Глава 1 Методы проектирования и типология рекомендательных систем 8
1.1 Классификация типов рекомендательных систем 8
1.2 Рекомендательные системы для прослушивания музыки: мировой опыт 12
1.3 Теоретические основания проектирования рекомендательной системы на
основе связи музыки, эмоций и цвета 17
Глава 2 Разработка музыкальной рекомендательной системы на основе связи
музыки, эмоций и цвета 20
2.1 Разработка дизайн-концепции и функциональных возможностей
интерфейса рекомендательной системы 20
2.2 Применение веб-технологий в проектировании рекомендательной
системы 26
2.3. Разработка веб-приложения музыкальной рекомендательной системы 44
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 52
Приложения 58
Информационное пространство - пространство, в котором создается, хранится, перемещается и потребляется информация.
Результатами цифровизации культуры становится как возникновение принципиально новых областей в информационном пространстве, ранее не существовавших и появившихся изначально исключительно в цифровой среде, не имея аналогов ранее, так и “оцифровка” уже существующих областей, т.е. переход их в цифровую форму.
В контексте музыкальной культуры цифровые технологии затронули одновременно все три аспекта соответствующего ей информационного пространства: создание, хранение, перемещение и потребление.
Создание музыки. Появление АЦП (аналогово-цифровых
преобразователей) помогли перевести звуки и записи звуков инструментальных партий аналоговых инструментов в цифровую форму. Также появились цифровые инструменты - либо копии аналоговых инструментов, либо изначально цифровые. Перевод аудиозаписей инструментальных партий в цифровую форму позволил манипулировать ими с помощью специализированных прикладных программ для ЭВМ: то есть совершать над ними операции редактирования, микширования, наложения эффектов, сведения и так далее.
Хранение музыки. Будучи переведенной или созданной в цифровой форме, музыка хранится также в цифровой форме, которая защищает аудиозапись от старения, связанного с механическим и другими видами износа аналоговых носителей. Хранение музыки в цифровой форме позволило на несколько порядков сократить физическое пространство, а также связанные с его обслуживанием издержки, по сравнению с хранением музыки на аналоговых носителях.
Перемещение музыки. С появлением сети интернет, особенно с появлением и масштабным распространением широкополосного доступа, доставка музыкальных аудиозаписей стала задачей простой, быстро решаемой и не требующей значительных издержек, связанных с перемещением аналоговых носителей или потерями качества при передачи в виде аналогового сигнала.
Потребление музыки. С развитием АЦП (аналогово-цифровых преобразователей) развивались и качественные ЦАП (цифро-аналоговые преобразователи), которыми теперь оснащены не только специализированные устройства для воспроизведения музыки, но и широкий спектр устройств, в том числе портативных: настольные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны. И все они могут быть подключены к сети интернет, из которой могут получать для дальнейшего хранения и воспроизведения музыкальные аудиозаписи.
Таким образом, цифровизация информационного пространства способствовала не только лавинообразному росту количества аудиозаписей, так как удешевила и сделал более доступным их создание и потребление, но и удешевила и упростила их хранение и доставку.
В связи с этим изменилась и структура потребления музыки. Ранее человеку были доступны только те музыкальные композиции, которые транслировались на телевидении, радиостанциях, а также продавались в традиционном магазине. То есть человеку либо вообще невозможно было выбирать - кроме как переключаясь с одного теле- или радиоканала на другой, либо его выбор ограничивался вместимостью полок магазина. И то и другое обстоятельство: ограниченность эфирного времени теле- и радиостанций, а также ограниченность пространства магазина сделала актуальным систему общеизвестных звезд и хитов, которые пользовались широким и активным спросом у публики.
С цифровизацией музыкальной индустрии стало рентабельным размещать на уже виртуальных “полках” интернет-каталогов не только записи самых известных групп и исполнителей, но и малоизвестных, которые, как мы помним, получили простой доступ к записи и самопубликации благодаря цифровизации.
Для рынка музыкальных аудиозаписей стала актуальной структура потребления, называемая ’’Длинным хвостом”, концепцию которой Крис Андерсон сформулировал в 2004 в своей одноименной работе. Суть концепции сводится к тому, что, когда потребителю стали доступны уже не тысячи, а миллионы музыкальных записей, то структура потребления сместилась от фокуса на хитах и звездах к намного менее известным музыкальным записям. И, если «в традиционной рознице 1 тыс. самых популярных альбомов составляет примерно 80% всего рынка, то в среднем розничном магазине, который предлагает лишь часть доступных дисков, 100 самых популярных альбомов могут привлекать более 90% продаж». То в интернет-пространстве «те же самые альбомы составляют менее трети рынка. Можно сказать, что половина рынка в Сети представлена альбомами, менее популярными, чем первые 5 тыс.» [41, с. 140]
Подобно тому, как поисковые машины, такие как Яндекс, Google и другие, помогают пользователям ориентироваться в огромном количестве разнородной информации, представленной на интернет-страницах, актуальными стали и специализированные поисковые и рекомендательные системы, которые помогают навигации пользователей в огромном количестве музыкальных аудиозаписей.
Очевидно, что такая специальная рекомендательная система должна учитываться особенности предметной области (за исключением систем, основанных на механизме коллаборативной фильтрации), но уже даже категоризация по жанрам и стилям не может решить проблемы, как о том замечает Кристофер Ихихо: «...введите в поисковую систему какой-либо музыкальный стиль, например, acid house, rock. Вы получите в результате огромный список из множества названий, где не будет видно никаких отличительных особенностей для каждого отдельного названия. “Ну, рок, ну, название...” — и что возникает? “Я не буду скачивать 1000 mp3 неизвестных мне групп”» [41, с. 153].
Ю. В. Стракович в работе “Цифролюция” дает подробный анализ ситуации, сложившейся в музыкальной индустрии, и поднимает проблему навигации и поиска в с каждым днем возрастающем количестве доступных интернет-пользователю музыкальных композиций. К. Фальк в книге “Рекомендательные системы на практике” приводит обширный набор оснований и критериев, по которым могут быть классифицированы рекомендательные системы. Б.А. Базыма, Петренко В.Ф.в своих работах исследуют вопрос взаимосвязи эмоций и цвета. В.М. Элькин в книге “Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней” приводит таблицу соответствия музыкальные тональностей и цветам восьмицветового субтеста цветового теста Макса Люшера. Д.Ж. Паттон, Л. Розенфельд, Вигерс К., Кесенбери У., М. Кой в своих трудах раскрывают вопрос проектирования пользовательского опыта в том числе через составление пользовательских и функциональных требований.
Мардан А, А.М. Шор,В.Н. Гридин, А. Бэнкс в своих работах раскрывают характеристики и особенности новой технологии для обмена данными между веб-серверной и клиентской частью веб-приложения GraphQL. Особенности платформу Node.js представлены в работах «Серверный ДауаЗспр! - преимущества и недостатки Nocle.js»HJ[. Чепегина, «Программная платформа Node.js» А.Н. Долгова и книгах «Изучаем Node.js» Ш.Паурса, «Веб-разработка» с применением Node и Express» И. Брауна.
Объект исследования: информационные рекомендательные системы.
Предмет исследования: особенности проектирования музыкальной рекомендательной системы.
Цель исследования: проектирование информационной структуры и интерфейса веб-приложения музыкальной рекомендательной системы на основе взаимосвязи "музыка-эмоции-цвет".
Задачи исследования:
1. обзор типов рекомендательных систем, их классификация
2. изучение ближайших аналогичных музыкальных рекомендательных систем
3. выбор и анализ принципа, лежащего в основе рекомендательного механизма системы: взаимосвязи музыки, эмоций и цвета
4. формулирование требований к создаваемой рекомендательной системе и разработка дизайна рекомендательной системы
5. выбор оптимальных веб-технологий для создания
рекомендательной системы
6. Разработка веб-приложения музыкальной рекомендательной системы
Методология исследования.
При написании ВКР были использованы теоретические методы научного исследования:
1. анализ литературы по данной тематике
2. теоретический анализ проблематики
3. моделирование: создание прототипов и шаблонов будущего интерфейса веб-приложения
4. логический метод
5. Сравнительные анализ: сравнение различных типов
рекомендательных систем и аналогичных рекомендательных систем
6. Феноменологический при исследовании семантики цвета и его взаимосвязи с эмоциями и музыкой
В ходе работы были выявлены и рассмотрены основные типы рекомендательных систем, изучены ближайшие аналоги музыкальных рекомендательных систем, был выбран и обоснован принцип, лежащий в основе разрабатываемой музыкальной рекомендательной системы: взаимосвязь музыки, эмоций и цвета.
Этап проектирования музыкальной рекомендательной системы начат с этапа разработки дизайнерского решения: была выбрана тема космоса в качестве концептуальной метафоры для интерфейса музыкальной рекомендательной системы, а также было найдено и применено оптимальное графическое решение - стиль неоморфизм, который позволил сохранить особую роль цвета, которую он играет в приложении: не оформительскую, но контентную.
На этапе разработки была учтена специфика разрабатываемой музыкальной рекомендательной системы: высокая нагрузка в плане количества одновременных соединений пользователей, сочетающаяся с тем, что серверная часть веб-приложения не производит сложных вычислений и расчетов. Как итог для реализации веб-серверной части веб-приложения была выбрана программная платформа Node.js, а в качестве технологии обмена данными между клиентской и серверной частями веб-приложения была избрана не традиционная архитектура REST, а новая и современная технология GraphQL, которая снижает нагрузку как на сервер, так и на сеть, оптимизируя обмен данными между сервером и клиентом за счет интеллектуального механизма выборки и компоновки данных при запросе.
Разработанная музыкальная рекомендательная система может применяться не только как развлекательная медийная платформа, но и послужить средством сбора фактического материала для дальнейшего изучения взаимосвязи музыки, эмоций и цвета.
Так же в перспективе, при все большем и большем наполнении базы данных рекомендательной системы, возможно применить алгоритмы анализа больших данных и машинного обучения для выявления новых закономерностей и частичной автоматизации работы системы в плане сопоставления последовательностей цветов с музыкальными композициями.
1. Анализ технологий веб-программирования для создания модулей визуализации и выгрузки данных информационных систем / Д. А.Данилин, Я. В. Зиновьев, К. М. Кузьмин - Текст: электронный // Вестник Пензенского государственного университета - 2019. - № 3. - С. 76-79. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-tehnologiy-veb-programmirovaniya-dlya- sozdaniya-moduley-vizualizatsii-i-vygruzki-dannyh-informatsionnyh-sistem
2. Базыма, Б. А. Психология цвета: Теория и практика / Б. А. Базыма. - Москва: Речь, 2005. - 200 с.
3. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - Москва: Политиздат, 1988. - 496 с.
4. Браун, И. Веб-разработка с применением Node и Express. Полноценное использование стека JavaScript / И. Браун. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 336 с.
5. Бэнкс, А. GraphQL: язык запросов для современных веб-приложений. / А. Бэнкс, Е. Порселло. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 240 с.
6. Вигерс, К. Разработка требований к программному обеспечению / К. Вигерс, Д. Битти. - Москва: Русская редакция, 2014. - 736 с.
7. Гарретт, Дж. Веб-дизайн: книга Джесса Гарретта. Элементы опыта взаимодействия / Дж. Гарретт. - Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2008. - 192 с.
8. Гринберг, С. UX-дизайн. Идея - эскиз - воплощение /С. Гринберг, Ш. Карпендэйл, Н. Маркардт, Б. Бакстон.- Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 272 с.
9. Гультяева, А. К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса/А. К. Гультяева, В. А. Машин. - Санкт-Петербург: КОРОНА принт, 2010. - 352 с.
10. Дашкевич, В. С. Теория интонации / В. С. Дашкевич. - Москва: Вест- Консалтинг, 2010. - 186 с.
11. Егерев, К. Этой кнопке нужен текст: O UX-писательстве коротко и понятно / Кирилл Егерев. - Москва: Альпина Паблишер, 2021.- 187 с.
12. Использование ReactJS в современной web-разработке / А. А. Сучков, Д. К. Гек, А. П. Багаева - Текст: электронный // Актуальная проблемы авиации и космонавтики - 2019. - №2. - С. 378-380. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-reactjs-v-sovremennoy-web-razarabotke
13. Казанцева, Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни / Л. П. Казанцева. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 192 с.
14. Кесенбери, У. Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Как создавать истории, улучшающие дизайн / Уитни Кесенбери, Кевин Брукс ; пер. с англ. А. Сарычева, Л. Поминовой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 336 с.
15. Кой, М. Пользовательские истории: гибкая разработка программного обеспечения / М. Кой. - Москва: И.Д. Вильямс, 2012. - 256 с.
16. Короленко, Ц. П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство: Монография. / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2007. - 427 с.
17. Круг, С. Не заставляйте меня думать / Стив Круг.- Москва: Издательство “Э”, 2017. - 256 с.
18. Купер, А. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия / Алан Купер, Рейман Роберт, Колгиг Дэвид, Носсел Кристофер. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 720 с.
19. Купер, А. Психбольница в руках пациентов / Алан Купер.- Санкт- Петербург: Питер, 2018. - 384 с.
20. Коберн, А. Современные методы описания функциональных требований к системам / А. Коберн. - Москва: Лори, 2002. - 288 с.
21. Леви, Дж. UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать / Дж. Леви. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 403 с.
22. Линдерман, М. Ошибки Web-дизайна и как их устранить до того, как вы лишитесь посетителей / Мэтью Линдерман, Джейсон Фрайд. - Москва: НТ Пресс, 2007. - 224 с.
23. Мардан, А. React быстро. Веб-приложения на React, JSX, Redux и GraphQL / А. Мардан. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 560 с.
24. Магическое число семь плюс-минус два. - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Магическое_число_семь_плюс-минус_два (дата обращения: 20.05.2021).
25. Месяц, С. В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете / С. В. Месяц. - Москва: Кругъ, 2012. - 464 с.
26. Методы повышения производительности современных веб-приложений / В. Н. Гридин, В. И. Анисимов, С. А. Васильев - Текст: электронный // Известия Южного федерального университета. Технические науки - 2020. - №1. - С. 193-200. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-povysheniya- proizvoditelnosti-sovremennyh-veb-prilozheniy
27. Унгер, Р. UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия / Р. Унгер, К. Чендлер. - Санкт-Петербург: Символ- Плюс, 2011. - 336 с.
28. Обзор и преимущества использования css препроцессоров / Р. В. Ворожейкин, М. Р. Абляев, Ф.Р. Аметов - Текст: электронный // Таврический научный обозреватель - 2016. - № 6. - С. 196-200. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obzor-i-preimuschestva-ispolzovaniya-css- preprotsessorov
29. Паттон, Дж. Пользовательские истории. Искусство гибкой разработки ПО / Дж. Паттон. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 288 с.
30. Пауэрс, Ш. Изучаем Node.js / Ш. Пауэрс. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 400 с.
31. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - Москва: Эксмо, 2010. - 480 с.
32. Поток выполнения. - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поток_выполнения (дата обращения: 20.05.2021).
33. Программная платформа Node.js / А. Н. Долгов, Р. Ю. Нуруллин - Текст: электронный // Достижения науки и образования - 2016. - №1. - C. 17-18. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/programmnaya-platforma-node-js
34. Раскин, Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем / Д. Раскин. - Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2007. - 272 с.
35. Розенфельд, Л. Информационная архитектура в Интернете, 2-е издание / Л. Розенфельд, П. Морвиль. - Санкт-Петербург: Символ-Плюс, 2005. - 544 с.
36. Серверный JavaScript - преимущества и недостатки Node.js / И. Д. Чепегин - Текст: электронный // Вестник науки и образования - 2020. - № 12. - С. 18-20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/servernyy-javascript- preimUschestva-i-nedostatki-node-js
37. Событийно-ориентированное программирование. - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Событийно- ориентированное_программирование (дата обращения: 20.05.2021).
38. Современные интерактивные веб-приложения - построение пользовательского интерфейса с React / С. О. Бондаренко - Текст: электронный // Вестник науки и образования - 2018. - №2. - С. 46-48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-interaktivnye-veb-prilozheniya- postroenie-polzovatelskogo-interfeysa-s-react
39. Сравнение классического процесса реализации веб-приложений и подхода с использованием библиотеки React / А. А. Горбачев, Е. С. Горбачева- Текст: электронный // Молодой исследователь Дона- 2020. - №1. - С. 28-31. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-klassicheskogo-protsessa-realizatsii- veb-prilozheniy-i-podhoda-s-ispolzovaniem-biblioteki-react
40. Сравнительный анализ подходов в разработке API веб-приложений / А.
М. Шор - Текст: электронный // Studnet - 2020. - №9. - С. 533-540. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sravnitelnyy-analiz-podhodov-v-razrabotke-api-veb- prilozheniy
41. Стракович, Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке / Юлия Страктович. - Москва: Классика-XXI, 2014. - 352.c
42. Ткаченко, О. Н. Взаимодействие пользователя с интерфейсами информационных систем для мобильных устройств: исследование опыта / О. Н. Ткаченко. - Москва: Магистр, 2017. - 152 с.
43. Фальк, К. Рекомендательные системы на практике / К. Фальк - Москва: ДМК Пресс, 2020. - 448 с.
44. Элькин, В. М. Театр цвета и мелодии ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности / В. М. Элькин. - Санкт- Петербург: Петрополис, 2013. - 292 с.
45. Элькин, В. М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней / В. М. Элькин. - Санкт-Петербург: Респекс, 2000. - 224 с.
46. Янг А. Node.js в действии / А. Янг, Б. Мек, М. Кантелон. - Санкт- Петербург: Питер, 2018. - 432 с.
47. Emotionally}Vague: A research project about emotion, sensation and feeling: сайт. - Лондон, 2006 - 2012. - URL:http:ZZwww.emotionallyvague.com (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.
48. inmood: музыка в настроение: сайт. - Москва, 2011 - 2015. - URL: http://inmood.ru (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.
49. Moody - Mac OS X Z Windows app to mood tag your music in iTunes: сайт. - URL: https:ZZmjelle.comZmoodyZ (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.
50. Music Genome Project. - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Music_Genome_Project (дата обращения: 20.05.2021).
51. Music and Podcasts, Free and On-Demand | Pandora: сайт. - Нью-Йорк, 2000
- 2021. - URL: https://www.pandora.com (дата обращения: 20.05.2021). - Текст: электронный.
52. LESS (язык стилей). - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/LESS_(язык_стилей) (дата обращения: 20.05.2021).
53. V8 (движок JavaScript). - Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. - 2021.
- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/V8_(движок_JavaScript) (дата обращения: 20.05.2021).