Изображение тюрьмы и ссылки в журналистике и художественной литературе: опыт сравнительного анализа (на материалах повести Ф. М. Достоевского «Записки из мёртвого дома» и очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин»)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕМЫ ТЮРЬМЫ И ССЫЛКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития темы тюрьмы и ссылки в русской
литературе 7
1.2. История возникновения и развития тюрьмы и ссылки в русской
журналистике 35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДВУХ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ТЮРЕМНОЙ ТЕМАТИКЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ЗАПИСКИ ИЗ МЁРТВОГО ДОМА» И ОЧЕРКА А. П. ЧЕХОВА «ОСТРОВ САХАЛИН» 57
2.1. Изображение тюремной тематики в литературе и журналистике 57
1. Журналистский опыт А. П. Чехова в виде очерка «Остров
Сахалин» 57
2. Литературное произведение «Записки из Мёртвого дома» 72
2.2. Сопоставительный анализ повести Ф. М. Достоевского «Записки из
Мёртвого дома» и очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин» 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Актуальность работы определяется тем, что в последнее время в России актуализировались вопросы юридической вины и ответственности. Появились новые виды преступлений, ужесточаются меры наказания, актуализировалась проблема политзаключённых, то есть людей, оказавшихся в тюрьме по 282-ой статье за репосты картинок в интернете и за высказывание собственных взглядов. В связи с этим возник интерес законопослушных людей к тюрьме, ведь возросла вероятность того, что там может оказаться кто угодно. Следовательно, возникли новые отношения гражданина (в том числе интеллигента) с тюрьмой, которые в данный момент актуальны как среди молодёжи, так и среди взрослого населения. Люди хотят узнать не только информацию о тюрьме, но и опыт пребывания в заключении. Данный опыт был передан в различных журналистских и литературных произведениях, которые необходимо изучить и сопоставить друг с другом.
Проблема исследования. Перед нами стоит проблема детерминации текста внутренними и внешними обстоятельствами двух авторов (Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова). Необходимо выяснить смысл противоречия во взглядах Достоевского, который считает каторгу местом, которое губит человека и в то же время спасает его.
Объект исследования. Освещение феномена тюрьмы и ссылки в русской дореволюционной прозе и журналистике.
Предмет исследования. Специфика изображения тюремной жизни в произведениях русской литературы по сравнению с произведениями русской журналистики. В качестве эмпирического изображения мы взяли такие произведения, как повесть Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома», а также очерк А. П. Чехова «Остров Сахалин».
Целью данной работы является сопоставление двух различных мировоззренческих моделей репрезентации пенитенциарной системы или двух философских подходов к пониманию тюремной жизни, представленных произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
• Выявить влияние биографии и мировоззрения обоих авторов на изображение тюремной тематики в 2-ух произведениях.
• Узнать, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека.
• Выяснить, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в обоих произведениях.
• Определить особенности изображения тюремной тематики в журналистской и художественной формах.
Методы исследования. В работе используются элементы компаративного и контент-анализа.
Материал исследования. Эмпирическую базу исследования составили непосредственно книги «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Достоевского, а также другие произведения русской литературы и журналистики, посвящённые тюремной тематике.
Теоретико-методологической основой данного исследования послужили учёные статьи, размещённые в журналах, публикации, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебная литература, электронные ресурсы, где разбираются произведения «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского и другие тексты русской литературы и журналистики. В частности, основой работы являются труды таких ученых и исследователей, как Е. А. Акелькина, Н. К. Гудзий, Ю. В. Малова, В. А. Недзвецкий, Н. И. Пруцков, М. Л. Семанова, Н. Е. Разумов а и др. В то же время степень изученности темы достаточно низкая, а журналистские и литературные произведения тюремной тематики сравниваются крайне редко.
Положения, выносимые на защиту:
1) Мы выявили, что различие позиций А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского по отношению к пенитенциарной системе (свободный человек vs. узник) является базовым условием, которое дифференцирует их нарративы.
2) Мы выяснили, что разница изображения тюрьмы и ссылки предопределена жанром. У Чехова мы видим объективистское изображение тюремной жизни, которое базируется на опыте и не отрывается от него. Достоевский в силу того, что он пишет художественный текст, не ограничивается изображением реальности, но фокусируется на субъективных аспектах переживания тюремного опыта и использует его в процессе творческого достраивания образной ткани произведения.
3) Мы показали, что Чехов, будучи чрезвычайно неравнодушным, но тем не менее не включенным в систему надзора и наказания наблюдателем, выносит этой системе предельно жёсткий обвинительный вердикт, согласно которому она - воплощенный ад на земле. Достоевский же является жертвой пенитенциарной системы, которая незаслуженно ставит его в условия каторги. Сам автор неоднократно оценивает тюремные условия как искусственные, несвойственные естественному человеческому состоянию. Следовательно, система помещает автора «Записок» в условия своеобразного эксперимента, в которых Федор Михайлович как чрезвычайно рефлективный персонаж практикует метод глубокой интроспекции (вглядывания в самого себя).
4) Мы установили, что в известном смысле картина каторги у Достоевского - это изображение окружающего его микросоциума, данное сквозь призму отчаяния и чаяний автора. У Чехова мы видим приверженность сциентистски ориентированному(этнографическому) типу дискурса.
5) Мы доказали, что Достоевский как узник пенитенциарной системы, вполне естественно склонен к «побегу». Для писателя это не противоправное исчезновение с плана каторжной реальности, а уход в метафизическое измерение своих отношений с Богом, в пространство духовной свободы. Религиозный опыт спасения Достоевский распространяет и на других каторжников, которые обретают его посредством общения с Библией.
6) Мы скорректировали важны мнения ряда авторов, которые считают «Записки из Мёртвого дома» своего рода антиутопией. Мы приходим к выводу, что на самом деле в каторжном «архипелаге антиутопии» Достоевский находит для себя и других утопический «остров веры», который позволяет считать опыт заключения не абсолютным профанным злом, а катализатором сакрального возрождения.
7) Мы рассказали, что Достоевский как человек, последовательно разрабатывающий тезисно изложенные в выбранных местах из переписки с друзьями мысли Гоголя, является основоположником нового дискурса в русской литературе. Это дискурс «очистительного страдания», к которому впоследствии примкнут Солженицын, Лимонов и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что различия в изображении тюрьмы и ссылки, представленные в текстах Ф. М. Достоевского и А.П. Чехова, даются в работе в широком контексте история развития «пенитенциарной» тематики в литературе и журналистике.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы могут быть использованы для написания методического пособия по курсу истории отечественной журналистики 2-ой половины XIX века.
Структура работы: Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Подводя итоги, можно отметить, что в ходе исследования обозначенной темы нами были решены следующие задачи: мы выявили влияние биографии и мировоззрения обоих авторов на изображение тюремной тематики в произведениях «Остров Сахалин» и «Записки из Мёртвого дома». Достоевский, в отличие от Чехова, был на каторге арестантом, а не наблюдателем. Это важный, переломный момент в его жизни, поэтому каторга для него является не обычным объектом исследования, а личным переживанием. Поэтому Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» пишет скорее о себе, о своём преображении, чем о пенитенциарной системе.
Мы узнали, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека и выяснили, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в двух взятых для анализа книгах. У Достоевского, как мы поняли, метод получения информации был достаточно необычным. Его можно назвать «вынужденным экспериментом», ведь автор был помещён на каторгу внешними силами. Он оказался на месте арестанта не для написания текста о каторге, а по-настоящему, как реальный заключённый. Стать арестантом Достоевский не хотел. Его заставили сделать это. Так, Достоевский прочувствовал все тяготы каторги на себе, но это помогло ему не только более детально описать жизнь в заключении, но ещё и заставило писателя обратиться к Богу, искать в своих страданиях божественный смысл, что изменило восприятие реальности автором. Именно метод получения информации (так называемый вынужденный эксперимент) заставляет Достоевского добавлять в свой текст метафизику, совершить спасительный побег из мира реальности в мир метафизики, мир Бога. Достоевский воспринял каторгу как место очистительного страдания, которое дал ему Господь, и таким она и выглядит в тексте «Записок из Мёртвого дома». Наблюдение, которое осознано выбрал Чехов, побуждает к объективному отражению реальности, в котором нет метафизики, Бога. Чехов не испытывает ужасы каторги на себе.
Путешествие - его желание. Чехов лишь наблюдает и делает выводы о каторге как о внешнем явлении, тогда как Достоевский воспринимает каторгу как личное испытание, данное ему Богом.
Мы достигли цели своего исследования, а именно сопоставили две различные мировоззренческие модели репрезентации пенитенциарной системы или два философских подхода к пониманию тюремной жизни, представленные произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского. Чтобы сделать это, мы проанализировали оба произведения и выявили отношение обоих писателей к различным явлениям, связанным с тюрьмой, таким как побег, работа в тюрьме, исправление преступников, важность наличия деньги и т.д. Все наши доводы были подкреплены цитатами из произведений.
Также нами были определены два подхода к изображению тюрьмы в русской литературе и журналистике. В первом подходе, к которому принадлежат «Записки из Мёртвого дома», показывается, что тюрьма так или иначе может изменить человека к лучшему, дать ему некий полезный опыт. Согласно этому подходу, тюрьма - место, где жизнь не заканчивается. Во втором подходе, к которому принадлежит «Остров Сахалин», тюрьма выглядит как место уничтожения человека, обитель бессмысленного страдания, которое уничтожает людей. Взятые для анализа произведения - яркие представители двух этих подходов.
Изучение произведений Достоевского и Чехова помогло нам понять, как изображается тюрьма в русской литературе и журналистике, чем журналистский подход в изображении тюрьмы и ссылки отличается от художественного. В журналистике автор так или иначе должен опираться на факт, на событие, он должен быть объективен, тогда как в литературе автор волен концентрироваться не на факте или событиях, а на душевных переживаниях героев, он может излагать свою точку зрения на факты и говорить о высших, метафизических категориях, как это и делает Ф.М. Достоевский в «Записках из Мёртвого дома».
Кроме того, мы описали развитие тюремной тематики в русской литературе, начиная от «Жития протопопа Аввакума», заканчивая такими авторами современной русской литературы, как Эдуард Лимонов, Захар Прилепин и Гузель Яхина. Удалось проследить и развитие тюремной тематики в русской журналистике, начиная с XVIII-го века и по сей день, выявить общие черты произведений тюремной тематики, узнать, в чём различие женского и мужского взглядов на тюрьму и ссылку и т.д. Большинство произведений русской литературы и журналистики, упомянутых в работе, мы отнесли к тому или иному из выделенных нами подходов.
Практическая часть нашего исследования состояла в детальном анализе произведений «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского и их сравнении в рамках двух выделенных подходов в изображении тюрьмы в русской литературе.
Изучение этих произведений является полезным и актуальным, потому что и сейчас интерес к тюрьме и жизни в заключении существует, так как в России и в XXI-ом веке продолжаются посадки по политическим мотивам. То есть в тюрьме всё ещё могут оказаться люди, которые не совершали уголовных преступлений. Изучение изображения каторги XIX-ого и лагерей XX-ого века помогает выявить их сходства и различия с описанием сегодняшней тюрьмы, а также установить общие тенденции в изображении русской тюрьмы. Мы видим, что изучение данной темы может быть продолжено путём сравнения других произведений тюремной тематики и выявления иных подходов к описанию тюрьмы и ссылки в русской литературе. Кроме того, особого внимания достойны научные книги и мемуары, посвящённые жизни в заключении, а также различные журналистские заметки и телевизионные репортажи о современной российской пенитенциарной системе.
Важно проследить эволюцию взглядов Достоевского, глубже оценить влияние каторги на изменение мировоззрения писателя. То же стоит сделать и с Чеховым. Необходимо изучить, как сильно экспедиция на Сахалин изменила писателя, насколько приблизила его смерть и повлияла на развитие свойственной Чехову мизантропии.
Также стоит проследить развитие двух выделенных нами подходов к изображению тюремной тематики и узнать, какой из них доминирует в современной русской литературе и журналистике.
1. Акелькина Е.А. Записки из Мертвого дома // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 74-77.
2. Аношина А.В. Художественный мир Варлама Шаламова: дис. ... канд. филол. наук: Северодвинск, 2006. 177 с.
3. Архипелаг ГУЛАГ [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архипелаг_ГУЛАГ/ (дата обращения: 01. 05. 2020)
4. Беллингсгаузен И. Ф. // Русский биографический словарь /
A. А. Половцова. СПб., 1900. Т. 2. Словник № 02: Алексинский - Бестужев- Рюмин. 682 с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб: Паритет, 2006. 320 с.
6. Беляцкая Л. 5 новых книг о несвободе [Электронный ресурс] / Фаустов А. // Арзамас, 2016. Режим доступа:https://arzamas.academy/mag/275-jailhouse-rock (дата обращения: 20.04.2020).
7. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. 3-е изд. дораб. М.: Худож. лит., 1984. С.236-250.
8. Блогосфера и традиционные СМИ — 2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года [Электронный ресурс] // Частный корреспондент, 2010. Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/blogosfera_i_traditsionnye_smi _2010_sotrudnichestvo_ili_sopernichestvo_21697 ( дата обращения: 10.05.2020)
9. Боброва О. 10 минут в классе воспитательной работы [Электронный ресурс]// Новая газета, 2018. Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2018/ 07/20/77222-10-minut-v-klasse-vospitatelnoy-raboty (дата обращения:: 20.04.2020)
10. Боленко К. Г. Верховный уголовный суд в системе российских судебных учреждений первой половины XIX века: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. ист. наук: 07.00.02. М.: Моск. гос. ун-т им. М.
B. Ломоносова, 2009. 29 с.
11. Быков Д.Л. Андреич и Денисыч [Электронный ресурс] // Известия. 2007. Режим доступа: https://iz.ru/news/330807(дата обращения:: 28.12.2018).
12. Быков Д. Л. Переплава, переплава Захар Прилепин справился с задачей исключительной трудности [Электронный ресурс] // Новая газета, 2014. Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/05/17/59585-pereplava- pereplava(дата обращения:: 02.01.2019).
13. Василий Павлович Аксёнов [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аксёнов,_ Василий_Павлович (дата обращения:: 05.01.2019)
14. Васильева О. В. Эволюция лагерной темы и её влияние на русскую литературу 50-80-х. СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер.2. Вып.4 (№23). С. 54-63.
15. Венявкин И. Соловки: что Горький видел и что скрыл.
Противоречивые свидетельства о том, что происходило в Соловецком концентрационном лагере в июне 1929 года [Электронный ресурс] // Арзамас. Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/316(дата обращения: 21. 01. 2019)
16. Верт Н. ГУЛАГ через призму архивов/ пер. с нем. Ю. Симонов // Восточная Европа, 2007. № 6. С. 9-30.
17. Викторович В.А. «Записки из Мёртвого Дома». Начало русской лагерной прозы [Электронный ресурс] // Magisteria.ru. Режим доступа: https://magisteria.ru/dostoevsky/the-house-of-the-dead (дата обращения: 10.04. 2019)
18. Винокур Т. Г. О языке и стиле повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Вопр. культуры речи / Ин-т рус.яз. АН СССР. 1965. Вып. 6. С. 16-32.
19. Владимир Иванович Штейнгейль [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Штейнгейль,_Владимир_Иванович#cite_note-“45
(дата обращения:: 08.01.2019).
20. Вознесенский А. Тюрьма народов, или Лагерек # 13 [Электронный ресурс] // Независимая газета, 2005. Режим доступа:http://www.ng.ru/subject/2005-02-03/1_limonov.html (дата обращения:: 21.03.2020).
21. Высевков П. В. Функции писем в структуре повести С. Довлатова «Зона» // Критика и семиотика. 2008. № 9. С. 112-125.
22. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. В 5 т. Т. 1. М.:
Государственное Издательство Юридической Литературы, 1951. 357 с.
23. Гернет М. Н. История царской тюрьмы. В 5 т. Т. 2. М.:
Государственное Издательство Юридической Литературы, 1951. 511 с.
24. Григорьев А. А. Литературная критика. М., 1967. С. 171-204.
25. Губерман И. М. Прогулки вокруг барака. М.: АСТ, 2011. 350 c.
26. Гудзий Н. К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление // Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М.: Academia, 1934. 7 с.
27. Гудзий Н. К. Роман Л. Н. Толстого “Воскресение”/ Н. К. Гудзий, Е. А. Маймин// М.: Наука, 1964. С. 483-545.
28. Гулин И. «Портреты в колючей раме» Вадим Делоне// Коммерсантъ Weekend. 2013. №39. С. 35
29. Гусева Е. В. Художественное осмысление свободы личности в творчестве Ф.М.Достоевского и А.П. Чехова (на примере произведений «Записки из мёртвого дома» и «Остров Сахалин»)// Вопросы филологии: научный журнал. М.: Ин-т иностр. языков, Ин-т языкознания Рос. Академ. наук, 2013. №1 (43). С. 75-80.
30. Декабристы. Неизданные материалы и статьи / под ред. Б. Л. Модзалевского и Ю. Г. Оксмана. М.: Тип.изд-ва Брокгауз-Ефрон, 1925. 336 с.
31. Демин А. С. О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения от «Повести временных лет» до сочинений Аввакума. М.: Языки русской культуры, 1998. 66 с.
32. Димитриади М. Пытки в российских тюрьмах: новая реальность?
[Электронный ресурс] // Euronews.com, 2018. Режим доступа:
111
https://ru.euronews.com/2018/10/02/russian-prison-torture(дата обращения:: 01.02.2018).
33. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 15 т. Т.3. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. 576 с.
34. Жеребцов Б. «Сибирь и каторга» С.В. Максимова // Сибирский литературный календарь. сб. очерков. Иркутск: Областное издательство, 1940.
С.57-59.
35. Загвоздина Д. Бутырская тюрьма: вчера, сегодня, завтра
[Электронный ресурс] / Газета.ру, 2013.Режим доступа:https://www.gazeta.ru/social/2013/06/18/5383725.shtml (дата обращения:: 11.10.2018)
36. Записки из Мёртвого дома [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Записки_и з_Мёртвого_дома (дата обращения: 21. 01. 2019)
37. Иванова Т. В. Книга А. П. Чехова “Остров Сахалин”: проблематика и значение: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : Саратов, 2004. 187 c.
38. История русской литературы: В 4 т. / гл. ред. Н. И. Пруцков, А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев [и др.]. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983.
39. Иткин В. Эдуард Лимонов. По тюрьмам [Электронный ресурс]// Книжная витрина. Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/1708966/(дата обращения: 20.12.2018).
40. Кодан С.В. «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского как документально-художественный источник изучения истории государства и права // Genesis: исторические исследования. 2014. № 4. С.120-140.
41. Комаров М. История мошенника Ваньки Каина / М. Комаров, В.Д. Рак/ СПб.: Нева, 2000. 4 с.
42. Крестинская Т. П. Сахалинская тема у Чехов. Н.: Изд-во
Новгородского пед. ин-та, 1967. 111 с.
43. Кудрин А. Пермь в столыпинском галстуке. Часть 5: Путешествие динамита из Перми в Петербург [Электронный ресурс]/ Интернет-журнал «Звезда», 2018. Режим доступа:https://polikliet.livejournal.com/387325.html (дата обращения:: 15.10.2018)
44. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учеб. комплект (учеб. пособие; хрестоматия). М.: Флинта, 2002. 640 с.
45. Кушваха Хуршуд Неждат кызы. «Остров Сахалин» А.П. Чехова: история создания, поиски жанра и стиля : дис. ... канд. филол. наук. М.: 2005. 133 с.
46. Литвинцева О. А. Гражданский подвиг А.П.Чехова [Электронный
ресурс]// Режим доступа: https://sakhodb.ru/grazhdanskiy-podvig/ (дата
обращения:: 01.03.2019)
47. Литфонд.ру. Режим доступа: http://www.litfund.ru/auction/74/12/
(дата обращения:: 08.11.2018).
48. Лихачёв Д.С. Приезд Максима Горького на Соловки и массовые расстрелы 1929 г. [Электронный ресурс] // Pravmir.ru, 2013. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/priezd-maksima-gorkogo-na-solovki-i-massovye- rasstrely-1929-g/(дата обращения:: 25.01.2019).
49. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 406 с.
50. Максимов С.В. Сибирь и каторга : В 3 ч. / [Соч.] С. Максимова. СПб. : тип. А. Траншеля, 1871. 388 с.
51. Малова Ю.В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX-XX вв.: дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2003. 200 с.
52. Марченко А. Т. Живи как все : Мои показания; От Тарусы до Чуны; Живи как все / сост. Л. И. Богораз ; предисл. Ю. Я. Герчука. М.: Весть : ВИМО, 1993. 448 с.
53. Матвей Комаров [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комаров,_Матвей (дата обращения:: 08.11.2018).
54. Мильчин К. В чем правда? Почему в России растет интерес к реальной жизни [Электронный ресурс] // Русский репортер. 2010. № 47 (175). Режим доступа: http://rusrep.ru/article/2010/12/01/non-fiction. (дата обращения:: 01.05.2020).
55. Минералов А. Ю. Мир каторги в русской художественно-документальной прозе : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2009. 160 с.
56. Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времендо 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. С. 331-339.
57. Могилянский А.П. К истории первой публикации «Записок из Мертвого дома»// Русская литература. 1969. №3. С. 179-181.
58. Недзвецкий В.А. Отрицание личности ("Записки из Мёртвого дома" как литературная антиутопия)// Известия АН (Академии наук). Серия литературы и языка. 1997. Т. 56, №6, С.14-22.
59. Нечкина М.В. Декабристы: 2 изд., испр. и доп. М.: Наука, 1984. 202 с.
60. Никольсон М. Открытие, которого он не знал / М. Никольсон, В. В. Есипов // Шаламовский сборник / Вологда, 1994. Вып. 1. С. 211-215.
61. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (Февраль 1917 - начало 90-х годов): Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1999. 304 с.
62. Орлов Э.Д. «Я был и в аду... и в раю»: путешествие А.П. Чехова на Сахалин и на Восток/ Э.Д. Орлов, Шипова Т.Н. // Антон Чехов. «Сахалинская» коллекция [Текст]: материалы из собрания Государственного литературного музея: альбом-каталог. М.:, 2018. 199 с.
63. Остров Сахалин (книга) [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Остров_С ахалин_(книга)#cite_note-autogenerated1-1 (дата обращения:: 10.01.2019)
64. Остроух А. Н. Учение Бентама о праве : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Ин-т государства и права РАН. М., 2002. 23 с.
65. Павел Петрович Свиньин [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: ййр8://ги.'№1к1реШа.огд/’№1к1/Свиньин,_ Павел_Петрович (дата обращения:: 05.01.2019).
66. Платонов О. История русского народа в XX веке. М.: Изд-во «Родник», 1997. Т.1. гл. 72. 896 с.
67. Проваторова О.Н. «Остров Сахалин» А. П. Чехова - «Дума художника и человека о своем времени» // О.: Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2017. № 1 (201). С. 108-113.
68. Пруцков Н. И. История русской литературы. В 4 т. Т.3: Расцвет реализма. Л.: «Наука»., 1982. С. 695-761.
69. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск.: Томский государственный университет, 2001. С. 514-519.
70. Роговская М. Остров, открытый Чеховым [О кн.А.П. Чехова «Остров Сахалин», к 130-летию со дня рождения]// Лит.обозрение. 1990. №4. С.36-41.
71. Романова О. Е. Ольга Романова: От сумы да от тюрьмы... [Электронный ресурс] // Русь сидящая, 2016. Режим доступа:https://zekovnet.ru/olga-romanova-ot-sumy-da-ot-tyurmy/ (Дата обращения: 10.05.2020)
72. Русская литература ХХ века: прозаики, поэты, драматурги: био- библ. словарь. В 3 т. Т.3. / под ред. Н.Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. 830 с.
73. Русская тюрьма [Электронный ресурс]// Полка. Режим доступа: https://polka.academy/lists/145(дата обращения: 10.12.2018).
74. Сальникова В. «Лебедь», «сова» и «дельфин»: как живут в самых строгих тюрьмах России [Электронный ресурс] // РИА-Новости, 2016. Режим доступа:https://ria.ru/20161028/1480120041.html (дата обращения:: 26.02.2019)
75. Семанова М.Л. Чехов-очеркист (от факта, документа - к творческому воплощению) // Чеховские чтения в Ялте. М., 1973. С. 98-112.
76. Семанова М. Л. Чехов-художник. М.: Худож. лит., 1976. С.224.
77. Сенцов О. «Ла-пыт-нан-ги» [Электронный ресурс]// Новая газета, 2019. Режим доступа: https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/29/83298-la-pyt-nan- gi(дата обращения: 30.12.2020)
78. Скуридина С.А. «Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского: о специфике названия / С.А. Скуридина, А.В. Хрупин / Воронеж: Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. 2017. № 2 (25). С. 47-52.
79. Скрябина Т. Довлатов Сергей Донатович [Электронный ресурс] // Энциклопедия Кругосвет. Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i _obrazovanie/literatura/DOVLATOV_SERGE_DONATOVICH.html (дата обращения: 10.12.2018).
80. Смольякова Д. Репортаж из тюрьмы: 40 дней в СИЗО [Электронный ресурс] // Sobaka.ru, 2016. Режим доступа:http://www.sobaka.ru/city/city/49821(дата обращения:: 25.02.2019 ).
81. Снегирев Ю. «Смертники» просятся на волю [Электронный ресурс] // Российская газета, № 168, 2015. Режим доступа:https://rg.ru/2015/11/26/turma.html (дата обращения:: 26.02.2019).
82. Соболевская Н. Н. Сибирско-сахалинская тема в прозе
А. П. Чехова // Развитие повествовательных жанров в литературе Сибири: сб. ст. Новосибирск, 1980. с. 46-64.
83. Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. М.: Согласие, 1996. С.10.
84. Солженицын, Александр Исаевич. В 35 т. Т. 30. / гл. ред. Ю. С. Осипов, А.М. Ранчин // М.: Большая российская энциклопедия, 2015. С. 642¬644.
85. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) - кратко [Электронный ресурс] // Русская историческая библиотека. Режим доступа: http://rushist.com/index.php/russia/2898-solovetskij-lager-osobogo-naznacheniya- slon-kratko(дата обращения: 21. 01. 2019)
86. Соловки (очерк) [Электронный ресурс]// Википедия : свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловки_(очерк)/ (дата обращения: 21. 01. 2019)
87. Старикова Л. С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика. Кемерово: Вестник КемГУ. 2015. № 2-4 (62). С. 169-174.
88. Сухих И.Н. «Остров Сахалин» в творчестве Чехова. СПб.: Русская литература. 1985. №3. С. 83-84.
89. Сухих И. Эта тема пришла. Звезда. 1989. № 3. С. 193-200.
90. Толстой И. «Алфавит инакомыслия». «Верный Руслан» [Электронн ый ресурс] / Толстой И., Гаврилов А. // Радио Свобода, 2012. Режим доступа: https://www.svoboda.Org/a/24566884.html(дата обращения: 12.04.2020)
91. Тонких Н. В. История эволюции социально-политических взглядов Ф. М. Достоевского : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.02. Воронеж, 2005. 253 с.
92. Федор Михайлович Достоевский [Электронный ресурс] // Википеди я: свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Достоев ский,_Фёдор_Михайлович (дата обращения: 01. 05. 2020)
93. Фролова В. Декабристы в поэзии Пушкина [Электронный ресурс] // Стихи.ру, 2012. Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/02/10/11105(дата обращения:: 15.10.2018).
94. Хазов-Кассиа С. Нас ломают изнутри. Исповедь освободившегося из колонии [Электронный ресурс] // Радио Свобода, 2019. Режим доступа: https://www.svoboda.Org/a/30232211.html(дата обращения: 12.12.2019).
95. Чотчаева М. Ю. Художественная концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова : На материале произведений «Записки из Мертвого дома» и «Остров Сахалин» : дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Краснодар, 2001. 150 с.
96. Чуковский К.И. О Власе Дорошевиче (Эпитафия)// Свобода и жизнь. 1906. № 5. С. 3.
97. Шулятиков В.М. Против воли (Н.В. Гоголь) [Электронный ресурс] // Rulit.ru. Режим доступа:https://www.rulit.me/books/protiv-voli-n-v-gogol-read-432836-1.html (дата обращения:: 02.05. 2019)
98. Юзефович Г.Л. Следы на воде, Зулейха и завидное чувство Веры
Стениной. Женская проза [Электронный ресурс] // Медуза, 2015. Режим доступа: https://meduza.io/feature/2015/05/29/sledy-na-vode-zuleyha-i-zavidnoe-
chuvstvo-very-steninoy (дата обращения: 25.12.2018).
99. Dowler W. Dostoevsky, Grigor'ev, and Native Soil Conservatism. - Toronto, 1982.
100. McCrum, Robert. The 100 greatest novels of all time: The list Guardian
News and Media Limited, 2003. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/books/2003/oct/12/features.fiction(Дата обращения: 30.04. 2020).
101. Jackson, Robert Louis. Dostoevsky in Chekhov's Garden of Eden- 'Because of Little Apples', in Dialogues with Dostoevsky: The Overwhelming Questions// Stanford: Stanford University Press, 1993. P.83-103.
Эмпирическая база
102. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. СПб.: Н. Греч, 1817. 10 с.
103. Герцен А.И. Былое и думы. Ч.2: Тюрьма и ссылка (1834-1838). М.: Издательство Академии Наук СССР, 1956. С. 192-194.
104. Гоголь Н. В. Значение болезней: (Из письма к гр. А. П. Т му) //
Полн. еобр. соч.: в 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 8: Статьи. С. 228-229.
105. Горький М. По Союзу Советов // Горький А. М. Собрание сочинений: В 30 т. Т. 17: Рассказы, очерки, воспоминания. 1924-1936. М.: Худож. лит., 1952. С. 113-232.
106. Довлатов С.Д. Собрание прозы в 3 т. Т.1. СПб.: Лимбус-пресс, 1995. С. 28.
107. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Эксмо, 2013. 1056 с.
108. Достоевский Ф. М. Записки из Мёртвого дома. М.: Эксмо, 2014.
448 с.
109. Достоевский Ф. М. Письмо М.М.Достоевскому (30 января - 22 февраля 1854) // Полн.собр.соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1985. Т.28. Кн.1. С. 166-174.
110. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений.: В 30 т. Т. 5: Скверный анекдот. Зимние заметки о летних впечатлениях. Игрок. Л.: Издательство «Наука», 1973. С. 46-98.
111. Кропоткин П. В русских и французских тюрьмах. СПБ: Товарищество «Знание», 1906. С. 1-59.
112. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений. В 2 т. Т. 2: Стихотворения и поэмы 1837-1841. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. С. 15-16.
113. Лимонов Э. В. Торжество метафизики. М.: Ad Marginem, 2005, 222 с.
114. Навальный О. А. 3 1/2. С арестантским уважением и братским
теплом. М.: Индивидуум паблишинг, 2018. 416 с.
115. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т.4. Л.: Наука, 1982. С. 138-139.
116. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. В 15 т. Т.5. Л.: Наука, 1982. С. 65-152.
117. Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т.2: Стихотворения 1823-1836. М.: ГИХЛ, 1959. С. 690-694.
118. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт
художественного исследования: в 7 ч. / под ред. Н.Д. Солженицыной. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. Ч. 1-7.
119. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 123 с.
120. Ходорковский М. Б. Тюрьма и воля/ М.Б. Ходорковский, Н.П. Геворкян // М.: Говард Рорк, 2013. 400 с.
121. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т.4: Письма январь 1890 - февраль 1892 // Письмо Суворину А. С., 9 марта 1890 г. Москва. М.: Наука, 1975. С. 31-34.
122. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т. 14-15: Из Сибири. Остров Сахалин. М.: Наука, 1978. 924 с.
123. Шаламов В.Т. Письмо И. П. Сиротинской, 1971 // Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. М.: Эксмо, 2004. С. 58-66.
124. Шаламов В.Т. Собрание сочинений. В 4 т. Т.1. М.: Художественная литература. Вагриус, 1998. С. 141-148.
125. Щипкова Т. Н. Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной. М.: Индрик, 2011. 200 с.