Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОРНЫЙ АЛТАЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКА БОРИСА СУРАЗАКОВА

Работа №90768

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы132
Год сдачи2020
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ГОРНОГО АЛТАЯ
1.1. Особенности развития культурных традиций алтайского народа 8
1.2. Первые художники Горного Алтая и их творческая направленность
(Г.И. Чорос-Гуркин, Н.И. Чевалков, О.А. Никулин) 16
1.3. Мифопоэтическая картина мира в творчестве алтайских и славянских
живописцев. (М.П. Чевалков, Я.И. Янкинов, Р.И. Кулакова, Н.К. Рерих, К.А. Васильев) 43
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННЕ ОБРАЗЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА СУРАЗАКОВА
2.1. Особенности пейзажей и их цветосветовые характеристики в живописи
Бориса Суразакова 51
2.2. Анализ творчества Бориса Суразакова с позиций виталистской
социологии духовной жизни 74
2.3. Выставочная деятельность художника Б.В.Суразакова и
публикации о нём 88
Заключение 94
Список литературы и источников 104
Перечень картин художника Б.В. Суразакова 117
Иллюстрации 124


Актуальность темы исследования. Тема, избранная для написания данной диссертации, является актуальной по нескольким направлениям. В ХХ и особенно в ХХ1 вв. человек всё активнее стал вмешиваться в состояние окружающей его среды обитания. Повсеместно, и не только в России, загрязняются реки и озёра. Воздух в городах и крупных промышленных центрах становится всё менее пригодным для полноценной человеческой жизни. Интенсивно вырубаются леса. Навсегда исчезают дикорастущие виды растений и диких животных. В связи с этим пейзажи современных художников и тех, кто писал их в прошлом, становятся серьёзными историческими документами. В данном случае актуальность их творчества значительно возрастает.
Борис Владимирович Суразаков - наиболее востребованный обществом алтайский художник из Горного Алтая. Региона, который на сегодня считается
наиболее экологически чистым в Российской Федерации. Творчество Суразакова - необычно, так как условия, в которых он пишет свои картины и этюды, далеки от того, чтобы назвать их комфортными. На его пути в горы и непосредственно в местах создания художественных произведений часты камнепады, ледяные бури, скальные трещины и внезапные сходы лавин.
На первый план в его работах выходит высокая духовно-нравственная и национальная составляющая. То, о чём он пишет в своих картинах, наполнено множественностью смыслов. Душевных, духовно-нравственных, этических и эстетических, философско-психологических, мифопоэтических, моральных и художественно-символических.
Гармоничные переливы цветовой гаммы на картинах Суразакова в его мастерской как бы перетекают из одного полотна в другое. От светлого к тёмному тону, создавая атмосферу гармонии бытия. В его картинах отражён мир, прекрасные мгновенья которого ему удалось остановить. Но и в пойманном на холст состоянии они видятся динамичными и величественными одновременно, живыми и вопрошающими.
Каждая его работа, будь то этюд или картина - это взгляд на зрителя, чаще всего, излучающий в мир искры чистоты и душевного тепла.
Созерцание картин Б. Суразакова доставляет зрителям эстетическое наслаждение и развивает вкус. Его творчество актуально и высоко ценится не только в Росси, но и на мировом уровне. Его картины с видами чистой горной природы способствуют преображению физического, психического и духовного здоровья современного человечества. Иногда в его трудах появляются кричащие серо-чёрные ноты, призывающие мир задуматься.
Степень научной разработанности проблемы
Исследованием воздействия картин Бориса Суразакова на зрителя, на его сознание и душу занимались доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.Ломоносова (г. Москва) - Аверин Ю.П. и доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург) А.И. Субетто.
Их труд вошёл в учебное издание под названием «Творчество Бориса Суразакова в изучении и преподавании виталистской социологии духовной жизни». Авторами выступили С.И. Григорьев, О.В. Даровских, А.С. Гришина, М.И. Паклин. Эта книга в настоящее время является учебным пособием для преподавателей и студентов факультетов социогуманитарного профиля вузов современной России.
Этот учебник рекомендован к публикациии применению в учебном процессе факультетов социологии ВУЗов россии УМС по социологии и социальной антропологии УМО классического университетского образования РФ от 17.11. 2015г. рассматриваются художественные
произведения современного искусства в изучении и преподавании социологии XXI в. Входит спецкурс виталистской социологии духовной жизни как современной отраслевой теории социологического витализма: в контексте современной России в начале XXI столетия.
Практически вся книга и заголовок посвящены творчеству Бориса Суразакова, где рассматриваются темы творческой деятельности и её влияние на молодое поколение россиян. «Образы горных ледников и неба в творчестве Суразакова как символы прекрасного и смыслов жизни населения для виталистской социологии духовной жизни». «Пространство земли и веры, движимого и неподвижимого, природного и социального в творчестве Бориса Суразакова для постижения смыслов духовности в жизни современного человека». «Мистическое и рациональное в творчестве Бориса Суразакова: возможность и целесообразность использования в изучении виталистской социологии духовной жизни». «Творчество Бориса Суразакова для духовных сил современного человека Евразии».
В результате исследований авторы учебного издания по социологии пришли к выводу, что мир спасётся благодаря Прекрасным постижениям в науке, образовании и культуре бытия людей во всех сферах общества в его взаимодействиях с природой. В приложении к данной книге приводятся иллюстрации картин художника Б. Суразакова.
Нами приведён перечень научной разработанности темы многоаспектного исследования творчества художника Б.В. Суразакова. Однако никто до сих пор не занимался разработкой проблем символизма и мифологизма в творчестве этого художника.
Объект исследования в данной диссертационной работе - творчество алтайских и славянских художников.
Предмет исследования - творчество художника-живописца Б.В. Суразакова.
Цель - исследовать темы Горного Алтая как отражения картины мира в живописи Б.В. Суразакова, начиная с пазырыкских курганов, на примере сравнительного анализа алтайской и славянской культур.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• Раскрыть символические значения изображаемых тем неба, гор, воды и деревьев, а также цветописи в творчестве художника Бориса Суразакова.
• Проанализировать творчество первых художников Горного Алтая Г.И.
Чорос-Гуркина, Н.И. Чевалкова, А.О. Никулина.
• Исследовать этапы жизни и творчества с точки зрения социального и природного окружения художника Б.В. Суразакова, а также алтайских и славянских художников М.П. Чевалкова, Я.И. Янкинова и Р.И. Кулаковой. Н.К. Рериха, К.А. Васильева.
• Изучить принципы возникновения мифологических и символических образов в творчестве Б.В. Суразакова и современных ему алтайских и славянских художников.
Территориальные рамки исследования: Россия, Горный Алтай.
Источниками научного исследования являются живописные работы художника Б. Суразакова. В настоящее время в его частной коллекции имеется более тысячи завершённых картин и этюдов, созданных им на больших высотах в горах на пленэре.
Иллюстрации картин художника Бориса Суразакова публикуются во всевозможных каталогах и сети интернет, газетных и журнальных изданиях Республики Алтай, Российской Федерации и за рубежом. Информация о творчестве художника нами почерпнута из документальных фильмов, книг, многочисленных журналов и газетных статей, при посещении музея им. А.В. Анохина в г. Горно-Алтайске, с помощью знакомства личной коллекции художника в селе Аскат Чемальского района Республики Алтай, а также из многочисленных интервью и личных бесед, посещения его Выставок.
Методологическая база исследования:
Проанализировать и исследовать деятельность Б. Суразакова с точки зрения семиотического и аксиологического подходов, а также методов аналитического, сравнительного, тестирования, собеседования, интервью и наблюдения.
. Научная новизна исследования. Впервые изучаются особенности творческого метода и подходов художника Бориса Суразакова.
Теоретическая значимость исследования. Впервые изучена система символов, отражающих духовно-философскую концепцию художника Бориса Суразакова.
Практическая значимость. Данная работа может выступать в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов ВУЗов разных возрастов как искусствоведческая и духовно¬нравственная составляющая - преобразующая и гармонизирующая сила творчества конкретного человека и современного общества в целом.
Апробация результатов исследования. По данной теме исследования нами осуществлено участие во Всероссийской научно-практической конференции под названием «Этнокультурное наследие Алтая: традиции и современность», которая состоялась 28 - 30 сентября 2016 года в здании Алтайского Государственного университета г. Барнаула. А также осуществлена публикация двух статей в международных сборниках «Культурное наследие Сибири». Одна из них вышел в свет в 2016 г. под названием «Сказания о Горных Духах и о Мастере, их воспевающем» и второй - «Символы и смыслы в творчестве Бориса Суразакова» в 2018 году.
Во введении рассматривается актуальность исследуемой темы, перечисляются основные цели и задачи исследований, их научно-практическая значимость и новизна. Диссертация имеет две главы, каждая из которых содержит три параграфа.
В разделе «Заключение» изложены выводы, полученные нами в результате исследования творчества художника Б.В. Суразакова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование основано на научном интересе к живописи алтайского художника Бориса Владимировича Суразакова. Личное знакомство с ним и его картинами способствовало продолжению сотрудничества в плане создания исследовательского диссертационного материала на основе его живописи.
Созерцание картин Б. Суразакова доставляет зрителям эстетическое наслаждение, развивает вкус. Воздействует успокаивающе на его эмоциональное состояние, имеет воспитательные и духовно-нравственные черты. Его творчество актуально и высоко ценится знатоками и любителями в современном обществе. Его картины с видами горной природы способствуют преображению физического, психического и душевно¬духовного состояния.
Степень научной разработанности проблемы доказывает ещё и тот факт, что исследованием воздействия картин Бориса Суразакова на зрителя, на его сознание и душу занимались также доктор социологических наук, профессор, зав кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва) - Аверин Ю.П.
Доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург) А.И. Субетто. Их труд вошёл в учебное издание под названием «Творчество Бориса Суразакова в изучении и преподавании виталистской социологии духовной жизни». Авторами выступили С.И. Григорьев, О.В. Даровских, А.С. Гришина, М.И. Паклин.
Основная цель исследования достигнута.
Знакомство с первыми художниками Горного Алтая начала ХХ века Г.И. и их разносторонним творчеством Г.И. Чорос-Гуркиным, Н.И. Чевалковым и А.О. Никулиным успешно проведено.
В диссертационной деятельности мифопоэтические образы и смыслы в живописи художников конца ХХ - начала ХХ1вв. Мирослава Чевалкова, Раисы Кулаковой, Николая Рериха и Константина Васильева изучались в свете творчества алтайских и славянских живописцев.
В ходе исследования были решены задачи:
В первой были раскрыты символические значения изображаемых тем неба, гор, воды и деревьев, а также цветописи в творчестве Б. Суразакова в сопоставлении с направлением живописи других алтайских и славянских художников: Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И Чевалкова, А.О. Никулина, М.П. Чевалкова, Я.И. Янкинова, Р.И. Кулаковой, Н.К. Рериха и К.А. Васильева.
В результате исследований выявлено. Главная и объединяющая всех художников суть творчества - следовать мифопоэтическим воззрениям своего народа (алтайского и славянского) в философско-эстетическом направлении либо в изображении чисто пейзажных произведений, либо таких, в которых природа является лишь частью сюжета.
Во второй задаче раскрыты глубокий философский и мифопоэтический смыслы в творчестве первых художников Горного Алтая Г.И. Чорос-Гуркина, Н.И. Чевалкова, О.А. Никулина. Каждый из них внёс в художественное развитие Алтая индивидуальную творческую лепту, так как все они обладали высоким художественным потенциалом и глубоким профессионализмом. Каждый из них, преодолев житейские испытания, явил себя миру многосторонне образованным человеком, глубоко любящим и понимающим значение искусства и ценность внутреннего мира самого человека в обществе.
Г.И. Чорос-Гуркин - пейзажист и график, по мнению алтайского искусствоведа Р. Еркиновой, умел объективно отражать природу Горного Алтая, ориентируясь на реалистическое направление. Гуркин разрабатывал темы, близкие народу. Главным и значительным в его творчестве являлось окружение человека в повседневной жизни [35].
К одной из самых ранних работ Гуркина относится его картина «Камлание. Ночь жертвы», 1895г. В том, как художник выстроил здесь композицию шаманского действия на плоскости. В том, как он сумел передать настроение в описании портретов сидящих вокруг костра алтайцев. В умении того, как Гуркин преподнёс завороженно всматривающихся в искромётный танец шамана и играющие на ветру языки пламени костра сидящих в динамичных позах мужчин, во всём этом самым искренним образом проявляется тончайшая наблюдательность живописца Гуркина к окружающему миру и к человеческим чувствам, в первую очередь.
Путешествуя по Горному Алтаю, Гуркин постоянно делал наброски в своей тетради. Заносил туда свои впечатления об окружающем мире. Всё, что только можно было впоследствии использовать в своих картинах и эскизах, он помечал и копировал.
По инициативе Г.И. Чорос-Гуркина и Н.И. Чевалкова в Улале (Горный Алтай - ныне г. Горно-Алтайск) в те времена была открыта художественная школа для талантливой молодёжи.
Чорос-Гукркин был одним из первых просветителей своего народа. Искусство для него было не просто служением музам. Гуркин относился к нему как к форме общественного сознания. Как мощному средству просвещения народа.
Художник Николай Иванович Чевалков (1892 - 1937гг.) являлся ярким примером выражения собственной творческой одержимости. Постоянной неудовлетворённостью своими достижениями. Подтверждением тому являются его произведения и высказывания, педагогическая и общественная деятельность.
Творческие поиски привели Чевалкова к изучению живописи и увлечению манерой письма Поля Гогена. Он хотел больше узнать о
примитивистах, искать выразительность через лаконизм и красочность, так свойственных народному алтайскому искусству.
Андрей Осипович Никулин (1878 - 1945гг.) - стал одним из живописцев, принёсших в Сибирь веяния пленэрной живописи. Доверительная манера письма, яркая солнечность палитры, жизнерадостность и оптимистичность его мироощущения создали особый образ Алтая. Он пантеист и благоговеет перед природой и её жизнью, как перед божеством. Он стремится слиться в одно целое с природой.
В результате деятельности этих трёх великих мастеров прошлого каждый из них сумел сказать своё главное и веское слово в живописи, показать и отразить своё личное, индивидуальное видение окружающего мира людей и природы, и в конечном результате - искусства.
В третьей - исследованы этапы жизни и творчества в свете социального и природного окружения художника-живописца Б.В. Суразакова.
В результате исследования выяснилось, что с самого раннего детства юного Бориса Суразакова волновали и привлекали красота и величие окружающих его гор Алтая. Их чистота и неприступность очаровывали, побуждали изображать их на любых подручных ему материалах. И в этом гармоничном горном пространстве практически от рождения происходило становление художника-живописца и Мастера-духовидца одновременно. Здесь уместно привести мнение искусствоведа Татьяны Верёвкиной, опубликованное в республиканской газете «Звезда Алтая» в 2007г. [13] о том, что «Есть Алтай Николая Рериха. Есть Алтай Григория Гуркина. Но для меня есть ещё и Алтай Бориса Суразакова». И это мнение нами поддерживается безоговорочно, так как каждое Б.В. Суразакова - это абсолютно доверительные и величественные Сказания о ледниках и озёрах. Реках и водопадах. Цветах и деревьях. Каждая его картина - это проникновенная повесть о Горных духах, под незримой защитой которых до сих пор находится и сам их автор - Борис Владимирович Суразаков.
Высоко в горах, находясь на высотах от 3000м до 5000м над уровнем моря, художник в ускоренном темпе пишет свои картины пальцем или даже ребром ладони, а краски держит на животе в особом пакете, чтобы они не успевали замерзать. Скорость написания таких полотен очень высокая, так как суровые условия высокогорья приблизительно такие же, как и на Крайнем Севере, а потому работать художнику приходилось очень быстро.
В художественном училище г. Новоалтайска в 70-х годах прошлого века Суразаков перенимал живописный опыт от высокопрофессиональных мастеров. С.К. Двойноса, Б.Н. Лупачёва, В.А. Раменского, М.М. Кареповой и других. Будущий художник также активно черпал знания из специальной классической литературы по искусству живописи не только русской, но и многих зарубежных стран. Японской, китайской, французской, итальянской и многих других.
С особым почтением на заре своего становления в качестве художника-профессионала Б. Суразаков высоко ценил творчество Куинджи, Сурикова, Шишкина, Рериха и многих других великих мастеров прошлого.
Практически в каждом произведении искусства Бориса Суразакова чётко прослеживается симметрия и ритм. Картины, написанные только лишь с натуры или по памяти, либо на основе созданных им многочисленных этюдов, автор доводит до совершенства, добиваясь максимальной глубины и мягкости тональных переходов цвета, тщательного подхода к трактовкам мельчайших тоновых характеристик.
Виртуозный мазок и темпераментная пастозность нанесённых на холсты красочных слоёв в сочетании с лессировочными движениями в их динамической обусловленности пересечений наиболее чётко и ярко проявились в таких картинах Б.В. Суразакова, как «Кара-Таш» (чёрный камень), 2007 и «Песня моей души», 2018. Обе они написаны маслом.
Особенностью творчества Бориса Суразакова является следование традиции написания картин в многослойной классической технике маслом, в которой так же работали зарубежные художники прошлого: Джорджоне, Тициан, Веронезе, Пуссен, Рубенс, Рембрант, Вемеер и другие.
Картина «Кара-Таш» Бориса Суразакова была представлена на Всероссийской художественной выставке «Россия 1Х» [27], как
монументальное произведение искусства и с триумфом была встречена всем выставочным сообществом несколько лет назад. Такое признание его заслуг неслучайно. Так как горы на полотнах у Суразакова созданы как некие почти космические или даже визионерские величины, вершины которых торжественно сияют оттенками тёмно-розовых и других тонов в зависимости от падающих на них лучей солнца.
В четвёртой задаче - изучены принципы создания мифологических и символических образов в творчестве Б.В. Суразакова (1950) и современных ему алтайских и славянских художников - Мирослава Павловича Чевалкова (1929 - 2006). Якова Ивановича Янкинова, (1966). Раисы Ивановны Кулаковой, (1967). Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947) и Константина Алексеевича Васильева (1942 - 1976). Все выше названные авторы вместе и каждый в отдельности вкладывают в свои живописные произведения глубокий мифопоэтический и философский смысл, используя систему широкую систему символов.
В пятой задаче с помощью семиотического подхода была выявлена и расшифрована система знаков, выраженных в красках художником Борисом Суразаковым. Создаёт картину художник в основном композиционным строем письма, а уже затем пространственным ритмом, выстроенным с помощью различных тоновых и цветовых соотношений. Так, Картина Б. Суразакова «Кара-Таш» исполнена в ярко выраженной экспрессии. Произведение «Алтай. Белуха» написано в бело-голубой тональности и гармонии высочайшего духа посредством применения в своём творчестве всевозможных отработанных приёмов и находок, мгновенных тоновых поправок, добиваясь в конечном результате высокой гармоничности звучания картин посредством движения кисти в сторону совершенства того или иного произведения.
Аксилогической подход в исследовании помог выявить в творчестве Суразакова гармоничное сосуществование человека и природы с его философскими и духовно-ценностными ориентирами. Большая часть информация по творчеству Бориса Суразакова была получена с помощью многих интервью и обычной беседы. В работе над диссертацией нами использовались аналитический и сравнительный методы.
Научная новизна исследования данной работы заключается в том, что впервые здесь изучаются особенности творческих методов и подходов к написанию картин художником Борисом Суразаковым. О чём говорит нам способ, утвердившийся в творчестве Суразакова навыков письма своей живописи чаще всего пальцем, ребром ладони, что позволяет Мастеру добавлять в свои картины максимум экспрессии и динамизма. В результате автором диссертации получены новые знания, основанные на анализе творчества художника Суразакова.
Теоретическая значимость. Впервые художником Суразаковым разработана его собственная система символов, знаков и образов, погружённых в игру цвета и света, перехода тонов и полутонов, объективно выражающих философскую и мифопоэтическую концепцию отражения картины мира в его творчестве. Также новизна в работах Суразакова прослеживается там, где он пишет горы и воды. Те моменты на холсте художник насыщенно шифрует собственными знаками и символами, которые выражаются либо композиционно, либо цветосветовыми характеристиками. Причём некоторые из них повторяются почти во всех его высокогорных пейзажах. Нами этот момент был обнаружен и вследствие этого здесь данный факт нами зафиксирован.
Практическая значимость. Данная диссертационная работа может выступать в качестве учебного пособия для учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов ВУЗов разных возрастов как искусствоведческая и духовно-нравственная составляющая - преобразующая и гармонизирующая сила творчества как конкретного человека и современного общества в целом для дальнейшего совершенствования творчества души и духа молодого поколения.
Апробация результатов исследования. Результатом исследования стало участие во Всероссийской научно-практической конференции под названием «Этнокультурное наследие Алтая: традиции и современность», которая состоялась 28 - 30 сентября 2016 г. в здании Алтайского государственного университета г. Барнаула. Также нами были опубликованы две статьи в международном сборнике «Культурное наследие Сибири». Одна из них - в 2016 году под названием «Сказание о Горных Духах и о Мастере, их воспевающем». Вторая: «Символы и смыслы в творчестве Бориса Суразакова» в 2018 году.
Данная исследовательская деятельность, опубликованная в нашей диссертации, будет продолжена в дальнейшем, так как есть намерение предложить руководителям Чемальской школы искусств Республики Алтай и некоторым другим учебным заведениям, специализирующимся в сфере искусства и науки в целях использования в обучении учащимися.
Также в течение 2020-го года будет написана и опубликована монография о творчестве Бориса Владимировича Суразакова, но уже в значительно расширенном варианте по сравнению с диссертационной работой. Этот факт возможен ещё и потому, что нами в течение 5 лет с момента начала сотрудничества с художником Б.В. Суразаковым собран обширный материал по его творчеству, и о творчестве других алтайских художников. Он собран в виде бесед и диктофонных записей о его походах на большие высоты в горы Республики Алтай. Также при создании монографии будет опубликованы творческие разработки самого Мастера.
Подводя итог нашему Заключению, отметим, что цели, поставленные изначально во Введении, достигнуты. Актуальность творчества художника Бориса Суразакова доказана.
Гипотеза о том, что искусство алтайских и славянских художников Х1Х - ХХ1 вв. продуктивна, и продолжает далее своё развитие на основе национальной и духовно-нравственной составляющей, доказана.
Она актуальна в особенности для молодого поколения и желательна для внедрения в их обучение, образ мыслей и творчества.
В результате проведённых исследований задачи, поставленные нами на начальном этапе, успешно решены.
Цель работы, поставленная во Введении, достигнута.
Гипотеза, выдвинутая во Введении, нами доказана.
В связи со всем вышесказанным целесообразно привести здесь мысль о том, как это важно развивать тему искусства, духовности и красоты. В своём научном труде «Планетофизические перемены Земли» академик Международной Славянской академии А.Н. Дмитриев ставил на первые позиции взаимоотношения человека и природы, сказав о том, что «Обострение взаимосвязей между Природой и Человеком могут нести далеко уходящие разрушительные черты. И лишь очищение пространства, лишь очищение сознания, лишь очищение Учений даёт явление очищенных взрывов духа. [29]. После того, как этот известный учёный побывал в мастерской Б.В. Суразакова, он произнёс очень важные слова. Эти слова о том, что именно красота природы и наполненные духовным содержанием картины художников, в том числе Бориса Суразакова, могут спасти мир и привести его в гораздо более гармоничное состояние, нежели такое, какое оно есть сейчас.
Академик Дмитриев утвержадал, что именно живопись Б.В. Суразакова в совокупности с такими же достойными мастерами изобразительного искусства прошлого и современности способны приблизить долгожданный момент мира и процветания всех людей Земли и самой Земли, в том числе. О том же когда-то говорили и Фёдор Михайлович Достоевский, что красота спасёт мир. И к тем же словам дополнил своё мнение Николай Константинович Рерих: «Осознание красоты спасёт мир!». Именно осознание, а не сама Красота! Красота пассивна по отношению к человеку, и только сам человек, осознавая её движения и её глубину может понять то, о чём хотел сказать миру тот или иной художник. И Борис Владимирович Суразаков, конечно же, в их числе[13].



1. 210 вопросов по изобразительному искусству / сост. Л. Н. Рахлина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1968. - 260 с.
2. Айсмен, Л. Дао цвета / Л. Айсмен ; пер. с англ. Т. Новиковой. - Москва : ЭКСМО, 2008. -176 с.: ил.
3. Алтай Бориса Суразакова / подготовлено ред. // Восход. - 2007. - № 3 (155), март. - С. 18.
4. Альбедиль, М. Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М. Ф. Альбедиль. - Санкт-Петербург, 2002. - 336 с.
5. Анализ и интерпретация произведения искусства : учеб. пособие / Н. А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т. П. Чаговец [и др.]. - Москва : Высшая школа, 2005. - 551 с.
6. Арган, Дж. К. История итальянского искусства / Дж. К. Арган. - Москва : Радуга, 1990. - Т. 1. - 319 с.
7. Баштыкова, Л. Т. Библиографический указатель к 50-летию А. С. Суразакова / Л. Г. Баштыкова. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 2012. - 20 с.
8. Беликов, П. Рерих / П. Беликов, В. Князева - Москва : Молодая гвардия, 1971. - 256 с.
9. Библиографический указатель к 50-летию А. С. Суразакова / сост. Л. Т. Баштыкова. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 1998. - 20 с.
10. Будкеев, Д. С. Малая Родина Михаила Будкеева: к 95-летию Народного художника Российской Федерации : монография / Д. С. Будкеев, С. М. Будкеев ; науч. ред. А. Л. Усанова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2017. - 192 с.
11. Бэббитт, Э. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета / Э. Бэббит. - Киев : София, 1996. - 320 с.
12. Великие художники мира. Поль Гоген / сост. А. М. Гаврильчик. - Москва : Рипол-классик, 2014. - 40 с.
13. Веревкина, Т. Дышать, удивляться и чувствовать / Т. Веревкина // Звезда Алтая. - 2007. - № 181. - С. 8.
14. Визер, В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 192 с.
15. Виноградов, Ю. А. Проблема символа в изобразительном искусстве : монография / Ю. А. Виноградов. - Барнаул : ООО «Спектр», 2014. - 174 с.
16. Воллар, А. Ренуар / А. Воллар. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. - 205 с.
17. Восьмая региональная художественная выставка «Сибирь». Посвящается 150-летию со дня рождения В. И. Сурикова : каталог / сост. Л. П. Обухова [и др.]. - Красноярск : Платина, 1998. - 128 с.
18. Высоцкий, заклинатель смыслов // Мир музея. - 2018. - № 1. - С. 8-10.
19. Г. И. Чорос-Гуркин и современность. Материалы научно-практической конференций, посвящённой 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина 4-15 июля 2010 г. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 2010. - 192 с.
20. Голонягина, Л. Центр искусства и науки Суразаовых открылся в Горно-Алтайске / Л. Голонягина // Чемальский вестник. - 2016. - № 47, 23 окт. - С. 12-13.
21. Голонягина, Л. К. В водопаде по имени Жизнь. Литературно-художественный альманах Чемальского района. Сказания о горных духах и о Мастере, их воспевающем / Л. К. Голонягина. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайская типография, 2015. - 96 с.
22. Голонягина, Л. К. Мы можем и должны изменить своё будущее / Л. К. Голонягина // Чемальский вестник. - 2018. - № 43, 23 авг. - С. 6.
23. Голонягина, Л. К. На пути к Разумному сотрудничеству / Л. К. Голонягина // Постскриптум. - 2016. - № 48, 30 нояб. - С. 17.
24. Голонягина, Л. К. Чем живы, художники Аската? / Л. К. Голонягина // Чемальский вестник. - 2017. - № 4, 26 янв. - С. 4-5.
25. Григорий Иванович Чорос-Гуркин : каталог выставки / сост. Р. М. Еркинова. - Горно-Алтайск, 1994. - 112 с.
26. Даронин, А. И. Константин Васильев. Художник по зову сердца / А. И. Даронин. - Москва : Арт-Родник, 2008. - 72 с.
27. Девятая региональная художественная выставка «Сибирь» : каталог / сост. И. Рожкова. - Иркутск : Томск : Артиздат, 2003. - 120 с.
28. Дёмин, В. Загадки древних летописей / В. Демин. - Москва : Вече, 2007. - 480 с.
29. Дмитриев, А. Н. Планетофизические перемены Земли / А. Н. Дмитриев. - Новосибирск : ЗСО МСА, 2012. - 380 с.
30. Донченко, А. И. Живопись : каталог картин / А. И. Донченко. - Москва : изд-во восточной литературы, 2017. - 217 с.
31. Елена Чеботарева Музыка сфер : альбом / сост. А. Суразаков. - Красноярск : Класс Плюс, 2012. - 144 с.
32. Жерносенко, И. А. Культура Сибири и Алтая : монография / И. А. Жерносенко, Е. И. Балакина. - Барнаул : изд-во Жерносенко С. С., 2011. - 208 с.
33. Зачем идти в горы? // Листок. - 2013. - № 39, 25 сент. - С. 37.
34. Истомина, О. Россыпи Алтая: поэтические сказы, написанные по мотивам известных легенд / О. Истомина ; ил. Б. Суразакова, Е. Нуриманова.
- Майма, 2017. - 76 с.
35. К 125-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина // Кан-Алтай.
- Горно-Алтайск. - 1995. - № 4.- 52 с.
36. Калинина, Л. Искусство альпийского пейзажа / Л. Калинина // Мысли и здоровье. - 2014. - № 56, янв.-февр. - С. 8.
37. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. - 240 с.
38. Кореняко, В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль / В. А. Кореняко. - Москва : Восточная литература, 2002. - 327 с.
39. Краткий словарь этнографических и фольклорных понятий и терминов / сост. В. П. Ойношев. - Горно-Алтайск : Типогафия ИП Высоцкая Г. Г., 2011. - 92 с.
40. Кубарев, В. Наскальное искусство Алтая / В. Кубарев. - Новосибирск : Горно-Алтайск, 2002. - 124 с.
41. Культурное наследие Сибири : междунар. журн. - № 2 (26). - Барнаул, 2018. - 128 с.
42. Леонова, Л. И. Художники Алтая. XX век / Л. И. Леонова. - Барнаул, 2001. - 296 с.
43. Манин, В. Константин Богаевский / В. Манин. - Москва : Белый город, 2000. - 64 с.
44. Материалы научно-практических конференций «Г.И. Чорос- Гуркин и современность», «Оносские встречи 2010», посвящённые 140- летию со дня рождения Г.И. Чорос-Гуркина 14-15 июля 2010 г. / Правительство Республики Алтай, М-во культуры Республики Алтай ; ред. Ю. В. Антародонов. - Горно-Алтайск : [Б. и.], 2010. - 191 с.
45. Маточкин, Е. П. А. П. Окладников - основатель академического рериховедения / Е. П. Маточкин // Окно в неведомый мир : сб. ст. к 100- летию со дня рождения А. П. Окладникова. - Новосибирск, 2008. - С. 68-69.
46. Маточкин, Е. П. Алтай - Космос - Микрокосмос: Алтай-регион. Модель перехода к устойчивой духовности / Е. П. Маточкин, Н. К. Рерих, Г. И. Гуркин // Экология цивилизации XXI в. : тезисы 3-ей междунар. конф. - Барнаул, 1995. - С. 145-148.
47. Маточкин, Е. П. Божества стерегущих золото грифов. Восточная коллекция / Е. П. Маточкин. - 2007. - № 4. - С. 136-147.
48. Маточкин, Е. П. Взгляд вглубь веков / Е. П. Маточкин // Сибирские огни. - 2004. - № 6. - С. 215-220.
49. Маточкин, Е. П. Земля оживших легенд / Е. П. Маточкин // Литературная Россия. - 1996. - № 15. - С. 4.
50. Маточкин, Е. П. Картины «О жизни, о красоте земли, гор» / Е. П. Маточкин // Кан-Алтай. - 1994. - № 4. - С. 30-35.
51. Маточкин, Е. П. Лунно-солнечные календари святилища «Зелёное озеро» / Е. П. Маточкин // Гуманитарные науки в Сибири. - 2004. - № 3 - С. 11-15.
52. Маточкин, Е. П. Мечты, ожидания и трагедия художника Николая Чевалкова / Е. П. Маточкин // Николай Иванович Чевалков: Живопись, графика. - Горно-Алтайск : Ак-Чечек, 2006. - С. 59-78.
53. Маточкин, Е. П. Наследие и новации в изобразительном искусстве Горного Алтая : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е. П. Маточкин. - Москва : НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1991. - 24 с.
54. Маточкин, Е. П. Образ Богатырки на скалах Алтая / Е. П. Маточкин // История и культура Востока Азии : материалы междунар. научн. конф. - Новосибирск : Ин-т археологии и этнографии СОРДН, 2002. - С. 112-115.
55. Маточкин, Е. П. Образы Алтая: О юбилейной выставке Алтайских художников в Новосибирске / Е. П. Маточкин // Советская Сибирь. - 2001. - № 120, 4 июля.
56. Маточкин, Е. П. Пленила красота Алтая: (о пребывании экспедиции К. Н. Рериха в Алтай) / Е. П. Маточкин // Звезда Алтая. - 2001. - С. 3.
57. Маточкин, Е. П. Романтик гор / Е. П. Маточкин // Мысли и здоровье. - 2013. - № 54, нояб. - С. 6.
58. Маточкин, Е. П. Росписи И. И. Ортунолова в НМ РА им. А. В. Анохина / Е. П. Маточкин // Анохинские чтения : материалы 5-ой науч. конф. посвящ. 90-летию НМ РА. - Горно-Алтайск : Кн. Изд-во, 2008. - С. 52-54.
59. Маточкин, Е. П. Солнечное божество Комдош-Боома Горный Алтай. Железный век / Е. П. Маточкин // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - № 3. - С. 77-80.
60. Маточкин, Е. П. Творчество Н. К. Рериха и проблемы развития изобразительного искусства Горного Алтая / Е. П. Маточкин // Горный Алтай и Россия 240 лет : материалы науч.-практ. конф. - Горно-Алтайск, 1996. - С. 17-20.
61. Маточкин, Е. П. Художники Чемала / Е. П. Маточкин // История и современность Чемальского района : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию образования района. - Горно-Алтайск, 2008. - С. 91-99.
62. Мелехова, К. А. Русская художественная школа в диалоге культур XX века / К. А. Мелехова, Л. И. Нехведович, Т. М. Степанская. - Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2012. - 210 с.
63. Молодые художники России : всероссийская художественная выставка : живопись, скульптура, монументальное искусство, графика, плакат, декорационное искусство театра и кино, иконопись, декоративно-прикладное искусство, народное искусство : каталог / Союз художников России ; [сост. Л. Г. Москалева и др.]. - Москва : Галарт, 2002. - 59 с.
64. Мшвелидзе, Е. Певец великого Алтая / Е. Мшвелидзе // Жемчужина Востока. - 2013. - № 15. - С. 22-26.
65. Н. К. Рерих. Жизнь и творчество : сб. ст. - Москва : Изобразительное искусство, 1978. - 372 с.: ил.
66. Н. М. Карамзин об истории государства Российского / сост. А. И. Уткин. - Москва : Просвещение, 1990. - 384 с.
67. Несказочная проза алтайцев / сост. Н. Р. Ойноткинова. - Новосибирск : Наука, 2011. - 576 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ