Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛТАЙСКИЕ «КАМЕНЩИКИ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Работа №90800

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АЛТАЙСКИЕ «КАМЕНЩИКИ» В ИСТОРИОГРАФИИ
ИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА 15
1.1. Исторические условия и специфика изучения алтайских «каменщиков»
в Российской
империи 15
1.2. Алтайские «каменщики» в работах исследователей второй половины
XVIII - начала XX
вв 18
ГЛАВА II. АЛТАЙСКИЕ «КАМЕНЩИКИ» В ИСТОРИОГРАФИИ
СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 34
2.1. Обзор исследований по проблематике алтайских «каменщиков» в
советский период 34
2.2. Алтайские «каменщики» в исторических и этнографических работах
1930 - 1980-х
гг 37
ГЛАВА III. АЛТАЙСКИЕ «КАМЕНЩИКИ» В ИСТОРИОГРАФИИ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА 51
3.1. Основные направления при изучении алтайских «каменщиков» в
российский период 51
3.2. Алтайские «каменщики» в трудах российских исследователей (1990 - 2010-е
гг.) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Актуальность исследования. Религиозные движения как альтернатива официальным религиям требуют разностороннего и подробного изучения. В настоящее время исследователи уделяют большое внимание данному феномену, в результате чего он остается одним из приоритетных направлений в религиоведении. Предпосылки и причины возникновения многих религиозных движений и формирования их идеологической основы, по нашему убеждению, находятся в ведении исторической науки.
В истории России первые альтернативные религиозные движения появляются в Средние века. Г осударством и церковью они были восприняты как ереси1. Далее, новому появлению и развитию религиозных движений способствовали реформы, проведенные в Русской Православной Церкви в XVII в. Они вызвали негодование и брожение у некоторой части населения, в результате чего наиболее радикально настроенные по отношению к официальной церкви и власти крестьяне стали организаторами народных религиозных движений, в основе которых лежала идея освобождения от государственного гнета. Одним из таких движений представляются нам алтайские «каменщики». Сначала сформированная из беглых крестьян, мастеровых и солдат этнографическая группа со временем (благодаря поискам Беловодья, которому старообрядцы придавали сотериологическое значение) расширила свое влияние на территории Алтая, а затем трансформировалась в народное религиозное движение, охватив и другие регионы Российской империи.
Для того чтобы разобраться в особенностях данного народного религиозного движения, первое, что необходимо сделать - это проанализировать степень изученности темы и установить, к каким выводам приходили исследователи. Немаловажным будет определить подходы, методы и эволюцию суждений авторов. Таким образом, историографический подход для проводимого исследования видится наиболее актуальным.
Процент историографических исследований по отношению к объему изданных исторических работ по данной теме в настоящее время остается небольшим, так как изучение алтайских «каменщиков» является узконаправленной темой, что требует особый подход к историографическому исследованию. Наряду с анализом методов, подходов, идеологического влияния в предшествующих работах, в магистерской диссертации нам видится уместным использование источниковедческого метода к историографическим источникам, в первую очередь к этнографическим работам, что приводит к более комплексному исследованию.
В свою очередь, изучение этнографических, а также архивных материалов, связанных с алтайскими «каменщиками», также способствует исследованию материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения как этнографических групп старообрядцев, так и средневекового общества. Другими словами, благодаря изучению этнографических работ, связанных с алтайскими «каменщиками», дополнительно возможно выявить специфику культурных ценностей, не только связанных со старообрядчеством, но и относящихся к Средневековой Руси, в том числе утраченных в результате проведенных церковных реформ в XVII в. и в ходе вестернизации в Российской империи.
Степень разработанности проблемы. Комплексное
историографическое исследование алтайских «каменщиков» до настоящего времени не производилось. Тем не менее, стоит отметить, что уже с XIX в. были произведены первые попытки историографического анализа происхождения, формирования и мировоззрения алтайских «каменщиков».
Анализ исследований в имперском периоде был тесно связан с ориентированностью работ на социум, нежели с поставленными научными целями при изучении. Так как на всем протяжении имперского периода по обозначенной теме было небольшое количество исторических работ, то они прослеживаются в основном в этнографических исследованиях. Здесь мы встречаем два типа анализа работ предшественников. В первом случае этнограф имперского периода, анализируя исследования других авторов, не подвергал их критическому анализу, а использовал в качестве ссылок или подтверждения своих предположений. Так при рассмотрении алтайских «каменщиков» А.А. Принц ссылается на С.И. Гуляева, М.В. Швецова на П.С. Паласа и К.Ф. Ледебура, Б.Г. Герасимов на Н.М. Ядринцева2. Ко второму типу относится критика предшествующих работ. Стоит заметить, что здесь также не всегда наблюдается критический взгляд на проблематику. Так Н.М. Ядринцев, критикуя А.А. Принтца, утверждавшего, что заселение Уймонской долины происходило со стороны Бухтармы, вместо детального рассмотрения выводов последнего, представил свое видение проблемы3. При этом в этнографических работах XIX - начала XX вв. встречаются и объективные оценки. Примером является работа А.Е. Новоселова. Совершив поездку в поселения старообрядцев-«поляков», он не нашел подтверждение взгляда М.В. Швецовой на проблему образования этнографической группы алтайских «каменщиков»4. Последний пример может говорит о научном скачке в этнографических исследованиях в конце имперского периода.
Из немногочисленных исторических работ имперского периода стоит выделить работу Е.Ф. Шмурло. В ней наряду с архивными, судебными делами привлекались также этнографические заметки и очерки. Е.Ф. Шмурло опираясь на историографические источники был не согласен с этнографами, придерживающимися взгляда о независимости алтайских «каменщиков». В частности, историк подверг критическому анализу работы Н.М. Ядринцева5.
В советский период историографический подход к исследованиям изменился благодаря во многом утверждению АН СССР. В монографии и статьи стали добавляться историографические экскурсы, в которых упоминались алтайские «каменщики». Здесь необходимо выделить работы К.В. Чистова, В.Ф. Лобанова, Н.Н. Покровского. Историографический экскурс по проблематике алтайских «каменщиков» в советское время провел К.В. Чистов6. В нем были представлены наиболее популярные мнения дореволюционных исследователей об алтайских «каменщиках». Также в положительном ключе было затронуто исследование, проведенное Е.Э. Бломквист и И.П. Гринковой7. Н.Н. Покровский посвятив отдельную главу алтайским «каменщикам» в своей монографии, рассмотрел взгляды на проблематику как исследователей имперского, так и советского периодов. В ней подверглись критике авторы исследований, писавшие о возникновении этнографической группы алтайских «каменщиков» в 20-х годах XVII в. Критически были рассмотрены и выводы Н.М. Ядринцева и А.Н. Белослюдова о заселении Уймонской долины. Взгляд К.В. Чистова на старообрядческое согласие, повлиявшее в значительной степени на распространение идеи о Беловодье, был также частично пересмотрен историком8. Со стороны В.Ф. Лобанова подверглась критике датировка создания старообрядческого текста «Путешественник», путеводителя до Беловодья через поселения «каменщиков», предложенная К.В. Чистовым9.
В российский период в работах ученых при рассмотрении обозначенной темы, мы наблюдаем стремление к полным экскурсам по работам предшественников. Стоит отметить, что позиции ученых стали базироваться не только на обозначении взглядов исследователей по вопросу, но и на детальном анализе привлекаемой ими источниковой базы и методов интерпретации. Таким образом многие взгляды, относящиеся к проблематике алтайских «каменщиков», были пересмотрены. Из работ следует выделить исследование Н.И. Шитовой по одежде уймонских старообрядцев. В ней она проанализировала все имеющиеся у нее сведения о формировании уймонской этнографической группы старообрядцев, включая пласт историографических источников. Благодаря проведенному анализу, исследователем были представлены различные гипотезы образования уймонских «каменщиков». Вместе с тем Н.И. Шитова предложила и свою версию на основе проведенного ею этнографического исследования10. Основная доля историографических обзоров встречается при освещении темы Беловодья. Так, благодаря рассмотрению работ, связанных со списками «Путешественника», А.А. Чувьюровым была определена география бытования данных текстов и как следствие установлены регионы, из которых старообрядцы совершали побеги в Бухтарминскую и Уймонскую долины11.
Самым полным обзором в современное время следует считать статью Ю.Д. Рыкова. Прежде чем проанализировать новый обнаруженный список «Путешественника», Ю.Д. Рыков в своем исследовании приводит обзор и анализ всех известных на тот период историографических источников касающихся проблематики Беловодья. Вместе с тем и была привлечена и большая часть источников по алтайским «каменщикам». Неполнота исследования по проблематике алтайских «каменщиков» объясняется тем, что Ю.Д. Рыков затронул только идеологический аспект старообрядцев12.
Объект исследования - историографическое направление в отечественной исторической науке, занимающейся изучением старообрядчества и связанного с ним этнографических групп и народных движений в определенных социально-экономических, политических и идеологических условиях.
Предметом исследования является комплекс историографических источников, в которых отражается динамика проблематики, развитие источниковой базы и методологических подходов при исследовании формирования, мировоззрения, и социального развития алтайских «каменщиков».
Целью данной работы является изучение развития концепций, отражающегося в исследованиях имперского, советского и российского периодов, в которых затрагиваются социальные, политические и мировоззренческие аспекты алтайских «каменщиков», а также исторические этапы данной этнорелигиозной группы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности исследования вопросов формирования и мировоззрения алтайских «каменщиков» в работах имперского периода.
2. Проанализировать исторические концепции, связанные с алтайскими «каменщиками» в работах советского периода, с учетом влияния на них марксисткой идеологии и методологии.
3. Выделить основные направления исследования алтайских
«каменщиков» в российский период.
4. Обозначить изменения трактовок в изучении формирования, мировоззрения, социального развития алтайских «каменщиков», а также изложить авторский взгляд в рамках обозначенной проблематики.
Хронологические рамки. Исходя из историографической
направленности, хронологические рамки исследования охватывают этнографические, исторические, источниковедческие, археографические работы отечественных исследователей со второй половины XVIII в. до начала XXI в. Нижняя граница обусловлена началом экспедиций, направленных на сбор информации о флоре, фауне, геологических, минералогических ресурсах и описание исторических, социально­политических, этнографических особенностей в азиатской части Российской империи. Основной же импульс в изучении и публикации полученных результатов по формированию и мировоззрению алтайских «каменщиков» был задан деятельностью выдающегося исследователя, этнографа и фольклориста С.И. Гуляева в середине XIX в. Последующие ученые развили представления о этнорелигиозной группе алтайских «каменщиков» с учетом накопления этнографических данных, исторических источников и влияния социально-политических, идеологических, и методологических факторов.
С точки зрения исторической проблематики диссертация охватывает имперский период XVIII - начала XX вв., в рамках которого происходит формирование и развитие этнорелигиозной группы алтайских «каменщиков».
Территориальные рамки. В историографическом аспекте территориальные рамки исследования охватывают государственные границы Российской империи, СССР, Российской Федерации, в которых на протяжении второй половины XVIII - начале XXI вв. была издана анализируемая литература. При этом стоит отметить, что в диссертации учитывались и те территориальные рамки, которые были обозначены учеными при рассмотрении вопросов, связанных с алтайскими «каменщиками». Так, кроме материала взятого с территорий Алтая, Алтайского края и Рудного Алтая, включая Восточно-Казахстанскую область, отечественными учеными привлекались письменные и исторические источники, происходившие из европейской части России.
Источниковая база. Исходя из специфики предмета исследования, включает в себя широкий спектр историографических и исторических источников. Все выявленные источники представлены тремя группами видов: 1) монографии, статьи, тезисы и материалы конференций, 2)
материалы периодической печати; 3) архивные материалы. В свою очередь обозначенные три группы согласно феноменологической концепции источниковедения, также классифицируются по двум типам исторического знания: научное исследование и социально ориентированное
историописание.
1. Монографии, статьи, тезисы и материалы конференций. Данный комплекс в свою очередь делится на две группы. К первой относятся те источники, в которых непосредственно раскрываются или упоминаются особенности формирования, мировоззрения, социально-экономического развития и т.д. алтайских «каменщиков». Ко второй группе принадлежат источники, которые имеют косвенное отношение к исследованиям алтайских «каменщиков».
2. Материалы периодической печати. Основу данной группы составляют - периодические издания региональных отделений РГО: «Записки ИРГО по общей географии» (1846 - 1916 гг.), «Записки ЗСО ИРГО» (1877 - 1917 гг.), «Записки Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО» (1902 - 1931 гг.), «Алтайский сборник» (1894 - 1930 гг.); исторические и литературные журналы: «Исторический вестник» (1880 - 1917 гг.), «Известия Императорского Томского университета» (1889 - 1916 гг.), «Известия АН
СССР по русскому языку и словесности» (1940 - 1963 гг.), «ТОДРЛ» (1934 г. - настоящее время); общественно-политические газеты: «Восточное
обозрение» (1882 - 1906 гг.), «Санкт-Петербургские ведомости» (1728 - 1914 гг.).
3. Архивные материалы. В эту группу входят материалы из
следующих фондов ГААК: Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства (Ф. 1.); Совет противо-раскольнического братства Святого
Дмитрия Митрополита Ростовского Томской епархии (Ф. 166.); личный фонд С.И. Гуляева (Ф. 163.).
Методология и методы исследования. Современное историческое исследование строится на междисциплинарном подходе, что позволяет выделять его многоаспектность. Здесь стоит отметить и то, что изучение исторических процессов связано как с исторической наукой, так с культурой и социальными отношениями. Из существующих современных историко­концептуальных моделей в данной работе используется культурно­цивилизационный подход. При широком понимании терминов «цивилизация» и «культура» он может быть направлен на выявление особенностей не только отдельных наций, государств, но и региональных групп. Так при изучении алтайских «каменщиков» учитываются этнографические, религиозные, социально-политические и культурно­исторические особенности. В рамках историографического исследования цивилизационный подход дает возможность изучать исторические процессы учитывая объективные (социокультурные) и субъективные (личностные) факторы, относящиеся к освещению явлений и фактов.
Необходимыми для данного исследования явились принципы научной объективности, историзма. Они позволяют выявлять историографические закономерности различных этапов научного познания, которые формируются под влиянием развития науки и общества.
При подготовке диссертации использовались проблемно­
хронологический и ретроспективный методы, метод актуализации.
Структурировать исследование позволил метод периодизации исторического процесса. Он дал возможность выделить периоды в изучении алтайских «каменщиков». Также, благодаря данному методу стало возможным определить основные направления развития научной мысли, в процессе изменения историографических ситуаций в России.
В исследовании применялись анализ и сравнительный анализ. Последний метод позволяет сравнить между собой содержания историографических источников, связанных общей темой, для выявления степени аналогий, разночтений и дополнений. Методы дополняют метод синтеза и метод классификации, благодаря которым исторические данные, аспекты, концепции, связанные с темой исследования, сначала обобщаются, а затем выделяются в группы, для представления исторической и историографической динамики.
В рамках нашего исследования мы также используем источниковедческий подход при исследовании этнографических работ и архивных материалов. В данном случае, в методологическом плане особую роль играют труды О.М. Медушевской, В. А. Муравьева, И. Н. Данилевского и др.13. Источниковедческий подход позволяет применять метод источниковедческого анализа к изучению историографических источников.
Метод источниковедческого анализа для историографического источника. Источниковедческий анализ в свою очередь разделяется на несколько этапов: анализ происхождения, анализ содержания,
историографическая деконструкция.
Анализ происхождения позволяет нам описать исторические условия и обстоятельства создания историографического источника.
Анализ содержания историографического источника направлен на выявления в нем исторического знания. Анализ содержания позволяет определить содержание историографического источника, установить его структуру и принцип ее построения, степень полноты информации текста, в соотнесении с историографической культурой его времени.
Историографическая деконструкция позволяет определить цель порождения исторической работы и ее авторскую специфику.
Новизна работы. В отечественной историографии существуют различные взгляды на алтайских «каменщиков». Благодаря изучению и анализу работ исследователей имперского, советского и российского периодов, мы проследили изменение и переосмысление взглядов на обозначенную проблематику. В результате новизна исследования заключается в том, что алтайские «каменщики» в магистерской диссертации рассмотрены не только как этнографическая группа, сформировавшаяся в предгорьях Алтая и просуществовавшая до конца XVIII в., но и как народное религиозное движение, существовавшее на протяжении всего периода Российской империи.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации были изложены в 8 научных публикациях РИНЦ и представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях: Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» 14-17 ноября 2017 г. Барнаул; Молодежный научный форум «Дни молодежной науки - 2018» апрель 2018, г. Барнаул; IV Всероссийская научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы», октябрь 2015, г. Нижневартовск; IX Международная студенческая научно-практическая конференция «Диалог культур - диалог о мире и во имя мира», 9 апреля 2018, г. Комсомольск-на-Амуре; Всероссийская научная конференция «Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России», 16-17 мая 2018, г. Челябинск; Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» 13-16 ноября 2018, г. Барнаул.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:
• при написании работ связанные с этнографическими группами, старообрядчеством и народными религиозными движениями;
• в образовательных учреждениях при разработке курсов, лекций, связанных с отечественной историей, регионоведением и религиоведением;
• при исследовании старообрядчества, других этнорелигиозных групп и народных религиозных движений.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Благодаря проведенному исследованию было установлено, что в трех исторических периодах (имперский, советский и российский) в отечественной историографии происходили изменения при проведении исследования этнорелигиозной группы алтайских «каменщиков». Выделение данных периодов связанно с кардинальными отличиями в методах, подходах, оценках при изучении старообрядчества и народных движений, которые в свою очередь взаимосвязаны с проводимым политическим курсом в государстве, что оказывало влияние на исследователей.
В имперский период в исследованиях преобладали две точки зрения на проблематику старообрядчества и народных движений, в частности на формирование группы алтайских «каменщиков». Представители консервативной точки зрения, с одной стороны, видели в алтайских «каменщиках» сектантское, анархическое движение, не признававшее монархию, а с другой стороны, общество, которое не способно существовать вне рамок государственности. Вторая точка зрения принадлежала народникам. Оправдывая свои политические взгляды, они показывали на примере алтайских «каменщиков» желание обретения независимости народных масс, угнетаемых со стороны имперской власти.
Благодаря пристальному вниманию на алтайских «каменщиков» со стороны обеих противоборствующих политических сторон, мы выделили два существовавших взгляда на образование этнографической группы алтайских «каменщиков». Меньшая часть исследователей придерживалась мнения, что алтайские «каменщики» произошли под влиянием другой этнорелигиозной группы - «поляки». Было установлено, что данная позиция, в следующих периодах не прослеживается. Определено, что она не является состоятельной, так как придерживающиеся ее этнографы не соприкасались с алтайскими «каменщиками». Поле изучения ограничивалось старообрядцами «поляками». Другая, большая, часть исследователей пришла к выводу о формировании алтайских «каменщиков» из мастеровых, солдат и крестьян, приписанных к Колывано-Воскресенским заводам.
Также исследователи выделили два периода в истории алтайских «каменщиков». Первый период обозначен бегством и формированием этнографической группы. Второй - легализация состояния алтайских «каменщиков» и переход их в «ясачное» положение. Если легализация была обозначена рескриптом Екатерины II о принятии алтайских «каменщиков» в состав России как инородцев, то установление датировки побегов не была определена. Поэтому появилось два предположения: формирование
«каменщиков» в 20-х годах XVIII века, благодаря установлению двойного оклада со староверов и в 40-х годах в связи с переходом демидовских заводов в управление Кабинета.
Анализируя работы исследователей имперского периода, был определен конфессиональный состав алтайских «каменщиков». Преимущественно он состоял из представителей различных согласий беспоповского направления в старообрядчестве. Часть алтайских «каменщиков» придерживалась официального православия, но со временем перешла в старообрядчество. Анализ конфессионального состава позволил нам выделить идеологическую основу алтайских «каменщиков», благодаря которой возникло и существовало движение.
В основе идеологии алтайских «каменщиков» лежало представление о существовании свободной от государственных податей и надзора земли, которую они именовали Беловодье. В ходе исследования нами было выделено четыре этапа существования данного представления. В связи с этим установлено, что исследователями имперского периода в большей степени были изучены второй и третий этапы. Поиск Беловодья приводил к колонизации и заселению «каменщиками» новых территорий. В частности, в историографии имперского периода появляется сообщения о заселении ими Уймонской долины.
При вопросе о заселении, как было выяснено, исследователи также не имели общей точки зрения. В итоге мы установили две основные точки зрения касательно заселения Уймонской долины: «каменщиками»
пришедшими с территории Бухтармы и заселение старообрядцами с Аргута.
В советский период исследования складывались под влиянием марксистко-ленинской идеологии и движение алтайских «каменщиков» рассматривалось как антифеодальный протест. Несмотря на небольшое число этнографических экспедиций, проводимых в советский период, основные исследования, связанные с алтайскими «каменщиками», проводились благодаря анализу исторических источников.
Так в советское время было опровергнуты следующие теории: о заселении Бухтарминской долины в 20-х годах XVIII в., и о заселении Уймонской долины со стороны Аргута. В советский период было установлено, что алтайские «каменщики» заселяли Бухтарминскую долину в два этапа; не все крестьяне, осуществлявшие побег в поисках Беловодья проживали на территории Бухтармы и Уймона. Также, учеными детально был рассмотрен четвертый этап легенды о Беловодье. В итоге академических кругах была принята точка зрения о влиянии страннического согласия на возникновение четвертого этапа легенды.
В российский период произошел пересмотр концепций советского периода, были выделены новые направления исследований. В результате источниковедческого анализа новых материалов было доказано заселение Бухтармы «каменщиками» в 20-х г. XVIII в. Благодаря междисциплинарному подходу была выдвинута теория о первоначальном заселении Уймонской долины старообрядцами из Европейской части России. Также было установлено влияние на алтайских «каменщиков» тюркских народов. Ученые российского периода пересмотрели взгляд исследователей предыдущих периодов на беловодскую легенду. Научные споры возникли вокруг концепции Беловодья как утопии, и влияния на легенду страннического согласия. При изучении четвертого этапа легенды о Беловодье, российскими учеными было выявлено пополнение алтайских «каменщиков» за счет миграции старообрядцев из центральной части России в XIX в.
Рассмотрев историографию трех периодов, заключим, что алтайские «каменщики» первоначально были сформированы как этнографическая группа, располагающаяся в долине Бухтармы, затем она трансформировалась в массовое народное религиозное движение, которое распространилось не только на территории Алтая, но и на сопредельных территориях.


1. Балашов, Д. М. Поездка за рукописями в Печорский район Коми АССР в 1960 г. / Д. Н. Балашов, Ю. К. Бегунов // ТОДРЛ. - М.; Л., 1962. - Т. 18. - С. 420-425.
2. Беликов, Д.Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. (Общий очерк за XVII и XVIII столетия) / Д.Н. Беликов. - Томск: Типолитография М.Н. Кононова и И.Ф. Скулимовского, 1898. - 138 с.
3. Беликов, Д.Н. Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 по 1880 годы) / Д.Н. Беликов // Известия Императорского Томского ун-та. - Томск, 1900. - Вып. 16. - С. 1-247.
4. Беликов, Д.Н. Старинный раскол в пределах Томского края / Д.Н. Беликов. - Томск: Паровая тип. Н.И. Орловой, 1905. - 69 с.
5. Беликов, С.Д. Старообрядческий раскол в Томской губернии (по судеб-ным данным) / С.Д. Беликов. - Томск: Типо-Литография П.И. Макушина, 1894. - 40 с.
6. Белослюдов, А.Н. Свадебный ритуал «каменщиков». (Материалы по этнографии засельщиков Бухтарминской долины) / А.Н.Белослюдов // Записки Семипалатинского Подотдела ЗСО ИРГО. - 1913. - Вып. 7. - С. 1­13.
7. Белослюдов, А.Н. К истории «Беловодья» / А.Н.Белослюдов // Записки ЗСО ИРГО. - 1916. - Т. XXXVIII. - С. 32-35.
8. Берг Л. С. Всесоюзное Географическое общество за сто лет, 1845­1945 / Л.С. Берг. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1946 (2015).
9. Булыгин, Ю.С. Беловодье - легендарная страна, царство свободы и счастья, где нет преследований за приверженность к старообрядчеству / Ю.С. Булыгин //Энциклопедия Алтайского края. - Барнаул, 1996. - Т. 2. - С. 66-67.
10. Булыгин, Ю.С. О роли раскольников-старообрядцев первоначальном заселении и освоении русскими людьми Верхнего Приобья в первой половине XVIII в. / Ю.С. Булыгин // Старообрядчество на Алтае. - Барнаул: БГПУ, 1999. - С. 6-23.
11. Булыгин, Ю.С. Первые крестьяне на Алтае / Ю.С. Булыгин. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. - 144 с.
12. Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии
экспедиционных исследований / под ред. С.И. Руденко. - Л.: Издание Академии Наук СССР, 1930. - Вып. 17. - Серия Казакстанская. - 464 с.
13. Государственный архив алтайского края. Ф.1. Оп.2. Д. 367.
14. Государственный архив алтайского края. Ф. 2, Оп. 2, Д. 14
15. Государственный архив алтайского края. Ф.163. Оп.1. Д. 113.
16. Герасимов, Б.Г. В долине Бухтармы (Краткий историческо- географический очерк с 3 таблицами цифр) / Б.Г. Герасимов // Записки Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО. - 1911. - Вып. V. - С. 1-125.
17. Герасимов, Б.Г. Поездка в южный Алтай / Б.Г. Герасимов // Записки Семипалатинского отдела ГРГО. - 1927. - Вып. XVI. - С. 125-152.
18. Гребенщиков, Г.Д. Река Уба и убинские люди. Литературно­этнографический очерк / Г.Д. Гребенщиков // Алтайский сборник. - 1912. - Вып. XI. - С. 1-80.
19. Гребенщиков, Г.Д. Алтайская Русь: Историко-этнографический очерк / Г.Д. Гребенщиков. - Барнаул: Дом литераторов им. В. М. Шукшина, 1990. - 15 с. - (Приложение к газете писателей Алтая «Прямая речь». Перепеч. из журн. «Алтайский альманах». 1914).
20. Гришаев, В.Ф. Алтайские краеведы: научно-популярная
литература / В.Ф. Гришаев. - Барнаул, 2010. - 225 с.
21. Гришанова, Т.В. Этнографические материалы Н.Н. Нагорской в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея. Каталог / Т.В. Гришанова, С.О. Куимова, Т.И. Лисиенко и др.; отв. ред. И.В.
Орлова. - Новосибирск: Новосибирский государственный краеведческий музей, 2008. - 120 с.
22. Гуляев, С.И. Алтайские каменщики / С.И. Гуляев // Санкт- Петербургские ведомости. Прибавление. - 1845. - № 20. - С. 85-86; № 21. - С. 89-90; № 22. - С. 94-96; № 27. - С. 117-118; № 28. - С. 120-122; № 29. - С. 125-126; № 30. - С. 129-130.
23. Гуляев, С.И. Былины и песни южной Сибири. Собрание С.И. Гуляева. Под ред. Проф. Д-ра ист. Наук В.И. Чегерова. / С.И. Гуляев - Новосибирск, 1952. - 335 с.
24. Гуляев, С.И. К истории сибирского раскола / С.И. Гуляев // Восточное обозрение. - 1884. - № 16. - С. 9-11.
25. Долотов, А.С. Церковь и сектантство в Сибири / А.С. Долотов. - Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930. - 128 с.
26. Дутчак, Е.Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таежных общин староверов-странников (вторая половина XIX - начало XXI в.) / Е.Е. Дутчак; под ред. В.В. Керова. - Томск: Изд-во Том. ун­та, 2007. - 414 с.
27. Дутчак, Е.Е. Путь в Беловодье (К вопросу о современных возможностях и перспективах изучения конфессиональных миграций) / Е.Е. Дутчак // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - М., 2006. - № 1 (5). - С. 81-94.
28. Журавель, О.Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII - начала XXI в.: темы, проблемы, поэтика / О.Д. Журавель. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отд-ния Российской акад. наук, 2012. - 438 с.
29. Ильин, В.Н. Политика государственной власти и официальной церкви в отношении старообрядцев на территории Томской губернии в 1832­1905 гг. / В.Н. Ильин. - Барнаул: АЗБУКА, 2014. - 167 с.
30. Казакова, Н.А. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века / Н.А. Казакова, Я.С. Лурье; Акад. наук СССР. Музей истории религии и атеизма. - М.; Л.: Издательство АН СССР, 1955. - 544 с.
31. Квасникова, С.М. Легенда о Беловодье у бухтарминских старообрядцев / С.М. Квасникова // Старообрядчество: история, культура, современность: тезисы. - М., 1998. - С. 157-158.
32. Кеппен, Ф.П. Паллас, Петр Симон / Ф.П. Кеппен // Русский биографический словарь. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова. - Т. 13. - С. 153-162.
33. Клибанов, А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма / А.И. Клибанов. - М.: Наука, 1977. - 335 с.
34. Кобко, В.В. К вопросу о бытовании легенды о Беловодье у приморских старообрядцев (по материалам полевых исследований Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева) / В.В. Кобко // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: Местные традиции. Русские и зарубежные связи. Материалы междунар. науч. конф. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. С. 90-98.
35. Кривоносов, Я.Е. Документы Государственного архива Алтайского края о побегах крестьян и работных людей в «алтайские урочища» в поисках Беловодья: духовные уроки 1-я половина XIX в. / Я. Е. Кривоносов // Гуляевские чтения. - Барнаул, 1998. - С. 50-53.
36. Кручина Н.И. К вопросу о происхождении уймонских старообрядцев (по материалам традиционной одежды) / Н.И. Кручина // Материалы XXXVIII МНСК «Студент и научно-технический прогресс». - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. - С. 52-54.
37. Кручина, Н.И. Современные изменения в культуре старообрядчества (по материалам традиционной одежды) / Н.И. Кручина // Материалы XXXVII МНСК «Студент и научно-технический прогресс». - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. - С. 85-87.
38. Кудрявцев И.М. Описание собрания Е. В. Барсова (ф. 17). / И.М. Кудрявцев. - М., 1974.
39. Куприянова, И.В. Старообрядцы Алтая в первой трети XX века / И.В. Куприянова. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. - 247 с.
40. Куприянова, И.В. Старообрядцы и коренное население Алтая:
этнокультурное и конфессиональное взаимодействие / И.В. Куприянова // Этнокультурные взаимодействия в Евразии: пространственные и
исторические конфигурации: мат-лы междунар. науч. конф. 25-27 ноября 2012 г. г. Барнаул / под ред. Т.К. Щегловой, Г.Ф. Габдрахмановой. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - С. 109-114.
41. Кучуганова, Р.П. Уймонские староверы / Р.П.Кучуганова. - Новосибирск: Сибирские вопросы, 2000. - 161 с.
42. Ледебур, К.Ф. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи / К.Ф. Ледебур. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 415 с.
43. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае.
XVIII - начало XX века / В.А. Липинская. - М.: Наука, 1996. - 269 с.
44. Лобанов, В.Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила / В.Ф. Лобанов // Сибирское источниковедение и археография: сб. ст. - Новосибирск, 1980. - С. 208-211.
45. Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XVII вв. / В.И. Малышев. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. - 214 с.
46. Мальцев, А.И. Беловодье / А.И. Мальцев // Православная энциклопедия. - М., 2002. - Т. 4. - С. 534-535.
47. Мамсик, Т.С. Беловодцы и Беловодье (По материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг.) / Т.С. Мамсик // Источники по культуре и классовой больбе феодального периода (Археография и источниковедение Сибири). - Новосибирск: Наука, 1982. - С. 135-164.
48. Мамсик, Т.С. Бухтарминские каменщики - первопоселенцы Верхнего Прииртышья: этнокультурный, сословный, конфессиональный состав / Т.С. Мамсик // Верхнее Прииртышье в XVII-XXI вв.: сб. науч. ст. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 28-41.
49. Мамсик, Т.С. Крестьянское движение в Сибири. Вторая четверть
XIX в. / Т.С. Мамсик. - Новосибирск: Наука, 1987. - 270 с.
50. Мамсик, Т.С. Новые материалы об алтайских «каменщиках» / Т.С. Мамсик // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. - Новосибирск: Наука, 1982. - С.242-268.
51. Мамсик, Т.С. Побеги как социальное явления: приписная деревня Западной Сибири в 40-90-е гг. XVIII в. / Т.С. Мамсик. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. - 206 с.
52. Матыцин, К. С. Влияние антиохийской богословской традиции на мировоззрение алтайских «каменщиков» / К.С. Матыцин // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» - 2018. - Барнаул, 2018. - С. 1783-1784.
53. Матыцин, К.С. Демонологические представления алтайских «каменщиков» / К.С. Матыцин // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира: материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 09 апреля 2018г.). - Комсомольск- на-Амуре: АмГПГУ, 2018. - С. 193-196.
54. Матыцин, К.С. Исторические этапы легенды о Беловодье / К.С. Матыцин // Утопические проекты в истории культуры: материалы II Всероссийской (с международным участием) научной конференции. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2019. - С. 210-212.
55. Матыцин, К.С. К вопросу об идентификации алтайских «каменщиков» / К.С. Матыцин // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета: материалы V региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!». - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - №15. - С. 222-224.
56. Матыцин, К.С. Легенда о Беловодье как фактор миграции старообрядцев в отечественной историографии / К.С. Матыцин // Труды IV Конгресса российских исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций: сборник докладов. - Благовещенск, 2018. - С. 389-395.
57. Матыцин, К.С. Старообрядческие скиты Юго-Западной Сибири в XIX веке / К.С. Матыцин, К.А. Омелько // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» - 2018. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. - С. 1785-1786.
58. Матыцин, К.С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солонешенского музея (Алтай) / К.С. Матыцин // Народы и религии Евразии. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2019. - № 1(18). - С. 91-103.
59. Медушевская, О.М. Источниковедение и историография в пространстве гуманитарного знания: индикатор системы изменений / О.М. Медушевская // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания: докл. и тез. XIV науч. конф., Москва, 18-19 апр. 2002 г. - М.: РГГУ,
2002. - С. 20-36.
60. Мельников, П.И. Исторические очерки по истории поповщины / П.И. Мельников. - СПб., 1864. - Ч. 1.
61. Миловидов, В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем / В.Ф. Миловидов. - М.: Мысль, 1969. - 112 с.
62. Миненко, Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первой половины XIX в.). / Н.А. Миненко - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. - 350 с.
63. Мукаева, Л.Н. Беловодье как реализация старообрядческой эсхатологической мифологии / Л.Н. Мукаева // Социальные процессы в современной Западной Сибири. - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт» ГАГУ, 2001. - С. 160-161.
64. Мукаева, Л.Н. Старообрядческие легенды о Беловодье. Историографический и источниковедческий аспекты / Л.Н. Мукаева // Социальные процессы в современной Западной Сибири. - Горно-Алтайск: РИО «Универ-Принт» ГАГУ, 2000. - С. 136-143.
65. Мукаева, Л.Н. Этносоциальная характеристика старообрядцев Южного Алтая / Л.Н. Мукаева // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Мат-лы науч.-практ. конф. / под ред. М.А. Демина, Т.К. Щегловой. - Барнаул: Изд-во Барнаульского пед. ун-та, 2001. - Вып. 4. - С. 265-267.
66. Мукаева, Л.Н. У истоков алтайского мараловодства / Л.Н. Мукаева // Традиции природопользования народов Горного Алтая. Мат-лы конф. 2004-2008 гг. / сост. Е.В. Королева, С.Ф.Королев. - Бийск: Бия, 2009. - С. 120-126.
67. Никольский, Н.М. История русской церкви / Н.М. Никольский; науч. ред. Н.С.Гордиенко. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.
68. Новоселов, А.Е. Отчет о поездке на Алтай. У старообрядцев Алтая / А.Е. Новоселов // Известия ЗСО РГО. - 1913. - Т. 1. - Вып. 2. - С. 1­18.
69. Новоселов, А.Е. Умирающая старина / А.Е. Новоселов // Записки Се-мипалатинского подотдела ЗСО ИРГО. - 1915. - Вып. 10. - С. 1-12.
70. Островский, А.Б. Беловодье староверов Алтая / А.Б. Островский, А.А. Чувьюров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - СПб.: Изд-во РХГА, 2011. - Т. 12. - № 3. - С. 8-14.
71. Паллас, П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. 1770 год / П.С. Паллас. СПб, 1786. - Ч. 2. - Кн. 1, 2.
72. Покровский, Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. / Н.Н. Покровский. - Новосибирск: Наука, 1974. - 397 с.
73. Покровский, Н.Н. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в. / Н.Н. Покровский // Крестьянство Сибири. XVIII - начало XX в. Классовая борьба, общественное сознание и культура: сб. ст. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1975. - С. 19­49.
74. Покровский, Н.Н. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII - XX вв. Проблемы творчества и общественного сознания / Н.Н. Покровский, Н.Д. Зольникова. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - 471 с.
75. Пономаренко, О.П. Беловодье на Алтае / О.П. Пономаренко // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. - Барнаул, 2016. - № 8. - С. 253-257.
76. Пономаренко, О.П. Аксиологический смысл утопии спасения в легенде о Беловодье / О.П. Пономаренко, Н.С. Логинова // Ценности человеческого бытия: мат. всерос. науч.-практ. конф. - Барнаул, 2016. - С. 122-125.
77. Потанин, Г.Н. Юго-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении / Г.Н. Потанин // Этнографический сборник. - СПб., 1864. - С. 150-151.
78. Преображенский, А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века. / А.А. Преображенский. - М.: Наука, 1972. - 392 с.
79. Принтц, А.А. Каменьщики, ясачные крестьяне Бухтарминскй волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. / А.А. Принтц // Записки ИРГО по общей географии. - 1867. - Т. 1. - С. 543-582.
80. Рыков, Ю.Д. Ярославский список «Путешественника» Марка Топозерского / Ю.Д. Рыков // Книжная культура Ярославского края - 2014: сб. ст. и мат. - Ярославль, 2015. - С. 11-57.
81. Рындзюнский, П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма (На примере Московской общины федосеевцев в 40-х годах XIX в.) / П.Г. Рындзюнский // Вопросы истории религии и атеизма: сб. ст. - М.: Изд. АН СССР, 1950. - С. 188-248.
82. Савоскул, С.С. Легенда о Беловодье в XX столетии / С.С. Савоскул //Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова: сб. науч. ст. - СПб.: МАЭ РАН, 2011. - С. 203-211.
83. Савоскул, С.С. Н.К.Рерих и легенда о Беловодье / С.С. Савоскул // Сов. этнография. - М.,1983. - № 6 - С. 88-101.
84. Скобелев, К.В. Легенда о Беловодье как отражение потребительской ментальности сибирского крестьянства: к вопросу о складывании среди части переселенцев «бродячих инстинктов» / К.В. Скоблев // Проблемы экономической и социальной истории Сибири XIX - начала XX в.: межвузовский сборник научных статей. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - С. 14-35.
85. Сморгунова, Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной / Е. М. Сморгунова // История церкви: изучение и преподавание: материалы науч. конф., посвящ. 2000-летию христианства (22-25 ноября 1999 г.). - Екатеринбург, 1999. - С. 211-219.
86. Спасский, Г.И. Путешествие по южным Алтайским горам в 1809 г / Г.И. Спасский // Сибирский вестник. - СПб, 1819 - Ч. 3. - С. 67-100.
87. Сперанский, М.Н. Сказание об Индийском царстве / М.Н. Сперанский // Известия АН СССР по русскому языку и словесности. - М.: АН СССР, 1930. - Т. 3. Кн. 2. - С. 282-283.
88. Старухин, Н.А. К характеру полемики между представителями отдельных конфессиональных групп Алтая в конце XIX в. / Н.А. Старухин // Этнография Алтая: Материалы II науч.-практ. конф. - Барнаул, 1996. - С. 15­20.
89. Тадина, Н.А. Этнокультурные и этносоциальные взаимовлияния старообрядцев и алтайцев Уймона / Н.А. Тадина // Этнография Алтая и сопредельных территорий / отв. ред. М.А. Демин, Т.К. Щеглова. - Барнаул: Изд-во Барнаульского пед. ун-та, 1998. - С. 42-43.
90. Товбин, К.М. Архетип «Сокровенного града» в символическом пространстве старообрядчества / К.М. Товбин // Культурная и гуманитарная география. - 2013. - Т. 2. № 2. - С. 153-158.
91. Трефолев, Л.Н. Странники. Эпизод из истории раскола. - Ярославль, 1866. - 114 с.
92. Трусов, В.А. Бегство староверов на Алтай / В.А. Трусов // Уральский следопыт. - 2006. - № 5. - С. 80-81.
93. Трусов, В.А. Три списка с рукописи Путешественника Марко Топозерского / В.А. Трусов // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы VIII между- нар. науч.-практ. конф., 13-15 ноября.
• М., 2007. - Т. 2. - С. 234-241.
94. Фурсова, Е.Ф. Общее и особенное в культуре старообрядцев р. Керженец Нижегородской губернии / Е.Ф. Фурсова // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири. - Новосибирск: Изд-во ИАЭ, 1996. - С. 232-235.
95. Фурсова, Е.Ф. Проявление христианского и традиционного мировоззрения в культуре Сибири Юго-Западной Сибири / Е.Ф. Фурсова // Этнография Алтая. - Барнаул, 1996. - С. 172-176.
96. Хохлов, Г.Т. Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство» / Г.Т. Хохлов. - СПб.: типо-лит. «Герольд», 1903. - 112 с.
97. Чистов, К.В. Легенда о Беловодье / К.В. Чистов // Вопросы литературы и народного творчества: сб. ст. - Петрозаводск, 1962. - Вып. 35.
• С. 116-181.
98. Чистов, К.В. Русская народная утопия. (Генезис и функции социально-утопических легенд) / К.В. Чистов. - СПб: Дмитрий Буланин,
2003. - 539 с.
99. Чистов, К.В. Список «Путешественника» из Рязанской губернии / К.В. Чистов, А.А. Чувьюров // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): сб. науч. тр. - М.: ГИМ, 2004. Вып. 3. - С. 251-256.
100. Чувьюров, А.А. Легенда о Беловодье в письменной и устной традиции / А.А. Чувьюров // Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции. - М.: «Сэфер», 2013. - С. 86-122.
101. Чувьюров, А.А. «Путешественник Марка Топозерского»: география бытования рукописных сборников / А.А. Чувьюров // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К. В. Чистова: сб. науч. ст. - СПб.: МАЭ РАН, 2011. - С. 218-232.
102. Швецова, М.В. «Поляки» Змеиногорского округа / М.В. Швецова // Записки ЗСО ИРГО. - 1898. - Кн. XXVI. - С. 1-77.
103. Шерстова, Л.И. Тюркский этнический компонент в этногенезе уймонских старообрядцев / Л.И. Шерстова // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул, 2001. - Вып. 4. - С. 11-14.
104. Шитова, Н.И. Рукопись Т.Ф. Бочкарева как источник по этнической истории и культуре уймонских старообрядцев / Н.И. Шитова // Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2008 - С. 242­246.
105. Шитова, Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев / Н.И. Шитова - Горно-Алтайск: [б. и.], 2005. - 109 с.
106. Шмурло, Е.Ф. Русские поселения за южным Алтайским хребтом / Е.Ф. Шмурло // Записки ЗСО ИРГО. - 1898. - Кн. XXV. - С. 1-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ