Изображение тюрьмы и ссылки в журналистике и художественной литературе: опыт сравнительного анализа (на материалах повести Ф. М. Достоевского «Записки из мёртвого дома» и очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕМЫ ТЮРЬМЫ И ССЫЛКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития темы тюрьмы и ссылки в русской
литературе 7
1.2. История возникновения и развития тюрьмы и ссылки в русской
журналистике 35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДВУХ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ТЮРЕМНОЙ ТЕМАТИКЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ЗАПИСКИ ИЗ МЁРТВОГО ДОМА» И ОЧЕРКА А. П. ЧЕХОВА «ОСТРОВ САХАЛИН» 57
2.1. Изображение тюремной тематики в литературе и журналистике 57
1. Журналистский опыт А. П. Чехова в виде очерка «Остров
Сахалин» 57
2. Литературное произведение «Записки из Мёртвого дома» 72
2.2. Сопоставительный анализ повести Ф. М. Достоевского «Записки из
Мёртвого дома» и очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин» 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕМЫ ТЮРЬМЫ И ССЫЛКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития темы тюрьмы и ссылки в русской
литературе 7
1.2. История возникновения и развития тюрьмы и ссылки в русской
журналистике 35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ДВУХ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ТЮРЕМНОЙ ТЕМАТИКЕ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ ПОВЕСТИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ЗАПИСКИ ИЗ МЁРТВОГО ДОМА» И ОЧЕРКА А. П. ЧЕХОВА «ОСТРОВ САХАЛИН» 57
2.1. Изображение тюремной тематики в литературе и журналистике 57
1. Журналистский опыт А. П. Чехова в виде очерка «Остров
Сахалин» 57
2. Литературное произведение «Записки из Мёртвого дома» 72
2.2. Сопоставительный анализ повести Ф. М. Достоевского «Записки из
Мёртвого дома» и очерка А. П. Чехова «Остров Сахалин» 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Актуальность работы определяется тем, что в последнее время в России актуализировались вопросы юридической вины и ответственности. Появились новые виды преступлений, ужесточаются меры наказания, актуализировалась проблема политзаключённых, то есть людей, оказавшихся в тюрьме по 282-ой статье за репосты картинок в интернете и за высказывание собственных взглядов. В связи с этим возник интерес законопослушных людей к тюрьме, ведь возросла вероятность того, что там может оказаться кто угодно. Следовательно, возникли новые отношения гражданина (в том числе интеллигента) с тюрьмой, которые в данный момент актуальны как среди молодёжи, так и среди взрослого населения. Люди хотят узнать не только информацию о тюрьме, но и опыт пребывания в заключении. Данный опыт был передан в различных журналистских и литературных произведениях, которые необходимо изучить и сопоставить друг с другом.
Проблема исследования. Перед нами стоит проблема детерминации текста внутренними и внешними обстоятельствами двух авторов (Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова). Необходимо выяснить смысл противоречия во взглядах Достоевского, который считает каторгу местом, которое губит человека и в то же время спасает его.
Объект исследования. Освещение феномена тюрьмы и ссылки в русской дореволюционной прозе и журналистике.
Предмет исследования. Специфика изображения тюремной жизни в произведениях русской литературы по сравнению с произведениями русской журналистики. В качестве эмпирического изображения мы взяли такие произведения, как повесть Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома», а также очерк А. П. Чехова «Остров Сахалин».
Целью данной работы является сопоставление двух различных мировоззренческих моделей репрезентации пенитенциарной системы или двух философских подходов к пониманию тюремной жизни, представленных произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
• Выявить влияние биографии и мировоззрения обоих авторов на изображение тюремной тематики в 2-ух произведениях.
• Узнать, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека.
• Выяснить, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в обоих произведениях.
• Определить особенности изображения тюремной тематики в журналистской и художественной формах.
Методы исследования. В работе используются элементы компаративного и контент-анализа.
Материал исследования. Эмпирическую базу исследования составили непосредственно книги «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Достоевского, а также другие произведения русской литературы и журналистики, посвящённые тюремной тематике.
Теоретико-методологической основой данного исследования послужили учёные статьи, размещённые в журналах, публикации, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебная литература, электронные ресурсы, где разбираются произведения «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского и другие тексты русской литературы и журналистики. В частности, основой работы являются труды таких ученых и исследователей, как Е. А. Акелькина, Н. К. Гудзий, Ю. В. Малова, В. А. Недзвецкий, Н. И. Пруцков, М. Л. Семанова, Н. Е. Разумов а и др. В то же время степень изученности темы достаточно низкая, а журналистские и литературные произведения тюремной тематики сравниваются крайне редко.
Положения, выносимые на защиту:
1) Мы выявили, что различие позиций А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского по отношению к пенитенциарной системе (свободный человек vs. узник) является базовым условием, которое дифференцирует их нарративы.
2) Мы выяснили, что разница изображения тюрьмы и ссылки предопределена жанром. У Чехова мы видим объективистское изображение тюремной жизни, которое базируется на опыте и не отрывается от него. Достоевский в силу того, что он пишет художественный текст, не ограничивается изображением реальности, но фокусируется на субъективных аспектах переживания тюремного опыта и использует его в процессе творческого достраивания образной ткани произведения.
3) Мы показали, что Чехов, будучи чрезвычайно неравнодушным, но тем не менее не включенным в систему надзора и наказания наблюдателем, выносит этой системе предельно жёсткий обвинительный вердикт, согласно которому она - воплощенный ад на земле. Достоевский же является жертвой пенитенциарной системы, которая незаслуженно ставит его в условия каторги. Сам автор неоднократно оценивает тюремные условия как искусственные, несвойственные естественному человеческому состоянию. Следовательно, система помещает автора «Записок» в условия своеобразного эксперимента, в которых Федор Михайлович как чрезвычайно рефлективный персонаж практикует метод глубокой интроспекции (вглядывания в самого себя).
4) Мы установили, что в известном смысле картина каторги у Достоевского - это изображение окружающего его микросоциума, данное сквозь призму отчаяния и чаяний автора. У Чехова мы видим приверженность сциентистски ориентированному(этнографическому) типу дискурса.
5) Мы доказали, что Достоевский как узник пенитенциарной системы, вполне естественно склонен к «побегу». Для писателя это не противоправное исчезновение с плана каторжной реальности, а уход в метафизическое измерение своих отношений с Богом, в пространство духовной свободы. Религиозный опыт спасения Достоевский распространяет и на других каторжников, которые обретают его посредством общения с Библией.
6) Мы скорректировали важны мнения ряда авторов, которые считают «Записки из Мёртвого дома» своего рода антиутопией. Мы приходим к выводу, что на самом деле в каторжном «архипелаге антиутопии» Достоевский находит для себя и других утопический «остров веры», который позволяет считать опыт заключения не абсолютным профанным злом, а катализатором сакрального возрождения.
7) Мы рассказали, что Достоевский как человек, последовательно разрабатывающий тезисно изложенные в выбранных местах из переписки с друзьями мысли Гоголя, является основоположником нового дискурса в русской литературе. Это дискурс «очистительного страдания», к которому впоследствии примкнут Солженицын, Лимонов и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что различия в изображении тюрьмы и ссылки, представленные в текстах Ф. М. Достоевского и А.П. Чехова, даются в работе в широком контексте история развития «пенитенциарной» тематики в литературе и журналистике.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы могут быть использованы для написания методического пособия по курсу истории отечественной журналистики 2-ой половины XIX века.
Структура работы: Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Проблема исследования. Перед нами стоит проблема детерминации текста внутренними и внешними обстоятельствами двух авторов (Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова). Необходимо выяснить смысл противоречия во взглядах Достоевского, который считает каторгу местом, которое губит человека и в то же время спасает его.
Объект исследования. Освещение феномена тюрьмы и ссылки в русской дореволюционной прозе и журналистике.
Предмет исследования. Специфика изображения тюремной жизни в произведениях русской литературы по сравнению с произведениями русской журналистики. В качестве эмпирического изображения мы взяли такие произведения, как повесть Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома», а также очерк А. П. Чехова «Остров Сахалин».
Целью данной работы является сопоставление двух различных мировоззренческих моделей репрезентации пенитенциарной системы или двух философских подходов к пониманию тюремной жизни, представленных произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
• Выявить влияние биографии и мировоззрения обоих авторов на изображение тюремной тематики в 2-ух произведениях.
• Узнать, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека.
• Выяснить, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в обоих произведениях.
• Определить особенности изображения тюремной тематики в журналистской и художественной формах.
Методы исследования. В работе используются элементы компаративного и контент-анализа.
Материал исследования. Эмпирическую базу исследования составили непосредственно книги «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Достоевского, а также другие произведения русской литературы и журналистики, посвящённые тюремной тематике.
Теоретико-методологической основой данного исследования послужили учёные статьи, размещённые в журналах, публикации, авторефераты диссертаций и сами диссертации, учебная литература, электронные ресурсы, где разбираются произведения «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Записки из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского и другие тексты русской литературы и журналистики. В частности, основой работы являются труды таких ученых и исследователей, как Е. А. Акелькина, Н. К. Гудзий, Ю. В. Малова, В. А. Недзвецкий, Н. И. Пруцков, М. Л. Семанова, Н. Е. Разумов а и др. В то же время степень изученности темы достаточно низкая, а журналистские и литературные произведения тюремной тематики сравниваются крайне редко.
Положения, выносимые на защиту:
1) Мы выявили, что различие позиций А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского по отношению к пенитенциарной системе (свободный человек vs. узник) является базовым условием, которое дифференцирует их нарративы.
2) Мы выяснили, что разница изображения тюрьмы и ссылки предопределена жанром. У Чехова мы видим объективистское изображение тюремной жизни, которое базируется на опыте и не отрывается от него. Достоевский в силу того, что он пишет художественный текст, не ограничивается изображением реальности, но фокусируется на субъективных аспектах переживания тюремного опыта и использует его в процессе творческого достраивания образной ткани произведения.
3) Мы показали, что Чехов, будучи чрезвычайно неравнодушным, но тем не менее не включенным в систему надзора и наказания наблюдателем, выносит этой системе предельно жёсткий обвинительный вердикт, согласно которому она - воплощенный ад на земле. Достоевский же является жертвой пенитенциарной системы, которая незаслуженно ставит его в условия каторги. Сам автор неоднократно оценивает тюремные условия как искусственные, несвойственные естественному человеческому состоянию. Следовательно, система помещает автора «Записок» в условия своеобразного эксперимента, в которых Федор Михайлович как чрезвычайно рефлективный персонаж практикует метод глубокой интроспекции (вглядывания в самого себя).
4) Мы установили, что в известном смысле картина каторги у Достоевского - это изображение окружающего его микросоциума, данное сквозь призму отчаяния и чаяний автора. У Чехова мы видим приверженность сциентистски ориентированному(этнографическому) типу дискурса.
5) Мы доказали, что Достоевский как узник пенитенциарной системы, вполне естественно склонен к «побегу». Для писателя это не противоправное исчезновение с плана каторжной реальности, а уход в метафизическое измерение своих отношений с Богом, в пространство духовной свободы. Религиозный опыт спасения Достоевский распространяет и на других каторжников, которые обретают его посредством общения с Библией.
6) Мы скорректировали важны мнения ряда авторов, которые считают «Записки из Мёртвого дома» своего рода антиутопией. Мы приходим к выводу, что на самом деле в каторжном «архипелаге антиутопии» Достоевский находит для себя и других утопический «остров веры», который позволяет считать опыт заключения не абсолютным профанным злом, а катализатором сакрального возрождения.
7) Мы рассказали, что Достоевский как человек, последовательно разрабатывающий тезисно изложенные в выбранных местах из переписки с друзьями мысли Гоголя, является основоположником нового дискурса в русской литературе. Это дискурс «очистительного страдания», к которому впоследствии примкнут Солженицын, Лимонов и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что различия в изображении тюрьмы и ссылки, представленные в текстах Ф. М. Достоевского и А.П. Чехова, даются в работе в широком контексте история развития «пенитенциарной» тематики в литературе и журналистике.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы могут быть использованы для написания методического пособия по курсу истории отечественной журналистики 2-ой половины XIX века.
Структура работы: Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
Подводя итоги, можно отметить, что в ходе исследования обозначенной темы нами были решены следующие задачи: мы выявили влияние биографии и мировоззрения обоих авторов на изображение тюремной тематики в произведениях «Остров Сахалин» и «Записки из Мёртвого дома». Достоевский, в отличие от Чехова, был на каторге арестантом, а не наблюдателем. Это важный, переломный момент в его жизни, поэтому каторга для него является не обычным объектом исследования, а личным переживанием. Поэтому Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» пишет скорее о себе, о своём преображении, чем о пенитенциарной системе.
Мы узнали, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека и выяснили, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в двух взятых для анализа книгах. У Достоевского, как мы поняли, метод получения информации был достаточно необычным. Его можно назвать «вынужденным экспериментом», ведь автор был помещён на каторгу внешними силами. Он оказался на месте арестанта не для написания текста о каторге, а по-настоящему, как реальный заключённый. Стать арестантом Достоевский не хотел. Его заставили сделать это. Так, Достоевский прочувствовал все тяготы каторги на себе, но это помогло ему не только более детально описать жизнь в заключении, но ещё и заставило писателя обратиться к Богу, искать в своих страданиях божественный смысл, что изменило восприятие реальности автором. Именно метод получения информации (так называемый вынужденный эксперимент) заставляет Достоевского добавлять в свой текст метафизику, совершить спасительный побег из мира реальности в мир метафизики, мир Бога. Достоевский воспринял каторгу как место очистительного страдания, которое дал ему Господь, и таким она и выглядит в тексте «Записок из Мёртвого дома». Наблюдение, которое осознано выбрал Чехов, побуждает к объективному отражению реальности, в котором нет метафизики, Бога. Чехов не испытывает ужасы каторги на себе.
Путешествие - его желание. Чехов лишь наблюдает и делает выводы о каторге как о внешнем явлении, тогда как Достоевский воспринимает каторгу как личное испытание, данное ему Богом.
Мы достигли цели своего исследования, а именно сопоставили две различные мировоззренческие модели репрезентации пенитенциарной системы или два философских подхода к пониманию тюремной жизни, представленные произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского. Чтобы сделать это, мы проанализировали оба произведения и выявили отношение обоих писателей к различным явлениям, связанным с тюрьмой, таким как побег, работа в тюрьме, исправление преступников, важность наличия деньги и т.д. Все наши доводы были подкреплены цитатами из произведений.
Также нами были определены два подхода к изображению тюрьмы в русской литературе и журналистике. В первом подходе, к которому принадлежат «Записки из Мёртвого дома», показывается, что тюрьма так или иначе может изменить человека к лучшему, дать ему некий полезный опыт. Согласно этому подходу, тюрьма - место, где жизнь не заканчивается. Во втором подходе, к которому принадлежит «Остров Сахалин», тюрьма выглядит как место уничтожения человека, обитель бессмысленного страдания, которое уничтожает людей. Взятые для анализа произведения - яркие представители двух этих подходов.
Изучение произведений Достоевского и Чехова помогло нам понять, как изображается тюрьма в русской литературе и журналистике, чем журналистский подход в изображении тюрьмы и ссылки отличается от художественного. В журналистике автор так или иначе должен опираться на факт, на событие, он должен быть объективен, тогда как в литературе автор волен концентрироваться не на факте или событиях, а на душевных переживаниях героев, он может излагать свою точку зрения на факты и говорить о высших, метафизических категориях, как это и делает Ф.М. Достоевский в «Записках из Мёртвого дома».
Кроме того, мы описали развитие тюремной тематики в русской литературе, начиная от «Жития протопопа Аввакума», заканчивая такими авторами современной русской литературы, как Эдуард Лимонов, Захар Прилепин и Гузель Яхина. Удалось проследить и развитие тюремной тематики в русской журналистике, начиная с XVIII-го века и по сей день, выявить общие черты произведений тюремной тематики, узнать, в чём различие женского и мужского взглядов на тюрьму и ссылку и т.д. Большинство произведений русской литературы и журналистики, упомянутых в работе, мы отнесли к тому или иному из выделенных нами подходов.
Практическая часть нашего исследования состояла в детальном анализе произведений «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского и их сравнении в рамках двух выделенных подходов в изображении тюрьмы в русской литературе.
Изучение этих произведений является полезным и актуальным, потому что и сейчас интерес к тюрьме и жизни в заключении существует, так как в России и в XXI-ом веке продолжаются посадки по политическим мотивам. То есть в тюрьме всё ещё могут оказаться люди, которые не совершали уголовных преступлений. Изучение изображения каторги XIX-ого и лагерей XX-ого века помогает выявить их сходства и различия с описанием сегодняшней тюрьмы, а также установить общие тенденции в изображении русской тюрьмы. Мы видим, что изучение данной темы может быть продолжено путём сравнения других произведений тюремной тематики и выявления иных подходов к описанию тюрьмы и ссылки в русской литературе. Кроме того, особого внимания достойны научные книги и мемуары, посвящённые жизни в заключении, а также различные журналистские заметки и телевизионные репортажи о современной российской пенитенциарной системе.
Важно проследить эволюцию взглядов Достоевского, глубже оценить влияние каторги на изменение мировоззрения писателя. То же стоит сделать и с Чеховым. Необходимо изучить, как сильно экспедиция на Сахалин изменила писателя, насколько приблизила его смерть и повлияла на развитие свойственной Чехову мизантропии.
Также стоит проследить развитие двух выделенных нами подходов к изображению тюремной тематики и узнать, какой из них доминирует в современной русской литературе и журналистике.
Мы узнали, как авторы оценивают влияние тюремной жизни на человека и выяснили, как положения обоих авторов относительно пенитенциарной системы (и связанные с ними различные методы сбора информации) влияют на изображение тюремной жизни в двух взятых для анализа книгах. У Достоевского, как мы поняли, метод получения информации был достаточно необычным. Его можно назвать «вынужденным экспериментом», ведь автор был помещён на каторгу внешними силами. Он оказался на месте арестанта не для написания текста о каторге, а по-настоящему, как реальный заключённый. Стать арестантом Достоевский не хотел. Его заставили сделать это. Так, Достоевский прочувствовал все тяготы каторги на себе, но это помогло ему не только более детально описать жизнь в заключении, но ещё и заставило писателя обратиться к Богу, искать в своих страданиях божественный смысл, что изменило восприятие реальности автором. Именно метод получения информации (так называемый вынужденный эксперимент) заставляет Достоевского добавлять в свой текст метафизику, совершить спасительный побег из мира реальности в мир метафизики, мир Бога. Достоевский воспринял каторгу как место очистительного страдания, которое дал ему Господь, и таким она и выглядит в тексте «Записок из Мёртвого дома». Наблюдение, которое осознано выбрал Чехов, побуждает к объективному отражению реальности, в котором нет метафизики, Бога. Чехов не испытывает ужасы каторги на себе.
Путешествие - его желание. Чехов лишь наблюдает и делает выводы о каторге как о внешнем явлении, тогда как Достоевский воспринимает каторгу как личное испытание, данное ему Богом.
Мы достигли цели своего исследования, а именно сопоставили две различные мировоззренческие модели репрезентации пенитенциарной системы или два философских подхода к пониманию тюремной жизни, представленные произведениями «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского. Чтобы сделать это, мы проанализировали оба произведения и выявили отношение обоих писателей к различным явлениям, связанным с тюрьмой, таким как побег, работа в тюрьме, исправление преступников, важность наличия деньги и т.д. Все наши доводы были подкреплены цитатами из произведений.
Также нами были определены два подхода к изображению тюрьмы в русской литературе и журналистике. В первом подходе, к которому принадлежат «Записки из Мёртвого дома», показывается, что тюрьма так или иначе может изменить человека к лучшему, дать ему некий полезный опыт. Согласно этому подходу, тюрьма - место, где жизнь не заканчивается. Во втором подходе, к которому принадлежит «Остров Сахалин», тюрьма выглядит как место уничтожения человека, обитель бессмысленного страдания, которое уничтожает людей. Взятые для анализа произведения - яркие представители двух этих подходов.
Изучение произведений Достоевского и Чехова помогло нам понять, как изображается тюрьма в русской литературе и журналистике, чем журналистский подход в изображении тюрьмы и ссылки отличается от художественного. В журналистике автор так или иначе должен опираться на факт, на событие, он должен быть объективен, тогда как в литературе автор волен концентрироваться не на факте или событиях, а на душевных переживаниях героев, он может излагать свою точку зрения на факты и говорить о высших, метафизических категориях, как это и делает Ф.М. Достоевский в «Записках из Мёртвого дома».
Кроме того, мы описали развитие тюремной тематики в русской литературе, начиная от «Жития протопопа Аввакума», заканчивая такими авторами современной русской литературы, как Эдуард Лимонов, Захар Прилепин и Гузель Яхина. Удалось проследить и развитие тюремной тематики в русской журналистике, начиная с XVIII-го века и по сей день, выявить общие черты произведений тюремной тематики, узнать, в чём различие женского и мужского взглядов на тюрьму и ссылку и т.д. Большинство произведений русской литературы и журналистики, упомянутых в работе, мы отнесли к тому или иному из выделенных нами подходов.
Практическая часть нашего исследования состояла в детальном анализе произведений «Остров Сахалин» А.П. Чехова и «Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского и их сравнении в рамках двух выделенных подходов в изображении тюрьмы в русской литературе.
Изучение этих произведений является полезным и актуальным, потому что и сейчас интерес к тюрьме и жизни в заключении существует, так как в России и в XXI-ом веке продолжаются посадки по политическим мотивам. То есть в тюрьме всё ещё могут оказаться люди, которые не совершали уголовных преступлений. Изучение изображения каторги XIX-ого и лагерей XX-ого века помогает выявить их сходства и различия с описанием сегодняшней тюрьмы, а также установить общие тенденции в изображении русской тюрьмы. Мы видим, что изучение данной темы может быть продолжено путём сравнения других произведений тюремной тематики и выявления иных подходов к описанию тюрьмы и ссылки в русской литературе. Кроме того, особого внимания достойны научные книги и мемуары, посвящённые жизни в заключении, а также различные журналистские заметки и телевизионные репортажи о современной российской пенитенциарной системе.
Важно проследить эволюцию взглядов Достоевского, глубже оценить влияние каторги на изменение мировоззрения писателя. То же стоит сделать и с Чеховым. Необходимо изучить, как сильно экспедиция на Сахалин изменила писателя, насколько приблизила его смерть и повлияла на развитие свойственной Чехову мизантропии.
Также стоит проследить развитие двух выделенных нами подходов к изображению тюремной тематики и узнать, какой из них доминирует в современной русской литературе и журналистике.



