ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие и основа конституционно-правового статуса иностранных граждан
в Российской Федерации 7
1.2 Принципы конституционно-правового статуса иностранных граждан в
Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации 26
2.2 Особенности ответственности иностранных граждан в Российской
Федерации 40
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации в качестве комплексного института российского права тесно взаимосвязан с деятельностью государственных органов, направленной на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации.
Вопрос правового статуса иностранцев и лиц без гражданства является неотъемлемой частью права любого цивилизованного государства. Таким образом, права и свободы граждан регламентированы правовой связью человека (гражданина) с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Следовательно, гражданство является правовым состоянием. Однако, совокупность лиц, проживающих на территории государства и образующих демографическую категорию - население включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. И с данной категорией населения государство также находится в определенных правовых отношениях, диктуемых международными правовыми нормами и интеграцией международных связей.
В соответствии с положениями действующего российского законодательства каждый индивид независимо от места его постоянного или временного пребывания, наличия или отсутствия гражданства иностранного государства состоит в определенной правовой связи с Российской Федерацией, обладает специфическим конституционно-правовым статусом.
Подобный статус обусловлен системой правовых норм, регламентирующих обширный круг правоотношений между российским государством и лицами, не являющимися его гражданами. Главная особенность конституционно-правового статуса лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, состоит в том, что соответствующая правовая регламентация должна учитывать как принципы российского национального права, так и основополагающие положения международных правовых актов.
Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранных граждан, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1985 году. Такие нормы предусматривают: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этой страны; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранных граждан на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы иностранный гражданин мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства).
Кроме того, следует иметь в виду, что сохранение политического курса на открытость российского общества, постоянное развитие международного сотрудничества и налаживание партнерских взаимоотношений с иностранными государствами обусловливает рост количества прибывающих в Российскую Федерацию иностранцев и лиц без гражданства.
При таких обстоятельствах крайне актуальным представляется проведение исследования вопросов, касающихся конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в ходе реализации прав и исполнения обязанностей, составляющих конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы международного права, конституционного права Российской Федерации, а также отраслевые правовые нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере определения конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Целью исследования является изучение конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и основу конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
2. Рассмотреть принципы конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
3. Отразить права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации.
4. Изучить особенности ответственности иностранных граждан в Российской Федерации.
5. Выявить проблемы конституционно-правового регулирования правового положения иностранных граждан в РФ
Степень научной разработанности темы. Работа включает анализ трудов ученых-правоведов, специалистов в рассматриваемой теме, таких как Авакьян С.А., Андриченко Л.В., Баглай М.В., Васин К.Л., Виноградов О.В., Витрук Н.В., Герамисенко Ю.В., Еременко Е.В., Козлова Е.И., Кручинин А.С., Кутафин О.Е., Лебедев В.А., Никифоров М.В., Пожидаева М.В., Петрова И.А., Сигарева Е.П., Цыганков А.В., Янц М.А. и др.
Практическая значимость настоящего исследования, состоит в предложениях по усовершенствованию действующего законодательства и механизма реализации соответствующих правовых норм, которые могут быть учтены правоприменителем.
Методологическую основу исследования составляет, наряду с традиционным диалектическим методом, комплекс общенаучных и специальных методов, применяемых в юриспруденции: логический, системно-структурный, специально-юридический.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Определение «конституционно-правового» статуса иностранных граждан - очень острая проблема, потому что часто зависит от политической ситуации в мире, от степени развития международных отношений между государствами. Большое значение при определении правового статуса иностранных граждан имеет правовой режим, предоставляемый государством, на территории которого находится иностранный гражданин. Исследовав понятия и признаки, обозначаемые учеными-юристами, мы приходим к выводу, что конституционно-правовой статус иностранных граждан - это понятие, включающее в себя не только нормы конституции, но и другие источники конституционного права, закрепляющие права, обязанности и ответственность иностранных граждан.
Для достижения поставленных нами целей при раскрытии конституционно-правового статуса иностранных граждан, необходимо было рассмотреть принципы данного статуса личности, под которыми мы понимаем руководящие идеи, основополагающие начала, на которых строятся отношения между иностранными гражданами и государством, на территории которого они пребывают. Принципы правового статуса иностранных граждан берут свое начало из Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, которая закрепляет фундаментальные положения в отношении конституционно-правового статуса иностранных граждан. В юридической литературе, находят закрепление две группы принципов конституционно-правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации: общие и специальные. Общие принципы имеют важнейшее значение в создании достойных условий реализации осуществления прав и обязанностей иностранных граждан, так как отвечают за все аспекты конституционно-правового статуса иностранцев в Российской Федерации. К числу специальных принципов, относится принцип национального режима, который устанавливает, что иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов Российского законодательства. Вследствие этого, мы выделяем принцип национального режима в группу специальных принципов, по той причине, что он подчеркивает общие принципы, используемые на территории государства, и закрепляет, дополнительные гарантии соблюдения основных прав и свобод, используемых иностранными гражданами.
Так же, исследовав конституционные права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации, мы приходим к выводу, что иностранные граждане наделяются тем же объемом прав, что и граждане Российской Федерации, но с учетом некоторых ограничений. Что касается обязанностей, то иностранные граждане обременяются меньшим числом обязанностей, чем граждане РФ. Но в то же время у иностранцев имеются дополнительные обязанности: соблюдение режима проживания, своевременное оформление документов на въезд и выезд в Россию и другие. По нашему мнению, это продиктовано исключительно мерами государственной и общественной безопасности. Что находит свое отражения в Определениях Конституционного Суда, который трактует мысль законодателя таким образом, что правоохранительные органы, а в том числе и суды, имеют право ограничить возможность нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, если такое нахождение имеет угрозу для человека и общества.
Исходя из вышесказанного, мы исследовали формы и виды ответственности иностранных граждан в Российской Федерации. Что и позволило нам выявить ряд особенностей ответственности иностранных граждан на территории Российской Федерации, во-первых, иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Во-вторых, существуют специальные субъекты пользующиеся иммунитетом от юридической ответственности Российской Федерации и вопрос их ответственности, разрешается в соответствии с нормами международного права. В-третьих, что иностранные граждане, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по уголовному кодексу России только в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. И в-четвертых, к иностранным гражданам и лицам без гражданства как особой категории субъектов административной ответственности, применяются специальные виды мер принудительного характера, такие как депортация и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Следующим вопросом изучения конституционно-правового статуса личности, стало определение проблем связанных с регулированием правового положения иностранных граждан в Российской Федерации и возможные пути их решения. Первой на наш взгляд и наиболее значимой проблемой стало, наличие пробелов, противоречий и неточностей в действующем законодательстве, регулирующим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. В первую очередь, необходимо выделить, что во многих случаях российское законодательство не устанавливает различий в статусе иностранных граждан и лиц без гражданства. Что вызвало множество различных мнений, в юридической литературе, но так и не нашло закрепления на официальном уровне. Так же, проблема состоит в том, что излишнее количество отсылочных норм порождает ряд существенных проблем при реализации закона. Так, в первую очередь для решения проблем реализации иностранными гражданами своего правового статуса, необходимо на законодательном уровне урегулировать вопросы, касающиеся проблематики нормативно-правовых неопределенностей законодательства.
Необходимо отметить, что проблемы возникают и в области реализации иностранными гражданами своих прав и обязанностей. Так, при реализации права на свободу и личную неприкосновенность, в случае совершения административного правонарушения иностранным гражданином и подлежащему депортации или административному выдворению, иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях. Но в то же время, срок содержания в таких помещениях не установлен, что вызывает проблемы исполнения закона на практике. Поэтому, в постановлении по делу, Европейский Суд по правам человека и гражданина, признает такое отношение к иностранным гражданам, унижающим их честь и достоинство. Вследствие чего, мы приходим к выводу, что для решения данной проблемы и устранения случаев нарушения права иностранных граждан на свободу и личную неприкосновенность целесообразно законодательно закрепить максимальный срок содержания иностранных граждан в специальные учреждениях по аналогии с максимально установленным сроком административного ареста.
Несмотря на возможные проблемы, мы обращаем внимание на то, что проблемные вопросы правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации, неоднократно рассматривались Конституционным Судом. Так, Конституционный Суд, при вынесении постановлений и определений, трактует логику законодателя, предоставляя иностранным гражданам возможности для защиты своих законных прав, свобод и интересов.
В рамках исследования данной темы, мы приходим в выводу, что в целях создания благоприятных условий для иностранных граждан на территории Российской Федерации и создания условий для развития законодательства в сфере правоотношений с участием иностранных граждан, необходимо создание федеральной структуры, отдельной от других правоохранительных органов, для проведения работы во всех сферах конституционно-правого регулирования правового статуса иностранных граждан.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014.- № 31. - Ст.
4398.
2. О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов: Соглашение от 15.04.1994 (с изм. от 25.11.2005) // Бюллетень международных договоров. - 1997. - № 2.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
//Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2019) // Собрание законодательства РФ.-2002.- № 1 (ч. 1).- Ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 21.04. 201) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1(ч.1).-Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) //Собрание законодательства РФ.-1996.- № 25.- Ст. 2954.
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. -.2013.-№ 52(ч.1).- Ст. 7007.
8. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ.-2006.- № 30.- Ст. 3285.
9. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- Ст. 3032.
10. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019) // Собрание законодательства РФ.-2002.- № 22.- Ст. 2031.
...