ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Правовое регулирование деятельности Конституционного Суда
Российской Федерации 6
1.2. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации 9
1.3. Юридическая природа итоговых актов Конституционного Суда
Российской Федерации 17
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 26
2.1. Влияние актов Конституционного Суда Российской Федерации
на избирательное право 26
2.2. Влияние актов Конституционного Суда Российской Федерации
на финансовое право 31
2.3. Влияние актов Конституционного Суда Российской Федерации
на налоговое право 36
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Конституционному Суду Российской Федерации (далее - КС РФ) принадлежит ключевая роль в обеспечении верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Благодаря решениям КС РФ российское законодательство и правоприменительная практика приводятся в соответствие с конституционными требованиями и ценностями, а также принципами и нормами международного права. Деятельность КС РФ дает импульс для развития отраслевого законодательства, а также вносит большой вклад в развитие общей теории права.
Существует определенная сложность в понимании места и роли актов КС РФ в системе источников права, которая обусловлена тем, что институт конституционного правосудия отличается относительной новизной, а так же традиционным непризнанием судебной практики источником права.
Примечательно, что акты конституционного правосудия не только влияют на изменение правоприменительной практики, но и объективно востребованы ею. В этой связи усиливается актуальность дополнительного научного осмысления юридической силы и влияния актов КС РФ на изменения законодательства и правоприменительной практики.
Актуальность выбранной темы обусловлена также сохраняющейся в российской правовой науке дискуссией по поводу понятия, юридической сущности, значения, порядка применения и исполнения актов КС РФ. Многие исследователи настаивают на признании актов КС РФ источниками права, однако есть ученые, которые придерживаются противоположного взгляда.
Разработка теоретических основ учения об актах конституционного правосудия в России началась с девяностых годов двадцатого века. В научных работах многих российских конституционалистов исследовались как общие вопросы деятельности КС РФ, так и возможность рассмотрения актов КС РФ в качестве источников российского права. К их числу относятся С.В. Боботов, Н.В. Витрук, В.В. Ершов, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, М.Н. Марченко, А.А. Мишин и другие.
Целью настоящего исследования является разрешение вопроса о нормативности актов КС РФ, их влиянии и значении на преобразование законодательства и правоприменительную практику на примере ряда отраслей права, а также внесение некоторых предложений по вопросам исполнения решений КС РФ.
Достижение поставленной цели исследования возможно лишь при решении следующих задач:
1) определить содержание понятия «источник права»;
2) рассмотреть правовую природу и нормативное содержание актов КС РФ;
3) проанализировать решения КС РФ по вопросам ряда отраслей российского права;
4) рассмотреть влияние решений КС РФ на преобразование законодательства;
5) выявить значение решений КС РФ для правоприменительной практики ряда отраслей российского права;
6) проанализировать процесс исполнения актов КС РФ;
7) выявить проблемы в процессе исполнения актов КС РФ и внести некоторые предложения по исполнению итоговых актов КС РФ.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, возникающие в процессе принятия, вступления в силу и исполнения актов КС РФ как особых источников права.
Предметом исследования выступают юридические конструкции, воплощенные в конкретных решениях КС РФ, нормативно-правовых актах ряда отраслей российского права, а также их влияние на правоприменительную практику и преобразование законодательства.
Теоретическую основу исследования составили научные труды авторов, содержащие анализ отдельных проблем функционирования конституционного правосудия: С.В. Боботова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.О. Лучина, Т.Я. Хабриевой и других.
Нормативную базу исследования составили как действующие, так и утратившие силу нормативные правовые акты Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили опубликованные в официальных изданиях и порталах (Собрание законодательства РФ, Российская газета, Вестник Конституционного Суда РФ, сайт КС РФ) материалы судебной практики; статистические данные КС РФ, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
При подготовке работы были использованы формально-юридический, статистический, исторический и сравнительно-правовой методы научного познания.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Анализ теоретических источников, действующих нормативных правовых актов, итоговых решений КС РФ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, можно отметить особое положение КС РФ в системе органов судебной власти Российской Федерации. Деятельность КС РФ не исчерпывается лишь правоприменением. Она имеет значительно более сложный характер: конституционное правосудие, получая институционное оформление прежде всего как правоприменительный юрисдикционный процесс, в своих итогово-правовых характеристиках сближается с нормативно- установительной юридической практикой, с правотворчеством.
Деятельность КС РФ играет значительную роль не только для развития конституционно-правовой науки, но и для становления и развития современного российского конституционализма, Конституции РФ и конституционного законодательства, а посредством этого - и отраслевого законодательства.
Решениями КС РФ прекращается действие правовых норм, признанных неконституционными. На этом основании утрачивают силу правовые акты или их отдельные положения, не подлежат введению в действие и применению не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке решения судов и иных органов государственной власти. Следовательно, решения КС РФ имеют свойства нормативного акта, так как изменяют систему действующих правовых норм.
Во-вторых, решения КС РФ как особые акты правосудия обладают признаками источников права. В их числе: нормативность, особая юридическая сила, общеобязательность, публичность, структурированность, непосредственное действие, окончательность. Данные решения, вносящие изменения в систему права и законодательства, выполняют в большей степени охранительную функцию, поэтому они носят производный характер по отношению к Конституции РФ и общим принципам права.
В-третьих, на основании формально-юридического исследования актов КС РФ можно подчеркнуть их особую роль в развитии источников права России. Они временно восполняют пробелы в законодательстве, создавая правовую основу для их преодоления правоприменителем, а также совершенствуют правовое регулирование посредством уточнения нормативного содержания проверяемых правовых актов, создают дополнительные гарантии судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, КС РФ задает конституционно-судебное направление для развития норм отраслевого законодательства и сложившейся правоприменительной практики. КС РФ определяет конституционную стратегию (концепцию) совершенствования законодательства. Но и в этом случае КС РФ не утрачивает качеств судебного органа, обеспечивая защиту и восстановление конституционных прав и свобод граждан, нарушенных нормами закона, проверяемого в порядке конституционного контроля, который был применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя.
В-пятых, необходимо отметить, что существует ряд причин, по которым правовые позиции КС РФ не получают необходимого учета в законодательстве и правоприменительной практике. Среди них можно назвать медлительность Государственной Думы РФ и представительных (законодательных) органов субъектов РФ по внесению изменений и дополнений в действующие законы, по подготовке и принятию новых законов, разногласия с Министерством Юстиции Российской Федерации (согласно позиции ведомства, акты КС РФ учитываются на практике и без изменения правового регулирования), а также необоснованные позиции судов общей юрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менять правоприменительную практику в соответствии с правовыми позициями КС РФ. К иным причинам можно отнести неясность в понимании содержания правовых позиций КС РФ и слабое информирование о них.
Решение этих проблем видится во внесении изменений в законодательные акты, в частности, в ФКЗ о КС РФ в части сроков, предоставляемых органам государственной власти для реализации обязанности по внесению и рассмотрению законопроектов во исполнение актов конституционного правосудия.
Необходимо более подробно регламентировать вопросы ответственности за неисполнение актов КС РФ. Представляется необходимым предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации норму, в соответствии с которой стало бы возможным привлечение органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц к административной ответственности за соответствующее деяние.
Считаю целесообразным вернуть норму, согласно которой законы во исполнение решений КС РФ должны приниматься во внеочередном порядке.
Думается, что необходимо повышать и информированность населения о принятых решениях КС РФ посредством создания единой базы в сети Интернет, обобщающей все правовые позиции КС РФ в различных отраслях права. Представляется, что это также будет способствовать более тщательному учету правовых позиций КС РФ.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
4. О референдуме Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.
5. О Верховном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 550.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. - 1996. - № 113.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Российская газета. - 2001. - № 249.
...