Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ

Работа №90791

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религия и мифология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Феномен харизмы в структуре общественного религиозного сознания 15 - 31
Глава II. Роль харизмы религиозного лидера в классических религиях (на примере христианства) и в новых религиозных движениях (НРД) ... 33 - 48
2.1. «Проблемы» харизмы в религиозных отношениях и в религиозном
сознании 32
2.2. «Культ личности» и харизма 41
Заключение 49 - 54
Список сокращений 55
Список источников и литературы 56
Приложение 65

Религия всегда оказывала влияние на ход этнических процессов, формирование культурных традиций народов мира. Современное положение религиозных (конфессиональных) отношений в России и во всем мире определяет важность исследования социокультурного контекста с целью выявления возможностей его влияния на людей.
Во все времена религиозные представления и религиозные учения играли огромную роль в жизни человеческого общества. В современном веке из семи миллиардов землян открыто объявляют себя не верующими или безразличными к религии всего лишь около 900 миллионов человек1. Ярчайшими личностями в истории человечества являются основоположники религии: Иисус Христос, Будда, Мухаммад, Моисей, Заратуштра, Конфуций. Все они пользовались непререкаемым авторитетом среди современников и потомков, поэтому изучение жизни и деятельности видных миссионеров, видных реформаторов, и замечательных богословов, создателей надконфессиональных течений 20 века, помогает понять эволюцию духовно-нравственных исканий в истории человечества.
Непродуманная конфессиональная политика, вместо устранения религиозной розни, усугубляет ее, а некомпетентность чиновников активно используется религиозными экстремистами для разжигания конфликтов. Но характер взаимосвязи рассматриваемых в работе социальных феноменов неоднозначен и противоречив: так, в одни эпохи конфессиональная принадлежность значила для людей много больше, чем в другие. Через всю историю человечества проходит череда межконфессиональных столкновений, крайне часто пересекающихся между собой. Такие конфликты представляют особую опасность для государств с поликонфессиональным и полиэтническим составом населения, к числу которых, бесспорно, принадлежит и Российская Федерация.
Проблема взаимоотношений в религиозно-конфессиональной сфере между последователями и религиозными лидерами, - с одной стороны, и между религиозными лидерами различных религиозных течений, - с другой, - по сей день остается недостаточно разработанной, и наша задача, опираясь на теоретические исследования, рассмотреть процесс регулирования отношений в этой сфере.
Степень разработанности проблемы отличается тем, что в проблематике харизмы, харизматических отношений в структуре общества, актуализируется и растет их влияние на общественное сознание в современную эпоху, в особенности нарастание роли харизмы наблюдается в религиозном и политическом сознании, что требует философской рефлексии духовных и социокультурных основ тех перемен, которые происходят в обществе. Наблюдается своеобразный «харизматический взрыв», который контрастирует со здравым смыслом - основной парадигмой обыденного мышления и обостряет напряженность духовного состояния общества. Эти необычайные явления противоречий общественного сознания и бытия также побуждают к их исследованию с позиций социальной философии.
Особую значимость приобретает изучение харизмы в ракурсе анализа российского менталитета, в динамике которого обострена проблематика идентификации, кризиса духовности, поиска устойчивых духовных основ и идеалов, образцов поведения и образа жизни, которые традиционно стремились искать массы в иррациональном - религии, мистике, харизме в переломные, кризисные времена.
Харизма, основанная на вере в необычайные и даже сверхъестественные качества личности, культурного пространства, вещи, - становится доминантой в поисках утерянного «я», сильного и надежного, авторитетного вождя, способного вести за собой, знающего путь к стабильности и победам. Не случайно харизма востребована современным неустойчивым российским обществом, растерянным сознанием, сам термин «харизма» стал общеупотребительным в СМИ, обыденном языке, а харизматики необычайно популярны в религиозной деятельности, политике, массовой культуре и театрализованных формах повседневности.
Но познание харизмы существенно отстает от форм ее бытия, что и побуждает к исследованию ее природы, сущностии социальных функций.
Необходимо изучить причины востребованности авторитетных харизматических вождей и харизматических отношений, и в этой связи, - возможных аффектов массового сознания, чтобы понять суть происходящих перемен в обществе.
Несмотря на то, что исследованиями религии, как социального феномена, занимались многие ученые - В.И. Гараджа, Ю.А. Левада,Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков 2 , конфессиональная общность, построенная на принципах
харизматического лидерства, не была объектом пристального изучения ни религиоведов, ни специалистов смежных отраслей знания.
В исследованиях харизмы наметились религиозный, социологический, культурологический, психологический, социально-политический и исторический подходы.
Научная разработка проблемы харизмы связана в первую очередь с именем Макса Вебера, который впервые осуществил социологический анализ феномена харизматического господства. В социологии Вебера понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. У Вебера нет отдельной работы, посвященной харизме, однако вопросы, связанные с данной проблематикой, нашли отражение во многих его трудах, поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и его трактовки понятия «харизма». В своих исследованиях большое внимание Вебер уделяет проблеме рутинизации харизмы, анализу отношений между профессиональными политиками (харизматический вождь и его управленческий аппарат).
В данной работе автор опирался на теоретический анализ веберовской концепции харизмы, которая представлена в работах Ю. Давыдова и П. Гайденко, Д. Льюиса, Р.Шпаковой3.
Для нашей темы важны разноплановые определения масс. Согласно С.Московичи, «масса - есть случайное скопление людей, имеющее единую эмоциональную направленность, ими руководят не традиции, общепринятые обычаи, а страсти, очень часто негодование, порой восхищение»4. Он пишет о том, что массы являются независимой реальностью и представляют собой коллективное устройство и коллективную форму жизни5, то есть, массы -это организованная общность, которая наделяет вождей мессианской ролью освободителя.
Таким образом, в работе учтены социально-психологические механизмы взаимосвязей харизматического лидера и масс, определенные С.Московичи.6
Следует обратить внимание на замечание Х. Ортега-и-Гассета о том, что в основе корпоративного, общественного духа лежит отказ от собственных желаний, амбиций 7 . Находясь в массе, душа человека приобретает непроницаемую герметичность, человек замыкается в себе, обращается к одним и тем же идеям, перестает ощущать потребность в познании нового. В мышлении массы господствует стереотипные ассоциации, клише, глубоко запрятанные в ее памяти, она мыслит не понятиями, а образами, ищет простых ответов на сложные социальные проблемы. Эти особенности на уровне обыденного сознания отмечали еще античные философы Гераклит, Платон - о потере человеком в толпе здравого смысла.
Психологами замечены разные чувственные грани харизмы - эмоциональность, умение возбудить интерес к личности харизматика. Исследования М. Веберараскрыли некоторые противоречивые черты харизмыв эмпирическом бытие харизмы и ее функциях, что открыло путь к глубинным структурам иррациональногосвященного,сакрального.
Например, Дюркгеймотметил две взаимосвязанных стороны в священном: оноявляется источником принуждения и запрета, а также, уважения (авторитета)8. С точки зрения Дюркгейма, люди никогда не обожествляли своего лидера, поэтому он предстает как порождение массового сознания. Лидер наделяется массами качествамисвященного, то есть, лидер сакрален потому, что он символизирует общность9.
Для нашего исследования существенное значение имеет культурологический подход, который предполагает рассмотрение харизмы в соотношении с мифом в общественном сознании древнего общества. Мифологизация образов выдающихся деятелей в истории общества - характерная особенность обыденного сознания на протяжении всей его истории, которая заметно усилилась в процессе современнойремифологизацииобщественного сознания, что выразилось в необычайной востребованности мифа в культуре постмодерна.
Следует отметить, что при всей актуальности подобного рода исследований, может быть потеряно важное звено - недостаток систематического анализа природы харизматической ориентации.
С началом периода «перестройки» проблемы харизмы и харизматического лидерства стали особенно актуальными в нашей стране. Именно тогда предпринимаются первые попытки изучения данного феномена. Наиболее распространенной и обширной на сегодняшний день является тенденция сужения области использования понятия «харизма», представление о некоторой его адекватности лишь в отношении тоталитарных режимов. Этим обстоятельством можно объяснить диаметрально противоположные мнения по отношению к феномену харизмы: с одной стороны, искренние надежды в среде интеллигенции на «конец харизматической эпохи» как закат тоталитарного периода, с другой - понятие харизмы причудливо сплавляется с идеей пассионарности JI. Гумилева и романтическим противопоставлением героя и массы 10 . В этом случае распространено представление о существовании истинных харизматических лидеров, функция которых - помочь обществу, придав ему новый импульс дальнейшего развития, стать общенациональным символом веры людей в свои возможности11. Феномен лидерства в тоталитарных режимах в этом случае предстает как аномалия (псевдохаризматическое лидерство).
Интерес к исследованию харизмыобъясняется реалиями современного общества, а применительно к России -перманентностью демократических реформ с целью создания оптимальной модели взаимоотношений в обществе. Нынешняя ситуация в России со всей остротой поставила вопрос о необходимости продолжить не только общеконцептуальный анализ основ такого фундаментального проявления общественной жизни, как харизматическая власть, но и механизмов ее реализации, затрагивающих общенациональные, в том числе, религиозные, интересы.
Исследования подобного рода не исчерпывают всей полноты и остроты проблемы, но помогут приоткрыть завесу неизвестности и ответить на вопросы: в чем особенность харизматического лидерства и в чем причина трагедийности харизмы.
Не менее актуальными проблемы харизматического лидерства становятся в период формирования основ демократического устройства, что явилось новым феноменом в политической жизни современной России. Новые аспекты исследования вопросов демократического преобразования, с одной стороны, требуют использования таких понятий, как харизма, пассионарность, и управляемая демократия, а, - с другой, - их научного объяснения в рамках философской антропологии, социологии и культурологии.
Единого научного представления о таких понятиях пока не существует, но их использование в решении проблемных вопросов общества приобретает все более практический характер.
Степень научной разработанности данной темы, к сожалению, невысока. Анализ многочисленной отечественной литературы и различных исследований, проведенных за последние десять лет, показывает, что до сих пор нет системных представлений о сущности харизмы. Отсутствуют монографические труды, посвященные комплексному исследованию харизмы как многогранного, целостного и универсального социокультурного явления общества, в котором представлены и взаимодействуют все компоненты материальной, политической и духовной культуры. На известные методологические трудности подобных исследований современного феномена харизмы указывают сегодня многие авторы, такие как: Р И. Итвел12, Н. В. Фреик13. В результате сложилась методологическая и концептуальная разобщенность исследований феномена харизмы человека, общее состояние которых затрудняет её целостное восприятие и понимание.
Большинство автороврассматривают харизму с точки зрения ее сущностного или частного функционального проявления: харизма как авторитет, харизма как власть, харизма как притягательная сила, харизма как средство согласования и реализации общих целей, интересов, общего блага.
Исследованию харизмы посвящены работы известных авторов, таких как: Н. В. Фреик14, С. В. Туманов15, И. И. Кравченко16, С.С. Московичи17.
Особое внимание в исследовании феномена харизмы в общественном сознании уделяется принципу историзма, диалектико-материалистическому подходу к анализу духовной жизни общества, общественному сознанию, в частности - объективным критериям структуры общественного сознания, принципу относительной самостоятельности уровней, форм общественного сознания - религиозного, политического и других.
В разработке концепции харизмы автор опирался на современную научную теорию исторического процесса, использовал сочетание исторического и логического методов, которое позволило наиболее полно выявить природу феномена харизмы, его истоки, историческую динамику, неразрывность его бытия с разными социокультурными контекстами, с деятельностью и личностными особенностями выдающихся личностей и их связей с массами. Конкретно­исторический анализ эволюции понятия харизмы сопровождается логико­теоретическим выделением общих, устойчивых черт харизмы в иррациональном содержании и функционировании обыденного сознания масс.
Эта методология позволяет выявить некоторые существенные особенности проявлений харизмы в разных формах общественного сознания - религиозном, политическом, что необходимо для теоретического продвижения к целостному философскому образу современного общественного сознания и его структуры.
Исследование опирается также на принцип детерминизма, то есть на формирование основных черт харизмы, анализируя в их обусловленности социокультурным контекстом.
В работе использованы некоторые особенности метода междисциплинарного подхода (метода компаративистики). На основе обобщения результатов пограничных гуманитарных наук (социальной психологии, психоанализа, религиоведения, культурологии), предпринята попытка социально-философского обобщения этих результатов.
Функции и социальная роль харизмы анализируются в контексте субъект- *
объектных и субъект-субъектных отношений, что обеспечивает теоретический охват многомерности содержания и проявлений харизмы в разных социальных и культурных условиях.
Методологической основой исследования являются принципы научного изучения понятия «харизма» в политических и конфессиональных отношениях, впервые разработанных М.Вебером 18 . Согласно концепции
ученых,харизматическое лидерство определяется Максом Вебером, как «основанное на преданности к исключительной святости, героизму или примерному характеру индивида и нормативным установкам или порядку, определенному им»19. Он определяет Charisma (Харизму) как некое качество индивидуальной личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей и воспринимается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями или качествами20. Эти качества, не доступные обычному человеку, но считающиеся божественного происхождения, и на их основе индивид воспринимается как лидер. Каким образом анализируемое качество, в конечном итоге, будет рассматриваться с этической, эстетической или другой точки зрения безразлично с точки зрения определении.
Также в исследовании применялсяпринцип историзма, который заключается в рассмотрении отдельных явлений и фактов в их взаимосвязи в конкретной исторической ситуации, с учетом внутреннего и внешнего проявления харизматических качеств религиозных лидеров.
Комплексное решение задач, поставленных в исследовании, вызвали необходимость использовать такие общенаучные методы познания, как сравнительно-исторический и ретроспективный.
Сравнительно-исторический принцип помог проанализировать положение различных религиозных организаций в разные периоды.
Историко-системный принцип позволил обобщить положение религиозных организаций в период их становления, развития, а также воссоздать единую систему, которой придерживалось руководство религиозных организаций и общин в отношении религии.
Применение принципа научной объективности и достоверности состоит в учете всех точек зрения и подходов к изучаемой проблеме, базирующихся на фактических материалахс использованием такого метода, как социологический опрос (анкетирование), который позволил создать целостное видение отношения массы к авторитету своего религиозного лидера в общине. С его помощью выявлялись тенденции развития взаимоотношений верующих как внутри различных религиозных общин, так и при взаимодействии с органами государственной власти.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что имеющаяся литература по темеделится на две группы: труды по теории харизмы и исследования по проблемам взаимосвязи религии и общества.
Предметом исследования является природа харизмы как феномена общественного сознания, её сущность, структура, функции, формы проявления в обыденном и религиозном сознании, на примере отношений в религиозных объединениях, и те черты, которые обуславливают это взаимодействие (элементы сходства) или разобщенность (элементы различия).
Автором работы рассмотрены формы и* методы работы религиозных лидеров с государственными, общественными институтами и действующими религиозными организациями Русской Православной церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иеговистов, лютеран и* новых религиозных движений (НРД).
В качестве объекта изучения выступает система отношений государства и религиозных объединений с* лидерами религиозных организаций и* общин на примере РПЦ и новых религиозных движений (НРД).
Целью выпускной квалификационной работы является выявление при помощи сопоставительного анализа элементов сходства зарождения и развития природы харизмы как феномена общественного сознания.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. рассмотреть специфику харизматического типа религиозного лидерства;
2. рассмотреть особенности зарождения и развития различных религиозных общин (православные, старообрядческие, баптистские, лютеранские и* новые религиозные движения (НРД);
3. определить общие проблемы взаимосвязи религии и* сферы харизматических явлений у* религиозных лидеров и описать концептуальные формы этой* взаимосвязи;
4. проанализировать деятельность государственной власти в*
отношении религиозных объединений;
5. проанализировать основные направления религиозной работы, реализуемой в* рамках деятельности религиозных лидеров харизматического типа.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Раскрыты основные черты харизматичности человекав* роли религиозного лидера и* выявлены механизмы влияния харизматического религиозного лидера на массы.
2. Автор выявляет рациональные механизмы формирования и* функционирования харизмы - этого иррационального феномена.
3. Дан сравнительный анализ понимания харизмы первохристианства (харизма - «Божий дар»), царской России («Царь - наместник Христа») и* современности (харизма - притягательная сила);
4. Активность харизматической личности (рациональность харизмы) представлена в работе как феномен групповой психологии, когда человек обладает исключительными качествами и* способностями, вызывающими преклонение, безоговорочную веру в* его необыкновенные возможности, готовность следовать ему, подчиняться, идти на любые жертвы.
Апробация результатов исследования реализована через представление отдельные материалов работы в> виде доклада в выступлении на секции «Религиоведение, государственно-конфессиональная и* национальная политика» в Алтайском государственном университетев рамках «Ломоносовских чтений на Алтае» на научно-практической конференции «Мой выбор - наука» в апреле 2018 года.
Практическая значимость работы состоит в* том, что материалы магистерской работы могут быть использованы при написании работ по истории отношений религиозных организаций, а* также при создании общих трудов по истории новых религиозных движений, в учебном процессе в* образовательных учреждениях при разработке лекционных и> спецкурсов, а* также учебно-методических пособий по гуманитарным дисциплинам; в> качестве практических рекомендаций местным государственным органам в их управленческой и* конфессиональной деятельности.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и* включает в* себя введение, две главы (вторая глава разделена на два параграфа), заключение, список сокращений, список литературы и* приложение. Содержание работы изложено на 69 страницах, библиография состоит из 107 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках нашей темы, цели и* задач исследования мы выявили основные особенности харизмы, проявляющиеся в структуре общественного сознания, ее проявления, функции, в* системе отношений двух видов - эстетико-нравственных (отношений любви) и отношений господства и* подчинения. В* первом типе отношений наиболее действенна харизма религиозная, а* во втором - политическая харизма. В исторической динамике мы находим взаимную дополнительность, тесные взаимодействия религиозной и политической харизмы и* продуцирующих их общественных отношений. В результате анализа мы пришли к* выводу, что личность харизматика не гарантирует реального и* продолжительного господства, а лишь повышает шансы на подчинение. Установлено, что внеобыденность не исключает и* даже в* определенных условиях усиливает мотивированность социального действия. Аффективное действие хоть и* менее продолжительно по сравнению с другими типами действия, тем не менее, в> нём возможно выделение градаций. По сравнению с обычными аффектами, производимые харизмой чувства, не столь преходящи и* кратковременны, а* вот мотивированность поведения в* последнем случае значительно выше. Таким образом, порядок, основанный на харизме, представляет собой особый, кратковременный род порядка и подразумевает регулярное воспроизведение аффекта.
Каждый исследовательский подход к проблеме харизмы имеет свои эвристические возможности, методы исследования, наполнение данной категории, характерные преимущества и ограничения. Все это следует осознавать и учитывать, если мы намерены в* дальнейшем придерживаться нашей трактовки категорий харизма, религиозная харизма.
Важный момент заключается также в том, что, каждый из данных подходов предлагает свое решение и способ использования категории «харизма» в> отношении современных проявлений духовной жизни общества. Каждый из названных подходов необходим, но недостаточен. Поэтому для выявления инвариантных признаков харизмы использовался комплексный подход.
На основе проведенного анализа, автор считает возможным сделать вывод о* получении следующих результатов: вскрыты формы харизмы в общественном сознании, в* особенности, - в> религиозном и* политической сознании, выявлена сущность, природа, структура и функции харизмы.
Сложность и многомерность самого феномена харизмы обуславливает многогранность её бытия: религиозная харизма, политическая харизма, архетипическая, внешняя, а* также объясняет тот факт, что
в* философии отсутствует и принципиально невозможна на данном этапе единственная общепризнанная трактовка данного понятия. Именно поэтому постоянно предпринимаются попытки объяснения феномена харизмы, продолжаются поиски теоретического и функционального определения данной категории.
Харизма - это иррациональный, парадоксальный, амбивалентный компонент обыденного сознания, основанный на вере в сверхъестественные или неординарные качества личности, аффективно воспринимаемые массами и* имеющий конкретно-историческое бытие.
Харизма как феномен человека непосредственно связана с его жизнедеятельностью и* предполагает самый широкий спектр социальных отношений. В истории развития философии понятие «феномен» интерпретируется в* зависимости от истолкования человеческого опыта: как проявление и* выражение сущности или идеи, как философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета.
Религиозная концепция харизмы как свойства человека - личности, строится на следующих основных положениях: харизматический лидер действительно обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными ему свыше, а среди обладателей харизмы в зависимости от последствий их лидерства для общества, проводится весьма четкое разделение: апостол - пророк - учитель.
В* то же время общим свойством харизмы и пассионарности можно считать тот факт, что харизма - это эмоциональная жизненная сила, которая обладает возможностью произвести восполнение интенсивности и жизненной силы вотношениях между людьми, а пассионарность- признак, возникающий вследствии мутации (пассионарного толчка), и образующий внутри популяции некоторое количество людей, которые обладают повышенной тягой к* действию. Именно таких людей Гумилев называет пассионариями.
Источники пассионарности загадочны, и Гумилев полагал, что таковыми являются некие космические излучения, в* то время как источником харизмы является Божественный дар. Кроме этого, пассионарность представляет собой такое* качество, благодаря которому некоторые из пассионариев становятся харизматическими вождями.
Человек как совокупность общественных отношений проявляет свои личностные свойства, в том числе и* харизматические, только в процессе творческой жизнедеятельности. В работе представлены различные формы взаимосвязи харизмы и* авторитета, харизмы и власти, харизмы и* мотивации, харизмы и успеха, харизмы и* разума, а* также показаны возможности проявления харизмы мистика-харизматика.
Для того чтобы дать объективную характеристику современному харизматическому лидеру, в работе представлены различные аспекты
исследования харизмы: религиозный, социологический, культурологический, психологический, исторический, коммуникативный, социально-политический и* историко-философский, что позволило автору не только выделить само понятие в функциональном плане, но и раскрыть его содержание.
Показательны различные причины утраты харизмы как трагедии человека- личности.
Имидж современного харизматического лидера не программирует, а*
ориентирует религиозный выбор человека.
Отмечая характерные тенденции в нынешней эволюции религии и религиозной культуре, можно сказать, что профессионально выстраиваемая коммуникация свидетельствует о* переходе общества к новой исторической форме его синтеза религиозными движениями, зачастую, при поддержке государства. Сегодня мы имеем дело с* медиаполитической организацией власти, которой присуща религиозная культура «нового образца» развивающегося информационного общества, выраженная в привлечении на службу церковным течениями всех возможных современных технологий, помогающих в* сохранении харизматических качеств религиозных лидеров.
В* ходе исследования раскрыты исторические и социокультурные детерминанты феномена харизмы, что позволяет фиксировать её амбивалентность -бытие в* обыденном сознании и поиск выхода за рамки повседневной жизни. Харизма выводит человеческую деятельность за пределы правил и обычаев, вообще за пределы имеющие смысл.
Особая знаковая реальность священного, сакрального выражена в* иконописи, в* религиозной архитектуре и религиозных ритуалах, в* культе, богослужении, и особенно - в священных текстах.
Таким образом, харизма реализуется в* социуме через различные виды религиозно-духовной практики. Начальный этап возникновения религии связан с* харизматической фазой. Харизма отличается наибольшей устойчивостью и воспринимается традиционно как вечная, неизменная, дарованная Богом благодать, на всех этапах истории религии и религиозной культуры. И* высшая, абсолютная форма благодарения (харизмы) - сам Бог.
Основными отличиями политической харизмы от религиозной являются еёсветский характер, изменчивость форм бытия, временный характер, историчность и* ее специфика в личностном и ментальном плане.
Светская харизма, в* отличиеот религиозной, может прекращать свое бытие или менять свою форму. Так, Петр I оборвал традицию восхождения царя на престол путем сакрального ритуала миропомазания и ввел ритуал коронации, который действовал в Европе. Харизма царя не была утрачена, но приняла иную форму - светскую.
По мнению В.К. Трофимова, существует идея многокачественности сущности русского национального менталитета, в соответствии с которой выделяются его следующие основные сущностные качества: парадоксальность ментальных проявлений, безмерность жизненного прорыва, стремление к* абсолютным ценностям, созерцание сердцем, национальная стойкость, любовь к* свободе, «мы» - психология, всечеловеческая толерантность1.
Таковым является российский менталитет, включающий в> себя
иррациональные составляющие, в* том числе и феномен харизмы. Сакральное и светское тесно переплетаются в нашем самосознании, образуя феномен самобытности российской духовности» 2 .
Харизма как феномен общественного сознания представляет собой одновременно процессуальное - и* устойчивое бытие. Харизма проявляется как уникальный и универсальный феномен: она возможна в* любом обществе; как в* экстраординарных, конфликтных, так и* в стабильных социальных ситуациях, но имеет особенные и* уникальные личностные формы.
Харизма проявляется в* парадоксальных ситуациях и в* экстраординарных условиях; экстраординарные ситуации следует отнести к числу факторов, благоприятствующих появлению и* поддержанию политической харизмы. Харизма наиболее содержательна и активна в духовной сфере, трансформирующаяся в духовное знание и* деяние, активное отношение.
Харизма присуща не только Богам, пророкам, вождям, но и* предметам, пространству. Особая знаковая реальность священного, сакрального, выражена в иконах, религиозных текстах, религиозной архитектуре и религиозных ритуалах - в* культе, в* богослужении, необычайной мощью благодати наделяются «чудотворные» иконы, святые мощи, имеющие мистический, исцеляющий эффект, а* также места поклонения - святые источники, родники, монастыри, сакрализованные вещи.
Феномен харизмы реализуется в* социуме через различные виды духовной, идейной практики человека и социума.
Харизма - многоаспектное понятие, которое начинает отстаиваться как социальная ценность, которая может принять форму художественной ценности (религиозная живопись, музыка, песнопения, религиозные гимны).
На основе проведенного анализа иррациональной природы харизмы, как составляющей иррациональной структуры обыденного сознания можно сделать вывод, что философской основой и* теоретическим обоснованием харизмы является иррационализм. В* ходе исследования выявлены существенные проявления взаимосвязей харизмы и* «культа личности», их неразрывное единство, своеобразные проявления и* наслоения религиозной и политической харизматики в* утверждении и* распространении культа личности с* учетом особенностей менталитета.
На современном этапе общества нарастают и укрепляются формы синтеза религиозной и* политической харизматики в самых разных формах и социокультурных пространствах, что оказывает сложное и противоречивое воздействие на сознание масс, духовную культуру общества, вследствие чего происходят существенные сдвиги в системе ценностей, в* ценностных ориентациях разных слоев общества.
Эти явления нуждаются в тщательных исследованиях, имеющих методологическое значение для определения вектора развития культуры будущего общества и* человека.


1. АдаирДжон. Психология лидерства: [концепция непререкаемого лидерства]/ Джон Адаир; [пер. с англ. М. Котельниковой]. - М.: Эксмо, 2007. - 342, [6] с.: ил.- (Психология общения)
2. АгаевС. А. Гитлеризм. Сталинизм. Тоталитаризм: реальность и* понятия / С. А. Агаев // Политические исследования. - 1995. - № 3. - С. 94 - 97.
3. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство/С.С. Андреев // Социально политический журнал. - 1993. № 1/2. - с.24 - 38.
4. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания / Н. П. Андрианов.-М.: Лениздат, 1974. -169 с.
5. Антанасиевич И.Современная городская легенда в> системе постфольклора / И. Антанасиевич //Вопросы философии. 2005. - № 7. - С. 57 - 64.
6. Арендт X. Массы и* тоталитаризм/X. Арендт //Вопросы социологии. -1992.- №2.- с. 24-31.
7. Асеева И.А. Рациональные и* иррациональные аспекты обыденного предвосхищения будущего/ И. А. Асеева //Философские науки. - 2004. -№9.-с. 30­43.
8. Баталов, Э. Культ личности и* общественное сознание/Э. Баталов//Суровая драма народа: ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989.- с.14-29.
9. Василькова В.В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании/В.В. Василькова //Социально политический журнал. - 1996. - № 6. - с. 216-233.
10. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем./М. Вебер.-М.: Юрист, 1994.-704 с.
11. Вебер М. Политика как призвание и профессия// Вебер М. Избранные роизведения: пер. с* нем./М. Вебер; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. - с. 644 - 707.
12. Вебер М. Харизматическое господство/М. Вебер//Социологические исследования. 1988. -№ 5. - с. 139 - 147.
13. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в* области социологии религии. Введение // Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М., 1994. - с. 43 - 77.
14. Вейт А.А. Российский менталитет как предмет философско- антропологического исследования: автореф. дис. . канд. филос. наук / А. А. Вейт. Пермь, 2006. - 20 с.
15. Великанова О.В. Образ Ленина в массовом сознании / О. В. Великанова // Отечественная история. 1994. - № 2. - С. 177 - 184.
16. Великанова О.В. Функции образа лидера в* массовом сознании. Гитлеровская Германия и советская Россия/О. В. Великанова//Общественные науки и современность. 1997. - № 6. - с. 162 - 174.
17. Волобуева М.М. Феномен власти харизматического лидера в религиозных орденах Востока / М. М. Волобуева // Религиоведение. 2004. - № 2. - с. 58-68.
18. Гайденко П.П. История и* рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс/П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. - М.: Политиздат, 1991.­367 с.
19. Гараджа В.И. Религиоведение:учеб. пособие/В.И. Гараджа. - М.: Аспект Пресс, 1995.-351 с.
20. ГараджаВ. И. Социология религии / В. И. Гараджа. - М.: Наука, 1995. -223 с.
21. ГегельГ. Наука логики: пер. с*нем. /Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1998.-1068с.
22. Горшков М.К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. -М.: Политиздат, 1988. - 383 с.
23. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Грушин. -М.: Политиздат, 1987. - 368 с.
24. Гунько Л. Вера в мистическую связь с* Божеством как специфическая черта лидерства в* христианских конфессиях [Текст] / Л. П. Гунько/ Л. П. Гунько. - (Социальное управление) //Труд и социальные отношения. - 2016. - Т. 27, № 1. - С. С. 50-61. - ISSN 2071-7815. - Библиогр.: с. 59 (17 назв.)
25. Гуревич А.Я. «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя // Одиссей. Человек в> истории. -М.: Наука, 2003. - С. 221-240.
26. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и* современная теоретическая социология: актуальные проблемы веберовского социологического учения / Ю. Н. Давыдов.- М.: Мартис, 1998.-510 с.
27. Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания / И. И. Дубинин, JT. Г. Гуслякова. - Минск: Университетское, 1985. - 135 с.
28. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов // Вопросы психологии. -1993. - № 5. - С. 20 - 29.
29. Дубровский, Д.И. Категории идеального и ее соотношения с* понятиями индивидуального и общественного сознания / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. -1988. - № 1. - С. 15 - 27.
30. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал / Э. Дюркгейм // Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост.: В. И. Гараджа, Е. Д. Ружкевич. -М., 1994.-Ч. II.-С. 278-280.
31. Дюркгейм Э. Священные объекты как символы / Э. Дюркгейм // Религия и* общество: хрестоматия по социологии религии / сост.: В. И. Гараджа, Е. Д. Ружкевич. М., 1994. - Ч. II. - С. 3 - 4.
32. Егоров В.В. Наглядные образы в формировании менталитета общества: автореф. дис. . канд. филос. наук / В. В. Егоров. Екатеринбург, 2003. -30 с.
33. Ефремов И.И. Понятие авторитета в* семантическом поле. Типология и* классификация / И. И. Ефремов // Вопросы философии. -2005. - № 1. - С. 19-28.
34. Итвел Р Возрождение харизмы? Теория и проблемы операционализации понятий / Р. Итвел // Социологические исследования. -2003. - № 3. - С. 9 -18.
35. История России: Справ. пособие /Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. -Минск: Новое знание, 2000. - 395с.
36. Кабейн О. Фокс. Харизма: как влиять, убеждать и* вдохновлять/ Оливия Фокс Кабейн ; пер. с* англ. [В. Владимиров]. - 2-е* изд.. - М: Альпина Паблишер, 2014. - 305, [1] с.. -Пер.изд.: Cabane, Olivia Fox The charisma myth.
37. Кайуа Р Миф и человек. Человек и* сакральное / Р. Кайуа. - М.: ОГИ, 2003. - 296 с.
38. Калюжная Н.А. Человек религиозный и* человек метафизический: вера и> типология личности / Н. А. Калюжная // Философские науки. -2006. - № 8. -с.28­38.
39. Келле В. Формы общественного сознания / В. Келле, М. Ковальзон. -М.: Изд- во полит, лит., 1959. - 263 с.
40. Клементьева Т.Н. Проблема сближения научного и* религиозного мировоззрения: религиоведческий анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук / Т. Н. Клементьева. -Екатеринбург, 2001. - 18 с.
41. КожуринВ.С. Вождь генералиссимус: к* эволюции образа харизматической власти / В. С. Кожурин // Отечественная история. - 1995. -№3.-С.81 -89.
42. Корф Г. Критика теорий культуры Макса Вебера и* Герберта Маркузе /Г.Корф; пер. с* нем. Горловой З.В. -М.: Прогресс, 1975. - 64 с.
43. Кравченко В.И. Харизматическая личность: многообразие понимания / В. И. Кравченко // Социологические исследования.- 2004. - № 4. - С. 134 -137.
44. Кукьян В. Н. Харизма в динамике гуманитарного знания / В. Н. Кукьян, Н. А. Швецова // Временные координаты культуры: сб. ст. - Пермь, 2006. - С. 162- 166.
45. Лебедев В.Ю. Российские неопротестанские общины как субкультурные коммуникативные группы [Текст] / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий/ В. Ю. Лебедев. - (Человек. Наука. Культура) //Вестник Тверского государственного университета. - 2016. - № 1. - с. 82-96
46. Лебон Г. Психология народов и*масс / Г. Лебон. -СПб.: Макет, 1995. -316с.
47. Левада Ю.А. Социальная природа религии / Ю. А. Левада. - М.: Наука, 1965.­261 с.
48. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет / Л. Леви - Брюль; пер. с* фр. Е. Калыцикова. - СПб.: «Европейский Дом», 2002. - 400 с.
49. Левин М. Бюрократия и сталинизм / М. Левин // Вопросы истории. - 1995. -№ 3. - С. 16-27.
50. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В* 55 т. Т. 33: Государство и> революция / В. И. Ленин. Изд. пятое. - М.: Изд-во полит, лит., 1962. - 433 с.
51. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию / И. Н. Лосева // Вопросы философии. -1992. - № 7. - С. 64 - 77.
52. Лубченко Ю.Н. Политическое лидерство как технология / Ю. Н. Лубченко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и* политология. -2005. - № 1. -С. 113-134.
53. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера / Джон Льюис. - М.: Прогресс, 1981. - 198 с.
54. Малинова О.Ю. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии / О. Ю. Малинова // Политические исследования. -2004. - № 4. - С. 28 - 51.
55. Маркс К. Сочинения. В 50 т. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе. -М.: Гос. изд-во полит, лит., 1955. - 630 с.
56. Маслов В.П. Моделирование политических процессов и роль личности в* истории / В. П. Маслов // Социологические исследования. - 2005. - №10. -с.75 -83.
57. Миронов М.Е. О соотношении идеологии, общественной психологии и* обыденного сознания / М. Е. Миронов // Психологический журнал. - 987. - № 4. - С. 31 -41.
58. Мордовцева Т.Н. Светское и сакральное в культе личности Ленина / Т. Н. Мордовцева // Философия права. - 2005. - № 3. - С. 85 - 89.
59. Московичи, С. Век толп / С. Московичи. - М.: Центр психологии и*
психотерапии, 1998.-475 с.
60. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С.
Московичи//Психологический журнал. - 1995.-Т 16,№ 1.-С.З-17.
61. Ницше, Ф. Сочинения. В 2 т. Т 1: Литературные памятники / Ф. Ницше; сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1990. -829 с.
62. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь справочник:- М.: РАГС, 1998.-с.167
63. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды// Сост., предисл. и* общ.ред. А. М. Руткевич. — М.: Весь мир, 1997. — 704 с.
64. Основы религиоведения: учебник / Ю. Ф. Борунков и* др.; под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд. - М.: Высш. шк., 2004. - 511 с.
65. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и* ее преодоление / М. Г. Писманик. - М.: Мысль, 1984. - 205 с.
66. Писманик М.Г. Лекции по религиоведению: учеб. пособие / М. Г. Писманик; ПГТУ -Пермь, 2006. - 245 с.
67. Писманик М.Г. Религия в культуре / М. Г. Писманик // Временные координаты культуры: сб. ст. - Пермь, 2006. - С. 38 - 48.
68. Пойзнер Б.Н. Харизма: репликация восприятия / Б. Н. Пойзнер // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. - 2004. - Т. 12, № 1/2. - С. 80 -95; N 3. - С. 84 - 109; N 5. - С. 72 - 97.
69. ПойзнерБ.Н. О* «субъекте» самоорганизации / Б. Н. Пойзнер // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. -1996. - Т 4.,- № 4. - С. 149— 158.
70. Полежаев Д.В. Русский менталитет и* демократизация общества: проблемы ценностного взаимодействия / Д. В. Полежаев // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 4 (24). - С. 276 - 287.
71. Попова И.М. Социальные представления в обыденном сознании / И. М. Попова // Социологические исследования. - 1991. - № 11. - С. 66 - 76.
72. Порядин С.В. Харизматическое лидерство и международные отношения / С. В. Порядин // Философские науки. - 2000. - № 4. - С. 154 - 160.
73. Прошечкин С.Е. Разрушительное действие тоталитаризма на личность / С. Е. Прошечкин, В. М. Целуйко // Тоталитаризм и личность: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 12-14 июля 1994 г. - Пермь, 1994. -С. 141-143.
74. Радугин А. А. Введение в* религиоведение: курс лекций/А. А. Радугин. -М.: Центр, 2001.-240 с.
75. Руткевич А. М. К. Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного / А.М. Руткевич//Вопросы философии.- 1988.-№ 1.-С. 124- 133.
76. Рыжов К.В., Рыжова Е.В. Роль в жизни церкви. 100 великих пророков и* вероучителей. -М:Вече,2003. -544с.
77. Сегень А.Ю. Алексий II.-М: Молодая гвардия,2015.-470с.
78. Сергий Радонежский. Житие преподобного Сергия, российского чудотворца / Сергий Радонежский // Московский журнал. - 1991. - № 4. -С. 10-42.
79. «Славянские ль ручьи сольются в* русском море?..» Петербургские встречи. [Беседа Л. Н. Гумилёва, А. М. Панченко, К. П. Иванова] // Литературная учёба. — 1990. — № 6. — С. 69—79.
80. Соболев В.Л. Вера в* социокультурном пространстве / В. Л. Соболев -Пермь: ПРОРАГН, 1996. 30 с.
81. Сокольский Э. Преподобный Серафим Саровский /Э. Сокольский// Отечество. -2003. -№ 8. - С. 6 - 12.
82. Субботин Е.В. Типы религиозного сознания и критерии их сравнения / Е. В. Суботин // Религиоведение. - 2002. - № 2. - С. 78 - 83.
83. Толстых В.И. Общественное сознание и его формы / В. И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986. - 367 с.
84. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 12-23.
85. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. -2004. -№12.-С.3-17.
86. Туманов С.В. Политическое харизматическое лидерство в России: мифы и* реалии / С. В. Туманов, А. Т. Гаспаришвили // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 20 - 29.
87. УваровА.С. Христианская символика. Ч. 1: Символика древнехристианского периода / А. С. Уваров. -М.: УНИК; СПб.: Алетейя, 2001.-255 с.
88. Угринович Д.М. Введение в* религиоведение / Д. М. Угринович. 2-е изд. - М.: Мысль, 1985. - 268 с.
89. Успенский Б.А. Царь и* патриарх: харизма власти в* России (Византийская модель и* ее русские переосмысления) / Б. А. Успенский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 680 с.
90. ФЗ «О* противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года ФЗ-35
91. ФЗ «О* свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года ФЗ-125 (с* изменениями от 01 мая 2019 года ФЗ-85)
92. Фреик Н.В. Политическая харизма: версии и проблемы// Социологические исследования. -2003. - № 2. - С. 3 - 10.
93. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; вступ. ст. П. С. Гуревича; примеч. Т В. Панфиловой. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
94. Хевеши М.А. Политика и психология масс / М. А. Хевеши // Вопросы философии. - 1999. - № 12. - С. 32 - 42.
95. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании / Н. А. Швецова // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Культурология.- 2007. - № 1. - С. 64 - 76.
96. Швецова Н.А. Феномен харизмы в* современном религиозном сознании / Н. А. Швецова // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Философия. Политология. Культурология. - 2006. Т. 12, № 7. - С. 111 -115.
97. Шпакова Р.П. Макс Вебер, прочитанный сегодня: сб. ст. / Р П. Шпакова. - СПб.: Изд - во СПб. ун - та, 1997. - 214 с.
98. Шпакова Р.П. Типы лидерства в* социологии Макса Вебера / Р. П. Шпакова // Социологические исследования. -198 8. - № 5. - С. 134-139.
99. Штайнер И. Харизма руководителя и* управленческие архетипы / И. Штайнер // Проблемы теории и практики управления. -2001. - № 4. - С. 102-106.
100. Щербинина Н.Г. «Герой» воспетый: политический анализ песен о Сталине / Н. Г. Щербинина // Политические исследования. - 1998. - № 6. -С. 103-112.
101. Элбакян Е. С. (доктор философских наук; профессор кафедры социологии и* управления социальными процессами АТиСО; ответственный секретарь редколлегии журнала "Религиоведение"). Религия в мире повседневности [Текст] / Е. С. Элбакян/ Е. С. Элбакян. - (Религия и* социум) //Труд и социальные отношения. - 2013. - № 1. - С. С. 90-103
102. Элиаде М. Трактат по истории религий. - Т. 1. - пер. с> фр. А.А. Васильева. - СПб.: Алетейя, 1999. - 391 с.
103. Энгельс Ф. Об авторитете / Ф. Энгельс // Маркс К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. второе.-М., 1961. - Т. 18. - С. 302-305.
104. Эндрю Л. Харизма: искусство производить сильное и* незабываемое впечатление/ Эндрю Лэй; [пер. с* англ. М. Чомахидзе-Дорониной] ; науч. ред. рус. изд. Валерий Никишкин. - М.: Претекст, 2013. - 277 с.: ил.. -Пер.изд.: Leigh, Andrew The charisma effect
105. Moscovici S. La machine a faire des dieux. P.: Fayard, 1988.
106. Weber M. Economy and society. Berkeley etc. - 1978, 985 p.
107. https://vawilon.rU/statistika-veruyushhih/#veruyushhie-i-ateisty


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ