Введение 3
Глава 1. О соотношении понятий «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт» 8
1.1 Традиционные представления о феномене коммуникативных неудач 10
1.2 Причины возникновения коммуникативных неудач в речевой
коммуникации 17
1.3 Понятие коммуникативного конфликта: определение дефиниции, причины
возникновения и соотношение с коммуникативной неудачей 32
1.4 Описательная модель развертывания коммуникативной неудачи в
коммуникативный конфликт 41
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Коммуникативная неудача и коммуникативный конфликт в условиях виртуального дискурса: принципы моделирования коммуникативно неудачной ситуации в речевой коммуникации интернет-формации 49
2.1 Потенциальные конфликтогены в интернете 50
2.2 Маркеры присутствия коммуникативной неудачи в интернет-дискурсе ... 57
2.3 Модель развертывания коммуникативной неудачи и трансформации ее в
речевой конфликт в интернете 63
Выводы по Главе 2 75
Заключение 78
Список используемой литературы 82
Приложения
Конфликтные взаимодействия в межличностной коммуникации - естественное явление, которое связывается со спецификой языка и психологическими свойствами коммуникантов. В повседневной жизни языковая личность сталкивается с конфликтами каждый день. Коммуникативный конфликт может возникнуть в любое время и в любой сфере. Интернет - как виртуальная формация, виртуальная сфера, ставшая неотъемлемой частью жизни современного человека, также включает в себя негармонические типы речевого общения коммуникантов даже в большей степени, чем реальная. Конфликт представляет интерес для самых различных направлений - социологии, психологии, юриспруденции и лингвистики. Развитие виртуальных сфер общения породило новую область лингвистических исследований - интернет-лингвистику. Изучение коммуникативного конфликта идет в различных направлениях: рассматриваются отличия развертывания конфликта в реальных и виртуальных условиях; трансформации коммуникативных стратегий и тактик; анализируются причины возникновения конфликта, сигналы его начала, предшествующие коммуникативные неудачи и проч.
Исходя из этого, актуальность нашего исследования обусловлена интересом современной и зарубежной лингвистики к исследованиям в области лингвоконфликтологии (Н.Д. Голев, 2000; Б. Ю. Городецкий, 1985; Е.А. Земская, 1993; Л. Ю. Иванов, 2003; В.С. Третьякова, 2000); прагматики особенностей конфликтного взаимодействия в интернет коммуникации (А. В. Гордилов, 2011; Е.В. Сморгонская, 2008; Т.В. Чернышова, 2015; Thurlow Crispin, 2011; Hern Alex); роли специфики интернет-языка, потенциальных конфликтогенных интернет-жанров (О.М. Елькина, 2012; Т.Н Колокольцева, 2012; М. А. Кронгауз, 2008; М.П. Пушина, 2018; Т. И. Стексова, 2013).
Терминологический аппарат нашей работы составили следующие понятия: коммуникативная неудача, коммуникативный речевой конфликт, языковые / неязыковые маркеры негармонического взаимодействия; условия
трансформации; виртуальная языковая личность, кооперативная / конфронтационная речевая стратегии, модель трансформации
коммуникативной неудачи в коммуникативный (речевой) конфликт в интернете, троллинг, флейминг.
Содержание работы поэтапно разворачивает механизм
негармонического взаимодействия в сети в жанре интернет-комментария. Начиная от выявления попадания в зону коммуникативного риска, а затем коммуникативной неудачи, мы прослеживаем механизмы,
трансформирующие сбой в коммуникативный конфликт различной степени тяжести и с различными последствиями. На практических примерах в работе рассматривается трансформация коммуникативной неудачи в
коммуникативный речевой конфликт по параметрам, которые были описаны нами на основании трудов отечественных и зарубежных исследователей (И.К. Айтенова, 2016; С.Е. Бугрова, 2012; О.В. Вечкина, 2010; Н.Д. Голев, 2010; Б. Ю. Городецкий, 1985; Е.А. Земская, 1993; Л.Ю. Иванов, 2003; С.В. Киселёва, 2012; Т.Н. Колокольцева, 2011; Н.К. Кънева, 1999; М.С. Рыжков, 2012; О.А. Страхова, 2017; Т.А. Фетисова, 2018; Е.П. Хидешели; Т.В. Чернышова, 2016; P. Brown, S. Levinson, 1987 и проч.).
Новизной исследования является комплексный анализ соотношений понятий «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт» в аспекте интернет-формации. В исследовании мы выдвинули гипотезу об условиях трансформации коммуникативной неудачи в речевой конфликт, и спроектировали модель такой трансформации. Далее была апробирована модель трансформации коммуникативной неудачи в речевой конфликт на примере интернет-среды в жанре интернет-комментария.
Объектом анализа в диссертации является коммуникативный речевой интернет-конфликт, предметом - условия (лингвистические и / или экстралингвистические) трансформации коммуникативной неудачи в речевой конфликт.
Цель исследования - представляется нам в практическом выявлении соотношения между понятиями «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт», обнаружении языковых и неязыковых условий трансформации неудачи в речевой конфликт, анализе маркеров, которые служат сигналами развертывания интернет-конфликта из-за неразрешенности коммуникативной неудачи на ранних этапах взаимодействия.
В соответствие с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования;
2. Описание понятия «коммуникативная неудача»: изучение и анализ конститутивных признаков;
3. Анализ понятия «речевой конфликт»: выделение основных черт, признаков;
4. Сопоставление понятий «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт» с целью выявить теоретические закономерности при которых возможна трансформация;
5. Исследование особенностей появления «коммуникативной неудачи» в сфере интернет-коммуникации, изучение языковых / неязыковых маркеров негармоничности сложившейся коммуникации на определенном этапе;
6. Изучение способов трансформации коммуникативной неудачи в коммуникативный конфликт в жанре интернет-комментария.
7. Разработка исследовательской методики описания трансформации коммуникативной неудачи в коммуникативный конфликт на основе формирования лингвистической модели.
8. Сопоставление теоретических результатов и практического опыта; признание релевантности / нерелевантности полученной исследовательской модели; сопоставление гипотез и полученных результатов путем теоретического и практического исследования.
В работе были использованы следующие методы и приемы: общенаучные приемы обобщения, анализа и описания, лингвистический анализ, сопоставительный анализ, приемы стилистического анализа текста, включающий приемы смыслового и интерпретационного анализа, прием лингвистического моделирования условий трансформации коммуникативной неудачи в речевой конфликт.
Материал для анализа ситуаций коммуникативной неудачи и речевого конфликта был взят из следующих интернет-ресурсов:
https://vk.com/batenka_ru; https://vk.com/isys66;
https://www.instagram.com/pozneronline/. Общий объем материала 3.571 Мбайт.
Практическая значимость исследования заключается в исследовании причинно-следственной связи феноменов «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт», выявлении их языковых маркеров, условий трансформации. Также была создана практическая модель трансформации коммуникативной неудачи в коммуникативный конфликт в условиях интернет-общения. Практическая значимость исследования также заключается в том, что на основе полученных результатов можно продолжать изучение негармонического взаимодействия с точки зрения возможного налаживания речевого общения, исследования возможности выхода из негармонической коммуникации без репутационного ущерба. Такие знания могут быть использованы в области коммерческих, общественно-значимых, персональных интернет-аккаунтах
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и новизну и практическую значимость работы. Основная часть работы представляет собой теоретическую и практическую части. В теоретической части мы анализируем такие понятия как, коммуникативная неудача, коммуникативный конфликт по основным их параметрам, также рассматриваем особенности их изменения при попадании в виртуальную среду. Отдельный вопрос нашего исследования - причины трансформации: почему в одном случае коммуникативная неудача не развертывается в коммуникативный конфликт, в другом случае прерывается, а в третьем трансформируется в коммуникативный конфликт. Также в работе сделана попытка разработки исследовательской модели анализа сигналов коммуникативного конфликта как причины невыхода из зоны коммуникативной неудачи. В заключении указаны выводы, полученные в результате исследования.
Содержательный план нашей работы состоял из теоретической и практической базы. В первой, теоретической, главе мы сформировали терминологический аппарат, на основании которого формировалось наше исследование. Дали определение фундаментальным понятиям нашей работы - «коммуникативная неудача» и «коммуникативный конфликт», опираясь на традиционные трактовки понятий, мы на основе сравнительного анализа выделили основополагающие параметры терминов, на основе чего вывели дефиниции понятий релевантные для исследования.
Далее мы изучили параметры типологизации коммуникативной неудачи, для того чтобы на основании их разработать описательную модель развертывания коммуникативной неудачи. Нами были выделены следующие классификационные параметры:
— Сила: глобальные / частные.
— Степень проявленности: явные / скрытые / отсроченные / неосознанные.
— Временные особенности: кратковременные долговременные.
— Цели: намеренные (прогнозируемые) / ненамеренные
(непрогнозируемые).
— «Источники»: говорящий / слушающий / обе стороны.
— Причина возникновения: лингвистическая / экстралингвистическая.
На основании анализа параметров нами были выявлены два пути коммуникации, которые возможны после попадания в коммуникативную неудачу: 1) возвращение к изначально гармонической ситуации, путем преодоления сбоя в рамках кооперативных тактик; 2) уход в конфронтационную стратегию, состояние речевого коммуникативного конфликта; 3) полное прекращение взаимодействия при попадании в глобальную коммуникативную неудачу. На основании этих параметров нами были разработаны условия, при которых коммуникативная неудача может трансформироваться в конфликт:
— Намеренная коммуникативная неудача-провокация;
— Сознательный отказ от попыток гармонизации общения при попадании в коммуникативную неудачу;
— Случаи неосознанных вовремя коммуникативных неудач, когда по прошествии времени участники коммуникации «выясняют» кто виноват;
— Неосознавание одним из участников коммуникативной неудачи, в то время как другой участник не предпримет попыток гармонизации в силу каких-либо причин (не использует уточняющие техники и проч.).
Наш научный интерес - это коммуникативные неудачи, которые преобразуются в коммуникативный речевой конфликт в интернет-среде. Для начала мы также выявили его релевантные параметры. Итогом первой главы стала разработка описательной модели развертывания коммуникативной неудачи на основе проведенного теоретического исследования. Далее мы поместили модель в интернет-формацию для апробации, предварительно проанализировав специфические черты среды.
Вторая глава - теоретико-практическая. Вначале мы описали специфические условия среды, в которой будет происходить апробация модели. Был установлен ряд характерных отличий виртуальной формации от реальной. Так, коммуникантами выступят виртуальные языковые личности - языковые личности в условиях технической опосредованности, которые будут нести в себе потенциальный конфликтогенный потенциал, поскольку их непредставленность, анонимность и отсутствие сдерживающих механизмов позволят им выражать свое мнение в более резкой, даже агрессивной форме, реализовывать стратегии троллинга и флейминга, т.е. проявлять беспочвенную речевую агрессию по отношению к окружающим виртуальным коммуникантам. Интернет-среда своей технической опосредованностью также нанесет урон корректной коммуникации - технические сбои, помехи и проч. могут не дать коммуникации состояться или же она состоится с ощутимым смысловым уроном. Интернет-язык, как и язык реальной коммуникации остается таким же (и даже больше) конфликтогенным, К примеру, вырабатываются интернет-сленг / жаргонизм, язык в силу письменного выражения более подвержен многозначности, а в силу невозможности воспроизведения исходного интонирования, коммуникант-слушающий интерпретирует текстовое сообщение, исходя из своих коммуниктаивных компетенций, что может не совпадать с исходными намерениями говорящего. Все это создаст дополнительные условия для трансформаци коммуникативной неудачи в коммуникативный речевой конфликт.
Далее на материале в жанре интернет-комментария мы апробировали описательную модель развертывания коммуниктаивной неудачи. Модель включила в себя следующие этапы, релевантные для «живого» общения:
1. Фиксирование явного негармонического взаимодействия;
2. Выявление зоны коммуникативного риска;
3. Фиксирование речевого акта, приведшего к коммуникативной неудаче, его языкового конфликтогенного потенциала;
4. Анализ направленности реплик коммуникантов после попадания в коммуникативную неудачу - в сторону гармонизации или дисгармонизации;
5. Условия трансформации коммуникативной неудачи в коммуникативный конфликт;
6. Направленность речевых действий в ситуации коммуникативного конфликта: гармонизация или разрушение коммуникации.
Апробация модели привела к следующим результатам: мы выявили коммуникативный конфликт, проанализировали его с точки зрения сигналов коммуникативной неудачи. Модель способствовала поэтапному изучению коммуникативной ситуации. Также нами был проведен смысловой и интерпретационный анализ речевых актов виртуальных конфликтантов, выявлены тактики и стратегии, а самое главное - условия трансформации коммуникативной неудачи в коммуникативный конфликт. Данный коммуникативный конфликт стал показателен в плане того, как коммуникативный конфликт фактически закончился в гармонической фазе. Пример полностью раскрыл техническую особенность интернета: использование не только текста, но и графических символов (эмодзи, эмотиконы), аудиофайлов; свободное подключение к коммуникации других виртуальных языковых личностей; отсутствие сдерживающих механизмов (проявлялось в виде инвективной, обсценной лексики и проч.); беспрепятственное прекращении коммуникации при желании коммуниканта.
На основании вышеизложенных оснований можно говорить о том, что теоретические задачи, которые были поставлены вначале работы, были изучены и освещены. Были обобщены и систематизированы научные знания в области лингвоконфликтологии, интернет-лингвистики и проч. На их основании были описаны феномены коммуникативной неудачи и коммуникативного конфликта, а также особенности их появления в интернет- среде. Также была разработана описательная модель коммуникативной неудачи. В практической части модель была помещена в интернет-среду и апробирована. Исследование конфликтной коммуникативной интернет- ситуации путем анализа развертывания комуникативной неудачи в коммуникативный речевой конфликт по описательной модели с применением смыслового и интерпретационного анализа подтвердило релевантность нашей модели, т.е. она была успешно апробирована.
1. Агапова, С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации / С.Г. Агапова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 282 с.
2. Агуреева, Ю.А. Кто такие интернет-тролли? [Электронный ресурс] / Ю.А. Агуреева. - URL: https://cyberleninka.rU/article/v/kto-takie-internet-trolli (дата обращения 20.02.2019).
3. Айтенова, И.К., Балобанова (Золотарева), Л.А. Речевое поведение радиоведущего в ситуациях коммуникативного дискомфорта (на примере программ информационно-развлекательного вещания) / И.К. Айтенова, Л.А. Балобанова (Золотарева) // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2016. - №5(43). - С. 5-22.
4. Алексеенко, И. С. Специфика интернет-опосредованной коммуникации и феномен виртуальной языковой личности / И. С. Алексеенко, О. Ю. Гукосьянц // Политическая лингвистика. - 2014. - № 4 (50). - С. 193-202.
5. Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. / Ю.Д. Апресян - М.: Просвещение, 1966. - 301 с.
6. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
7. Богданов, В. В. Текст и текстовое общение Текст. / В. В. Богданов. - СПб.: изд-во Санкт-Петербург, гос. ун-та, 1993. - 68 с.
8. Босый, П.Н. Современная радиоречь в аспекте успешности/неуспешности речевого взаимодействия: дис. ...канд. филол. наук. Томск, 2006. - 206 с.
9. Бугрова, С.Е. Феномен коммуникативной неудачи в рамках коммуникативно-прагматической парадигмы / С.Е. Бугрова // Филология. Искусствоведение. - Вып. 68. - 2012. - С. 22-26.
10. Булыгина, Т. В. Проблемы теории морфологических моделей / Т.В. Булыгина. - М., 1977. - 287 c.