ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика и особенности авторских программ на радио 6
1.1. Авторская программа: понятие, структура и особенности 6
1.2. Роль и место авторских программ на современных радиостанциях..18
1.3. Соотношение коллективного и личностного в авторских
программах 30
1.4. Перспективы развития авторской программы 38
ГЛАВА 2. Специфика работы популярных авторских программ на радио: «Фрэнки-Шоу»; «Аэростат»; «Кино и музыка» 39
2.1. Анализ авторской программы «Фрэнки-Шоу» на радио «Серебряный
Дождь» 45
2.2. Анализ авторской программы Б. Гребенщикова «Аэростат» на «Радио
России» 53
2.3. Анализ авторской программы Андрея Гаврилова «Кино и музыка» на
радио «Серебряный дождь» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
Радио является одним из самых востребованных СМИ, так как обладает такими свойствами, как вездесущность, доступность, массовость. Такие характеристики позволяют воспринимать радийную информацию когда угодно и где угодно, совмещая с основной деятельностью.
Современный радиоэфир предлагает аудитории разнообразие программ, среди которых особое место занимают авторские программы. Они привлекают радиослушателей необычностью, оригинальностью, интерактивностью, новой полезной информацией, а создателей программ - возможностью самовыражения, свободного творчества, проявления профессионального мастерства. Успешная авторская программа значительно поднимает рейтинг радиостанции.
Исследователи считают, что журналистика мнения, авторская журналистика будет со временем все более востребованной среди аудитории, так как в современном мире из-за бурного развития цифровых технологий обезличенная информация теряет свою ценность. Исследователь А.Мирошниченко считает, что суть профессии журналиста сегодня такова: улавливать социальный заказ на консолидирующие общество картины мира, отсекать многообразие избыточных мнений и превращать немногие отобранные темы в читабельность. А для решения этой новой задачи необходима авторская журналистика [цит. по: Тимченко 2017].
Поэтому особую актуальность приобретает тема авторских радиопрограмм, их характеристики, виды и особенности создания.
Степень разработанности темы. Определение авторской программы можно найти у исследователей Шереля А.А., Клюева В.Г., Смирнова В.В., Гринфельд (Соболь) В. А., Никитенко Я. Ю.
Темы классификации авторских программ и особенности их производства раскрыты в работах Войтович П.Р., Гринфельд (Соболь) В. А., Никитенко Я. Ю., Шереля А.А., Сельской М.Ф., Бортник Н.В., Барабаш Н.С., Губина Д., Долгиной Е.С., Московой В.А., Засурского Я.Н., Смирнова В.В. и др.Типология ведущих представлена в работах Барабаш Н.С., Лебедевой Т.В., Мельник Г.С. и др. В то же время исследователи, изучающие теоретические и практические аспекты радиожурналистики, на наш взгляд, уделяют недостаточно внимания проблемам, связанным с понятием и производством авторских программ, что и определило выбор темы нашей работы.
Целью данной работы является выявление и анализ основных черт современных форматов авторских программ на радио.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть понятие, структуру и особенности авторской программы;
2) выявить роль и место авторских программ в структуре вещания выбранных радиопрограмм;
3) проанализировать форматы выбранных авторских программ, выявить их основные характеристики;
4) описать перспективы развития авторской программы.
Объект исследования — авторские программы на радио.
Предмет исследования - основные характеристики новых форматов авторских программ на радио.
Методы исследования - в работе использованы общенаучные методы; элементы исторического, системного и сравнительного анализа.
Эмпирическая база: выпуски авторских программ «Фрэнки-Шоу» на радио «Серебряный Дождь» за период 2004, 2008 и 2011года; «Кино и музыка» на радио «Серебряный дождь» за период 2019 - 2020 года и «Аэростат» на «Радио России» за период 2007 - 2008 и 2020 года.
Гипотеза исследования: На сегодняшний день авторская журналистика становиться все более востребованной, но при этом она должна удовлетворять ряду требований, среди которых основную роль играют характеристики личности ведущего.
Новизна исследования состоит в выявлении основных преимуществ авторских программ на радио, в поиске новых форматов данных программ и определении их места в структуре вещания.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В нашей работе была изучена авторская программа на радио, ее понятие, структура и особенности; проанализированы роль и место авторских программ на современных радиостанциях; описаны перспективы развития авторской программы. Установлено, что главное в авторской программе, в каком бы формате она ни выходила, - авторское начало. Кроме этого, важнейшими чертами авторской журналистики являются:
самостоятельное участие автора программы в ходе всего цикла: от разработки медиапродукта до его распространения; авторские стилистические и композиционные особенности текста; чёткая авторская позиция по произошедшему событию (собственные комментарии автора);оригинальный подход в освещении темы; обратная связь со слушателями.
В большинстве случаев авторские программы выходят в эфир радиостанций разговорного и информационного формата («Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк», «Busuness FM» и др.). Такие программы обычно ведут известные журналисты, деятели культуры, политологи. Одни из известных ведущих авторских программ - Ирина Петровская, Матвей Ганапольский, Георгий Бовт, Александр Гордон, Юлия Латынина, Алексей Венедиктов, Сергей Пархоменко и др.
Авторские радиопрограммы выполняют ряд функций для радиослушателей и редакции: информационную, предоставляя актуальную и полезную информацию ;рекламную, обеспечивая проект необходимыми финансовыми средствами; коммуникативную функцию, связывая разные группы населения; интегративную, объединяя свою аудиторию; функцию выражения и формирования общественного мнения, позволяя снизить социальное напряжение; эстетическую, просветительскую и развлекательную, помогая аудитории отдохнуть и расслабиться.
В последние десятилетия считалось, что наступило время журналистики факта и нет места для журналистики мнений, в том числе, и на радио. Но у многих исследователей другое мнение. Они считают, что скоро наступит время авторской журналистики. Действительно, авторская журналистика становится все более востребованной в медийной сфере, в особенности на радио, и все более популярной среди аудитории.
Каковы причины этого? На наш взгляд, сегодня журналисты утратили монополию на распространение новостей и создание информационного продукта. Теперь каждый может выкладывать информацию в социальных сетях, мессенджерах и на собственных сайтах. Довольно часто новость о каком-либо событии появляется в интернете раньше, чем СМИ, благодаря очевидцам. Появилось огромное количество профессиональных блогеров, популярность которых, порой выше, чем у профессиональных журналистов. Все это спровоцировало интерес к личному мнению и, в том числе, к авторской программе в профессиональных СМИ. Авторские программы помогают аудитории глубже погрузиться в различные сферы жизни общества, которые обсуждаются в передачах. Авторские радиопрограммы уже сейчас пользуются большей популярностью, чем обезличенный эфир с новостями и музыкой. Авторские программы сегодня разнообразны, и каждый может найти в радиоэфире то, что близко его мировоззрению, интересам, потребностям.
Мы анализировали выбранные нами программы по ряду параметров: сфера информационного внимания (тематический спектр передач); целевая аудитория; время выхода в эфир и периодичность; уровень интерактивности (послания, звонки, трансакционность); ведущие (типы ведущих); иерархические отношения между ведущими; формат программы; стиль программы. Были выявлены несколько важных критериев успешных авторских радиопроектов: уникальность тематики и формата программы; профессионализм ведущего в выбранной области (тематике программы); личность ведущего. Всем этим критериям отвечают программы «Фрэнки- Шоу» на радио «Серебряный Дождь» и «Аэростат» на «Радио России». Например, сегодня на радио много программ о музыке, но слушатели выделяют именно авторскую программу Бориса Гребенщикова «Аэростат».
Авторские программы должны выражать в полной мере авторское «я» создателя, его мировоззрение, позицию, отношение к фактам и событиям. Открытость и независимость авторской позиции - универсальные характеристики авторской журналистики, присущие ей независимо от того, по какому каналу происходит передача сообщения. Авторская программа имеет и массу стилистических особенностей, что делает ее формат уникальным и неповторимым. Исходя из всего сказанного можно предположить дальнейший рост интереса к авторским программам и активное их развитие.
1. Барабаш Н.С. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы: дис... канд. филологических наук: 10.01.10. М., 2002. 149 с.
2. Барабаш Н. С. Как завоевать доверие аудитории и стать классным
радиоведущим (телеведущим, шоуменом или тем, кем вы сами захотите) [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова. Журнал «Самиздат», 2008. Режим доступа: http://samlib.ru/b/barabash_n/ipk-
titlenew.shtml (дата обращения: 02.02.2020).
3. Бахарева Э.Л. Роль рейтингов в деятельности по связям с общественностью. М.: Маркетинг, 2008. 144 с.
4. Беляев С. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание /С. Беляев, В. Коробицын. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов 2007. 57 с.
5. Бортник Н.В. Авторские программы на радио (на примере радио «Маяк» в Новосибирске) // Пути повышения результативности современных научных исследований сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: «Омега сайнс», 2019. С.214-218.
6. Бурханова С. Правила проведения бартерных кросс-промоакций, используемые радиостанцией «Европа Плюс Москва»: образовательный семинар для работников региональной сети радио «Европа Плюс» // Маркетолог. 2012. № 3. С.21-24.
7. Варецкий Б.И. Журналистика социальной сферы // Б.И.
Варецкий, А.С. Шилов, Н.Н. Александрова. М.: РГСУ, 2008. 194 c.
8. Вартанова Е.Л. Мультимедийные стратегии московскихFM- радиостанций / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Макеенко//Вестник Московского университета. 2011. Серия 10. Журналистика. № 6. С. 6-32.
9. Васильева Т.В. Курс радиотелевизионной журналистики / Т.В. Васильева, В. Г. Осинский, Г. Н. Петров. СПб.: Спец. лит., 2004.288 с.
10. Васильева Г.В. Учебные материалы по специальному аспекту «Журналистика». Вып. 2. Компетентностный подход / Г.В. Васильева, Н.З. Киселева, И.В. Голубцова. М.: МГИМО, 2007. 98 с.
11. Войтович П.Р. К вопросу об основных жанрах авторской журналистики и авторской программы // Журналистика. СМИ. 2015. № 6. С. 14-18.
12. Гаврилов А. Выпуск новостей [Электронный ресурс] // Официальный сайт радио «Серебряный дождь» // Режим доступа: https://www.silver.ru/leading/gavrilov_andrey/(дата обращения: 11.05.2020).
13. Гринфельд (Соболь) В. А. Авторская программа на радио: разработка универсальных критериев оценки качества аудиоконтента / В. А. Гринфельд (Соболь) Я. Ю. Никитенко // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 125-133.
14. Губин Д. 10 лекций по теле-и радиожурналистике. М.: Litres, 2017. 106 с.
15. Губин Д. ONAIR: Внутренняя кухня радио и телевидения. М.: Альпина Паблишер, 2015. 157 с.
16. Губин Д. Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой. М.: Litres, 2017. 247 с.6970.
18. Джефкинс Ф. Пэбликрилейшнз. М.: Юнити-Дэнэ, 2006. 317с.
19. Долгина Е.С., Москова В.А. Радиожурналистика: исторический
аспект // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сб.
докладов. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. С. 162-164.
20. Дускаева Л. Р. Язык и стиль электронных СМИ // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.
21. Егоров В. В. На пути к информационному обществу. М.: Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. 192 с.
22. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др. / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011. 391 с.
23. Иванов В.Ф. Журналистская этика: учебник / В. Иванов, В. Сердюк. М.:. Высшая школа, 2006. 231 с.
24. Клюев Ю.В. Радиожурналистика: основы профессии. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.коммуникаций» СПбГУ, 2015. 151 с.
25. Клюев Ю.В. Публицистичность радиоречи // Ученые записки забайкальского государственного университета. 2015. № 2(61). С. 89-95.
26. Ключи к эфиру / под ред. Г. А. Шевелева. Радиожурналист и политика. М. : Аспект Пресс, 2007. 205 с.
27. Коломина В.В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 295-298.
28. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2009. 207 с.
29. Кравченко С. В. Переформатирование радиостанций: путь к успеху? [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2012. Вып.1. Режим доступа: http://www.lib.dsn-asu.ru(дата обращения: 01.02.2020).
30. Кузин С. Человек медийный. Технологии безупречного выступления в прессе, на радио и телевидении / С.Кузин, О.Ильин. М.: АлипинаДиджитал, 2011. 149 с.
31. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект Пресс, 2012. 224 с.
32. Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегии. М.: Изд. Моск. ун-та, 2010. 187 с.
33. Марсавина Е.А. Авторская программа в зеркале студенческой журналистики (на примере авторской программы «Маленькая страна» учебного радио «Диктум», ЧелГУ). // Медиасреда. 2015. №10. С. 33-37.
34. Мельник Г. С. Методы журналистики / Г. С.Мельник, М. Н.Ким СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2006. 272 с.
35. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2000. 240 с.
36. Новиков К.Ю. Радиорепортёр и радиорепортаж в XXI веке. История и трансформация жанра, перспективыпрофессии. М.: Изд-во ВК, 2005. 88 с.
37. О нас [Электронный ресурс] // Официальный сайт радио «Серебряный дождь». Режим доступа: https://www.silver.ru/about/(дата обращения: 11.05.2020).
38. Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособие. М.: Флинта, 2016. 128 c.
39. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства ТВ и радио: учеб.пособие для студентов фак. журналистики. СПб.: СПбГУ ,2000. 102с.
40. Пресс-конференция в клубе «Амиго», г. Таллинн. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://handbook.severov.net/handbook.nsf/Main?Open(дата обращения: 11.05.2020).
41. Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. 480 с.
42. Рябцева О. Эхо Москвы. Непридуманная история. М.: Litres, 2017. 119 с.
43. Сельская М.Ф. Жанры авторских программ в системе
радиовещания // Научные труды магистрантов и аспирантов / Отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный
университет, 2019. Вып. 16. С. 46-48.
44. Скопенко В. Адаптация радиостанции к изменившемся условиям на рынке СМИ Практический маркетинг. М.: Наука,2005. 44-71 с.
45. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М.: Аспект Пресс, 2002. 288 с.
46. Смирнов В.В. Формы вещания: функции, типология, структуры радиопрограмм. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
47. Смирнов В.В. Радиожурналистика в современном эфире. Таганрог: Изд-во «ЦРЛ», 2007. 166 с
48. Современная журналистика: методология, творчество,
перспективы: сб.науч. ст. / ред. Н.Т. Фрольцова. Мн.: БГУ, 2008. 74 с.
49. Суриков. В. Магическое радио «Аэростат» [Электронный ресурс]
// Эксперт. 2016. №30-33 (996). Режим доступа:
https://expert.ru/expert/2016/30/magicheskoe-radio-aerostat/(дата обращения: 11.05.2020).
50. Тепляшина А.Н. Жанровая модель авторской журналистики // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 49-53.
51. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2005. 256 с.
52. Тертычный А.А. Состояние и перспективы развития системы
жанров российских СМИ [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2010. №4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/675(дата обращения:
11.01.2020).
53. Тимченко И. Возвращение авторской журналистики
[Электронный ресурс] // Журналист. 2017. № 3 от 14 марта. Режим доступа: https://jrnlst.ru/vozvrashchenie-avtorskoy-zhumalistiki (дата обращения: 11.01.2020).
54. Федутинов Ю. Ю. Независимое радиовещание: уроки успеха. М.: Наука,1997. 101 с.
55. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста. Стокгольм, 1999. 155 с.
56. Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в
аудиовизуальной коммуникации. Мн.: БГУ, 2003. 217 с.
57. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
40 с.
58. Чантлер П., Стюарт П. Основы радиожурналистики / Под ред. Т. Н. Яковлевой - Нельсонпер. М.:ГИТР, 2008.334 с.
59. Шевченко О.Н. Вопросы теории радиожурналистики на страницах профессиональной прессы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
60. Шеин В.Н. Современная радиожурналистика: теория и практика. Минск: Белорус. гос. ун-т., 2010. 151 с.
61. Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века История,
эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Litres, 2017. 167 с.
62. Шумилина. Т.В "Не могли бы вы рассказать". Метод интервью в журналистике. М:. Изд-во. Москов ун-та, 1976. 123 с.
63. Яременко Н. Н. Как стать радиожурналистом: работа на радио в вопросах и ответах. М.:Аэтерна, 2011. 272 с.
64. Basic radio journalism / P. Chantler, P. Stewart. Oxford ;Amsterdam; Boston : Focal Press, 2003. 267 p.
65. Hirst М. Across Looking Out From Terra Nullius: Journalism, Modernity and the 'Vacant Lot'// Asia Pacific Media Educator. 1998. Issue No.4, Jan-June. P. 84-89.
67. Keith M. The Radio Station. Boston: Focal Press, 1997. 324 p.