ВВЕДЕНИЕ 4
1 СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ 7
1.1 Анализ проблемы поддержки образовательной деятельности в вузах 7
1.2 Анализ типов порталов 12
1.3 Платформы для организации электронного обучения 15
2 КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ОШГУ 24
2.1 Анализ структуры Ошского государственного университета Кыргызской
Республики 24
2.2 Принципы формирования ресурсной базы портала 26
2.3 Общие требования к порталу 28
3 ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ВУЗА 35
3.1 Этапы внедрения образовательного портала 35
3.2 Наполнение курсов 38
3.3 Поддержка пользователей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
С развитием информационных технологий появились существенно и качественно новые технологии организации процесса обучения как в среднем, среднеспециальном так и в высшем образовании. Термины электронное обучение, дистанционное обучение, смешанное обучение Elearning, Blended education, MOOC, MOODLE, Learning management system плотно вошли в практику современной жизни вуза. Развитие технологий дистанционного обучения, распространение массовых открытых онлайн курсов являются одновременно и тревожными и позитивными реалиями современного высшего образования. После того как организации по достоинству оценили возможность дистанционного обучения, технологии электронного обучения начали активно внедряться в высшее образование .
В настоящее время электронное, дистанционное обучение играет значительную роль в образовании вообще, занимает одно из ведущих мест среди форм образования. Все лидеры высшего образования в мире, университеты с мировым именем уже имеют свою структуру поддержки электронного дистанционного обучения, которая занимается техническими и методическими вопросами разработки содержания электронных курсов, совершенствованием технологии их использования.
Актуальность данной темы объясняется тем, что последние несколько лет образовательные учреждения стараются выработать единый подход по использованию системы дистанционного обучения. С каждым годом все чаще появляются статьи о дистанционном обучении, в то же время оно развивается быстрыми темпами. Ошский государственный университет Кыргызской Республики не является исключением.
Объектом работы является - Ошский государственный университет Кыргызской Республики.
Предмет работы - система поддержки электронного и дистанционного образования вузов.
Целью данной выпускной работы является внедрение в эксплуатацию и адаптация образовательного портала.
Задачи работы:
1. Выполнить обзор источников по современным технологиям организации электронного дистанционного и смешанного обучения.
2. Провести сравнительный анализ технологий, методов и средств организации электронного, смешанного и дистанционного обучения.
3. Разработать концепцию внедрения электронного и смешанного обучения в Ошском государственном университете.
4. Внедрить информационную систему поддержки образовательного процесса для смешанного и дистанционного обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность работы, определены, объект, предмет, цель и задачи.
В первой части рассматривается понятие электронного, дистанционного обучения, его возможности, недостатки и достоинства, а также развитие электронных форм поддержки дистанционного обучения.
Во второй части рассматривается описание концепции
образовательного портала и требования, предъявляемые к системе дистанционного обучения, также дана характеристика Ошского государственного университета Кыргызской Республики, в котором будет применяться система СДО «Moodle».
Третья часть содержит описание этапов внедрения СДО «Moodle», описание технологии внедрения информационной системы электронного обучения для поддержки и развития дистанционного и смешанного обучения в высшие учебные заведения на примере Ошского государственного университета, описана технология обучения технических специалистов, авторов курсов, тьюторов, процедура поддержки пользователей, приведен пример процесса создания курса для дистанционного обучения.
В заключении приведены основные выводы по работе.
Список использованных источников и литературы состоит из 37 источников. В приложении приведена организационная структура Ошского государственного университета.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена внедрению и адаптации системы поддержки электронного и дистанционного образования в Ошском государственном университете Кыргызской Республики.
В рамках проведенной работы были проанализированы понятия дистанционного обучения, рассмотрены цели и задачи системы управления обучением, её функционал.
Анализ систем поддержки дистанционного образования показал, что оптимальным вариантом для ОШГУ является СДО Moodle. Были описаны требования к аппаратным средствам, этапы внедрения СДО. После установки СДО на портале вуза система была настроена, назначены роли пользователям, разработана инструкция для пользователей, созданы тестовые курсы. После этапа тестирования заинтересованные лица были оповещены с помощью рассылки по электронной почте, также на портале университета была опубликована новость.
В работе описаны рекомендации по дальнейшему развитию и адаптации СДО - разработка системы деления курсов на категории в зависимости от количества и разнообразия используемых в курсе элементов и материалов; подготовка к реализации курсов на двух языках - кыргызском и русском; разработка перечня требований к составу курсов для проведения конкурсов среди зарегистрированных курсов.
Сотрудникам отдела технического развития и обеспечения ОШГУ рекомендовано производить регулярную установку обновлений ПО Moodle и выполнять резервное копирование по мере необходимости.
Для успешной реализации программ с использованием СДО сотрудниками отдела технического развития и обеспечения ОШГУ будет осуществляться постоянный мониторинг и анализ данных, также ими будет проводиться консультирование и техническая поддержка преподавателей по созданию учебных курсов.