ВВЕДЕНИЕ 3
1 С.КАЛМЫКОВ В ЛАБИРИНТЕ РУССКОГО АВАНГАРДНОГО
ИСКУССТВА 6
1.1 Жизненный путь художника 6
1.2 Воспоминания современников 14
2 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА КАЛМЫКОВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА 37
2.1 Основные художественные направления в живописи С.Калмыкова 37
2.2 Книжная графика С. Калмыкова 43
2.3 Сергей Иванович Калмыков - создатель «планетарного искусства» 47
2.4 Разнообразие творческой манеры художника 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Сергей Иванович Калмыков - один из интереснейших и своеобразных художников многонационального искусства Казахстана. Творчество этого художника сейчас - новое открытие для искусства, оно становится всемирно известным, наше время ставит его в ряд мировых имен. Выставки его произведений из собрания ГМИК проходили в Москве и Петербурге; из частного собрания Алекса Орлова - в Москве, Киеве, Нью-Йорке, Праге, Карловых Варах, Иерусалиме. Первая картина была продана на аукционе Сотбис за десятки тысяч долларов. О нем пишут ведущие специалисты Казахстана, России, Франции, Израиля. Но он так намного опередил свое время, что до сих пор продолжает оставаться загадкой. Его картины для нас - окна того Храма, в котором жила его душа.
Чем больше увлекаешься творчеством Калмыкова, тем больше удивляешься его уникальности, и понимаешь - известность его будет расти. Уровень его мощного творческого потенциала продолжает превышать уровень современных знаний.
Личность Калмыкова стала легендарной еще при жизни. Его друзьями и собеседниками были великие мастера мирового искусства, которые существовали в его воображении и в его произведениях. Калмыков был прирожденным мечтателем. Основным смыслом его существования было искусство, в неограниченные возможности которого он верил и видел путь искусства в движении "от самого простого до самого сложного! От точки до самого идеального человека". Все его творчество проходило на большом душевном подъеме, при глубокой сосредоточенности и полной самоотдаче.
Следует отметить, что сейчас у нас в стране и за рубежом сильно возрос интерес к наследию казахстанских художников начала XX века, обогативших своим искусством не только национальную казахскую школу, но и советскую художественную культуру. В связи с этим актуальным представляется изучение как "русского", так и "зарубежного" периода творчества художника. Следует отметить, что творчество Калмыкова - одна, но весьма характерная составляющая мощного блока, представляющего казахстанское искусство. Проведенное в диссертации исследование поможет по-своему осмыслить масштаб данного явления, в котором отразились многие существенные грани духовной жизни эпохи.
Цель настоящей работы - монографическое исследование творчества Калмыкова по возможности в полном объеме.
В соответствии сцелью были поставлены и решены задачи:
- охарактеризовать творческий путь художника;
- выделить основные художественные направления в живописи С.Калмыкова;
- проанализировать книжную графику С. Калмыкова;
- раскрыть «Сергей Иванович Калмыков - создатель «планетарного искусства»;
- рассмотреть разнообразие творческой манеры художника.
Выбирая хронологический принцип рассмотрения творчества художника, мы провели анализ внутри тех видов искусства, где проявил себя талантливый художник. Данный принцип помог подробно проследить творчество мастера через эволюцию его искусства, более того, проследить развитие и тех различных тенденций в искусстве, которые происходили и были связаны с творчеством С.Калмыкова.
Методологическая база исследования. Данная работа содержит в себе искусствоведческий анализ. В работе использованы также аналитический, сравнительно-сопоставительный, типологический методы.
Научная новизна исследования. Выявление индивидуального и типического в искусстве С.Калмыкова в русле традиций авангардизма, является научной новизной данной работы. В работе впервые с эстетической и функциональной точки зрения нашли свое продолжение известные ранее методы и подходы в исследовании творчества художника.
Опираясь на труды искусствоведов, мы пришли к выводу, что художник С.Калмыков, создавая свои художественные творения, сумел сформировать свой, непохожий на другие искусства художественный язык как в структуре, так и тематике произведения.
Творчество СИ. Калмыкова можно назвать концептуальным по принципу работы с художественным материалом и по наличию большого количества литературно-теоретических обоснований. «Ключ к Мирозданию» название одного из рукописных альбомов Сергея Калмыкова. Этими словами можно определить искусство этого удивительного художника, соединившего в своих произведениях непосредственный восторг всем видимым миром, со сложнейшими логическими изысканиями и умопостроениями.
Положения, выносимые на защиту:
1 Творчество Калмыкова, можно, назвать уникальным, с выразительной значимостью линейных структур, как утонченно сотканное кружево.
2 Необходимо отметить разнообразие творческой манеры художника.
3. Сергея Ивановича Калмыкова можно назвать одним из создателей "планетарного искусства". Он объединяет в себе стили и методы, как бы воплощающие в себе традиции культур разных стран и разных времен.
Научные публикации. По мере освоения материала были подготовлены статьи в российских журналах и сборниках публиковались статьи.
Многие алмаатинцы помнят необычную внешность художника Сергея Ивановича Калмыкова: сшитые из холста и раскрашенные или вырезанные из старых декораций разноцветные костюмы, красный бархатный берет и большую холщовую сумку через плечо, в которой он носил свои дневники, большие квадратные или треугольные альбомы для рисунков и гравюр. Когда его спрашивали, почему он так странно одет, он отвечал, что хочет выделяться из общей массы обыватели «единственным красочным пятном». Возможно, являясь людям в облике чудака «вне быта и жизненных польз», «какой-то грезой удивленный», за своим вызывающе ярким балахоном он прятал утонченную духовность и внутреннюю ранимость.
Рисовал он потому, что не мог жить иначе. Это была для него постоянная потребность, способ освобождения от вулкана одолевавших чувств, мыслей и образов. Этот вулкан с трудом сдерживался физической оболочкой не очень крепкого организма.
Свои рисунки и картины Калмыков не продавал. Он создавал их для будущего зрителя, как и свои многочисленные альбомы, исследования, стихи. Среди его рукописей много теоретических разработок о закономерностях живописи, композиции, рассуждений о линии и точке, размышлений об искусстве своих современников — П. Пикассо, К. Малевича, В. Кандинского, а также о Ван Гогс и Дега, детском рисунке, мастерах мировой живописи, о своеобразии эстетики Китая и Японии.
Его литературное наследие — это романы, либретто оперетт, от-ражающие полет фантазии интересно мыслящего человека. Главные действующие лица в них — художники, музы, мифологические и вы-мышленные персонажи, а действие часто происходит на Земле, Луне и в космическом пространстве. Большая часть его рукописей хранится в Государственном архиве Казахстана. Некоторые после смерти художника разошлись по частным коллекциям, как и многие картины, гравюры и рисунки.
В наш рационалистический век особую ценность приобретают художники, чье творчество построено на живом импульсе и богатом воображении. Современные технические виды искусства — фото, кино, телевидение — достигли великолепных результатов в воспроизведении жизни не только в прямом изображении, но и в поэтической ее интерпретации. Перед современной живописью и графикой острее встала задача не просто изображать и рассказывать, а выявлять проблемы взаимоотношений природы и человека. Неподготовленному зрителю старое искусство в его классических формах приятнее и понятней. Чтобы создавать новые художественные образы и уметь их воспринимать, необходимо отказаться от стереотипов мышления. Это одинаково важно и для художника и для зрителя. И зрителю нужен талант и такая же сильная потребность в творчестве. Восприятие - искусство, требующее работы души. Полетом своей фантазии художник помогает хоть па мгновение выйти за пределы видимой реальности - «художник прежде всего мечтатель», «искусство - это мифология, магия, а не деловой расчет».
Художественный мир Калмыкова - это сфера действия сил, пытающихся пронести трепет жизни и хрупкость мечты сквозь холод и без душие обыденности, сквозь равнодушие и потребительство окружающей его действительности. Его искусство соединило в себе фантазию и реальность, здесь так многое возможно: в одном танце кружатся разноцветные звезды, бабочки и цветы; слоны удивительным образом похожи и па детские игрушки, и на тех великанов-животных, чьи спины, по представлениям древних, держат земную твердь. А в центре, как в «Фантастическом натюрморте» (1946), могут оказаться грустные светящиеся глаза кота с красным галстуком-бабочкой на шее. Художник строит собственную модель мира, отражая свое представление о миропорядке, в котором живая и неживая материи существуют по единым законам. Для пего в общей гармонии равно важны и могучий слон, и маленькая бабочка, и яркое созвездие, и сам этот кусок картона с красочным слоем.
Проза жизни трудно совместима с неординарностью творческой личности. В картине «Скандал в кафе» (1940) Калмыков с изящным юмором затрагивает эту, порой очень болезненную для себя, проблему. Юная дева, одетая в красивый, немного экстравагантный костюм, испуганно выбегает из кафе, а вслед ей летит посуда. Столкновение обыденности с оригинальной, неповторимой индивидуальностью человека нашло свое выражение в этой работе. Нежная розово-коричневая гамма произведения составлена из оттенков зеленого, синего, фиолетового, взятых в тонких отношениях. Как будто художник имеет в руке камертон и проверяет чистоту и нужную силу каждого топа. В результате в красочных сочетаниях возникает созвучие, согласие, выражающее бережное и точное отношение Калмыкова к цвету.
«Камертон» художника - это врожденное, инстинктивное чувство, заключающееся не только в устройстве органов зрения, но определяющееся своеобразием психического склада личности, ее эстетических наклонностей. Оно определяет возможность сосуществования тонов, помогает найти такое их звучание, чтобы, сохранив свою индивидуальность, силу и характер, каждый цвет не только соотносился с соседним, но и с общим колористическим строем картины. Постоянно совершенствуемое «чувство цвета» становится уже «культурой цветовидения».
Сергей Иванович Калмыков испытывал постоянную потребность соответствовать высоте собственных идеалов, сохранять святую преданность искусству. Он воспринимал свой художнический долг как нравственную ответственность перед человечеством, видя цели искусства в создании возможности для глубокого внутреннего совершенствования каждого человека.
«Центр искусства находится в настоящее время в моей голове»,- писал Калмыков. Только так, сознавая свое место в искусстве, может и должен работать каждый художник.
С. Калмыков. Парад королей. 1940-гг., к., м. 66х82. Собрание Р.Спунера.
С. Калмыков. Оренбургский пейзаж. 1932. х., м. 55х76. ГМИ РК им. А.Кастеева.
Каталоги, альбомы:
1 Творчество Сергея Ивановича Калмыкова. Альбом.- М., 2006 . - 95 с.,
2 Современное изобразительное искусство Казахстана. XX век. Альбом.- Алматы, 2015. - 79 с.
3 Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан. Альбом.- М., 2014. - 83 с.
Литература:
1 Калмыков С. Необычайные абзацы // Наше наследие. - 1988. - № 4. - С. 158.
2 Бучинская В. Магии Калмыкова // Наше наследие. - 1988. - № 4. - С. 153¬157.
3 Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М.: Сов. писатель, 1989. 720 с.
4 Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей //Простор.- 1970.- № 9.- С. 32-62
5 Бренер А. Наш необычный Калмыков //Простор.-2012.-№11.- С. 44
6 Бучинская В. О Калмыкове напишем строки //Наше наследие. - 2010.- №4.- С. 21
7 С. Калмыков. К итогам моей жизни. /Воспоминания о петербургской жизни. Сборник «Воспоминания о художнике».- М., 2002.- 122 с.
8 Домбровский Ю. Художник Калмыков // Простор. - 1970. - С. 58-67.
9 С. Калмыков. Зачатие и развитие стиля Монстр. /Воспоминания о петербургской жизни. Сборник «Воспоминания о художнике».- М., 2002.- 122 с.
10 С. Калмыков. Необычайные абзацы /Воспоминания о петербургской жизни. Сборник «Воспоминания о художнике».- М., 2002.- 122 с.
11 Карпенко В. Возвращение Сергея Калмыкова // Простор. - 1989. - № 9. С. 143-147.
12 Карпенко В. С.Калмыков //Простор.- 2009.- №9.- С. 33
13 Бучинская Б. О С.Калмыкове. В сб.: Панорама искусств.- М., 1990.- 89 с.
14 Бучинская Б. Сергей Калмыков. Алма-Ата, 2015.- 189 с.
15 Авангард в культуре ХХ века. Теория. История. Поэтика. - М.: Живопись, 2011. - 600 с.
16 Денисов И. К истории художественной жизни российской провинции.- Оренбург, 2011. - 208 с.
17 Сильченко Г. Сергей Калмыков.- Оренбург, 2012.- 256 с.
18 Степанова С. Кузьма Петров-Водкин. - М, 2006. - 95 с.
19 Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида.- Л., 1982.- с. 271.
20 Копылова, Г. Профессиональный гений Сергей Калмыков // Культура и
искусство Оренбуржья. - 2002. - № 5. - С. 14-15.
21 Смирнова Д. Недостающий гений //Огонек.- 2003.- № 2.- С. 22-26
22 Федоров Н. Ф. Сочинения.- М., 1982- с. 16.
23 Вспоминая великого художника //Литературная газета.- 2006.- 25 сентября.- С. 22
24 С. Калмыков - многогранная личность //Простор.- 2002.- № 1.- С. 41¬46
25 Кто он....наш городской сумасшедший. Воспоминания о С. Калмыкове //Образ.- 2004.- № 2.- С. 14
26 Ко Дню театра. Театральный декоратор.. великий Калмыков //Акмолинская правда.- 2010.- 15 сентября.- С. 4
27 Аликулова С. О необычайных абзацах С.Калмыкова //Вестник Приыртышья.- 2003.- 21 августа.- С. 4
28 Собрания Государственного музея искусств Казахской ССР им. Л. Кастеева.- Алматы, 2005.- 341 с.
29 Творческое наследие Калмыкова. Каталог книг и периодических изданий. Национальная академическая библиотека РК.- Астана, 2012.- 24 с.
30 Бондаренко Н.Н. Творчество К.С.петрова-Водкина.- Алматы, 2005.-246 с.
31 Стилистика живописи Калмыкова в сб. Изобразительное искусство Казахстана.- Алматы, 2004.- 235 с.
32 Синтеза научного и художественного познания мира.- М., 2012.-321 с.
33 Центральный государственный архив Казахстана. Отдел литературы и искусства. Личный фонд Калмыкова.- Алматы, 2009.- 25 с.
34 Романы гроссмейстера линейных искусств Сергея Калмыкова / Центральный государственный архив Казахстана. Личный фонд Калмыкова.- Алматы, 2009.- 25 с.
35 Джаманова Р. Публика аплодировала его декорациям. Академический театр оперы и балета имени Абая //Казахстанская правда.- 2012.- 6 февраля.- 14 марта.- С. 6
36 Устемирова Д. Портретное творчество художников Казахстана //Простор.- 2003.- № 2.- С. 26