Введение 11
1 Теоретические основы оптового бизнеса в современных условиях 16
1.1 Оптовая торговля как экономическая категория 16
1.2 Функции и роль оптовой торговли в современных условиях 24
1.3 Оценка эффективности предприятий оптовой торговли: методологический
аспект 30
2 Оценка проблем и перспектив развития оптового бизнеса в Российской
Федерации 36
2.1 Общая ситуация российского сегмента оптового бизнеса в аспекте 36
2.2 Основные проблемы и перспективы развития оптового бизнеса на
федеральном и региональном уровнях 44
2.3 Стратегии развития предприятий оптовой торговли 52
3. Оценка развития оптового бизнеса Томской области (на примере ООО
«ТомОбувь») 58
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ТомОбувь» 58
3.2 Стратегический анализ развития ООО «ТомОбувь» 74
3.3 Комплексная программа развития ООО «ТомОбувь» 80
4. Социальная ответственность 102
Заключение 110
Список публикаций студента 115
Список использованных источников 116
Приложение А 121
Приложение Б 141
Объектом исследования является деятельность оптовой организации ООО «ТомОбувь»
Цель работы – на основе анализа текущего состояния оптового рынка товаров и услуг сформировать комплекс рекомендаций по модернизации его функционирования для
обеспечения конкурентного взаимодействия торговых компаний как субъектов оптового
рынка.
В процессе исследования рассматривались методологические основы формирования конкурентных рынков оптовой торговли, исследованы особенности организации и функционирования оптового рынка, проанализировано современное состояние и перспективы
развития оптовых компаний.
В результате исследования на основе анализа текущего состояния оптового рынка
сформирована комплексная программа развития ООО «ТомОбувь».
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики: магистерская диссертация состоит из трех частей: в первой рассмотрены методологические основы формирования конкурентных оптовых рынков. Во второй исследована оценка проблем и перспектив развития оптового рынка России и Томской области. В
третьей проведена оценка развития оптового бизнеса и сформирована комплексная программа развития. Выпускная квалификационная работа выполнена в текстовом редакторе
Мicrosoft Word 10.0 и представлена на CD-диске (в конверте на обороте обложки).
Степень внедрения: основные положения и выводы настоящей работы апробированы при прохождении преддипломной практики на предприятии ООО «ТомОбувь»
Область применения: результаты исследования могут быть использованы руководителями, специалистами организационно-правовых и планово-экономических служб.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в разработке
комплекса рекомендаций по модернизации ОРЭМ для обеспечения конкурентного взаимодействия генерирующих компаний как субъектов оптового рынка
В будущем планируется глубже изучить проблему формирования оптового рынка,
разработать подробную методику по оптимизации бизнеса в России и регионах.
Введение
Актуальность темы исследования. Необходимыми условиями достижения
конкурентоспособности для предприятия оптовой торговли в условиях рынка
является гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Следовательно, для оптовых организаций совершенствование управления
– это, прежде всего, совершенствование управления процессами логистики. Для
предприятий оптовой торговли в управление логистикой важно оптимизировать не только каналы распределения реализуемой продукции, но и каналы поставок, а также уровень товарных запасов. Оптимизацию каналов поставок и
распределения необходимо коррелировать с объёмами товарных запасов на
складах.
Оптимальное, комплексное сочетание всех трёх элементов товародвижения обуславливает эффективность деятельности оптовых предприятий. Такое
комплексное сочетание – это основные направления совершенствования управления предприятием оптовой торговли. Поэтому в управлении оптовым предприятием необходимо постоянно осуществлять мониторинг всех элементов логистических цепочек.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена важностью комплексного совершенствования управления на основе
оптимизации управленческих решений в области логистики товарных запасов.
Целью диссертационной работы является разработка методических положений и практических предложений по совершенствованию развития оптовых
организаций в части совершенствования логистики товарных запасов.
Достижение поставленной цели обеспечивает решение следующих основных задач, выносимых на защиту:
- рассмотрение теоретических основ организации оптовой торговли;
- рассмотрение основных проблем и тенденций развития федерального и
регионального рынка оптовой торговли;12
- выделение внешних факторов, влияющих на управление товарными запасами;
- разработка и обоснование комплексной программы развития оптового
предприятия.
Объектом исследования является деятельность оптовой организации
ООО «ТомОбувь». Предметом исследования являются особенности коммерческой деятельности оптового предприятия и пути ее совершенствования в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. Проведенное исследование базируется на сложившихся к настоящему времени научных подходах в области экономики, логистики, управления.
Теоретической основой изучения общих вопросов организации и управления товарными запасами явились труды отечественных специалистов, таких
как С.А.Котляров, И.В.Доможирова. В трудах В.В.Дыбской были рассмотрены
особенности логистических операций применительно к предприятиям оптового
сегмента экономики. В трудах Е.Н.Ветлужской исследовалась эффективность
стратегий управления логистикой оптовых продаж. Изучением системы регулирования запасов оптового предприятия занимается А. В. Живалева.
Признавая несомненную теоретическую и практическую значимость указанных исследований, необходимо отметить, что малоизученными остаются
работы, содержащие решение вопросов обеспечения процесса управления запасами и реализации готовой продукции в оптовых организациях. Так, проблемой межфункциональных конфликтов при осуществлении оптовой логистики
занимается А.Б.Виноградов, особенностями формирования системы логистического сервиса оптовых компаний – А.В.Иванова (под руководством
В.В.Дыбской), возможность аутсорсинга при осуществлении логистики рассматривала Н.Н.Кадникова.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы будут являться научные работы зарубежных и отечественных учёных, законодательные1
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Оптовая торговля является главным организатором товарного обращения
на рынке и основой общественного распределения товаров. Она накапливает на
своих складах определенные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей
национальной экономики. Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно решает роль организатора рынка, поскольку она непосредственно связана
и с производителем, и с потребителем. В условиях формирования и развития
рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объемов производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания,
более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного
потребления.
Главная роль оптового звена торговли состоит в вовлечении имеющихся
товарных ресурсов в оборот на основе конкуренции, как товаропроизводителей,
так и покупателей. Но в настоящее время наряду с положительными моментами
в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему ассортименту и качеству поставляемых товаров.
Объектом исследования в курсовой работе являлось ООО «ТомОбувь».
Основным видом деятельности ООО «ТомОбувь» является оптовая торговля.
Динамика выручки в действующих и сопоставимых ценах характеризовалась устойчивой тенденцией роста. Отрицательным фактом в деятельности
ООО «ТомОбувь» является практически равный темп роста выручки от реализации и темпа роста себестоимости проданных товаров.
В течение всего периода исследования наблюдается положительная динамика прибыли до налогообложения и чистой прибыли, данное изменение по-111
зитивно сказалось на рентабельности продаж, величина которого в 2014 году
составила – 0,63%, в 2016 – 1,22%.
Оценивая эффективность деятельности ООО «ТомОбувь», можно сказать,
что результаты финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году выше, чем
в 2015 году, отмечается рост эффективности использования основных фондов,
но в тоже время отмечается замедление оборачиваемости оборотных средств.
Исходя из вышеприведенных данных можно предположить, что в работе
системы ООО «ТомОбувь» необходимо расширять ассортимент товаров, улучшать качество торгового обслуживания и изучать спрос населения.
Проведя анализ динамики и структуры оптового товарооборота ООО
«ТомОбувь», можно сделать следующие выводы. Оптовый товарооборот ООО
«ТомОбувь» увеличился за 2014-2016 гг. на 252415 тыс. руб., причем его рост
на 27,8% обеспечен роста цен на товары и на 72,2% ростом физического объема
товарооборота предприятия.
Анализ структуры оптового товарооборота ООО «ТомОбувь» показал,
что наибольший удельный вес составляет товарная группа «Женская обувь»,
чей удельный вес увеличился за исследуемый период на 2% и составил в 2016 г.
59%. Вторая по объему группа «Мужская обувь» сократила свой удельный вес
на 11% и составила в 2016 г. 21%.
Анализ динамики состава оптового товарооборота ООО «ТомОбувь» показал, что основную долю занимает складская реализация оптовой продукции,
что связано с более высокой рентабельностью и доходностью. В динамике
складская реализация продукции увеличилась на 0,8% и составила в 2016 г.
84,4%.
Оценка влияния факторов на оптовый товарооборот ООО «ТомОбувь»
показала, что на динамику оборота оптовой торговли положительное влияние
оказали следующие факторы: рост потребительских цен, увеличение производительности труда работников, увеличение среднегодовой стоимости товарных
запасов, повышение эффективности использования основных фондов ООО
«ТомОбувь». Сокращение количества реализуемых товаров, снижение числен-112
ности работников и замедление оборачиваемости товарных запасов способствовали снижению оборота оптовой торговли ООО «ТомОбувь». С целью укрепления позиций торговли ООО «ТомОбувь» необходимо разработать основные
направления наращения оборота оптовой торговли.
Конституция РФ [Электронный ресурс]: Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с
поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.). Доступ из
информационно-правового обеспечения (ИПО) «ГАРАНТ».
2. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]: Гражданский
кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ,
«Залог» ст.ст. 334 - 358,18, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, глава 42
«Заем и кредит». Доступ из информационно-правового обеспечения (ИПО)
«ГАРАНТ».
3. Стратегия развития торговли в Российской федерации на 2011-2015
го- ды и период до 2020 года. Утверждена Приказом Минпромторга Россииот
31 марта 2011 г. N 422
4. Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
5. Альбеков А. У. Экономика коммерческого предприятия: учебник /
А. У. Альбеков, С. А. Согомонян. Ростов н/Д : Феникс, 2012. 448 с.
6. Бабич И.В. Формирование коммерческих связей в оптовой торговле
// Дорога знаний. 2015. №4. С. 118−120.
7. Бурмистров В. Н. Внешняя торговля Российской Федерации / В.Н.
Бурмистров, К.В. Холопов. М.: ЮРИСТЪ, 2015. 384 c.
8. Гасанов Т.К. Оценка эффективности развития материальнотехнической базы предприятий оптовой торговли. Автореферат дисс. На
соискание степени к.э.н. М., 2013. 21с.
9. Дашков Л. П., Коммерция и технология торговли. М. : Дашков и Ко,
2012. 396 с.11