Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКЦИИ КУКОЛ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ Г. БАРНАУЛА

Работа №90842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. КОЛЛЕКЦИИ КУКОЛ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ
Г.БАРНАУЛА 12
1.1 Кукла как музейный предмет. Понятие и виды кукол 12
1.2 Коллекции кукол в собрании Государственного художественного музея
Алтайского края 16
1.3 Коллекция кукол в фондах Алтайского государственного краеведческого
музея 25
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КУКОЛ 37
2.1. Разновидности и особенности деятельности детских музеев как
учреждений музейного типа 37
2.2. Коллекции Педагогического музея кукол и особенности его
функционирования 49
Заключение 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
Список сокращений 67


Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена особым положением куклы как этнографического источника в жизни общества. Кукла, повторяя образ человека, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. В настоящее время кукла является ярким феноменом современной культуры. Об этом можно судить по открытию и активному распространению кукольных музеев и галерей (например, «Музей уникальных кукол» в Москве, музей «Кукольный дом» в Москве, Санкт- Петербургский музей игрушки, Санкт-Петербургский музей кукол, музей кукол в Петрозаводске, музей игрушек в Сергиевом-Посаде и др.). В XX в. началась популяризация понятия «художественная», авторская кукла. Возникает рынок антикварной куклы. Организуются производства кукол на фабриках и мастерских. Кукла становится предметом научного изучения. Выходят статьи, книги. Кукла начинает активно использоваться и в педагогической практике. Особый интерес проявляется и к «национальной» кукле. Все эти факторы являются проявлениями феномена актуализации куклы.
В настоящий момент особую группу посетителей в музеях составляет семейная аудитория с детьми. Кукла широко используется при организации работы с данной группой. Особое значение кукла имеет в процессе воспитания информации детьми. Она способствует формированию человеческих чувств, нравственности.
В связи с этим целью нашего исследования является систематизация сведений о коллекциях кукол в региональных музеях (на примере нескольких музеев г. Барнаула).
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие куклы и рассмотреть ее разновидности.
2. Описать коллекцию театральной куклы Б.А. Щербакова и художественной куклы в собрании Государственного художественного музея Алтайского края
3. Охарактеризовать куклы, входящие в состав собрания Алтайского государственного краеведческого музея
4. Определить особенности функционирования детских музеев
5. Рассмотреть историю создания Педагогического музея кукол, состав собрания и особенности функционирования
Объектом нашего исследования является кукла как музейный предмет, предметом изучения выступают коллекции кукол в собраниях музеев г. Барнаула, как в классических, так и учреждениях музейного типа.
Степень изученности темы. Рассмотрение и изучение детских игр и игрушек с научной точки зрения в России было начато доктором медицины Е.А. Покровским (1887) , издавшим энциклопедию об играх детей в 1880-х гг. Автор впервые рассмотрел куклу наравне с игрушкой и придал значительное внимание крестьянской кукле, отметив ее отличительные характеристики: распространение в традиционном обществе; изготовление из подручных материалов с некоторой долей условности в передаче образа. В 1890-х гг. изучение детских игр и игрушек осуществлялось Этнографическим бюро. Оно было организовано в Санкт-Петербурге князем В.Н. Тенишевым. Собранные материалы о куклах были опубликованы в сборнике статей под редакцией Н.Д. Бартрама (1912). Этнограф В.Н. Харузина (1912), проводившая изучение игр и игрушек различных народов, одной из первых продемонстрировала взаимосвязь куклы и культовых представлений с использованием конкретных примеров.
С середины ХХ в. появляются теоретические работы по рассматриваемой теме. Так, например, в статье Ю.М. Лотмана (1992) рассмотрено внедрение куклы в современную художественную проблематику.
Особенностью работ конца ХХв., затрагивающих тему куклы, является междисциплинарный подход. В книге З.И. Зиминой (2007) предпринято краткое описание истории кукол, используемых в обрядах восточных славян, выявлены их функции, составлена классификация и техника изготовления. Культурологический очерк С. Комаровой и М. Катушкина (1999) раскрывает феномен народной куклы как способ формирования отношений между человеком и окружающей средой и социумом. В практической части исследования рассматривается технология изготовления традиционных игровых кукол.
В XXI в. появляется комплекс исследований, в которых кукла изучается в контексте современных культурологических проблем. Подготовлен ряд диссертаций, в которых исследуются особенности использования игрушек (и в том числе кукол) в постиндустриальном рыночном обществе, приводится систематизация современных видов кукол по функциям.
Среди искусствоведческих трудов необходимо назвать кандидатские диссертации Е.О. Змеевой (2006) и Е.П. Постниковой (1990), в которых рассматривается художественно-эстетическая сторона игрушек и кукол.
На наш взгляд, наиболее изучена на настоящий момент театральная кукла. Начало исследования этого типа кукол западными учеными относится к 1860-м гг., а отечественными к 1920-м гг. Здесь стоит отметить исследователя О.М. Фрейденберг (1988), она рассматривает марионетку на фоне обрядовых и бытовых кукол, храмовых статуй, «манекенов», карнавальных и священных процессий. Провел исследование театра кукол и применил методику структурно-функционального анализа театральной куклы
П.Г. Богатырев (1973). Целостный культурологический очерк по театральной кукле представлен Х. Калинской (1987).
Ряд авторов в своих исследованиях принимают попытки классификации куклы в зависимости от функций. Например, О. Фаис (2003) выделяет три группы, это куклы-игрушки (обрядовые, игрушки, для шествий, театральные, утилитарные), куклы-модели (пугало, восковые куклы, манекен, сувенирные куклы, музейные и коллекционные куклы) и последняя группа-народные куклы. Б. Голдовский (2004) все куклы разделяет на четыре группы: обрядовые, потешные, декоративные и игровые. Также данный вопрос рассматривается в работе В.Р. Юнусовой (2016), которая предлагает классификацию в соответствии с определенным историко - культурным контекстом, в который помещена кукла. Обобщает опыт ранее созданных классификаций, с точки зрения музееведения, Е.А. Васильева (2016), и разделяет куклы на семь групп: традиционные куклы, городские, сувенирные, театральные, художественные, утилитарные и куклы-роботы. Данные примеры классификации, безусловно, не являются исчерпывающими.
Темы, связанные с понятием «кукла» изучаются широким кругом исследователей. В настоящий момент активно изучается данный феномен и в России. Работы публикуются в различных периодических изданиях, например, научно-теоретическом журнале «Вестник Санкт-Петербургского
университета», научном журнале «Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры», а также в издании Барнаула «Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова» и др. Здесь можно выделить таких авторов, как, В.Р. Юнусова (2016) , которая рассматривает куклу как предмет материальной культуры, обладающий высшим семиотическим статусом и рассматривает историко-культурные контексты презентации куклы в музейном пространстве. Детскую игрушку, в том числе куклу и музеи игрушки изучают Э.П. Григорьев и З.С. Юсова (2011) .Непостредственно генезис, виды и особенности куклы рассматривает в своей работе Е.В. Лопаткина (2008) . Изучением авторской художественной куклы в рамках собрания Государственного художественного музея занимается Л.В. Корникова (2015) . На текущий момент изучены вопросы происхождения куклы, особенности ее положения в обществе. Определены критерии классификации кукол, особенности использования. Выявлены условия экспонирования куклы в музейной среде. В рамках данной работы мы рассмотрим куклы, хранящиеся в собраниях музеев г.Барнаула, определим виды кукол и выявим особенности их использования в музейной деятельности.
Источниковая база. При написании работы нами было использовано несколько видов источников.
Первая группа - это интернет-ресурсы, как одна из наиболее распространенных видов источников в настоящее время. В работе применялась информация с официальных сайтов Алтайского Государственного краеведческого музея(АГКМ) и Государственного художественного музея Алтайского края(ГХМАК) , на которых представлены актуальные сведения о фондовом составе музеев и их деятельности. Также мы использовали портал «Музеи России» , как одного из динамично развивающегося интернет- проекта, на котором подробно представлена информация, касающаяся всех аспектов музейной деятельности. Еще одно значительное место в работе занимает сайт научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU» , где представлены научные статьи различных авторов. Не менее важное место в исследовании занимают сайты «ВизитАлтай.рф» и «Rest22» так как на них представлена актуальная информация о предстоящих и текущих музейных выставках в Алтайском крае.
Вторая группа источников, использованных в работе это музейные коллекции и экспонаты. Например, куклы из собрания Алтайского государственного краеведческого музея. Это - детская игрушка «Малыш» (ОФ 16583/2. В-5185), детская игрушка кукла «Маша» (ОФ 16583/3. В-5186), кукла- сувенир «Казахская девушка» (ОФ 15370/4. В-2907), кукла-сувенир «Русская девушка» (ОФ 15370/1. В-2904), кукла тряпичная (ОФ 18974/6. В-10513) и др., посредством которых формируется представление о фондовом собрании кукол в АГКМ. В работе также привлекались коллекции и из другого музейного учреждения - Педагогического музея кукол.
Еще одна группа источников, которая использована в исследовании - это статьи из средств массовой информации (газеты «Аргументы и факты-Алтай», «Вечерний Барнаул», «Алтайская правда»). Анализ публикаций позволил выделить выставки, главной темой которых выступает кукла, обозначить актуальность куклы как музейного объекта, а также выявить частные коллекции кукол. В качестве примера следует указать статьи Б. Щербакова, О. Вела, Зальцман, где представлено интервью Бориса Щербакова о куклах «Кому нужна кукла?» , в котором он рассказывает о клубе любителей куклы при Государственном художественном музее и том кто его посещает. В статье Волковинской Н. «Фарфор танцует» повествуется о выставке кукол питерской и английской художниц, посвященной русскому балету, где представлены куклы в образе балерин-танцовщиц. В публикации «Ангел. Ручная работа» , автором которой является Тростникова А., идет речь о выставке кукол-ангелов, созданных из различных материалов несколькими художниками. Выставка проходила в Алтайском государственном художественном музее под названием «Подарок для души». В статье Барабаш А. «Кукольный дом Любови Николаевны» ведется рассказ о частном коллекционере кукол Евтушенко Любови, в коллекции которой насчитывается около 120 кукол. Коллекция возрастала в основном посредством дарения. В статье «Не просто кукла» Зорина В. рассказывает о выставке кукол «Кукла-образ, символ, загадка», проходившей в музее библиотеки им. Корнея Чуковского. В выставке приняли участие такие художники как Марина Ярославцева, Наталья Теплякова, Наталья Иванцова, Татьяна Бондарчук, Галина Лобанова и Татьяна Терехова.
Методология и методы. В работе мы опирались на предметный подход к музейному учреждению, при котором музейный предмет (экспонат) рассматривается как основа функционирования музея, а любая коллекция считается формой музеефикации исторических источников (в связи с этим исторические коллекции кукол детского сада №217 "Жар-птица" г. Барнаула тоже могут рассматриваться как учреждение музейного типа) Нами было использовано несколько общенаучных методов, например анализ литературы, интернет-ресурсов, в ходе которого была выявлена интересующая информация; наблюдение и описание коллекций и конкретных кукол как музейных предметов; а также метод классификации и характеристики предметов, вследствие которых куклы в рассматриваемых нами музеях были описаны и систематизированы по группам.
Апробация. Основные положения работы были представлены в виде докладов на занятиях по дисциплине «Спецсеминар» и конференциях различного уровня: IV Региональной конференции «Мой выбор-Наука!» (Барнаул, 2017г.) и XIX городской научно-практической конференции «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, 2017).
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов с выводами и заключением. Во введение раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, использованные источники и структура работы.
В первой главе рассматривается понятие куклы как музейного предмета, исследуется формирование и современное состояние собрания кукол в Алтайском Государственном краеведческом музеем и Государственном художественном музее Алтайского края. Во второй главе рассматривается понятие детские музеи и изучается история становления Педагогического музея кукол и характеризуется современное состояние собрания в данном музее. В заключении подводятся итоги исследования, окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев куклу как этнографический источник и музейный предмет, мы пришли к некоторым выводам. Нет однозначного подхода к определению понятия «кукла», но можно выявить некоторые характерные для нее черты:
• Кукла представляет собой чей-либо образ - человека, животного, персонажа
• Может повторять какой-либо образ или быть самостоятельным (вымышленным)
• Может передавать образ полностью или частично
• Изготавливается из самых разнообразных материалов - дерево, кожа, бумага, ткань и др.
• Куклы могут создаваться в утилитарных/эстетических целях
• Могут создаваться массово или иметь индивидуальный характер (художественная кукла)
• Могут задействоваться в сферах искусства (театральная кукла)
Охватывая современный музейный мир, можно выделить основные группы кукол (по Е.А. Васильевой) - традиционная, городская, сувенирная, театральная, художественная, утилитарная и кукла-робот. Каждая из них составляет особое понятие куклы и наделяет ее особенными характеристиками, полностью отличающих их друг от друга.
Наличие в музейном собрании коллекций кукол зависит от профильной направленности музея. Чаще всего куклы встречаются в собраниях художественных музеев, музеях декоративно-прикладного искусства, музеях театральной куклы. Наименее распространенная группа кукол в музейных собраниях в настоящее время - куклы-роботы. Но стоит отметить, что в 56

классификации кукол в музейных собраниях.
В настоящее время в г. Барнаул крупные коллекции кукол представлены в трех музеях - Алтайский государственный краеведческий музей, Государственный художественный музей Алтайского края, Педагогический музей кукол. В собрании Государственного художественного музея Алтайского края представлено две группы кукол - это театральная кукла Б.А. Щербакова и коллекция художественной куклы. К коллекции театральной куклы можно отнести три отдельные куклы и две декоративные композиции, имеющие в своем составе куклы. Театральная кукла начала формироваться в 1988г. Другая группа кукол, представленная в музее - художественная кукла. Формирование этой группы можно отнести к 2013г. Коллекция сформировалась посредством проводимых выставок, в ходе которых кукольники приносили в дар музею свои работы. В коллекции насчитывается девять кукол. В перспективе ее дальнейшее расширение.
Следующий музей, коллекции которого стали предметом нашего исследования - Алтайский государственный краеведческий музей. В его собрании насчитывается несколько больше кукол, чем в ГХМАК. И если, в ГХМАК, мы выявили коллекцию художественной и театральной куклы, то в собрании АГКМ преимущественно куклы других категорий. Как самостоятельная коллекция куклы не выделяется. 43 куклы представлены в этнографических коллекциях, коллекциях декоративно-прикладного искусства, коллекции «быт дореволюционного города», «быт современного города» и др. В настоящее время куклы целенаправленно не приобретаются, основной способ пополнения музейного собрания - дар. Всю коллекцию кукол можно разделить на несколько групп:
• две куклы из собрания относятся к театральному типу кукол - это
тростевые куклы «Купец и Купчиха»
• Шесть сувенирных кукол: «Катюша», «Немецкая девушка», «Казахская девушка», «Латышка», «Русская девушка» ,
«Украинская девушка»
• шесть традиционных кукол - «Кукла в украинском костюме», «Кукла в татарском костюме», «Кукла в алтайском костюме», две куклы «Русский костюм глазами детей» и кукла «тряпичная»
Отдельную и самую многочисленную группу составляют двадцать девять кукол городского типа: «Гусар», «Пупсик», «Клоун», «Клоун», «Малыш», «Маша», Пупсик - голыш», «Карлсон», «Игрушка - кукла пластмассовая», «Клоун - Арлекин». Также следует выделить девятнадцать бумажных кукол - четыре «Девочки одетые в разные костюмы», четыре куклы в композиции «Игры и занятия детей», четыре куклы «Мальчики, одетые в разные костюмы», четыре куклы в группе «Танцующие пары детей», две куклы «Девушки, одетые в разные платья» и композиция «Дед мороз и дети катаются на санках». Таким образом, в собрании АГКМ насчитывается 43 куклы четырех категорий - театральной, городской, традиционной и сувенирной.
Помимо имеющихся коллекций кукол в государственных музеях в большинстве своем куклы представлены в различных учреждениях музейного типа, преимущественно функционирующих для детской аудитории. Группа детских музеев в настоящее время получила широкое распространение. Но по причине нетрадиционной организации музейной деятельности не может по праву считаться классическим музеем. Деятельность таких музеев не предполагает наличие подлинников в собрании или экспозиции. Главная цель, которую преследуют детские музеи - интерактивность для наиболее наглядного образовательного процесса.
Одним из детских музеев в Барнауле является Педагогический музей кукол, который также можно отнести к учреждениям музейного типа. В своей деятельности музей полностью опирается на собрание кукол. Функционируя по пяти основным направлениям, в каждом из них используется кукла. Деятельность полностью ориентирована на воспитанников детского сада, но также непосредственное участие в жизни музея принимают и студенты.
Собственно формирование собрания началось с сувенирной куклы, которые в настоящее время включают «Девочка с собачкой», «Снежная баба», «Девочка с мячиком», «Маленькая мама», «Дети с голубями». Помимо этой группы в собрание включена народная кукла, авторская и городская кукла. Сам музей классифицирует свое собрание так:
• игровые куклы в народных костюмах
• куклы-сувениры
• тряпичные куклы
• коллекционные куклы
• авторские
• народные куклы- обереги
• куклы советского периода
• современные куклы
Музей выполняет экспозиционно-выставочную, фондовую и культурно-образовательную деятельность, активно включая в нее куклу.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Барнауле получили достаточно широкое распространение коллекции кукол. Они представлены как в государственных учреждениях, так и в учреждениях музейного типа. Наиболее широко представлена кукла в собрании Педагогического музея кукол, так как это учреждение имеет узкую направленность. В соответствии с этим в данном музее кукла наиболее активно включена в культурно-образовательную деятельность музея. Но тем не менее, коллекции кукол представлены и в таких типах музеев как художественный и в музее комплексного типа - краеведческом. В Государственном художественном музее Алтайского края наиболее обстоятельная работа ведется с авторской художественной куклой.
Активно проводятся выставки различного уровня.
государственном краеведческом музее кукла используется в выставочных проектах, связанных с темой детства.
На примере рассмотренных нами музеев, мы можем говорить о том, что кукле отводится значительное место в собраниях Барнаульских музеев. Кукла активно используется в выставочной деятельности и привлекает внимание как детской, так и взрослой аудитории. А в рамках научного изучения кукла попадает под внимание не только музейных сотрудников, но и студентов высших учебных заведений и специалистов различного профиля.



24. Барабаш, А. Кукольный дом Любови Николаевны / А. Барабаш // Вечерний Барнаул. - 2001. - 28 июля.- С. 2.
25. Бартрам, Д. Игрушка. Ее история и значение: Сборник статей / Д. Бартрам, В. Боруцкий, Сергей Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович, Н. Бартрам. - М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. - 246 с.
26. Богатырев, П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем: Кукольный театр и театр живых актёров // Ученые записки Тартуского гос. Ун¬та. Вып. 308. Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. VI .-Тарту: ТГУ, 1973. - С. 306-329.
27. Васильева, Е.А. Кукла как музейный предмет: к вопросу классификации / Е.А. Васильева // Молодежный вестник СПбГИК. - 2016. - № 1 (5). - С. 89 - 92.
28. Вест, Н. Дайте кукольную головку/ Н.Вест // Советская игрушка. 1936. - №7. - С. 28.
29. Волковинская, Н. Фарфор танцует/ Н. Волковинская //Вечерний Барнаул. - 2003. - 7 окт.- С. 4.
30. Голдовский, Б. П. Куклы: Энциклопедия /Б.П. Голдовский // М.: Время, 2004.- 496 с.
31. Голубева, Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: Автореф. дис. канд. филос. Наук / Ю.О. Голубева. М., 2000. - 22 с.
32. Гребенникова, Т.Г. Развитие сети детских музеев Алтайского края / Т.Г. Гребенникова// Вестник Томского государственного университета. - 2016 - № 2(22). - С. 148-157.
33. Гребенникова, Т.Г. Учреждения музейного типа в Алтайском крае: многообразие форм и опыт организации/Т.Г. Гребенникова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.- 2015.- №2(18). - С.74-84.
34. Григорьев, Э.П. Детская игрушка как звено установления толерантных коммуникаций в мировой культуре / Э.П.Григорьев, З.С.Юсова//Вестник ОГУ.-2011.-№9(128). - С. 27-33.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ