Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня проблемам медиаобразования, медиаобразовательных практик, развитию
медиакомпетентности уделяется большое внимание как со стороны ученого сообщества, так и со стороны государства.
В условиях сложившейся ситуации в мире - глобализации, информатизации и перехода от индустриального общества к постиндустриальному - современный человек не испытывает дефицита информации. Речь идет об избытке информации, развитии фрагментарного (или клипового) мышления - современный человек уже не читает информацию в полном объеме, он лишь «пробегает» ее глазами и на основе 10-20 % от общего объема текстового сообщения принимает решения. Сегодня остро стоит вопрос, как научить человека не только извлекать и перерабатывать необходимую информацию из огромного массива источников - средств массовой коммуникации, но и, чтобы быть востребованным на рынке труда профессионалом, осваивать общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде.
В последнее время стали выдвигать новые требования к профессиональным навыкам. Так, в 2011 г. Институт будущего (The Institute for the Future, Palo Alto, USA), специализирующийся на прогнозировании, опубликовал доклад «Профессиональные навыки будущего - 2020», в котором обозначены навыки, которые потребуются не только специалистам профильных направлений. К ключевым навыкам Институт будущего отнес такие, как грамотность в новой среде СМИ (new media literacy), проектный образ мышления (design mindset), определение смысла (sense-making).
Несмотря на то, что такие понятия, как «медиаобразование», «медиаобразовательные практики» и «развитие медиакомпетентности» актуальны для многих предметных областей, все еще существует ряд проблем, которые современному обществу необходимо решать.
Специалисты в области медиаобразования сталкиваются с такими проблемами, как формирование единого понятийного поля: необходимость единого понимания термина «медиаобразование», отсутствие качественной информации, стыковка элементов знаний из теории и практики массовой коммуникации с материалом других областей, подготовка профессиональных медиапедагогов, взаимодействие СМИ с образовательными организациями и др. К числу таких проблем мы относим и развитие медиацентров (в том числе и студенческих) на базах вузов.
Проблема исследования в данной работе заключается в том, что при наличии обширной практики разных вузов нет единого представления о положении медиацентров и их целевой аудитории. В ряде вузов медиацентр, по сути, это пресс-центр, который освещает деятельность высшей школы, в других случаях медиацентр выступает как центр развития медиакомпетентности студенчества. В рамках данного исследования, проведя анализ деятельности медиацентров в России и за рубежом, мы предлагаем рассматривать медиацентр как центр формирования медиакомпетентности не только у обучающихся, но и у населения в целом. В этом случае вуз должен четко определить стратегию развития своего медиацентра: на какие целевые аудитории он ориентируется, как будет развивать медиакомпетентность аудитории, какие медиаобразовательные практики использовать, через какие каналы формировать эти практики.
Степень изученности проблемы. Среди работ российских ученых, занимающихся изучением медиаобразовательных процессов, фундаментальное значение имеют труды И. В. Жилавской, И. А. Фатеевой, А. В. Федорова, Е. Л. Вартановой и др. Например, понятие «медиаобразование» анализируется в трудах таких ученых, как А. В. Федоров, Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский.
А. В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений 4
интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [Федоров 2005, с. 136]. Е. Л. Вартанова и Я. Н. Засурский предлагают понимать медиаобразование как средство формирования информационной безопасности молодежи, «цель медиаобразования - формирование у молодежи критического отношения к медиа, превращение ее в креативного (творческого) пользователя СМИ в дальнейшей жизни» [Засурский, Вартанова 2003, с. 5]. В работах И. В. Челышевой, А. А. Новиковой, А. Г. Быстрицкого содержатся конкретные предложения по формированию и развитию медиобразования.
В данной работе проанализированы и работы зарубежных авторов, таких как Л. Мастерман (L. Masterman), В. Поттер (W. Potter), Д. Бэкингем (D. Buckingham), А. Сильверблат (A. Silverblatt).
Опираясь на работы этих авторов, мы провели анализ существующих предложений по составлению медиаобразовательных программ, опыт был применен в практической части работы.
Методологической базой исследования послужили медиаобразовательные модели таких авторов, как А. Сильверблат, Д. Бэкингэм, Е. Л. Вартанова и Я. Н. Засурский. Автором выбраны именно эти медиаобразовательные модели, так как они созданы с доминантой развития критического мышления аудитории. Мы считаем, что именно такие медиаобразовательные модели в большей степени способствуют извлечению и переработке необходимой информации, а также выдаче знаний, постановке целей, определению задач и их решению.
Объектом исследования стали медиаобразовательные практики медиацентра «СМАГУ» Алтайского государственного университета (АлтГУ).
Предметом исследования являются особенности менеджмента, целевой аудитории, медиаобразовательных практик медиацентра «СМАГУ».
Целью данного исследования является: 1) обобщение существующих медиаобразовательных практик как в России, так и за рубежом; 2) анализ существующих медиаобразовательных практик, целевой аудитории и 5
особенностей менеджмента медиацентра АлтГУ, разработка рекомендаций по развитию деятельности медиацентра «СМАГУ».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить объем понятия «медиаобразование».
2. Выявить ключевые проблемы медиаобразования в современных условиях.
3. Проанализировать существующие медиаобразовательные практики в России и за рубежом и выявить лучшие для применения в практической части работы.
4. Проанализировать деятельность медиацентра «СМАГУ» АлтГУ, выявить сильные и слабые стороны взаимодействия с целевой аудиторией .
5. Предложить рекомендации по дальнейшему развитию медиацентра «СМАГУ» АлтГУ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие медиакомпетентности будет прямо пропорционально опыту аудитории в общении с медиа. Опыт аудитории = потребитель информации и создатель информации => критическое осмысление медиатекстов.
2. Медиаобразование - процесс образования, осуществляемый специалистом на основе субъектно-субъектного подхода с помощью СМК, в результате которого у обучаемого формируются медиакомпетентность.
3. Опыт медиаобразования показывает большие возможности медиапедагогики в развитии критического мышления с помощью таких форм, как интеграция элементов медиаобразования в учебные курсы и предметы, проведение профильных курсов, тематических лекций и семинаров, спецкурсов и кружков, организация конференций разных уровней, а также через создание и развитие студенческих медиацентров при вузах.
4. В деятельности медиаобразовательных структур как в России, так и за рубежом больше общего, нежели различного. Наблюдается общая негативная тенденция, связанная с тем, что медиаобразование не является обязательным (за исключение специализированных институтов).
5. В работе медиацентров можно выделить и сильные и слабые стороны при взаимодействии с целевой аудиторией. Слабые стороны взаимодействия с целевой аудиторией являются потенциалом развития для медиацентров России. При этом понимание своей целевой аудитории и каналов взаимодействия с ней позволяет медиацентрам вуза влиять на возможность попадания в международный рейтинг высших школ.
Научная значимость данного исследования состоит в том, что уточняется определение медиаобразования. Автор предлагает рассматривать медиаобразование как процесс образования, осуществляемый специалистом на основе субъектно-субъектного подхода с помощью СМК, в результате которого у обучаемого формируются медиакомпетентность. Также автором предлагается новое понятие медиаобразовательных практик как комплекса приемов, способов и навыков, которые используются преподавателями для формирования медиакомпетентности у обучающихся.
Практическая значимость работы заключается в том, что автором проведен глубинный анализ текущего положения медиацентра «СМАГУ», выявлены сильные и слабые стороны. При этом автор предлагает рассматривать слабые стороны как точки роста для достижения стратегической цели медиацентра. Автором предложен ряд конкретных практических рекомендаций по устранению этих слабых сторон.
Методы исследования - анализ научной литературы и работ практиков по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, глубинное интервью, метод моделирования.
Апробация результатов. Работа по исследованию деятельности медиацентра АлтГУ «СМАГУ» выполнена по заказу Лиги студентов АГУ, структурным подразделением которой является медиацентр. Автором подготовлен проект по внедрению изменений в медиацентре «СМАГУ» и презентован руководству Лиги студентов АГУ. Часть рекомендаций планируют внедрять в 2021 году.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и тринадцати приложений.
Данная работа посвящена медиаобразованию и медиобразовательным практикам в целом, а также формированию и развитию медиацентров в вузах России. Объектом исследования стали медиаобразовательные практики медиацентра «СМАГУ» Алтайского государственного университета (АлтГУ). Предметом исследования - особенности менеджмента, целевой аудитории, медиаобразовательных практик медиацентра «СМАГУ».
В рамках этой работы автор предлагает определять «медиацентр - как центр развития медиакомпетентности как у обучающихся, так и у населения в целом». При такой трактовке медиацентра у вуза появляется четкая стратегия для развития своего медиацентра: вуз понимает, у каких целевых аудиторий он будет развивать медиакомпетентность, какие медиаобразовательные практики будут использоваться, через какие каналы вуз будет формировать эти практики.
В рамках решения первой задачи были проанализированы работы как российских (советских), так и зарубежных авторов. В ходе анализа было определено, что существует проблема систематизации и унификации научной терминологии. В связи с чем автором предложено уточненное определение медиаобразование. Медиаобразование - процесс образования, осуществляемый специалистом на основе субъектно-субъектного подхода и с помощью СМК, в результате которого у обучаемого формируются медиакомпетентность.
В рамках второй задачи было выявлено восемь проблем в медиаобразовании: проблема систематизации научной терминологии,
отсутствие качественной информации, недостаточная информационная грамотность и медийная грамотность, не отработан механизм состыковки элементов знаний из теории и практики массовой коммуникации с материалом других предметов, проблема взаимодействие СМИ с образовательной организацией, проблема подготовки профессиональных медиапедагогов, узкое понимание медиаграмотности, снижение популярности и интереса к некоторым медиаканалам. Опираясь на эти выявленные проблемы, можно утверждать, что развитие медиакомпетентности будет прямо пропорционально опыту аудитории в общении с медиа. Опыт аудитории = потребитель информации и создатель информации => критическое осмысление медиатекстов.
Анализ медиаобразовательных практик, в рамках третьей задачи данной работы, позволил выделить лучшие практики с доминантой развития критического мышления аудитории следующих авторов: А. Сильверблата, Д. Бэкингэма, Е. Л. Вартановой и Я. Н. Засурского.
Отдельно был проведен анализ концепций российских и зарубежных медиаобразовательных структур. На основе анализа сделан вывод, что деятельность медиаобразовательных структур как в России, так и за рубежом опирается на одну и ту же целевую аудиторию: школьники, студенты и аудитория разного возраста (учителя, пенсионеры, дошкольники). Наблюдается общая негативная тенденция, связанная с тем, что медиаобразование не является обязательным (за исключение специализированных институтов).
Дополнительно был проведен анализ взаимодействия медиацентров и целевой аудитории. Это было необходимо для тщательной проработки данных, которые автор использовал в практической части работы. Анализируя опыт взаимодействия медиацентров российских вузов с целевой аудиторией, мы выделили как сильные, так и слабые стороны в этом взаимодействии.
К сильным сторонам взаимодействия медиацентров как с внешней, так и с внутренней аудиторией можно отнести наличие хорошо проработанного сайта, имеющего как русский, так и иноязычный интерфейс; наличие студенческого медиацентра; присутствие вуза в большинстве популярных социальных сетях; активное развитие международного экономического, культурного, научно-образовательного сотрудничества
К слабым сторонам взаимодействия медиацентров с целевой аудиторией (внешней и внутренней) можно отнести бессистемное присутствие в социальных сетях; недостаточность задействованных каналов взаимодействия с аудиторией; непонимание потребностей своей целевой аудитории.
На основе вышесказанного можно отметить, что слабые стороны взаимодействия с целевой аудиторией являются потенциалом развития для медиацентров России. При этом понимание своей целевой аудитории и каналов взаимодействия с ней позволит медиацентрам вуза влиять на возможность попадания в международный рейтинг высших школ.
Анализ текущего состояния медиацентра «СМАГУ», в рамках четвертой задачи работы, выявил следующие слабые стороны:
1. Отсутствие организационной структуры медиацентра «СМАГУ» и положения о деятельности самого медиацентра.
2. Отсутствие сайта и/или официальных аккаунтов в социальных сетях.
3. Слабое продвижение в интернете. В сравнении с другими медиацентрами Алтайского края, медиацентр «СМАГУ» выпадает только в поисковых упоминаниях со ссылкой на сайт АлтГУ и сайт Лиги студентов АГУ,
4. Только одна целевая аудитория - обучающиеся вуза, при этом понимаем, что целевая аудитория медиацентра шире - это и школьники выпускных классов, их родители, выпускники и так далее.
Несмотря на наличие определенных слабых мест в работе медиацентра: отсутствие организационной структуры самого медиацентра, невключение его в структуре Лиги студентов АГУ, отсутствие положения о деятельности медиацентра и так далее, у медиацентра «СМАГУ» есть огромный потенциал.
На основании полученных данных по текущему состоянию деятельности медиацентра автор в рамках решения пятой задачи предлагает ряд практических рекомендаций.
Первое: определена организационная структура медиацентра. Структура медиацентра входит в состав Лиги студентов АГУ, но имеет свои направления деятельности, которые отражены следующим образом: руководители СМИ, руководитель SMM-направления, руководители видео- и фотонаправлений, руководитель креативной группы и руководитель школы СМИ.
Второе: предложено выделить основные направления деятельности медиацентра «СМАГУ» и определить четыре ключевые цели:
1. Содействие формированию среды развития непрофессиональной журналистики среди обучающихся АлтГУ, а также среди населения Алтайского края и за его пределами.
2. Разностороннее информирование студенческой молодежи, формирование единого информационного пространства АлтГУ.
3. Содействие развитию личности обучающихся (интеллекта, творческих способностей), формированию их активной жизненной позиции, социальному и профессиональному становлению обучающихся.
4. Осуществление партнерского взаимодействия с организациями города, региона и страны по взаимодействию в рамках развития студенческих медиацентров.
Третье: предложена структура и наполнение разделов сайта медиацентра «СМАГУ». На главной странице сайта медиацентра «СМАГУ» автор предлагает разместить краткую историю медиацентра, девиз медиацентра и 2-3 новости, ссылки на официальные аккаунты в социальных сетях.
Четвертое: это модернизация печатных студенческих СМИ. Необходимо продумать стратегию по «реанимации» журнала «Студенческий легион» и газеты «Student version». Студенческие СМИ медиацентра «СМАГУ» могут стать реальной площадкой развития медиакомепентности у обучающихся. А также создание и развитие собственных аккаунтов медиацентра «СМАГУ» в социальных сетях, с четкой схемой развития и продвижения на год. Работа с социальными сетями, освещение деятельности медиацентра помогут увеличить индекс поисковых упоминаний в интернете.
Пятое: расширение целевой аудитории медиацентра позволит достичь стратегическую цель «развитие непрофессиональной журналистики» не только среди обучающихся, но и потенциальных абитуриентов вуза - школьников старших классов. Для этого предлагается:
- Определить целевую аудиторию медиацентра «СМАГУ».
- Изучить каждый сегмент своей целевой аудитории: важны информационный фон, среда, в которой обитают представители вашей целевой аудитории, и менталитет страны, в которой они живут.
- Собрать данные о целевой аудитории с помощью аналитических сервисов. Рекомендуется провести опросы во «ВКонтакте».
- Проанализировать текущую целевую аудиторию и получить ответы на вопросы, которые помогут составить стратегию продвижения для текущей целевой аудитории.
- Провести анализ конкурентов, испольуя сравнительные таблицы, изучение посылов и комментариев целевой аудитории.
- Составить карту сценариев аудитории.
- Необходимо детализировать рекламную компанию для каждой целевой аудитории.
- В работу направление «SMM-продвижение» включить блок «работа с негативными комментариями».
- Генерировать новые идеи и тестировать гипотезы. В рамках работы креативной группы медиацентра «СМАГУ» необходимо 1 раз в месяц устраивать командные мозговые штурмы. Новые идеи тестировать с помощью хайди-циклов.
Реализация этих рекомендаций, внедрение предложенной автором организационной структуры, подготовка и утверждение положения о деятельности помогут медиацентру в реализации стратегической цели и расширении спектра целевых аудиторий.
1. Бадарацкий А.В. Анализ положительных практик организации
медиаобразования на уроке иностранного языка средствами «Google Apps» / А.В. Бадарацкий, И.В. Григорьева // Magister Dixit. 2014. № 1. Режим доступа:
http://docplayer.ru/44419955-A-v-badarackiy-i-v-grigoreva-analiz-polozhitelnyh-praktik-organizacii-mediaobrazovaniya-na-uroke-inostrannogo-yazyka-sredstvami-google-apps.html (дата обращения: 16.01.2020).
2. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.
3. Вартанова Е.Л. Современный журналист в представлениях общества // МедиАльманах. 2016. № 2. С. 8-10.
4. Гильмутдинова Н.А. Задачи медиаобразования в обществе знания и информации // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 2. № 1 (2). С. 193-198.
5. Гудилина С.И. Медиаобразование - основа информационной безопасности подрастающего поколения // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научно-практической конференции (г. Казань, 17 мая 2018 года). Казань: Редакционно-издательский центр «Школа»,
2018. С. 219-222.
6. Гудилина С.И. Модель развития интегрированного медиаобразования на международном и национальном уровнях // Медиа. Информация. Коммуникация: международный электрон. научно-образов. журн. 2016. №19. Режим доступа: http://mic.org.ru/new/594-model-razvitiya-integrirovannogo-mediaobrazovaniya-na-mezhdunarodnom-i-natsionalnom-urovnyakh(дата обращения: 16.01.2020).
7. Гудилина С.И. Развитие медиа- и информационной грамотности студентов педагогического направления подготовки // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей VI Международной научно - практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение».
2019. С. 94-97.
8. Гура В.В. Медиаобразование в контексте постмодернизма // Медиаобразование. 2015. № 2. С. 20-25.
9. Демина И.Н. Система управления медиапредприятиями в современной России. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. инженерно-экон. ун-та, 2005. 160 с.
10. Демина И.Н. Экономическая концепция управления системой медиапредприятий // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2007. № 1. С. 45-52.
11. Елисеева Ю.А., Образовательная программа «Медиакоммуникации»: отечественный и зарубежный опыт реализации / Ю.А. Елисеева, П.Ю. Тенхунен // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4. С. 468-483.
12. Ершов Ю.М. Каким мы видим будущего журналиста (размышления о модернизации образовательных программ) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 5. С. 119-136.
13. Журналистика и медиаобразование в XXI веке / под ред. А.П. Короченского. Белгород: изд-во Белгород. гос. ун-та, 2006. 368 с.
14. Замков А.В. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию / А.В. Замков, М.А. Крашенинникова, М.М. Лукина, Н.А. Цынарёва // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2295 (дата обращения: 16.01.2020).
15. Змановская Н.В. Практикум по формированию медиа-коммуникативной образованности учителя. Иркутск: ИПКПРО, 2002. 53 с.
16. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, С.С. Смирнов, М.И. Макеенко. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
17. Казаков А.А. Политическая теория и практика медийной грамотности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. 172 с.
18. Как новые медиа изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
19. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. М.: Профиздат, 2002. 224 с.
20. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с.
21. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с.
22. Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/2575 (дата обращения: 16.01.2020).
23. Коломиец В.П. Медиакоммуникация в образовательном контексте // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа:http://www.mediascope.ru/2563 (дата обращения: 16.01.2020).
24. Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: АЦ Vi; ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. 328 с.
25. Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. 240 с.
26. Королёв Е.А. 33 урока для будущих журналистов / Е.А. Королёв, Н.А. Павлушкина. М.: Флинта, 2019. 256 с.
27. Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование. // Высшее образование в России. 2004. №8. С. 40-46.
28. Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. 272 с.
29. Критическое мышление и новые виды грамотности / сост. О. Варшавер. М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. 80 с.
30. Левицкая А.А. Медиаграмотность детей и подростков - приёмы и способы развития (на материале рекламы). Рекомендации педагогам, родителям и социальным работникам // Народное образование. 2013. № 10. С. 233-240.
31. Машарова Т.В. Региональная программа медиаобразования школьников: цели и стратегические и тактические / Т.В. Машарова, М.В. Кузьмина // Народное образование. 2014. № 1. С.149-155.
32. Медиакультура и медиаобразование в поликультурном обществе / отв. ред. Т.В. Коваленко; редкол.: И. И. Горлова и др. М.: Перо, 2014. 160 с.
33. Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. М.: МЦБС, 2013. 384 с.
34. Медиаобразование: от теории к практике: Сб. материалов I Всеросс.
науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск, 20-21 ноября 2007 / сост. И.В.
Жилавская. Томск. 2007. С. 270. Режим доступа:http://tiit.tomsk.ru/home(дата обращения: 16.01.2020).
35. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / отв. ред. А.В. Федоров. М.: Изд-во гос. ун-та управления, 2002. 80 с.
36. Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале прессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 c.
37. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире:методология анализа и практика исследований. М. : УРСС, 2003. 239 с.
38. Назаров М.М. Современная медиасреда: разнообразие и фрагментация // Социс. 2018. № 8. С. 54-64. Режим доступа:http://socis.isras.ru/article/7291 (дата обращения: 16.01.2020).
39. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 168 с.
40. Новикова А. А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 52 с.
41. Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К.Э. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. 488 с.
42. Новые медиа в гуманитарном образовании / под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2013. 223 с.
43. Паранина Н. А. Медиаобразование как средство развития медиакультуры студентов // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С.80-83.
44. Образовательные технологии XXI века ОТ'05 / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2005. 388 с.
45. Образовательные технологии XXI века. ОТ'04 / ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. 349 с.
46. От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е.Л. Вартановой: колл. моногр. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2019. 208 с.
47. Полуэхтова И.А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018. 223 с.
48. Преподаем журналистику: взгляды и опыт (Медиаобразование:
концепции и перспективы) / Ред.-сост. О.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2006. 152 с.
49. Рашкофф Д. Медиавирус. М. Ультра культура, 2003. 368 с.
50. Романовский И.И. Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд-во Союза журналистов России, 2004. 480 с.
51. Рыжих Н.П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 188 c.
52. Семенов В.И. Медиатекст в современном образовательном пространстве / В.И. Семенов, Е.В. Семенова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2014. Т. 5. № 5. С. 184-190.
53. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. М.: ИНИОН РАН, 2000. 288 с.
54. Смирнов С.С. Медиаиндустрия России как внестатистический феномен // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2010. № 6. С. 178-187.
55. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.
56. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. 270 с.
57. Фатеева И.А. Актуальные проблемы медиаобразования. Челябинск: Изд- во Челяб. гос. ун-та, 2015. 129 с.
58. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов. 2001. 708 с.
59. Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. CD. М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. 234 с.
60. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 c.
61. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд - во Кучма, 2003. 238 с.
62. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Таганрог: Изд- во Кучма, 2003. 124 с.
63. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов. Таганрог: Кучма, 2004. 340 с.
64. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с.
65. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с.
66. Федоров А.В. Модели медиаобразования: светская и теологическая // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 4 (12). С. 231-247.
67. Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2007. № 5. С. 71-79.
68. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.
69. Федоров А.В. Светская и теологическая медиаобразовательные модели // Медиаобразование. 2012. № 5 (35). С. 54-68.
70. Федоров А.В. Медиаобразование в ведущих странах Запада / А.В. Федоров, А.А. Новикова // Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 270 с.
71. Федоров А.В. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании / А.В. Федоров, А.А. Новикова, В.Л. Колесниченко, И.А. Каруна. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 c.
72. Федоров А.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития // А.В. Федоров, И.В. Челышева. Таганрог, 2002. 266 с.
73. Федоров А.В. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н.Усова / И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина. Таганрог: Изд- во Кучма, 2007. 198 c.
74. Федоров А.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования / А.В. Федоров, И.В. Челышева, А.А. Новикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин¬та, 2007. 212 с.
75. Челышева И.В. Медиатворчество в социально-культурной среде: теория и практика. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. 151 с.
76. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 206 с.
77. Челышева И.В. Теория, методика и практика развития медиакомпетентности современного педагога. Берлин: Директ-Медиа, 2019. 148 с.
78. Шариков А.В. На пути гармонизации медиа и общества (медиаресурсы и медиаобразование в школах Самары) / С.Н. Фазульянова, Е.В. Петрушкина. Самара, 2006. 50 с.
79. Albarran A. B. Defining Media Management. International Journal on Media Management, 2008, vol. 10, no. 4, p. 184-186.
80. Broddason Th. Youth and New Media in the New Millenium // Ibid. P. 105- 118.
81. Buckingham D. Media education: A global strategy for development. - Cambridge: PolityPress, 2010. 124 p.
82. Chalaby Y. American Cultural Primacy in a New Media Order: A European Perspective // Ibid. P. 34.
83. Drok N. De toekomst van de journalistiek. Amsterdam: Boom.
84. Formal Media Education in Europe. European Media Literacy Education Project. Barcelona: UAB, 2014, 180 p.
85. Josephi B. Journalism education, in: Wahl-Jorgensen, K. E.a. (2008). The handbook of journalism studies. London: Routledge
86. Hanitzsch T. e.a. Building a home for the study of journalism. In: Journalism, 2005; 6; pp. 107-115. London: Routledge
87. Hornmoen H. Constructing Karl Popper. How does Science Journalism Employ Literary Devices? // Ibid. P. 182.
88. Kopper G. Communication Sciences - Instrumentalism vs Contextualism // Gazette. The International Journal for Communication Studies. 2005. V. 27. № 6. P. 567.
89. Kozolanka K. The Sponsorship Scandal as Communication: The Rise of Politicized and Strategic Communications in the Federal Government // Ibid. P. 348.
90. Krumsvik A. What is the Strategic Role of Online Newspapers? // Ibid. P. 283-295.
91. Lee A. Y. L. Media education, critical citizenship and public sphere: The ideal and practice of media education in Hong Kong. // The Chinese Journal of Communication and Society, №3, 2007. - 134-155 p. - 152 p.
92. Raboy M. The 2005 Graham Spry Memorial Lecture Making Media: Creating the Conditions for Communication in the Public Good // Ibid. P. 289.
93. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001/ P. 152.
94. Sandvik K. Evaluation of Quality in Computer Games // Ibid. P. 269.
95. Sawchuk K. Editorial. Public Matters // Canadian Journal of Communication. Special Issue. Public Matters. 2006. V. 31. № 2. P. 283.
96. Silverblatt, A. Media Literacy: Keys to Interpreting Media Messages. Westport: Praeger. 2008. 560 p.
97. Shapiro I., Doyle L. What Makes Journalism “Excellent”? Criteria Identified by Judges in Two Leading Awards Programs // Ibid. P. 441, 442.
98. Sichtermann B. What It is that Unites and Standardises Society? Mesia- Communucation - Culture // Ibid. P. 74, 76.
99. Sparks R., Young M., Darnell S. Convergence, Corporate Restructuring and Canadian Online News, 2000-2003 // Ibid. P. 391.
100. Thoman E. Skills & Strategies for Media Education. - Los Angeles: Center for Media Literacy, 2010. 18 p.
101. Tyner K. Directions and Challenges for Media Education. Telemedium. // The Journal of Media Literacy, Vol. 46, № 1, 2000. P. 3.
102. Vagle W. Interpreting and Explaining Historical Texts - Is It Possible? // Ibid. P. 205-226.
103. Wirtz B. W. Media and Internet Management. Wiesbaden, Germany, Gabler Verlag, 2011. 574 p.