Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Кроссмедийность как технология продвижения медиаконтента 14
1.1. Конвергентность медиатехнологий и ее сценарии: мультимедийность,
кроссмедийность, трансмедийность 14
1.2. Канал трансляции и есть сообщение 18
1.3. Механизм генерации контента. Визуальные практики 22
1.4. Проблема интерпретации, или «что в образе тебе моем?» 25
1.5. Редакционные стандарты 2020. Журналистика эпохи постмодерна 29
Глава 2. На стыке визуального и вербального: анализ редакционной
практики АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ«Известия» 38
2.1. Типология изданий: деловой РБК и общественно-политические
«Известия» 38
2.2. Структурно-функциональный анализ кроссмедийной дистрибуции
контента АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 40
2.3. Семиотический анализ содержания информационного потока
АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 45
2.4. Семантический анализ фоторепортажей АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 48
2.5. Лингвистический анализ материалов АО «РосБизнесКонсалтинг» и
МИЦ «Известия» 52
2.6. Когнитивный анализ спецпроектов АО «РосБизнесКонсалтинг» и
МИЦ «Известия» 58
2.7. Классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 62
Заключение 74
Библиографический список 82
Эмпирическая база 96
Приложения 110
Глава 1. Кроссмедийность как технология продвижения медиаконтента 14
1.1. Конвергентность медиатехнологий и ее сценарии: мультимедийность,
кроссмедийность, трансмедийность 14
1.2. Канал трансляции и есть сообщение 18
1.3. Механизм генерации контента. Визуальные практики 22
1.4. Проблема интерпретации, или «что в образе тебе моем?» 25
1.5. Редакционные стандарты 2020. Журналистика эпохи постмодерна 29
Глава 2. На стыке визуального и вербального: анализ редакционной
практики АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ«Известия» 38
2.1. Типология изданий: деловой РБК и общественно-политические
«Известия» 38
2.2. Структурно-функциональный анализ кроссмедийной дистрибуции
контента АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 40
2.3. Семиотический анализ содержания информационного потока
АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 45
2.4. Семантический анализ фоторепортажей АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 48
2.5. Лингвистический анализ материалов АО «РосБизнесКонсалтинг» и
МИЦ «Известия» 52
2.6. Когнитивный анализ спецпроектов АО «РосБизнесКонсалтинг» и
МИЦ «Известия» 58
2.7. Классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» 62
Заключение 74
Библиографический список 82
Эмпирическая база 96
Приложения 110
Вызванный повсеместным развитием IT-технологий феномен роботизации обесценил не одну профессию, в том числе - новостную журналистику. Уже сегодня достижения робота вроде китайского Xiao Nan [Манукян 2017] дают фору многим работникам журналистского цеха, в связи с чем классическое толкование деятельности журналиста как «редактирование, создание, сбор и подготовка сообщений и материалов для редакции», зафиксированное в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, не вполне отражает суть работы в современных СМИ. Цифровизация журнализма качественно изменила редакционные стандарты, которые теперь должны включать умение «организовывать коммуникацию по поводу ее продвижения по лабиринтам сети» [Мансурова 2017, c. 22]; навыки «поиска информации, ее фильтрации и толкования; проверки фактов; умелой подачи материала и оценки медиапотребления созданного продукта» [Амзин 2016, c. 11] и прочее. Обозначенные компетенции ужесточают и без того повышенные требования к журналистам, парадоксальным образом возвращая журналистике былую славу. «Роль массовой коммуникации и СМИ только усиливается, интерес к сфере массовой коммуникации высок как никогда, а конкурсы среди поступающих на факультеты журналистики растут» [Пронина 2016, с. 47].
Между тем само журналистское творчество продолжает жить по законам жанрообразования: тексты создаются в виде интервью, репортажа, обзора и т. д., но с принципиально важной содержательной заданностью - материалы должны быть «проходимыми», то есть декодируемыми потребителями информации на всех медиаплатформах издания. В условиях традиционной журналистики декодирование, как правило, отдавалось аудитории, в той или иной мере подготовленной к безошибочному распознаванию смысла. А в условиях кроссмедийного производства
контента, когда содержание журналистского произведения должно «быстро и без потерь» получить прописку в синтезе мультимедийных технологий, требуются дополнительные средства его идентификации и понимания. Среди множества вербальных, иконических и прочих синкретически связанных средств выразительности наиболее востребованным оказывается система визуальных средств, благодаря которой создается целостный текст с открытой, взаимодополняемой экстралингвистической структурой. Такой подход свидетельствует о «мультимодальном “повороте”» [Кожемякин 2019, с. 165] журналистской деятельности, обусловленном материально-технологическим развитием СМИ.
Семантическое ядро текста - медиаобраз, «закодированное в медийном тексте ценностное представление автора о медиаобъекте, имеющее диалогический (полилогический) характер и вызывающее ценностную реакцию адресата» [Хочунская 2013, с. 93]. Помимо базовых функций (аксиологическая, гносеологическая, информативная, рекреативная, культуроформирующая), медиаобраз выполняет и функцию маршрутизации, решающую одну из ключевых проблем медиа XXI века - проблему дистрибуции контента: необходимость его прохождения по всем каналам трансляции издания с учетом семантико-семиотических трансформаций, диктуемых запросами конкретного потребителя информации. Данная проблема решается через наглядное воплощение журналистского замысла - как на уровне лингвистическом (аппликация языковых фигур речи на цифровую ткань повествования), так и на уровне функциональном (обращение к техническим конструктам - модусам), что позволяет моделировать информационный поток согласно предпочтениям аудитории. По нашим предположениям, именно медиаобраз как полифункциональная единица информации детерминирует канал трансляции (печать, радио, ТВ, интернет), что в конечном итоге влияет на лингвистическую и - шире - паратекстовую архитектуру медиатекста: «вербально-аудиально-визуально- графическое оформление», необходимое для организации информационного потока и позиционирования каждого субъекта речи в этом потоке. Структурообразующие элементы потока - текст как набор буквенных символов и графика как все нетекстовое - зависят от пропускной способности выбранного канала трансляции и придают медиатексту гетерогенную форму (креолизованную, конвергентную, поликодовую).
Актуальность темы исследования обусловлена вниманием журналистской теории и практики к факторам реновации деятельности СМИ на основе конвергенции мультимедийных технологий; использованием журналистами заявленных СМИ - РБК и «Известия» - авангардных методов визуализации кроссмедийного контента.
Цель работы - изучить специфику визуальных средств выразительности медиаконтента, адаптированных к цифровым платформам изданий РБК и «Известия»; выявить зависимость жизненного цикла публикаций от характера визуализации, ее семантической функциональности.
Задачи исследования продиктованы базовыми журналистскими факторами генерации контента: типология издания, канал трансляции, целеполагание автора. В связи с этим предполагается:
1. установить влияющие на подачу контента типологические признаки РБК, «Известий»;
2. выявить редакционные стратегии дистрибуции контента;
3. рассмотреть наиболее эффективные, отвечающие современной медиапрактике визуальные формы кроссмедийной выразительности контента;
4. описать визуальные средства кроссмедийной выразительности контента;
5. спрогнозировать технологии визуализации контента.
Объект исследования - содержание мультимедийного контента сайтов www.rbc.ru (РБК) иwww.iz.ru («Известия»).
Предмет исследования - формы и виды средств визуализации контента сайтов www.rbc.ru (РБК) иwww.iz.ru («Известия»).
Методология и методы исследования
Методология исследования редакционной практики по обеспечению кроссмедийного продвижения медиаконтента базируется на принципах междисциплинарного подхода: коммуникативистском (СМИ как институализированный вид коммуникации), организационно-управленческом (СМИ как участник рынка), лингвосемиотическом (особенности создания и функционирования журналистских текстов), психологическом (закономерности восприятия массовой информации). Проблема визуализации и дистрибуции контента потребовала комплексного изучения, с привлечением методов современных дисциплинарных онтологий (социология коммуникаций, семиотика, культурология, менеджмент, лингвистика, медиапсихология). В связи с чем используются методы:
- типологизация изданий;
- структурно-функциональный анализ каналов трансляции;
- семиотический анализ содержания информационного потока;
- семантический анализ фоторепортажей;
- лингвистический анализ поликодовых текстов;
- когнитивный анализ спецпроектов;
- классификация визуальных средств.
Средства кроссмедийной выразительности классифицированы с учетом функционального критерия. В ходе когнитивного анализа были концептуально описаны спецпроекты изданий, в ходе лингвистического - информационные маркеры визуальности и образ адресата публицистических материалов. Семантический анализ раскрыл атрибутивную специфику и визуальную метафорику фотографий РБК, «Известий». Семиотический анализ показал знаки, образующие информационный поток. Специфика каналов трансляции медиаконтента, особенности их композиции и архитектоники кроссмедийного движения выявлены с помощью структурно-функционального анализа. Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU.
За основу исследования взяты заимствованные из практики цифровой (мультимедийной) коммуникации номинации: новые медиа, феномен конвергентности, кроссмедийная практика, базис мультимодальности, таргетированный контент, асимметричность информации, медиаэстетика. Основополагающее понятие исследования - кроссмедийность - технология конвергенции контента, обеспечивающая его дистрибуцию по всем каналам трансляции издания. Чтобы использовать этот термин применительно к «цифровой каллиграфии журналиста» (В. Мансурова), мы расширили его до понятия «кроссмедийная выразительность», подразумевающего использование вербальных, иконических, аудиальных - экстралингвистических средств в зависимости от пропускной способности канала трансляции. Отдельное внимание уделено фактору многоканальности (У Эшби); медиахолдинги рассмотрены с позиций метатеории информационного общества: концепции постмодернизма (Ж. Бодрийяр, М. Постер, Ж.-Ф. Лиотар, Дж. Ваттимо).
Степень изученности темы
В журналистской среде понятие «кроссмедийность» возникло в начале цифровой эпохи, когда российские теоретики впервые заговорили о конвергентных технологиях [Гуревич 1998; Вартанова 2000]. Под конвергенцией понимают «слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям доставлять информацию пользователю или потребителю; слияние прежде различных и разобщенных медиа; слияние рынков» [Вартанова 1999, с. 12]. Конвергенция организует замкнутый цикл производства, выстраивая «горизонталь власти», что оптимизирует не только условия труда журналистов, но и способы генерации и доставки контента к потребителю. Оптимизация может проходить по трем сценариям: мультимедийному, кроссмедийному, трансмедийному (не исключая возможности использования сразу нескольких).
К проблематике конвергентных технологий обращались Я. Засурский в работе «Колонка редактора. Медиатекст в контексте конвергенции» [Засурский 2005], Е. Костенко - «Специфические черты сетевого текста как особого вида журналистского творчества» [Костенко 2012], Т. Добросклонская - «Моделирование информационных процессов в современном медиапространстве» [Добросклонская 2015], А. Гуреева - «Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды» [Гуреева 2016], А. Вырковский - «Мультимедийные элементы в современном медиатексте» [Вырковский 2017], В. Мансурова - «Цифровая каллиграфия современного журналиста: власть digital контента» [Мансурова 2017].
Так как конвергенция выстраивает цифровую редакционную политику, она не может происходить без слияния материально-технических ресурсов - базиса мультимодальности, который, в свою очередь, увязан с процессами зарождения, взаимодействия и функционирования знаков в медиасреде (семиозисом). Лингвистическое значение понятие «семиозис» приобрело в XIX-XX вв. благодаря трудам Ч. Пирса «Обоснование мнения», «Как сделать наши мысли ясными»; Г. Фреге «О смысле и значении», «О понятии и предмете», «Устройство мысли»; Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». Ч. Моррис и Э. Бенвенист продолжили исследования семиотических категорий, углубили и расширили доктрины своих предшественников в трудах «Основания теории знаков», «Проблемы общей лингвистики». В отечественном языкознании теорию семиотики развили Ю. Лотман - «Динамическая модель семиотической системы», «Внутри мыслящих миров», В. Шкловский - «Энергия заблуждения», Р Якобсон - «Нулевой знак», «Язык и бессознательное», Ю. Степанов - «Семиотика», «В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства». Проблемами семиотики занимались также Ж. Деррида - «Эссе об имени», «Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля»; М. Данези - «В поиске значения. Введение в семиотическую теорию и практику», У. Эко - «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии», «Форма содержания», «Трактат по общей семиотике» и др.
Журналистиковедение артикулирует понятие «семиозис» не только в технологическом контексте, но и в содержательном-смысловом: контексте конструирования информационного потока, в частности - медиаобраза как его структурного элемента. Зарубежные ученые рассматривают данную проблематику с позиций взаимосвязи журналистики и дизайна (W. Weber, H- M. Rail), мультимодального эклектизма (E. Ventola, C. Charles, M. Kaltenbacher), маркетинговых коммуникаций (S. Arboledas), интертекстуальных (D. Martin) и дискурсивных (M. Bednarek, H. Caple) практик. Российские теоретики журнализма исследуют медиаобраз, прибегая к сравнительно-историческому анализу (Д. Шевцова), комплексному подходу (С. Симакова), коммуникативистике (М. Загидуллина, С. Шомова).
Визуальная практика СМИ особенно подробно изучается через призму фотожурналистики (В. Березин, В. Голуб, М. Ромакина), медиа- и веб-дизайна (А. Якунин, А. Цырфа), коммуникаций в виртуальной среде (Е. Жаркова), художественных практик (А. Новикова, Т. Сергеева, Т Юрьева), эстетики (М. Бережная).
Теоретико-понятийный аппарат исследования
Исследователь оперирует следующими понятиями: конвергентный сценарий (мультимедийность, кроссмедийность, трансмедийность), синергетический эффект мультимодальности (стохастический характер информации), фактор многоканальности (вариативность трансляции), канал трансляции (способ трансляции), дистрибуция (характер трансляции), медиасистема (совокупность каналов трансляции), медиахолдинг (производственная единица информационного рынка), медиатекст (текст, функционирующий в цифровой среде), миллиинформация (крупные информационные русла для разных аудиторных групп), кроссмедийная выразительность (множество форм экспликации сведений), аттрактор (инициатор самоорганизации системы коммуникации), журналистика постмодерна (холистическая специфика института СМИ).
Новизна исследования
Проблематика дистрибутивного представления контента интересует теоретиков массмедиа с XX века, однако проблема зависимости жизненного цикла материала от характера его визуализации остается практически вне поля зрения, в связи с чем представляется востребованным поиск форм и способов творческого использования системы выразительных средств визуализации контента для реализации его кроссмедийного продвижения. Для этого в практическую плоскость исследования переведено центральное понятие работы «кроссмедийность», изучены его терминологические границы, установлена корреляция термина со смежными понятиями: мультимедиа и трансмедиа. На примере изданий РБК и «Известия» рассмотрен механизм генерации и дистрибуции контента, установлено, что медиаконтент - результат кроссмедийной обработки медиатекста, заключающейся в исполнении протокола коммуникативно-прагматической нормы (КПН), в SEO-оптимизации и добавлении информационных маркеров, в пропуске медиатекста через фильтр эстетической реализуемости. Эти ключевые операции выстраивают архитектонику коммодификации журналистского медиатекста - придания ему качеств товарного продукта.
Эмпирическая база исследования
Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU.
Для семиотического анализа отобраны визуальные формы трансляции двадцати (20) медиасобытий, представленных на различных медиаплатформах конвергентных СМИ -www.rbc.ru,www.iz.ru - в период с 10.01.2020 по 10.05.2020.
Для семантического анализа взяты три фоторепортажа (71 фотография) РБК, «Известий», для когнитивного - десять (10) спецпроектов, для лингвистического - два (2) материала под рубрикой «Мнения».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическое осмысление реновации журналистской деятельности происходит на стыке гуманитарных и естественных наук. Исследователи в условиях кризиса традиционного журнализма обращаются к философским, культурологическим, экономическим, биологическим, физическим концепциям для осмысления процессов конвергентности, сочетания технических и кадровых ресурсов;
2. Методы кроссмедийной трансляции медиаконтента кардинально меняют «ареал» информации. Красноречивым подтверждением этого процесса является практика деятельности качественных изданий РБК и «Известия», ориентированная на распределение информационных потоков по нескольким каналам трансляции. Именно пропускная способность канала определяет конечный вид информационного продукта, а SMM-стратегии позволяют достичь редакционных целей. В связи с этим журналистские компетенции пополняются новыми, ранее невостребованными навыками (дистрибуция контента, адаптация продукта к медиаплатформам, продвижение его в соцсетях, прочее);
3. Механизм генерации контента в РБК и «Известиях» отлажен под нужды конвергентной редакции. Кроссмедийные практики рождают нетривиальные формы подачи информации, происходит гибридизация жанров, контент обрастает новыми смыслами. «Поиски утраченного смысла», часто сопровождаемые имитацией дисфункционального сбоя, приводят к неожиданным новаторским решениям, оригинальным формам упаковки и монетизации контента. Возникает мощный, ускоряющий продвижение контента в информационном пространстве синергетический эффект;
4. Визуальный инструментарий кроссмедийной выразительности зависит от технической вооруженности редакции и профессиональной компетентности творческих сотрудников. Конвергентная специфика медиахолдингов подразумевает использование межредакционных мультимедийных ресурсов. Жизненный цикл публикаций зависит от их характера визуализации;
5. Подвижные границы редакционных стандартов создают предпосылки для применения новых способов творческой реализации. В журналистике качественный переход на новый творческий уровень возможен благодаря явлениям сайнс-арта, которые стали неотъемлемой частью новых медиа и положили начало исследовательскому творчеству: бесконечному поиску, перебору и сочетанию всевозможных форм экспликации сведений.
Теоретическая значимость исследования
Работа «Визуальные средства кроссмедийной выразительности в современных российских СМИ» содержит комплексный анализ редакционной практики двух ведущих изданий - делового РБК и общественно-политических «Известий». На примере исследования творческой деятельности этих изданий рассмотрены ключевые понятия оценки деятельности новых медиа: конвергентность, кроссмедийность, мультимедийность, трансмедийность, мультимодальность, медиаэстетика, сайнс-арт; раскрыта специфика визуальных средств выразительности медиаконтента, адаптированных к цифровым платформам изданий РБК и «Известия», выявлена зависимость жизненного цикла публикаций от характера визуализации, ее семантической функциональности. Очерчены проблемные границы новых медиа.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования применимы для отладки механизма генерации контента. Эмпирические выводы исследования показывают: жизненный цикл материалов во многом зависит от канала трансляции, характера визуализации контента, ее семантики, функциональности. Данные сведения можно использовать, например, для ведения эффективной контент-политики или пересмотра редакционных стандартов.
Апробация работы
По теме исследования опубликовано семь статей.
Структура работы: Введение; Главы I, II; Заключение; Библиографический список (139); Эмпирическая база (110 источников); Приложения (9). Общий объем работы - сто девятнадцать (119) страниц.
Между тем само журналистское творчество продолжает жить по законам жанрообразования: тексты создаются в виде интервью, репортажа, обзора и т. д., но с принципиально важной содержательной заданностью - материалы должны быть «проходимыми», то есть декодируемыми потребителями информации на всех медиаплатформах издания. В условиях традиционной журналистики декодирование, как правило, отдавалось аудитории, в той или иной мере подготовленной к безошибочному распознаванию смысла. А в условиях кроссмедийного производства
контента, когда содержание журналистского произведения должно «быстро и без потерь» получить прописку в синтезе мультимедийных технологий, требуются дополнительные средства его идентификации и понимания. Среди множества вербальных, иконических и прочих синкретически связанных средств выразительности наиболее востребованным оказывается система визуальных средств, благодаря которой создается целостный текст с открытой, взаимодополняемой экстралингвистической структурой. Такой подход свидетельствует о «мультимодальном “повороте”» [Кожемякин 2019, с. 165] журналистской деятельности, обусловленном материально-технологическим развитием СМИ.
Семантическое ядро текста - медиаобраз, «закодированное в медийном тексте ценностное представление автора о медиаобъекте, имеющее диалогический (полилогический) характер и вызывающее ценностную реакцию адресата» [Хочунская 2013, с. 93]. Помимо базовых функций (аксиологическая, гносеологическая, информативная, рекреативная, культуроформирующая), медиаобраз выполняет и функцию маршрутизации, решающую одну из ключевых проблем медиа XXI века - проблему дистрибуции контента: необходимость его прохождения по всем каналам трансляции издания с учетом семантико-семиотических трансформаций, диктуемых запросами конкретного потребителя информации. Данная проблема решается через наглядное воплощение журналистского замысла - как на уровне лингвистическом (аппликация языковых фигур речи на цифровую ткань повествования), так и на уровне функциональном (обращение к техническим конструктам - модусам), что позволяет моделировать информационный поток согласно предпочтениям аудитории. По нашим предположениям, именно медиаобраз как полифункциональная единица информации детерминирует канал трансляции (печать, радио, ТВ, интернет), что в конечном итоге влияет на лингвистическую и - шире - паратекстовую архитектуру медиатекста: «вербально-аудиально-визуально- графическое оформление», необходимое для организации информационного потока и позиционирования каждого субъекта речи в этом потоке. Структурообразующие элементы потока - текст как набор буквенных символов и графика как все нетекстовое - зависят от пропускной способности выбранного канала трансляции и придают медиатексту гетерогенную форму (креолизованную, конвергентную, поликодовую).
Актуальность темы исследования обусловлена вниманием журналистской теории и практики к факторам реновации деятельности СМИ на основе конвергенции мультимедийных технологий; использованием журналистами заявленных СМИ - РБК и «Известия» - авангардных методов визуализации кроссмедийного контента.
Цель работы - изучить специфику визуальных средств выразительности медиаконтента, адаптированных к цифровым платформам изданий РБК и «Известия»; выявить зависимость жизненного цикла публикаций от характера визуализации, ее семантической функциональности.
Задачи исследования продиктованы базовыми журналистскими факторами генерации контента: типология издания, канал трансляции, целеполагание автора. В связи с этим предполагается:
1. установить влияющие на подачу контента типологические признаки РБК, «Известий»;
2. выявить редакционные стратегии дистрибуции контента;
3. рассмотреть наиболее эффективные, отвечающие современной медиапрактике визуальные формы кроссмедийной выразительности контента;
4. описать визуальные средства кроссмедийной выразительности контента;
5. спрогнозировать технологии визуализации контента.
Объект исследования - содержание мультимедийного контента сайтов www.rbc.ru (РБК) иwww.iz.ru («Известия»).
Предмет исследования - формы и виды средств визуализации контента сайтов www.rbc.ru (РБК) иwww.iz.ru («Известия»).
Методология и методы исследования
Методология исследования редакционной практики по обеспечению кроссмедийного продвижения медиаконтента базируется на принципах междисциплинарного подхода: коммуникативистском (СМИ как институализированный вид коммуникации), организационно-управленческом (СМИ как участник рынка), лингвосемиотическом (особенности создания и функционирования журналистских текстов), психологическом (закономерности восприятия массовой информации). Проблема визуализации и дистрибуции контента потребовала комплексного изучения, с привлечением методов современных дисциплинарных онтологий (социология коммуникаций, семиотика, культурология, менеджмент, лингвистика, медиапсихология). В связи с чем используются методы:
- типологизация изданий;
- структурно-функциональный анализ каналов трансляции;
- семиотический анализ содержания информационного потока;
- семантический анализ фоторепортажей;
- лингвистический анализ поликодовых текстов;
- когнитивный анализ спецпроектов;
- классификация визуальных средств.
Средства кроссмедийной выразительности классифицированы с учетом функционального критерия. В ходе когнитивного анализа были концептуально описаны спецпроекты изданий, в ходе лингвистического - информационные маркеры визуальности и образ адресата публицистических материалов. Семантический анализ раскрыл атрибутивную специфику и визуальную метафорику фотографий РБК, «Известий». Семиотический анализ показал знаки, образующие информационный поток. Специфика каналов трансляции медиаконтента, особенности их композиции и архитектоники кроссмедийного движения выявлены с помощью структурно-функционального анализа. Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU.
За основу исследования взяты заимствованные из практики цифровой (мультимедийной) коммуникации номинации: новые медиа, феномен конвергентности, кроссмедийная практика, базис мультимодальности, таргетированный контент, асимметричность информации, медиаэстетика. Основополагающее понятие исследования - кроссмедийность - технология конвергенции контента, обеспечивающая его дистрибуцию по всем каналам трансляции издания. Чтобы использовать этот термин применительно к «цифровой каллиграфии журналиста» (В. Мансурова), мы расширили его до понятия «кроссмедийная выразительность», подразумевающего использование вербальных, иконических, аудиальных - экстралингвистических средств в зависимости от пропускной способности канала трансляции. Отдельное внимание уделено фактору многоканальности (У Эшби); медиахолдинги рассмотрены с позиций метатеории информационного общества: концепции постмодернизма (Ж. Бодрийяр, М. Постер, Ж.-Ф. Лиотар, Дж. Ваттимо).
Степень изученности темы
В журналистской среде понятие «кроссмедийность» возникло в начале цифровой эпохи, когда российские теоретики впервые заговорили о конвергентных технологиях [Гуревич 1998; Вартанова 2000]. Под конвергенцией понимают «слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям доставлять информацию пользователю или потребителю; слияние прежде различных и разобщенных медиа; слияние рынков» [Вартанова 1999, с. 12]. Конвергенция организует замкнутый цикл производства, выстраивая «горизонталь власти», что оптимизирует не только условия труда журналистов, но и способы генерации и доставки контента к потребителю. Оптимизация может проходить по трем сценариям: мультимедийному, кроссмедийному, трансмедийному (не исключая возможности использования сразу нескольких).
К проблематике конвергентных технологий обращались Я. Засурский в работе «Колонка редактора. Медиатекст в контексте конвергенции» [Засурский 2005], Е. Костенко - «Специфические черты сетевого текста как особого вида журналистского творчества» [Костенко 2012], Т. Добросклонская - «Моделирование информационных процессов в современном медиапространстве» [Добросклонская 2015], А. Гуреева - «Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды» [Гуреева 2016], А. Вырковский - «Мультимедийные элементы в современном медиатексте» [Вырковский 2017], В. Мансурова - «Цифровая каллиграфия современного журналиста: власть digital контента» [Мансурова 2017].
Так как конвергенция выстраивает цифровую редакционную политику, она не может происходить без слияния материально-технических ресурсов - базиса мультимодальности, который, в свою очередь, увязан с процессами зарождения, взаимодействия и функционирования знаков в медиасреде (семиозисом). Лингвистическое значение понятие «семиозис» приобрело в XIX-XX вв. благодаря трудам Ч. Пирса «Обоснование мнения», «Как сделать наши мысли ясными»; Г. Фреге «О смысле и значении», «О понятии и предмете», «Устройство мысли»; Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». Ч. Моррис и Э. Бенвенист продолжили исследования семиотических категорий, углубили и расширили доктрины своих предшественников в трудах «Основания теории знаков», «Проблемы общей лингвистики». В отечественном языкознании теорию семиотики развили Ю. Лотман - «Динамическая модель семиотической системы», «Внутри мыслящих миров», В. Шкловский - «Энергия заблуждения», Р Якобсон - «Нулевой знак», «Язык и бессознательное», Ю. Степанов - «Семиотика», «В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства». Проблемами семиотики занимались также Ж. Деррида - «Эссе об имени», «Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля»; М. Данези - «В поиске значения. Введение в семиотическую теорию и практику», У. Эко - «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии», «Форма содержания», «Трактат по общей семиотике» и др.
Журналистиковедение артикулирует понятие «семиозис» не только в технологическом контексте, но и в содержательном-смысловом: контексте конструирования информационного потока, в частности - медиаобраза как его структурного элемента. Зарубежные ученые рассматривают данную проблематику с позиций взаимосвязи журналистики и дизайна (W. Weber, H- M. Rail), мультимодального эклектизма (E. Ventola, C. Charles, M. Kaltenbacher), маркетинговых коммуникаций (S. Arboledas), интертекстуальных (D. Martin) и дискурсивных (M. Bednarek, H. Caple) практик. Российские теоретики журнализма исследуют медиаобраз, прибегая к сравнительно-историческому анализу (Д. Шевцова), комплексному подходу (С. Симакова), коммуникативистике (М. Загидуллина, С. Шомова).
Визуальная практика СМИ особенно подробно изучается через призму фотожурналистики (В. Березин, В. Голуб, М. Ромакина), медиа- и веб-дизайна (А. Якунин, А. Цырфа), коммуникаций в виртуальной среде (Е. Жаркова), художественных практик (А. Новикова, Т. Сергеева, Т Юрьева), эстетики (М. Бережная).
Теоретико-понятийный аппарат исследования
Исследователь оперирует следующими понятиями: конвергентный сценарий (мультимедийность, кроссмедийность, трансмедийность), синергетический эффект мультимодальности (стохастический характер информации), фактор многоканальности (вариативность трансляции), канал трансляции (способ трансляции), дистрибуция (характер трансляции), медиасистема (совокупность каналов трансляции), медиахолдинг (производственная единица информационного рынка), медиатекст (текст, функционирующий в цифровой среде), миллиинформация (крупные информационные русла для разных аудиторных групп), кроссмедийная выразительность (множество форм экспликации сведений), аттрактор (инициатор самоорганизации системы коммуникации), журналистика постмодерна (холистическая специфика института СМИ).
Новизна исследования
Проблематика дистрибутивного представления контента интересует теоретиков массмедиа с XX века, однако проблема зависимости жизненного цикла материала от характера его визуализации остается практически вне поля зрения, в связи с чем представляется востребованным поиск форм и способов творческого использования системы выразительных средств визуализации контента для реализации его кроссмедийного продвижения. Для этого в практическую плоскость исследования переведено центральное понятие работы «кроссмедийность», изучены его терминологические границы, установлена корреляция термина со смежными понятиями: мультимедиа и трансмедиа. На примере изданий РБК и «Известия» рассмотрен механизм генерации и дистрибуции контента, установлено, что медиаконтент - результат кроссмедийной обработки медиатекста, заключающейся в исполнении протокола коммуникативно-прагматической нормы (КПН), в SEO-оптимизации и добавлении информационных маркеров, в пропуске медиатекста через фильтр эстетической реализуемости. Эти ключевые операции выстраивают архитектонику коммодификации журналистского медиатекста - придания ему качеств товарного продукта.
Эмпирическая база исследования
Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU.
Для семиотического анализа отобраны визуальные формы трансляции двадцати (20) медиасобытий, представленных на различных медиаплатформах конвергентных СМИ -www.rbc.ru,www.iz.ru - в период с 10.01.2020 по 10.05.2020.
Для семантического анализа взяты три фоторепортажа (71 фотография) РБК, «Известий», для когнитивного - десять (10) спецпроектов, для лингвистического - два (2) материала под рубрикой «Мнения».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Теоретическое осмысление реновации журналистской деятельности происходит на стыке гуманитарных и естественных наук. Исследователи в условиях кризиса традиционного журнализма обращаются к философским, культурологическим, экономическим, биологическим, физическим концепциям для осмысления процессов конвергентности, сочетания технических и кадровых ресурсов;
2. Методы кроссмедийной трансляции медиаконтента кардинально меняют «ареал» информации. Красноречивым подтверждением этого процесса является практика деятельности качественных изданий РБК и «Известия», ориентированная на распределение информационных потоков по нескольким каналам трансляции. Именно пропускная способность канала определяет конечный вид информационного продукта, а SMM-стратегии позволяют достичь редакционных целей. В связи с этим журналистские компетенции пополняются новыми, ранее невостребованными навыками (дистрибуция контента, адаптация продукта к медиаплатформам, продвижение его в соцсетях, прочее);
3. Механизм генерации контента в РБК и «Известиях» отлажен под нужды конвергентной редакции. Кроссмедийные практики рождают нетривиальные формы подачи информации, происходит гибридизация жанров, контент обрастает новыми смыслами. «Поиски утраченного смысла», часто сопровождаемые имитацией дисфункционального сбоя, приводят к неожиданным новаторским решениям, оригинальным формам упаковки и монетизации контента. Возникает мощный, ускоряющий продвижение контента в информационном пространстве синергетический эффект;
4. Визуальный инструментарий кроссмедийной выразительности зависит от технической вооруженности редакции и профессиональной компетентности творческих сотрудников. Конвергентная специфика медиахолдингов подразумевает использование межредакционных мультимедийных ресурсов. Жизненный цикл публикаций зависит от их характера визуализации;
5. Подвижные границы редакционных стандартов создают предпосылки для применения новых способов творческой реализации. В журналистике качественный переход на новый творческий уровень возможен благодаря явлениям сайнс-арта, которые стали неотъемлемой частью новых медиа и положили начало исследовательскому творчеству: бесконечному поиску, перебору и сочетанию всевозможных форм экспликации сведений.
Теоретическая значимость исследования
Работа «Визуальные средства кроссмедийной выразительности в современных российских СМИ» содержит комплексный анализ редакционной практики двух ведущих изданий - делового РБК и общественно-политических «Известий». На примере исследования творческой деятельности этих изданий рассмотрены ключевые понятия оценки деятельности новых медиа: конвергентность, кроссмедийность, мультимедийность, трансмедийность, мультимодальность, медиаэстетика, сайнс-арт; раскрыта специфика визуальных средств выразительности медиаконтента, адаптированных к цифровым платформам изданий РБК и «Известия», выявлена зависимость жизненного цикла публикаций от характера визуализации, ее семантической функциональности. Очерчены проблемные границы новых медиа.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования применимы для отладки механизма генерации контента. Эмпирические выводы исследования показывают: жизненный цикл материалов во многом зависит от канала трансляции, характера визуализации контента, ее семантики, функциональности. Данные сведения можно использовать, например, для ведения эффективной контент-политики или пересмотра редакционных стандартов.
Апробация работы
По теме исследования опубликовано семь статей.
Структура работы: Введение; Главы I, II; Заключение; Библиографический список (139); Эмпирическая база (110 источников); Приложения (9). Общий объем работы - сто девятнадцать (119) страниц.
Комплексный анализ проблемы визуальных средств кроссмедийной выразительности в современных российских СМИ выявил зависимость жизненного цикла медиаконтента от характера визуализации, ее семантической функциональности. Была изучена специфика адаптированных к цифровым платформам медиахолдингов АО «РосБизнесКонсалтинг» и МИЦ «Известия» средств выразительности, решены поставленные в начале исследования задачи: 1) установлены влияющие на подачу контента типологические признаки РБК, «Известий»; 2) выявлены редакционные стратегии дистрибуции контента; 3) рассмотрены и описаны наиболее эффективные, отвечающие современной медиапрактике визуальные формы кроссмедийной выразительности контента; 4) спрогнозированы технологии визуализации контента; 5) намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU. Специфика каналов трансляции медиаконтента, особенности их композиции и архитектоники кроссмедийного движения выявлены с помощью структурно-функционального анализа. Семиотический анализ показал знаки, образующие информационный поток. Семантический анализ раскрыл атрибутивную специфику и визуальную метафорику фотографий РБК, «Известий». В ходе когнитивного анализа были концептуально описаны спецпроекты изданий, в ходе лингвистического - образ адресата публицистических материалов. Средства кроссмедийной выразительности классифицированы с учетом функционального критерия.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Рыночная экономика коснулась всех сторон жизни, и прежде всего - социальной. Журналисты уподобились мастерам на все руки, когда и чтец, и жрец, и продавец. Такой утилитаристский подход в отечественной журналистике был вызван феноменом конвергентности технологий производства информации, в связи с чем изменилась и профессиограмма журналистской деятельности. Теперь журналист - это специалист, который умеет определять не только оптимальный формат подачи информации и владеет навыками создания мультимедийного продукта, но, кроме того, знает, как именно создается контент того или иного типа и каковы особенности его дистрибуции. Работают журналисты согласно конвергентному сценарию - устоявшимся стратегиям производства и распространения контента. На сегодняшний момент их три: мультимедийность, кроссмедийность, трансмедийность. Мультимедийность ориентирована на интеграцию множества форм экспликации сведений (текст, звук, графические элементы, видео, анимация) в одно сообщение; это одна из базовых характеристик медиатекста, расширяющих его функционал. Под «кроссмедийностью» понимают комплексное использование каналов трансляции, а также сам феномен многоканальности издания. Трансмедийная обработка информации нацелена на диверсификацию контента по всем цифровым платформам издания, наиболее удобных для пользователя, а также на интерактивное взаимодействие с ним производителей (трансляторов) контента. Выбор сценария, в свою очередь, зависит от базиса мультимодальности: имеющихся в распоряжении редакции материально-технических ресурсов. Чем их больше, тем выше уровень конвергентности.
2. Среди российских СМИ конвергентных не так много - в основном это крупные медиахолдинги, задействующие возможности разных каналов трансляции (печать, радио, телевидение, Интернет). Вариативность трансляции, или фактор многоканальности, порождает семиотическую разноголосицу, диктуя знаково разные способы упаковки и доставки контента: текстовый, графический, аудиальный, визуальный. Совокупность каналов образует медиасистему, подчиненную регламенту цифрового существования: перевода одной знаковой системы в другую. От качества перевода зависит конверсия посетителей сайта в лояльных читателей (или даже подписчиков) издания.
3. Медиаобраз как полифункциональная единица информации детерминирует канал трансляции (печать, радио, ТВ, интернет), что в конечном итоге влияет на лингвистическую и - шире - паратекстовую архитектуру медиатекста: «вербально-аудиально-визуально-графическое оформление», необходимое для организации информационного потока и позиционирования каждого субъекта речи в этом потоке. Структурообразующие элементы потока - текст как набор буквенных символов и графика как все нетекстовое - зависят от пропускной способности выбранного канала трансляции и придают медиатексту гетерогенную форму (креолизованную, конвергентную, поликодовую). Таким образом решается одна из ключевых проблем медиа XXI века - проблема дистрибуции контента: необходимость его прохождения по всем каналам трансляции издания с учетом семантико-семиотических трансформаций, диктуемых запросами конкретного потребителя информации. Функция маршрутизация контента осуществима благодаря лингвистическому (аппликация языковых фигур речи на цифровую ткань повествования) и функциональному (обращение к техническим конструктам - модусам) способам.
4. Диапазон интерпретации, приемы «цифровой каллиграфии», визуальные фигуры речи составляют категорию кроссмедийной выразительности журналистских произведений: использование вербальных, иконических, аудиальных - экстралингвистических средств в зависимости от пропускной способности канала трансляции и с определенной целью. Центральное понятие категории - визуальный образ корректирует медиаконтент под запросы конкретного потребителя информации. А стохастический характер информации (семиотических потоков, конструируемых журналистом) вызывает синергетический эффект мультимодальности, проявляющийся в активизации метафорического мышления. Практика показывает: наиболее «живучи» те материалы, что содержат как можно больше информационных маркеров - дискурсивных слов, визуальных индексов, эмотивных конструкций. Сообщаемая информация упрощается, журналисты гонятся за количественными «гарантами» популярности (числом просмотров, репостов и пр.). В научный оборот входит понятие «визуальная дислексия» (П. Вирильо).
5. Результат кроссмедийной обработки медиатекста - медиаконтент демонстрирует товарные свойства информации и заключается в исполнении протокола коммуникативно-прагматической нормы, в SEO-оптимизации и добавлении информационных маркеров, в пропуске медиатекста через фильтр эстетической реализуемости. Эти ключевые операции выстраивают архитектонику продаваемости медиатекста. Цифровая природа медиаконтента наделяет его дополнительными, визуально-суггестивными чертами, тогда как внетекстовые структуры (Ю. Лотман) регулируют оптику восприятия авторского смысла. В конечном итоге получается красочно упакованный журналистский продукт.
6. Цифровая технология производства и трансляции массовой
информации приводит к формированию новой конфигурации эстетического поля СМИ: коммерческого постмодернизма. В соответствии с ней формируется и новая медиапотребительская культура аудитории, предпочитающей созерцать «знаки» в красивой обертке. Их производят фабрики контента - медиахолдинги, сложноорганизованные производственные единицы информационного рынка, продуцирующие миллиинформацию (Л. Свитич) - крупные информационные русла для разных аудиторных групп. Структурообразующий принцип медиахолдинга - дистрибуция контента. Производя и продавая его, медиахолдинги наращивают паблицитный капитал: средства, относящиеся к разным видам коммуникации. Обратная сторона медиахолдингов - конвейерное производство, основанное на рутинных, зачастую алгоритмизированных операциях.
7. АО «РосБизнесКонсалтинг» политематические СМИ, транслирующие информацию для разных аудиторных групп. Журналисты изданий мастерски владеют искусством модерации процесса выработки социально значимого смысла, концептуализация действительности осуществляется ими согласно целевому фактору издания: информационное сопровождение деятельности российской бизнес-среды (РБК) либо интеграция медиапотребителей в глобальное информационное пространство («Известия»). Редакционная политика зависит от аудиторного, тематического, целевого факторов, факторов многоканальности и периодичности.
8. Структура головных каналов трансляции медиахолдингов - сайтов WWW.IZ.RU, WWW.RBC.RU- подразумевает нелинейное потребление контента. Асимметричность информации выражена в большей степени у медиаактивов холдинга «Национальная Медиа Группа»; таргетированный характер носят и материалы «Известий», и материалы РБК. Конвергенция активов заключена в слиянии информационных, справочных, прочих услуг; продуктивность дистрибуции вызвана эффектом синергии.
9. Наиболее эффективные стратегии распределения контента,
используемые холдингами: «экономия от мультиформатности» и «перепрофилирование». Первая репрезентирует один и тот же материал всевозможными мультимедийными способами, вторая - переупаковывает контент под определенную рубрику, тематический проект и т. д. РБК использует обе стратегии, «Известия» преимущественно «экономию от мультиформатности». На архитектонику кроссмедийного движения контента влияет специфика каналов трансляции, в «Известиях» и РБК она неидентична: устойчивая у первой и маневренная у второго.
10. Вербальные, иконические, символические знаки образуют на медиаплатформах РБК и «Известий» определенную систему коммуникации, где каждый участник влияет на ее развитие. Медиапотребитель - косвенно, через показатели охвата, глубины скроллинга, и т. д. Журналист - напрямую, используя два модуса конструирования социальной образности: или «конструкцию взгляда» (отбор актуальных сведений), или репликацию (повтор заполучивших широкое внимание медиасобытий). Знак, таким образом, превращается в валюту коммуникации. А фабрики контента - медиахолдинги «РосБизнесКонсалтинг» и «Национальная Медиа Группа» - в поставщиков информации для разных аудиторных групп. Коммерциализация сведений деловыми СМИ приводит к неспецифичной для журналистики утилитарной оценочности медиатекстов: распространению сведений о том, что приносит выгоду, пользу, удовольствие.
11. Функциональную многоуровневость информационному потенциалу визуальных материалов задает методика «игры со смыслом» - double coding. В частности, двойное кодирование отобранных РБК и «Известиями» фотографий осуществлено благодаря наложению иконического и вербального пластов, закадровому контексту, продуманной композиции, интертекстуальной связи. Фотографии не просто демонстрируют объекты, но и: 1) дают зрителю обрести новые формы телесной, психологической, личной идентичности; 2) создают виртуальные пространства; 3) наполняют данность символами; 4) объективизируют индивидуальную (коллективную) память; 5) формируют художественное восприятие мира. Визуальная метафорика РБК, «Известий» базируется на пяти основных формах экспликации сведений: образ-модель, образ-концентрат, образ-факт, образ-понятие, образ-тезис. Зрелищность спецпроектов - следствие сторителлинга, их семантика - следствие концептуальной схемы.
12. Заголовочный комплекс, иконический код, инфографика, 3D-модель, видео 360°, новостной сюжет, кейс, маппинг, подкаст, колоризация составляют инструментарий кроссмедийной выразительности медиахолдингов. Каждое из средств выполняет уникальную функцию: от анонсирования содержания до расстановки акцентов. Три штриха «цифровой каллиграфии» (В. Мансурова) - креолизация, визуализация, играизация - продлевают жизненный цикл медиаконтента и закладывают в журналистский контент высокий эвристический потенциал. Развитие средств кроссмедийной выразительности может пойти по пути исследовательского искусства - сайнс- арта, подразумевающего перебор и объединение уже известных форм «упаковки».
13. В журналистском дискурсе наблюдается дисбаланс между информативной и эмотивной коммуникацией. СМИ переходят от трансмиссионной к экспрессивной модели коммуникации. Активно насаждаются ритуалы как механизмы адаптации к постоянно меняющейся информационной среде, движущая сила которой - usable culture (практикуемая культура). Ее суть: комбинирование разрозненных событий с целью формирования «глобального настоящего» (А. Черных), темпоральное кодирование повседневности, мифологизация реальности. В связи с роботизацией журналистики становится востребован навык транскодинга - перевода одного информационного формата в другой с учетом программного кода технического устройства. Также журналистам вскоре придется научиться адаптировать материалы для предельно узких тематических групп и - что самое сложное - найти «отсутствующую структуру»: оптимальную форму упаковки информации для бытовых приборов.
14. Феномен постмодернистского журнализма в противовес традиционному допускает литературное осмысление фактов, предельный субъективизм, интертекстуальность и прочее. Чрезмерность информационной нагрузки приводит к необратимым когнитивным процессам (клиповое восприятие, пунктирное мышление и т. д.). Медиаобраз становится критерием формализации страт: дробление целевой аудитории изданий на социокультурные группы.
Исследование проблемы визуальных средств кроссмедийной выразительности в современных российских СМИ может быть продолжено с опорой на междисциплинарную методологию. В частности - на психолингвистический, культурологический, философский исследовательские методы. Необходимо обратиться к антропоцентричной 80
сущности журнализма, кардинально пересмотреть компетенции журналистов XXI века и обозреть лучшие практики советских мэтров журналистики. «Девестернизировать» медиаисследования с тем, чтобы обогатить российскую теорию журналистики, пополнить ее новыми гуманитарными концепциями. Наконец, попытаться ответить на вопрос: «Позволяет ли дигитальный, “жидкий” и гибкий, образ, массово и легко повторяемый на уровне воображения, присвоить традиционные модели субъективации и бережно хранимые образцы коллективного действия, воспроизводящиеся в ритуале и совместном солидарном бытии, которые служили культурной матрицей формирования лучших качеств, присущих, например, членам воинского союза или религиозной общины?» [Хайдарова 2017, с. 90-91].
Типология изданий и классификация визуальных средств кроссмедийной выразительности осуществлена в результате мониторинга медиаконтента порталов IZ.RU, RBC.RU. Специфика каналов трансляции медиаконтента, особенности их композиции и архитектоники кроссмедийного движения выявлены с помощью структурно-функционального анализа. Семиотический анализ показал знаки, образующие информационный поток. Семантический анализ раскрыл атрибутивную специфику и визуальную метафорику фотографий РБК, «Известий». В ходе когнитивного анализа были концептуально описаны спецпроекты изданий, в ходе лингвистического - образ адресата публицистических материалов. Средства кроссмедийной выразительности классифицированы с учетом функционального критерия.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Рыночная экономика коснулась всех сторон жизни, и прежде всего - социальной. Журналисты уподобились мастерам на все руки, когда и чтец, и жрец, и продавец. Такой утилитаристский подход в отечественной журналистике был вызван феноменом конвергентности технологий производства информации, в связи с чем изменилась и профессиограмма журналистской деятельности. Теперь журналист - это специалист, который умеет определять не только оптимальный формат подачи информации и владеет навыками создания мультимедийного продукта, но, кроме того, знает, как именно создается контент того или иного типа и каковы особенности его дистрибуции. Работают журналисты согласно конвергентному сценарию - устоявшимся стратегиям производства и распространения контента. На сегодняшний момент их три: мультимедийность, кроссмедийность, трансмедийность. Мультимедийность ориентирована на интеграцию множества форм экспликации сведений (текст, звук, графические элементы, видео, анимация) в одно сообщение; это одна из базовых характеристик медиатекста, расширяющих его функционал. Под «кроссмедийностью» понимают комплексное использование каналов трансляции, а также сам феномен многоканальности издания. Трансмедийная обработка информации нацелена на диверсификацию контента по всем цифровым платформам издания, наиболее удобных для пользователя, а также на интерактивное взаимодействие с ним производителей (трансляторов) контента. Выбор сценария, в свою очередь, зависит от базиса мультимодальности: имеющихся в распоряжении редакции материально-технических ресурсов. Чем их больше, тем выше уровень конвергентности.
2. Среди российских СМИ конвергентных не так много - в основном это крупные медиахолдинги, задействующие возможности разных каналов трансляции (печать, радио, телевидение, Интернет). Вариативность трансляции, или фактор многоканальности, порождает семиотическую разноголосицу, диктуя знаково разные способы упаковки и доставки контента: текстовый, графический, аудиальный, визуальный. Совокупность каналов образует медиасистему, подчиненную регламенту цифрового существования: перевода одной знаковой системы в другую. От качества перевода зависит конверсия посетителей сайта в лояльных читателей (или даже подписчиков) издания.
3. Медиаобраз как полифункциональная единица информации детерминирует канал трансляции (печать, радио, ТВ, интернет), что в конечном итоге влияет на лингвистическую и - шире - паратекстовую архитектуру медиатекста: «вербально-аудиально-визуально-графическое оформление», необходимое для организации информационного потока и позиционирования каждого субъекта речи в этом потоке. Структурообразующие элементы потока - текст как набор буквенных символов и графика как все нетекстовое - зависят от пропускной способности выбранного канала трансляции и придают медиатексту гетерогенную форму (креолизованную, конвергентную, поликодовую). Таким образом решается одна из ключевых проблем медиа XXI века - проблема дистрибуции контента: необходимость его прохождения по всем каналам трансляции издания с учетом семантико-семиотических трансформаций, диктуемых запросами конкретного потребителя информации. Функция маршрутизация контента осуществима благодаря лингвистическому (аппликация языковых фигур речи на цифровую ткань повествования) и функциональному (обращение к техническим конструктам - модусам) способам.
4. Диапазон интерпретации, приемы «цифровой каллиграфии», визуальные фигуры речи составляют категорию кроссмедийной выразительности журналистских произведений: использование вербальных, иконических, аудиальных - экстралингвистических средств в зависимости от пропускной способности канала трансляции и с определенной целью. Центральное понятие категории - визуальный образ корректирует медиаконтент под запросы конкретного потребителя информации. А стохастический характер информации (семиотических потоков, конструируемых журналистом) вызывает синергетический эффект мультимодальности, проявляющийся в активизации метафорического мышления. Практика показывает: наиболее «живучи» те материалы, что содержат как можно больше информационных маркеров - дискурсивных слов, визуальных индексов, эмотивных конструкций. Сообщаемая информация упрощается, журналисты гонятся за количественными «гарантами» популярности (числом просмотров, репостов и пр.). В научный оборот входит понятие «визуальная дислексия» (П. Вирильо).
5. Результат кроссмедийной обработки медиатекста - медиаконтент демонстрирует товарные свойства информации и заключается в исполнении протокола коммуникативно-прагматической нормы, в SEO-оптимизации и добавлении информационных маркеров, в пропуске медиатекста через фильтр эстетической реализуемости. Эти ключевые операции выстраивают архитектонику продаваемости медиатекста. Цифровая природа медиаконтента наделяет его дополнительными, визуально-суггестивными чертами, тогда как внетекстовые структуры (Ю. Лотман) регулируют оптику восприятия авторского смысла. В конечном итоге получается красочно упакованный журналистский продукт.
6. Цифровая технология производства и трансляции массовой
информации приводит к формированию новой конфигурации эстетического поля СМИ: коммерческого постмодернизма. В соответствии с ней формируется и новая медиапотребительская культура аудитории, предпочитающей созерцать «знаки» в красивой обертке. Их производят фабрики контента - медиахолдинги, сложноорганизованные производственные единицы информационного рынка, продуцирующие миллиинформацию (Л. Свитич) - крупные информационные русла для разных аудиторных групп. Структурообразующий принцип медиахолдинга - дистрибуция контента. Производя и продавая его, медиахолдинги наращивают паблицитный капитал: средства, относящиеся к разным видам коммуникации. Обратная сторона медиахолдингов - конвейерное производство, основанное на рутинных, зачастую алгоритмизированных операциях.
7. АО «РосБизнесКонсалтинг» политематические СМИ, транслирующие информацию для разных аудиторных групп. Журналисты изданий мастерски владеют искусством модерации процесса выработки социально значимого смысла, концептуализация действительности осуществляется ими согласно целевому фактору издания: информационное сопровождение деятельности российской бизнес-среды (РБК) либо интеграция медиапотребителей в глобальное информационное пространство («Известия»). Редакционная политика зависит от аудиторного, тематического, целевого факторов, факторов многоканальности и периодичности.
8. Структура головных каналов трансляции медиахолдингов - сайтов WWW.IZ.RU, WWW.RBC.RU- подразумевает нелинейное потребление контента. Асимметричность информации выражена в большей степени у медиаактивов холдинга «Национальная Медиа Группа»; таргетированный характер носят и материалы «Известий», и материалы РБК. Конвергенция активов заключена в слиянии информационных, справочных, прочих услуг; продуктивность дистрибуции вызвана эффектом синергии.
9. Наиболее эффективные стратегии распределения контента,
используемые холдингами: «экономия от мультиформатности» и «перепрофилирование». Первая репрезентирует один и тот же материал всевозможными мультимедийными способами, вторая - переупаковывает контент под определенную рубрику, тематический проект и т. д. РБК использует обе стратегии, «Известия» преимущественно «экономию от мультиформатности». На архитектонику кроссмедийного движения контента влияет специфика каналов трансляции, в «Известиях» и РБК она неидентична: устойчивая у первой и маневренная у второго.
10. Вербальные, иконические, символические знаки образуют на медиаплатформах РБК и «Известий» определенную систему коммуникации, где каждый участник влияет на ее развитие. Медиапотребитель - косвенно, через показатели охвата, глубины скроллинга, и т. д. Журналист - напрямую, используя два модуса конструирования социальной образности: или «конструкцию взгляда» (отбор актуальных сведений), или репликацию (повтор заполучивших широкое внимание медиасобытий). Знак, таким образом, превращается в валюту коммуникации. А фабрики контента - медиахолдинги «РосБизнесКонсалтинг» и «Национальная Медиа Группа» - в поставщиков информации для разных аудиторных групп. Коммерциализация сведений деловыми СМИ приводит к неспецифичной для журналистики утилитарной оценочности медиатекстов: распространению сведений о том, что приносит выгоду, пользу, удовольствие.
11. Функциональную многоуровневость информационному потенциалу визуальных материалов задает методика «игры со смыслом» - double coding. В частности, двойное кодирование отобранных РБК и «Известиями» фотографий осуществлено благодаря наложению иконического и вербального пластов, закадровому контексту, продуманной композиции, интертекстуальной связи. Фотографии не просто демонстрируют объекты, но и: 1) дают зрителю обрести новые формы телесной, психологической, личной идентичности; 2) создают виртуальные пространства; 3) наполняют данность символами; 4) объективизируют индивидуальную (коллективную) память; 5) формируют художественное восприятие мира. Визуальная метафорика РБК, «Известий» базируется на пяти основных формах экспликации сведений: образ-модель, образ-концентрат, образ-факт, образ-понятие, образ-тезис. Зрелищность спецпроектов - следствие сторителлинга, их семантика - следствие концептуальной схемы.
12. Заголовочный комплекс, иконический код, инфографика, 3D-модель, видео 360°, новостной сюжет, кейс, маппинг, подкаст, колоризация составляют инструментарий кроссмедийной выразительности медиахолдингов. Каждое из средств выполняет уникальную функцию: от анонсирования содержания до расстановки акцентов. Три штриха «цифровой каллиграфии» (В. Мансурова) - креолизация, визуализация, играизация - продлевают жизненный цикл медиаконтента и закладывают в журналистский контент высокий эвристический потенциал. Развитие средств кроссмедийной выразительности может пойти по пути исследовательского искусства - сайнс- арта, подразумевающего перебор и объединение уже известных форм «упаковки».
13. В журналистском дискурсе наблюдается дисбаланс между информативной и эмотивной коммуникацией. СМИ переходят от трансмиссионной к экспрессивной модели коммуникации. Активно насаждаются ритуалы как механизмы адаптации к постоянно меняющейся информационной среде, движущая сила которой - usable culture (практикуемая культура). Ее суть: комбинирование разрозненных событий с целью формирования «глобального настоящего» (А. Черных), темпоральное кодирование повседневности, мифологизация реальности. В связи с роботизацией журналистики становится востребован навык транскодинга - перевода одного информационного формата в другой с учетом программного кода технического устройства. Также журналистам вскоре придется научиться адаптировать материалы для предельно узких тематических групп и - что самое сложное - найти «отсутствующую структуру»: оптимальную форму упаковки информации для бытовых приборов.
14. Феномен постмодернистского журнализма в противовес традиционному допускает литературное осмысление фактов, предельный субъективизм, интертекстуальность и прочее. Чрезмерность информационной нагрузки приводит к необратимым когнитивным процессам (клиповое восприятие, пунктирное мышление и т. д.). Медиаобраз становится критерием формализации страт: дробление целевой аудитории изданий на социокультурные группы.
Исследование проблемы визуальных средств кроссмедийной выразительности в современных российских СМИ может быть продолжено с опорой на междисциплинарную методологию. В частности - на психолингвистический, культурологический, философский исследовательские методы. Необходимо обратиться к антропоцентричной 80
сущности журнализма, кардинально пересмотреть компетенции журналистов XXI века и обозреть лучшие практики советских мэтров журналистики. «Девестернизировать» медиаисследования с тем, чтобы обогатить российскую теорию журналистики, пополнить ее новыми гуманитарными концепциями. Наконец, попытаться ответить на вопрос: «Позволяет ли дигитальный, “жидкий” и гибкий, образ, массово и легко повторяемый на уровне воображения, присвоить традиционные модели субъективации и бережно хранимые образцы коллективного действия, воспроизводящиеся в ритуале и совместном солидарном бытии, которые служили культурной матрицей формирования лучших качеств, присущих, например, членам воинского союза или религиозной общины?» [Хайдарова 2017, с. 90-91].



