Визуальная составляющая лонгрида в интернет-изданиях России и США: сравнительный анализ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Лонгрид в системе жанров современной журналистики 7
1.1 Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте 7
1.2 Различные подходы к определению понятия «лонгрид» в современных
исследованиях 22
1.3 Мультимедийность лонгрида: роль визуальной составляющей 35
ГЛАВА 2. Формы и функции визуальной составляющей в современном лонгриде России и США 43
2.1 Специфика лонгридов в интернет-изданиях США 43
2.2 Специфика визуальной составляющей лонгридов в российских
изданиях 72
2.3 Сравнительный анализ использования визуальной составляющей в
российских и американских лонгридах 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Лонгрид в системе жанров современной журналистики 7
1.1 Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте 7
1.2 Различные подходы к определению понятия «лонгрид» в современных
исследованиях 22
1.3 Мультимедийность лонгрида: роль визуальной составляющей 35
ГЛАВА 2. Формы и функции визуальной составляющей в современном лонгриде России и США 43
2.1 Специфика лонгридов в интернет-изданиях США 43
2.2 Специфика визуальной составляющей лонгридов в российских
изданиях 72
2.3 Сравнительный анализ использования визуальной составляющей в
российских и американских лонгридах 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развитие информационных технологий в XXI в. оказало неоднозначное влияние на журналистику и информационную сферу в целом. С одной стороны, появились новые возможности для их развития, включая новые журналистские форматы и жанры, снизились затраты на печать информационных продуктов в связи с возникновением интернет-платформы для публикаций. С другой стороны, технический прогресс привел к появлению непрерывного информационного потока, в котором аудитория попросту «утопает», ввиду чего ей приходится выбирать свой источник информации, а привлечь ее внимание с каждым днем все сложнее. Сегодня медиапредприятия борются за аудиторию не только друг с другом, но и с представителями гражданской журналистики - блогерами и другими пользователями интернета, которые также считают себя в какой-то степени журналистами.
В условиях острой конкуренции профессиональные журналисты вынуждены искать новые методы привлечения аудитории. Здесь они разделяются на два лагеря. Некоторые специалисты полагаются на формат коротких сообщений, утверждая, что аудитория больше не читает длинные тексты и получает информацию в основном из заголовков. Другие, напротив, считают выигрышным формат длинных текстов, снабженных средствами мультимедийного языка - лонгридов. Первая публикация такого формата под названием «Snow Fall», созданная редакцией The New York Times в 2012 г., произвела настоящую революцию в мире мультимедийной журналистики. В дальнейшем этот формат стал популярным, во многом за счет удачного сочетания текстовой и визуальной составляющих. При этом, на наш взгляд, роль второй из них нуждается в дальнейшем изучении, чему и посвящена данная работа.
Степень изученности темы. Несмотря на то, что о лонгридах исследователи говорят с 2012 года, единый подход к лонгриду в научном сообществе пока не выработан. Так, большинство медиаисследователей рассматривает лонгрид как новый формат подачи контента - преимущественно в онлайн-среде (Аникина М.Е., Булаева М.Н., Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю., Латенкова В.М., Самарцев О.Р., Сумская А.С.); другие - как новый жанр журналистики (Бондаренко М.И., Витвинчук В.В., Колесниченко А.В.). Также есть теоретики, считающие лонгрид возродившимся очерком (Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н.). Таким образом, лонгрид, несомненно, представляет значительный интерес для научного сообщества, однако комплексных, объемных исследований на настоящий момент не существует, в частности, по визуальной составляющей лонгрида.
Объект исследования - лонгрид как формат подачи материала в современной журналистике.
Предметом исследования является роль визуальной составляющей в лонгриде и особенности ее использования в России и США.
Цель исследования: выявить специфику и роль использования визуальной составляющей лонгрида в отечественных и зарубежных интернет-изданиях.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к понятию «лонгрид» в современных исследованиях
2. Изучить роль визуальной составляющей лонгрида.
3. Исследовать отечественные и зарубежные материалы на предмет специфики визуального (мультимедийного) аспекта лонгридов.
4. Выявить специфику визуальной (мультимедийной) составляющей лонгрида в российских и американских изданиях.
Эмпирической базой для данного исследования являются десять публикаций в формате «лонгрид»: пять российских лонгридов и пять лонгридов США из нескольких изданий: The New York Times, Complex, Wired, «Коммерсантъ», Forbes.
Методы исследования. В исследовании, помимо общенаучных методов, были использованы системно-структурный и структурно-функциональный анализ для выявления места визуальных элементов в структуре лонгрида и их функций. Кроме этого, частично использовался историко-генетический метод при обзоре причин появления и основных этапов развития такого формата, как лонгрид.
Гипотеза исследования заключается в том, что специфика использования и место визуальной составляющей лонгрида зависит не только от формата издания, но также и от сложившихся в той или иной стране журналистских подходов к теме.
Новизна исследования состоит в сравнении специфики отечественных и зарубежных лонгридов, в первую очередь, места и роли визуальной составляющей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обобщая подходы разных авторов, можно определить лонгрид как новейший формат журналистского произведения, главными отличительными чертами которого являются: объём текстового материала, обилие мультимедийных фрагментов, экспертное понимание темы журналистом, большая глубина погружения в тему и большое количество независимых источников информации.
2. Сегодня создатели лонгридов используют следующие визуальные мультимедийные средства: видеоиллюстрация, видеосюжет, инфографика, статичная иллюстрация, фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи, слайд¬шоу, интерактивный видеосюжет, мультискрипт, SD-модель и другие. Одна из важнейших задач для создателей мультимедийного лонгрида - спроектировать комбинации визуальных элементов и текста, при которой материал получится цельным, где лишь совокупность всех элементов и являет собой рассказанную историю.
3. Сравнение отечественных и зарубежных лонгридов позволило сделать ряд выводов. Основной вывод состоит в том, что, в целом, лонгриды русскоязычных и лонгриды англоязычных СМИ, находятся практически на одном уровне. В то же время можно выделить и ряд особенностей, достоинств и недостатков каждой из сторон.
4. В русскоязычных лонгридах нередко отсутствие сложного web- дизайна, который используют англоязычные СМИ. Кроме того, российские лонгриды еще не используют весь потенциал данного жанра, в частности, формат «повествовательных» лонгридов (выстраивание материала по принципу «сцена за сценой», реальные диалоги, подача материала с точки зрения какого-либо персонажа, показ характерных деталей персонажа). В то же время американской журналистике это направление активно развивается.
5. Англоязычные СМИ заботятся о создании отдельной мобильной версии для своих мультимедийных проектов; в русскоязычных СМИ мобильные версии лонгридов встречаются редко.
6. Налицо ряд отличий в принципах и приемах создания лонгрида, в частности: а) русскоязычные СМИ делают акцент на мультимедийных элементах, пытаясь привлечь читателя визуальной составляющей, в англоязычных СМИ равное внимание удивляется как тексту, так и визуальным мультимедийным элементам; б) цветовое оформление в англоязычных СМИ минималистично: внимание аудитории авторы удерживают не ярким оформлением, а необычным web-дизайном. В российских лонгридах палитра в цветовом оформлении шире: базовыми цветами может являться не только привычный монохром, но и яркие цвета.
7. В то же время сегодня в российской журналистике можно отметить возрастание интереса к данному формату, тогда как для иноязычных СМИ характерно, напротив, некоторое угасание интереса к нему и снижение качественного разнообразия мультимедийных компонентов лонгридов.
В условиях острой конкуренции профессиональные журналисты вынуждены искать новые методы привлечения аудитории. Здесь они разделяются на два лагеря. Некоторые специалисты полагаются на формат коротких сообщений, утверждая, что аудитория больше не читает длинные тексты и получает информацию в основном из заголовков. Другие, напротив, считают выигрышным формат длинных текстов, снабженных средствами мультимедийного языка - лонгридов. Первая публикация такого формата под названием «Snow Fall», созданная редакцией The New York Times в 2012 г., произвела настоящую революцию в мире мультимедийной журналистики. В дальнейшем этот формат стал популярным, во многом за счет удачного сочетания текстовой и визуальной составляющих. При этом, на наш взгляд, роль второй из них нуждается в дальнейшем изучении, чему и посвящена данная работа.
Степень изученности темы. Несмотря на то, что о лонгридах исследователи говорят с 2012 года, единый подход к лонгриду в научном сообществе пока не выработан. Так, большинство медиаисследователей рассматривает лонгрид как новый формат подачи контента - преимущественно в онлайн-среде (Аникина М.Е., Булаева М.Н., Галустян А.А., Кульчицкая Д.Ю., Латенкова В.М., Самарцев О.Р., Сумская А.С.); другие - как новый жанр журналистики (Бондаренко М.И., Витвинчук В.В., Колесниченко А.В.). Также есть теоретики, считающие лонгрид возродившимся очерком (Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н.). Таким образом, лонгрид, несомненно, представляет значительный интерес для научного сообщества, однако комплексных, объемных исследований на настоящий момент не существует, в частности, по визуальной составляющей лонгрида.
Объект исследования - лонгрид как формат подачи материала в современной журналистике.
Предметом исследования является роль визуальной составляющей в лонгриде и особенности ее использования в России и США.
Цель исследования: выявить специфику и роль использования визуальной составляющей лонгрида в отечественных и зарубежных интернет-изданиях.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные подходы к понятию «лонгрид» в современных исследованиях
2. Изучить роль визуальной составляющей лонгрида.
3. Исследовать отечественные и зарубежные материалы на предмет специфики визуального (мультимедийного) аспекта лонгридов.
4. Выявить специфику визуальной (мультимедийной) составляющей лонгрида в российских и американских изданиях.
Эмпирической базой для данного исследования являются десять публикаций в формате «лонгрид»: пять российских лонгридов и пять лонгридов США из нескольких изданий: The New York Times, Complex, Wired, «Коммерсантъ», Forbes.
Методы исследования. В исследовании, помимо общенаучных методов, были использованы системно-структурный и структурно-функциональный анализ для выявления места визуальных элементов в структуре лонгрида и их функций. Кроме этого, частично использовался историко-генетический метод при обзоре причин появления и основных этапов развития такого формата, как лонгрид.
Гипотеза исследования заключается в том, что специфика использования и место визуальной составляющей лонгрида зависит не только от формата издания, но также и от сложившихся в той или иной стране журналистских подходов к теме.
Новизна исследования состоит в сравнении специфики отечественных и зарубежных лонгридов, в первую очередь, места и роли визуальной составляющей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обобщая подходы разных авторов, можно определить лонгрид как новейший формат журналистского произведения, главными отличительными чертами которого являются: объём текстового материала, обилие мультимедийных фрагментов, экспертное понимание темы журналистом, большая глубина погружения в тему и большое количество независимых источников информации.
2. Сегодня создатели лонгридов используют следующие визуальные мультимедийные средства: видеоиллюстрация, видеосюжет, инфографика, статичная иллюстрация, фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи, слайд¬шоу, интерактивный видеосюжет, мультискрипт, SD-модель и другие. Одна из важнейших задач для создателей мультимедийного лонгрида - спроектировать комбинации визуальных элементов и текста, при которой материал получится цельным, где лишь совокупность всех элементов и являет собой рассказанную историю.
3. Сравнение отечественных и зарубежных лонгридов позволило сделать ряд выводов. Основной вывод состоит в том, что, в целом, лонгриды русскоязычных и лонгриды англоязычных СМИ, находятся практически на одном уровне. В то же время можно выделить и ряд особенностей, достоинств и недостатков каждой из сторон.
4. В русскоязычных лонгридах нередко отсутствие сложного web- дизайна, который используют англоязычные СМИ. Кроме того, российские лонгриды еще не используют весь потенциал данного жанра, в частности, формат «повествовательных» лонгридов (выстраивание материала по принципу «сцена за сценой», реальные диалоги, подача материала с точки зрения какого-либо персонажа, показ характерных деталей персонажа). В то же время американской журналистике это направление активно развивается.
5. Англоязычные СМИ заботятся о создании отдельной мобильной версии для своих мультимедийных проектов; в русскоязычных СМИ мобильные версии лонгридов встречаются редко.
6. Налицо ряд отличий в принципах и приемах создания лонгрида, в частности: а) русскоязычные СМИ делают акцент на мультимедийных элементах, пытаясь привлечь читателя визуальной составляющей, в англоязычных СМИ равное внимание удивляется как тексту, так и визуальным мультимедийным элементам; б) цветовое оформление в англоязычных СМИ минималистично: внимание аудитории авторы удерживают не ярким оформлением, а необычным web-дизайном. В российских лонгридах палитра в цветовом оформлении шире: базовыми цветами может являться не только привычный монохром, но и яркие цвета.
7. В то же время сегодня в российской журналистике можно отметить возрастание интереса к данному формату, тогда как для иноязычных СМИ характерно, напротив, некоторое угасание интереса к нему и снижение качественного разнообразия мультимедийных компонентов лонгридов.
Сегодня, по нашему мнению, такой формат, как лонгрид, - одна из самых оптимальных форм представления информации в интернет- пространстве, в которой визуальные мультимедийные средства способствуют «погружению» читателей в материал и помогают углубиться в чтение длинных и порой сложных для восприятия текстов.
Мы рассмотрели различные подходы к понятию «лонгрид» в современных исследованиях, изучили визуальную составляющую лонгрида, исследовали отечественные и зарубежные материалы на предмет специфики визуального аспекта лонгридов, а также выявили специфику визуальной составляющей лонгрида в российских и американских изданиях.
В ходе анализа эмпирической базы были выявлены некоторые закономерности. Как правило, лонгрид создается в жанре очерка, но, кроме этого, используются жанры: комментарий, портрет, аналитическая статья, экспертное и портретное интервью. Часто все эти перечисленные жанры входят как элементы в общий формат лонгрида, то есть лонгрид, как правило, можно отнести к гибридным жанрам в традиционной классификации.
В настоящее время отечественные онлайн-СМИ выгодно отличаются от западных обилием качественных визуальных материалов. В зарубежных визуальных мультимедийных компонентов. Эти компоненты лонгридов, обеспечивающие эстетически привлекательную форму и способствующие лучшему пониманию благодаря своей наглядности, в сочетании с результатом длительного и кропотливого сбора информации и ее тщательного анализа, являются главной специфической особенностью мультимедийных лонгридов и их преимуществом перед другими форматами онлайн-журналистики.
Проанализировав, какие визуальные средства мультимедиа выполняют те или иные функции в мультимедийных лонгридах, мы пришли к следующим выводам:
1) информативными средствами чаще всего становятся фотоэлементы и инфографика;
2) иммерсионными - видеоэлементы и фотоэлементы;
3) иллюстративными - фотоэлементы;
4) навигационными - фотоэлементы и инфографика;
5) интерактивными - фотоэлементы.
Отсюда можно понять, что самая важная визуальная составляющая в мультимедийных лонгридах так или иначе связана с фотоэлементами.
Роль иммерсионного средства могут выполнять видеоэлементы; инфографика; такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд-шоу; аудиоэлементы - подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы - аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик. Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная ЗИмодель.
В завершение работы хотелось бы отметить, что формат лонгрида с продуманным соотношением аудиовизуальной и текстовой составляющих является оптимальным для представления больших объемов информации, длинных и достаточно сложных текстов; служит облегчению их восприятия. Поэтому, на наш взгляд, этот мультимедийный формат имеет большие перспективы.
Мы рассмотрели различные подходы к понятию «лонгрид» в современных исследованиях, изучили визуальную составляющую лонгрида, исследовали отечественные и зарубежные материалы на предмет специфики визуального аспекта лонгридов, а также выявили специфику визуальной составляющей лонгрида в российских и американских изданиях.
В ходе анализа эмпирической базы были выявлены некоторые закономерности. Как правило, лонгрид создается в жанре очерка, но, кроме этого, используются жанры: комментарий, портрет, аналитическая статья, экспертное и портретное интервью. Часто все эти перечисленные жанры входят как элементы в общий формат лонгрида, то есть лонгрид, как правило, можно отнести к гибридным жанрам в традиционной классификации.
В настоящее время отечественные онлайн-СМИ выгодно отличаются от западных обилием качественных визуальных материалов. В зарубежных визуальных мультимедийных компонентов. Эти компоненты лонгридов, обеспечивающие эстетически привлекательную форму и способствующие лучшему пониманию благодаря своей наглядности, в сочетании с результатом длительного и кропотливого сбора информации и ее тщательного анализа, являются главной специфической особенностью мультимедийных лонгридов и их преимуществом перед другими форматами онлайн-журналистики.
Проанализировав, какие визуальные средства мультимедиа выполняют те или иные функции в мультимедийных лонгридах, мы пришли к следующим выводам:
1) информативными средствами чаще всего становятся фотоэлементы и инфографика;
2) иммерсионными - видеоэлементы и фотоэлементы;
3) иллюстративными - фотоэлементы;
4) навигационными - фотоэлементы и инфографика;
5) интерактивными - фотоэлементы.
Отсюда можно понять, что самая важная визуальная составляющая в мультимедийных лонгридах так или иначе связана с фотоэлементами.
Роль иммерсионного средства могут выполнять видеоэлементы; инфографика; такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд-шоу; аудиоэлементы - подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы - аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик. Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная ЗИмодель.
В завершение работы хотелось бы отметить, что формат лонгрида с продуманным соотношением аудиовизуальной и текстовой составляющих является оптимальным для представления больших объемов информации, длинных и достаточно сложных текстов; служит облегчению их восприятия. Поэтому, на наш взгляд, этот мультимедийный формат имеет большие перспективы.
Подобные работы
- Data-журналистика в России: форматы, источники, основные проекты
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности современной музыкальной журналистики (на примере изданий Америки, Великобритании и России)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



