижения инженерных и дизайнерских идей.
С середины XX в. музей науки и техники будет сосредоточен на поиске эффективных способов передачи научной, технической и промышленной информации, на такой демонстрации экспонатов, в которой игровой элемент и желание произвести впечатление на посетителя были поставлены на первый план.
Со 2-й половины XX в. количество музеев науки и техники в мире значительно увеличилось.
Научно-технический прогресс, всепроникающее влияние науки и техники как важнейшего элемента культуры на мировоззрение человека, на масштабные социальные процессы сформировали кредо музеев науки и я
техники как исследовательских, культурных и образовательных центров, обеспечивающих гуманистическое восприятие технологии, которые способствуют формированию мировоззрения общественности, особенно молодежи.
В наши дни научно-технические музеи существуют в Австралии, Австрии, Болгарии, Голландии, Германии, Дании, Индии, Италии, Испании, Канаде> Корее, Китае, Месите, Н°рвегии, П°льше, Румынии, Р^ищ Таиланде, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии, Японии. л т
В разнообразных научно-технических музеях имеются крупные междисциплинарные (по предметной области), национальные (по статусу) г-
музеи, определяющие общие тенденции развития, культуру их деятельности: Политехнический музей в Москве, Немецкий музей в Мюнхене, Музей Наука .,,
в Лондоне, Город науки и технологий La Villette в Париже, Национальньш технический музейв Праге, Музейнауки в Токио, Музейтехнологии в Осло.
т гон и ом
Немецкий музей в Мюнхене выступает одним из крупнейших в Европе, основанный в 1903 г. Устав музея гласит свою цель: «Изучить историческое развитие естествознания и техники, промышленности, показать их взаимодействие посредством образовательных демонстраций, визуально ' ' "
- раскрыть для широкой публики свои важнейшие этапы, используя для этого выдающиеся шедевры естествознания и техники, с обр анные в музее. «Около 50% исторических экспонатов музея являются уникальными. Экспозиция размещена в 300 залах общей площадью 50 тыс. квадратных метров. Многие оригинальные экспонаты являются постоянными, а часть из них может быть активирована посетителями.
Основными отделами музея являются горное дело, металлургия, металлообработка, автомобильный транспорт, строительство судоходства, авиация, геодезия, физика, астрономия, сельскохозяйственное оборудование, фотографии и т. Д. Исторические интерьеры воспроизводятся в отдельных комнатах (комната Галилея). Самые известные экспонаты: орган 1630 г., вакуумный насос и «Магдебургское полушарие», первая автоколяска Benz. В музее есть библиотека (500 тыс. Tонн), шгатетарй и обсерватория, а также создан научно-исследовательский институт по истории науки и техники. Музейежегодно посещают около 4миллионов посетителей.
Музей науки и промышленности в Чикаго (США) был основан в 1933 пр ТТ
г. Слоган музея: «Наука признает законы природы, промышленность применяет их к потребностям человека». Выставочная площадь составляет 40 тыс. м2. Экстозиции ансамбля (угольная шахта, улицл стар°г° города, интерьеры домов) дают возможность показать эволюцию вещей,
-о е п
окружающих американцев. Ежегодно музей посещают около 4 миллионов человек.
Щдаонмызьш музей туки в Токио, созданньш и |879 г. кж «Музей образования и пропаганды европейской культуры», представил интересные к
коллекции часов, весов, мер массы, объема и длины, моделей самолетов (масштаб 1:50), японский ракеты. В музее раскрываются традиционные японские ремесла и технологии: производство текстиля, бумаги, фарфора, стекла, металлов. Выставочная площадь музея составляет около 12 тыс. м2. Есть разделы: технологии, металлы, автомобили, живая природа. Экспозиция содержит большое количество интерактивных экспонатов, раскрывающих н г
„ „„ „
природу звука, проявления магнетизма, основы аэродинамики, механики и т.
д. Особое место в музее занимает «Научный театр», в котором, используя
наиболее современные аудиовизуальные средства зрителям
демонстрируются спектакли из жизни природы (годы "и т. д.). Ежегодно музей посещает 800 тысяч посетителей.
За последние 25-30 лет были созданы ассоциации. В США музеи Бостона, Чикаго, Лос-Анджелеса, Филадельфии и ряда других городов объединились для совместного проектирования и экспонирования научно-популярных выставок. Международная ассоциация музеев транспорта объединяет несколько сотен музеев, из которых железнодорожный транспорт - 18%, автомобильный и двухколесный - 11%, водный - 16%, авиация и космонавтика-1Р/о, почта, телеграфи тежфда - 11%.
Зарубежные научно-технические музеи, являясь неотъемлемой частью
„ .......... „ „ „ „ „ „ „„ „ „
национальной культуры, изучают и пропагандируют национальную историю, историю и основы, основы современных технологий и перспективныеидеи
де т м
Проблемный принцип показа истории науки и техники в многопрофильных музеях в настоящее время вытесняет отраслевой, что позволяет уделять больше внимания взаимосвязи и взаимозависимости истории развития научно-технической мысли и быта общества. Современные а тенденции в проблемном представлении научных, технических и промышленных объектов обществу определяются их трактовкой не только г- как памятников науки и техники, но и как памятников культуры с особым гуманистическим содержанием.
В структуре национальной музейной сети научно -технические музеи представляют относительно небольшую группу по сравнению с зарубежной - __ - __ _ ..... _ „ _ практикой; количество музейных памятников науки и техники представлено в единицах . Так, например, появился еще в 20-х гг. XX в. Идея музеефикации объектов индустриального наследия в России была реализована только в 1987 г. с созданием фабричного музея в городе Нижний Тагил Свердловской с с л и
°бласти (эта практака используется за рубежом с 1930-х гг). Осозшиие общественностью необходимости сохранения объектов индустриального наследия и музейизации памятников науки и техники в целом подтверждается конкретными примерами (Подводная лодка Д-2 в Санкт- Петербурге, проект музеефикации атомных электростанций в Обнинске, Калужская область, проект за музеефикацию ледокола «Ленин»).
Несомненно, в России представления о стоимости объектов, отражающих развитие науки и техники, начали формироваться еще в XVIII в., например, отдельные предметы, демонстрирующие научно-техническое
развитие, были частью первых частных коллекций (Петр I, Дж. Брюс, Д. М. Голицын), а также были представлены в Санкг-Петербургской Kунсткамеры, Эрмитаже и модельной палате Вольного. Экономическое общество.
Специализированные музеи стали открывать при различных отделах: Рудное отделение при Берг-Коллегии, Музей истории оружия на Тульском
де оружейном заводеи др.
Вначале XIX в. Былонесколько проектов Национального технического музея (1811, 1817, 1821, 1829), которые так и не были ревизованы. В 1823 I в Барнауле был открыт музей (к 100-летию горнодобывающей
и о по п
промышленности на Алтае), основной целью которого было показать технические достижения механики местных заводов. При этом основное т
внимание было удедено ищии маши, зав°д°в и шахт. йшдевдии формировались в основном в музеях учебных заведений или отдельных гл
отраслей. Эти предметы экспонировались на художественных выставках, ... . ,,.. . к. -. с .
проводимых сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем в провинциальных городах.
В 1872 г. в Санкт-Петербурге был открыт Музей прикладных знаний, а в Москве - Политехнический музей, который является одним из крупнейших научно-технических музеев мира. С конц а 1870-х гг. Этот музей является н и ± о
одним из ведущих ибр^юватеденых деэтрот России, где крундеШнде ученые того времени (Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. Н. Бекетов и др.) Читали лекции для широкой публики. Лекции и экскурсии сопровождались демонстрацией различных экспериментов и экспериментов. В музейных лабораториях были проведены научно-исследовательские лаборатории и сделаны мировые открытия («свеча Яблочкова»).
В общем, основная задача технических музеев в XIX в. Была пропаганда последних достижений.
В конце XIX - начале XX вв., когда история науки и техники стала выделяться непосредственно в самостоятельной области знаний, стали появляться различные проекты Музея истории технологии, которые были
частично р еализовано в 1920-х и 1930-х гг. XX в. Ключевой задачей было .,, я
показать идеи, а не вещи. Также необходимо отметить попытку создания в начале 1930-х гг. в Москве, во Дворце технологий, экспозицией которого занимались крупнейшие историки науки и техники. Однако эти проекты не были реализованы из-за «чрезмерного историзма», что, по мнению о ов
противников подхода, не решило актуальных проблем. Однако индустриализация страны которая требовала внедрения технических инноваций в производство,сама по себе привела к созданию технических музеев в качестве помощи государственному строительству (например, на
о той орг
новостройках, промышленных предприятиях и т. Д.), Многие из которые были впоследствии закрыты.
В 1960-х гг. начали гозникап, музеи тосмошшшкш и авиации, в которых были представлены как музеи истории космонавтики, так и мемориальныемузеи, посвященные космонавтам и ученым в этой области.
рудн ь . . о у
В 1980-е г. на волне осознания необходимости музификации ю
__ __ __ _ „ _ _
памятников науки и техники появляются первые непосредственно музейные объекты.
Однако если сегодня технические музеи за рубежом являются одними т . б
из самых востребованных культурных объектов, то, к сожалению, у ., р и
большинство технитеских музеев в Р°ссии только начина раживагося. Эго связано, прежде всего, с их ведомственной принадлежностью. В целом, развитие технических музеев - это процесс, основанный на традициях музея и его уникальном пути развития, но в то же время опыт отечественных и зарубежных коллег широко изучается и адаптируется. Можно сказать, что сейчас наступает эра таких музеев и, несомненно, их роль в культурной жизни с развитием технологий, технологий и науки будет только возрастать.
В нашем городе есть несколько музеев, экспонирующих объекты науки и техники. Их можно разделить на государственные - Алтайский государственный краеведческий музей, не относящийся к данной группе, и ведомственно-интерактивный музей «Мир техники» и Музей Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова, которые базируются на базе вузов города и носят научно -технический профиль. Предметы науки и техники этих музеев недостаточно систематизированы, а опыт экспонирования в этих учреждениях мало изучен. Эта работа будет посвящена этим вопросам.
-W—w- -W—w-
Цели и задача Цель работы - систематизация и ж™ сведений о научно-технических коллекциях в музеях г. Барнаула.
л
Задачи:
1) Выявить и охарактеризовать уникальные экспонаты по истории горного дела на Алтае XVIII-XIX вв. в собрании Алтайского государственного краеведческого музея;
2) Систематизировать намята™ туки и техн™ XX и. в гобранта Алтайского государственного краеведческогомузея,дать имхарактеристику;
3) Выявить и описать научно -технические коллекции интерактивного музея «Мир техники» и музея Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова;
и ию .
4) Продемонстрировать опыт экспонирования предметов науки и
о н с -ай э
___ _ _ __
техники в ведомственных музеях г. Барнаула.
Объект и предмет. Объектом исследования являются научно-технические экспонаты как музейные предметы. Предмет исследования - научно технические коллекции в музеях г. Барнаула.
Степень изученности темы. Изученные в процессе исследования публикации можно условно разделить на следующие группы. К первой отнесем работы, посвященные памятникам науки и техники, их свойствам и особенностям, классификации и атрибуции; ко второй - публикации, рассматривающие специфику и функции научно-технического музея, проблемы комплектования его фондов, а также экспозиционную деятельность.
В публикациях первой группы особо выделяется статья И.Е Бубнова (1981 ) , в которой предложено определение памятника науки и техники (ПНТ), используемое исследователями и сегодня. Также определение ПНТ предлагает и такой исследователь как П.В Боярский (1988) , кроме определения ПНТ автор непосредственно касается предмета и задач
Музеи традиционно называют храмами культуры и искусства. В
р
течение многих сотен лет музеи были «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, поскольку они хранят как интересные «вещи», такикультурныетрадиции - свидетельствовысочайших достижений человеческого творческого гения.
Музей помогает решать насущные проблемы и адаптироваться к людям уже в новом тысячелетии. Посетитель приходит в музей за новыми и э
впечатлениями, знакомится с интересующими его выставками и экспозициями, пользуется путеводителями или участвует в предлагаемых ему интерактивных мероприятиях.
Роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи как неотъемлемая часть мировой культуры хранят, изучают, выставляют подлинные экспонаты - свидетельства жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное наследие народов, сохраняемое и накапливаемое в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких как память, систематическое изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, морали, патриотизму и т. Д.
Одной из особенностей современного глобального мира является его изменчивость, высокая динамика. Музей стремится постоянно реагировать на эту изменяющуюся динамику жизни.
Отвечая на выставки, акции и публикации по острой проблеме современного мира, музей предлагает свою историческую перспективу, помогает глубоко осмыслить тему и ее новые перспективы.
Современное понимание музея как коллекции и экспозиции культурнь1х и исторических цееиостей тесто ошю с ег° иыстсточтай работой. Способность правильно представлять информацию стала столь же важной в музейной работе, как и сохранениеэкспонатов.
Образовательное пространство музея науки и техники позволяет посетителю не только соприкасаться с реальным материальным объектом, но и в случае его отсутствия увидеть рациональную реконструкцию истории изучаемых явлений, в данном случае это это вопрос технологии. И даже тогда, теоретически, эту технику можно отнести к реальности культуры. . . и
Еще в 1968 г. Франк Оппенгеймер (Физический факультет, Университет Колорадо) отметил, что «Объяснение науки и техники без Г ь у е б
Г-
реквизита напоминает попытку научить плаванию без доступа студента к воде. Для многих наука остается непостижимой, а технологии пугающими. И еЩе: «дЛЯ этого нужны инструменты, которые люди могут видеть и испытывать; устройства, демонстрирующие явления, которые могут быть вызваны, остановлены, изменены самими посетителями». Такое соучастие сотрудников музея и посетителей называется «интерактивным» (совместимым). На Западе интерактивные музеи часто называют детскими музеями.
Во многих странах созданы высокотехнологичные музеи, в которых собраны не произведения искусства разных народов и времен, а артефакты науки, которые позволяют судить не только о современных технологиях, но и о том, что ожидает человечество в будущем. ,
Несомненно, город Барнаул можно считать культурной столицей Алтайского края. Музейная сеть города имеет особое значение для музейной деятельности всего Алтайского края.
Музейный фонд Барнаула можно в полной мере отнести к богатому наследию многовековой истории, ведь этот город, безусловно, является памятником культуры и искусства на Алтае. Все экспонаты и коллекции музеев несут чувства и эмоции людей, которые жили здесь несколько веков.
В данном работе была предпринята попытка системного рассмотрения таучю-техжч^х коллекций в собраниях музеев г. Барнаула.
Использованная в выпускной квалификационной работе методологиясделала _ - „„ „ „
возможным в определенной степени решение задач, поставленных на начальной стадии исследования:
де е
1) Выявить и охарактеризовать уникальные экспонаты по истории горного дела на Алтае XVIII-XIX вв. в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
2) Систематизировать памятники науки и техники XX в. в собрании * а
Алтайского государственного краеведческого музея, дать им характеристику.
3) Выявить и описать научно -технические коллекции интерактивного
л й ь
музея «Мир техники» и музея Алтайского государственного ! ехиическ°|о университета имени И.И. Ползунова. .у то
4) Продемонстрировать опыт экспонирования предметов науки и
ит
техники в ведомственных музеях г. Барнаула.
Таким образом, была достигнута основная цель данной работы - систематизация и анализ сведений о научно -технических коллекциях в музеях г. Барнаула.
Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [Эл^троттш ресурс]: приказ Мин. Культ. СССР от 17.07.1985 г. № 290. Режим доступа:
https://museumlaw.ru/1037.html. Дата обращения: 13.04.18.
2 ФЗ от 23.022011№ 19-ФЗ. Закон «О р.несенш-i изменений в
....... .......
Федеральный закон «О Музейном фонде РОССИЙСКОЙ Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1 23168/. Датаобращения: 13.04.18.
3. ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ. Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/. Дата
П
„
.04.18.
Библиографический список
4. Абрамова Ю.А. Уникальные экспонаты по истории горного дела на Алтае XVIII-XIX вв. в собрании Алтайского государственного краеведческого музея / Ю.А. Абрамова // Десятые Татищевские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - С. 352-358.
5. Абрамова Ю.А. 180 лет со времени распоряжения П.К. Фролова о создании историко-технической коллекции для Барнаульского музея / Ю.А. Абрамова // Барнаульский хронограф: календарь знаменательных и памятных дат, 2001 г. - Барнаул, 2000. - С. 43-46.
6. Абрамова Ю.А. Модельный отдел Барнаульского музея (по
ммы^ X, яе с *^ ,,
материалам каталога 1836 г.) / ЮА Абрамова // Нижнее Причарышье: очерки истории и культуры. Ползуновские чтения (7-е). - Барнаул, Усть-Пшстань, 1999. -С. 113-114.
7. Абрамова Ю.А. Музей Общества любителей исследования Алтая (из
._ .... .... ...... ..
истории АГКМ 1891 -1920 гг.) / Ю.А. Абрамова // Краеведческие записки. — Барнаул, 1999. — Вьш. 3. — С. 23-31.
8. Абрамова ЮА Карты и планы XIX в. по горнозаводскому делу де картографической коллекции АГКМ / Ю.А. Абрамова // 300 лет горно-
о
геологической службе России: история горнорудного дела,
геологическое строение и полезные ископаемые Алтая. — Барнаул, л о J
200°.-<2. 68-75.
9. Абрамова Ю.А. Музейные коллекции по истории горно-
„ о осты те литон
металлургической промышленности Алтая XV111 -XIX вв. как источник
Л, , со н
по истории науки и техники. / Ю.А. Абрамова. — Томск, 2009. — С. 1 5¬т ж JT е
18 .
10. Батурин Ю.М. О возможной концепции музея истории науки и техники / Ю.М. Батурин // Институт истории естествознания и техники
.•а, -. ,- и ей,
им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. Т.1. Общие проблемы рдеютде науки и техн™. К^я ^зи»-татетатадескде наук.—М.— 2013. — С. 16-23.