ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕНТАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ 7
1.1. Классификация социальных проблем современности 7
1.2. Ментальность России и Великобритании как детерминанта
освещения социальных проблем в средствах массовой информации 27
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ФОКУСЕ СМИ
РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ 38
2.1. Социальная журналистика СМИ России и Великобритании (на
примере «Медузы» и «The Guardian») 38
2.2. Анализ материалов «Медузы» и «The Guardian» на социальную
тематику 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 152
Журналистика - это всегда закономерный итог развития общества и его культурного наследия. Начиная с античной эпохи, когда появилось то, что в современном мире принято считать газетами, и заканчивая XXI веком, журналистика была неразрывно связана с социальной сферой - одной из наиболее значимых областей журналистской работы является область межличностных и межгрупповых отношений. И, как это часто происходит на практике, описание этих отношений проявляется в большей степени через рассмотрение в прессе всевозможных социальных конфликтов и проблем.
Социальная проблематика в журналистике - один из ее флагманов, обязательная составляющая подавляющего большинства изданий.
Несомненно, освещение социальной проблематики в журналистике было и продолжает оставаться актуальным - об этом свидетельствует с каждым годом усложняющаяся социальная обстановка в обществе.
Этот факт говорит о том, что степень актуальности темы данной выпускной квалификационной работы весьма высока. Кроме того, эта актуальность перманентна и не зависит от совокупности исторических факторов (таких, как геополитическое расположение или исторический период), обуславливающих современность той или иной темы.
Исследование, представленное в данной выпускной
квалицификационной работе, позволяет рассмотреть процесс формирования ряда социальных проблем в историческом и антропологическом контексте, а так же установить ряд принципиально важных отличий в освещении социальных проблем в журналистике разных стран.
Проблема исследования в рамках выпускной квалификационной работы заключается в непостижимости чужой ментальности и, соответственно, невозможности проанализировать тексты иностранных журналистов, соответствующих восприятию аудитории другой ментальности.
Для разрешения этой проблемы необходимо пристальное рассмотрение картины мира людей, живущих в выбранной для исследования стране с антропологической точки зрения. Так же следует пронаблюдать изменение ментальности в историческом контексте, ведь действительное состояние общества есть результат всех происходивших в нем исторических процессов.
Степень изученности проблемы невелика, но стоит упомянуть, что существует множество ученых, в чьих работах так и или присутствует исследования на тему социальной проблематики в том или ином ее проявлении.
Среди них есть как конфликтологи (Ф. Глаззл), так и антропологи (А. Гуревич, представители «школы Анналов»), что показывает, какой многогранной является поставленная в ходе написания выпускной квалификационной работы проблема.
Не стоит забывать и о научном опыте социологов разных школ и поколений (Т. Симонова, М. Вебер, Л. Козер), изучавших социальную проблематику в рамках своей дисциплины.
Но, как было отмечено выше, различные подходы к социальной проблематике в журналистике разных стран до сих пор изучены не очень хорошо, что позволяет данной выпускной квалификационной работе привнести нечто новое в глобальный процесс изучения установленной проблемы.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является современная социальная журналистика.
Предмет исследования - характерные различия в подходе к репрезентации социальных проблем в журналистике разных стран.
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является выделение основных различие в подходе к репрезентации социальных проблем в журналистике разных стран.
В ходе достижения поставленной цели необходимо решить несколько важных задач, среди которых:
> Изучение литературы по теме выпускной квалификационной работы;
> Формирование классификации социальных проблем
современности (написание первого параграфа первой главы работы);
> Описание примерной картины мира современных россиян и британцев при помощи антропологического метода (написание второго параграфа первой главы работы;
> Сбор эмпирического материала по теме выпускной квалификационной работы - журналистских текстов, описывающих те или иные социальные проблемы в каждом государстве;
> Описание действительного состояния журналистики России и Великобритании - на примерах «Медузы» и «The Guardian» (написание первого параграфа второй главы работы);
> Анализ эмпирического материала по теме выпускной квалификационной работы (написание второго параграфа второй главы работы).
Значимость результатов исследования, как уже было указано выше - дополнение совокупности информации, посвященной изучению социальной проблематике в журналистике, способствование развитию научного знания.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав - «Ментальность и социальные проблемы современности» и «Социальная проблематика в фокусе СМИ России и Великобритании».
Первая глава, «Ментальность и социальные проблемы современности», содержит два параграфа:
1. Классификация социальных проблем современности;
2. Ментальность России и Великобритании как детерминанта освещения социальных проблем в средствах массовой информации.
Вторая глава, «Социальная проблематика в фокусе СМИ России и Великобритании», также содержит два параграфа:
1. Социальная журналистика СМИ России и Великобритании (на примере «Медузы» и «The Guardian»);
2. Анализ материалов «Медузы» и «The Guardian» на социальную тематику.
Объем данной выпускной квалификационной работы составляет 157 страниц.
Обобщая все написанное выше, прийти к выводу, что главная проблема данной выпускной квалификационной работы - непостижимость чужой ментальности и, соответственно, невозможности проанализировать тексты иностранных журналистов, соответствующих восприятию аудитории другой ментальности - была разрешена.
В процессе разрешения глобальной проблемы всей работы также были решены поставленные задачи:
> Была изучена литература по теме выпускной квалификационной работы;
> Была сформирована классификации социальных проблем современности (написание первого параграфа первой главы работы);
> Была описана примерной картины мира современных россиян и британцев при помощи антропологического метода (написание второго параграфа первой главы работы;
> Был собран эмпирический материал по теме выпускной квалификационной работы - журналистских текстов, описывающих те или иные социальные проблемы в каждом государстве;
> Было описано действительное состояния журналистики России и Великобритании на примерах «Медузы» и «The Guardian» (написание первого параграфа второй главы работы);
> Был проанализирован эмпирический материал по теме выпускной квалификационной работы (написание второго параграфа второй главы работы).
В процессе анализа материалов «Медузы» и «The Guardian» были выявлены ключевые сходства и различия в освещении социальной проблематики этими двумя изданиями:
Сходства:
> Обращение к группе риска, стремление показать и рассказать историю через призму проблемы наименее защищенных социальных слоев и групп;
> Репрезентация группы риска, попытка вызвать у аудитории эмпатию и сочувствие;
> Выполнение миротворческой и регуляционных функций в
контексте серьезных социальных противоречий.
Различия:
> Характер взаимодействий изданий с властями разнится: в России ряд вопросов замалчивают, в то время как в Великобритании многие социальные проблемы взяты под контроль государства;
> Отношение к проблеме российских журналистов куда более сдержанное, чем у их британских коллег - они часто используют стилистически окрашенные слова и выражения и прочие маркеры личной заинтересованности в разрешении проблемы;
> Для британских изданий так же характерно освещение социальных проблем других государств через призму из ментальности, в то время как проблематика российских изданий сконцентрирована на проблемах внутри страны.
Это подтверждает и иллюстрирует гипотезу, изложенную в первой главе данной выпускной квалификационной работз - социальная проблематика является результатом ряда исторических процессов и формирующейся социокультурной обстановки эпохи, зависит от собирательного образа поколений людей, чья деятельность наиболее активно видоизменяет общество.
1. Greenwald G. Edward Snowden: the whistleblower behind the NSA surveillance revelations / G. Greenwald, E. MacAskill, L. Poitras // The Guardian.
2013. Режим доступа: https: //www. theguardian. com/world/2013/j un/09/edward- snowden-nsa-whistleblower-surveillance (дата обращения: 06.05.2019).
2. History of the Guardian // The Guardian. 2017. Режим доступа:
https: //www. the guardian. com/gnm-archive/2002/jun/06/1 (дата обращения:
05.05.2019).
3. Meduza. Режим доступа: https://meduza.io/ (дата обращения: 12.05.2019).
4. Philippa L. Design Education: Learning, Teaching and Researching Through Design. М.: CRC Press, 2016. 232 с.
5. Phone-hacking scandal: Timeline» // BBC News. 28.02.12. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/uk-14124020 (дата обращения: 06.05.2019)
6. Rubington, E. The Study of Social Problems: Seven Perspectives. М.: Oxford University Press, 2003. 366 с.
7. The Guardian. Режим доступа: theguardian.com (дата обращения: 08.05.2019).
8. The top 500 sites on the web // Alexa. Режим доступа: https://www.alexa.com/topsites/category/Regional/Europe/United Kingdom/News
and Media/Newspapers (дата обращения: 08.05.2019).
9. Verizon. Режим доступа: www.verizon. com (дата обращения: 06.05.2019).
10. Агеева Н. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: общественные науки. 2014. №7. С. 30-39.
11. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. / М.: Издательство ИКАР. 2009, 448 с.
12. Анисов А. М. Современная логика. М.: ИФ РАН, 2002. 273 с.
13. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. 830 с.
14. Баранец В. Парад военной техники и авиации 9 мая 2019 года в Москве // Комсомольская правда. 2019. Режим доступа: https: //www. kp. ru/putevoditel/mo skva/parad-voennoj -tekhniki-i-aviatsii-9-maya/ (дата обращения: 05.05.2019).
15. Баранов А. Кризис советской социалистической системы или влияние распада СССР на общественное реформирование // Бизнес в законе.
2008. №3. С. 32-33.
16. Батенька, да вы трансформер. Режим доступа: https://batenka.ru (дата обращения: 29.04.2019)
17. Бахтуридзе З. Формирование общественного мнения в условиях развивающегося информационного общества // Армия и общество. 2013. №5. С. 22-33.
18. Бердяев Н.А. Парадокс лжи // Электронная библиотека
Одинцовского благочиния. 1999. Режим доступа:
http://www.odinblago.ru/paradoks lzhi (дата обращения: 11.04.2019).
19. Бузунов А. Технология принципиальных переговоров, как эффективный способ разрешения конфликтов // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №6. С. 16-19.
20. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования [СОЦИС]. 1994. №5. С. 96-104.
21. Веллер М. И. Кассандра. М.: АСТ, 2007. 480 с.
22. ВЦИОМ отметил рост интересующихся политикой россиян» //
Pravda.ru. 2016. Режим доступа:
https://www.pravda.ru/news/politics/elections/29-08-2016/1311466-politika-0 (дата обращения: 01.05.2019).
23. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. М.: Духовное познание, 2002. 516 с.
24. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы, М.: Экопрос, 1993, 543 с.
25. Гуревич А.Я. История культуры: бесчисленные потери и упущенные возможности. Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2000. 344 с.
26. Гуревич А.Я. Ментальность как пласт социальной целостности// Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». М.: Наука, 1993. 207 с.
27. Гуревич А.Я. Подводя итоги // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 2000. 256 с.
28. Данакин Н. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. №1. С. 25-32.
29. Дума приняла закон об ограничении доли зарубежных акционеров в СМИ // Интерфакс: новости. 26.09.2014. Режим доступа: http: //www.interfax.ru/russia/399011 (дата обращения: 03.05. 2019).
30. Е. П. Прохоров. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Аспект Пресс., 2003. 351 с.
31. Евстратов А. Э. Генезис идеи социального государства
:Историко-теоретические проблемы : дис. ... канд. юрид. наук : 11.0.05 М.:
Омск, 2005. 234 c.
32. Егорычев А. М. Русские: характер, ментальность, стереотипы поведения /А. Ригер, Е. А.Костина, А. М. Егорычев // Вестник НГПУ. 2013. №6. С. 116-128.
33. Ершов Б.А. Последствия распада СССР / Б. А. Ершов, Е. В. Зименкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №3. С. 20-22.
34. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус. яз. 2000. Т. 1-2.
35. Жуйкова Т. Социальный конфликт как предмет научного
исследования // Вестник ВИ МВД России. 2007. №4. С. 62-69.
36. Иванова Е. Современность как политическая проблема: преодолевая границы модернизационной парадигмы // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2010. №10. С. 160-172.
37. Калинина, О. Этика разрешения конфликтов // Вестник КузГТУ. №5. 2008. С. 125-127.
38. Карелин В. Грани культуры: Актуальные проблемы истории и современности. VIII научная конференция // Вестник РГГУ. 2013. №11. С. 240-243.
39. Касаткина С. Духовный мир российского индустриального города с социально-философской точки зрения // Тамбов: Грамота. 2013. №8. C. 79-81.
40. Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения: 12.05.2019).
41. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс, 1993. 208 с.
42. Мамзин А. Интегративные процессы в современной науке: философско-антропологический аспект // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина.
2014. №4. С. 84-91.
43. Манкевич Д. Менталитет и ментальность: к вопросу о характере и содержании понятий // Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей. 2005. №1. С. 12-19.
44. Назарова Татьяна Владимировна Формы репрезентации
социальной проблематики // Вестник ВолГУ. 2009. №8. С. 103-108.
45. Никифорова Э. Конвенциональные стратегии как способ разрешения коммуникативных конфликтов в юридическом дискурсе // Вестник НВГУ. 2011. №4. С. 252-256.
46. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред.
В. С. Стёпина. М.: Мысль, 2001. Ч. 1-4.
47. Олейник Т. Вся правда о похеренном поколении девяностых //
MAXIM. 2013. Режим доступа:
https://www.maximonline.ru/skills/kids/article/poherennoe-pokolenie/ (дата
обращения: 29.04.2019)
48. Поминов Д. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания граждан России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.
2009. №114. С. 190-204.
49. Попов В. Природа и сущность суеверия // Аналитика культурологии. 2010. №16. С. 99-102.
50. Птичий грипп и грипп птиц. Мутации и меры. Обобщение // РИА Новости. 2006. Режим доступа: https ://ria.ru/20060222/43714778.html (дата обращения: 03.04.2019).
51. Пушкина В. Что значит деструктивный? Деструктивный человек,
деструктивный конфликт // FB.ru. 2016. Режим доступа: http://fb.ru/article/223144/chto-znachit-destruktivnyiy-destruktivnyiy-chelovek- destruktivnyiy-konflikt-destruktivnoe-meilichnostnoe-vzaimodeystvie (дата
обращения: 04.04.2019)
52. Россия лидирует по числу психических расстройств» //
newsru.com. 06.12.2017. Режим доступа:
https://www.newsru.com/russia/30jan2007/russkiepsihi.html (дата обращения: 29.04.2019)
53. Q)ok J. The Weinstein Effect: How A Hollywood Scandal Sparked A Global Movement Against Sexual Misconduct / J. Cook N. Simons// HuffPost. 08.11.2018. Режим доступа: https://www.huffingtonpost.com/entrv/weinstein- effect-global us 5a01 d0e0e4b066c2c03a563b (режим доступа: 29.04.2019).
54. Салихов Г. Глобальные проблемы современности и «Революция сознания» // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №1. С. 667-671.
55. Симонова Т. Структура социальной проблемы и ее анализ // Вестник ЧелГУ. 2009. №18. С. 103-107.
56. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / под ред. А.А. Козлова. М.: КНОРУС, 2005.-368с.
57. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование,
технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование,
мониторинг, менеджмент / отв. ред. Е.И. Степанов. М.: Едиториал УРСС, 2003. 464 с.
58. Такие дела. Режим доступа: https://takiedela.ru (дата обращения: 29.04.2019)
59. Ученые объяснили, почему людей больше интересуют
негативные новости» // «Электронная газета «Век». 2015. Режим доступа : https://wek.ru/lyudej-bolshe-interesuyut-ploxie-novosti-a-ne-xoroshie (дата
обращения: 01.05.2019).
60. Фролова С. Социокультурные проблемы повседневности в условиях глобализации // Власть. 2012. №2. С. 9-13.
61. Хромова Е. А. Я. Гуревич и история ментальностей // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2014. №1. С. 163-168.
62. Чащин Е. Формирование представлений о глобальных проблемах современности в информационном обществе и источники спекуляций на этой теме // Вестник Пермского университета. 2013. №1. С. 341-346.
63. Шувалов В. И. Основатели школы «Анналов»: Марк Блок, Люсьен Февр и становление исторической антропологии // Психоистория, историческая психология и проблемы методологии. 2014. Режим доступа: http://psychohistory.ru/articles/annales school founders.html (дата обращения: 27.04.2019).
64. Ярцева К. Понятие «Картина мира». Адаптивная функция картины мира // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №4. С. 87-90.
65. Cooper Jilly. Class: A View from Middle England, London, М.: Methuen, 1979. 283 с.
66. Darendorf, R. Soziale Klassen und Klassenconflict in Industrialen Geseell-schaft. М.: Steiner, 1959. 289 c.
67. Fox K. Watching the English: The Hidden Rules of Behaviour. М.: Hodder and Stoughton, 2004. 157 с.
68. Fromm E. Escape from Freedom. М.: Avon Books, 1966. 301 с.
69. Merton R. Contemporary Social Problems. М.: Brace and World, 1996. 754 с.