ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ЧАСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Сущностные характеристики виртуального музея как части
современной культуры 8
1.2 Методологические подходы к изучению феномена виртуального
музея 20
1.3 Современные технологии и подходы к разработке виртуального
музея 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА WEB-ДИЗАЙНА МУЗЕЙНОЙ КОМПОЗИЦИИ 43
2.1 Анализ аналогов виртуальных музеев 43
2.2 Структурно-содержательная модель проектирования концепции
виртуального музейного комплекса 54
2.3 Этапы разработки web-дизайна музейной композиции 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ I. АНАЛОГИ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.БРИФ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ III. ЭСКИЗНЫЕ ВАРИАНТЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ ГУ.ЭТАПЫ РАБОТЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ У.ИТОГОВЫЙ ВАРИАНТ 96
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению привычных реалий при их отражении в виртуальном пространстве. Технологии вторглись во все аспекты современного общества, предоставляя общественности мгновенный доступ к информации и возможность людям свободно публиковать свои личные рассказы, мысли и фотографии. Это заставляет культурные учреждения эффективно использовать технологии для создания цифровых идентичностей, которые вдохновляют на значимые посещения нынешних и будущих посетителей музеев. Именно с помощью технологий учреждения культуры могут взаимодействовать с более разнообразной общественностью, укрепляя цель и миссию учреждения.
Виртуальный музей может способствовать социальной интеграции, расширяя доступ к обществу в целом, представляя художественные и культурные выражения и информацию людям, которые не могут посетить музей в физическом пространстве. Толчком к продвижению новых музейных форм послужила ситуация с пандемией Covid-19.
Пандемия коронавируса Covid-19, как показал опыт функционирования музеев в критичных ситуациях, нарушила привычные режимы и протоколы работы, например, в сфере стратегического планирования, но при этом вызовы самоизоляции активизировали деятельность по развитию различных форм музейных коммуникаций. Как, в своей речи заметил глава Союза музеев России М. Пиотровский, в условиях мировой пандемии и паники доступность как одна из важных музейных функций «временно переходит в online, что вполне соответствует духу времени».
В течение нескольких недель изоляции культурные инициативы государственных музеев на закрытие их физических объектов, вызванное пандемией COVID-19 не прекратились, а, наоборот, произошел резкий рост онлайн-культурных материалов и инициатив, осуществляемых через социальные сети, когда музеи удвоили свою онлайн-активность. Такую как, онлайн-активности в социальных сетях, тип и объем контента, публикуемого музеями на своих веб-страницах в социальных сетях. Музеям, не способным открыть свои двери для посещающей публики, пришлось воспользоваться единственным вариантом распространения культуры и знаний с помощью онлайн-средств. Этот путь привел к ускорению процессов цифровой трансформации и если на первом этапе это были социальные, то постепенно музеи стали разрабатывать и усовершенствовать свои собственные виртуальные площадки.
Несмотря ни на что, какую бы форму не принимал музей его главной целью является сохранение культурных ценностей и предоставление доступа к культурному наследию. Задача предоставления доступа к культурному наследию решается различными способами, самый распространенный - это организация различных выставок. Но выставка - это мероприятие локальное, и, как правило, не постоянное. Виртуальный музей или экспозиция это всё же новый вид реальности, которая разрывает представления о музее в целом, его функциях и особенностях. Экспозиции такого музея не ограниченны временными рамками, особенностями помещения музея, вместительностью его залов. Эта свобода выбора уникальна для виртуального музейного пространства.
Меняются роль музея и содержание его отдельных функций в современном динамичном социокультурном развитии: «В современном мире на первый план выходит социальная функция музея. Все большее значение он приобретает в качестве культурного и образовательного пространства, места проведения досуга для всей семьи».
Технологические достижения, которые стали областями, представляющими особый интерес, позволяют использовать сложные инструменты для предоставления музейной информации и создания виртуальных музеев или виртуальной музейной выставки различными способами.
Используя информационные технологии, музеи смогли гораздо более организованно обрабатывать информационное измерение и сделать его доступным в цифровых коллекциях, которые объединены с физическими коллекциями. Таким образом, формируется «пакет информации об объекте», поэтому музейный объект вообще не является физической вещью, а включает в себя весь пакет-композит, в котором вещь является лишь одним элементом в молекуле взаимосвязанных, одинаково важных, частей информации. Преимущества этой комбинации очевидны; это привело к “нынешнему, действительно доминирующему мнению в музейных исследованиях и практике, что музей - это информация, и что объект является лишь частью - и не всегда существенной частью-этой информационной культуры.
Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением задачи просвещения, так как виртуальный музей доступен из любой точки мира, где есть Интернет.
Цель исследования - разработка web-дизайна музейной композиции Иоанно - Богословского храмового комплекса г. Барнаула
Задачи исследования:
• Проанализировать существующие виртуальные музеи;
• Сформировать основные требования к виртуальному музею;
• Собрать текстовую и графическую информацию о музейной композиции Иоанно - Богословского комплекса;
• Разработать дизайн и структуру виртуального музейной композиции Иоанно - Богословского храмового комплекса.
Объект исследования - виртуальная выставочная экспозиция.
Предмет исследования - виртуальная выставочная экспозиция Иоанно - Богословского храмового комплекса.
Общетеоретическую базу исследования сформировало понятие виртуальных музеев как неотъемлемой части современного музейного пространства, а также необходимость определить структуру виртуального музея. На теоретическую и методологическую базу исследования оказали влияние: теории постиндустриального и информационного общества,
касающиеся этапов истории современной культуры, а также их тесной связи с влиянием информационных технологий (Д.Белл, Ж. Бодрийяр, Д. Ваттимо, Э. Гиденс, М. Кастельс, Ж.Ф. Лиотар, А. М. Маклюэн, М.Постер, Э. Тоффлер, Л.Уайт, Ю.Хабермас, М. Фуко, Г. Шиллер, У. Эко); теории работоспособности интернета как непрерывного информационного канала и его общественных функций (3. Бауман, М. Кастельс); теории мультимедиа, анализирующие исходные трудности интерактивных систем (В. Беньямин, Г.Лассвелл, М.Маклюэн); основные теоретические положения, психологические особенности восприятия виртуального пространства с точки зрения устройства человека, (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Дж. Келли); среди концепций, формирующих основы современного представления о культуре и закономерностях ее развития, значимыми являются исследования С.С. Аверинцева, A.A. Аронова, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, B.C. Библера, В.В. Бычкова, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.М. Межуева, А.Я. Флиера и др.
Методология исследования. Поставленные задачи требуют широкой методологической базы, включающей подходы как общие, так и специальные научные. Проблема, обозначенная в исследовании, носит
междисциплинарный комплексный характер и требует привлечения исследовательского инструментария как гуманитарных, так и технических областей.
Установлены культурологические характеристики специфики исследования, обуславливающие методологические подходы к её изучению. Такими характеристиками являются: высокая степень количественной и качественной изменчивости; широкая доступность исходных данных, не требующих для своего исследования создания специальных экспериментальных условий; структурное, функциональное и содержательное многообразие, синтезированное в информационное единство; сочетание универсальных параметров и локальной национально- региональной специфики; интегративный, многоаспектный характер объекта исследования - виртуальных музеев; определено понятие «виртуальный музей».
Поэтому виртуальный музей - не только работает с объектами, которые формируют их коллекции, как предполагают «Ключевые концепции музеологии», но и с цифровыми объектами из других коллекций и музеев, которые вписываются в контекст или фокус. Таким образом, «виртуальный музей» выходит за рамки оцифровки ресурсов любого отдельного музея и превращается в сотрудничество, объединяющее ресурсы нескольких учреждений, а также ресурсы частных граждан. Определение виртуального музея-непростая задача, поскольку общего согласия относительно правильного названия даже не существует. Параллельно используется несколько терминов, таких как цифровой музей, электронный музей, онлайн- музей, музей гипермедиа, веб-музей или музей киберпространства. Такой широкий диапазон терминологии обусловлен разнообразием
задействованных дисциплин: информатика, искусствоведение и
информатика, музееведение и связанные с музеями дисциплины, такие как археология, искусство, история и естественные науки, которые часто разрабатывали конкретные и независимые идеи виртуального музея.
Практическая значимость дипломной работы - данные виртуальной музейной композиции Иоанно-Богословского комплекса могут быть использованы в высших учебных заведениях, студентами, изучающими историю края, специалистами, работающими в сфере исследования колокольного искусства, а также всеми кому интересна данная тема.
Доверие к виртуальным музеям расширяется в современных реалиях. Поскольку “виртуальные музеи основаны на реальных физических коллекционных объектах, виртуальный музей можно рассматривать как расширение физического музея в цифровую сферу. Поэтому виртуальные музеи всегда будут иметь тесные связи с традиционными музеями. Таким образом, даже будучи коммуникационным продуктом, виртуальный музей опирается на силу термина «музей», потому что как только термин «музей» сформулирован, возникает чувство доверия вместе с впечатлением, что контент был профессионально собран, куратором и представлен в традициях музея.
Ещё начиная с 19 века интерактивность стала использоваться в музеях в качестве метода экспозиции. Первый пример был в Берлине, где зрители активировали модели. В технологических средах, где использовались экспериментальные методы, пользователи должны принимать решения, получать обратную связь в ответ и находить различные мысли. Кураторы использовали различные методы экспозиции, такие как видеопроекции, световые и звуковые шоу, моделирование и т.д. Начиная с тех лет и в настоящее время виртуальность гораздо более распространена в музеях. Виртуальность используется не только для эффективной выставки, но и для расширения доступности. Сегодня требования, предъявляемые музеями, принимаются как общее мировое наследие, поэтому многие музеи оцифровывают свои материалы.
Посетители XXI в. привыкают к новой музейной коммуникации, они ожидают от музея различных интерактивных проектов погружающих в реальность выставки. Приходя на выставку ставят перед музеем. Музеи активно откликаются на это, и разрабатывают для аудитории множество медиа проектов. В следствии психо-когнитивных особенностей сегодняшнего общества, пресыщенности информации, клиповости сознания, музейные организации привлекают посетителя в активный диалог, делают его участником действа. Так активное участие музеев в сети делает возможным участие в онлайн лекциях из любой точки земного шара в беседах, различных музейных мастер-классах.
Виртуальный музей позволяет сохранить многочисленную архивную информацию, которая обладает высокой ценностью и трудностью хранения. Как правило большинство документов хранится на бумажных или магнитных носителях и со временем может быть утрачена. Виртуальный музей расширяет возможности по сохранению ценной информации и части коллекции, что так актуально для реальных музеев. При этом возможности и пространство для хранения любой информации в виртуальном музее фактически не ограничено
На сферу искусства/культуры и, в частности, на музеи, несомненно, повлияло быстрое развитие новых технологий и механизмов взаимодействия, особенно через веб-сервисы и социальные сети. В этой связи веб-сайты играют важную роль в всестороннем продвижении идей, понятий и образовательных элементов культурного наследия [2].
Многие исследования показали, что хороший веб-сайт может на самом деле увеличить желание физически посетить музей, чтобы найти больше информации о нем [54]. Действительно, исследования веб-сайтов показывают, что физическое и онлайн-посещение музея действуют как взаимодополняющие друг друга. Этот характер веб - сайта также подтверждается использованием мобильных технологий. Также, Том- Сантелли и др. обнаружили, что карманные музейные гиды диктуют особые способы навигации и знакомства с музеем.
Цифровизация повлияла на музеи так же, как и на нашу повседневную жизнь. Новая концепция музеологии и виртуальные музеи изменили отношения между общественностью и музеями. Обсуждаются инновации и преимущества виртуальности в музеях, а также ее недостатки, и осознается, что виртуальные музеи могут быть очень полезны. Для анализа виртуальных музеев были выбраны различные виртуальные музеи. Видно, что наличие виртуальных музеев воплощено в жизнь различными способами, на это влияет множество факторов, как возможности музея, целевая аудитория и цели создания сайта. Виртуальные музеи могут компенсировать отсутствие доступа к произведениям искусства множества посетителей и усилить положение государства в отношении современных музеев. Особенно в связи с увеличением использования компьютеров в образовании виртуальные музеи могут чаще использоваться для получения информации. Технологии и цифровизация затрагивают многие области, и передача информации в музеях является одной из таких областей. Музеи показали большой сдвиг в работе над созданием и развитием виртуальных музеев. Виртуальные музеи могут быть сгруппированы по различным отраслям в соответствии с их целями, общими зрителями и контентом, но в основном все они работают с одной и той же целью-делиться мировым наследием. Были представлены, проанализированы и сравнены виртуальные музеи, которые все имеют разные структуры и типы контента. В результате улучшения положения виртуальных музеев прогнозы оказались многообещающими, и они могут быть очень полезны для повышения общественного внимания и доступности музеев.
Виртуальные музеи обогащают музейный опыт, позволяя интуитивно взаимодействовать с виртуальными музейными артефактами. Сравнение между реальными и виртуальными музеями показывает, что все еще существуют важные проблемы, которые необходимо решить виртуальным музеям. Необходимо обеспечить хорошее сотрудничество между специалистами по культурному наследию (кураторами музеев, историками, археологами и т.д.) и специалистами в области информатики для достижения оптимальных результатов и во избежание зависимости от программного обеспечения, производимого на рынке, и для продвижения программного обеспечения с открытым исходным кодом, которое может быть произведено с помощью специалистов по культурному наследию. Виртуальные музеи не могут и не намерены заменять музеи, обнесенные стенами. Их можно охарактеризовать как «цифровые отражения» физических музеев, которые не существуют сами по себе, но действуют взаимодополняюще, становясь продолжением выставочных залов физических музеев и вездесущим источником идей, концепций и сообщений реального музея.
В результате проделанной работы был разработан сайт выставочной экспозиции Иоанно - Богословского храмового комплекса. Благодаря эффективному дизайну, сайт виртуального музея в конечном итоге достиг сочетания виртуальной выставки с производительным сайтом. В дополнение к достижению различных видов экспонатов музейных коллекций в различных локациях, виртуальный музей предоставляет дополнительную информацию о конкретных коллекциях, а также экспонатах. Кроме того, в соответствии со специализацией, музея колоколов, виртуальный музей демонстрирует различные виды колоколов и их внешний вид. Завершение всего веб-сайта виртуального музея потребовало не только использования методов многих программных средств, но и знаний анализа и аналитики.
Таким образом, посещение музеев и других физических экспонатов, относящихся к прошлому, является важной частью культурного наследия. Музеи, как и все другие достопримечательности в культурном секторе, используют Интернет для привлечения посетителей и получения признания и видимости. Цель виртуальных музеев и экспозиций проявить специфические направления работы музея, более глубоко познакомить посетителя с музейными фондами. Так расцветает новая функция музея - виртуальная коммуникация. В итоге получившееся пространство музея способствует популяризации среди посетителей, а также актуализируется сам музей.
1. Battro, A.M. From Malraux’s Imaginary Museum to the Virtual Museum/ A.M. Battro// Museums in a Digital Age/ R. Parry (ed.). - Routledge, 2010. - P. 136.
2. Bowen, J.P. A Brief History of Early Museums Online/ J.P. Bowen. - The Rutherford Journal. - 2018. - Volume 3 [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rutherfordjournal.org/ article030103.html;
3. Schivinski, B., D^browski, D. The Effect of Social-Media Communication on Consumer. Perceptions of Brands/ B.Schivinski, D. D^browski. - Gdansk, 2013. - 20 p.
4. Абзалова, А. А. Виртуальный музей в докомпьютерную эпоху/ А. А.
Абзалова// Вопросы методологии. - 2017. - №2 (16). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-muzey-v-dokompyutemuyu-epohu (дата обращения: 23.04.2021)
5. Андреева, И.В. Парадигмальный подход в музеологии и
интегративная методология П. Ван Менша/ И.В. Андреева// Вестник ЧГАКИ. - 2016. - №1 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmalnyy-
podhod-v-muzeologii-i-integrativnaya-metodologiya-p-van-mensha (дата
обращения: 20.02.2021)
6. Баканов, Арсений Сергеевич. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход [Текст] : [монография] / А. С. Баканов, А. А. Обознов ; Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 182 с.
7. Бирюкова, М.В. Музей воображаемый vs музей реальный: концепции гипотетических музеев второй половины ХХ века/ М.В. Бирюкова// Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №3 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-voobrazhaemyy-vs-muzey-realnyy- kontseptsii-gipoteticheskih-muzeev-vtoroy-poloviny-hh-veka (дата обращения: 23.03.2021)
8. Василина, Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры/ Д.С. Василина// Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №3 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-muzey-kak- fenomen-sovremennoy-kultury (дата обращения: 10.05.2021)
9. Виртуальный музей// Российская музейная энциклопедия
[электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.museum. ru/rme/sci virt.asp?2
10. Вяткина,Ю.Д. Виртуальный музей как PR-средство/ Ю.Д.
Вяткина//Человек в мире культуры. - 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnyy-muzey-kak-pr-sredstvo (дата
обращения: 19.03.2021)
11. Гиниятова, Е.В. Трансформация музейного пространства в условиях
новых визуальных стратегий/ Е.В. Гиниятова, Е.Е. Ройз// Известия ТПУ. -
2013. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-muzeynogo- prostranstva-v-usloviyah-novyh-vizualnyh-strategiy (дата обращения:
05.04.2021)
12. Дергачев, Константин Владимирович. Проектирование пользовательского интерфейса [Текст] : учебное пособие / К. В. Дергачев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Брянский государственный технический ун-т. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2017. - 127 с.
13. Жукова, Н.М. Новые тенденции в музеологии/ Н.М. Жукова// ВМ. -
2017. - №1 (15). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-tendentsii-v-
muzeologii-referat (дата обращения: 20.02.2021)
14. Зиновьева, Ю.В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации/ Ю.В. Зиновьева// Вестник СПбГУК. - 2013. - №3 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-kommunikatsii-muzeya- 20-let-postsovetskoy-transformatsii (дата обращения: 17.04.2021)
15. Катина, Н.П. Динамика музейного продукта в современных культурных средах/ Н.П. Катина. - М., 2012- 214 с.
............................