Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОСЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В МИРЕ»)

Работа №90836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММА «ПОСЛЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В МИРЕ» И
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 2. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ 11
2.1. Особенности реализации программы в регионах Российской федерации 15
2.2. Особенности реализации программы в странах ближнего зарубежья 22
2.3. Особенности реализации программы во Всероссийских и
Международных детских центрах 31
2.4. Практический анализ результатов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47


Русский язык - это государственный язык Российской Федерации. В настоящее время он является одним из языков европейского и мирового значения, вместе с английским, китайским, французским и другими зыками входит в число официальных международных языков.
Русский язык является одним из самых распространенных языков, он велик и могуч, а также богат, гибок, мелодичен, образен и точен. Такое утверждение стало хрестоматийным.
На VI конгрессе Российского общества преподавателей русского языка и литературы «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» В.В. Путин отметил, что «Русский язык является нашим уникальным достоянием, которым мы гордимся и которое должны беречь. Именно русский язык вместе с духовными традициями сформировал народ России как единую нацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений и взаимообогащение этнических культур. Сегодня владение русским языком открывает большие возможности для личностного становления, самореализации, профессионального роста» [ Распоряжение Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р О Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ].
Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка и литературы. Так, например, работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ. С июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа «Русский язык». В 2006 году была принята Национальная программа поддержки и развития чтения. 2007 год был объявлен Годом русского языка, а 2015 год прошел как Год литературы.
Кроме того, стоит отметить, что значимый вклад в деятельность по пропаганде и сохранению языка и литературы внесли такие организации, как фонд «Русский мир», РОПРЯЛ (российское общество преподавателей русского языка и литературы), МАПРЯЛ (международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), Россотрудничество. Медиагруппа «Россия сегодня», интернет-журнал «Текстология.ру», «Российская газета», телерадиокомпания «МИР» и проект «Универсариум» активно популяризируют проекты в области продвижения русского языка и образования в России и мире.
В настоящее время ведется активная работа по развитию сбалансированной языковой политики в регионах РФ. Проводимая языковая политика направлена, с одной стороны, на поддержание и развитие национальных языков, а с другой - на поддержание и распространение русского языка как государственного языка страны.
Актуальность проекта обусловлена несколькими причинами:
- во-первых, с каждым годом неуклонно растет число школьников и студентов, изучающих русский язык как иностранный вне России;
- во-вторых, несмотря на это увеличение, до сих пор отсутствует алгоритм типового описания системы преподавания РКИ за рубежом, по которому могли бы быть выполнены описания по конкретным странам;
- в-третьих, существует большое количество волонтерских проектов, позволяющих помогать людям в изучении языка, но при этом отсутствует должное внимание к вопросам адаптации волонтера в качестве преподавателя РКИ при работе в том или ином регионе.
Новизна проектной работы определяется тем, что в ней представлена система обучения РКИ, проводимая не профессиональными педагогами, а волонтерами, молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет, проанализирована ее эффективность.
Практическая ценность результатов работы заключается в том, что они могут быть использованы для совершенствования процесса обучения РКИ как в формате образовательно-просветительских занятий, так и в рамках обычного учебного процесса.
Цель проектной работы состоит в оценке эффективности волонтерского движения в достижении целей программы, направленной на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка в детской и молодежной международной среде.
Задачи:
1. Описание деятельности программы «Послы русского языка в мире»;
2. Отчет об организации образовательно-просветительских мероприятий в целях продвижения русского языка и образования на русском языке;
3. Оценка результатов собственной волонтерской деятельности в рамках программы «Послы русского языка в мире».
Объект исследования: процесс работы участников программы в школах ближнего зарубежья (Азербайджан, Узбекистан), в регионах РФ (Башкортостан), во Всероссийском детском центре «Орленок» в рамках международной волонтерской программы «Послы русского языка в мире».
Предметом исследования стали особенности реализации программы и ее практические результаты.
Материалом исследования стали уроки, проводимые в рамках образовательно-просветительских экспедиций.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, наблюдение, сравнение, описание, эксперимент, опрос.
Отдельные результаты данной работы были апробированы на следующих конференциях:
а) Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (г. Барнаул, 13-16 ноября 2018 г.);
б) VI Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - Наука!» (г. Барнаул, 25 апреля 2019 г)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на существование большого количества волонтерских проектов, позволяющих добровольцу помогать людям из других стран в изучении какого-либо языка, вопрос адаптации студента-волонтера в роли преподавателя РКИ остается не исследованным до сих пор.
Исходя из задач работы, можно сделать следующие выводы:
1. Благодаря необычным, игровым формам занятий программа «Послы русского языка в мире» способствует мотивации детей к обучению русскому языку. Через язык учащиеся знакомятся с культурой, включаясь в своеобразный диалог языков , учатся дружбе и пониманию.
2. Отличительной особенностью программы является то, что послы русского языка на любом занятии, говоря о своей культуре, стараются найти точки соприкосновения с культурой той страны, в которую они приехали. Эти точки соприкосновения могут быть разными: начиная от географических особенностей, и заканчивая общими культурными традициями и т.д. Школьникам или студентам из других стран становится очень приятно, что в России знают их известных писателей, певцов, спортсменов и других известных личностей. Они же, в свою очередь, всегда пытаются нам рассказать, что знают и любят русскую поэзию, кухню, музыку.
Таким образом складывается доброжелательная атмосфера, диалог с установкой на дружбу, происходит культурный обмен, который и является конечной целью коммуникации
3. Финальным мероприятием каждой образовательно-просветительской экспедиции становится отчетный концерт, на котором дети вместе с послами показывают все, чему научились на занятиях: поют песни, играют на ложках, читают стихи, танцуют. В экспедиции в Узбекистан школьники читали билингвальные стихотворения - на русском и узбекском. Кроме того, вместе с волонтерской программой путешествует по миру и танец «Русь- Россия» (слова и музыка Ансамбля народной песни «ДивоГрад»), который становится финальной точкой каждой экспедиции.
4. Еще одной отличительной особенностью программы является сочетание образовательного и развлекательного компонентов. Так, например, играя в народные игры, школьники не просто развлекаются, а узнают много нового о культуре и традициях страны.
Таким образом, международная волонтерская программа «Послы русского языка в мире» доказала свою востребованность и актуальность.



1. Анипкина Л.Н. Дискуссия как интерактивная форма обучения РКИ // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2014. - №2. - С. 5-11.
2. Аркабаева Г.С., Кокенова З.К., Т.К. Бердалиева. Интенсивная и интерактивная методики обучения РКИ // Вестник КазНМУ. 2014. №4, С.320-323.
3. Беловодская А.В. Возможности применения модели смешанного (интегрированного) обучения РКИ // Слово.ру: Балтийский акцент. 2012, С.18-23.
4. Боженкова Р.К., Боженкова Н. А. Применение современных лингвистических исследований в практике РКИ // МИРС. 2017. №1, С.104-110.
5. Большакова Н. Г. Развитие языковой догадки при чтении текстов в современном пособии по РКИ // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012. №3, С.56-60
6. Бурвикова Н. Д. Речевой фрагмент и методика преподавания РКИ // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2007, С.31-35
7. Варлакова Т.В. Педагогические и психологические аспекты преподавания русского языка как иностранного в Омской академии МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014, С.75-77.
8. Воронцов А.В. Русский язык в современном мире // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011, С.25-29
9. Воронцов А.В. Русский язык на постсоветском пространстве // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №8, С.28-35
10. Гатауллина Л.К. Использование различных видов фонетической зарядки на занятиях по РКИ // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №15. С.380-383



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ