Введение 3
Глава 1. Правовые средства и механизмы противодействия коррупции в Российской Федерации 7
1.1. Понятие и сущность коррупции 7
1.2. Антикоррупционная политика Российской Федерации 14
1.3. Общая характеристика механизмов противодействия коррупции в
Российской Федерации 20
Глава 2. Основные антикоррупционные механизмы в системе государственной гражданской службы 27
2.1. Урегулирование конфликта интересов 27
2.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов... .37
2.3. Юридическая ответственность государственных гражданских
служащих за коррупционные правонарушения 43
Глава 3. Проблемы борьбы с коррупцией и совершенствование антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы 51
3.1. Проблемы борьбы с коррупцией в системе государственной
гражданской службы 51
3.2. Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе
государственной гражданской службы 55
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Актуальность исследования. В настоящее время признано, что, коррупция, захватившая нашу общественно-политическую, экономическую и другие сферы жизнедеятельности представляет серьёзную угрозу нашему обществу. Она является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и составных его частей.
Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узко корпоративных благ, а не на обеспечение устойчивого и эффективного государственного устройства . Вот почему принято считать, что наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах государственной власти и управления является именно коррупция, рассматриваемая специалистами в большинстве случаев как совокупность преступлений.
В нашей стране в настоящее время укрепилось мнение о всеобщей коррумпированности государственного аппарата, невозможности без подкупа добиться своих прав. Не случайно в числе вопросов, задаваемых Президенту РФ В.В. Путину в «прямых линиях», вопросы коррупции вошли в десятку наиболее часто задаваемых.
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в условиях реформирования российской политической системы усматриваются тенденции глобализации, роста и повышения общественной опасности этого негативного социально-опасного явления в системе государственной службы.
В последние годы в РФ публикуются статистические данные по исследуемой проблеме. К сожалению, эти данные свидетельствуют о неуклонном росте преступлений, связанных с коррупцией.
Целью работы является комплексное исследование профилактических мер по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы и выработка рекомендаций по противодействию коррупции в сфере правоприменительной практики.
Для достижения названной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Исследовать коррупцию и ее сущность как социально-правового явление.
2. Проанализировать антикоррупционную политику Российской Федерации.
3. Исследовать основные антикоррупционные механизмы в системе государственной гражданской службы.
4. Определить проблемные вопросы в сфере правоприменительной практики противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
5. Предложить пути решения проблем противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы и пути их совершенстования.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией на государственной гражданской службе, практика их применения, научная литература, посвященная проблемам борьбы с коррупцией на государственной гражданской службе, а также деятельность официальных государственных структур по предупреждению этого явления.
Степень научной разработанности проблемы. Авторами, посвятившими свои исследования проблемам противодействия коррупции и взяточничества, являются: А.А. Аслаханов, В.В. Астанин, Б.В. Волженкин, А.И. Долгова, Н.А. Егорова, Б.В. Здравомыслов, Т.В. Кондрашова, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Н.С Таганцев, А.Н. Трайнин, С. М. Фоминых и другие ученые.
Нормативной базой данного исследования являются Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН против коррупции, Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон «О государственной гражданской службе», Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и другие.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общие методы познания, общенаучные и частно-научные.
Общими явились методы теоретического и эмпирического исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и сравнение, моделирование). Исследование проводилось с помощью таких общенаучных методов, как системный и метод структурного анализа. Частно-научными методами выступили сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный.
Практическая значимость исследования проявляется в том, ичто ■ выработанные «выводы и «предложения «могут послужить основой для дальнейшего совершенствования антикоррупционных механизмов на государственной гражданской службе. ж
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, которые включают восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Коррупция в системе государственной службы является крайне опасным явлением, так как при этом она охватывает государственный аппарат в целом.
Правовое регулирование данного института осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О государственной гражданской службе, рядом других федеральных законов, подзаконных актов и иными нормативными правовыми актами.
Принципы государственной службы далеко не всегда реализуются на практике, что в свою очередь способствует проявлению и росту коррупции в системе государственной гражданской службы. Порождает коррупцию, в частности, не полная реализация принципа открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих. Общественный контроль на данном этапе времени осуществляется не на должном уровне, отсутствует правовой механизм его реализации. В свою очередь, коррупционные проявления в системе государственной службы способствуют нарушению других ее принципов, в частности, принципа законности; принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; принцип равного доступа к государственной службе; принципа профессионализма, что приводит к дезорганизации системы государственной гражданской службы в целом.
Антикоррупционная политика нашего государства предполагает осуществление комплекса различных мер. Но, к сожалению, некоторые из них фактически остаются декларативными. Ряд факторов мешает осуществлению эффективной антикоррупционной политики. Мало внимания уделяется искоренению причин коррупции, а противодействие сводится к разработке и изменению санкций за уже совершенные коррупционные правонарушения.
Применение конкретных антикоррупционных механизмов в системе государственной гражданской службы на практике имеет некоторые проблемы. Во-первых, при регулировании такого явления, как конфликт интересов на государственной гражданской службе, в настоящее время не разработана процедура ограничения (отказа) государственного гражданского служащего от личных интересов, способных привести к конфликту интересов, путем отказа от получения выгоды, доходов, подарков и т.д.; отсутствуют оценочные критерии эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения его повторения; не налажена система обучения государственных гражданских служащих поведению в условиях конфликта интересов; не определен перечень типовых ситуаций, при которых может возникнуть конфликт интересов.
В качестве мер предотвращения конфликта интересов могут выступать совершенствование системы, структуры и организации деятельности органов государственной власти; конкретизация, оптимизация, исключение дублирования полномочий государственных органов и служащих; установление для лиц, замещающих государственные должности, ограничений и запретов, аналогичных ограничениям и запретам, определенным для государственных гражданских служащих; продолжение практики предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера всеми государственными гражданскими служащими, а не только включенными в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации; обеспечение правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих; нормативное закрепление перечня ситуаций, при возникновении которых государственный гражданских служащий должен письменно уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; урегулирование конфликтов интересов независимыми от органа государственной власти комиссиями.
Во-вторых, существует ряд проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Так, в соответствии с действующим законодательством антикоррупционной экспертизе подвергаются только нормативные правовые акты и их проекты. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении нормативных договоров, заключаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Вместе с тем вероятность содержания в них коррупциогенных факторов ничуть не ниже, чем в распорядительных актах.
Следует также отметить проблемы, возникающие при проведении внутренних антикоррупционных экспертиз. Так, эксперты, являющиеся работниками соответствующего органа власти, могут быть связаны мнением или настойчивым желанием своего работодателя по закреплению в нормативном правовом акте совершенно конкретных норм права, в том числе не отвечающих требованиям коррупционной безопасности. В этом случае они могут «не замечать» содержащиеся в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы.
Для совершенствования порядка проведения антикоррупционной экспертизы целесообразно:
- применить правовой механизм приведения в соответствие с антикоррупционным законодательством действующих нормативных правовых актов;
- установить ответственность за несоблюдение антикоррупционного законодательства при проведении антикоррупционной экспертизы и применяемых мер;
- определить статус независимого эксперта, аккредитованного на одну проведение антикоррупционной экспертизы, и требования, определяющие его профессиональные и личностные качества;
- регламентировать порядок учета заключений независимых задача экспертов при подготовке проектов нормативных правовых актов.
В-третьих, в рамках ответственности гражданских служащих за совершение антикоррупционных правонарушений выделяется такая проблема как отсутствие в антикоррупционном законодательстве положения о недопуске на коррупционно опасные должности лиц, уволенных с них раннее в связи с утратой доверия.
Выход из этой ситуации видится во введении нового дисциплинарного взыскания в виде лишения права замещать должности государственной гражданской службы на определенный срок, которое должно применяться как дополнительное.
Разработка путей решения указанных проблем является одним из способов усовершенствования антикоррупционных механизмов на государственной гражданской службе, а так же послужит совершенствованию антикоррупционной политики государства в целом.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 20.03.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
2. Основы законодательства об антикоррупционной политике: Модельный закон от 15 ноября 2003 года (Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением № 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств.- 2004.- № 33. -С. 225-260
3. Международный кодекс поведения государственных
должностных лиц (принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-ом I пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=8590#02866 863789084628 - Загл. с экрана.дю
4. ^ИмКодекс «поведения «должностных «лиц «по «поддержанию ■ правопорядка (принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-ом 1 пленарном «заседании Генеральной ^Ассамблеи оООН) // Международная j защита прав и свобод человека: Сборник документов.- М.: Юридическая i литература, 1990.
5. ^^Руководящие «принципы «для «эффективного «осуществления И Кодекса «поведения «должностных «лиц «по «поддержанию «правопорядка (приняты 24 (мая 1989 г. резолюцией № 1989/61 1на 15-ом пленарном к заседании Экономического и Социального Совета ООН) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=6329#01134 616287713397 - Загл. с экрана.
6. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федер. закон шот 30.12.2001 № 195-ФЗ (по сост. на
23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). -Ст. 1.
7. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:федер. закон от 17.07.2009 № 172- ФЗ (по сост. на 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ.- 2011.- №48.- Ст. 1009.
8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (по сост. на 11.12.2018) // Собрание i законодательства РФ. - 2004. - № 31. -Ст. 3215.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» : федер. закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (по сост. на 06.12.2011) // Собрание
законодательства РФ.- 2008.- № 52.- Ст. 6235
10. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (по сост. на 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.